Валентин гафт болезнь позвоночника

Валентин гафт болезнь позвоночника thumbnail

Не секрет, что в последние годы Валентин Гафт испытывает серьезные проблемы со здоровьем

Фото: Борис КУДРЯВОВ

Валентин Гафт 2 сентября отметил 85-летие. Актер за свою жизнь сыграл множество ролей. Но его главная роль – отца – обернулась настоящей трагедией. А сейчас, в свой юбилей, звезда театра и кино прикован к постели, мало кого узнает и не говорит. Врачи бессильны помочь парализованному Валентину Иосифовичу.

Не секрет, что в последние годы Валентин Гафт испытывает серьезные проблемы со здоровьем. Он разбит инсультом и частично парализован. 85-летие актер, обожаемый всей страной за его роли в фильмах “Чародеи” и “Гараж”, отметил на даче, в узком кругу.

“Присутствие множества людей его раздражает. Это лежачий больной. Мы за ним ухаживаем, в кресле вывозим гулять. Он не разговаривает. Все понимает, порой что-то говорит – без звука. Но мы его научились понимать”, – цитирует Собеседник.Ru жену юбиляра Ольгу Остроумову.

За 85-летним артистом ухаживает супруга и помощница. Часто приезжают дети Остроумовой, которым Гафт стал отцом, и внуки. Сама Ольга Михайловна сейчас передвигается при помощи костылей. Не так давно актриса перенесла тяжелую операцию.

В свою очередь, режиссер Роман Виктюк заявил, что врачи ничем не могут помочь больному Гафту. Слишком тяжелое состояние, потому медики бессильны. “Врачи ничего не знают. Они не знают, что с ним, чем он болен, как ему помочь. Я тем более не знаю, я не врач. И они не знают”, – с болью в сердце говорит мэтр.

Он отметил, что всю жизнь Гафта окружали женщины. “Вокруг него царила энергия обожания и любви. Он женщин любил, разыгрывал… Он уже играл в театре, а я должен был снимать для телевидения «Игроков» Гоголя. Я собрал самых блестящих артистов того времени! Александр Калягин, Александр Лазарев, Магарита Терехова! Маргарита Терехова, эта дьявольская красота, сидела здесь, и Гафт посылал ей такие сексуальные пассы, что она заводилась и кричала: «Перестань, еще рано! Ну не надо, Валя! Ты видишь, я боюсь!». И это правда, она боялась. Потому что у него была просто бешеная энергия. А теперь…”, – вспоминает Виктюк.

Как отмечают коллеги Гафта, здоровье артиста подкосила трагедия всей его жизни. 18 лет назад, в 2002 году трагически умерла его единственная дочь Ольга. Ей было всего 29 лет. Девушка после расставания родителей осталась жить с матерью, балериной Инной Елисеевой. Та была второй супругой народного артиста. У Елисеевой был тяжелый характер, о скандалах в семье знали даже соседи.

Для Гафта смерть дочери стала настоящим ударом. Он заболел и на несколько лет оставил профессию. В одном из последних интервью актер сказал о смерти дочери: “Я часто разговариваю с ней. Считаю, что в ее смерти виноват только я, тут даже не нужно ничего объяснять”.

Валентин Иосифович был близок с Ольгой, насколько это возможно. Дочь актера получила прекрасное образование, мечтала попробовать себя на сцене. Однако этим планам не суждено было сбыться. В личной жизни у Ольги также не все ладилось. Предсмертную записку она посвятила возлюбленному.

“Все, что случилось, очень несправедливо по отношению к моей умной и красивой девочке. Мы часто встречались с Оленькой, и она мне жаловалась, что мать ей покоя не дает. Вот и затравила, – констатировал Валентин Иосифович. – Жалею только, что дочь Инне оставил. Теперь ничего не изменишь…”. Артист был категорически против, чтобы его бывшая жена приходила на похороны дочки. Впрочем, она и не пришла.

