Заикание из за позвоночника

Заикание из за позвоночника thumbnail

Заикание – это прерывистое или затрудненное произношение слов, вызванное спазмом мышц, которые отвечают за дыхание, вокализацию и артикуляцию. Разновидностью патологии является невозможность выговаривать отдельные звуки, которая заставляет повторять слог несколько раз.

Э. Стилл, основатель остеопатического подхода, описывал методы лечения различных дисфункций. В его трудах заикание и остеопатия связаны работой с нервной системой. Близкое расположение нервов, отвечающих за речь и дыхание, становится причиной патологии. Именно это вызывает трудности в произношении слов. Пациенты с заиканием, по наблюдению Стилла, пытаются говорить с пустыми легкими на полном выдохе.

Почему возникает заикание В процессе становления речи, в возрасте от двух до шести лет, дети особенно подвержены появлению заикания

Теории о причинах заикания

Существует сотни теорий о причинах заикания, и каждая поддерживается исследованиями. Все подходы можно сгруппировать в четыре категории:

  1. Органические нарушения. На протяжении многих лет считалось, что дисфункция связана с физическим дефектом. Речь требует координации нескольких движений: легких, голосовых связок и окружающей их мускулатуры, мягкого неба, языка и губ. Нарушение функции одного из элементов меняет ритм речи. Неподвижность языка, увеличение глоточных миндалин, нервные дисфункции или поражения головного мозга ответственны за заикание. Одна из теорий утверждает, что патология вызвана гиперактивностью симпатической нервной системы из-за эмоционального стресса или отсутствия торможения коры. Избыточное напряжение провоцирует сбои в координации функций речи, которую старается исправить остеопат при заикании у детей.
  2. Теория неврозов рассматривает заикание, как какой-то глубоко укоренившуюся эмоциональную или психологическую проблему. Пациенты остаются на устном или анальном уровне эмоционального развития или испытывают неадекватные личные отношения. Потому многие терапевты считают заиканием признаком невротизма.
  3. Теория обучения рассматривает заикание, как плохую привычку. Примерно 80% всех детей дошкольного возраста проходят через короткий период «беглости речи», что можно легко спутать с заиканием. Из-за реакции родителей, друзей, учителей эта особенность развития превращается в условный рефлекс. Ребенок начинает бояться говорить быстро из-за реакции других. Страх нарушает сложную систему координации для воспроизведения речи.
  4. Дисфункция обратной связи. Слух помогает отслеживать собственную речь. Если человек лишен кинестетического осязания из-за плохой чувствительности неба, то речь становится невнятной. Если слуховая обратная связь задерживается, то контроль речи также нарушается.

Каждая теория подкреплена практическими методами. Структурная теория, к которой относится остеопатия при заикании у детей, предполагает устранение физического дефекта:

  • улучшение иннервации языка, неба, лицевых мышц;
  • лечение миндалин и инфекции;
  • тренировку центральной нервной системы упражнениями.

Сторонники неврологической школы используют психоанализ, групповую терапию и систематическую десенсибилизацию. Приверженцы теории обучения пытаются изменить родительские реакции на заикания и выработать специфическое поведение. Терапевты, которые занимаются слухом, используют белый шум, чтобы задержать обратную связь с речью, чтобы сделать ее осмысленной и замедленной.

Физиология заикания

Чувство речи – наивысшая развитая вибрация в теле, поскольку зависит от эмоций и взаимодействия многих факторов. К управляющим силам относится симпатическая нервная система и центральная нервная система со связями, которые регистрируют сигналы в мозге.

Импульсы к органам слуха и речи идут от 3-го шейного позвонка, а также 3, 4 и 4 грудных позвонков. Их подвывихи могут сдавливать нервы, провоцируя несогласованность в работе системы. Состояние позвоночника влияет на шум в ушах, заикание, мутизм, нарушает четкость речи. Шейный отдел – один из компонентов, для работы с которым нужен остеопат от заикания детям и взрослым. Дисфункции спинномозговых ганглиев также влияют на речевые проблемы – подбор нужных слов.

Физиология заикания В нижней лобной доле головного мозга находится зона Брока, которая отвечает за воспроизведение речи и приводит в движение мышцы лица, языка, глотки и челюстей

Заикание вызвано проблемами с мышцами, которые производят речь. Остеопат лечит заикание устраняя физические барьеры для речи. Мускулатура, управляющая артикуляцией, языком, мягким небом и нижней челюстью рассматривается в первую очередь.

