Возрастные особенности позвоночника ребенка

Возрастные особенности позвоночника
В процессе роста и взросления ребенка происходят изменения и в его позвоночнике. Они заключаются не только в простом механическом увеличении его размеров и массы. Преобразованиям подвергается форма как самих позвонков, так и позвоночного столба в целом, происходит образование его физиологических изгибов. Развивается позвоночник ребенка настолько динамично, что даже при небольшой разнице в возрасте могут наблюдаться весьма выраженные различия в строении позвоночника.
Темпы роста позвоночного столба в разном возрасте различаются. Так, у ребенка в возрасте от рождения до 5 лет он ежегодно удлиняется в среднем на 2,2 см. Во второй половине первого десятилетия жизни (от 6 до 10 лет) позвоночник прибавляет в длине значительно медленнее – ежегодно примерно на 0,9 см. А потом опять начинает быстро расти, увеличиваясь с каждым годом на 1,8 см, до 16 лет.
В процессе роста у детей происходит также равномерное увеличение размеров тел позвонков и межпозвоночных дисков по направлению от грудного отдела к крестцу. Таким образом, чем ниже расположены позвонки, тем более массивными они становятся.
Кроме того, происходит и физиологическое созревание позвонков. При этом появляются видимые при рентгенологическом исследовании ядра окостенения и закрываются промежуточные зоны роста. Например, закрытие зон роста в позвонках грудного и поясничного отделов происходит в возрасте 5-7 лет, срастание тел крестцовых позвонков с образованием единой крестцовой кости – к 10-12 годам, слияние копчиковых позвонков – после 12 лет, а срастание крестца и копчика – к 15-25 годам.
Изгибы позвоночника также формируются постепенно. Ведь при рождении позвоночный столб имеет форму дуги и он очень мягкий из-за большого количества хрящевой ткани. Первые изгибы позвоночника начинают образовываться уже в грудном возрасте.
В первые месяцы жизни, когда ребенок пытается поднимать и самостоятельно удерживать голову, формируется шейный изгиб. Ведь голова новорожденного большей своей частью находится впереди позвоночника, если смотреть на малыша в профиль. Поэтому для удержания ее в приподнятом положении нужно изогнуть позвоночник в шейном отделе дугой вперед, формируя шейный лордоз.
В 4-6 месяцев, когда ребенок учится садиться вначале с посторонней помощью, а затем и самостоятельно, происходит формирование грудного изгиба позвоночника. Ведь в таком положении позвоночнику необходимо удерживать на себе тяжесть головы и рук, в то время как внутренности всей своей массой тянут вперед и вниз. Поэтому для удержания равновесия в сидячем положении позвоночник необходимо выгнуть дугой назад, образуя грудной кифоз.
К году ребенок учится вставать и ходить – тоже вначале с посторонней помощью, затем держась за опору и в дальнейшем самостоятельно. При этом для удержания тела в вертикальном положении позвоночник необходимо изогнуть в области поясницы дугой вперед. Таким образом формируется главный изгиб – поясничный лордоз.
В итоге у малыша в течение первого года жизни образуются два изгиба позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы) и компенсирующие их два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Но эти изгибы еще изменчивы и очень нестойки. Они существуют пока только в вертикальном положении. Четко выраженными они станут лишь к 5-7 годам жизни, постоянными – только к 14-17-летнему возрасту, а окончательно сформируются уже к 20-25 годам, когда закончатся процессы роста и формирования костной ткани. Поэтому-то именно в детском возрасте нужно заниматься профилактикой нарушений осанки и искривлений позвоночника.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей Знание особенностей строения и биомеханики шейного отдела позвоночника у детей – ключ к пониманию лучевой картины и, соответственно, уменьшению диагностических ошибок.Идея о «слабости» и «незрелости» шейного
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов Функция половой системы женщины наиболее подвержена возрастным изменениям. Периоды жизни женщины зависят от состояния ее репродуктивной системы. Выделяют следующие возрастные периоды:
Возрастные особенности строения черепа
Возрастные особенности строения черепа Череп претерпевает существенные изменения в онтогенезе. У новорожденного ребенка между костями черепа не существует швов, пространства заполнены соединительной тканью. В участках, где сходятся несколько костей, имеется шесть
Возрастные особенности формирования правильной осанки
Возрастные особенности формирования правильной осанки Осанка в детском возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у детей опасны еще и тем, что при них происходит расстройство
Возрастные ограничения в гирудотерапии
Возрастные ограничения в гирудотерапии Возможно, вы уже окончательно увлеклись гирудотерапией и готовы решать любые физиологические и психологические проблемы всех членов семьи с помощью пиявки.Не торопитесь. Не всем и не всегда показана медицинская пиявка. Кроме тех
