Урок биологии позвоночник человека
Тема урока «Позвоночник – ключ к здоровью».
Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть условия формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель биологии: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас.
Сегодня мы с вами проведем урок, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.
Эпиграфом к уроку стали слова известного врача-кардиохирурга Николая Михайловича Амосова из его книги «Мысли и сердце»: «Добыть здоровье сможет только сам человек».
Мифология древних греков рассказывает о боге Асклепии. У него было две дочери. Одну из них звали Панацеей, другую – Гигиеей. Первая умела лечить болезни, а Гигиея, по преданию, должна была охранять людей от этих болезней.
Уже много веков назад люди начали понимать, какое значение для здоровья имеют меры, направленные на предупреждение болезни. В конце XIX века в медицине были заложены основы нового направления по охране здоровья человека. В честь древнегреческой богини Гигиеи эту область науки назвали гигиена.
Поэтому в рамках нашего урока мы заострим внимание как раз на данной науке, т.к. каждый из нас знает, что любое заболевание легче предупредить, нежели лечить.
3. Актуализация знаний, умений и навыков Повторение ранее изученного материала.
Учитель физкультуры: Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений.
Насколько вы владеете навыками выполнения физических упражнений мы сейчас и проверим.
Учитель физкультуры: Руки в стороны, на носках руки за голову, на пятках, руки на пояс, на внешней стороне стопы, приставными шагами правым боком, тоже самое левым боком, с захлестыванием голеней, с высоким подниманием бедра, спиной вперед.
Учитель биологии: Объектом нашего изучения является скелет человека, модель которого вы не раз уже видели, и сегодня вам в ходе выполнения небольшой физической разминки предстоит ответить на вопросы. На модели скелета наклеены вопросы, но прежде чем его взять, и обсудит в команде, вы должны назвать ту часть скелета, где этот вопрос расположен.
ØЧем образован скелет черепа?
ØЧто входит в скелет туловища?
ØСколько ребер в скелете человека?
ØЧто лишнее: лопатка, ключица, бедро, плечо, предплечье, кисть…
ØИз каких отделов состоит позвоночник…
ØВ результате чего формируются изгибы позвоночника?
ØНазовите три типа соединения костей?
ØЧто входит в состав скелета пояса нижних конечностей?
ØЧто означают слова: мышцы – антогонисты (противоположного действия); мышцы – синергисы (в одном направлении)?
ØСколько позвонков в позвоночнике человека, перечислите по отделам
Учащиеся выполняют физические упражнения с вопросами
Учитель биологии: И так выполняя комплекс упражнений…
ØКакая система вашего организма в большей степени выполняла работу (опорно – двигательная);
ØЧто составляет основу опорно – двигательной системы (позвоночник)
ØКак вы понимаете фразу «Позвоночник ключ к здоровью» (любые нарушения связанные с позвоночником могут привести к развитию целого комплекса заболевание от нарушения осанка до остеохондроза).
ØТаким образом, в период роста и развития в рамках учебно-воспитательного процесса, дома при чтении книг, письме и т.д. каждый должен обязательно следить за чем? (за осанкой)
4. Изучение нового материала.
Учитель биологии: Т.О. мы подошли с вами к теме нашего урока «Позвоночник – ключ к здоровью», где мы с вами должны будемосознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Человек! В. Шекспир восславил его так, как мог один лишь он: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличьях и движении – как выразителен и чудесен! В действии – как сходен с Богом! Краса Вселенной! Венец всего живущего!» Сегодня на уроке мы обсудим то, что необходимо делать для того, чтобы оправдать высказывание В. Шекспира: «…в обличьях и движении – как выразителен и чудесен!», т.е. в рамках урока мы попытаемся доказать что двигательная активность, правильная осанка и ЗОЖ, это и есть три составляющих ключа к нашему здоровью.
Сегодня вы поделены на три группы не случайно, так как рассмотреть данный вопрос нам надо с трех позиций и результат своей работы представить в виде кластера:
Учащиеся работают в группах по изучению нового материала.
Задания для групп:
1 группа. «Влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы».
Ответьте на вопросы:
Øкаково влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы?
Øдокажите на примерах важность физических упражнений для здоровья человека.
2 группа. «Хорошая осанка – необходимое условие нормального функционирования организма».
Ответьте на вопросы:
Øчто такое хорошая осанка;
Øкакие могут быть нарушения осанки и каковы их причины;
Øкакой вред причиняет неправильная осанка внутренним органам;
Øкак формировать правильную осанку?
