Живи программа для позвоночника
Позвоночник является одной из важнейших частей человеческого организма, ведь на нем держится весь скелет.
Здоровый позвоночник – залог полноценной и радостной жизни, без мучительных болей и скованности движений.
Интересно, что длина позвоночника значительно уменьшается в течение дня.
Кроме того, с возрастом теряется подвижность суставов, происходит деформация межпозвоночных дисков.
Это чревато самыми разнообразными заболеваниями и патологиями, вылечить которые непросто.
Важность упражнений и растяжек для здоровья позвоночника, с успехом доказал известный американский натуропат Поль Брегг.
Кто такой Поль Брегг?
Поль Брегг – один из известнейших пропагандистов здорового образа жизни, диетолог, натуропат. Его основной идеей была нетрадиционная система оздоровления, включающая голодание, укрепление организма с помощью физических упражнений.
Он призывал своих последователей к самосовершенствованию, укреплению тела и развитию духа. Им были написаны несколько книг по правильному питанию, поддержанию здоровья и долголетия.
Брегг искренне верил, что любой человек может прожить до 120 лет и более, если будет избегать переедания, регулярно заниматься специальной гимнастикой, чтобы укрепить основу скелета – позвоночник.
Именно он разработал комплекс упражнений для растяжки межпозвоночных дисков, которые помогают сохранить подвижность и здоровье суставов. На собственном опыте он наглядно доказал, что от здоровья позвоночника зависит здоровья всего организма в целом.
Суть методики Поля Брегга
Упражнения для растяжки позвоночного столба, позволяют укрепить мышцы спины, вследствие чего значительно сокращается нагрузка на сам позвоночник, восстанавливается кровоснабжение тканей, восстанавливается подвижность суставов.
Основными преимуществами такой гимнастики являются:
- укрепление и тонизирование мышечного каркаса;
- улучшение эластичности межпозвоночных дисков;
- восстановление осанки;
- устранение болевых ощущений;
- возможность глубокого и полноценного дыхания.
Кроме того, каждое упражнение воздействует не только на определенные участки костной и мышечной ткани, но и отвечает за восстановление работы внутренних органов.
Противопоказания:
- период обострения заболеваний позвоночника;
- инфекционные и вирусные болезни;
- высокая температура;
- воспаление суставов;
- сильная боль в спине.
При выполнении, необходимо придерживаться некоторых важных правил. Комплекс из пяти упражнений надо делать всего один раз в день, повторяя каждое из них около 2-3 раз, постепенно увеличивая количество повторений до 10 раз. На весь комплекс упражнений отводится не более получаса.
Улучшение общего самочувствия наблюдается уже через пару недель после начала занятий. В начале, может появиться довольно ощутимая мышечная боль, вызванная выработкой молочной кислоты. Важно соблюдать разумный подход, без фанатизма, и при малейшем неприятном ощущении, желательно остановиться и сделать паузу.
Подходить к занятиям надо позитивно, с хорошим настроением, без сопротивления. Причем, выполнять упражнения надо осторожно, соблюдая все инструкции и рекомендации специалиста.
Видео: “Рекомендации Поля Брэгга”
Показания к применению упражнений Поля Брегга
Брегг утверждал, что все болезни человека провоцируют только проблемы с позвоночником.
Он выделял три причины, от которых страдает позвоночник:
- отсутствие регулярных нагрузок (гиподинамия);
- травмы, неправильная осанка, приводящая к развитию остеохондроза;
- депрессия и стрессы.
Особое внимание он уделял позитивному мышлению, правильному питанию и укреплению мышц и костей тела. Гимнастика показана людям, страдающим от регулярных болей в спине, остеохондроза, сколиоза, протрузии и мышечных патологий.
Не стоит заниматься в следующих случаях:
- после операций (на позвоночнике и внутренних органах);
- в период обострения костных заболеваний;
- гипертонии;
- нарушениях мозгового кровообращения;
- в случае сильных болевых ощущений.
Чтобы не навредить, лучше проконсультироваться со специалистом о возможности занятий такой гимнастикой, особенно при запущенной межпозвонковой грыже, которая является прямым противопоказанием к использованию данной методики. Если же противопоказаний нет, то упражнения позволят значительно укрепить и оздоровить весь организм.
