Возрастные особенности черепа позвоночника

Возрастные особенности строения черепа
Череп претерпевает существенные изменения в онтогенезе. У новорожденного ребенка между костями черепа не существует швов, пространства заполнены соединительной тканью. В участках, где сходятся несколько костей, имеется шесть родничков, закрытых соединительнотканными пластинками: два непарных (передний и задний) и два парных (клиновидный и сосцевидный). Самый крупный передний родничок имеет ромбовидную форму, он расположен на стыке правой и левой половин лобной и теменной костей. Задний родничок помещается там, где сходятся теменные и затылочные кости. Клиновидный родничок находится сбоку в углу, образованном лобной, теменной и большим крылом клиновидной кости. Сосцевидный родничок расположен в том месте, где сходятся затылочная, теменная кости и сосцевидный отросток височной кости.
ВНИМАНИЕ
Благодаря наличию родничков череп новорожденного очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути в процессе родов. Возможно также наложение краев костей крыши черепа один на другой, что приводит к уменьшению его размеров и облегчает рождение ребенка.
Формирование швов заканчивается в основном на третьем-пятом годах жизни, к этому времени закрываются роднички. На втором-третьем месяцах после рождения закрываются задний и сосцевидный роднички, к полутора годам – передний, лишь к трем годам окончательно исчезает клиновидный родничок.
Объем полости мозгового черепа новорожденного в среднем составляет 350-375 см3. В первые 6 месяцев жизни ребенка он удваивается, к двум голам утраивается, у взрослого он в 4 раза больше, чем объем полости мозгового черепа новорожденного. У новорожденного отсутствует глабелла, она образуется к 15-летнему возрасту. Соотношение мозгового и лицевого черепа у взрослого и новорожденного различны. Лицо новорожденного ребенка короткое и широкое. В латеральной норме соотношение площадей лицевого черепа к мозговому у новорожденного равно 1:8, у двухлетнего ребенка – 1:6, у пятилетнего – 1:4, у десятилетнего – 1:3, у взрослой женщины – 1:2,5; у взрослого мужчины -1:2.
После рождения рост черепа происходит неравномерно. В постнатальном онтогенезе выделяют три периода роста и развития черепа.
1. Период энергичного роста – от рождения до семи лет. В течение первого года жизни череп растет более или менее равномерно. От года до трех лет череп особенно активно растет сзади, это связано с переходом ребенка на втором году жизни к прямохождению. На втором-третьем годах жизни в связи с окончанием прорезывания молочных зубов и усилением функции жевательных мышц значительно усиливается рост лицевого черепа в высоту и ширину. С трех до семи лет продолжается рост всего черепа, особенно его основания. К семи годам рост основания черепа в длину в основном заканчивается, и он достигает почти такой же величины, как у взрослого человека.
2. Период замедленного роста от 7 до 12-13 лет (начало полового созревания). В это время в основном растет свод мозгового черепа, объем полости последнего достигает 1200-1300 см3.
3. В третьем периоде, после 13 лет, активно растут лобный отдел мозгового и лицевой череп. Проявляются половые особенности черепа: у мужчин лицевой череп растет в длину сильнее, чем у женщин, лицо удлиняется. Если до периода половой зрелости у мальчиков и девочек лица округлые, то после наступления половой зрелости у мужчин, как правило, лицо вытягивается в длину, у женщин сохраняет округлость. Мужской череп в связи с большими общими размерами тела больше, чем женский. Вместимость черепа у мужчин в среднем 1559 см3, у женщин – 1347 см3, но относительная вместимость черепа на 1 см длины тела у женщин больше, чем у мужчин. Мозговой череп относительно сильнее развит у женщин, а лицевой – у мужчин. Как правило, мужской череп отличается выраженным рельефом в связи с более сильным развитием прикрепленных к нему мышц, у женщин рельеф черепа сглажен.
Зарастание швов между костями черепа начинается в возрасте 20-30 лет, причем у мужчин несколько раньше, чем у женщин, этот процесс начинается с внутренней поверхности. Сагиттальный шов зарастает в возрасте 22-35 лет, венечный – в 24-41 год, ламбдовидный – в 26-42 года, сосцевидно-затылочный – в 30-81 год, чешуйчатый шов, как правило, не зарастает.
Целесообразно выделить также и четвертый период преобразования черепа в пожилом и старческом возрасте. В связи с выпадением зубов альвеолярные отростки верхней и альвеолярная часть нижней челюстей уменьшаются, жевательная функция ослабевает, мышцы частично атрофируются, изменяется рельеф челюстей, они становятся менее массивными, рельеф черепа сглаживается, частично рассасывается губчатое вещество, уменьшается их эластичность, череп становится более хрупким и легким. Основная роль в развитии и формировании черепа принадлежит головному мозгу, а также мягким тканям лица и в первую очередь жевательным мышцам.
