У ребенка ссадины на позвоночнике

У ребенка ссадины на позвоночнике thumbnail

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Травма позвоночника у детей встречаются относительно редко.

По отношению ко всем переломам, встречающимся в детском возрасте, они составляют 0,7-1,3%.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Что вызывает травмы позвоночника у детей?

Основной вид насилия – сгибательный как следствие падения с высоты или падения тяжести сверху на плечи пострадавшего. Более частой клинической формой травмы позвоночника являются компрессионные клиновидные переломы тел позвонков. Значительно реже наблюдаются переломы остистых и поперечных отростков и совсем редко – изолированные переломы дужек. По данным исследований, на 51 пострадавшего ребенка с повреждением позвоночника изолированный перелом дужки наблюдался лишь у одного, в то время как компрессионные переломы тел позвонков имелись у 43 детей. Чаще всего переломы локализуются в средне-грудном отделе. Чаще встречаются не единичные, а множественные переломы. Упомянутые выше особенности находят объяснение в анатомо-функцпональных особенностях детского позвоночника и в особенностях взаимоотношений ребенка с внешней средой.

Позвоночник у детей: анатомо-функциональные особенности

Скелет ребенка более богат органическими веществами, что придает ему значительную гибкость и эластичность. Тела его позвонков содержат большое количество хрящевой ткани, группирующейся в области зон роста. Чем меньше ребенок, тем меньше в теле его позвонка содержится губчатой кости. Хорошо выраженные, высокие, эластичные межпозвонковые диски с высоким тургором являются прекрасными амортизаторами, защищающими тела позвонков от воздействия внешнего насилия. Наименьшей относительной высотой обладают среднегрудные межпозвонковые диски. Согласно данным А. И. Струкова, в телах верхних и средних грудных позвонков костные балки расположены преимущественно вертикально и имеют короткие горизонтальные анастомозы, в то время как в телах нижних грудных позвонков сеть вертикальных балок тесно переплетается с не менее хорошо выраженной сетью горизонтальных балок, что и придает телам нижних грудных позвонков большую прочность. Наконец, тела средних грудных позвонков расположены на вершине физиологического грудного кифоза. Эти три анатомические предпосылки – меньшая высота межпозвонковых дисков, архитектоника тел позвонков, расположение на высоте кифоза – и являются причиной наиболее частых переломов тел средних грудных позвонков.

Анатомические особенности тел позвонков ребенка находят свое отображение и на спондилограммах. Согласно данным В. А. Дьяченко (1954), тела позвонков новорожденного имеют яйцевидную форму и отделены друг от друга широкими межпозвонковыми промежутками, которые в поясничном отделе равны высоте тел, а в грудном и шейном несколько меньше высоты тел соответствующих позвонков.

На профильной спондилограмме детей этого возраста строго по середине их дорсальной и вентральной поверхностей имеются характерные щелевидные выемки, напоминающие губы закрытого рта (Г. И. Турнер). Эти углубления являются местом вхождения межсегментарных сосудов, в основном vv. basivertebrales. В более поздние периоды жизни ребенка эти щели определяются только на вентральной поверхности тел. В нижних грудных и верхних поясничных позвонках эти щели прослеживаются до 14-16 лет.

У ребенка в возрасте l,5-2 лет на профильной спондилограмме тела позвонков представляются правильными четырехугольниками с закругленными углами. В последующем округлые края тел позвонков претерпевают изменения и приобретают ступенчатую форму, которая обусловлена образованием хрящевого валика. Такие «ступенчатые» позвонки наблюдаются у девочек до 6-8 лет, у мальчиков – до 7-9 лет. К этому возрасту в хрящевых валиках появляются добавочные точки окостенения, которые рентгенологически, по С. А. Рейнбергу, становятся видимыми в 10-12-летнем возрасте.

Наиболее хорошо они выражены в передних отделах. Их появление весьма вариабельно как по срокам, так и по локализации. Сплошное окостенение этих хрящевых валиков обнаруживается к 12- 15 годам, частичное слияние с телами позвонков – к 15-17 годам, а полное сращение с телами позвонков – к 22-24 годам. В этом возрасте на спондилограммах тела позвонков представляются в виде прямоугольного четырехугольника, причем на задней спондилограмме поверхности этого прямоугольника несколько вдавлены.

Симптомы травмы позвоночника у детей

Клиническая диагностика переломов позвоночника у детей бывает затруднена в связи с укоренившимся представлением о том, что переломы позвоночника в детском возрасте почти не встречаются.

Тщательно собранный анамнез и детальное выяснение обстоятельств травмы позволят заподозрить наличие перелома. Привлечь внимание врача должны такие сведения из анамнеза, как падение с высоты, чрезмерное сгибание при кувыркании, падение на спину. При падении на спину сгибательный компрессионный перелом тел позвонков, по-видимому, объясняется моментальным рефлекторным сгибанием верхнего отрезка туловища, что и приводит к компрессии тел. Этот момент форсированного сгибания в анамнезе выявляется с трудом, так как проходит незаметным для пострадавшего и обычно не фигурирует в его рассказе.

Как правило, у детей возникают неосложненные, более легкие формы травмы позвоночника.

Читайте также:  Болит позвоночник посередине спины отдает в желудок

Наиболее характерной жалобой пострадавших являются боли в области травмы позвоночника. Интенсивность этой непровоцированной боли в первые часы после травмы может быть значительной и выраженной. Боли усиливаются при движениях.

При осмотре могут быть отмечены ссадины и кровоподтеки самой различной локализации. Обычно общее состояние пострадавших вполне удовлетворительное. В отдельных, весьма редких случаях отмечается бледность кожных покровов, учащение пульса. При повреждении поясничных позвонков могут быть боли в животе, напряжение передней брюшной стенки. Из местных симптомов наиболее постоянны локальная болезненность. которая усиливается при движениях и при пальпации остистых отростков, а также различной степени ограничение подвижности позвоночника. Осевая нагрузка на позвоночнике вызывает болезненность только в первые часы и дни после травмы. На 2-3-й сутки этот симптом, как правило, не выявляется.

Могут иметь место быстро проходящие корешковые боли и симптомы сотрясения спинного мозга. В значительной части случаев все эти симптомы исчезают к 4-6-му дню, и состояние пострадавшего ребенка настолько улучшается, что у врача не возникает мысли о травме позвоночника.

Переломы поперечных отростков характеризуются ограничением и болезненностью при движениях ногами, болями при попытке изменить положение в постели. Переломы остистых отростков отличаются наличием ссадин и кровоподтеков на уровне перелома, локальной болезненностью, иногда определяется подвижность сломанного отростка.

Диагностика травмы позвоночника у детей

При диагностике компрессионных переломов тел позвонков у детей спондилография приобретает особо важное значение, так как нередко является единственной возможностью своевременно поставить правильный диагноз. Наиболее достоверным рентгенологическим симптомом компрессионного перелома тела позвонка является снижение высоты тела сломанного позвонка. Это снижение может быть весьма неубедительным и спорным, едва заметным, но может быть и значительным вплоть до снижения высоты тела наполовину его нормальной высоты. Снижение высоты может быть равномерным, охватывающим всю протяженность тела или ограничиваться его вентральными отделами. Снижение высоты может наблюдаться по типу скошенности замыкательной пластинки с некоторым кажущимся уплотнением ее за счет смятия субхондрального слоя кости. Может наблюдаться уплотнение костных трабекул тела позвонка. Наблюдается сползание замыкательной пластинки кпереди, чаще краниальной, с образованием выступа. А. В. Распопиной описан симптом асимметричного расположения сосудистой щели или ее исчезновение на сломанном позвонке. Все эти симптомы выявляются на профильной спондилограмме. Передняя спондилограмма представляет значительно меньшую диагностическую ценность.

В дифференциально-диагностическом отношении следует помнить о врожденных клиновидных позвонках, апофизитах и других некоторых аномалиях развития позвонков, которые могут быть ошибочно приняты за переломы.

При рентгенодиагностике переломов поперечных и остистых отростков следует помнить о добавочных точках окостенения, которые могут быть ошибочно приняты за переломы.

[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]

Лечение травмы позвоночника у детей

Лечение должно обеспечить разгрузку тел сломанных позвонков и предотвратить их дальнейшую деформацию. При правильном и своевременном лечении происходит восстановление формы сломанного позвонка. Чем ребенок меньше, чем более выражены потенции роста, тем быстрее и полноценнее происходит восстановление анатомической формы сломанного позвонка. Обычно нет необходимости проводить обезболивание тела сломанного позвонка, так как у детей эта процедура значительно болезненнее, чем испытываемые ими боли.

