Оценка состояния позвоночника у ребенка
( )
, . 10-12 . , , , , .
, , , ? , , ?
, . , . , , , . . . , , , . , , . , : . : , , .
? , ? ?
1
, . , , .
. . , .
. . , , .
, , . , . . . , .
1
10-11 , 1 . . , . . , . . , .
, . , .
( 1) , , , , , , .
. . , . . . , . . , , . .
, , , .
1. . (1- , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ).
( 2) , , , , , ( ).
, . .
.
. .
.
. .
. , . , . , .
2. (1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ).
( 3). . 7 , .
3. . .
( 4) . : ( ), ( ) ( ). , . . . , , , . 5-6 .
4. – . (1 , 2 , 3 , 4, 5 6 ).
, , , , , . ( 5).
5. .
. -, , , . , . . . .
. , . . , , . ?
. . , . , . . , . , . , .
. ( , .. 3 , https://www.ozon.ru). , , – .
, . , , . .
, , , . . . , . ( ) 2-3 . .
. , . 3 . 4-5 . (, ), , .
! 5-6 . , ( ). , , .
, , . .
. 2-3 . 5-6 . 50 50 , ( 6).
6. .
, , .
, , , , , , . , , ( 7).
7. .
, , . .
, , , . ( 8).
8. .
2-3 . . . 5-6 . (), , . . , 15-20, . , , . , ( , ). , , .
, 40-50 200-400 , , ( 9).
9. .
. . . ( 10).
10. (1 , 2 , 3 ).
. , .
, . , . . . . . , , . , , . . 2/3 .
, . (, , ..) 30 . . 1-3 . ( ).
. , . , . , . , . . ( 11).
11. .
, .. ( 12).
12. .
, 10-15. , .
. : .
, , . , , , ( 13). .
13. .
1 . , ( ). – ( 14).
14. .
. , , . , . . – .
. 3-5 10-15 , , . , ( , , , ..) . 20-30 , . , . .
, , , . , , .
. , , . . .
1-1,5
. , , 10-15 . . , . 3-5 .
, . , . , , .
. . , . , 3-4 .
, . . 1 .
. . , , . (, ) .
2-4
. , .
.
, , , , , . 8-10 .
, . , , , . – .
, . , , . 4-6 .
4-6
. .
, , . 8-10 .
, , , . 10-15 .
, , .
, . , . , . 30-45 , . , .
6 . , . . , .
6 , , , , . , .
6-8
. . , , 1-1,5 . , .
. . , , , , ( – ).
8-12
, , . . , (. . ), , . ( , , ..
. . , . , . (10-20 ) . 4-5 . , , , , , , .
, , . .
1-2
, , . , , . .
. , , , . 3-5 .
. . . 3-5 . , .
, , . , . , . , , . , .
, , , . , , .
, , ( , ), ( ), ( , ). , . .
. , . . , , .
() , . , , . , , . , .
, . , , .. . . .. . , https://ozon.ru
. 10-15 .
, , :
– ;
– , , ;
– , ;
– , ;
– , .
:
– ;
– , ;
:
– , ;
– , ;
– ;
– 40 ( , );
– , , ;
– , , , , ;
– .
:
– , , ;
– ;
– ;
– ;
. , , . , .
. , , . , . () () . .
, , . , 1-5 .
( 14):
14. .
( 15). , 10-15 . , , .
15. .
– . , . , , , , . , . , , , , , . , !
!!!
——————————————————————————————
Microsoft Word
——————————————————————————————
<<<
() .. 2015 .
Источник
Ортопедическая патология делится на 2 группы: врождённые деформации скелета и наследственные заболевания и приобретённая патология (последствия травм)
Правильная осанка – это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Определить наличие или отсутствие нарушения осанки у р-ка помогает тестовое обследование: осмотр и 10 вопросов, осмотр стоя, р-к раздет до трусов:
1. осмотр в фас (спереди), руки вдоль туловища – определяется форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, деформация грудной клетки, симметрия таза;
2. осмотр сбоку – определяется форма грудной клетки, живота, спины, выступление лопаток;
3. осмотр со спины – определяется симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, ног (нормальная, Х- или О-образная), ось пяток (вальгусная или нет);
4. выявление нарушений в походке.