Здоровые зубы – путь к сохранению формы и рельефа черепа.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей Знание особенностей строения и биомеханики шейного отдела позвоночника у детей – ключ к пониманию лучевой картины и, соответственно, уменьшению диагностических ошибок.Идея о «слабости» и «незрелости» шейного
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга – r. meningeus, которая содержит в своем составе и симпатические волокна. R. meningeus носит еще название возвратного нерва, так как она
Особенности строения огнестрельной раны и ее патогенез
Особенности строения огнестрельной раны и ее патогенез Баллистические характеристики ранящего снаряда, особенности передачи энергии тканям и локализация ранения обусловливают большое разнообразие огнестрельных ран как по внешнему виду, так и по существу повреждения
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов Функция половой системы женщины наиболее подвержена возрастным изменениям. Периоды жизни женщины зависят от состояния ее репродуктивной системы. Выделяют следующие возрастные периоды:
Особенности морфологического строения гематоэнцефалического барьера
Особенности морфологического строения гематоэнцефалического барьера Капилляры мозга отличаются тем, что эндотелиальные клетки не обладают ни порами, ни фенестрами. Соседние клетки черепицеобразно накладываются одна на другую. В области стыков клеток находятся
Особенности строения, роста и развития человека
Особенности строения, роста и развития человека В индивидуальном развитии человека различают два основных периода: внутриутробный, или пренатальный, и внеутробный, или постнатальный.Приводим общепринятую в настоящее время периодизацию второго (внеутробного) периода
Возрастные особенности позвоночника
Возрастные особенности позвоночника В процессе роста и взросления ребенка происходят изменения и в его позвоночнике. Они заключаются не только в простом механическом увеличении его размеров и массы. Преобразованиям подвергается форма как самих позвонков, так и
Возрастные особенности формирования правильной осанки
Возрастные особенности формирования правильной осанки Осанка в детском возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у детей опасны еще и тем, что при них происходит расстройство
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела Как известно, всю жизнь человека можно разбить на три больших периода: период «Слизи» – от рождения до 25 лет; период «Желчи» – от 25 лет до 60; период «Ветра» – от 60 лет до конца жизни. Таким образом, в каждый
6.8. Возрастные особенности
6.8. Возрастные особенности Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Задача преподавателя – выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный или неосознанный интерес у детей,
ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА
ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости,
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НОСА
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НОСА У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос уплощенный из-за недостаточно развитого лицевого скелета. Носовые ходы более узкие, раковины – утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа – относительно
Особенности строения женской кожи
Особенности строения женской кожи Нашу кожу очень часто называют самым крупным человеческим органом. И не мудрено, ведь площадь, которую она занимает, составляет около двух квадратных метров. Вес составляет почти шестую часть от общего веса тела. Кожа выполняет
Особенности строения и функционирования жировой ткани
Особенности строения и функционирования жировой ткани Примитивная жировая ткань определяется уже на четвертом месяце внутриутробной жизни плода. В течение первого года жизни ребенка адипоциты увеличиваются в размере в три раза и продолжают делиться и расти до
Особенности строения суставно-связочного аппарата
Особенности строения суставно-связочного аппарата Опорно-двигательный аппарат человека состоит из трех относительно самостоятельных систем: костной, связочно-суставной и мышечной. Костная система – это комплекс костей организма, образующих его твердую основу.
Возрастные особенности развития гибкости
Возрастные особенности развития гибкости Специфика развития гибкости в значительной мере определяется возрастными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно-связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей
Источник
Позвоночник новорожденного имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Изгибы начинают формироваться только начиная с 3-4 месяцев жизни ребенка, когда он начинает держать голову. Вначале возникает шейный лордоз. Когда ребенок начинает сидеть (4-6-й месяцы жизни), формируется грудной кифоз. Позднее появляется поясничный лордоз, который образуется в то время, когда ребенок начинает стоять и ходить (9-12-й месяцы после рождения). Одновременно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам, окончательное их формирование заканчивается к подростковому, юношескому возрасту.
При неравномерном развитии мышц правой или левой стороны тела, неправильном положении учащихся за партой, у спортсменов как следствие асимметричной работы мышц могут возникать патологические изгибы позвоночника в стороны – сколиозы.
Длина позвоночного столба новорожденного ребенка составляет 40% длины его тела. В первые два года длина позвоночника почти удваивается. Различные отделы позвоночного столба новорожденного ребенка растут неравномерно. На первом году жизни быстрее растет поясничный отдел, несколько медленнее – шейный, грудной и крестцовый. Медленнее всего растет копчиковый отдел. К началу периода полового созревания рост позвоночного столба замедляется. Новое ускорение его роста наблюдается у мальчиков к 13-14, у девочек к 12-13 годам.
Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых людей. С возрастом толщина межпозвоночных дисков постепенно уменьшается, они становятся менее эластичными, студенистое ядро уменьшается в размерах. У пожилых людей вследствие уменьшения толщины межпозвоночных дисков и увеличения кривизны грудного кифоза длина позвоночного столба уменьшается на 3-7 см. Наблюдается общее разрежение костного вещества (остеопороз), обызвествление межпозвоночных дисков и передней продольной связки. Все это уменьшает рессорные свойства позвоночного столба, а также его подвижность и крепость.
3.2. Грудная клетка и её возрастные особенности.