Проводимое лечение заключается в укладке пострадавшего ребенка на жесткую постель в положении на спине с легкой разгрузкой вытяжением по наклонной плоскости тягой за подмышечные впадины. Под область перелома подкладывают плотные мешочки для реклинации. Дети требуют постоянного внимания со стороны персонала, так как довольно быстро по исчезновении болей считают себя здоровыми и не соблюдают лечебного режима. Их можно укладывать и на мягкую постель в положении на животе. Лучше сочетать эти два положения. Перемена положения вносит разнообразие в жизнь ребенка, н он легче мирится с вынужденным пребыванием в постели. С первых дней проводят лечебную гимнастику по описанным выше комплексам.

Длительность пребывания ребенка в постели зависит от степени компрессии сломанного тела, количества поврежденных позвонков и возраста пострадавшего. Этот срок колеблется от 3 до 6 недель. В вертикальное положение ребенка переводят в специальном реклинирующем облегченном корсете. Следует как можно дольше удерживать детей от позы в положении сидя. Сроки ношения реклинатора и занятия лечебной физкультурой в среднем равны 3-4 месяцам. Они должны индивидуализироваться в каждом отдельном случае и диктуются самочувствием ребенка и данными контрольной спондилографии. При переломах отростков лечение проводят покоем на жесткой постели в течение 2 недель.

В этих случаях по соответствующим показаниям следует осуществлять весь комплекс необходимого лечения. При осложненных переломо-вывихах может возникнуть необходимость в закрытом вправлении сместившихся позвонков, в ревизии содержимого позвоночного канала, в оперативной стабилизации позвоночника. Стабилизация, и зависимости от уровня и характера смещения, а также возврата больных, осуществляется или проволочным швом, или металлическими пластинками с болтами или пластинками с болтами в сочетании с задним спондилодезом. В каждом отдельном случае все эти вопросы решаются строго индивидуально с учетом особенностей определенного больного.

Следовательно, переломы позвоночника в детском возрасте имеют ряд особенностей, которые определяются анатомо-физиологическими особенностями строения детского позвоночника. Вместе с тем у детей могут иметь место и «обычные», свойственные взрослым людям, травмы позвоночника, которые и должны лечиться соответствующими методами и способами с учетом особенностей и отличий детского организма.

Читайте также:  Тянет между лопаткой и позвоночником

Источник

Детский возраст – это время любопытства, которое сопровождается травмами, падениями, ссадинами и ранами. Некоторые из ран не опасны и требуют обычной обработки в домашних условиях, другие нуждаются в серьезном лечении.

Какие бывают раны

Рана – это повреждение ткани, которое характеризуется нарушением целостности кожи или слизистых оболочек. Рана сопровождается болью и кровотечением.

Первый признак – боль. Она возникает из-за повреждения местных нервных окончаний, в дальнейшем – из-за отека, который давит на нерв и раздражает его. При этом боль может распространяться не только по поверхности раны, но и по ходу поврежденного нерва.

Второй обязательный признак раны – кровотечение. Оно возникает в результате повреждения капилляров, вен или артерий. Кровотечение может быть слабым и капельным, например, при небольшом порезе, и сильным при повреждении целостности вены и артерии.

Третий признак раны – зияние. Однако зияние появляется только при глубоких ранах, например, при ссадинах его нет. Зияние – расхождение краев раны по сторонам от оси пореза. При сильном зиянии обычно рану зашивают.

Существует множество разновидностей ран. Для человека в бытовых условиях необходимо знать несколько классификаций. Первая базируется на том, есть ли в ране инфекция. Раны могут быть асептическими, загрязненными и инфицированными.

Асептическая рана – это чистое повреждение кожных покровов. Обычно это операционные раны, которые выполняются для того, чтобы проникнуть к внутренним органам. У детей чаще всего возникают загрязненные раны. Это значит, что в область повреждения кожи попали микробы. Сначала это относительно безопасные раны: местные защитные механизмы сдерживают развитие микроорганизмов. Если не обработать загрязненную рану, она становится инфицированной: развивается инфекционный процесс, который сопровождается воспалением, сильными болями и нагноением. Инфицированная рана может вызвать сильную реакцию у организма ребенка: повышается температура тела, появляется озноб, сонливость и апатия.

