Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника thumbnail

1. Организация внимания

2. Проверка ранее изученного материала

3. Усвоение новых знаний

4. Первичное закрепление знаний

5. Рефлексия

6. Итоги урока

1. Постановка цели

2. Проведение тренинга «Кулечек»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Детям предлагается выбрать 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение (цвет не нравится), сминаем и выкидываем, во второй – свое хорошее настроение и его оставляем на столах.

Предлагает выполнить интерактивные задания:

1. а) Какие вещества входят в состав костей

б) Какую роль они играют

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

2. За счет чего идет тот или иной рост костей

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

1. Чтение стихотворения:

Чтоб на кисель не походить

На скользкую медузу

Скелет у всех нас должен быть

И он нам не обуза.

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом

Мы не смогли бы без него

Не будь у нас скелета.

2. Словарная работа («скелет»)

СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

3. Организует работу в парах по изучению отделов скелета человека и заполнению таблицы.

Название отдела скелета

Строение отдела

Функция отдела

Череп

Мозговой отдел = лобная кость+2 теменные + затылочная + 2 височные

Лицевой отдел = нижняя + верхняя челюсти + носовые кости + скуловые

Защита головного мозга от повреждений

Жевание, речь

Позвоночник

Позвоночник = шейный (7) + грудной (12) +поясничный (5) + крестцовый (5) + копчиковый (4-5)

Защита спинного мозга от повреждений , гибкость

Грудная клетка

Грудина + 12 пар ребер

Защита сердца, легких, пищевода, печени, желудка

Пояс верхних конечностей

Плечевой пояс = 2 ключицы + 2 лопатки

Опора для верхних конечностей

Верхние конечности

Плечо + предплечье (локтевая + лучевая) + кисть (запястье, пясть, фаланги)

Подвижность во всех направлениях

Пояс нижних конечностей

Тазовый пояс = 2 тазовые + крестец

Опора для нижних конечностей, защита внутренних органов

Нижние конечности

Бедро + голень (большая и малая берцовые) + стопа (плюсна, предплюсна, фаланги)

Движение(бег, плавание, ходьба)

4. Проводит музыкальную физминутку

5. Рубрика «Это интересно»

а) Развитие скелета у зародыша

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

б) Число костей в теле человека

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

6. Организует проведение лабораторной работы «Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка

«Помощник»

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.

Оцените результат:

Если палец опускается ниже стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «- (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

Вывод: Возраст и работоспособность позвоночника определяется его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

1) Предлагает выполнить самостоятельно задание на интерактивной доске

Урок основные отделы скелета отделы позвоночника

2) Рубрика «Это интересно» (Гигантские скелеты)

Гигантские скелеты

Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.

В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.

В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста – 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.

Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.

В 1899 году шахтеры Рурской области в Германии обнаружили окаменелые скелеты людей ростом от 210 до 240 сантиметров.

В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян. Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, вырубленной в скале. Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины – около трех метров

Предлагает в тетрадях продолжить одно из предложений:

Сегодня я понял…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Комментирование работы учащихся на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

«Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать».

1. Знакомство с этапами урока

Выполняют задания тренинга, предложенные учителем

Отвечают на вопросы интерактивных заданий

Один ученик читает вслух стихотворение

Ученики изучают ресурсы и текст учебника, заполняют таблицу.

1-я пара – скелет головы

2-я пара – скелет туловища

3-я пара – пояс и скелет верхних конечностей

4-я пара – пояс и скелет нижних конечностей

После подготовки учащиеся показывают отделы скелета на модели.

Делают танцевальные движения под музыку

Изучают слайды

Выполняют лабораторную работу в парах, оценивают гибкость своего позвоночника

Учащиеся пишут на листах ответов названия частей скелета, обозначенных цифрами.

Взаимопроверка в парах по шаблону.

Рассматривают слайды

Учащиеся проводят рефлексию

Запись домашнего задания

Читайте также:  Что такое гемангиома позвоночника шейного отдела позвоночника

Источник

Тема: Основные отделы скелета человека

Цель: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению отделов скелета человека, формировать умение определять гибкость позвоночника.

2. Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, содействовать развитию у школьников умений анализировать познавательный объект, выделять главное, общаться.

3. Воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку, любознательность, активность, самостоятельность формировать навыки здорового образа жизни.

Применяемые технологии: ИКТ, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, технология критического мышления.

Структура и основное содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация внимания

2. Проверка ранее изученного материала

3. Усвоение новых знаний

4. Первичное закрепление знаний

5. Рефлексия

6. Итоги урока

1. Постановка цели

2. Проведение тренинга «Кулечек»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Детям предлагается выбрать 2 листа бумаги с цветом, который нравится и который не нравится. Из обоих листов бумаги делаем кулечки. В один мысленно кладем плохое настроение (цвет не нравится), сминаем и выкидываем, во второй – свое хорошее настроение и его оставляем на столах.

Предлагает выполнить интерактивные задания:

1. а) Какие вещества входят в состав костей

б) Какую роль они играют

2. За счет чего идет тот или иной рост костей

1. Чтение стихотворения:

Чтоб на кисель не походить

На скользкую медузу

Скелет у всех нас должен быть

И он нам не обуза.

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом

Мы не смогли бы без него

Не будь у нас скелета.

2. Словарная работа («скелет»)

СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

3. Организует работу в парах по изучению отделов скелета человека и заполнению таблицы.