Вопросы:
1. явное повреждение органов движения, вызванное врождёнными пороками, травмой, болезнью (да, нет)
2. голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки. таз расположены несимметрично (да, нет)
3. выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая, «куриная» (да, нет)
4. выраженное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза (да, нет)
5. сильное отставление лопаток, «крыловидные» лопатки (да, нет)
6. сильное выступание живота, более 2см от линии грудной клетки (да, нет)
7. нарушение осей нижних конечностей (нормальная, Х- или О-образная) (да, нет)
8. неравенство треугольников талии (да, нет)
9. вальгусное положение пяток во время стояния- ось пятки отклонена наружу(да, нет)
10. явные отклонения в походке – прихрамывающая, «утиная» и т.д. (да, нет)
Градации оценки:
1. нормальная – отрицательные ответы на все вопросы
2. незначительные нарушения – положительные ответы на вопросы 3, 5,6,7
3. выраженные нарушения – положительные ответы на вопросы 1,2,4,8.8,10
Плоскостопие- деформация стопы. сопровождающаяся уплощением её сводов, при этом нарушается ходьба и бег, а в дальнейшем – быстрая утомляемость, боли в ногах. Диагностика осуществляется врачом-ортопедом. Один из самых информационных методов диагностики- плантография (по методу В.А.Яралова- Яралянца).
Материал:
– плантограф (деревянная рамка 30х40см выс.2см, обтянутая мешковиной и поверх её плёнка, кот. с нижней стороны смачивается штемпельной краской
– чистый лист бумаги. кот. кладётся под окрашенную сторону планографа
– детский стульчик
Р-к садится на стульчик ближе к краю. аккуратно ставит ноги на плантограф всей поверхностью стопы, встаёт при помощи взрослого, выпрямляется и находится в таком положении несколько секунд. окрашенная ткань прогибаясь. оставляет отпечатки стоп. После этого р-к садится и убирает две ноги одновременно.
для оценки плантограммы необходимо обозначить 3 точки: середину основания большого пальца, центр пятки, середину межпальцевого промежутка 2 и 3 пальцев, затем соединить 1 со 2, 2 с 3. Если обе линии в средней части не 2утопают» в отпечатке стопы, то это норма, если 1 линия остаётся за отпечатком, а 2 «утопает» в нём, то стопа уплощённая, если обе линии «утонули»- отмечается плоскостопие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.
Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.
У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.
Возникшие к концу первого года жизни физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости, свойственные позвоночнику взрослого, продолжают развиваться и индивидуально формируются в процессе роста ребенка к 17-22 годам.
Ортостатическое, т.е. вертикальное положение человека определяет статику и осанку. Большое влияние на формирование осанки имеют внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки при спортивных занятиях, перенесенные заболевания, а так же все, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного «каркаса» и позвоночника. В результате формируется правильная или патологическая осанка.
Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.
Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.
Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.
Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.
Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.
При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.
Сколиоз – наиболее часто встречающийся вид деформации у детей. Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонных к прогрессированию деформации со статико- динамическими нарушениями и функциональными изменениями внутренних органов. По этиологическому фактору различают врожденные и приобретенные сколиозы.
Врожденный сколиоз – основой его происхождения являются аномалии развития позвоночника и ребер (добавочные, клиновидные позвонки и полупозвонки, синостозы остистых отростков, добавочные ребра), дисплазия пояснично-кретцового отдела позвоночника, определяющая понятие «диспластический сколиоз».
Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.
Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.
Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач – специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.
По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.
Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.
Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.
Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.
Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.
Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.
Источник