ØПродемонстрируйте упражнения для выработки правильной осанки.
3 группа. «Плоскостопие и его профилактика».
Ответьте на вопросы:
Øкакое значение имеет сводчатость стопы;
Øкак изменяется стопа при плоскостопии;
Øчем вызывается плоскостопие;
Ø что нужно делать, чтобы избежать плоскостопия?
ØПокажите упражнения для коррекции плоскостопия.
Обсуждение результатов работы в группах и демонстрация упражнений.
Учитель физкультуры: Я думаю, что каждому из вас наверняка интересно, имеются ли у вас физиологические отклонения в нарушении скелета туловища, для этого сейчас мы выполним несколько действий и определим правильная ли у вас осанка или уже есть отклонения:
1. Встаньте спинной к стене, так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены, между стеной и поясницей попробуйте просунуть кулак, если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Если кто-то из вас выявил незначительные нарушения осанки, я хотел бы вам дать некоторые рекомендации:
Рекомендации:
1. Важно избегать неудобных поз.
2. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
3. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
4. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
5. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
6. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
7. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
8. Не следует носить груз в одной руке.
9. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.
Учитель биологии: Изучив совместно материал по вопросам нарушения осанки, думаю, что каждый из вас сделает определенные выводы.
Но не маловажным звеном, ведущим к развитию комплекса заболеваний, как мы уже отметили, является – плоскостопие.
Учитель физкультуры: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной карточкой
Инструктивная карта:
1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
2. Встать на него мокрой ногой.
3. Контуры следа обвести простым карандашом.
4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Рекомендация:
1. При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
5. Закрепление изученного материала:ходьба по залу (релаксирующая музыка) – комплекс упражнений на формирование правильной осанки.
Учитель физкультуры:
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
ØВстать спиной к стене так, чтобы ее касались: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд.
ØСтоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
ØСтоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.
ØСтоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону назад.
ØВ положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.д. Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
Ø”Каток” – катание, вперед назад мяча, скалки или бутылки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
Ø”Разбойник” – поза – сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрывают от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараются подтащить под пятк
Источник
Карпенко Елена Михайловна
Учитель МОУ «МСОШ №1»
Урок биологии в 8 классе по теме « Скелет человека»
План проведения урока:
I.Организационный момент
(Слайд № 1) Поговорим о человеческом организме. 1. Разгадайте кроссворд, приведённый на экране?
Не часы, а тикает (Сердце).
Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (Кровь).
Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (Желудок).
Орган зрения (Глаз).
Орган дыхания человека (Лёгкие).
И говорит, и кушает (Рот).
2. Какое слово получилось в выделенной строчке? (Скелет).
3. Какая же тема сегодняшнего урока?
(Слайд № 2) Тема урока «Скелет человека».
Тип урока: Объяснение нового материала.
(Слайд № 3) Цель урока: Сегодня на уроке мы изучим функции и строение скелета человека и выявим особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Задачи урока:
сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении;
развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией;
продолжить формирование научного мировоззрения;
развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека;
выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока:
II. Изучение нового материала:
Введение в тему:
(Слайд № 4) Ребята, как вы считаете, что собой представляет человеческое тело? Человеческое тело представляет собой совокупность органов, систем и аппаратов, которые действуют слаженно, выполняя жизненно важные функции.
Вспомним, что называется органом? (Это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму и строение и выполняющая определённую функцию).
Что такое система органов? (Это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию).
Что мы называем аппаратом органов? (Это группа органов, разных по происхождению и строению, но выполняющих общую функцию).
Движение является необходимой частью функции связи и взаимодействия.
“Движение – это жизнь”, – заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это опорно-двигательный аппарат (Слайд № 5). Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости головы, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет, о котором мы поговорим с вами на сегодняшнем уроке.
У истоков изучения скелета
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит (Слайд № 6) – собирал остатки скелетов, посещая кладбища.
Клавдий Гален (Слайд № 6) – древнеримский врач – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека.
Выдающийся немецкий поэт и ученый И.Гёте (Слайд № 6) также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.
(Слайд № 7) Скажите, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных? (Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела).
О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” – “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями – хрящами, связками, сухожилиями – дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.
Кроме основных функций кости скелета участвуют в минеральном обмене (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ), а также содержат красный костный мозг – орган кроветворения.
Итак, какие функции выполняет скелет человека? (Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве); защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов); формообразующая (определяет форму и размеры тела); опорная (опорный остов организма); кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови); обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ)). (Слайд № 8)
Костная ткань составляет 1/5-1/7 массы тела человека. Скелет человека состоит из соединенных между собой костей (их более 200) (Слайд № 9). Каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.
Какие отделы различают в скелете человека? (Слайд № 10) Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения п.1, который лежит на ваших столах. (В скелете человека различают: осевой скелет и периферический). (Слайд № 10)
Что включают в себя данные отделы? (Осевой скелет включает скелет головы и скелет туловища, периферический – скелет конечностей) (Слайд № 10).
Скелет головы (череп) (Слайд № 11) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей (Учитель показывает кости скелета на муляже). Единственная подвижная кость черепа – нижняя челюсть.
Какую функцию выполняет череп? Обратимся к материалу приложения п.2 (Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем) (Слайд № 11).
В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой отделы (Слайд № 12). Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.
Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки (Слайд № 13).
Позвоночник (Слайд № 14) связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40% длины тела человека. Позвоночник образуют 33-34 позвонка. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.
Позвоночник человека имеет 4 изгиба (Слайд № 14). Ребята, какую роль играют изгибы позвоночника? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения п.3 (Играют роль амортизаторов: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений) (Слайд № 14).
Грудная клетка (Слайд № 15) образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной.
Какую функцию выполняет грудная клетка? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения п.4 (Грудная клетка принимает участие в дыхании, защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений) (Слайд № 15).
Обратимся к строению периферического отдела скелета. Что включает в себя данный отдел? (Скелет конечностей).
Скелет любой конечности состоит из двух отделов: скелета свободной конечности и пояса конечности. Кости пояса конечности соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Благодаря тому, что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.
У человека функции конечностей – рук и ног – четко разграничены. Как вы считаете, что это за функции? (Верхними человек совершает трудовые операции, множество сложных движений, нижние – для опоры и передвижения).
Пояс верхних конечностей (Слайд № 16) образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев). Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения.
Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) (Слайд № 17) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.
Скелет свободных нижних конечностей состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав.
А теперь попытаемся ответить на вопрос (Слайд № 18) “Каковы особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга?”
I. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением (Слайд № 19-22):
Позвоночник имеет изгибы (Слайд № 19).
Грудная клетка расширена в стороны (Слайд № 20).
Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши (Слайд № 21).
Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук (Слайд № 22).
Стопа сводчатая (Слайд № 22).
II. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью (Слайд № 23-24):
Большой палец руки противопоставлен остальным (Слайд № 23).
Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (Слайд № 24).
III. Закрепление знаний:
Ребята сегодня на уроке мы изучили функции и строение скелета человека и выявили особенности строения скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Вспомним:
Проверь свои знания: (Слайды № 25 – 31)
Какие функции выполняет скелет человека? (Слайд № 25) (Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве); защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов); формообразующая (определяет форму и размеры тела); опорная (опорный остов организма); кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови); обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ)).
Что составляет осевой скелет и что периферический? (Слайд № 26) (Осевой скелет включает скелет головы и скелет туловища, периферический – скелет конечностей).
Какие кости образуют мозговой и лицевой отдел черепа? (Слайд № 27) С помощью рисунка учебника (с.98) ответьте на вопрос: Что обозначают цифры 1 – 9? (Кости: 1-теменная; 2-лобная; 3-клиновидная; 4-височная; 5-слёзная; 6-носовая; 7-скуловая; 8-верхнечелюстная; 9-нижнечелюстная)
Какие отделы позвоночника обозначены цифрами 1 – 5? (Слайд № 28) (Отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5)).
Какие части грудной клетки обозначены цифрами 1 – 3? (Слайд № 29) (1-позвонок; 2-ребро; 3-грудина; 4-рёберный хрящ).
Каковы особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга? (Слайд № 30) Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. (Ответы: 1 – Б; 2 – Д; 3 – А; 4 – Г; 5 – В).
Заполнение кроссворда: (Слайд № 33)
1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка). (Опора)
2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека. (Череп)
3. Часть ноги от колена до стопы. (Голень)
4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы. (Челюсть)
5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных. (Скелет)
6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. (Ребро)
7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг. (Позвоночник)
IV. Выводы (Слайд № 31):
VI. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок
VII. Домашнее задание: с.98 – 103, вопросы на с.104 – 105. (Слайд № 32)
Источник