Название отдела скелета

Строение отдела

Функция отдела

Череп

Мозговой отдел = лобная кость+2 теменные + затылочная + 2 височные

Лицевой отдел = нижняя + верхняя челюсти + носовые кости + скуловые

Защита головного мозга от повреждений

Жевание, речь

Позвоночник

Позвоночник = шейный (7) + грудной (12) +поясничный (5) + крестцовый (5) + копчиковый (4-5)

Защита спинного мозга от повреждений , гибкость

Грудная клетка

Грудина + 12 пар ребер

Защита сердца, легких, пищевода, печени, желудка

Пояс верхних конечностей

Плечевой пояс = 2 ключицы + 2 лопатки

Опора для верхних конечностей

Верхние конечности

Плечо + предплечье (локтевая + лучевая) + кисть (запястье, пясть, фаланги)

Подвижность во всех направлениях

Пояс нижних конечностей

Тазовый пояс = 2 тазовые + крестец

Опора для нижних конечностей, защита внутренних органов

Нижние конечности

Бедро + голень (большая и малая берцовые) + стопа (плюсна, предплюсна, фаланги)

Движение(бег, плавание, ходьба)

4. Проводит музыкальную физминутку

5. Рубрика «Это интересно»

а) Развитие скелета у зародыша

б) Число костей в теле человека

6. Организует проведение лабораторной работы «Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка

«Помощник»

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.

Читайте также:  После травмы шейного отдела позвоночника

Оцените результат:

Если палец опускается ниже стула, измерьте расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал до уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «- (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

Вывод: Возраст и работоспособность позвоночника определяется его гибкостью, а не возрастом человека. Так позвоночник 70-летних йогов порой «моложе» позвоночников 15-летних подростков. Доказано, что регулярные физические нагрузки оздоравливают позвоночник, позволяя его хозяину навсегда забыть о болях в спине.

1) Предлагает выполнить самостоятельно задание на интерактивной доске

2) Рубрика «Это интересно» (Гигантские скелеты)

Гигантские скелеты

Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.

В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.

В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста – 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.

Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.

В 1899 году шахтеры Рурской области в Германии обнаружили окаменелые скелеты людей ростом от 210 до 240 сантиметров.

В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца. Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян. Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, вырубленной в скале. Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины – около трех метров

Предлагает в тетрадях продолжить одно из предложений:

Сегодня я понял…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Меня удивило…

Я попробую…

Мне захотелось…

Комментирование работы учащихся на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

«Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать».

1. Знакомство с этапами урока

Выполняют задания тренинга, предложенные учителем

Отвечают на вопро

Источник

8 класс

Тема: Общее строение скелета. Осевой скелет.

Цели: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать сходство и отличие скелета человека и животного.

Задачи.

  • Обучающие – познакомиться с основными отделами скелета человека их строением и функциями, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

  • Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.

  • Воспитывающие – воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Оборудование: таблица «Строение скелета», раздаточный материал, кроссворд «Скелет. Осевой скелет»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1.Как называется система органов, куда относится скелет?

2.Какую функцию выполняет скелет человека?

3.Какое количество костей в скелете человека?

4.Какие вы знаете типы костей? Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. (Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)

5.За счет чего кость растет в длину?

6.За счет чего кость растет в толщину?

7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы – у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)

III. Знакомство с темой урока

Учащимся предлагается поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую. Это удаётся только с одной из кукол.

Читайте также:  Боль в нижнем отделе позвоночника отдающая в ногу

– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? ( Она мягкая. У неё нет опоры.)

Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.

– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.

IV. Изучение нового материала

1. Общее строение скелета (рассказ учителя, вычерчивание схемы)

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих связок.

2. Череп (работа с учебником, заполнение таблицы «Скелет человека»)

Историческая справка: Голова всегда считалась священной частью тела. Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду – у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

3. Позвоночник (рассказ учителя, работа с картинками)

– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.

Учитель:

– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?

Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков (рассматривание позвонков картинках)

Вопросы к учащимся:

– Зачем у позвонков зубцы?

– Зачем внутри отверстие?

– Каково значение позвоночника?

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно): позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.

Учитель: Позвоночник состоит из 7 шейных ,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и

4-5 копчиковых позвонков.

– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.

Учитель: Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:

“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна. Двенадцатый подвиг)

– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)

4. Грудная клетка (рассматривание рёбер на картинках)

– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)

– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)

– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)

Прощупывание рёбер и грудины у себя.

Вывод(учащиеся формулируют самостоятельно): кости рёбер защищают внутренние органы.

Части тела

Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

Голова (скелет – череп)

Мозговой от-

дел (черепная

коробка)

Парные кости: теменные

и височные.

Непарные кости: лобная,

затылочная, решетчатая,

клиновидная.

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3.

Лицевой отдел

черепа

Парные кости: верхняя

челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

Непарные кости: нижняя

челюсть, сошник, подъязычная кость.

Развитие подбородочного

выступа в связи с членораздельной речью.

Туловище

(скелет)

Позвоночник

7 шейных позвонков,

12 грудных, 5 пояснич-

ных, 5 крестцовых,

4-5 копчиковых.

S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.

Грудная

клетка

12 грудных позвонков,

12 пар ребер, грудная кость.

Сжата в переднезаднем направлении.

V. Закрепление

  • Работа в парах заполнение кроссворда;

VI. Подведение итогов, выставление оценок

Составление синквейна

скелет

осевой добавочный

поддерживает защищает хранит

обеспечивает опору в живых организмах

VII. Домашнее задание:

Источник