Исследование, проводимое с помощью МРТ-сканера, оценивало мозга детей и взрослых с заиканием. Оказалось, что при патологии снижено поступление крови в область Брока, которая находится в лобной доле. Именно эта зона обрабатывает речь. Снижение кровотока коррелировало с тяжестью заикания. Ученые не доказали точную причинно-следственную связи – возможно, сам факт нарушения речи влиял на изменения мозга. Но работа с кровоснабжением должна улучшить навыки речи. Краниальная остеопатия и заикание у детей связаны через возможность улучшения трофики тканей: артериального кровоснабжения и венозного оттока головного мозга.

Традиционные подходы к лечению

Логопеды называют заикание логоневрозом, выделяя несколько форм:

  • клоническое – повторение звуков или слогов в начале слова;
  • тоническое – паузы в начале или середине слова;
  • смешанное – затягивание и повторение звуков и слогов.

Как рассматривает остеопат заикание? Изучает всевозможные факторы: тяжелое течением беременности, частые заболевания, стрессы, перегрузки речевого аппарата в раннем возрасте.

Гормональные и физические изменения в период полового созревания являются причиной патологии у старших детей. Вирусные инфекции способны повлиять на нервную систему.

Большинство детей начинают заикаться в возрасте от трех до пяти лет, при этом:

  • патология распространена среди 5% детей и 1% взрослых людей;
  • 75% пациентов с заиканием – лица мужского пола;
  • 50% перестают заикаться без лечения.

Если заикание сохраняется дольше полугода, нужно обращаться к специалисту.

Существуют различные подходы к решению проблемы. Цель логопедии — помочь ребенку овладеть определенными речевыми и языковыми навыками, избавлять от страха перед речью и собственным телом. Грамотный специалист работает комплексно:

  1. Обучает формировать слова, говорить медленно, расслабляться. Практиковать упражнения нужно в домашних условиях.
  2. Учит управлять физическими симптомами, например, морганием.
  3. Помогает справляться с эмоциональным трудности, которые возникают в результате речевых проблем.

Методика Лидкомб из США разработана в 90-х годах и используется во всем мире. Поведенческий подход предусматривает похвалу за плавность речи и старательность со стороны родителей и родственников ребенка.

Современные методики лечения проблемыЛечение заикания должно иметь комплексный характер, начиная от упражнений по улучшению речи и избавления от сопряжённых страхов, заканчивая физическими упражнениями для расслабления

Медикаментозное лечение полагается на антидепрессанты, анксиолитики и нейролептики, но доказательства их эффективности ограничены. Ингибиторы обратного захвата серотонина не повлияли на заикание, трициклические антидепрессанты дали краткосрочные минимальные улучшения.

Анксиолитики, направленные на снижение страха и беспокойства, помогли снизить признаки заикания, но в сочетании с антидепрессантами. Исследования до сих пор продолжаются, чтобы определить длительность эффекта.

Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы в головном мозге, показали многообещающие результаты, но из-за длительного приема имеют побочные эффекты. Исследования не оценивали долгосрочное воздействие.

Читайте также:  Почему в позвоночнике все хрустит

Лечение взрослых сосредоточено на реструктуризации речи, решение когнитивных и поведенческих проблем, снятие беспокойства при разговоре. Логопеды обучают контролируемо замедлять речь.

Остеопатическое лечение

Может ли остеопат вылечить заикание у ребенка полностью? Врачи рассматривают несколько зон, влияющих на риск патологии:

  1. Напряжение в костях черепа, подбородка. Нижняя челюсть при рождении состоит из двух частей, окончательно формируется к шести годам. Блокировки затылочной, височных костей нарушают правильное окостенение. Это отражается на положении языка и умении произносить некоторые звуки.
  2. Подъязычная кость, мышцы, которые управляют языком и лицевой нерв влияют на скоординированность речевого аппарата.
  3. Особенности наружного слухового канала влияют на восприятие произносимых звуков. Височная кость при рождении состоит из трех частей и формируется к 7-8 годам. Напряжение в кости влияет на среднее ухо и слуховой канал в детстве.

Патологии беременности и родов значительно повышают риск заикания.

Гипоглоссальный нерв выходит из черепа, проходя через мыщелки на затылочной кости. Потому родовые травмы способствуют заиканию. Кесарево сечение, распространенное в последние годы, влияет на дисфункцию первого позвонка. Остеопат всегда начинает лечить заикание с черепа:

  • освобождаются мозговые оболочки, которые влияют на положение позвоночника, фасции глотки и гортани;
  • улучшается проведение нервных импульсов к мышцам речевого аппарата;
  • восстанавливается нормальное кровоснабжение.

