В позвоночнике лягушки выделяют

В позвоночнике лягушки выделяют thumbnail

Задания уровня А.Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Лягушки дышат

  • Ответ:
  • 1) трахеями
  • 2) кожей и жабрами
  • 3) кожей
  • 4) легкими и кожей

А2. В позвоночнике лягушки выделяют отделы

  • Ответ:
  • 1) шейный и туловищный
  • 2) крестцовый
  • 3) хвостовой
  • 4) все перечисленное верно

А3. У лягушки сердце

  • Ответ:
  • 1) однокамерное
  • 2) трехкамерное
  • 3) двухкамерное
  • 4) четырехкамерное

А4. К отряду хвостатых земноводных относится

  • Ответ:
  • 1) травяная лягушка
  • 2) обыкновенная квакша
  • 3) серая жаба
  • 4) гребенчатый тритон

А5. Тело лягушки состоит из

  • Ответ:
  • 1) головы, груди, туловища
  • 2) головы, туловища
  • 3) головы, туловища, хвоста
  • 4) головы, шеи, туловища

А6. Кожа земноводных

  • Ответ:
  • 1) голая и сухая
  • 2) покрыта хитинизированной кутикулой
  • 3) голая и влажная
  • 4) покрыта роговыми чешуйками

А7. Обыкновенная квакша – представитель отряда

  • Ответ:
  • 1) хвостатых земноводных
  • 2) бесхвостых земноводных
  • 3) безногих земноводных
  • 4) двоякодышащих рыб

А8. К классу пресмыкающихся относится

  • Ответ:
  • 1) тритон
  • 2) саламандра
  • 3) хамелеон
  • 4) червяга

А9. У большинства видов пресмыкающихся сердце состоит из

  • Ответ:
  • 1) двух камер с перегородкой
  • 2) трех камер с неполной перегородкой в желудочке
  • 3) трех камер с полной перегородкой в желудочке
  • 4) четырех камер

А10. Тело ящерицы состоит из

  • Ответ:
  • 1) головы, туловища
  • 2) головы, туловища, хвоста
  • 3) головы, груди, брюшка
  • 4) головы, шеи, туловища, хвоста

А11. К отряду чешуйчатых относится

  • Ответ:
  • 1) гремучая змея
  • 2) гавиал
  • 3) слоновая черепаха
  • 4) аллигатор

А12. Тело ящерицы покрыто

  • Ответ:
  • 1) голой влажной кожей
  • 2) роговыми чешуйками, щитками
  • 3) шерстью
  • 4) раковиной

А13. Современные пресмыкающиеся произошли от

  • Ответ:
  • 1) морских кистеперых рыб
  • 2) панцирных рыб
  • 3) пресноводных двоякодышащих рыб
  • 4) древних земноводных

А14. Роговой покров пресмыкающихся участвует в

  • Ответ:
  • 1) выделении продуктов обмена веществ
  • 2) защите от механических повреждений
  • 3) испарении воды
  • 4) дыхании

Задания уровня В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. У земноводных, в отличие от представителей костных рыб

  • Ответ:
  • 1) четыре отдела в позвоночнике
  • 2) парные передние и задние конечности
  • 3) двухкамерное сердце
  • 4) два круга кровообращения
  • 5) жаберное дыхание
  • 6) трехкамерное сердце

В2. У змей

  • Ответ:
  • 1) отсутствует грудная клетка
  • 2) хорошо подвижные веки
  • 3) веки, сросшиеся друг с другом и прозрачные
  • 4) прозрачность век усиливается после линьки
  • 5) пятипалые конечности
  • 6) развито одно легкое

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3. Установите соответствие между отрядами земноводных и их представителями. Представители: А) саламандра; Б) червяга; В) жаба; Г) квакша; Д) протей; Е) тритон. Отряды: 1) Хвостатые; 2) Бесхвостые; 3) Безногие.

  • Ответ:

В4. Установите соответствие между отделами земноводных и их представителями. Представители: А) гаттерия; Б) варан; В) черепаха; Г) гадюка; Д) аллигатор; Е) гавиал. Отряды: 1) Чешуйчатые; 2) Крокодилы; 3) Черепахи; 4) Клювоголовые.

