Урок на тему искривление позвоночника
Тема «Нарушения функций скелета и их профилактика»
Задачи урока:
Образовательная: формировать знания учащихся об осанке, признаках правильной и неправильной осанки; типах искривлений позвоночника, их причинах и последствиях; познакомить учащихся с простейшими методиками определения искривлений позвоночника; с мерами профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия; показать значение физических упражнений для правильного формирования скелета тела и мышц
Развивающая: развивать практические навыки соблюдения правильной осанки, как залога здоровья и долголетия; развивать мотивацию здорового образа жизни; развивать умения проведения исследовательской работы
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать эстетическое наслаждение от созерцания правильной осанки как составляющей внешней красоты, потребность в физической активности;
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица “Строение скелета человека”, “Типы искривлений позвоночника”, “Плоскостопие”, видео “Как правильно сидеть за компьютером”
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок – семинар
Основные понятия и термины: осанка, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие,
Ход урока:
I. Вступительная часть.
1.Организационный момент
2. Н.п.п.
Учитель: поздравляю всех на уроке природоведения. Пусть эти 2700 секунд, которые мы проведем вместе дадут новые знания и положительные эмоции!
II. Вступительная часть.
1.Сообщение эпиграфа
Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья.
Лоренцо Валла
2.Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
Упражнение “Мозговой штурм”
1. Какую тему изучаем?
2. Из чего состоит опорно-двигательная система человека?
3. Какие отделы имеет скелет человека?
4. Какие отделы выделяют в позвоночнике?
5. Назовите и покажите отделы скелета верхних конечностей.
6. Назовите и покажите отделы скелета нижних конечностей.
7. Благодаря чему происходит движение тела человека?
8. Какие виды работы выполняют мышцы?
Б) Индивидуальное выполнение заданий.
В – I Установить соответствие между отделами скелета и костями, которые входят в их состав.
В – II. Установить соответствие между названиями мышц и их функциями.
В) Взаимопроверка работ, оценивание
2.Изучение нового материала
1). Мотивация:
Учитель: Какое эстетическое удовлетворение дает созерцание стройных, подтянутых девушки или юноши. Но все чаще в повседневной жизни нам приходится видеть сгорбленных, сутулы молодых людей с приобретенными пороками позвоночника. Задумайтесь! 48% учащихся нашей страны имеют проблемы, связанные с нарушениями скелета. И сегодня мы будем говорить о ” Нарушения функций скелета и их профилактику”
2). Сообщение темы урока
Учитель: откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока ” Нарушения функций скелета и их профилактика”
3). Определение цели и заданий урока
Дети самостоятельно определяют цель и объявляют задание урока
4). Сообщение плана урока
1. Правильная осанка и ее признаки
2. Основные типы искривлений позвоночника
3. Причины нарушения правильной осанки тела
4. Предупреждение заболеваний искривления позвоночника.
5. Плоскостопие, ее причины и профилактика.
5).Упражнение “Дерево ассоциаций”
Учитель: Какие слова у вас ассоциируются со словом “осанка “?
П подтянут
О опрятный
С стройный
Т тренированный
А активный
В изящный
А атлетический
6).Объяснение учителя.
Каждому человеку свойственна определенная осанка – привычное положение тела человека в состоянии покоя и во время движения. Правильная осанка не только делает фигуру привлекательной, но и обеспечивает нормальную деятельность внутренних органов. Осанка является показателем правильной работы опорно-двигательной системы. Осанка не наследуется. Она формируется в детском и юношеском возрасте и может меняться в течение жизни человека.
Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышечной системы, особенно мышц туловища (спины, живота). Хорошо развитые мышцы предотвращают деформацию костей позвоночника при нагрузке на них. Определение признаков правильной осанки
. Во время правильной осанки
– естественные изгибы позвоночника выражены умеренно;
– в положении стоя голова прямая;
– спина ровная;
– лопатки размещены симметрично, не выпячиваются;
– плечи человека находятся на одном уровне;
– живот втянут;
– ноги прямые;
– мышцы хорошо развиты;
– походка легкая.
Ознакомление с методикой выявления правильной осанки
Тест на выявление правильной осанки
Встать у ровной стенки без обуви
Ваше тело должно касаться ее пятью точками:
затылком, плечами, ягодицами, икрами ног и пятками
Если в таком положении вам комфортно, у вас правильная осанка!
