Зона особого внимания позвоночник
Позвоночник – это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой.
Позвоночник – это:
- жесткий стержень, который поддерживает туловище; голову и пояс верхних конечностей;
- надежная опора всех рычагов из костей и мышц;
- прочный “защитный футляр” спинного мозга;
- гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;
- эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела.
Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок.
Он вынужден приспосабливаться к различным условиям жизни: к неудобной мебели, сиденью автомобиля, к работе за прилавком или станком, к тяжелым сумкам и торможению автобуса в час пик. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции – подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвоночном суставе по отдельности невелика, но позвоночник в целом достаточно гибкая система. Координация работы мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника. Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник и подвздошно-поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещения и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга вырабатывает изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.
Нарушение мышечного тонуса происходит при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением физиологических изгибов позвоночника либо его боковым искривлением.
Между “просто” нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Две наиболее распространенные “напасти”, связанные с позвоночником, – нарушения осанки и остеохондроз – это две стороны одной медали, звенья одной цепи.
Осанка
Определение осанки: привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Осанка зависит от формы позвоночника.
У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба – шейного лордоза – начинается после рождения ребенка, когда малыш поднимает голову. Второй изгиб – грудной кифоз – начинает формироваться, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Когда ребенок начинает стоять и ходить, формируется третий изгиб – поясничный лордоз, и, начиная с трех – четырех лет, образуется арочная форма костей стопы.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Больше всего вредят позвоночнику ребенка плохое физическое развитие и невнимательное отношение родителей к формированию правильной осанки
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках (остеохондроз).
Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина) в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям нарушениям памяти и внимания.
Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением.
Типично “детские” болезни позвоночника – юношеский кифоз и сколиоз – считаются системными ( то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ.
Хорошая осанка
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.
Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания различаются.
Нормальная осанка дошкольника
Грудная клетка симметрична, плечи не выступают к переди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.
Нормальная осанка школьника
Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине ( не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половина туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.Сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половины. В этой плоскости происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание (наклон назад).
Нормальная осанка юноши и девушки
Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз.
У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.
Правильная осанка и типичные варианты ее нарушений:
Сагиттальная плоскость делит тело на правую и левую половины. В этой плоскости происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание (наклон назад).
Тест на правильность осанки в сагиттальной плоскости – встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены, расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов примерно – 2-3 пальца.
Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю стороны. Во фронтальной плоскости происходят наклоны туловища вбок. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости и асимметрия правой и левой частей тела – явный признак патологии опорно-двигательного аппарата Нарушения осанки во фронтальной плоскости часто сочетаются с косым положением таза.
В горизонтальной плоскости происходит вращение позвонков при поворотах туловища. Скручивание позвоночника в горизонтальной плоскости – отличительный признак сколиоза.
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости
Сутуловатость. Грудной кифоз увеличен, его вершина находится в верхней части грудного отдела. Поясничный лордоз сглажен. Плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине (крыловидные лопатки).
Круглая спина. Кифоз равномерно увеличен на всем протяжении грудного отдела, поясничный лордоз несколько сглажен, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине. Для круглой спины характерны впалая грудная клетка и плоские ягодицы. Из-за укорочения грудных мышц ребенок не может поднять полностью руки вверх.
Кругло-вогнутая спина. Все изгибы позвоночника увеличены, голова, шея, надплечья наклонены вперед, живот выступает и свисает. Колени максимально разогнут, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной поверхности. Мышцы живота, спины, задней поверхности бедер и ягодиц растянуты и истончены. Из-за дряблости брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.
Плоская спина. Все изгибы позвоночника сглажены, поясничный лордоз выражен слабо и смещен кверху. Нижняя часть живота выдается вперед. Скелетная мускулатура плохо развита, мышцы туловища и спины утончены. Плоская спина является следствием функциональной неполноценности мускулатуры. При плоской спине чаще, чем при других нарушениях осанки, развивается сколиоз и другие дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника. При такой осанке чаще происходят компрессионные переломы.
Плоско-вогнутая спина. Грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немножко увеличен. Таз как бы сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед и отвисает книзу. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.
Нарушения осанки во фронтальной плоскости
Для них характерно дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины. Такие нарушения осанки трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза.
