У них есть позвоночник они первыми научились

У них есть позвоночник они первыми научились thumbnail

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме:

«Земноводные»

Выполнила: Кадочникова Ольга Васильевна, учитель биологии МБОУ «Карагайская СОШ № 2» Пермского края.

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.

Планируемые результаты:

1 .Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни.

2. Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой.

3. Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных.

4. Учащиеся узнают о происхождении Земноводных.

5. Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”.

Оборудование:

– таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»;

– демонстрационный материал: скелет лягушки;

– влажные препараты: размножение лягушки;

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие учителя, пожелание здоровья, хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности.

      II. Проверка дом задания (тест).
      

Выполнить тестовые задания.
      1. Рыбы относятся к типу:
      а) бесхордовых;
      б) полупроходных;
      в) хордовых;
      г) позвоночных.
      2. Спинной мозг у рыб находится:
      а) под позвоночником;
      б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков;
      в) над позвоночником;
      г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.
      3. Кровеносная система у рыб:
      а) замкнутая;
      б) незамкнутая;
      в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных;
      г) диффузная.
      4. Сердце у рыб состоит:
      а) из одного предсердия и одного желудочка;
      б) из одного предсердия и двух желудочков;
      в) из двух предсердий и одного желудочка;
      г) из двух предсердий и двух желудочков.
      5. Кровь у рыб приносит к органам:
      а) только питательные вещества;
      б) только кислород;
      в) питательные вещества и кислород;
      г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.
      6. Основная функция плавательного пузыря рыб:
      а) запасающая;
      б) выделительная;
      в) гидростатическая;
      г) пищеварительная.
      7. Через сердце рыб проходит кровь:
      а) венозная;
      б) артериальная;
      в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных;
      г) смешанная.
      8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:
      а) на мелководье океана;
      б) в глубокие места океана;
      в) в места с обилием водорослей;
      г) в устья рек.
      9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
      а) обоняния;
      б) осязания;
      в) только ощущения глубины погружения;
      г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.
      10. Выделительная система не связана с органами размножения:
      а) у всех видов рыб;
      б) у костистых рыб;
      в) у хрящевых рыб;
      г) у кистеперых рыб.
      Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б.

III. Изучение нового материала и частичное его закрепление.

1.Вступительное слово учителя.

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.

Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.

2. Сообщение темы и постановка задач урока.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Общая характеристика

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото).

Ответ учащихся:

Читайте также:  Витебская область деревня холомерье лечение позвоночника

– Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.
– При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.

б) Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.

Какие проблемы они должны были решить?

– Дыхание кислородом воздуха.

– Проблема кожных покровов.

– Возросшее действие силы тяжести.

– Изменение характера передвижения.

– Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).

– Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.).

– Приспособленность к неблагоприятным условиям (понижение температуры).

– Поиск и добыча пищи.

Как же они решили эти проблемы?

Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 115-116) и приложения 1-4.

– Амфибии – это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.

– Отделы тела – голова, туловище, конечности.

– Дыхание – легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

– Кровеносная система – 2 круга кровообращения, сердце – 3 камеры.

– Температура тела – непостоянная, зависит от окружающей среды

– Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра – личинка (головастик) – взрослое животное.

-Среда обитания – суша, вода

На суше – во взрослом состоянии.

В воде – размножение, рост, развитие.

2) Скелет лягушки

Задание 2. Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13.

У них есть позвоночник они первыми научились

У них есть позвоночник они первыми научились

Сравните скелет рыбы и лягушки. Выявите черты сходства и отличия.

У них есть позвоночник они первыми научились

3) Внутреннее строение

Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.

У них есть позвоночник они первыми научилисьУ них есть позвоночник они первыми научились

  1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?

  2. Перечислите органы пищеварительной системы.

  3. Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.

  4. Сколько кругов кровообращения?

  5. Чем представлена выделительная система?

4) Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя); показ влажного препарата «Развитие земноводных».

5) Значение Земноводных. Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? (ответы детей). Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани.

IV. Закрепление изученного материала

Задание 1. Вставьте пропущенные слова:

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)

  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало…(трехкамерным)

  3. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)

  4. Амфибии первыми встали…. (на ноги)

  5. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)

  6. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

  7. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)

  8. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

  9. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки: 

1. обтекаемая форма тела,

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения,

4. слизистая кожа,

5. легочное дыхание,

6. развитие яиц в воде,

7. наличие барабанных перепонок,

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха,

11. слюнные железы.

Признаки рыб

Признаки земноводных

Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11

V.Домашнее задание

Изучите п. 24, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.

  • Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

  • Интересные сообщения о лягушках.

  • Рисунки с изображением Амфибий.

VI. Рефлексия

– Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

– Что вам запомнилось больше всего?

– Что вызвало у вас трудности?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Спасибо за урок!

Приложение 1.

Внешнее строение лягушки.

У них есть позвоночник они первыми научились

1

Приложение 2.

Скелет лягушки.

У них есть позвоночник они первыми научились

2

Большинство земноводных имеют вытянутое или лягушковидное туловище с двумя парами пятипалых конечностей. Голова плавно переходит в туловище, но всё же (в отличие от рыб), может поворачиваться относительно него. Скелет костный (хотя с костями соединяется множество хрящей), позвоночник разделён на отдельные позвонки (от 9 до 200). У большинства бесхвостых земноводных рёбра редуцированы, грудная клетка отсутствует. Конечности состоят из трёх отделов, сочленённых между собой суставами (передняя конечность: плечо, предплечье и кисть; задняя конечность: бедро, голень и стопа). Скелет и мышечная система развиты сравнительно неплохо и способны поддерживать животное вне воды. Для всех земноводных характерна гладкая (реже шершавая) богатая железами кожа, лишённая волос, перьев и чешуи; лишь у некоторых безногих в коже имеются костные чешуйки. Земноводные могут дышать при помощи лёгких, кожи и жабр. Лёгочное дыхание осуществляется через ноздри, защищённые от проникновения воды особыми клапанами. Пониженное давление, необходимое для вдоха, создаётся, в отличие от высших позвоночных, движением горла. Важную роль играет кожное дыхание, необходимая для дыхания влажность кожи поддерживается слизистыми железами. Жабры имеются у всех земноводных в личиночной стадии, во взрослом состоянии сохраняются у водных хвостатых амфибий.

Читайте также:  Где лечат протрузию позвоночника в москве

Приложение 3.

Внутреннее строение лягушки.

У них есть позвоночник они первыми научились

3

Кровообращение личинок земноводных сходно с кровообращением рыб. Взрослые земноводные имеют трёхкамерное сердце, разделённое на два предсердия и желудочек. Земноводные – первые животные, у которых появились два круга кровообращения. Артериальная кровь от лёгких и кожи поступает в левое предсердие; с венозной кровью из правого предсердия она смешивается лишь частично благодаря строению и работе артериального конуса сердца.

Через глотку и пищевод пища попадает в желудок, а затем в короткий кишечник. Пищеварительные вещества секретируются стенками желудка, поджелудочной железой и печенью. Прямая кишка заканчивается клоакой. У личинок имеется головная почка, у взрослых – парные туловищные почки. Мочевой пузырь имеет большое значение в водном обмене. Яйцевод самки открывается в клоаку.

Мозговая коробка маленькая. Головной мозг земноводных включает, в частности, сравнительно хорошо развитый передний мозг и недоразвитый мозжечок. Органы чувств представлены органами зрения (у пещерных земноводных глаза недоразвиты), слуха, осязания, обоняния, вкуса; у головастиков имеется боковая линия. Глаза защищены от смачивания веками; аккомодация глаза осуществляется перемещением хрусталика. Ухо у высших земноводных имеет барабанную перепонку.

Приложение 4.

Размножение и развитие лягушки.

После пробуждения от зимней спячки лягушки покидают глубокие водоемы, переселяясь в хорошо прогреваемые солнцем мелкие пруды, канавы, лужи и разливы талых вод. Здесь самки выметывают икру, очень похожую па икру рыб, и самцы поливают ее семенной жидкостью. Сперматозоиды проникают в икринки и оплодотворяют их. Оболочки икринок в воде сильно разбухают, делаются прозрачными, склеиваются друг с другом, образуя комки, и выплывают на поверхность или прикрепляются к подводным предметам. После оплодотворения личинки начинают быстро развиваться, в результате в икринке образуется многоклеточный зародыш. Через 12-25 дней из икринки появляется личинка — головастик.

