У человека в отличии от других млекопитающих животных позвоночник

У человека в отличии от других млекопитающих животных позвоночник thumbnail

Зубр

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

Название стадии (конкретные находки)время жизни (лет назад), видовое названиеобъем мозга (мл), орудия трудачто умели делать
Поздняя стадия австралопитека2,3-1,5 млн.

человек умелый

500-750

заостренная галька

изготавливали и использовали орудия труда
Древнейший человек (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

1,9-0,5 млн.

человек прямоходящий

800-1100

обтесанные кремни (рубила и скрёбла)

использовали огонь
Древний человек (неандерталец)

300-30 тыс.

человек разумный (подвид неандертальский)

1200-1400

каменные скрёбла, остроконечники, ножи

добывали огонь, вели коллективную охоту
Современный человек (кроманьонец)35 тыс.

человек разумный

1200-1500

ножи, копья, иглы из камня, рога, кости

появилась членораздельная речь

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, подбородочный выступ.

2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Этапы эволюции человека, Факторы эволюции человека, Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание

1) сходства человека и антропоидов

2) единства происхождения рас человека

3) принадлежности человека к приматам

4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят

1) условные рефлексы

2) безусловные рефлексы

3) речь

4) инстинкты

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в

1) подвижном соединении костей

2) наличии различных отделов головного мозга

3) наличии пяти пальцев

4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?

1) изготовление орудий труда

2) совместный труд

3) появление диафрагмы

4) сводчатая стопа

БИОЛОГИЧЕСКИЕ – СОЦИАЛЬНЫЕ

1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный

А) пространственная изоляция

Б) дрейф генов

В) речь

Г) абстрактное мышление

Д) социальная трудовая деятельность

Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный

А) трудовая деятельность

Б) абстрактное мышление

В) изоляция

Г) мутационная изменчивость

Д) популяционные волны

Е) вторая сигнальная система

СОЦИАЛЬНЫЕ

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

АВСТРАЛОПИТЕКИ – ДРЕВНЕЙШИЕ – ДРЕВНИЕ

Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) использование различных способов добывания огня

Б) обитание исключительно в Африке

В) объём мозга 500-600 см3

Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов

Д) обитание на территории современной Европы

Е) загонная охота на хищных животных

ДРЕВНЕЙШИЕ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся

1) гейдельбергский человек

2) человек умелый

3) синантроп

4) питекантроп

5) неандерталец

6) кроманьонец

ДРЕВНЕЙШИЕ – ДРЕВНИЕ

1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.

А) использование скребел и наконечников

Б) появление зачатков речи

В) принадлежит к виду Человек прямоходящий

Г) объем мозга 900-1100 см3

Д) лицевой отдел черепа преобладал над мозговым

2. Установите соответствие между особенностями и предками человека: 1) синантроп, 2) неандерталец. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) объем мозга 850 – 1200см3

Б) добывали огонь, одевались в шкуры

В) орудия труда – отесанные камни

Г) жили группами по 50-100 человек

Д) огонь получали во время лесных пожаров, при извержении вулканов

Е) объем мозга 1200 – 1400см3

ДРЕВНИЕ

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Неандерталец – древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы – самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ

1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа

2) Австралопитек

3) Кроманьонец

4) Питекантроп

5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

1) человек умелый

2) человек прямоходящий

3) дриопитек

4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) австралопитек африканский

2) человек разумный неандертальский

3) питекантроп

4) дриопитек (ксениапитек)

5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) австралопитек

2) человек умелый

3) человек прямоходящий

4) неандерталец

5) кроманьонец

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ

Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) производство каменных заготовок для изготовления ножей

2) изготовление орудий из меди-сырца

3) использование рогов, костей, перьев

4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне

5) изготовление железных наконечников

ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ

Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов

2) стопа имеет свод

3) мозговой отдел черепа больше лицевого

4) имеются парные суставные конечности

5) в шейном отделе семь позвонков

6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ

1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных

1) имеет кору больших полушарий

2) образует различные природные популяции

3) обладает второй сигнальной системой

4) может создавать искусственную среду обитания

5) имеет первую сигнальную систему

6) может создавать и использовать орудия труда

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных

1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности

2) имеет S-образный позвоночник

3) образует различные популяции

4) имеет первую сигнальную систему

5) обладает второй сигнальной системой

6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных

1) тело расположено вертикально

2) позвоночник не имеет изгибов

3) позвоночник образует четыре плавных изгиба

4) грудная клетка расширена в стороны

5) грудная клетка сжата с боков

6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет

1) прямой позвоночник без изгибов

2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении

3) грудную клетку, сжатую с боков

4) позвоночник S-образной формы

5) сводчатую стопу

6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА

Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым

Б) пояс нижних конечностей в виде чаши

В) сводчатая стопа

Г) наличие подбородочного выступа

Д) развитые надбровные дуги

Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО

Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается

1) одинаковыми группами крови и резус-фактором

2) одинаковым набором хромосом

3) восприимчивостью к сходным болезням

4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга

5) сходными видами паразитов

6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ

1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку

1) наличие ключиц

2) наличие подбородочного выступа

3) облегчение массы костей верхних конечностей

4) наличие пятипалых конечностей

5) S-образная форма позвоночного столба

6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:

1) мелкая моторика рук

2) абстрактное мышление и речь

3) чашеобразная форма таза

4) S-образный по форме позвоночник

5) сводчатая стопа

6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?