Остеопат мягко освобождает все структуры, которые могут влиять на нижнюю челюсть, мягкое небо и язык. Внимание уделяется подъязычной кости, к которой крепятся мышцы основания рта. Они важны для акта речи и иннервируются лицевым нервом. Именно разблокировкой черепных нервов занимается краниальная остеопатия.

Чтобы устранить все факторы, которые мешают функции речевого аппарата, остеопат будет избавлять от напряжения грудную клетку и шею:

  • освобождаются суставы первого позвонка;
  • мягко происходит работа с подъязычной костью и остальными шейными позвонками;
  • возвращается нормальное положение ключицы и ребер.

С помощью мягких техник остеопат воздействует на нервные узлы, управляющие мышцами лица, горла, языка и неба. Но это только одна сторона вопроса.

Как остеопат объясняет и устраняет причины заикания Лечение заикания остеопатией направлено на расслабление мышц и освобождения от нагрузки тех отделов и зон, которые могут препятствовать воспроизведению речи

Влияние на речь и ее воспроизведение может оказывать осанка, состояние мышц грудной клетки, таза, ног. Болезни желудка, печени, желчного пузыря могут подтянуть пищевод и повлиять на шейные позвонки, к которым он крепится. Инфекции дыхательных путей нарушают экскурсию легких и грудной клетки, внося различные помехи в механизм вдоха и вокализации.

Остеопат рассматривает все возможные факторы развития заикания, помогая другим специалистам вылечивать патологию в десятки раз быстрее. Обучает ребенка или взрослого делать полный вдох за счет диафрагмы, чтобы урегулировать дыхательную и разговорную функции.

Интегрированный подход

Остеопат устраняет дисфункции, приведшие к неправильному использованию языка, мягкого неба, но обучить речи может только грамотный логопед. Сильный стресс сопровождается родовые травмы и любые физические проблемы. Работа с эмоциональной стороной заикания должна проводиться после остеопатической коррекции. Важно согласовать действие с родителями, исключить наказание агрессию, обучить мотивировать ребенка.

Как правильно лечить заикание в комплексе Важно помнить о эмоциональной стороне лечения, так как заикание у детей часто приводит к появлению психологических проблем, страхов и боязни говорить

Родовые травмы приводят к тому, что в теле ребенка активируются примитивные рефлексы – шаблоны действий нервной системы, которые помогали развивать движения во младенчестве. Не интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс влияет на ритм, баланс и речь. Ребенок не способен отличать звуки, произносить их, путает порядок букв, что приводит к заиканию. Дети говорят медленно и однообразно, начинают бояться школы и обучения. Им ставят диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания, хотя дело в несогласованности работы двух полушарий.

Физиотерапевты совместно с логопедами и остеопатами согласуют функции нервной системы. Одних из упражнений является «ящерица», имитация ползания по полу с чередованием рук и ног. Гибкий детский мозг легко поддается коррекции. Уроки проходят в виде игр, что позволяет детям лечиться без страха и с интересом.

Источник

Логоневроз, или заикание – заболевание, связанное с нервной системой. Это возмущение конституции Ветра, которая «управляет всем телом» (Чжуд-Ши).

Это заболевание часто встречается у 3-5-летних детей, но возникает и у взрослых. Маленькие дети беззащитны перед суровыми реалиями жизни, они страдают от самых различных страхов, чутко реагируют на проблемы в семье и в окружающем мире: скандалы, развод родителей, смерть близкого человека, любимого животного, избиения, регулярное насилие со стороны родителей или со стороны сверстников – всё может повлиять на возникновение логоневроза.

Заикание иногда становится причиной аутизма. Аутизм характерен замкнутостью ребёнка и уходом в себя, прекращением общения с внешним миром.

Заикание предполагает не только затруднение речи, но и затруднение при глотании, питье. Причина в том, что и речевые функции, и глотание управляются одним и тем же видом Ветра, который в тибетской медицине называется «Движущим вверх». Анатомически «Движущий вверх» Ветер соответствует шейному узлу симпатического ствола нервной системы («звездчатый» узел), ветви которого достигают глотки, гортани, голосовых связок.

Причины логоневроза

Поскольку логоневроз связан с возмущением нервной системы, причиной его является психо-эмоциональный фактор. В первую очередь, это сильный испуг – например, ребёнок может напугаться большой собаки. В результате происходит спазм нервных каналов и блокировка нервных импульсов.

Наиболее подвержены логоневрозу дети с доминирующей конституцией Ветра. Они отличаются:

  • худобой даже при очень хорошем питании,
  • частыми и скорыми перепадами настроения,
  • плаксивостью,
  • возбудимостью,
  • требованием к себе повышенного внимания,
  • трудностью в засыпании.

Основной причиной заикания является общее расстройство нервной системы, которая характерна:

  • нарушением сна,
  • пугливостью,
  • плаксивостью,
  • эмоциональной зажатостью ребёнка.

Расстройство нервной системы ребёнка может иметь множество самых разнообразных причин:

  • неадекватное отношение родителей,
  • неправильное воспитание,
  • чрезмерная требовательность,
  • постоянная раздраженность родителей,
  • деспотизм,
  • тирания,
  • притеснения,
  • гиперопека,
  • избалованность,
  • несамостоятельность,
  • стресс в незнакомой среде.

Заикание может вызвать и механическое внешнее воздействие на «звездчатый» нервный узел или повреждение шейных позвонков (С1-С7) и смещение их из-за родовых травм, падений и ушибов.

Очень важно проследить, чтобы у ребёнка не было различных вывихов шейных позвонков и повреждения шейного нервного узла. Это может произойти при стремительных родах или при использовании щипцов во время рождения ребёнка. При таком повреждении ребёнок может поперхнуться молоком, страдать от постоянной икоты, срыгивания, вздутия живота. Характерны судороги или безвольно висящие ручки. При этих симптомах необходимо проверить шейный отдел позвоночника и сразу начать лечить.

Читайте также:  Где в сочи обследовать позвоночник

Лечение заикания

В зависимости от первопричины заболевания, условий его возникновения и развития в тибетской медицине применяется тот или иной вид лечения. Хороший лечебный эффект дает сочетание энергетического массажа, иглоукалывания и прижигания биологически активных точек полынными сигарами или полынными конусами (цзю-терапия или моксотерапия).Эти процедуры устраняют защемление нервных окончаний и вправляют позвонки, улучшают циркуляцию крови и энергии в организме, приводят в баланс обменные процессы.

Лечение может дополняться:

  • приёмом фитопрепаратов тибетской медицины,
  • другими внешними процедурами, например монгольским прижиганием “хорме” (дает успокаивающий эффект) и др.

Устранить беспокойство детей с возмущенной конституцией Ветер можно коррекцией образа жизни и характера питания.

Для холодной конституции Ветра очень вредит «холодная иньская» пища, например: сырые овощи, фрукты, холодные напитки (лимонады, соки из холодильника). Не стоит давать этим детям в больших количествах цитрусовые (лимоны, апельсины). Передозировка витамина С («охлаждающий», иньский продукт) приводит к беспокойству, перевозбуждению, нарушению сна и даже судорогам. Чтобы стабилизировать психологическое состояние ребёнка, лучше кормить его горячим супом из баранины, добавлять в блюда согревающие приправы (например, имбирь, чеснок, перец).

Если заикание возникло на фоне негативного психологического климата в семье, то первое, что необходимо сделать – это привести ситуацию в норму. Родители, безусловно, должны ощущать ответственность перед своими детьми, гармонизировать жизненное пространство семьи.

Если же это ребёнок из благополучной семьи, и заикание возникло вследствие сильного испуга или травмы, то лечение может быть достаточно быстрым и эффективным. В арсенале тибетской медицины, помимо средств внешнего воздействия, есть и уникальные фитопрепараты, нормализующие конституцию Ветер (состояние нервной системы).

Во взрослом возрасте логоневроз также может возникнуть вследствие очень сильного стресса, но такие случаи крайне редки. Возможно временное заикание в момент переживаемого страха, которое проходит само собой или после чашки горячего чая и не имеет последствий. Обычно же заикание является побочным симптомом другого, основного заболевания, такого, как перенесенный инсульт или развитие опухоли, механически препятствующей прохождению нервного импульса. В этом случае лечение назначается с учётом основного заболевания и направлено на устранение первопричины недуга.

Заикание – это заболевание, которое требует самого серьёзного к себе отношения. Оно успешно лечится средствами тибетской медицины – важно только вовремя начать лечение, чтобы болезнь ушла навсегда.

Источник

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Общие сведения

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Заикание

Заикание

Причины заикания

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Читайте также:  Подмосковные санатории для лечения позвоночника

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым звуками, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких звуков и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Фазы развития заикания

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Источник