Развитие лягушки

Головастик вначале имеет хвостик и напоминает малька рыб. Хвост его окружен тонкой плавательной перепонкой. Дышит головастик тремя парами перистых жабр, находящихся по бокам головы. В коже у него имеются органы боковой линии. Рот и конечности сначала отсутствуют. Через некоторое время начинает прорезываться рот с двумя роговыми пластинами и зубчиками на губах, которыми головастик соскабливает растения, служащие ему пищей. Затем наружные жабры исчезают и развиваются внутренние. На этой стадии развития головастик особенно похож па рыбу. В это время у него развита хорда, двухкамерное сердце и один круг кровообращения. В дальнейшем развитии появляются легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения. Далее появляются задние и передние конечности. Сначала утончается, а затем укорачивается, далее совсем исчезает хвост, и головастик превращается в маленького лягушонка. Этот процесс длится 3-4 месяца, и называют метаморфозом. Половозрелость у лягушек наступает на третьем году жизни. Сезонные явления природы оказывают влияние на жизненный цикл земноводных. Так, годовой цикл у них из-за условий сезонных климатических изменений делится на такие периоды: весеннее пробуждение, период нереста (размножения), период летней активности и зимняя спячка, спячка может быть наземная (тритоны) и подводная (лягушки)

Список использованной литературы.

  1. Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 128 с.

  2. Филиппова М.В. Биология. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-9 кл.- М.: ЭНАС, 2007.-72 с.

  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.

  4. Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс.

  5. Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.

  1. Расшифруйте “звонок” по сотовой связи прудовой рыбки в службу спасения:

  2. Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер:

  3. 5(1), 5(2),5(3),2(4),5(3) 4(4),9(5),2(4),6(4),8(1),3(2),4(3) – 5(4),5(3),5(1),5(3),2(4),4(1),6(3),3(2).

  4. (Много лягушек – помогите.)

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии тема “Класс земноводные”

Тема: Класс земноводные Они первыми научились дышать с помощью легких Они пе...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема: Класс земноводные Они первыми научились дышать с помощью легких Они пе

Описание слайда:

Тема: Класс земноводные Они первыми научились дышать с помощью легких Они первыми встали на ноги Они первыми стали поворачивать голову – появился 1 шейный позвонок Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания Они первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше легче было проглотить добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов. Научились хорошо слышать. У них с появляется среднее ухо барабанной перепонкой и системой косточек, которые усиливают звуковые колебания. Они первые приобрели звуковой аппарат. Начали издавать звуки.

2 слайд

Лягушкины рекорды Лягушка-голиаф –самая большая лягушка. Встречается в Африк

Описание слайда:

Лягушкины рекорды Лягушка-голиаф –самая большая лягушка. Встречается в Африке. Имеет тело до 25 см в длину, массу до 3,25 кг. В Анголе была поймана лягушка длиной 40 см. Открыта 80 лет назад. Хищница. Ведет дневной образ жизни. Лягушка-бык – самая большая в Северной Америке. Длина тела до 20 см, масса до 600 г. Съедобна. В США они являются объектом промысла, их добывают до 100 млн штук в год. Жаба-ага – самая большая в Южной Америке. Длина 26 см, масса до 1 кг. Завезена специально на Гавайские острова ив Австралию для борьбы с вредителями сахарного тростника. Исполинская саламандра – длина до 1,5 метров. Живет в реках Японии и Китая. Редко выходит на сушу, вдет ночной образ жизни. Кокои – самая маленькая лягушка. Она может уместиться на ногте большого пальца. Водится в тропических лесах Колумбии. Имеют черную окраску и желтые полосы. Самые ядовитые в мире животных. Нельзя брать их голыми руками. Яда одной лягушки достаточно чтобы обработать 50 стрел. Яд сохраняет токсичность 15 лет. Волосатая лягушка – у самцов с боков и на ногах в период размножения появляются «волосы» длиной до 1,5 см. Это органы дополнительного кожного дыхания – тонкие волосовидные выросты кожи, пронизанные кровеносными сосудами. Они не имеют никакого отношения к волосам.

Читайте также:  Позвоночник окружающий мир 4 класс

3 слайд

Отр. Безхвостые Сем. Пиповые У них нет языка. Питаются, затягивая воду с добы

Описание слайда:

Отр. Безхвостые Сем. Пиповые У них нет языка. Питаются, затягивая воду с добычей прямо в рот. Вода вытекает из уголков рта, а пища проходит в глотку. Самец суринамской пипы на своей спине вынашивает икру (от 4 до 500 штук). Каждая икринка прикрыта полупрозрачной крышечкой. Через 2,5 месяца маленькие пипы-головастики выходят из икры. Через 3 месяца они похожи на родителей, но в 10 раз меньше. Шпорцевая лягушка живет только в воде. При опасности может надуваться. Глотает все живое, проталкивая добычу в рот с помощью передних лап. Если добыча крупная, то использует и задние лапы с коготками, раздирая пищу на кусочки.