Источник

В возрасте 85 лет умер знаменитый актер театра и кино, писатель, народный артист РСФСР Валентин Гафт. Причиной смерти стал инсульт, после которого артист восстанавливался несколько лет.

Артист долго искал свое пристанище не только в театре, но и в личной жизни: был женат четыре раза, о его любовных историях, наверное, можно снять целый фильм. В актерской среде Гафт был известен своим нравом, ему принадлежит множество колких эпиграмм в адрес своих коллег. Так или иначе, жизнь актера складывалась нелегко, череда взлетов сменялась падениями и наоборот.

Гафт в роли невесты по Чехову

Валя родился в Москве, в еврейской семье, приехавшей из Черниговской области. Отец был участником Великой Отечественной войны, и даже награжден медалью «За боевые заслуги». После фронта работал адвокатом в юридической консультации. Мать занималась домашним хозяйством, ее вспоминают как ответственного, строгого и дисциплинированного человека.

Любовь к театру у Валентина родилась благодаря пьесе Сергея Михалкова «Особое задание». После похода на спектакль, мальчик решил и сам начать выступать. Будущий актер был в 4 классе, когда начал посещать кружок школьной театральной самодеятельности. Особенность школы позволила Гафту попробовать себя в разных ролях – учениками были только мальчики, поэтому женских персонажей приходилось играть им же. Деюбитировал Валентин в роли невесты в «Предложении» Антона Чехова.

После окончания школы Валентин решил поступать в театральный. По легенде, за несколько дней до экзаменов, Гафт случайно встретил на улице актера Сергея Столярова. Полный решимости, Валентин попросил дать ему мастер-класс и провести репетицию прослушивания. Сергей отнесся к этой просьбе с пониманием и даже пригласил будущего актера к себе домой. В итоге Гафт успешно сдал экзамены и поступил в Школу-струдию МХАТ.

Театр

После окончания МХАТа, Гафт долго не мог найти сцену по душе. Сначала был Театр им.Моссовета, где он впервые вышел на большую сцену. Потом был Театр на Малой Бронной, Театр Гончарова, Театр Сатиры…В конце концов, своим пристанищем артист выбрал Театр «Современник», где ему удалось сработаться с режиссером Галиной Волчек и получить серьезные роли.

«Не фамилия, а диагноз!»: непростая судьба Валентина Гафта Фото: Куров Александр/ТАСС

«Есть актеры понятные, как холодильник, – от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают – они работают. А есть иные – неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают. Таков Валентин Иосифович Гафт», – говорил Андрей Максимов о Гафте.

Кино

Актеру довольно долго не удавалось сыграть значимые роли в кино. В основном, ему доставались эпизодические, неприметные роли. Говорят, что это было связано с его нестандартной внешностью, которая не соответствовала современным требованиям. Дебют Валентина состоялся в 1965 году в роли одного из эпизодических убийц в фильме «Убийство на улице Данте».

«Гафт – не фамилия, а диагноз!», – Григорий Горин.

Успех нашел Гафта благодаря Эльдару Рязанову. Валентин сыграл многие яркие роли в его фильмах: полковника Покровского в водевиле «О бедном гусаре замолвите слово», чиновника Одинкова в мелодраме-комедии «Забытая мелодия для флейты», президента бомжей-интеллигентов в «Небесах обетованных», генерала в «Старых клячах». Но не стоит забывать и о ролях в фильмах других режиссеров, например, незабываемый образ лакея в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!», коварный Сатанеев в комедии «Чародеи», фокусник на пенсии Брумель в драме-комедии «Сирота казанская». Но одной из главных кинокартин стал «Гараж» Эльдара Рязанова – актер стал не только узнаваемым, но и встретил свою будущую жену на съемочной площадке – Ольгу Остроумову. На момент знакомства оба были несвободны, поэтому отношения завязались не сразу.

«Не фамилия, а диагноз!»: непростая судьба Валентина Гафта Фото: Малышев Николай/ТАСС

Манекенщица Алена

В личной жизни Гафта никогда не было штиля, он покорял женщин своим остроумием и обаянием. Первый его брак был ранний и длился недолго. Женой Валентина стала манекенщица из Дома моделей – Алена Изоргина. Оба супруга не смогли хранить верность – Алене был разрешен выезд заграницу, Валентин проводил время с другими женщинами. В итоге Алена влюбилась в Даля Орлова и брак распался.

Несносная Инна

Второй женой стала такая же красавица, балерина Инна Елисеева. Как говорят, прекрасная внешность была прямой противоположностью характера Инны – деспотичная, властная, она постоянно требовала к себе внимание, любила устраивать скандалы. Беременность не смогла изменить поведение жены, и после рождения дочери они с Валентином прожили всего несколько тяжелых лет.

Гафту удалось освободиться от давления жены, чего не удалось сделать их общей дочери Ольге. Она пошла по стопам матери и окончила хореографическое училище, танцевала в Кремлевском балете, однако Инна всячески упрекала и изводила дочь, не пускала ее домой. Ольга сделала несколько попыток самоубийства и, в итоге, мать нашла дочь в петле.

До смерти Оля вела дневник, из которого и стали известны жуткие подробности отношений с матерью: она унижала, била дочь и даже сдавала ее в Кащенко.

Гафт ушел не только от своей жены, но и от дочери, оставив ее в одиночестве справляться с унижениями матери. После смерти Ольги он долго винил себя, болел и ни с кем кроме близких не разговаривал.

«Я с ней до сих пор часто разговариваю. Я перед ней виноват. Никого больше не виню в произошедшем, только себя. Это мой груз. Никого не зову себе в напарники, сам буду нести эту ответственность», – Валентин Гафт о дочери.

Виолончелистка Алла

Этот брак был незарегистрированным, Алла и Валентин вели вместе быт, но не расписывались. Актер рассказывает, что Алла покорила его тем, что умела вкусно готовить. Причиной распада брака стала патологическая ревность со стороны гражданской супруги. Валентин некоторое время терпел и оправдывался, однако в конце концов не выдержал и ушел.

«Я рыдал, словно корова». Внебрачный сын Гафта.

Спустя несколько лет после смерти дочери Ольги, Валентин узнал о своем внебрачном сыне. До женитьбы с Аллой у актера случился кратковременный роман с одной художницей, впоследствии она родила сына и уехала с ним в Бразилию. Сын Вадим хотел выступить в каком-то смысле в роли ангела: узнав о смерти своей единокровной сестры, Вадим первые отправился в Москву для того, чтобы поддержать отца. Но тогда отец отверг сына, не захотел с ним видеться.

«Я рыдал от отчаяния словно корова», – рассказывал Вадим.

Вернувшись в Сан-Пауло, Вадим попал в передрягу – его избили на улице. Ему травмировали лицо, сломали челюсть. Тогда Гафт наконец позвонил сыну и дал ему денег.

Первая встреча состоялась когда Вадиму уже исполнилось 42 года. Вместе со своим отцом они приняли участие в одной из телевизионных программ, и продолжают поддерживать отношения.

Ольга

Добиться гармонии в личной жизни Гафт смог только после женитьбы с Ольгой Остроумовой. Сам актер признавался, что обратил внимание на будущую супругу еще на совместной съемочной площадке. Им удалось пообщаться только спустя несколько лет, когда Ольга освободилась от прошлых отношений. Чтобы встретиться с Остроумовой, Валентин попросил организаторов частной вечеринки, на которой должен был выступить, чтобы те позвали Ольгу. В итоге их отношения длились несколько лет, после которых Гафт предложил Ольге пожениться. Остроумова подарила Валентину новую большую семью.

«Не фамилия, а диагноз!»: непростая судьба Валентина Гафта Фото: Гутерман Михаил/ТАСС

В 2011 году Гафт перенес инфаркт, позже у актера развилось неврологическое заболевание – болезнь Паркинсона. В конце июля 2019 года Валентин Гафт был госпитализирован в одну из московских больниц с диагнозом «инсульт». Артист почувствовал себя плохо и сам обратился в больницу. Актер проходил реабилитацию в подмосковном отделении неврологии, рядом с ним постоянно находилась его жена.

Валентин Гафт был обладателем множества наград – в частности, театральной премии К.С.Станиславского за вклад в развитие актерского искусства (2007), премии «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль в фильме «12» (2007), премии имени Андрея Миронова «За служение театральному Отечеству» (2011), «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2015).

Источник

Драматург, а в прошлом врач Григорий Горин сказал как-то, что Гафт – не фамилия, а диагноз: «особое состояние организма, когда нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…» А другой поклонник расшифровал эту короткую, как выстрел, фамилию так: Государственный Академический Феноменальный Театр.

Театр – единственное проявление публичности, которое Гафт приемлет. Скандалов не любит. Журналистов избегает. Повторяет слова Олега Даля: «Артист – это тайна. Он должен делать свое темное дело и исчезать. В него не должны тыкать пальцем на улицах».

Парадокс, но, сыграв столько злодеев и проходимцев (от Капулетти и Берия до «многоликого» председателя гаражного кооператива), Гафт заработал репутацию одного из самых обаятельных и привлекательных актеров страны.

МОЙ ЧУБ НА ЛБУ И ДВЕ БЛАТНЫЕ ФИКСЫ

Два года назад, когда отмечалось его 60-летие, Валентин Иосифович стал академиком. «Я не хотел своего юбилейного вечера, отказывался. И на нем, кстати, сильно заболел. Буквально без двадцати семь меня скрутило в этой грим-уборной, поднялась температура до 39, и я не помню, как вышел на сцену». А на сцене его торжественно зачислили в Академию… дураков! Не спешите возмущаться: в этом псевдонаучном заведении, возглавляемом легендарным лицедеем Полуниным, состоит немало достойнейших людей. Оказавшись в «дурацкой академии», артист невольно подтвердил верность ядовитого двустишия Михаила Рощина: «У Гафта нет ума ни грамма – весь ум ушел на эпиграммы».

Ну, нашумевшие гафтовские эпиграммы, в которых он, по мнению одного поэта, «так припечатает, что не отмоешься», оставим на десерт, а пока представьте себе 1959 год. Гафту 24. Он собирается жениться. Денег нет. Постоянной работы тоже. Иногда его снимают в кино, правда, в эпизодических ролях. Забавная деталь: несколько лет подряд, начиная с дебюта в триллере «Убийство на улице Данте», играет он только иностранцев!

Вот и в упомянутый год Гафт вместе со знаменитым комиком Эрастом Гариным снимался в фильме «Русский сувенир», играл французского певца Жерара. А Гарин в то время выпускал спектакль в Московском театре сатиры, и он вдруг предложил ему: «Молодой человек, а не сыграете ли вы у меня роль Ученого в пьесе «Тень»? У меня артист запил…» Валентин немедленно согласился.

«И вот настал час моей премьеры! – вспоминает Гафт. – Чуть ли не на первых же секундах я почти упал в оркестр с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис. Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было! И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нем».

После злополучного спектакля, который смотрели все его родственники, включая будущую жену – манекенщицу Алену Изоргину, состоялся семейный совет. Родня судила-рядила: что делать с Валей? Надо искать другую профессию, ЭТИМ ему заниматься нельзя…

Отец и мать – люди нетеатральные, адвокат и домохозяйка, – на артистическую карьеру сына реагировали, по его словам, «очень своеобразно».

«Когда я учился в Школе-студии МХАТ, отец говорил мне: «Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова, у него и костюм, и «бабочка», а ты что? Вот каким должен быть артист». А мама, узнав, чем они занимаются в училище – вот уже вторую неделю хлопают на занятиях в ладоши, – попросила не рассказывать об этом знакомым. «Мама почти не видела меня на сцене, она очень редко выбиралась в театр, а когда смотрела по телевизору, то всегда переживала – я ей казался очень худым и страшным».

