У новорожденных детей в позвоночнике
Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.
Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.
У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.
Возникшие к концу первого года жизни физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости, свойственные позвоночнику взрослого, продолжают развиваться и индивидуально формируются в процессе роста ребенка к 17-22 годам.
Ортостатическое, т.е. вертикальное положение человека определяет статику и осанку. Большое влияние на формирование осанки имеют внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки при спортивных занятиях, перенесенные заболевания, а так же все, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного «каркаса» и позвоночника. В результате формируется правильная или патологическая осанка.
Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.
Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.
Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.
Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.
Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.
При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.
Сколиоз – наиболее часто встречающийся вид деформации у детей. Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонных к прогрессированию деформации со статико– динамическими нарушениями и функциональными изменениями внутренних органов. По этиологическому фактору различают врожденные и приобретенные сколиозы.
Врожденный сколиоз – основой его происхождения являются аномалии развития позвоночника и ребер (добавочные, клиновидные позвонки и полупозвонки, синостозы остистых отростков, добавочные ребра), дисплазия пояснично-кретцового отдела позвоночника, определяющая понятие «диспластический сколиоз».
Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.
Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.
Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач – специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.
По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.
Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.
Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.
Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.
Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.
Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.
Источник
Этапы развития спины младенца.
Держите спину прямо! Но это не точно. Особенно учитывая, что прямой спина быть в принципе не может. Если бы она была прямой, мы бы не смогли удерживать своё тело, не было бы баланса.
Правильно развитый позвоночник имеет форму растянутой буквы S.
Первый год жизни ребенка ключевой для правильного развития позвоночника.
Основной изгиб: C.
Когда малыш только появился на свет, его спина дугообразную форму, примерно как буква С.
Сразу после рождения у малыша мышцы, слишком слабые чтобы поддерживать голову, поэтому ему и нужно ваша поддержка головы и шеи.
Вы также должны заметить, что у новорожденного есть привычка подворачивать ноги как лягушонок. Когда малыш вы берете малыша или поднимаете, он подтягивает бедра в сторону груди. Это происходит из-за формы позвоночника, так ребенок снижает нагрузку на позвоночник и бедра.
Поза эмбриона еще и самая успокаивающая для ребенка, меньше потребление кислорода, сохраняет тепло, тратит меньше калорий и лучше переваривает еду. А еще в такой позе лучше работает терморегуляция.
Вторичный изгиб: шейный лордоз формируется.
Шейный лордоз формируется примерно в третий месяц.
В течение нескольких месяцев ваш ребенок развивается. Начинает взаимодействовать с миром. В это время он поднимает головку и смотрит вокруг (в чем вы конечно должны его поддерживать играми и привлечением внимания).
Под влиянием свой любознательности и страсти к познанию мира у ребенка формируется второй изгиб. Ну, ещё гравитация бессердечная вносит свою лепту.
Лучший способ помочь в развитии шейного лордоза, это давать ребенку проводить много времени на животике. Поднятие головки для преодоления силы притяжения, укрепит мышцы.
Но так как человек создание социальное, ему будет скучно лежать просто так. Так что вам придется развлекать его в это время. Вот несколько вариантов как развлечь ребенка во время того, как он лежит на животике.
· Укладывайте ребенка на животик сразу после сна или еды. Отдохнувший, накормленный ребенок будет менее капризным.
· Разденьте ребенка до подгузника, или догола, или до одежды, в которой у него будут руки и ножки без одежды. Это нужно чтобы ребенок не скользил и мог ухватиться.
· Кладите ребенка на ровную поверхность, чтобы он мог учиться ползать.
· На полу с подогревом включите подогрев, чтобы ребенку не было холодно.
· Пригнитесь перед лицом ребенка или лягте рядом с ним, чтобы он не скучал.
· Пойте, разговаривайте, играйте в ку-ку, почитайте ребенку. Это поможет создать положительные впечатления от такого опыта.
· Практикуйтесь как минимум 30 минут в день. Можно, например по 5-10 минут несколько раз в день.
Финальный изгиб: поясничный лордоз
Поясничный лордоз формируется примерно на 9-11 месяце.