В отличии от сколиоза, при функциональном нарушении осанки во фронтальной плоскости искривление позвоночника и асимметрия правой и левой сторон тела исчезают при разгрузке мышц в положении лежа.
Главное отличие сколиоза от “просто” нарушений осанки во фронтальной плоскости – скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки расположены, как ступени винтовой лестницы.
Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражены, пора идти к врачу.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Давайте поговорим о том, что делать, чтобы осанка не портилась, а позвоночник оставался здоровым.
В первые годы жизни ребенка полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья, и для нормального формирования позвоночника. Регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые проявляются тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание – этого на первых порах достаточно для нормального физического развития
Что еще необходимо ребенку – так это с первых недель жизни. подружиться с хорошим невропатологом. Более или менее выраженная перинатальная энцефалопатия сейчас есть практически у каждого новорожденного и часто требует длительного лечения.
Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Здоровый ребенок должен много двигаться, из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать.
В положении сидя или стоя, особенно, если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок ” обвисает “,вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвоночные диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимые условия нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Без соблюдения элементарных правил плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. На ситуацию в школе мы повлиять не можем.
А как должно быть организованно рабочее место школьника дома?
- Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки.
- Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик.
- Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз – 30 – 35 см.
- Купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.
- Под ноги поставить скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху.
- Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз.
- Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы.
- Время от времени ребенок должен менять позу. Через каждые 30 – 45 мин занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут.
- Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу.
А что еще можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?
- Полноценно питаться
- Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой желательно специальной ортопедической подушкой.
- После уроков школьнику, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.
- Нельзя носить сумку, даже легкую, на плече: плечо при этом постоянно приходиться держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке.
- Ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20-30 минут в день заниматься физкультурой.
Самое – самое главное средство профилактики – это выработка навыков правильной осанки.
Источник
Пояснительная записка
Окружающий мир
4 класс
УМК «Начальная школа ХХI века»
Раздел программы: «Опорно-двигательная система человека»
Количество уроков в неделю -2
Тема урока: «Позвоночник – зона особого внимания»
Для изучения раздела программы «Опорно-двигательная система» отведено три урока (УМК «Начальная школа XXI века»). Используя умения анализа и установления причинно-следственных связей, обучающиеся изучают строение и функции скелета, мышц, позвоночника, выясняют причины искривления позвоночника и роль мышечной системы в формировании правильной осанки. В ходе работы над темой создаются условия для развития логического мышления, развивается исследовательская культура. Обучающиеся знакомятся с правилами сохранения и укрепления здоровья и используют приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование раздела программы
3. | Позвоночник – зона особого внимания. | 1 | Учебник, тетрадь с печатной основой, таблица «Позвоночник», рисунки, схемы, мультимедийная презентация к уроку. | Составление гигиенической памятки. Индивидуальное задание на самоконтроль осанки. Вычисление массы ранца ученика начальной школы. |
Планируемые образовательные результаты
После изучения раздела программы учащимся выдаются листы обратной связи для оценки уровня усвоения знаний. Учитель планирует двукратное предъявление листов. Лист обратной связи позволяет провести оценку уровня освоения материала по теме, познакомить с форматом заданий для проведения итогового контроля и обеспечивает обязательное усвоение базового уровня всеми учащимися. Одновременно с усвоением темы, дети обучаются методике продуцирования краткого и конкретного ответа на поставленный вопрос, что необходимо для подготовки к региональному тестированию и сдаче ЕГЭ.
Лист обратной связи
Тема «Опорно-двигательная система человека»
а) костей;
б) мышц;
в) головного и спинного мозга.
Какую работу выполняет скелет
а) является опорой тела, защищает внутренние органы;
б) приводит в движение тело;
в) передаёт сигналы к органам от головного мозга.
Какую систему образует скелет и мышцы?
а) нервную систему
б) опорно-двигательную систему;
в) кровеносную систему.
От чего зависит осанка?
а) от работы кровеносной системы;
б) от скелета мышц;
в) от хорошей учёбы.
Какой вред наносит человеку неправильная осанка? Найдите лишнее.
а) человеку труднее дышать;
б) хуже работает сердце и другие органы;
в) выпадают волосы.
Какие правила надо выполнять, когда сидишь? Найди ошибку.