4 слайд

Древесные Веслоногие лягушки имеют перепонки между пальцами, что помогает им

Описание слайда:

Древесные Веслоногие лягушки имеют перепонки между пальцами, что помогает им совершать более длинные прыжки на деревьях. Квакши ведут древесный образ жизни. Окрашены чаще в зеленый цвет, чтобы быть менее заметнее в зеленой листве. Раздувают резона- торы размером с свое тело. На кончиках пальцев железы, которые выделяют клейкое вещество. Ночные хищники.

5 слайд

Древолазы Поперечно-полосатый древолаз Суринамский древолаз Небольшого размер

Описание слайда:

Древолазы Поперечно-полосатый древолаз Суринамский древолаз Небольшого размера. Яркоокрашены. Очень ядовиты, яд сильнее кураре, нейротоксичен, опасен для человека. Индейцы, чтобы получить яд, держат лягушку на палке над огнем, с нее капает яд, который и собирают в сосуд. У каждой семейной пары этих лягушек есть своя территория, которую охраняет самка, а самец занимается сохранением потомства.

6 слайд

Забота о потомстве Суринамская пипа- самец на своей спине вынашивает икру (от

Описание слайда:

Забота о потомстве Суринамская пипа- самец на своей спине вынашивает икру (от 4 до 500 штук). Каждая икринка прикрыта полупрозрачной крышечкой. Жаба – повитуха – самец после оплодотворения икры, наматывает длинные ленты из нее на задние лапы, прячется под корягами. Через 3 месяца продвигается к мелководью, опускает в воду только свой зад с икрой. Сидит так, пока головастики не вылупятся.

7 слайд

Забота о потомстве Ринодерма Дарвина (заботливая жаба) Жаба Филломедуза

Описание слайда:

Забота о потомстве Ринодерма Дарвина (заботливая жаба) Жаба Филломедуза

8 слайд

Отр. Хвостатые Гребенчатый тритон ( до 20 см), живут 29 лет. Обыкновенный три

Описание слайда:

Отр. Хвостатые Гребенчатый тритон ( до 20 см), живут 29 лет. Обыкновенный тритон

9 слайд

Огненная саламандра Длиной до 30 см, яркоокрашена. В России не встречается. П

Описание слайда:

Огненная саламандра Длиной до 30 см, яркоокрашена. В России не встречается. Продолжительность жизни до 43 лет.

10 слайд

Амбистома Аксолотль – неотеническая личинка

Описание слайда:

Амбистома Аксолотль – неотеническая личинка

11 слайд

Отр. Безногие Примитивные, ведут подземный образ жизни, Нет конечостей, кожа

Описание слайда:

Отр. Безногие Примитивные, ведут подземный образ жизни, Нет конечостей, кожа голая с большим содержанием желез, которые выделяют много слизи. Хвост очень короткий. Глаза редуцированы. Слух плохо развит. Кольчатая червяга

12 слайд

В Пермском крае 1.Гребенчатый тритон 2.Обыкновенный тритон 3.Обыкновенная жаб

Описание слайда:

В Пермском крае 1.Гребенчатый тритон 2.Обыкновенный тритон 3.Обыкновенная жаба 4.Зеленая жаба 5.Травянистя лягушка 6.Озерная лягушка 7.Прудовая лягушка 8.Остромордая лягушка 9. Сибирский углозуб

13 слайд

Чайнворд В клетках напишите названия земноводных, заканчивающихся на А 				А

Описание слайда:

Чайнворд В клетках напишите названия земноводных, заканчивающихся на А А А А А А

14 слайд

Подсказка Лягушка Жерлянка Квакша Жаба Саламандра

Описание слайда:

Подсказка Лягушка Жерлянка Квакша Жаба Саламандра

15 слайд

Ответы на Чайнворд 					Ж	А	Б	А	 К	В	А	К	Ш	А	 Л	Я	Г	У	Ш	К	А	 Ж	Е	Р	Л	Я	Н	К	А

Описание слайда:

Ответы на Чайнворд Ж А Б А К В А К Ш А Л Я Г У Ш К А Ж Е Р Л Я Н К А С А Л А М А Н Д Р А

16 слайд

Значение земноводных. 1. Звено в пищевой цепи. 2. Уничтожают вредных беспозво

Описание слайда:

Значение земноводных. 1. Звено в пищевой цепи. 2. Уничтожают вредных беспозвоночных – вредителей с/хоз., переносчиков заболеваний. 3. Употребляются в пищу людьми. 4… 5… 6… Используя материал учебника и дополнительную литературу допишите значение земноводных.

У них есть позвоночник они первыми научились

Курс повышения квалификации

У них есть позвоночник они первыми научились

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

У них есть позвоночник они первыми научились

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-429284

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник