Травмы позвоночника у балерин

Специфика строения позвоночника у артистов балета
На строение и функционал позвоночника очень часто может оказывать влияние среда и специфика жизни человека. Например, у артиста балета позвоночник играет огромную роль: большая его подвижность обеспечивает равновесие в пространстве и высокую устойчивость во время танца. Так же, позвоночник играет большую роль в построении поз и разнообразии движения. Но это, в свою очередь, влияет и на саму анатомию позвоночного столба. Например, во время обучения происходят нехарактерные для нормальной анатомии позвоночника изменения, как, например сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза, за счет постоянной прямой осанки. Так же, из-за постоянных сгибов, перегибов, многочисленных вращательных движений, постоянной нагрузки на позвоночник, может происходить деформация позвоночных дисков и костей позвоночника. Все эти факторы, однозначно влияющие на функциональность позвоночника, значительно повышают риск травматизма спины, и позвоночного столба в частности. Рассмотрим основные травмы спины у артистов балета.
Травма. Основные травмы позвоночника у артистов балета
Травма с греческого переводится как “повреждение”. Ниже будет приведена схема типов травм и их видов.
Одной из самых распространенных травм позвоночника являются различного рода переломы.
Перелом — это нарушение целостности кости, вызванное физической силой или патологическим процессом. Переломы делятся на открытые и закрытые. Так же переломы различаются по своему механизму возникновения: прямой и непрямой.
При прямом точка приложения силы совпадает с местом повреждения.
При непрямом, когда точка приложения силы и не совпадает с местом повреждения, соответственно.
В случае с переломами позвоночника чаще возникают механические переломы тел позвонков, дуг позвонков и отростков.
Помимо различных типов переломов, можно выделить стабильность или нестабильность повреждения позвоночника. Стабильность повреждения определяется за счет того, насколько поврежден задний связочный комплекс, в который входят межоститстые, надоститстые, желтые связки, а так же мезпозвонковые суставы. В случае разрушения данного аппарата можно говорить о нестабильном повреждении и риску к предзаднему смещению позвонков.
Прямой механизм травмы возникает в результате опосредованного механизма травмы: это удар по спине или спиной по твердой поверхности или чрезмерное сгибание позвоночного столба в какую либо сторону, приводящее к излишнему сжатию, а как следствие — перегрузу переднего отдела тела позвонка. Таким образом, костная масса сминается, приводя к сжатию и уплотнению передней части губчатого вещества позвонка, в то время как задняя часть, наползает на переднюю часть. Это приводит к так называемому компрессионному перелому тела позвонка. У артистов балета наибольшему риску в таких случаях подвергаются позвонки поясничного отдела, а конкретно — I и II позвонкам.
Компрессионный перелом тела позвонка часто сопровождается растяжением и повреждением глубоких мышечного и связочного аппарата позвоночника (надостистые, межостистые и жёлтые связки), что приводит к дестабилизации позвоночного столба, а как следствие — вывиху. К такого рода травме может привести неожиданная и резкая остановка или удержание партнерши над головой, в момент экстензии, или гиперэкстензии поясничного отдела.
В случае вертикальной нагрузки возможно сжатие позвонков, с дальнейшим растрескиванием тела позвонка, разрывом межпозвоночных дисков и излиянием фиброзной жидкости в тело позвонка, что приводит к “врывному” перелому. Но такой вид перелома является наиболее редким, в связи с тем, что в момент излишнего вертикального давления, человек стремится занять наиболее устойчивую позицию, позволяя природным изгибам позвоночника равномерно распределить нагрузку, исключая тем самым строго вертикальную нагрузку.
Помимо переломов непосредственно тел позвонков, существуют так же переломы поперечных, остистых отростков позвонков, а так же повреждение надостистых и межостистых связок.
Перелом поперечных отростков наиболее часто встречается в районе поясничного отдела позвоночника и часто происходит из-за резкого напряжения прилепляющихся к отросткам квадратной и круглой большой поясничной мышцы и наступает из-за непрямого механизма травмы.
Переломы остистых отростков встречаются как прямые, так и не прямые. То есть, перелом может возникнуть как при физическом давлении на отросток (удар), так и при переразгибании/пересгибании позвоночника. При переломе остистых отростков случается смещение костных фрагментов.