а) сиди всегда прямо;
б) голову лишь слегка наклоняй вперёд;
в) расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони;
г) опирайся на спинку стула;
д) ноги ставь на пол всей ступнёй;
е) слегка опирайся рукой;
ж) почувствовав усталость, измени позу.
Какие правила нужно выполнять при ходьбе? Найди ошибку.
а) держись прямо;
б) если несёшь что-либо тяжёлое, распредели груз равномерно в правой и левой руках;
в) если это не возможно неси груз в правой руке;
г) в школу лучше ходить с ранцем, чем с портфелем.
Какой должна быть кровать? Найди ошибку.
а) ровной;
б) не очень мягкой;
в) слегка изогнутой.
Что нужно делать тому, кто хочет иметь правильную осанку?
а) много лежать на ровной поверхности;
б) много сидеть, опираясь на спинку стула;
в) тренировать мышцы.
Что должен делать ребёнок, у которого осанка испорчена?
а) заниматься лечебной физкультурой;
б) много лежать на ровной поверхности;
в) много сидеть, опираясь на спинку стула.
Уровень достижений
Начальный уровень
Средний уровень
Достаточный уровень
Высокий уровень
3 б.
5 б.
8 б.
10 б.
Тема: Позвоночник – зона особого внимания
Цели деятельности учителя: изучить строение позвоночника; расширить знания учащихся о правильной осанке, познакомить с правилами формирования осанки и профилактическими мероприятиями по предупреждению сколиоза и кифоза; обсудить вопрос о значении и укреплении мышц.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: знать, понимать правила сохранения и укрепления здоровья, использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметные: в ходе использования умения анализа и установления причинно-следственных связей изучить строение и функции позвоночника, выявить причины искривления позвоночника и роль мышечной системы в формировании правильной осанки.
Познавательные УУД:
Общеучебные операции: поиск необходимой информации в тексте, использование схем, таблиц, вычисление массы предметов, знание соотношений между граммом и килограммом.
Логические операции: создать условия для развития логического мышления (учить анализировать, сравнивать, доказывать, выделять главное) и на его основе развивать исследовательскую культуру.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД: работая в группах, парах, уметь принимать другие мнения, строить монологические высказывания, вести дискуссию, договариваться и приходить к общему решению, оформлять свою мысль в устной форме.
Уровневые цели:
Репродуктивный уровень: усвоить строение позвоночника.
Конструктивный уровень: выявить причины нарушения осанки.
Творческий уровень: создать гигиеническую памятку по профилактике нарушения осанки.
Тип урока: изучение нового материала
Метод: проблемный
Формы работы: групповая, самостоятельная, работа в статистических парах.
Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, таблицы, схемы, рисунки, мультимедийная презентация «Позвоночник – зона особого внимания».
Ключевые понятия: опорно-двигательная система, скелет, мышцы, позвоночник, осанка, нарушение осанки.
Технологическая карта урока
Какое у вас сегодня настроение?
Жюль Ренар говорил, что оно «…меняется чаще, чем наша судьба».
Что сейчас может поднять вам его? Наверное, добрая улыбка.
Улыбнитесь друг другу!
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
Дети дают разные ответы.
Дети улыбаются друг другу и учителю.
Подготовка к основному этапу урока
ИКТ
Обеспечение учащимися мотивации и принятия цели, актуализация опорных знаний и умений.
Становится всё более актуальным девиз, высеченный на скале в Древней Элладе: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым -бегай, хочешь быть умным – бегай».
Что помогает нам двигаться, быть подтянутыми, красивыми и сильными?
Чем крепче мышцы, тем красивее и сильнее тело человека.
Когда строители сооружают здание, они, прежде всего, строят каркас из стальных прутьев. На этом каркасе держится всё здание. Такой же каркас есть и в нашем теле. Что это за каркас?
Какую роль выполняет скелет?
Что находится в центре скелета человека?
Что из представленного на слайде вам уже известно?
Что мы будем сегодня изучать?
Быть сильными и подтянутыми нам помогают мышцы.
Это скелет.
Скелет придаёт телу форму, защищает жизненно важные органы от внешних воздействий, обеспечивает подвижность тела.
В центре скелета человека находится позвоночник.
Мышцы, скелет.