5 упражнений Поля Брегга: техника выполнения
Брегг уверяет, что строгое выполнение его упражнений, позволит восстановить позвоночник в любом возрасте. Главное условие: соблюдение последовательности и правильной техники. Всего пять несложных упражнений, позволят навсегда забыть о проблемах с позвоночными суставами.
Вытягивание
Это упражнение эффективно при головных болях, проблемах с пищеварением, глазных болезнях. Оно способствует снятию напряжения, восстанавливает поврежденные нервные окончания. Делать его очень просто, ведь оно рассчитано на людей, не привыкших к постоянной физической активности.
Достаточно лечь на твердую поверхность, на живот, а ноги вытянуть и раздвинуть на ширину плеч. После этого осторожно подняться на вытянутых руках и выгнуть спину так, чтобы таз оказался вверху. Опора должна быть исключительно на пальцы ног и руки, а голову необходимо максимально опустить вниз.
Ноги и руки сгибать нельзя. После чего, положение меняется: тазовая часть опускается на пол, а голова, наоборот, поднимается. Движения должны быть плавными, волнообразными, растягивающими каждый позвонок.
Такие вытягивания надо повторить несколько раз: сначала 2-3, а затем постепенно увеличивая количество подходов до 10. Это позволит хорошо растянуть позвонки, разогреть мышцы, снять излишнее напряжение. Уже после первого занятия, можно ощутить, как уходят неприятные ощущения в области поясницы и шейного отдела.
Скручивание
Такая гимнастика способствует нормализации работы почек и печени, укрепляет грудной отдел позвоночного столба.
Точно также, лежа на животе, необходимо приподняться, опираясь только на вытянутые руки. Ноги остаются прямыми. Сначала, таз максимально поворачивают влево, стараясь коснуться им пола, а потом, точно так же, налево.
Важно следить за тем, чтобы ни руки, ни ноги не сгибались. Выполняют упражнение очень медленно и плавно, а при малейшем дискомфорте – делают небольшую паузу и сокращают амплитуду скручиваний. Ни в коем случае нельзя перенапрягаться. Надо следить за тем, чтобы не сбивалось дыхание, а гимнастика не вызывала негативных реакций.
Мостик
Данное упражнение крайне важно для восстановления пораженных межпозвоночных дисков, укрепляет поясницу, благотворно действует на органы, расположенные в малом тазу.
Необходимо сесть на пол, согнув в коленях ноги, а руки вытянуть и поставить чуть позади корпуса. После чего, таз поднимают так, чтобы тело располагалось горизонтально относительно пола, упираясь только на вытянутые руки и согнутые в коленях ноги.
Потом, надо вернуться в исходное положение (и так несколько раз подряд). Первое время, делать такие движения придется плавно, но потом – скорость, частота и ритмичность повышаются. Противопоказаний у данного упражнения практически нет, но ориентироваться лучше на собственные ощущения.
Лодочка (растяжка)
Это простое упражнение крайне важно для общего укрепления организма, восстановления нарушений в работе желудка. Оно отлично тонизирует и укрепляет мышечный каркас поясницы, не требует никаких особых навыков, и знакомо каждому еще с детства.
Надо лечь на ровную и твердую поверхность, на спину, вытянув руки и ноги. Можно немного полежать, полностью расслабив мышцы. После чего, необходимо сильно согнуть колени и обхватив их руками, подтянуть к груди, лежа на спине. В идеале – попытаться достать коленями до подбородка.
В таком положении, стоит попробовать слегка покачаться вперед и назад. Поначалу, амплитуда движений должна быть совсем незначительной, но со временем, можно увеличить и скорость, и глубину таких покачиваний. Но при наличии воспалительного процесса в поясничном отделе, от подобного упражнения лучше отказаться.
Ходьба на четвереньках
Следующее упражнение, можно назвать важнейшим, для укрепления мышечного слоя спины и бедер. Оно хорошо влияет на работу внутренних органов, но противопоказано при нарушении кровообращения и поражениях мозга.
Сделать его тоже довольно легко. Из положения стоя, надо наклониться, опереться вытянутыми руками о пол, а ноги слегка согнуть в коленях. Голову опустить как можно ниже, а таз поднять повыше, максимально выгнув спину. В таком положении, необходимо некоторое время походить по комнате. Сначала достаточно 1-2 минут, но постепенно время увеличивается до 5-8 минут.
Поль Брегг рекомендует начинать занятия с 2 раз в неделю, со временем доводя до 2 раз в день.