  • Ответ:

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В5. Установите последовательность этапов развития озерной лягушки. А) оплордотворение; Б) взрослые особи; В) половые клетки; Г) головастик без парных конечностей; Д) яйцо; Е) формирование конечностей; Ж) укорачивание хвоста.

  • Ответ:

В6. Определите систематическое положение обыкновенной гадюки, расположив таксоны в необходимой последовательности, начиная с царства. А) Чешуйчатые; Б) Хордовые; В) Животные; Г) Пресмыкающиеся; Д) Многоклеточные; Е) Змеи; Ж) Обыкновенная гадюка; З) Позвоночные.

  • Ответ:

Источник

Земноводные, или амфибии (от греч. amphi – с обеих сторон и греч. bios – жизнь) – класс типа хордовые, объединяющий
животных, которые могут обитать как в воде, так и на суше. Это немногочисленный наиболее примитивный класс наземных
позвоночных животных. Произошли земноводные от древних кистеперых рыб.

Для успешного изучения земноводных предлагаю начать с их классификации. Помните, что классификации это именно то, что
раскладывает знания в голове “по полочкам”, относитесь к ним с должным вниманием.

Давайте перечислим ароморфозы, которыми сопровождалось появление земноводных.

Традиционно строение земноводных изучается на примере типичного представителя – лягушки озерной, ее мы возьмем за
основу данной статьи.

  • Покровы, опорно-двигательная система
  • Покров двуслойный, состоит из эпидермиса и дермы. Эпидермис снабжен густой капиллярной сетью, благодаря которой
    у лягушки возможен газообмен через кожу. Кожа голая, содержит большое количество желез: она должна быть постоянно
    увлажнена для интенсивного газообмена.

    Около 65% всего кислорода поступает через увлажненную кожу. Увлажнение кожи крайне важно, рекомендую запомнить следующий факт: при пересыхании кожи лягушки газообмен в ней прекращается,
    и лягушка погибает от недостатка кислорода (гипоксии).

    Кожа лягушек

    Особой окраской обладают ядовитые виды лягушек, их яркая окраска называется – предупреждающей. Съев такую, хищник серьезно пожалеет о своей оплошности, которая может закончиться летальным исходом. Поэтому животных с такой окраской хищники обычно не трогают.

    Индейцы используют лягушек кокои (листолаз ужасный) для
    изготовления отравленных стрел: одна лягушки делает смертельным оружием около 50 стрел. Они готовят яд высушивая лягушку
    на костре и смазывая наконечники стрел выступающей на поверхности коже жидкостью – ядом.

    Предупреждающая окраска лягушки кокои

    Тело состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Передние конечности короче и слабее задних. Задние конечности служат
    для плавания, они удлинены и имеют плавательные перепонки между пальцами. Хорошо развита
    мышечная система: мышцы дифференцированы на отдельные пучки. В теле амфибий насчитывается до 350 мышц.

    Скелет лягушки состоит из скелета головы, туловища, поясов конечностей и свободных конечностей. Скелеты поясов конечностей
    малоподвижны, в отличие от скелета свободной конечности, построенного по типу рычагов.

    Скелет лягушки

    Имеются туловищный (7 позвонков) и хвостовой отделы позвоночника, доставшиеся земноводным еще от рыб. Однако появляются и новые отделы: крестцовый
    и шейный, оба содержащие по одному позвонку. Благодаря возникновению шейного отдела, у земноводных становится возможным
    поворот головы, что было невозможным для рыб.

    В скелете особо необходимо выделить уростиль (от др.-греч. urá — «хвост» и stýlos — «палочка») – палочковидную кость,
    которая образуется в результате слияния тел хвостовых позвонков. Уростиль также называют хвостовой костью.

    Скелеты поясов конечностей служат опорой для конечностей. В состав плечевого (переднего) пояса входят: лопатки, ключицы, вороньи
    кости (коракоиды), хрящи. Ребер нет, вследствие чего грудная клетка отсутствует, передний пояс лежит свободно в толще мышц, грудина не соединена при помощи ребер с позвоночником.