Учитель: А сейчас рассмотрим признаки неправильной осанки
Исследование динамики пороков позвоночника в 9 классах с 2014 по 2019 год
Как вы видите, каждый год количество учеников с проблемами позвоночника в одном и том же классе увеличилось. Поэтому возникают вопросы:
Упражнение “Постановка проблемного вопроса”
– Почему количество учеников с приобретенными пороками позвоночника из года в год увеличивается?
– Как предотвратить нарушение осанки?
Учитель начинает семинар. Различают таки основные типы искривлений позвоночника как сколиоз, лордоз и кифоз.
Презентация исследовательской работы учащихся – вертебрологов по выявлению сколиоза
Признаки сколиоза:
Искривление грудной клетки;
Плечи и лопатки находятся на разных уровнях;
Уменьшается подвижность позвоночника;
Может появиться боль в грудном отделе.
С целью определения сколиоза смотрят на уровень плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками.
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся – вертебрологов по выявлению лордоза
Лордозы – это изгибы позвоночника вперед в шейном и поясничном отделах
Признаки лордоза:
деформация позвоночника;
боль в пояснично-крестцовом отделе позвоночника;
тело при ходьбе забрасывается назад;
развивается функциональная недостаточность почек;
наблюдается отечность нижних конечностей;
поражаются органы малого таза
Тест на обнаружение лордоза
Встать у ровной стенки без обуви
Ваше тело должно касаться ее тремя точками:
лопатками,
плечами,
ягодицами,
В цель между поясницей и стенкой в норме может проходить только ладонь, что идет параллельно стенки. Если проходит кулак, осанка неправильная
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся – вертебрологов по выявлению кифоза
Кифоз – это изгиб позвоночника назад в его грудном отделе.
Симптомы кифоза:
легко устает спина;
сдавливаются органы, расположенные в грудной полости (особенно легкие);
затрудняется дыхание;
возникают хронические бронхиты, плевриты;
развивается аритмия сердца
Тест на обнаружение кифоза
необходимо измерить расстояние между плечами с переда и сбоку спины. Если она примерно одинаковая то патологии нет. А если расстояние со стороны спины больше расстояния спереди,то у человека кифоз.
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся – вертеюрологів по выявлению плоскостопия
К пороков развития опорно – двигательной системы в детском возрасте относят плоскостопие. Это пониженное свод стопы, при котором человек опирается на всю его поверхность. Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, пояснице, искажение осанки.
Тест на обнаружение плоскостопия
1. Белый лист бумаги кладут на пол, смазывают ногу жирным кремом и наступают на лист .
На отпечатке соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пяткой пря-мой линией. Затем находят среднюю точку (Г), и проводят перпендикуля-ры (АВ, МD).
Точку пересечения MD с отпечатком обозначают литерой С. Отрезок CD надо поделить на АВ. Если результат больше 0,33, то у человека-плоскосто-пость.
Причины плоскостопия
Меры по предупреждению плоскостопия
– Хождение босиком;
– Хождение на пальцев;
– Хождение на внешней стороне внешней стопы;
– Ходьба на внутренней стороне стопы;
– Попеременное сжимание пальцев стопы;
– Бросание небольшого предмета пальцами стопы;
– Занятия плаванием и разнообразными спортивными играми.
Если плоскостопие уже есть – надо обратиться к врачу ортопеду, какой назначит специальную обувь и лечебные физические упражнения.
(Поблагодарить ученикам)
Упражнение “Эвристическая беседа”
Учитель задает вопрос: Дети, как вы думаете, каковы причины искривления позвоночника?
Ответы учащихся: гиподинамия, несоответствие гигиеническим требованиям мебели, сон на мягкой или вогнутой кровати, неправильное ношение портфеля, травмы позвоночника.
Причины нарушения правильной осанки тела врачи ортопеды обычно делят на три группы:
1) Искривления позвоночника, возникающие в младенческом возрасте: (родители рано начинают сажать ребенка – за что горбится спина, поскольку мышцы щеи еще не сформированы должным образом; рано начинают учить ходить, в результате чего возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника. но и деформация ног.
2) Искривление позвоночника, возникающее из-за перенесенные инфекционные заболевания, такие как ветряная оспа, коклюш, туберкулез, механические травмы скелета, тяжелая форма рахита или ожирения.