Сегодня мы будем изучать позвоночник.
Усвоение новых знаний и способов действия
Постановка проблемы и создание проблемной ситуации
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Как вы думаете, почему позвоночник является основой скелета?
Позвоночник находится в центре скелета. С позвоночником соединяются задние концы рёбер и череп.
Обсуждение проблемы и её теоретический анализ
Выдвижение гипотезы
Встаньте и совершите несколько наклонов: вперёд, вправо, влево.
Как вы думаете, почему вам удалось это сделать?
Да.
Он гибкий как пружины.
Если позвоночник является основой скелета, то он должен иметь особое строение.
Возможно, что позвоночник имеет другое строение.
Цель работы
Выявить особенности строения позвоночника и причины его искривления.
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы. Работа в группах, получение продукта от групп.
Модель групповой работы демократическая.
Учащиеся класса делятся на однородные группы.
В каждой группе по 8 человек.
Каждая группа получает по два задания.
Учащиеся самостоятельно решают, кто над каким вопросом работает.
Все ответы заносятся в таблицу.
1 группа
Заполнить в таблице строение позвоночника и его особенности.
Использовать текст из приложения 1.
2 группа
Прочитайте текст из приложении 2, рассмотрите рисунки.
Заполните в таблице виды нарушения осанки и дайте характеристику неправильной осанки, назовите причины нарушения осанки.
3 группа
Прочитайте текст. Сделайте вывод о состоянии здоровья человека имеющего нарушение осанки.
Выявите, что нужно делать, чтобы изменить неправильную осанку?
Позвоночник состоит из 33 позвонков.
В шейном отделе 7 позвонков, в грудном 12 позвонков, по 5 в поясничном и крестцовом, 4 в копчиковом. Позвоночник имеет физиологические изгибы и внутри позвоночного столба находится спинной мозг. Между позвонками находятся упругие межпозвоночные диски, построенные из хрящевой ткани.
отсутствие навыков правильной осанки;
неправильная организация рабочего места;
слабое развитие скелетной мускулатуры;
постоянная неравномерная нагрузка на позвоночник;
стрессовые ситуации;
гиподинамия; избыточный вес.
Если нарушается строение позвоночника, то это ведёт к нарушению работы внутренних органов. В первую очередь страдают органы дыхания, сердце, сосуды головного мозга.
Плохая осанка не даётся человеку с рождения. Она вырабатывается с детства, пока хрящевая ткань не заменилась костной.
Неправильную осанку можно исправить. Для этого нужно тренировать мышечную систему.
Подведение итогов результатов работы в группах. Создание общего продукта.
Итак, позвоночник имеет особое строение. К чему приведут изменения в его строении?
Результат работы групп представляется в таблице.
Обучающиеся формулируют вывод в виде схемы.
Схема
Изменение в строении позвоночника ведёт к нарушению осанки, что отрицательно сказывается на работе внутренних органов.
Вывод. Полученный продукт
подтверждает или опровергает гипотезу.
Подтвердилась ли наша гипотеза? Является ли позвоночник основой скелета? Отличается ли его строение от других частей скелета?
Да. Позвоночник имеет особое строение. Его особенность в том, что он имеет физиологические изгибы, он состоит из 33 позвонков, между ними находятся межпозвоночные диски, в позвоночном канале находится спинной мозг.
Первичная проверка понимания
Установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
Тест
Заполни пропуски.
Опорно-двигательная система человека состоит из_____ и______. Основная часть скелета -___________. Изменения в строении позвоночника ведёт к _____ осанки. Это ____ работу сердца, лёгких, вызывает смещение желудка и кишечника.
Самопроверка.
Обучающие заполняют пропуски.
Приложение 4.
Опорно-двигательная система человека состоит из скелета и мышц. Основная часть скелета – позвоночник. Изменения в строении позвоночника ведёт к нарушению осанки. Это затрудняет работу сердца, лёгких, вызывает смещение желудка и кишечника.
Учащиеся сверяют текст с образцом.
Физ. минутка
Проверим свою осанку.
Встань прямо, положи на голову книгу. Постарайтесь пройти до стены класса, не сутулясь и не поддерживая книгу руками, и если при этом она не упадёт, значит, у вас хорошая осанка.