    Пояс передних конечностей лягушки

    Пояс задних конечностей (тазовый) образован: подвздошными и седалищными костями, лобковым хрящом.

    Пояс задних конечностей лягушки

    Скелет передней свободной конечности состоит из: плечевой кости, предплечья (образовано сросшимися лучевой и локтевой костями)
    и кисти (состоящей из запястья, пястья и фаланг пальцев).

    Скелет задней свободной конечности образован бедром, голенью (состоит из сросшихся малоберцовой и большеберцовой
    костей), стопы (включает предплюсну, плюсну и фаланги пальцев).

    Скелеты конченостей лягушки

  • Пищеварительная система
  • Состоит из ротоглоточной полости, в которую открываются протоки слюнных желез, секрет которых предназначен только для смачивания
    и формирования пищевого кома. Слюнные железы впервые возникли именно у амфибий, и пока еще не участвуют в химической обработке
    пищи. Слюнные железы были и у насекомых, однако членистоногие – отдельная эволюционная ветвь, хордовые никаким образом не произошли от членистоногих 🙂

    Имеются хоаны – внутренние носовые отверстия (ноздри – внешние), с помощью которых полость носа сообщается с полостью глотки. В ротоглоточную полость открываются также
    отверстия евстахиевых труб, которые соединяют полость среднего уха с ротоглоткой и уравнивают в них давление. Значительную часть места занимает липкий длинный язык, служащий для ловли добычи.

    Читайте также:  Сочи лучшее лечение позвоночника

    Лягушка ловит добычу

    Короткий пищевод переходит в желудок, продолжающийся в тонкий кишечник, куда открываются протоки желчного пузыря, а также пищеварительных
    желез: печени и поджелудочной. Тонкая кишка переходит в толстую кишку, оканчивающуюся клоакой.

    Клоака (от лат. cloaca – труба для стока нечистот) – расширенная часть задней кишки, куда открываются мочеточники и мочевой пузырь,
    половые протоки.

    Пищеварительная система лягушки

  • Дыхательная система
  • У лягушки дыхание осуществляется двумя основными способами:

    • Легочное дыхание
    • Легкие представленные тонкостенными мешками, стенка которых густо оплетена капиллярами, в которых происходит
      газообмен. Дыхательная поверхность легких невелика, они не способны полностью удовлетворить нуждам организма
      в кислороде, поэтому жизнь лягушки невозможна без кожного дыхания.

      Воздух поступает в легкие и удаляется из них благодаря сокращениям мышц дна ротовой полости.

      Дыхательная система лягушки

    • Кожное дыхание
    • Осуществляется только при увлажненной коже, на поверхности которой растворяется кислород, после чего он проникает в капилляры кожи. Кожа помогает
      дышать лягушкам при погружении в воду: кислород поступает в кровь напрямую из воды.

      При пересыхании кожи животное погибает, так как
      слабо развитые легкие не в состоянии обеспечить потребности организма в кислороде.

      Также дыхание осуществляется эпителием, покрывающим ротовую полость, но это вносит незначительный вклад в процесс
      дыхания.

    Кожное дыхание лягушки

  • Кровеносная система
  • Изменения в кровеносной системе земноводных, по сравнению с рыбами, обусловлены заменой жаберного дыхания
    на легочное. Сердце имеет 3 камеры: 2 предсердия и 1 желудочек, сердце более крупное. Возникает второй (легочный) круг кровообращения.

    Правое предсердие заполнено венозной кровью, а левое – артериальной. Перегородка в желудочке отсутствует, кровь внутри него большей частью смешанная.
    Из-за смешения крови интенсивность метаболизма уменьшается, это делает невозможным поддержание постоянной температуры тела. Эритроциты
    у амфибий с ядрами, безъядерные эритроциты возникнут позже, у млекопитающих.

    Земноводные
    относятся к пойкилотермным животным (от греч. poikilos – различный и therme – тепло) – холоднокровным животным, температура тела которых
    непостоянна и зависит напрямую от температуры окружающей среды.

    Физиологически и анатомически сокращение сердца происходят
    таким образом, что более насыщенная кислородом артериальная кровь изгоняется из него в последнюю очередь и попадает в сонные артерии,
    идущие к головному мозгу. Таким образом, к головному мозгу направляется более насыщенная кислородом кровь, чем к остальным органам.

    Строение сердца лягушки

  • Выделительная
  • Так же, как и у рыб, выделительная система амфибий состоит из парных первичных (туловищных) почек, называемых мезонефрос. В них фильтруются
    продукты обмена веществ, главным образом – мочевина.

    По мере образования в почке мочи, она поступает в мочеточники, ведущие в клоаку. Попавшая в клоаку моча стекает в мочевой пузырь, через стенки которого осуществляется всасывание воды. При сокращении стенок мочевого пузыря концентрированная моча выводится в клоаку, откуда выбрасывается во внешнюю среду.

    Выделительная система лягушки

  • Нервная система
  • Головной мозг земноводных отличается от мозга рыб полностью разделенным на два полушария и более развитым передним мозгом.

    Мозжечок и средний мозг развиты гораздо слабее, так как земноводные малоподвижны и их движения относительно простые: они передвигаются по плоскости в “2D измерении”. Перемещение рыб в таком случае можно обозначить как в “3D измерении”. Это
    упрощенное, но вполне справедливое сравнение.

    Головной мозг лягушки

    Органы чувств земноводных адаптированы к наземному образу жизни. На суше возникает серьезная проблема,
    которой не было у рыб в воде – сухой воздух. Чтобы адаптироваться к нему у земноводных возникает подвижное веко и мигательная
    перепонка, движения которых смачивают поверхность глаза и препятствуют высыханию.

    Меняется форма хрусталика. Если у рыб он был шарообразный, то у земноводных его форма становится более выпуклой (как и форма
    роговицы). Хрусталик приобретает форму двояковыпуклой линзы. Амфибии видят дальше рыб.

    Однако аккомодация, настройка глаза на наилучшее видение объекта, остается на том же уровне, что и
    у рыб: достигается только за счет перемещения хрусталика вперед и назад. Эти перемещения помогает совершать особая ресничная мышца,
    возникшая у земноводных.

    Третье веко лягушки

    Наземная среда меняет и характер передачи звуков: теперь он передается через колебания воздуха. Если рыбам
    в воде было достаточно внутреннего уха для улавливания колебаний воды, то земноводным этого мало. У них впервые
    возникает среднее ухо, которое снабжено барабанной перепонкой, чувствительной к колебаниям воздуха.

    Среднее ухо состоит из одной слуховой косточки – стремени. Евстахиева труба соединяет полость среднего уха с
    с ротглоточной полостью, служит для уравнивания давления между ними.

    Среднее ухо земноводных

  • Половая система
  • Лягушки раздельнополые животные, оплодотворение наружное. Размножение и начальные этапы развития земноводных происходят
    в воде, поэтому амфибий крайне редко можно встретить в засушливых местах, где водоемы отсутствуют.

    Мужские половые железы представлены парными семенниками с отходящими от них семявыносящими протоками, которые впадают в мочеточники,
    открывающиеся в клоаку. Женские половые железы – яичники с отходящими от них яйцеводами, открывающимися в клоаку.

    Мочеполовая система лягушки

    Во время оплодотворения самец удерживает самку сзади и надавливает передними конечностями на ее брюшко, что приводит к выметыванию
    икры. Эта икра сразу же оплодотворяется семенной жидкостью самца.

    Развитие происходит с метаморфозом – значительной перестройкой большинства органов. Личиночная стадия лягушки еще раз
    подчеркивает эволюционные корни этого класса, а именно то, что земноводные произошли от рыб. Головастики требуют нашего
    особого внимания.

    Головастик – личинка бесховстых земноводных. Развивается из оплодотворенной яйцеклетки, живет в воде.