3) Искривления позвоночника, возникающие в школьный период, когда окостенение скелета составляет 65 % и опорно-двигательный аппарат еще окончательно не сформирован (неправильная посадка во время учебных занятий, несоответствие высоты парт росту учащихся, большой вес школьного портфеля, раннее ношение обуви на каблуках. подавленное эмоциональное состояние, несбалансированное питание и ограниченная двигательная активность).
Последствия нарушений правильной осанки тела – затруднение работы легких, сердца, желудочно – кишечного тракта;
– уменьшение жизненной емкости легких;
– снижение обмена веществ;
– головная боль;
– повышение утомляемости
Сколиоз, лордоз, кифоз легче предупредить чем вылечить
“Составление памятки по предотвращению искривления позвоночника”
постоянно тренировать свое тело, делать утреннюю гимнастику; играть в подвижные игры на свежем воздухе, плавать в реке или в бассейне, закаляться;
хорошо питаться;
спать на твердой постели, на разных боках, подушка должна быть невысокой;
предотвращать плоскостопие;
правильно сидеть за партой или столом
(Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом. Ноги должны упираться в пол. Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони Во время сидения человек занимает весь стул, локти держит на столе);
– следить за своей осанкой, не сутулиться
А если уже возникли пороки позвоночника то надо обязательно обратиться к врачу. Он предложит специальную лечебную физкультуру, массаж.
Просмотр видеоролика “Как правильно сидеть за компьютером?”
Упражнение “развязываем проблемный вопрос”
Почему количество учеников с приобретенными пороками позвоночника из года в год увеличивается?
Какие правила следует соблюдать с целью предотвращения искривлений позвоночника и плоскостопия?
ІУ. Закрепление новых знаний
Упражнение “Интервью”
Вопросы к ученикам:
1. Дайте определение понятия “осанка “
2. О каких основных нарушениях функций скелета вы сегодня узнали?
3. Назовите причины искривления позвоночника.
4. Какие правила следует соблюдать, чтобы предотвратить искривление позвоночника?
5. Какие правила следует соблюдать, чтобы предотвратить плоскостопие?
Упражнение “Рефлексия”
Украина достигла ли наша работа на уроке поставленной цели?
Но понадобятся ли вам приобретенные сегодня знания?
А что полезного вы научились на этом уроке?
Какую информацию из нашего урока вы бы использовали для сохранения собственного здоровья?
III Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
2.Оценивание знаний.
.3.Домашнее задание:
Прочитать стр. 145=149 учебника, дать устные ответы на вопросы
Определить кто из родственников имеет пороки позвоночника. Составить для них памятку ” основные мероприятия по профилактике “
4.Организованное завершение урока.
Источник
Люфт Елена Валерьевна, учитель МОУ «СОШ №10» г.Когалым
Здоровьесберегающие технологии.
Внеклассное мероприятие «Здоровая спинка – к успеху тропинка»
Внеклассное мероприятие
Здоровая спинка – к успеху тропинка
Аннотация: Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе, данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся. На мероприятие приглашаются родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства. Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.
Примечание: Разработка данного мероприятия не ставит перед собой цель показать использование ИКТ на уроках.
ЗДОРОВАЯ СПИНКА – К УСПЕХУ ТРОПИНКА
Цели: сформировать у учащихся бережное и ответственное отношение к своему здоровью и
своему организму; продолжить привитие основ здорового образа жизни. Развитие
творческих способностей, содействие в создании теплой и дружественной атмосферы
в коллективе и между родителями и детьми.
Оборудование: ТСО для просмотра фотослайдов, таблицы по анатомии из кабинета биологии или скелет, иллюстрации здоровых, веселых людей, фотографии учащихся, занимающихся различными видами спорта, музыкальные диски с мелодиями, на усмотрение учителя.
Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель, родители, фельдшер школы (учитель биологии).
План занятия
- Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала
- Основное содержание мероприятия.
- Бабу -Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
- Медицинская справка о позвоночнике
- Без осанки и конь корова
- Кто со спортом тесно дружит, тому – и спинка долго служит
- Школьный портфель: друг или враг?
- Прямая спинка – к успеху тропинка
- Волшебное колечко – подарок осанке.
- Подведение итогов; заключительное слово ведущего
Ход мероприятия
- Организационный момент. Подготовка к восприятию основного материала
Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о здоровье. Каждый благоразумный человек понимает, что самое главное в жизни – это здоровье и стремится быть стройным и красивым и не болеть. К сожалению, подавляющее большинство людей, не умеет и не хочет заботиться о своем здоровье. Часто, потакая своим прихотям, мы забываем о самой главной ценности человеческого бытия.
