Урок биологии строение позвоночника

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Читайте также:  Делают хорошие операции на позвоночник

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить

на вопрос урока «Как человек двигается?» и

предметом нашего разговора стала опорно-

двигательная система человека.

На доске вертикально записано слово

скелет. Учитель предлагает учащимся на

каждую букву этого слова назвать

ключевые, важные слова по пройденной

Дети называют слова, учитель записывает на

доске напротив соответствующей буквы.

теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим

об одной из самых важных частей скелета.

О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

Учитель задаёт детям вопросы, на которые

они должны отвечать определёнными

жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные,

наверное и называться они должны по-

разному. Разберитесь с помощью текста с

названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное

отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы

сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится

позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете.

Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так,

чтобы была возможность дотянуться руками до

впередистоящего. Найдите позвоночник у

Предположительно, на все вопросы дети

отвечают положительно.

-Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются,

расслабляются.

соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте

позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник

человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство

строения позвоночника она лучше всего

иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника

в своих моделях, которые я предлагаю вам

прямо сейчас изготовить.( Учитель

демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый

Читайте также:  Как снять блокаду позвоночника

позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он

может принять другое положение .Слайд5

(учитель показывает на модели искривления

вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его

позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины

искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же

вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать

искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и

зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

позвоночника. На самом деле его структура

гораздо сложнее и он выполняет много

жизненно важных функций.

-Перед вами список утверждений(Прил.2)

Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+»

если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем факт,

что мнения разделились. Значит, не хватает

точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно

будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает

текст( Прил.3 )и готовиться к публичному

выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-»,

проанализируйте их ещё раз и, если

потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли

вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста

в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Оценочные умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица

искривленного позвоночника.

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника

состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части

поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся

между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину,

нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она

придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя

сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и

мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те

движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные

связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника

состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части

поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся

между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной

мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике

способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное

функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков,

кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в

области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько

таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.

Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной

структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать

«информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое

называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в

позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм!

Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления

полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и

работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает

болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ:

«Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг

зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль.

Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Читайте также:  Как проверить ровный ли позвоночник у ребенка

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́ НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения

деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

17, 06.11.2018

Разработка урока по биологии в 8 классе

Тема урока: «Общее строение скелета. Осевой скелет»

Цель: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека.

Задачи: Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. Формировать навыки самонаблюдений. Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».

Планируемые результаты:

Предметные: раскрыть особенности строения скелета человека, деление его на отделы. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении материала и натуральных объектов.

Метапредметные: совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала; продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность.

Личностные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения скелета человека. Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, компьютер, наглядные пособия «Скелет человека», муляж черепа скелета человека.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тестовая работа (слайды)

  1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:

  1. опорная;*

  2. двигательная;

  3. рефлекторная.

  1. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

    1. опорная;

    2. двигательная;*

    3. защитная.

  2. В каком возрасте кости человека наиболее прочны:

    1. 5-10 лет;

    2. 20-30 лет;*

    3. 60-70 лет.

  3. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:

    1. подкостница;

    2. закостница;

    3. надкостница.*

  4. Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:

    1. клетки желтого костного мозга;

    2. клетки красного костного мозга;*

    3. клетки синего костного мозга.

  5. Кости плеча, предплечья, бедра и голени – это:

    1. трубчатые кости;*

    2. губчатые кости;

    3. плоские кости.

  6. Какие кости состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество:

    1. трубчатые;

    2. плоские;*

    3. губчатые;

  7. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:

    1. 5-10 лет;

    2. 20-25 лет;*

    3. 50-55 лет.

III. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя.

Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Череп – определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Выполнение схемы в тетрадях.

Мозговой отдел черепа:

– лобная кость; НАХОДИТСЯ

– затылочная кость; ГОЛОВНОЙ МОЗГ

– теменные кости (парные);

– височные кости (парные);

– клиновидная кость;

– пирамидные отростки височных костей.

Лицевой отдел черепа:

– верхняя челюсть; НАХОДИТСЯ

– нижняя челюсть; ОРГАН ОБАНЯНИЯ

– скуловые кости (парные);

– носовые кости (парные);

– решетчатая кость.

Кости мозгового и лицевого отделов черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.

3. Скелет туловища

  • S – образная форма

  • образован отдельными позвонками (имеют тело, дугу и отростки);

  • межпозвоночные хрящевые диски (придают позвоночному столбу подвижность, упругость и смягчают сотрясения при ходьбе и беге);

  • имеет четыре изгиба (шейный, грудной, поясничный, крестцовый);

  • имеет отделы (шейный – 7 позвонков, грудной – 12 позвонков, поясничный – 5 позвонков, крестцовый – 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4-5 сросшихся маленьких позвонков)

Беседа с выводом особенностей строения скелета человека

А) связанные с прямохождением:

  1. Позвоночник имеет изгибы.

  2. Грудная клетка расширена в стороны.

  3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши.

  4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук.

  5. Стопа сводчатая.

Б) связанные с трудовой деятельностью:

  1. Большой палец руки противопоставлен остальным

  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

IV. Закрепление.

– Что такое скелет?

– Какие части скелета относятся к добавочному, а какие к осевому скелету?

– Чему способствует подвижность нижней челюсти?

– Какое значение имеет S-образный изгиб позвоночника?

– Из скольких отделов состоит позвоночник?

Лабораторная работа № 3 «Выявление особенностей строения позвонков»

Цель: познакомиться с особенностями строения позвоночника человека.

Оборудование: 1) наборы позвонков человека

Ход работы:

Рассмотрите на рисунке учебника позвоночный столб и его отделы.

Сколько позвонков в каждом отделе?

Рассмотрите позвонки из набора. Определите из каких они отделов. Возьмите один из позвонков и сориентируйте его так, как он расположен в теле.

Пользуясь рисунком учебника, найдите тела позвонков, дугу, позвоночное отверстие, задний и передний отростки, место соединения с вышележащим позвонком.

Сложите несколько позвонков и понаблюдайте, как из них складывается позвоночник и позвоночный канал.

Что общего у всех позвонков и чем они отличаются?

По результатам наблюдений заполните таблицу:

Строение позвоночника.

V. Домашнее задание: § ___ , учить название костей

VI. Итог урока.

Источник