По характеру повреждения бывают следующие раны:

  • колотые – они возникают при проколе узким и колющим предметом, например, при падении ребенка на гвоздь. Обычно колотая рана слабо кровоточит и болит. Внешне может показаться, что это безопасная рана, но это не так: нередко повреждаются крупные сосуды, нервы и даже заносится инфекция;
  • резаные – возникают при контакте с острым продолговатым предметом: ножом, бритвой, острыми ножницами, осколком стекла и бумагой. При резаной ране ткани обычно повреждаются незначительно. Рана сильно кровоточит, болит умеренно;
  • рубленые раны возникают при повреждении тяжелым острым предметом, например, топором. Обычно кровотечение умеренное, но рана сильно болит и зияет. Может привести к тяжелому состоянию;
  • ушибленная рана появляется при ударе тупым предметом или падении на асфальт. Чаще всего ушибленная рана располагается на голове, локтях и коленях. Края раны при ушибе неровные, пропитанные кровью. Слабо кровоточит и умеренно болит.

Также существуют укушенные раны, которые возникают при укусе животными или другими детьми. Сложность этой раны в том, что она в большинстве случаев содержит инфекцию из ротовой полости животного. Таким образом передается бешенство, яд насекомых и змей, гнилостная инфекция.

Раневой процесс состоит из нескольких стадий:

  1. В первые секунды после повреждения кожи рефлекторно сужаются местные сосуды и вырабатываются биологически активные вещества – тромбоциты, которые прилипают к области раны и закрывают поврежденный сосуд. Включается система свертывания крови, которая останавливает кровотечение. У здорового ребенка кровотечение останавливается самостоятельно в течение 15 минут.
  2. Воспаление. Продолжается 3 дня с момента ранения. Воспаление проявляется болью, покраснением и местным повышением температуры. Также на ране в течение двух часов появляется отек в виде опухоли.
  3. Спустя 2-4 часа после ранения в область повреждения мигрируют лейкоциты. Они поглощают чужеродные частички и очищают рану от микроорганизмов.
  4. Фаза заживления. Начинается спустя 3-5 дней после ранения. К поврежденным тканям прибывают биоактивные вещества, которые восстанавливают ткань сосудов и кожи.
  5. Фаза эпителизации. Начинается спустя 2 недели после ранения. След от раны становится бледным, формируется рубец. Фаза эпителизации может задерживаться, если в ране присутствуют бактерии.

Алгоритм обработки ран

Что делать, если ребенок упал, порезался или ударился:

  1. Убедитесь, что находитесь в безопасности: вы отогнали собаку, убрали нож, выключили бензопилу, убрали осколки стекла.
  2. Обычно в ситуации ранения ребенок испуган: болью или фактом пореза. Успокойте его и скажите, что ничего страшного не произошло. Дайте ему почувствовать себя защищенным.
  3. Перед обработкой раны сначала вымойте свои руки с мылом.
  4. Освободите место ранения от одежды: закатайте рукав рубашки, поднимите футболку или штанину. Осмотрите рану. Старайтесь не трогать рану грязными руками.
  5. При повреждении капилляров кровотечение незначительно. Промойте рану теплой водой, нанесите перекись водорода и перевяжите марлевой повязкой.
  6. Аккуратно очистите рану от осколков и грязи под теплой водой. Для этого используйте ватные тампоны или марлю, смоченные в дезинфекционном средстве.
  7. Проведите дезинфекцию раны. Обычно дома всегда есть спиртовой раствор йода, одеколон, перекись водорода, спирт или крепкие напитки. Спирт разведите с водой, чтобы не обжечь рану. Если рана обширная, спирт и йод применять нельзя, они приведут к химическому ожогу и рана будет заживляться медленнее.
  8. Наложите стерильный материал на рану и перебинтуйте ее. Бинтовать нужно так, чтобы повязка прикрывала место ранения. Она не должна быть тугой или слишком мягкой.
Читайте также:  Связь позвоночника и стоп

Что делать, если у ребенка сильное кровотечение:

  1. Оцените силу кровотечения. Если рана сильно кровоточит темной или алой кровью, бьет струей и выбросы крови синхронны с ударами сердца, кровотечение нужно остановить любой ценой.
  2. Вызовите скорую помощь. Один человек оказывает доврачебную помощь, второй вызывает бригаду. Обратите внимание, что если рана проникающая, то есть в тело воткнута отвертка или нож, вынимать самостоятельно предмет нельзя. Обязательно дождитесь скорую помощь.
  3. Найдите в сумке или домашней аптечке салфетку или любую другую ткань, которую можно приложить к ране.
  4. Если ранение на конечностях, положите ребенка на спину и приподнимите поврежденную конечность выше уровня сердца, согните их в локте или колене. Это временно неудобно, но замедляет ток крови.
  5. Наложите жгут. Если его нет, используйте ремень, галстук, подтяжку или провод. Под жгут нужно подложить салфетку или тряпочку, чтобы не травмировать кожу. При артериальных кровотечениях жгут накладывается выше места ранения, при венозных кровотечениях накладывается давящая повязка на ранение. Отметьте время наложения жгута, запишите его ручкой или фломастером (но не красного цвета) на коже возле жгута. Помните, что летом максимальное время наложения жгута 90 минут, зимой – 60 минут. Если спустя это время скорая не приехала, а вы еще не добрались до больницы, аккуратно ослабьте жгут, чтобы ткани конечности получили кровь, при этом прижмите место кровотечения марлей. Если повязка пропиталась кровью, снова зажмите жгут до полной остановки крови и запишите новое время на коже.

Не рекомендуется давать ребенку обезболивающие средства. Это мешает тем, что у каждого препарата есть срок действия и врачам нужно пересчитывать дозы нового обезболивающего или ждать окончания действия предыдущего, чтобы избежать передозировки. Но если без обезболивания не обойтись, запишите время и название препарата, который вы дали ребенку. Сохраните пустые ампулы лекарств и отдайте их бригаде скорой помощи, чтобы они знали, что именно вы давали пострадавшему.

Обработка ссадин у детей

Как правильно обработать ссадины у детей:

  1. Вымойте свои руки.
  2. Очистите кожу вокруг раны от грязи, пыли, осколков и других предметов.
  3. Продезинфицируйте рану: ссадину можно обработать следующими средствами: мазью с оксидом цинка, кремом с бензалкония хлоридом, кремом с декспантенолом, хлоргексидином, метиловым синим, перекисью водорода, зеленкой и 5% раствором йода.
  4. Обычно при ссадинах возникают слабые капиллярные кровотечения. К поврежденной коже достаточно приложить сухую салфетку или марлю.

Что делать, если рана долго не заживает

Рана может долго не заживать. Это происходит из-за нескольких факторов: кожа после ранения не очищена, осложнен кровоток из-за воспаления или нарушен механизм регенерации. Из-за этого возникают осложнения:

  • серома – это скопление воспалительной жидкости (экссудата) в полости раны. Чаще всего серомы возникают, если в ране осталась грязь, микроорганизмы или инородные тела;
  • раневая гематома. Она появляется из-за того, что после ранения кровотечение остановилось не полностью, и капли крови постепенно пропитывали окружающую ткань. Также гематомы возникают вследствие заболеваний, при которых нарушается свертывание крови;
  • омертвение мягких тканей. Возникает из-за сильного и массивного повреждения ткани или перерезания сосудов. Ранние признаки некроза: в первые дни после ранения кожа бледная, имеет синеватый оттенок и холодная на ощупь;
  • малигнизация – это процесс, когда клетки ткани приобретают признаки опухоли. Малигнизация возникает при хронически незаживающей ране.

Кроме того, рана может долго не заживать при плохом иммунитете, сахарном диабете, долговременном приеме глюкокортикоидов и авитаминозе. Единственный правильный вариант – обратиться к хирургу: в домашних условиях невозможно оценить состояние раны и оказать правильную медицинскую помощь.

Когда нужно обратиться к врачу

Чтобы обезопасить ребенка от осложнений, нужно знать, в каких ситуациях обращаться к врачу:

  • если спустя 15 минут рана не перестала кровоточить даже при применении давящей повязки;
  • если за пределами раны кожа начала неметь, охлаждаться, приобретать бледный или синеватый оттенок;
  • если вы не уверены, что рана полностью очищена от осколков, ржавчины, грязи и других инородных предметов;
  • если ранение произошло на шее;
  • если ребенка укусило животное;
  • рана не заживает в течение 10 дней.

К тревожным признакам также относится: Как сбить высокую температуру? повышение температуры тела ребенка, увеличение отека, усиление болей, появление чувства жжения и сильное покраснение раны.

Рана – это повреждение тканей, которое нуждается в первой помощи. Однако если обработать рану согласно алгоритму, уже спустя 10-15 минут останавливается кровь, а к концу дня или на следующий день боль уходит. Главное при ранении у ребенка – не поддаваться эмоциям, успокоить ребенка, действовать быстро и вызвать скорую помощь или обратиться к врачу.

Источник