А многие ли из нас знают, что причина многих недугов кроется в искривленном позвоночнике человека. Задумываемся ли мы над тем, что искривляем свой позвоночник с самого детства, страдая потом всю жизнь?
- Основное содержание урока
1. Бабу -Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
Ученик 1 Советы старины мудры и верны –
Все начинается со сгорбленной спины.
Держать осанку, голову поднять!
Чем ниже голова, тем легче потерять
Ученик 2 Мы с ____________ готовясь к занятию, наблюдали за учениками нашей школы и одноклассниками. Наши наблюдения оказались грустными, а результаты плачевные. К сожалению, соблюдали осанку единицы, а многие ребята имели явно выраженную сутулость. Мы предлагаем и вам посмотреть результаты наших наблюдений. Мы запечатлели увиденные нами картинки кадрами фотоаппарата.
(Просмотр фотографий в слайдовом режиме «Бабу -Ешку не смеши, лучше спинку распрями!) Фотографии на фестиваль не представлены, т.к. взяты из личных архивов школьников.
2.Медицинская справка о позвоночнике
Слово фельдшеру школы:
Позвоночник играет особую роль в организме. Он расположен на спинной стороне туловища. В позвоночнике выделяют 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Позвоночник образован 33-34 позвонками, короткими костями необычной формы. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря ним образуется полуподвижное соединение. Повреждение дисков или смещение позвонков приводит к серьезным последствиям в организме человека.
Различают три вида искривления позвоночника: лордоз (выпуклость вперед), кифоз (выпуклость назад) и сколиоз – искривление позвоночника вбок, с поворот позвонков вокруг оси. К сожалению, сколиоз не лечится, его можно только сдержать в легкой стадии, поэтому лучше не допускать деформации позвоночника.
Причины искривлений: вредные положения тела и перегрузки
высокий каблук,
недоразвитые мышцы,
повреждения позвоночника,
недостаток в пище белков, кальция, витамина Д
Рассказ фельдшера сопровождается показом презентации «Позвоночник: причины искривления», а так же демонстрацией позвоночника на скелете.
Сейчас ребята покажут, как правильно сидеть, стоять, нести тяжести и даже падать.
(Ученики рассказывают о технике переноса тяжестей, а другие ребята демонстрируют эти способы на себе)
Ученик: Чаще всего у людей возникают проблемы со спиной после поднятия тяжестей. Это говорит о том, что для этого используются ослабленные мышцы спины, вместо сильных мышц. При поднятии какой-либо тяжести, не делайте резких движений, контролируйте свои движения, не торопитесь, напрягите не только мышцы спины или рук, а полностью все
мышцы тела. При поднятии тяжестей расставляйте ноги над предметом. Приседайте пониже и вставайте, прижимая предплечье к животу.
Ученик: При вставании с кровати сначала повернитесь набок. Затем опустите ноги, опираясь на руки.
Ученик: При падении прижимайте руки к бедрам и падайте на бок. Не приземляйтесь ни на ягодицы, ни на спину.
3.Без осанки и конь корова
Учитель: «Без осанки и конь – корова» – говорится в народной пословице. И действительно, всем известно, что красивая осанка подчеркивает красоту женщин и статность мужчин. Сутулость и нарушенная осанка лишит женщину очарования, даже если на ней самое красивое платье.
Ученик: Эй, ребята! Встаньте смирно
Руки к верху поднимите!
И на цыпочках прыжок
Высоко, под потолок!
Ученик: Ты старайся – не ленись,
Поначалу – разотрись.
Уши трем. Глаза и бровь,
Разгоняем всюду кровь.
Ученик: Чтобы быть здоровым, сильным,
Стройным быть и в меру стильным,
Утром надо рано встать,
Вырабатывая стать.
( Дети выполняют физкультминутку)
- Кто со спортом тесно дружит, тому – и спинка долго служит
Учитель: «Он не умеет ни читать, ни плавать» – так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение плавать и читать рассматривается как символ разностороннего человека.
Ребята, а знаете ли вы, что в России живут замечательные люди, стойкие духом и телом. Я хочу рассказать вам о поразительном случае, который произошел с цирковым атлетом – силачом. Валентин Дикуль сломал позвоночник. И врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Терпеливое лечение, тренировки и специально придуманные им самим упражнения для скелета вернули его к жизни. Через некоторое время циркач и силач снова вернулся на арену цирка: выполнял упражнения с тяжестями, поднимал 10-15 человек.