Видео: “Упражнения Поля Брэгга”
Другие рекомендации
Наряду с занятиями, важно всегда следить за правильностью осанки. Ведь правильно надо не только сидеть, но и стоять, ходить. Это значительно снижает нагрузку на позвоночник, снимает давление на внутренние органы.
Чтобы запомнить ощущение грамотной осанки, необходимо подойти к стене и плотно прижаться к ней спиной. При этом, стены должны касаться пятки, плечи, ягодицы и затылок. Расстояние между стеной и поясницей – минимальное.
В таком положении можно пройтись, чуть согнув ноги в коленях и слегка пружиня при ходьбе. При регулярных тренировках, тело само запомнит правильное положение. Хотя, первое время, придется всегда контролировать свою осанку, особенно в сидячем положении.
Заключение
- Упражнения Брегга применяются не только при любых проблемах с позвоночником, но и для общего укрепления организма.
- Эффективность подобной гимнастики доказана и проверена многолетней практикой.
- Выполнять все упражнения надо осторожно, ориентируясь на собственные ощущения, без нагрузок.
- Перед тем, как приступить к занятиям, надо посоветоваться со специалистом о целесообразности их использования.
- Придерживаясь правильного питания, контролируя осанку и регулярно занимаясь гимнастикой, можно надолго сохранить здоровье суставов и позвоночника.
Комментарии для сайта Cackle
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 156
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № __________ от «_____»__________20____г. | Согласовано Руководитель структурного подразделения __________ / В.А. Вольф «_____»__________20___г. | Утверждаю Директор МБОУ СШ № 156 __________ / Е.Г. Комиссарова «_____»__________20___г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
физкультурно-спортивной направленности
«ЗДОРОВАЯ СПИНА»
Составитель:
Степанова А.С.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна программы.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. По мнению ученых, школьный возраст относится к так называемым «критическим» периодам в жизни ребенка, решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития.
От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального
развития человека — важный аспект физического развития.
Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, нижние конечности. В связи с этим актуальными задачами физической культуры является:
содействие гармоничному развитию костно-мышечной системы;
создание стойкого двигательного навыка правильной осанки;
формирование силовой выносливости постуральных мышц корсета тела.
Целесообразность программы заключается в том, что нарушения осанки вызывает чувство дискомфорта, появляются болевые ощущения в теле, влечет за собой изменение работы внутренних органов: сдавливаются легкие, становится тяжело дышать, нарушается пищеварение. Вследствие неправильного положения тела появляется быстрая утомляемость, слабость, снижается иммунитет. Нарушение осанки в детстве и отсутствие методов ее коррекции может привести в будущем к серьезным заболеваниям. Нарушения осанки можно исправить, но, бесспорно, лучше предотвратить их, занимаясь физическими упражнениями и контролируя положение спины. Сформировать правильную осанку можно в любом возрасте. Даже 15 минут в день, потраченных на упражнения для укрепления мышечного корсета, со
временем скорректируют осанку.
Нормативно-правовые основания программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Адресность программы
На занятия по программе «Здоровая спина» с профилактической целью зачисляются дети 6-15 летнего возраста и нуждающихся в оздоровительной гимнастике. Для детей, требующих коррекцию осанки (по заключению предусматривается корригирующее воздействие.
Цель программы
Формирование правильного мышечного оздоровительной гимнастики.
Задачи программы
содействовать гармоничному развитию костно-мышечной системы;
формировать стойкого стереотипа двигательного навыка правильной осанки;
формировать силовую выносливость постуральных мышц корсета тела;
воспитывать психические и моральные качества обучающихся;
развивать качества, необходимые для успешной адаптации детей в коллективе сверстников.
обучить комплексам упражнений для профилактики нарушений осанки.
Программа содержит тематическое планирование, в котором содержательная часть вариативна и формируется с учетом типа осанки занимающегося.
Срок реализации программы – 1 год.
Первое и последнее занятие в курсе диагностическое. Диагностика состояния опорно-двигательного аппарата проводится визуальным методом. Результаты наблюдения заносятся в карту диагностики.
Требования к результатам усвоения программы
После прохождения курса занятий обучающиеся:
будут знать комплексы упражнений для профилактики нарушений
осанки;
сформируется навык правильной осанки;
укрепится мышечный корсет;
улучшится физическое развитие.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Этапы прохождения программы обучения:
1 этап: Развитие дыхательного аппарата, повышение устойчивости психики и нервной системы. Ознакомление с правилами гигиены.