Финальный изгиб формируется в нижней части спины и называется поясничный лордоз. Поясничный лордоз начинает формироваться, когда ребенок начинает ползать.
Чтобы поясничный лордоз и окружающие мышцы сформировались правильно, вам надо дать возможность ползать ребенку столько, сколько он сможет.
Поясничный лордоз для правильной устойчивости. Развитие позвоночника ребенка завершится, когда он начнет хорошо ходить, примерно в 12-18 месяцев.
Отдельные заметки
Не пытайтесь искусственно торопить ребенка с развитием его позвоночника. Усаживать постоянно в места, которые препятствуют движению.
Слишком много времени проводимого в качалках, креслах или колясках замедляют переход от первоначального C-образного позвоночника к S-образному.
Не сажайте ребенка раньше, чем он сам сможет. Сидение до того как ребенок сам сможет поддерживать себя, создаёт высокую нагрузку на голову и спину.
Ходунки и прыгунки использовать нельзя. Они только ухудшают развитие мускулов ребенка.
Спасибо за просмотр! Ставьте лайки и подписывайтесь. Много интересного еще впереди.
Сайт автора:daddyknows.ru
Источник
Посмотрите внимательнее на ребенка: вы увидите, что привычный наклон головы сопровождает плотная и глубокая складка, которая глубоко врезается в кожу шейного отдела с правой стороны. Посмотрите, нет ли еще складок, пересекающихся в месте соединения шеи и плеч, может быть, эта складка прерывается, или одна часть ее расположена выше другой? Кожная складка новорожденного в области шеи должна ровным полукругом располагаться от одного плеча к другому, не прерываясь и не пересекаясь с другими, которых в норме много быть не должно. Травма шейного отдела позвоночника «просигналит» нам неравномерным утолщением кожи, несимметричными складками, привычным наклоном головы на стороне поражения.
На что следует обратить внимание
Может быть и такая картина: шея у новорожденного длинная и слабая, она не в состоянии удерживать голову, которая запрокидывается назад.
У новорожденных детей линия затылок — позвоночник — крестец прямая. Примерно в возрасте 2 месяцев начинает формироваться шейный лордоз — изгиб позвоночника вперед. У здорового новорожденного шейного изгиба, тем более гиперлордоза, быть не должно. В норме голова, шея и спина у новорожденного находятся на одной линии, как прямой «столбик», если держать ребенка вертикально.
В результате травмы шейного отдела позвоночника может быть не только симптом короткой шеи, но и перерастяжение шейных позвонков. Врачи таким детям назначают специальные воротники, фиксирующие шею, которые можно изготовить из плотного (но не толстого) слоя ваты и марли, прошитого нитками.
Пояснично-крестцово-подвздошное соединение определяет позицию крестца как основы позвоночника и имеет большое значение для функции таза, его особенностью является мощный связочный аппарат, который укрепляет суставную сумку и уменьшает подвижность сустава. В пояснично-крестцовом переходе часто случаются аномалии (таз с краниально удлиненным крестцом, расшатанный таз и т. д., а также подвздошно-крестцовое смещение или блокирование).
К возрасту 6 месяцев, т. е. к моменту, когда ребенок начинает сидеть, у него формируется поясничный лордоз. Неверно мнение, что этот изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает сидеть. Без поясничного лордоза у ребенка не сформируются правильные навыки сидения.
У детей и подростков крестцовые позвонки существуют раздельно, со стороны основания крестец сочленяется с V поясничным позвонком, а со стороны верхушки — с копчиком, который состоит из 3-5 недоразвитых позвонков, а у детей — еще не сросшихся. Такая подвижность крестцово-копчикового соединения является предпосылкой для его деформации во время родов.
Диагностика
При наружном осмотре пояснично-крестцово-подвздошного соединения можно увидеть, что линия затылок-копчик неровная, межъягодичная складка искривлена. Особое внимание обращаем на крестцовый ромб Михаэлиса. Он образован двумя ямками над задней верхней подвздошной остью, остистым отростком Lv и высшей точкой анальной складки. Его асимметрия, когда одна верхняя задняя ость расположена более низко, ягодичная линия проходит неровно, указывает на нарушения в тазобедренном суставе. В случае, когда межъягодичная складка проходит неровно (ее верхний конец отклонен вправо или влево), это означает смещение верхушки крестца влево и, соответственно, вправо.