У нас в классе есть ученики, которые тоже занимаются спортом. Давайте послушаем ребят, они расскажут нам о своих занятиях.
Выступления учащихся, просмотр фотографии детей, занимающихся в спортивных секциях, фотографии из личных архивов школьников.
Ученик: Танец – это тот же спорт,
А не отдых, не курорт!
Сколько нужно раз собраться,
Чтоб в движеньях разобраться!
Посмотрите -ка на нас:
Ноги сами просят пляс,
Спинка ровная у нас,
Грациозность – просто класс!
(Выступление участников танцевального кружка)
- Школьный портфель: друг или враг?
Учитель: Ребята, о чем речь пойдет дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
Изучали пользу школьного портфеля наши ученики, давайте послушаем, какие наблюдение и выводы они сделали.
Ученик: Мы провели наблюдения за учениками нашей школы и одноклассниками, какие портфели предпочитают ученики. Выяснили, что подавляющее большинство учащихся начальной школы носят учебные принадлежности в ранцах. Это правильно. К сожалению, вес портфеля иногда выходит за пределы нормы.
Ученик: Ученики средней школы предпочитают ходить в школу с сумками спортивного стиля. Девочкам нравятся сумки, висящие на плече, а мальчикам спортивные рюкзаки. У многих учеников 5-7 классов масса портфеля существенно превышает допустимые санитарные нормы. Это связано и с тем, что ребята носят в портфеле много лишних вещей. Следует заметить, что масса школьной сумки обратно пропорционально возрасту ученика. Чем старше ученик, тем легче сумка.
Ученик: учащиеся старшей школы, как правило, ходят в школу с тонким пакетом, в котором лежит одна или несколько тетрадей и ручка. Вес такой клади вполне подходит для ребенка старшей группы детского сада.
Ученики показывают презентацию «История портфеля»
Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Попрошу выйти 3 мамочки и 3 ребенка. Перед вами два стола: на одном продукты, на другом – школьные принадлежности, вперемешку с игрушками. Ваша задача как можно быстрее приготовить бутерброды, собрать портфель и надеть ранец на плечи. Кто быстрее подбежит ко мне и зазвонит в колокольчик, тот победитель.
- Прямая спинка – к успеху тропинка
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что сутулая спина вызывает чувство покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе человека. Попробуйте расстроиться или того сложнее – расплакаться, если вы стоите прямо, с гордо поднятой головой, открыто глядя перед собой? Не получится ни за что!
Сейчас к нам придет необычный гость, знаток восточной медицины.
(Ученик в восточной одежде)
Ученик: И я вас уверяю, что если ваша спина прямая, вам не удаться заплакать. С точки зрения восточной медицины, именно по спине, особенно в верхней ее части, проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их, а распрямляясь, мы обеспечиваем свободный доступ энергии космоса.
А сейчас, я предлагаю всем эти каналы открыть. Повернитесь все так, чтобы затылок каждого оказался перед лицом другого. Положите руки на плечи впереди сидящего человека и постарайтесь сделать приятный массаж.
(Звучит восточная мелодия «Азахелак»)
- Волшебное колечко – подарок позвоночнику
Родители: Дорогие наши дети, сегодня мы приятно удивлены, что вы уже так повзрослели и стали всерьез задумываться о своем здоровье. Мы родители, очень хотим, чтобы все вы были здоровые, крепкие, и сильные! И от всей души хотим подарить вам волшебные колечки, которые помогут вам и задачки сложные решить и от обиды горькой спастись. Надевайте эти колечки на голову, и ваши спинки будут прямые, а осанки красивыми. Будьте здоровы!
Мамы дарят своим детям текстильные колечки, сшитые из ткани и наполненные ватой. Эти колечки удобно надевать на голову ребенку, когда он выполняет домашние задания или смотрит телевизор. Если колечко упало – спинка скривилась Музыкальный фон.
III. Заключительное слово учителя.
Ученики повторяют хором:
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям!
Когда лежу, стою, сижу –
за позвоночником слежу!!!
Родители: Если статен ты и строен – уважения достоин!
Источники:
https://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)
https://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html (информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника) https://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31 (история портфеля)
Литература:
Тамара Рыжова. Исследовательский проект «Осанка» // журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. №550
Источник