В театральное училище Гафт поступил сразу – сказались опыт школьной самодеятельности, где он по причине раздельного обучения играл только женские роли, и поддержка двух студентов, которые почему-то выделили его из моря абитуриентов и уговорили приемную комиссию обратить на него особое внимание. Звали этих ангелов Игорь Кваша и Михаил Козаков. Кваша рассказывал потом, что их протеже был «смешной парень, в красной рубашке и с золотой фиксой во рту. И было непонятно, то ли он полублатной, то ли просто стесняется».

Фикса засверкала во рту у Гафта после того, как в дворовой драке ему выбили зуб. Он жил тогда на печально известной улице Матросская Тишина, неподалеку от психушки и тюрьмы, и двор их считался бандитским.

ИГРАЕМ! РАЗРЕШАЕТ БОГ!

Однокурсниками Гафта оказались два популярных в будущем актера – Евгений Урбанский и Олег Табаков. Табакова он запомнил таким: «Шея, как у цыпленка, синие жилы, лицо бледное, почти бумажное, узкие плечики. В коверкотовом сером костюме. Всегда голодный, всегда вылизывал свои и чужие тарелки корочкой хлеба и буквально проглатывал все автоматически, только кадык бегал!».

Еще одно впечатление тех времен: «Таню Самойлову не приняли, и я помню, как она выскочила на лестницу и горько рыдала, с ней была просто истерика. Ей задали сыграть какой-то этюд, где надо было кричать: «Пожар!», а она не смогла крикнуть… Как все обманчиво! Сколько людей на экзаменах кричали: «Пожар! Горим!», но артистами не стали, а Татьяна Самойлова стала знаменитой на весь мир киноактрисой».

После окончания Школы-студии Гафт, этот, по определению Ролана Быкова, «тотально талантливый человек», несколько месяцев сидел без работы, пока один из его учителей, Дмитрий Николаевич Журавлев, не походатайствовал о нем перед знаменитым режиссером Завадским, и молодого актера приняли в Театр имени Моссовета.

Его первая роль была почти бессловесной и в программке значилась безымянно – Второй сыщик. Из «Моссовета» молодой актер был уволен… «за нарушение трудовой дисциплины». Он не пил, не скандалил, а просто-напросто сорвал премьеру ужасного, на его взгляд, спектакля, отказавшись в нем играть. Случилось это на гастролях. Валентин молча собрал вещи и вернулся в Москву.

До 1969 года Гафту принадлежало сомнительное звание – чемпион по смене театров. Он тихо поменял несколько популярных столичных трупп, пока не оказался в «Современнике». Он успел поработать с лучшими режиссерами – Эфросом, Гончаровым, Плучеком, но по разным причинам надолго нигде не задерживался. А вот дом на Чистых прудах, белый, с колоннами, он признал своим домом, а его талантливых обитателей – своей семьей. Хотя и пытался Олег Ефремов переманить его во МХАТ, да Галина Волчек отговорила.

Московские театралы до сих пор помнят лучшие роли молодого Гафта – в «Третьей голове» и «Аргонавтах», «Обольстителе Колобашкине» и «Женитьбе Фигаро». В 1964 году в эпохальном спектакле Анатолия Эфроса «104 страницы про любовь» он сыграл главную роль. Судьба спектакля, как рассказал автор пьесы Эдвард Радзинский, была под вопросом. Тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева, проезжая по Москве, увидела афиши, рекламировавшие, по ее мнению, «104 способа любви»! Естественно, премьера «порнографического» спектакля была тут же запрещена, и только отчаянное вмешательство молодого драматурга спасло представление, на которое ломилась потом вся Москва…

С театром Гафту повезло, а вот по поводу кино, несмотря на внушительный список ролей, он вздыхает: «В кино почти сплошные сожаления. Киношная биография, если вычесть Рязанова, не состоялась». К примеру, нашумевший телефильм «Чародеи» он считает своей неудачей: «Там я много кривлялся, но не достиг цели». Возможно, актер к себе несправедлив. Эльдар Рязанов заметил, что в Гафте «чудовищно развито чувство самооценки. Он всегда недоволен собой, считает, что сыграл отвратительно… Самоедство, по-моему, просто сжигает его».

ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ ИГРАЮ КАК СВОЮ

О гафтовском характере рассказывают страшные сказки. Утверждают, в быту он крайне тяжел, просто невыносим. По мнению Лии Ахеджаковой, его партнерши по подмосткам и экрану, «Валя – человек крайностей. Иногда он бывает абсолютный ребенок, а часто – злой мальчик. Он по-настоящему благородный и мужественный человек, но у него бывают такие взрывы бешенства! Он бывает очень несправедлив».

Однажды после выхода фильма «Гараж» Эльдар Рязанов пригласил на «Кинопанораму» несколько своих актеров. «И Валя перед камерой стал что-то говорить о вещизме, что им больна вся страна. А у меня, – вспоминает Ахеджакова, – тогда не было ни зимних сапог, ни шубы. И я, задумавшись, забыв, что камера снимает, что я сажаю в лужу человека, говорю: «Валя, какой вещизм? Народ наш болен нищетой. Это совсем другая болезнь…» Вы видели его руку? Его кулак? Вот я увидела, как его рука сжимается в огромный кулак, и он с этим кулаком – на меня. Мы схватились тогда так, что нас еле разняли. После этого мы разошлись, разбежались врагами…»

Во время съемок «Гаража» прокатился слух, сожравший у Гафта массу нервных клеток: якобы он собрался эмигрировать. Рязанов был в шоке! Судьба картины и так была под вопросом, а с отъездом исполнителя одной из центральных ролей ее бы точно отправили на полку. Он никуда не уехал, поскольку не собирался, но долго еще получал от зрителей записки: «А правда, что…». Нет, неправда.

Глухие застойные годы были для Гафта не лучшим временем. «В 1981 году я тяжело заболел. Взялся меня лечить известный нейрохирург профессор Кандель. В тот самый момент, когда он делал мне сложнейшую операцию, которая заключается в том, что в позвоночник вводят иглу и откачивают спинной мозг, в этот момент в комнату кто-то вошел и сказал: «Умер Даль». Тут я понял, что должен что-то предпринять, иначе тоже умру. С этой иглой в спине я встал, подошел к окну и очень осторожно начал вдыхать морозный воздух. Мне казалось, еще минута – и у меня разорвется сердце».

С Олегом Далем и Валентином Никулиным Гафт делил «современниковскую» гримерку. Сегодня одного друга уж нет, другой далече. Вообще, у Гафта осталось немного друзей. «Совсем мало. Друзья – это мой театр. Личная жизнь? Есть человек, которого я люблю, который прекрасно ко мне относится, и пока нам хорошо. Это Ольга Михайловна Остроумова».

О завязке его романа с известной актрисой существует красивая история. Вечером, после спектакля, Гафт приезжал к служебному входу ее театра, преподносил любимой роскошный букет цветов, затем они садились каждый в свое авто и ехали рядом по Садовому кольцу…

Несмотря на романтическое имя (Святой Валентин – покровитель влюбленных), Гафт не считает себя влюбчивым человеком: «Я не потерял этого ощущения, но чтобы метаться из стороны в сторону, нет… Я не совсем тот Валентин».

От второго брака у Гафта есть дочь Оля. «Я не могу назвать себя хорошим отцом. Мы почти всю жизнь живем с ней отдельно. Ей 24 года, окончила хореографическое училище. Большой балериной она не стала, но, мне кажется, свое место в жизни она найдет».

«МОЙ НЕЖНЫЙ ГАФТ, МОЙ НЕРВНЫЙ ГЕНИЙ!

Спаси тебя, Господь, от тех,

Кто спровоцировал успех

Твоих незрелых сочинений».

Комментарии

Самое важное в канале Коммерсантъ

в Telegram

Источник