Гипермобильность (расслабленность) крестцово-подвздошного сустава может быть причиной разницы в длине ног.
Позвоночник новорожденного не должен содержать никаких выпуклостей и искривлений на спине, поэтому, если вы обнаружили у 2 или 4-недельного ребенка поясничный лордоз, это говорит о напряжении поясничного отдела разгибателей спины. Поясничный гиперлордоз в сочетании со сгибательным положением бедер свидетельствуют о нарушении в тазобедренном суставе.
Кифоз — изгиб позвоночника выпуклостью назад. Если на месте будущего поясничного лордоза у новорожденного вы обнаружили выраженный кифоз, при котором таз приподнят кверху, это указывает на блокирование пояснично-крестцово-подвздошного соединения.
Видео о том как правильно поддержать позвоночник новорожденного
Источник
Как формируется позвоночник ребенка и как родители могут помочь развитию здорового позвоночника.
Как формируется позвоночник
Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового отделов и копчика. Таким образом, он является амортизатором, который гасит вибрации во время ходьбы и защищает от них головной мозг. У взрослого человека он достигает 43 – 45 см и развивается до 20 – 25 лет.
Считается, что здоровая спина — это прямая спина. На деле же форма позвоночника в норме представляет собой вытянутую букву S. Очень важно позаботиться о развитии этой важнейшей части скелета в первый год жизни малыша.
1) Первый изгиб. Когда малыш рождается, его спина изогнута в форме буквы С. Он еще не умеет выпрямлять шею и держать головку, поэтому здесь постоянно требуется ваша помощь. Вы можете заметить, что, когда новорожденный ребенок лежит на животе или когда вы берете его на руки, он поднимает ножки, согнутые в коленях и раздвинутые. Так его позвоночник занимает то же закругленное положение, к которому он привык еще до рождения. Он ощущает снятие напряжения со спинки и бедер. В этой позе малыш чувствует себя спокойнее, лучше переваривает еду и тратит меньше энергии.
2) Шейный изгиб. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок учится поднимать головку, поворачивать ее на шум или свет. Так развиваются мышцы, поддерживающие шейный отдел позвоночника, и формируется второй — шейный — изгиб.
Как способствовать развитию шейного изгиба позвоночника
Сейчас нужно позволить малышу находиться в позе лежа на животе столько, сколько ему хочется. Только не забывайте, что больше всего ему интересно общаться, — не оставляйте его одного надолго. Конечно, зеркальце или игрушка развлечет его на время, но если вы не появитесь, чтобы пообщаться с ним, он может начать плакать и сердиться.Вот как можно организовать время малыша, который учится держать головку, лежа на животе:
- кладите его на живот, когда кроха сыт, поспал, у него много сил и хорошее настроение;
- разденьте его и оставьте в одном подгузнике или без него, чтобы ребенку было легче хвататься за все руками и держаться ножками;
- положите его на твердую поверхность, чтобы ему было легче от нее отталкиваться;
- позаботьтесь о том, чтобы поверхность была теплой и удобной;
- можно лечь рядом с крохой, чтобы он чувствовал, что вы поблизости и готовы с ним общаться;
- спойте ему песенку, прочитайте книжку и другими средствами создайте позитивную эмоциональную связь с пребыванием на животе;
- пусть малыш лежит на животе каждый день в течение 30 минут. Этот срок можно «разбить», давая ему побыть в таком положении по 5 – 10 минут за раз.
3) Поясничный изгиб. Он формируется, как только ребенок начинает ползать. К 12 – 18 месяцам, когда малыш научится стоять, развитие этого изгиба завершится, и правильная осанка будет сформирована.
Сейчас важно создать условия, в которых малыш сможет находиться на животе, а также опираясь на ручки и согнутые колени столько времени, сколько ему нужно: играть, ползать и просто стоять.