1) сводчатая стопа

2) развитие ключиц в плечевом поясе

3) чашеобразная форма таза

4) усложнение коры больших полушарий головного мозга

5) противопоставление большого пальца руки всем остальным

6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности

2) стопа приобретает сводчатую форму

3) большой палец руки противостоит остальным

4) таз расширяется, его кости срастаются

5) мозговой отдел черепа меньше лицевого

6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:

1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад

2) большой палец руки противопоставлен всем остальным

3) развитие коры больших полушарий головного мозга

4) формирование сводчатой конструкции стопы

5) поворот таза и резкое его расширение

6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением

1) позвоночник образует четыре изгиба

2) кости в суставах соединены подвижно

3) пальцы руки соединены с пястью

4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши

5) в стопе хорошо выражен свод

6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением

1) позвоночник имеет S-образную форму

2) грудная клетка сплюснута с боков

3) пояс нижних конечностей чашеобразный

4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу

5) сформировался свод стопы

6) кости верхних конечностей более массивные

Таблица

Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.

1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3

2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы

3) грудная клетка

4) шейный и поясничный отделы позвоночника

5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3

6) грудной и крестцовый отделы позвоночника

7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая

8) позвоночник

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник

Сходства

  • крупный размер тела, отсутствие хвоста
  • сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
  • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
  • сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
  • сходная мимика, сложное поведение
  • 46 хромосом у человека, 48 у понгид
  • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе

Отличия

1) Скелет:

  • в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой
  • в связи с прямохождением
    • сводчатая стопа
    • расширенный таз
    • изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)
    • грудная клетка расширена в стороны
  • в связи с трудовой деятельностью большой палец руки хорошо развит и сильнее противопоставлен остальным пальцам
  • в связи с речью развит подбородок

2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)

Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

Тесты

151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

А) общий план строения

Б) уровень обмена веществ

В) строение передних конечностей

Г) забота о потомстве

151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

А) строением кисти руки

Б) дифференциацией зубов

В) общим планом строения

Г) уровнем обмена веществ

151-03. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)

А) условные рефлексы

Б) вторая сигнальная система

В) органы чувств

Г) забота о потомстве

151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие

А) заботы о потомстве

Б) первой сигнальной системы

В) второй сигнальной системы

Г) теплокровности

151-05. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает

А) набор звуков

Б) местонахождение источника звуков

В) громкость звуков

Г) их смысл

151-06. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть

А) диафрагма

Б) S-образный позвоночник

В) борозды и извилины в конечном мозге

Г) стереоскопическое цветовое зрение

151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она

А) обеспечивается центральной нервной системой

Б) является врождённой

В) возникает осознанно

Г) содержит информацию только о текущих событиях

151-08. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что

А) владеют речью

Б) способны к обучению

В) способны к абстрактному мышлению

Г) изготовляют каменные орудия труда

151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

А) сводчатой стопы

Б) S-образного позвоночника

В) гортани

Г) кисти

151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?

А) группами крови

Б) способностьюк обучению

В) генетическим кодом

Г) способностью к абстрактному мышлению

151-11. У человека, в отличие от других животных,

А) развита вторая сигнальная система

Б) клетки лишены жёсткой оболочки

В) есть бесполое размножение

Г) две пары конечностей

151-12. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,

А) зародыш развивается в матке

Б) имеются сальные и потовые железы

В) имеется диафрагма

Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

151-13. Сходство обезьяны и человека заключается в

А) одинаковой степени развития коры мозга

Б) одинаковых пропорциях черепа

В) способности к образованию условных рефлексов

Г) способности к творческой деятельности

151-14. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?

А) большой палец руки противопоставлен всем остальным

Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем

В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?

А) наличие выступающего подбородка

Б) вертикальный лоб

В) срастание костей черепа

Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

Еще можно почитать

Дмитрий Поздняков БИОЛОГИЯ оглавление

ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к ЕГЭ быстро

«БИОРОБОТ» – это онлайн-тестирование

Источник

Читайте также:  Какие виды позвоночника бывают