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела Как известно, всю жизнь человека можно разбить на три больших периода: период «Слизи» – от рождения до 25 лет; период «Желчи» – от 25 лет до 60; период «Ветра» – от 60 лет до конца жизни. Таким образом, в каждый
Возрастные изменения
Возрастные изменения Возрастные изменения оказывают воздействие на весь организм и соответственно на половую функцию. В каждой возрастной группе присутствуют определенные факторы, становящиеся причинами нарушений сексуальной сферы. Так, например, молодым более
6.8. Возрастные особенности
6.8. Возрастные особенности Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Задача преподавателя – выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный или неосознанный интерес у детей,
ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА
ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений развиваются и изгибы позвоночника:1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать
Возрастные особенности развития гибкости
Возрастные особенности развития гибкости Специфика развития гибкости в значительной мере определяется возрастными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно-связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей
Возрастные изменения
Возрастные изменения Период расцвета женской красоты длится, к сожалению, не так долго. Казалось бы, наконец-то вы избавились от ненавистных прыщей, в совершенстве освоили технику нанесения макияжа, способного скрыть немногочисленные недостатки и подчеркнуть
Возрастные нарушения зрения
Возрастные нарушения зрения При глаукоме, снижении остроты зрения, нарушении сумеречного зрения, конъюнктивите. тай-чун – цзин-мин – хэ-гу – гуан-минТочка цзин-мин («просветление глаза») расположена на 0,1 цуня к носу от внутреннего угла глаза (рис. 75). Точка относится к
Возрастные проблемы кожи
Возрастные проблемы кожи Годы, несомненно, прибавляют нам мудрость, но не красоту. А потому неплохо бы научиться беречь себя, не ухудшая внешний вид небрежным отношением к своему лицу и телу. Об уходе за кожей в соответствии с ее типами и о секретах красоты мы расскажем в
Как предупредить возрастные ухудшения зрения
Как предупредить возрастные ухудшения зрения Новорожденный ребенок воспринимает окружающий мир одинаково всеми пятью органами чувств: зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием. Наше воспитание построено таким образом, что из этих пяти чувств предпочтение отдается
Возрастные изменения тела
Возрастные изменения тела Однозначно, возраст женщины накладывает отпечаток на ее фигуру. Но дело тут не столько в самом возрасте, сколько в образе жизни. Чем человек старше, тем меньше он старается двигаться, порой даже не осознавая этого. В ответ на такое поведение мышцы
Источник
Позвоночник новорожденного имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Изгибы начинают формироваться только начиная с 3-4 месяцев жизни ребенка, когда он начинает держать голову. Вначале возникает шейный лордоз. Когда ребенок начинает сидеть (4-6-й месяцы жизни), формируется грудной кифоз. Позднее появляется поясничный лордоз, который образуется в то время, когда ребенок начинает стоять и ходить (9-12-й месяцы после рождения). Одновременно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам, окончательное их формирование заканчивается к подростковому, юношескому возрасту.
При неравномерном развитии мышц правой или левой стороны тела, неправильном положении учащихся за партой, у спортсменов как следствие асимметричной работы мышц могут возникать патологические изгибы позвоночника в стороны – сколиозы.
Длина позвоночного столба новорожденного ребенка составляет 40% длины его тела. В первые два года длина позвоночника почти удваивается. Различные отделы позвоночного столба новорожденного ребенка растут неравномерно. На первом году жизни быстрее растет поясничный отдел, несколько медленнее – шейный, грудной и крестцовый. Медленнее всего растет копчиковый отдел. К началу периода полового созревания рост позвоночного столба замедляется. Новое ускорение его роста наблюдается у мальчиков к 13-14, у девочек к 12-13 годам.
Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых людей. С возрастом толщина межпозвоночных дисков постепенно уменьшается, они становятся менее эластичными, студенистое ядро уменьшается в размерах. У пожилых людей вследствие уменьшения толщины межпозвоночных дисков и увеличения кривизны грудного кифоза длина позвоночного столба уменьшается на 3-7 см. Наблюдается общее разрежение костного вещества (остеопороз), обызвествление межпозвоночных дисков и передней продольной связки. Все это уменьшает рессорные свойства позвоночного столба, а также его подвижность и крепость.
3.2. Грудная клетка и её возрастные особенности.