Ребята встают из-за парт. Кладут учебник на голову и стараются пройти к противоположной стене класса.
Делают вывод о состоянии своей осанки.
Закрепление знаний и способов действий
Работа в парах
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации, практическая деятельность.
Подготовка заданий и ответов для оценивания результатов работы в парах.
Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 15, что улучшает осанку человека?
Составьте гигиеническую памятку по профилактике нарушения осанки. Используйте приложение 5.
Решите задачу
Известно, что масса ранца ученика начальной школы не должна превышать 3 кг. Вычислите массу ранца и его содержимого. Приложение 6.
Ответьте на вопросы:
Влияет ли масса этого ранца на осанку его владельца?
Какие вы можете дать рекомендации этому ученику?
Улучшает осанку:
занятия спортом, танцы, правильное положение тела за партой, столом.
Памятка
1. Сон на жёсткой постели в положении лёжа на спине или животе.
2. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (отдых, сон, питание).
3. Правильное положение тела во время сидения за партой, столом.
4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия спортом, плаванием, туризмом.
5. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой при ношении рюкзаков, сумок.
Масса ранца 3кг 500г.
Да.
Не носить лишнего в ранце.
Ежедневно проверять его содержимое и убирать всё ненужное.
При покупке выбирать лёгкий ранец.
Подведение итогов занятия
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Как вы думаете, мы сегодня узнали, что нужно делать для сохранения осанки?
Могут ли, полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
Для сохранения осанки нужно укреплять мышцы, соблюдать гигиенические правила.
Да. Полученные знания помогут нам сохранить правильную осанку.
Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
У вас на парте лежат три кружочка. Поднимите зелёный кружочек, если сегодня на уроке вам всё было понятно, и со всеми заданиями вы справились, жёлты кружочек поднимают те ребята, которым не всё было понятно, и красный кружок поднимают те, кому сегодня на уроке было трудно и вы с заданиями не справлялись.
Обучающиеся поднимают кружочки.
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Все учащиеся получают листы обратной связи.
Задания по выбору: выполнить задания в печатной тетради на с. 12 №4; подготовить несколько упражнений для укрепления позвоночника; узнать массу своего портфеля и его содержимого, сделать для себя вывод.
Записывают в дневник домашнее задание.
Лист обратной связи
Тема «Опорно-двигательная система человека»
Скелет состоит из
а) костей;
б) мышц;
в) головного и спинного мозга.
Какую работу выполняет скелет
а) является опорой тела, защищает внутренние органы;
б) приводит в движение тело;
в) передаёт сигналы к органам от головного мозга.
Какую систему образует скелет и мышцы?
а) нервную систему
б) опорно-двигательную систему;
в) кровеносную систему.
От чего зависит осанка?
а) от работы кровеносной системы;
б) от скелета мышц;
в) от хорошей учёбы.
Какой вред наносит человеку неправильная осанка? Найдите лишнее.
а) человеку труднее дышать;
б) хуже работает сердце и другие органы;
в) выпадают волосы.
Какие правила надо выполнять, когда сидишь? Найди ошибку.
а) сиди всегда прямо;
б) голову лишь слегка наклоняй вперёд;
в) расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони;
г) опирайся на спинку стула;
д) ноги ставь на пол всей ступнёй;
е) слегка опирайся рукой;
ж) почувствовав усталость, измени позу.
Какие правила нужно выполнять при ходьбе? Найди ошибку.
а) держись прямо;
б) если несёшь что-либо тяжёлое, распредели груз равномерно в правой и левой руках;
в) если это не возможно неси груз в правой руке;
г) в школу лучше ходить с ранцем, чем с портфелем.
Какой должна быть кровать? Найди ошибку.
а) ровной;
б) не очень мягкой;
в) слегка изогнутой.
Что нужно делать тому, кто хочет иметь правильную осанку?
а) много лежать на ровной поверхности;
б) много сидеть, опираясь на спинку стула;
в) тренировать мышцы.
Что должен делать ребёнок, у которого осанка испорчена?
а) заниматься лечебной физкультурой;
б) много лежать на ровной поверхности;
в) много сидеть, опираясь на спинку стула.
Уровень достижений
Начальный уровень
Средний уровень
Достаточный уровень
Высокий уровень
3 б.
5 б.
8 б.
10 б.
Источник