2 этап: Формирование координации движений, повышение двигательной активности детей. Знакомство с понятием «здоровье».
3этап: Совершенствование координации движений. Знакомство с понятием «закаливание» и его методами.
4 этап: Исправление имеющихся недостатков в физическом развитии детей (профилактика плоскостопия, нарушение осанки). Усовершенствование координации движений и двигательной активности детей. Закрепление.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Используются групповая и индивидуальная форма обучения, так же возможна работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий:
учебное занятие;
сюжетно-игровые занятия;
беседа;
подвижные игры;
малоподвижные игры;
спортивное соревнование.
Методы:
словесный (беседа, рассказ, объяснение, анализ);
наглядный (показ фото, иллюстраций, дидактического пособие);
игровой (подвижные игры, малоподвижные игры, сюрпризные моменты);
практический (демонстрация упражнений, элементов).
Календарно-тематическое планирование
0,5
0,5
50
5.03
Повторение общеразвивающих упражнений на равновесие и координацию: ласточка, цапля, аист.
1
51
10.03
Разучивание упражнений на круговые вращения стопы.
0,5
0,5
52
12.03
Повторение упражнений на круговые вращения стопы.
1
53
17.03
Разучивание пролезания в обруч боком, не задевая верхний край, упражнять в равновесии и в прыжках.
0,5
0,5
54
19.03
Повторение пролезания в обруч боком, не задевая верхний край, упражнять в равновесии и в прыжках.
1
55
24.03
Разучить упражнения на подлезание под дугу, прогибая спину и не задевая за верхний край
0,5
0,5
56
26.03
Закрепить упражнения на подлезание под дугу, прогибая спину и не задевая за верхний край,
1
57
7.04
0,5
0,5
58
9.04
Совершенствовать упражнения в равновесии сохраняя правильную осанку.
1
59
14.04
Учить детей правильно перелезать через препятствия, следить чтобы дети не разводили широко носки ног.
0,5
0,5
60
16.04
Закрепить правильно перелезать через препятствия, следить чтобы дети не разводили широко носки ног.
1
61
21.04
Учить детей четко и точно выполнять подлезания, упражнять в ходьбе, в проползании под веревкой.
0,5
0,5
62
23.04
Закрепить четко и точно выполнять подлезания, упражнять в ходьбе, в проползании под веревкой.
1
63
28.04
Совершенствовать упражнения на внимание и правильную ходьбу.
0,5
0,5
64
30.04
Совершенствовать упражнения на внимание и правильную ходьбу.
1
65
5.05
Закрепить упражнения для формирования правильной осанки, упражнения на равновесие.
0,5
0,5
66
7.05
Закрепить упражнения для формирования правильной осанки, упражнения на равновесие.
1
67
12.05
Совершенствовать ОРУ: в равновесии, соблюдая правильную осанку, развивать глазомер,
0,5
0,5
68
14.05
Совершенствовать ОРУ: в равновесии, соблюдая правильную осанку, развивать глазомер,
1
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. Ростов на Дону Феникс” 2005, 204
Алиев М.Н. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие. ТГПИ им Л.Н. Толстого. Тула 1993 – 189
Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Здоровье человека – М.: 1984.
Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, 304 с.
А.А Иванов. Спортивная гимнастика в школе.
А.П Матвеев, Т.В Петрова. Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005
Макарова Г. А., Локтев С. А. Медицинский справочник тренера / Г. А. Макарова, С. А. Локев. — 2-е изд., стереот. – М.: Советский спорт2006, 2006
Очерет А.А. Как жить с плоскостопием. М. Советский спорт 2000
В.Е. Тучин. Спортивные и подвижные игры в школе. Учебное пособие. Хутиев Т.В. Управление физическим состоянием организма (тренирующая терапия). – М.: Медицина, 1991 – 256 с
Чернышевский Н. Г. Врачебно-комнатная гимнастика. Соч. доктора Шребера. Полное собрание сочинений: в 15 т. — М., 1947—1950. т. 4, с. 509
Янкилевич Е.И. Осанка красивая, походка легкая. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей. М. ФиС 2001, 96 с.
Учебник инструктора по лечебной физической культуре под общей ред. проф. В.П.Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980 – 415 с.
Спортивная медицина и лечебная физическая культура под общей ред. проф. А.Г.Дембо. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 260 с.
Красноярск
Источник