Воздействие физических упражнений на позвоночник

Воздействие физических упражнений на позвоночник thumbnail

Влияние физических упражнений на состояние позвоночного столба, мышц и внутренних органов.

Движение – это жизнь. Эти слова сказанные древним философом актуальны и в наше время.  Движение и потребность в нем создала сама природа. Когда человек был близок к природе, не имел цивилизации, много двигался и был намного сильнее, выносливее и здоровее. Весь прогресс сделанный самим человеком во благо человека несет с собой малоподвижный образ жизни, а так же загрязнение окружающей среды. Компьютеры, мобильная связь, телевизоры, автомобили и многие другие жизненные блага, используемые человеком, направлены против него самого.   Чем больше человечество пользуется благами цивилизации, тем больше болезней  появляется в современном мире.

Малоподвижный образ жизни делает нас хронически больными людьми.

Самое распространенное заболевание  это заболевание позвоночника.

Позвоночник является основой человеческого скелета и несет на себе основную тяжесть при физической нагрузке. К позвоночнику прикрепляются связки, большое количество мускулов, предназначенных для поддержания тела при прямохождении, а так же отходят множественные позвоночные нервы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность внутренних органов. При малоподвижном образе жизни и плохой экологии человеческие мышцы становятся слабыми и неспособными удерживать позвоночный столб прямо. Поэтому искривление, протрузии и даже межпозвонковые грыжи позвоночного столба встречается примерно у семидесяти процентов детей школьного возраста. С возрастом эта болезнь усугубляется. С такими заболеваниями позвоночного столба жизнь становится нерадостной, потому что каждое движение приносит невыносимую боль. Современная медицина предлагает оперативное вмешательство, но оно не всегда  дает ожидаемые результаты. Чаще всего, сделав операцию, на месте одной грыжи появляются две, а то и три. И сейчас прозвучит банальный вопрос: « А что же делать?»

Я много  лет работаю в школе учителем физической культуры и веду группу «здоровья» у женщин. За годы работы и наблюдений  у меня накопилось, на мой взгляд, достаточно материала, чтобы поделится с теми, кто хочет вести здоровый образ жизни и справляться с заболеваниями собственными силами.

Более 15 лет  я веду группу «здоровья» у женщин. Почему у женщин? Потому что женщины больше следят за своим здоровьем, больше двигаются и поэтому продолжительность жизни у них больше.

Группу «здоровья» посещают женщины с заболеваниями позвоночного столба.  За  многие годы работы я разработала свой комплекс упражнений рассчитанный на разные возрастные группы. Он направлен на укрепление всех мышц тела и рассчитан на два часа занятий.

В данном комплексе идет чередование упражнений на максимальную нагрузку с упражнениями на расслабление, что дает особый эффект в укреплении мышц. Наукой доказано, что после максимального напряжения мышцы или группы мышц, когда сокращаются все мышечные волокна, наступает фаза абсолютного молчания, когда мышца неспособна сократиться вообще. Такая фаза покоя длится 6-8 секунд. И тогда возникает уникальная  возможность растянуть эту мышцу и тем самым увеличить амплитуду движения сустава или позвоночника. Освобождаясь, сустав или позвоночник обретает второе дыхание, т.е. происходит процесс излечения.

Систематические занятия этими упражнениями позволяют частично избавиться от некоторых хронических заболеваний позвоночного столба. Многие занимающиеся в группе « здоровья» имеют межпозвонковые грыжи. Занимаясь в группе «здоровья» и наблюдаясь у врачей, выяснилось, что со временем грыжи уменьшились и стали меньше беспокоить. Некоторые  не нуждаются в прохождении госпитализации и стационарном лечении.

Этот комплекс влияет положительно не только на позвоночный столб, но и на внутренние органы. Известно, что у человека внутренние органы располагаются вдоль позвоночного столба и поддерживаются связками и мышцами, противодействуя силе тяжести. Наукой доказано, что позвоночный столб со временем, примерно к 50-60 годам, как бы «усыхает» и становится короче на 6 – 15см. Некоторые люди к старости сгибаются – это признак старения позвоночного столба и, прежде всего мышц, неспособных удерживать позвоночный столб ровно. В современном мире «усыхание» позвоночного столба молодеет  и начинается с 30-40 лет. При «усыхании» позвоночного столба, ученые обнаружили, что количество нервных волокон, которые обеспечивают нормальную работу внутренних органов, уменьшается, замедляется  процесс обмена и человек стареет.

У человека мышцы разделяются по функциям на две группы.