Грудная клетка образована соединенными между собой 12 парами ребер, грудиной, а также грудным отделом позвоночного столба сзади.
Ребра являются длинными, плоскими, изогнутыми костными, а в переднем отделе хрящевыми пластинами, расположенными справа и слева от грудных позвонков.
Верхние 7 ребер называются истинными, каждое из них достигает грудины посредством своего хряща. 8-10-е ребра – ложные, так как их хрящи срастаются между собой и с хрящами нижних ребер, образуя реберную дугу. 11-е и 12-е ребра называют колеблющимися, их передние концы не доходят до грудины и теряются в верхних отделах передней брюшной стенки.
Костная часть ребра состоит из головки, на которой находится суставная поверхность для сочленения с телами позвонков, шейки и тела. На теле десяти верхних ребер имеется бугорок, также снабженный суставной поверхностью для сочленения с поперечным отростком позвонка. На внутренней поверхности каждого ребра по его нижнему краю проходит борозда, к которой прилежат межреберные нерв, артерия и вены.
Грудина представляет собой плоскую кость, в которой различают три части: широкую рукоятку вверху, удлиненное тело и мечевидный отросток внизу. На середине верхнего края рукоятки грудины имеется яремная вырезка, которая легко прощупывается у живого человека. По бокам от яремной вырезки находятся ключичные вырезки для соединения с ключицами. На боковых сторонах грудины имеются реберные вырезки для прикрепления хрящей верхних семи ребер. Мечевидный отросток вырезок не имеет, к нему ребра не крепятся.
С позвонками ребра соединяются при помощи реберно-позвоночных суставов. К ним относятся суставы головок ребер и реберно-поперечные суставы. XI и XII ребра реберно-поперечные суставы не образуют.
Ребра с грудиной сочленяются при помощи суставов и хрящевых соединений. Хрящ I ребра срастается с грудиной, образуя синхондроз. Хрящи II-VII ребер соединяются с грудиной при помощи грудино-реберных суставов, подкрепленных связками.
Передние концы ложных ребер (VIII, IX, X) с грудиной непосредственно не соединяются, они соединяются с хрящами вышележащих ребер межхрящевыми суставами и образуют реберную дугу.
Грудная клетка представляет собой костно-хрящевое образование, состоящее из грудных позвонков, 12 пар ребер и грудины, соединенных между собой при помощи различных видов соединений. У грудной клетки различают 4 стенки (переднюю, заднюю и две боковые) и два отверстия (верхнюю и нижнюю апертуры).
Передняя стенка образована грудиной и реберными хрящами, задняя – грудными позвонками и задними концами ребер, а боковые – ребрами. Ребра отделены друг от друга межреберными промежутками. Верхняя апертура ограничена верхним краем грудины, первыми ребрами и передней поверхностью первого грудного позвонка. Переднебоковой край нижней апертуры, образованный соединением передних концов VII-X ребер, называется реберной дугой. Правая и левая реберные дуги ограничивают с боков подгрудинный угол, открытый книзу. По бокам сзади нижняя апертура ограничена двенадцатыми ребрами и двенадцатым грудным позвонком. Через верхнюю апертуру проходят трахея, пищевод, сосуды, нервы. Нижняя апертура закрыта диафрагмой, которая имеет отверстия для прохождения аорты, пищевода и нижней полой вены.
Грудная клетка человека по форме напоминает неправильной формы усеченный конус. Она расширена в поперечном направлении и уплощена в переднезаднем, спереди она короче, чем сзади.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Детский позвоночник очень мягок и гибок, поэтому при рождении ребенка стоит предельно внимательно обращаться с ним. Матрас для малыша должен быть жестким для предотвращения деформации позвоночника. Когда ребенок сможет самостоятельно знакомиться с миром и передвигаться, замените детскую кроватку на более мягкую и комфортную. Бережно носите на руках ребенка, обязательно фиксируя положение головы при транспортировке. Стоит обратить внимание на правильный уход за позвоночником, так как любые травмы могут привести к потере двигательной активности, и даже смерти.
Позвоночник составляют 24 свободных позвонка (7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных) и 9-10 несвободных (5 крестцовых и 4-5 копчиковых). Свободные позвонки, сочленяемые между собой, соединены связками, между которыми находятся эластичные межпозвоночные диски из волокнистого хряща. Крестцовые и копчиковые позвонки сращены и образуют крестец и копчик. Позвонки развиваются из хрящевой ткани, толщина которой с возрастом уменьшается.