    Во многом строение головастика напоминает строение рыбы, что подтверждает родство классов земноводных и рыб. Головастик
    характеризуется следующими чертами:

    По мере изучения вышеуказанных признаков становится очевидно, что предками земноводных являются кистеперые рыбы,
    обитавшие мелких континентальных водоемах. От кистеперых рыб произошли древние земноводные – стегоцефалы, появившиеся в конце
    девонского периода и вымершие вначале мезозоя.

    Земноводные, как и все живые организмы, являются звеном в цепи питания (консументами). Они уничтожают многих кровососущих
    насекомых, а также насекомых, которые наносят вред культурным растениям.

    Их яд используют для изготовления лекарств, так что не забудем отметить их медицинское значение. Лягушка – классический
    объект для лабораторных исследований, в таком качестве лягушки используются повсеместно, и благодаря им совершены тысячи открытий.

    Источник

    Зубр

    1. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

    Ответ

    1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (хотя бы на одной из стадий жизни)
    2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
    3) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
    4) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).

    2. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? Назовите не менее трех органов.

    Ответ

    1) Боковая линия (определяет направление течения воды).
    2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).
    3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.

    3. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с приспособлением к полёту? Укажите три особенности и их значение для полёта.

    Ответ

    1. Обтекаемая форма тела уменьшает трение о воздух при полете.
    2. Передние конечности превратились в крылья, с помощью них птица летает.
    3. Маховые перья создают поверхность крыла, необходимую для полета. Покровные перья создают обтекаемую форму тела.

    Читайте также:  Лечебная гимнастика для шейного позвоночника видео

    4. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.

    Ответ

    1. У лягушек дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
    2. У жаб легкие развиты лучше, чем у лягушек, а кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообменне практически не участвует.
    3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (кровью с низкой концентрацией кислорода).

    5. У некоторых пресмыкающихся в северных областях, например у обыкновенной гадюки, наблюдается яйцеживорождение. Объясните это явление. С чем связано такое приспособление? Почему у птиц, которые также размножаются яйцами, такое явление отсутствует? Дайте обоснованный ответ.

    Ответ

    1. При работе мышц гадюки выделяется тепло, поэтому внутри тела гадюки теплее, чем снаружи, и развитие яиц идет быстрее. Это важно в северных областях, где короткое и недостаточно жаркое лето.
    2. У птиц нет яйцеживорождения, поскольку ношение яйца с собой увеличивало бы их вес и мешало летать.

    6. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.

    Ответ

    1) внутреннее оплодотворение, размножение, не связанное с водой;
    2) особенности строения яйца (крупные, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой);
    3) роговой покров тела (кожа сухая, практически без желез);
    4) только легочное дыхание;
    5) в желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично.

    7. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Земноводные – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2) Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в воде. (3) В воде у взрослых земноводных осуществляется только кожное дыхание, а на суше – только легочное. (4) У взрослых земноводных в желудочке сердца кровь венозная, имеются два круга кровообращения. (5) Развитие земноводных происходит с превращением, для личинки на ранних стадиях развития характерна рыбообразная форма. (6) У бесхвостых земноводных внутреннее оплодотворение. (7) Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб.

    Ответ

    3 – на суше у земноводных осуществляется легочное и кожное дыхание.
    4 – у взрослых земноводных в желудочке сердца кровь смешанная.
    6 – у бесхвостых земноводных наружнее оплодотворение.

    8. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

    Ответ

    1) Днем в пустыне очень жарко.
    2) Пресмыкающиеся, которые не контролируют температуру своего тела, рискуют перегреться. Ночной образ жизни позволяет им избежать перегрева.
    3) Млекопитающие в жару должны испарять слишком много воды для поддержания постоянной температуры тела. Ночной образ жизни позволяет им избежать излишних потерь воды.
    4) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и животные могут потреблять эту воду.

    9. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

    Ответ

    Зародыш кролика получает питательные вещества от матери через плаценту, поэтому ему не нужно хранить питательные вещества в яйце.

    10. Назовите орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какую функцию он выполняет при движении рыбы в толще воды? Объясните принцип действия этого органа.

    Ответ

    1) Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.
    2) Он выполняет гидростатическую функцию (делает плотность тела рыбы равной плотности воды).
    3) При расширении плавательного пузыря плотность тела рыбы уменьшается, рыба становится легче воды и всплывает. При сжатии плавательного пузыря плотность тела рыбы увеличивается, рыба становится тяжелее воды и тонет.

    11. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей и их значение.

    Ответ

    1) Легкие позволяют земноводным дышать на суше.
    2) Трехкамерное сердце и легочный круг кровообращения позволяют земноводным доставлять больше кислорода к тканям.
    3) Развитые конечности рычажного типа позволяют земноводным передвигаться по суше.
    4) Подвижные веки и слезные железы позволяют им смачивать глаза на суше.
    5) Слюнные железы позволяют им питаться сухой пищей.

    12. У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, а у птиц – перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать его перегрева у зайцев, собак и птиц? Ответ поясните.

    Ответ

    1) у зайцев длинные ушные раковины имеют не покрытую шерстью часть, через которую излучается тепло;
    2) собаки высовывают язык и часто дышат, используя поверхность языка (и дыхательных путей) для охлаждения;
    3) птиц от перегрева в полете защищают воздушные мешки, которые обеспечивают охлаждение внутренних органов

    13. Какие особенности в строении скелета сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Приведите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.

    Ответ

    1) кости тонкие, заполнены воздухом, что облегчает массу тела;
    2) срастание многих костей в разных отделах обеспечивает компактность и прочность скелета (в кисти, позвоночнике, стопе);
    3) грудина имеет киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, обеспечивающие движение крыльев;
    4) отсутствие зубов в челюстях облегчает массу тела

    14. По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырех признаков.

    Ответ

    1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;
    2) они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;
    3) у водных черепах сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;
    4) оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками

    15. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

    Ответ

    1) обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
    2) осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих);
    3) образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
    4) при половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья)

    16. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?

    Ответ

    1) млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца;
    2) зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце;
    3) млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.

    17. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.

    Ответ

    1) обеспечивает газообмен через кожу
    2) предохраняет кожу от иссушения
    3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые)
    4) уменьшает трение при плавании

    18. Какие особенности строения дыхательной, выделительной и половой систем сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Объясните их значение.

    Читайте также:  Преждевременное старение позвоночника лечение

    Ответ

    1) в дыхательной системе – наличие воздушных мешков, что позволяет насыщать легкие и кровь кислородом на вдохе и на выдохе, а также охлаждает тело в полете (уменьшает плотность тела);
    2) в выделительной системе – отсутствие мочевого пузыря, что уменьшает массу тела;
    3) в половой системе – функционирует только один яичник, второй недоразвит (предотвращает одновременное созревание двух яиц), что уменьшает массу тела

    19. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

    Ответ

    5 – взрослые земноводные имеют трехкамерное сердце;
    6 – оплодотворение у земноводных наружное;
    7 – водяной уж относится к пресмыкающимся

    20. Какие отделы головного мозга выделяют у рыб и земноводных? У земноводных по сравнению с рыбами в процессе эволюции сильнее развился передний мозг, но слабее – мозжечок. Объясните, как эти особенности строения мозга влияют на поведение и движение рыб и земноводных.

    Ответ

    1) отделы: передний (конечный), промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый;
    2) развитие переднего мозга земноводных обусловило усложнение поведения в связи с выходом на сушу;
    3) слабое развитие мозжечка земноводных связано с более простым характером движений на суше; у рыб мозжечок развит лучше, так как у них более сложный характер движения в воде ( в трехмерной среде)

    21. Укажите производные кожи, которые имеются у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся. Приведите четыре производных кожи. Объясните их функции.

    Ответ

    1) Потовые железы выделяют пот. С потом выделяются соли и мочевина; при испарении пота организм охлаждается.
    2) Сальные железы выделяют кожное сало. Оно смазывает кожу и волосы, делает их более эластичными и защищает от намокания.
    3) Волосы служат для теплоизоляции, механической защиты кожи, обеспечивают окраску животного. Вибриссы служат для осязания.
    4) Молочные железы выделяют молоко. Оно необходимо для выкармливания потомства.