4) Крестцовый кифоз (изгиб) формируется, когда ребенок активно ходит, к 6 – 8 годам.
Как не навредить ребенку во время формирования позвоночника
Не старайтесь торопить ребенка на всех стадиях развития его позвоночника.
1. Если вы будете оставлять малыша в небольших манежах или с игрушками, затрудняющими движения, а также класть его так, что он не сможет пытаться двигаться самостоятельно, это приведет к тому, что позвоночник будет формироваться медленнее. Возможно и возникновение более серьезных проблем.
2. Будьте крайне осторожны с использованием различных приспособлений. Качельки для укачивания новорожденного позволяют ребенку слишком долго находиться в положении, в котором он был в утробе, и не способствуют формированию здоровых изгибов в позвоночнике. Если вы не выкладываете его на животик, он не имеет возможности окрепнуть и развить нужные мышцы. Если вы все же используете различные устройства, ограничивайте время их применения.
3. Выбирайте рюкзаки-кенгуру с жесткой спинкой.
4. Придерживайте голову, спинку и ягодицы малыша, когда он находится у вас на руках.
5. Используйте массаж и гимнастику: это укрепляет мышцы и способствует развитию позвоночника. Мы рассказываем об этом здесь и здесь.
6. Ближе к 2 годам пора задуматься о покупке специальной детской мебели, которая позволит малышу рисовать, лепить и заниматься другими делами, сохраняя правильную осанку. Стоит отдельно позаботиться о том, чтобы он не играл в планшет, глядя на него вниз: все подобные виды деятельности не должны приводить к тому, что голова постоянно находится в склоненном положении, создавая напряжение в шее и спине.
Не пытайтесь ускорить этапы развития позвоночника
1) Нельзя высаживать малыша, когда он к этому не готов.
Если ребенка сажают, несмотря на то что нужные мышцы шеи у него еще не окрепли, позвоночник принимает на себя вес головы. Для него такая нагрузка слишком тяжела, и это может повредить его и мешать внутренним органам нормально развиваться. Поэтому прыгунки и другие подобные устройства следует использовать не раньше, чем малыш научится сидеть самостоятельно. Но и тогда сажать в них ребенка следует очень дозированно, так как они ограничивают свободу движений. Ему по-прежнему нужно развивать различные мышцы, в том числе мышцы живота, которые помогают ползать, а затем и учиться ходить.
Как правило, малыш готов к тому, чтобы учиться сидеть, в 6 – 7 месяцев. Но в 5 — еще рано.
2) Не старайтесь ставить малыша на ноги, придерживая его за ручки, если он еще не готов.
Можно делать это, только когда кроха сам научился вставать.
Положение тела новорожденного ребенка: вертикально или горизонтально?
Что лучше: носить малыша на руках, держа его в вертикальном положении, или возить в коляске, где он лежит на спине? Первое предпочтительнее, так как в последнем случае спина остается в том же положении в форме буквы С и позвоночник не развивается, тонус мышц падает.
Конечно, вы можете провезти ребенка в коляске до нужного места, но в реальности многие родители держат малыша на руках только пару часов в день, а в остальное время он лежит на спине в кроватке или в своем «личном транспортном средстве».
Вот другие плюсы вертикального положения для малышей в течение дня.
- Понижается риск развития ушных инфекций: они появляются из-за того, что, когда малыш чаще всего находится в горизонтальном положении, слизь не удаляется в носоглотке и попадает в среднее ухо, вызывая воспаление и отит.
- Развивается вестибулярный аппарат: малыш двигается вместе с родителем.
- Ребенок чувствует себя в безопасности.
- Он быстрее учится, так как видит больше предметов и слышит больше звуков.
Малышам вредно оставаться в автокресле или переноске больше двух часов: их позвоночник нуждается в развитии, а в положении буквы С этого не происходит.
Сон и здоровье ребенка
Выбирая матрасик для кроватки ребенка, нужно думать не только о здоровье малыша, но и о его безопасности. Сон на животе, чересчур мягкая постель, не по погоде теплая одежда, слишком сильное укутывание ребенка — все эти факторы связывают с СВДС — синдромом внезапной детской смерти, который угрожает младенцам. Не нужно излишне нервничать, но стоит позаботиться о соблюдении правил безопасности.Итак, что важно учесть?
- Кладите ребенка спать на спинку, но не на живот и на бок.
- Необходимо выбирать жесткий матрас, который по размеру точно подогнан к кроватке, коляске или манежу.
- Стоит оставлять кроватку ребенка в комнате родителей на ночь, чтобы малыш и мама с папой чувствовали себя спокойнее.
- Днем не давайте ребенку спать на подушках, диванах и других мягких поверхностях.
- Не надевайте на ребенка много теплой одежды.
- Не накрывайте малыша в кроватке или в коляске выше середины тела, тем более не укутывайте голову. Выбирайте только очень тонкие одеяльца. До 2 лет лучше вообще их не использовать и купить специальную одежду для сна.
- Уберите игрушки и другие лишние предметы из кроватки во время сна малыша.
- Это же касается вещей или одежды, которую малыш может стянуть с себя.
- Не оставляйте ребенка спать в автокресле или других колыбелях, не предназначенных для сна.
- До 1,5 – 2 лет не разрешайте малышу спать с подушкой.
- Мягкие бортики-вставки в кроватке нужно снять, когда малыш научился стоять, иначе он будет стараться выбраться оттуда и может запутаться, что чревато травмами.
Между 18 и 36 месяцами малышей можно переводить в обычную детскую кровать.
- Матрас должен быть не слишком жестким и не слишком мягким.
- Выбирайте матрас с безопасным гипоаллергенным наполнителем.
- Белье надо менять еженедельно.
- Меняйте матрас раз в 3 года до 10 лет: они изнашиваются и уже не дают полноценной поддержки позвоночнику.
Что такое плоскостопие у детей
До 3 лет стопа ребенка является плоской, что называют «физиологическим плоскостопием». Это нормально: на данном этапе жировые подушечки делают стопы пухлыми и плоскими на вид. После 3 лет важно подбирать обувь ребенку и следить за его гармоничным физическим развитием.
- Формирование стопы происходит до 14 лет. Примерно до 6 месяцев у ребенка там нет твердых костей, только мягкие хрящики; к моменту первых шагов в стопах формируется около 25 косточек, которые продолжают расти и развиваться. Очень важно, чтобы ножки малыша не подвергались длительному сдавливанию, которое может сместить формирующиеся кости.
- Плоскостопие у детей развивается, когда своды стопы опускаются. Причиной может быть слабый мышечный аппарат, что вызвано заболеваниями или неправильными физическими нагрузками, неверно подобранной обувью, травмами или наследственностью. В результате меняется амортизация стоп, возрастает нагрузка на позвоночник и голени, что может навредить суставам.
Как узнать, что у ребенка плоскостопие
Стоит обратиться к ортопеду, если ребенок отказывается бегать, жалуется на боли в ногах, быстро утомляется, если меняется его походка.
Правильно и вовремя подобранная обувь способна предотвратить многие ортопедические проблемы и плоскостопие у детей.
Профилактика и лечение плоскостопия
Как правило, доктор рекомендует ребенку физические упражнения — например, лыжи и езду на велосипеде, массаж, а также ношение ортопедической обуви.
- Не рекомендуется ходить по каменистым местам и твердой земле без обуви в течение долгого времени — лучше, чтобы малыш топал босыми ножками по песку и рыхлому грунту.
- Вредно находиться в помещении в теплой обуви, носить тяжести и стоять без движения слишком долго.
Первая обувь для здоровых ножек
Большинство педиатров сходится во мнении, что до того, как малыш начнет делать свои первые шаги, обувь ему не нужна. Конечно, холодной зимой необходимо защитить ножки ребенка: выбирайте мягкие сапожки, в которых стопа будет располагаться свободно и кроха сможет шевелить пальчиками. Не надевайте на него тугие носки: даже их ношение чревато искривлением пальцев.