Различают четыре этапа развития эпифизов позвонков: до 8 лет – хрящевой эпифиз; от 9 до 13 лет – обызвествление эпифиза; от 14 до 17 лет – костный эпифиз; после 17 лет – слияние эпифиза с телом позвонка.
С 3 до 15 лет размеры нижних поясничных позвонков увеличиваются больше, чем верхних грудных. Это обусловлено увеличением веса тела, его давлением на нижерасположенные позвонки.
С 3 лет позвонки одинаково растут и в высоту, и в ширину; с 5-7 лет – больше в высоту.
В 6-8 лет образуются центры окостенения в верхней и нижней поверхностях тел позвонков и в концах остистых и поперечных отростков. До 5 лет спинно-мозговой канал развивается особенно быстро. Так как тела позвонков растут быстрее дужек, то емкость канала относительно уменьшается, что соответствует уменьшению относительных размеров спинного мозга.
К 10 годам завершается развитие спинно-мозгового канала, однако структура тела позвонков продолжает развиваться и у детей старшего школьного возраста.
Длина позвоночника особенно резко увеличивается в течение первого и второго годов жизни, затем рост позвоночника замедляется и снова ускоряется с 7 до 9 лет (у девочек больше, чем у мальчиков).
С 9 до 14 лет прирост длины позвоночника у мальчиков и девочек замедляется в несколько раз, а с 14 до 20 лет еще больше.
У юношей рост позвоночника заканчивается после 20 лет, у девушек он растет до 18 лет, т. е. рост позвоночника у женщин прекращается раньше, чем у мужчин.
К 17-25 годам в результате замещения межпозвоночных дисков костной тканью позвоночник становится неподвижным в крестцовом отделе.
Подвижность позвоночника у детей, особенно 7-9 лет, гораздо больше, чем у взрослых. Это зависит от относительно большей величины межпозвоночных дисков и их большей упругости. Развитие межпозвоночных дисков происходит долго и заканчивается к 17-20 годам.
К 25 годам заканчивается окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков, к 20 годам – крестцовых, к 30 годам – копчиковых позвонков.
Осанка – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.
При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.
Наиболее частой причиной нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста в силу возрастных особенностей мышцы туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствует крепкий естественный «мышечный корсет». При неблагоприятных условиях, о которых речь пойдет ниже, это становится причиной нарушения осанки. К тому же в школьном возрасте развитие скелета еще не завершено, позвоночник гибок и податлив. Первоначально возникающее нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника.
Как же выявить проблему осанки у ребенка?
Неверно думать, что при идеальной осанке человек ровный, как струна. В любом случае у человека должны соблюдаться естественные изгибы позвоночника. С возрастом меняются пропорции тела: уменьшается относительный размер головы, увеличивается длина конечностей – и, как следствие, правильная осанка у детей, юношей и взрослых будет разная.
Например, для дошкольника важна симметричность грудной клетки, отведенные назад плечи, выступающие назад лопатки и слегка выступающий живот. У школьника же, лопатки должны быть прижаты к спине, а плечи расположены горизонтально. Выступающий живот почти полностью исчезает, и появляются основные изгибы позвоночника. Кроме этого, левая и правая части тела должны быть симметричны. У взрослых юношей и девушек плечи опускаются, лопатки также прижаты к спине. Живот полностью втянут, а физиологические изгибы позвоночника ярко выражены.
При малейшем подозрении на проблемы с осанкой у малыша необходимо обратиться к врачу. Даже если вам кажется, что у ребенка «всего лишь» немного неправильная осанка, вы можете глубоко заблуждаться, ведь на первых этапах сколиоз почти неотличим от простой сутулости. Если же у вас нет возможности обратиться к врачу, вы можете провести тест самостоятельно.
Попросите малыша лечь на живот на ровную поверхность. Идеально для этого подойдет пол или кровать высокой жесткости. Если после того, как ребенок полностью расслабился, позвоночник принял нормальное положение и вся ассиметрия пропала – у малыша проблема с осанкой. Если же искривления остались – на лицо первая (а может и большая) степень сколиоза. В этом случае без консультации хирурга-ортопеда не обойтись.
Вывод
Несмотря на то, что проблемы осанки сами по себе не являются болезнью, но могут стать причиной развития заболеваний позвоночника и многих внутренних органов. Сгибаясь, ребенок пережимает сосуды, органы, провоцирует нытье в спине, пояснице, головные боли. Главная опасность в нарушении осанки заключается в том, что на первых этапах эта «болезнь» не болит. Но если вы вовремя не обратите внимание на проблемы с осанкой у ребенка – может оказаться поздно.
Источник