Грудная клетка образована соединенными между собой 12 парами ребер, грудиной, а также грудным отделом позвоночного столба сзади.
Ребра являются длинными, плоскими, изогнутыми костными, а в переднем отделе хрящевыми пластинами, расположенными справа и слева от грудных позвонков.
Верхние 7 ребер называются истинными, каждое из них достигает грудины посредством своего хряща. 8-10-е ребра – ложные, так как их хрящи срастаются между собой и с хрящами нижних ребер, образуя реберную дугу. 11-е и 12-е ребра называют колеблющимися, их передние концы не доходят до грудины и теряются в верхних отделах передней брюшной стенки.
Костная часть ребра состоит из головки, на которой находится суставная поверхность для сочленения с телами позвонков, шейки и тела. На теле десяти верхних ребер имеется бугорок, также снабженный суставной поверхностью для сочленения с поперечным отростком позвонка. На внутренней поверхности каждого ребра по его нижнему краю проходит борозда, к которой прилежат межреберные нерв, артерия и вены.
Грудина представляет собой плоскую кость, в которой различают три части: широкую рукоятку вверху, удлиненное тело и мечевидный отросток внизу. На середине верхнего края рукоятки грудины имеется яремная вырезка, которая легко прощупывается у живого человека. По бокам от яремной вырезки находятся ключичные вырезки для соединения с ключицами. На боковых сторонах грудины имеются реберные вырезки для прикрепления хрящей верхних семи ребер. Мечевидный отросток вырезок не имеет, к нему ребра не крепятся.
С позвонками ребра соединяются при помощи реберно-позвоночных суставов. К ним относятся суставы головок ребер и реберно-поперечные суставы. XI и XII ребра реберно-поперечные суставы не образуют.
Ребра с грудиной сочленяются при помощи суставов и хрящевых соединений. Хрящ I ребра срастается с грудиной, образуя синхондроз. Хрящи II-VII ребер соединяются с грудиной при помощи грудино-реберных суставов, подкрепленных связками.
Передние концы ложных ребер (VIII, IX, X) с грудиной непосредственно не соединяются, они соединяются с хрящами вышележащих ребер межхрящевыми суставами и образуют реберную дугу.
Грудная клетка представляет собой костно-хрящевое образование, состоящее из грудных позвонков, 12 пар ребер и грудины, соединенных между собой при помощи различных видов соединений. У грудной клетки различают 4 стенки (переднюю, заднюю и две боковые) и два отверстия (верхнюю и нижнюю апертуры).
Передняя стенка образована грудиной и реберными хрящами, задняя – грудными позвонками и задними концами ребер, а боковые – ребрами. Ребра отделены друг от друга межреберными промежутками. Верхняя апертура ограничена верхним краем грудины, первыми ребрами и передней поверхностью первого грудного позвонка. Переднебоковой край нижней апертуры, образованный соединением передних концов VII-X ребер, называется реберной дугой. Правая и левая реберные дуги ограничивают с боков подгрудинный угол, открытый книзу. По бокам сзади нижняя апертура ограничена двенадцатыми ребрами и двенадцатым грудным позвонком. Через верхнюю апертуру проходят трахея, пищевод, сосуды, нервы. Нижняя апертура закрыта диафрагмой, которая имеет отверстия для прохождения аорты, пищевода и нижней полой вены.
Грудная клетка человека по форме напоминает неправильной формы усеченный конус. Она расширена в поперечном направлении и уплощена в переднезаднем, спереди она короче, чем сзади.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей
Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.
Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7-8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3-4 годам по является пластинчатое строение костей.
Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.
Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.
Особенности черепа у детей
Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:
1) большой – между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;
2) малый – между затылочными и теменными костями;
3) боковые – по два с каждой стороны.
Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.
Особенности позвоночника ребенка
Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:
1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;
2) грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;
3) поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.
Грудной кифоз окончательно формируется в 6-7 лет, поясничный лордоз – в школьном возрасте. В возрасте 5-6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет – ни же уровня гребешков подвздошных костей.
Особенности грудной клетки ребенка
У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.
Особенности трубчатых костей ребенка
У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.
Особенности костей таза ребенка
Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.
Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).
По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.
Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.
В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.
Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.
В возрасте 3,5-6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.
После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.
В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17- 20 лет.
Существует формула прорезывания зубов:
Х = 4n – 20,
где n – возраст ребенка.
Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника – сколиоз.
При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.
Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.
По итогам осмотра составляется тестовая карта.
По результатам тестирования делаются следующие выводы:
1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;
2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3-7;
3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.
Особенности развития мышечной системы ребенка
У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.
Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20-25% массы тела, к 8 годам – 27%, к 15 годам – 15-44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом.
В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17-18 лет.
Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5-6 лет развиваются двигательные умения, после 6-7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8-9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10-12 лет координация движений улучшается.
В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.
При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.
Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.
В 7-8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.
С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.
В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.
В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.
В 12 лет – бокс, велосипед.
В 13 лет – тяжелая атлетика.
В 14 лет – стендовая стрельба.
Исследование мышечной системы ребенка
Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.
Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.
Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.
При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.
Источник