    22. Какие виды кожных желёз имеются у млекопитающих? Поясните, какие функции выполняют эти железы. Приведите четыре примера.

    Ответ

    1) Потовые железы выделяют пот, который состоит из воды, солей и мочевины (выделительная функция). При испарении пота организм охлаждается.
    2) Сальные железы выделяют сало, которое смазывает кожу и волосы, придает им эластичность и защищает от намокания.
    3) Молочные железы выделяют молоко, необходимое для выкармливания потомства.
    4) Пахучие железы выделяют секреты, необходимые для химической сигнализации (привлекают половых партнеров, метят территорию, защищают от врагов).

    23. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.

    Ответ

    1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
    2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
    3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ.

    24. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

    Ответ

    1) Линяют и обрастают густым мехом.
    2) Впадают в спячку.
    3) Мигрируют на другие территории.
    4) Делают запас кормов и накапливают жир.

    25. Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранить более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.

    Ответ

    1) У пресмыкающихся легкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые легкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих)) – из-за этого у пресмыкающихся происходит недостаточное насыщение крови кислородом.
    2) Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (у крокодилов – сразу после выхода из сердца), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода.
    3) У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, которые не позволяют эффективно удерживать тепло.

    26. Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырех значений. Ответ поясните.

    Ответ

    1) пуховые перья осуществляют теплоизоляцию тела, позволяют осваивать самые разнообразные территории с резкими перепадами температуры, насиживать потомство;
    2) кроющие контурные перья обеспечивают обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
    3) маховые и рулевые перья крыльев и хвоста образуют необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
    4) ярко окрашенные контурные, кроющие и рулевые перья у самца важны в период размножения для привлечения самки; у самки (как правило) оперение невзрачное, которое помогает ей быть незаметной в период насиживания кладки

    27. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пресмыкающиеся». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Большинство пресмыкающихся живёт на суше. (2) К представителям этого класса относят прыткую ящерицу, обыкновенную гадюку, гребенчатого тритона, болотную черепаху. (3) У пресмыкающихся наряду с лёгочным дыханием ещё сохраняется кожное дыхание. (4) В процессе дыхания воздух через глотку и гортань поступает непосредственно в лёгкие. (5) Размножение животных происходит, как правило, на суше, у них осуществляется внутреннее оплодотворение. (6) В яйце имеется большой запас питательных веществ, снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой или кожистой оболочкой. (7) Развитие происходит без превращения, вылупившееся животное морфологически сходно с родительскими особями.

    Ответ

    1) 2 – гребенчатого тритона относят к земноводным;
    2) 3 – у пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание, есть только лёгочное;
    3) 4 – воздух в лёгкие поступает из гортани через трахею и бронхи

    28. Рассмотрите изображённые на рисунках А и Б дыхательные системы позвоночных животных. Назовите классы животных, фрагменты дыхательных систем которых изображены на соответствующих рисунках. Приведите морфологическое отличие фрагментов этих систем в названных Вами классах животных и объясните значение этого отличия.

    Ответ

    1) А – Млекопитающие;
    2) Б – Пресмыкающиеся;
    3) лёгкие пресмыкающихся ячеистые;
    4) лёгкие млекопитающих альвеолярные;
    5) дыхательная поверхность (площадь газообмена) альвеолярных лёгких больше;
    6) диффузия кислорода в кровь идёт эффективнее

    29. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Объясните значение этих изменений.

    Ответ

    1) барабанная перепонка;
    2) часть органа слуха (уха);
    3) передаёт звуковые колебания в среднее ухо (на слуховую косточку);
    4) защищает полость среднего уха;
    5) появление среднего уха;
    6) появление слуховой косточки (стремечка);
    7) усиление колебаний (овального) окна улитки;
    8) появление слуховой (евстахиевой) трубы;
    9) выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой

    Источник