Первая группа – скелетная мускулатура. Скелетная мускулатура позволяет держать туловище вертикально и постоянно находится в напряжении, даже когда человек спит.

Вторая группа мышц отвечает за мгновенное приложение силы. У современных людей они патологически ослаблены, в результате они сокращают силу своего сокращения. В современном мире именно второстепенные мышцы модно «качать».  Вроде бы все верно, но это приводит к тоническому напряжению первой группы мышц. Поэтому в комплексе упражнений, предлагаемом для занятий группы « здоровья», упражнения на первую и вторую группы мышц чередуются. А так же упражнения на максимальную нагрузку чередуются с упражнениями на расслабление. В  комплексе это дает положительный результат.

Данный комплекс упражнений я успешно использую на уроках физической культуры. С особым удовольствием его выполняют девушки старшеклассницы. Это, на мой взгляд, потому что  они занимаются  осознавая всю пользу данного комплекса, а так же ощущают результат.

Данный комплекс упражнений рекомендую выполнять не раньше, чем через час после сна. Я считаю, что организм должен пробуждаться постепенно, без стрессов. После пробуждения организма можно заняться данным  комплексом. А еще лучше и полезнее заняться данным комплексом после 17-18 часов, но не позднее чем в  20 часов, чтобы после занятий организм успел восстановиться перед сном.

Внимание: все упражнения выполняются плавно.

Начинать заниматься нужно постепенно, выполняя каждое упражнения с двух трех раз, постепенно увеличивая нагрузку, прибавляя каждую неделю по одному разу.

Лучше всего занятия проводить три раза в неделю, через день. Примерно так: понедельник, среда, пятница. Остальные дни недели идет восстановление мышц. После занятий избегать прима холодной воды, чтобы не давать нагрузку на почки. Примерно через 20-30 минут можно попить теплый чай  с сахаром или молоко.

 Данный комплекс не направлен на похудение что, сейчас очень модно, почему-то в современном мире. Данный комплекс упражнений направлен на сохранение и укрепление здоровья.

Выполняя систематически этот комплекс занимающиеся в группе «здоровья» и девушки старшеклассницы чувствуют прилив жизненных сил, у большинства из них нормализуется давление, отмечается исчезновение головных и сердечных болей. Данный комплекс способствует устранению застойных явлений в малом тазу, а так же активизирует половые функции.

Будьте здоровы!

С уважением учитель физической культуры МКОУ Петропавловская СОШ Собкалова Нина Алексеевна.

Источник

1. Введение

Одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений – это нарушения осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз.

На формирование костно-мышечной системы учащихся негативно влияют несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся, чрезмерный вес портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточный вес, а также несформированные двигательные навыки, такие как осанка, походка, посадка за столом (партой), положение тела во время сна, которые способствуют развитию не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем.

Большинство детей и подростков недостаточно информированы о значении и последствиях нарушений со стороны ОДА. Важную роль в профилактике нарушений ОДА может сыграть обучение школьников тому, как следует стоять, ходить, сидеть, лежать во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.  ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.


2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и мышц. Мышцы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью; поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека, и, наконец, основная мышечная масса – поперечнополосатая скелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая нам функцию передвижения. Мышцы нашего тела – добрые волшебники. Выполняя свою работу, они одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов, в первую очередь это касается сердечнососудистой и дыхательной систем  Мышца является активным элементом аппарата движения. Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок.

Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбе и беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм.

3. Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке

Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опоройдля скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают “выпадение” межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека, эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.

4. Урок – основная форма организации занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе

Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.

Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.

4.1. Задачи физического воспитания в специальных медицинских группах

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
  • формирование правильной осанки, а при необходимости – ее коррекции;
  • обучение рациональному дыханию;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

4.2. Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата

В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения – плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы .

В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечнососудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.

В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах – для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий – вытяжение на гимнастической стенке), а также плавание способом брасс (включение плавания в ластах, с лопаточками, резиновых кругах на ногах и др.). Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки.

5. Комплекс упражнений

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:

1) И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

4) И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.

6. Заключение

Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Познание себя самого является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и двигательной деятельности.

Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаясь с другими людьми, заниматься спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температуры, влажности, давления, силы воздействия солнечной радиации.

Под воздействием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная функция – основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной. Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.

7. Литература:

  1. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1988
  2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, – М.: Медицина, 1975.
  3. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. – М.:
  4. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1994.
  5. Физкультура и спорт, 1996. – № 2.
  6. Журнал “Здоровье” № 6 1986 г.
  7. Журнал “Здоровье” № 8 1986 г.

Источник