Диагноз «вальгусная деформация стопы» может быть поставлен только после 3 – 5 лет. При этом заболевании наблюдается искривление фаланги больших пальцев ног, что сказывается на походке, осанке и нередко приводит к осложнениям. Вальгусная деформация может появляться у детей, которые уже страдают поперечным плоскостопием, мало занимались физическим развитием, носили неверно подобранную обувь, имеют генетические или эндокринные нарушения. Но это состояние успешно корректируется, если вовремя показаться врачу.
Когда ребенок начинает ходить
Походка ребенка до 4 лет сильно отличается от походки взрослого. Да и сама стопа устроена по-другому.
- Не стоит покупать специальную коррекционную обувь, не посоветовавшись с врачом: чрезмерная поддержка свода стопы может привести к тому, что мышцы ноги будет развиваться неправильно.
- Разнообразный сенсорный опыт — залог гармоничного развития. Это касается и знакомства малыша с различными поверхностями, по которым ему нужно давать ходить: пол, земля, песок, трава, камни, бревна и т. д. Для дома отлично подойдут массажные коврики и несложные упражнения для правильного формирования свода стопы: катание по полу палки, рисование стопами фигур, захватывание предметов пальцами ног, перекатывание с носка на пятку и др.
- Обувь обязательно должна «дышать». Она может быть сделана из текстиля, кожи или специальной мембраны, а вот резиновые сапоги рекомендуется надевать лишь на короткие промежутки времени.
- Первая обувь обязательно должна обеспечивать поддержку щиколотки, но не следует допускать, чтобы она была слишком тугой. Поэтому старайтесь не сильно зашнуровывать ботинки: между ножкой ребенка и поверхностью обуви должно оставаться свободное пространство.
- Подошва — даже у зимней обуви — обязательно должна гнуться. Слишком жесткая подошва также может привести к развитию плоскостопия.
- Помните, что покупать обувь в магазине с примеркой желательно во второй половине дня. Ножки у ребенка в это время суток нередко отекают и увеличиваются в размере (особенно в жаркую погоду). В дальнейшем вам придется не реже чем раз в месяц проверять, достаточно ли просторна обувь, ведь малыш растет быстро. Производить такие проверки также нужно во второй половине дня. Сразу предупредим, что ребенок «вырастает» из первой обуви примерно за 3 – 6 месяцев.
При выполнении описанных требований можно не беспокоиться о том, что обувь приведет к плоскостопию у ребенка, — у здоровой ноги нарушения не появятся только от действия внешних факторов. Если у ближайших родственников нередко встречаются подобные проблемы, вероятность их появления у вашего крохи также возрастает, и в этом случае необходимы дополнительные меры: обувь с супинаторами и специальные физические упражнения. Это не устранит проблему, но поможет не довести ее до степени яркой выраженности.
- Тонкая кожа или ткань — лучший материал для верха детских башмачков.
- Гибкая, достаточно твердая, в меру тонкая и нескользящая подошва.
- Наденьте башмачки на малыша и дайте ему постоять в них некоторое время. Затем проверьте, как они сидят: мизинец взрослого должен легко проходить между задником и пяткой, а в передней части должно оставаться свободное пространство, равное примерно одному сантиметру. Внимание! Отмерять этот сантиметр нужно от самого длинного пальчика малыша, а это не всегда большой.
- Обувь должна подходить не только по длине, но и по ширине. Ножки у малышей обычно пухлые, и это необходимо учитывать. Попробуйте сжать поверхность башмачка над стопой. Она должна легко сморщиваться. Если этого не происходит, обувь слишком тесно сидит на ножке ребенка.
- Попросите малыша погулять в новых башмачках по магазину в течение некоторого времени (в идеале — 15 – 20 минут), а затем тщательно осмотрите стопы. Малейшее покраснение кожи в местах соприкосновения с обувью — однозначный сигнал, что обновка будет натирать ножку, и покупать ее нельзя.
- Сделайте выбор: шнурки или липучки. Помните, что малыш очень быстро поймет, как действуют липучки, и будет сам снимать с себя ботиночки, когда надо и не надо.
Желаем здоровья вашему малышу!
Источник