К частым травмам в балете, особенно у мужчин, относится так же спондилолистез — соскальзывание тела позвонка вместе с вышележащим отделом позвоночника. Чаще всего соскальзывает V поясничный позвонок по отношению к I крестцовому. Спондилолистез существует нескольких форм: врожденный, смешанной этиологии и приобретенный. Приобретенный спондилолистез возникает за счет действия микротравмы, вызывая щель в межсуставной части дужки. Он может возникнуть из-за неправильного распределения нагрузки на спину во время дуэтного и дуэтно-классического танца, неверного приземления после больших прыжков или иной силовой нагрузки.
Помимо прямых повреждений костей позвоночного столба, существуют различные травмы, возникающие за счет перегрузок мышц, крепящихся непосредственно к позвонкам с помощью сухожильных продолжений. Изолированные повреждения межостистых и надостистых связок в основном встречаются в шейном и поясничном отделах. Это может произойти из-за резкого сгибания позвоночника или при форсированном сгибании, во время которого они разрушаются соседними остистыми отростками.
Еще одним часто встречающейся травмой позвоночника у артистов балета является сколиоз. Термин введен Галенов во II в до н.э. и означает боковое искривление позвоночника. Сколиозы делятся на большое количество групп, зависящих от причин возникновения. Они бывают врожденными, диспластические, неврогенные, дистрофические и дисобменно-гормональные,идиопатические, торакогенные, рахиты, опухоли и травматические.
Сколиоз выявляется за счет второстепенных симптомов, как, например, асимметрии надплечий и лопаток при грудном сколиозе. По характеру деформации позвоночника различают С-образный, S-образный и тотальный сколиозы. Степеней тяжести сколиоза выделяют четыре.
Не менее часто у артистов балета наблюдается остеохондроз. Остеохондроз — тяжелая форма дегенеративного поражения позвоночника , в основе которой лежат дегенерация диска с последующим вовлечением в процесс тел смежных позвонков, изменения в межпозвонковых суставах и связочном аппарате. К остеохондрозу приводят последствия переломов или повреждения связок, сотрясения позвоночника, однотипные движения, длительные вынужденные положения и т.д.
К частым травмам артистов балета можно отнести межпозвоночную грыжу, или грыжа межпозвоночного диска. Межпозвонковая грыжа – это смещение пульпозного ядра межпозвоночного диска с разрывом фиброзного кольца. Наиболее часто встречаются грыжи межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отдела позвоночника, значительно реже встречается в шейном и грудном отделах позвоночника.
В заключение автор хочет упомянуть некоторые аномалии в развитии позвоночника, которые противопоказаны для занятия балетом. К таким аномалиям развития позвоночника можно отнести увеличение или уменьшение количества позвонков (люмбализация или сакрализация), сращение тел позвонков, резко выраженные лордозы и кифозы, а так же врожденные и приобретенные сколиозы. Часто следствием этих заболеваний является недоразвитость и слабость мышц и частый травматизм.
Аномалия развития позвоночника возникает из-за торможения его развития на различных этапах и разных участках. Торможение слияния его различных участков, формирующихся из отдельных источников окостенения являются наиболее значимыми в практике ортопедии. Наиболее значимыми и часто встречающимися аномалиями являются люмболизация, сакрализация, незаращение позвонка, нарушение процессов пересегметировки позвонков.
Люмбализация и сакрализация — это врожденная дефомация позвоночника, проявляющаяся изменением нормального количества позвонков в поясничном и крестцовом отделах позвоночника. Сакрализация бывает истинной полной, неполной и всевдосакрализацией. Формы сакрализации бывают двусторонними и строго симметричными, но возможна односторонняя, ассиметричная сакрализация. Люмболизация встречается реже сакрализации. Люмболизация и сакрализация могут играть роль первичного фактора.
Платиспондилия — это уплощение позвонков на ограниченном участке в сочетании с такими пороками, как сращение тел позвонков и их гипертрофия.
Источник
Похожие главы из других работ:
Анатомические особенности и травматизм позвоночника у артистов балета
Глава 2. Специфика изменений строения и работы позвоночного столба у артистов балета. Травматизм позвоночника
…
Анатомические особенности и травматизм позвоночника у артистов балета
2.1 Специфика строения позвоночника у артистов балета
На строение и функционал позвоночника очень часто может оказывать влияние среда и специфика жизни человека. Например…
Диагностика травм позвоночника и спинного мозга
ГЛАВА 1. ТРАВМЫ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА
…
ЛФК в травматологии
2. Травмы позвоночника
Травмы позвоночника относятся к наиболее тяжелым повреждениям опорно-двигательного аппарата. Задачи и последовательность лечебных мероприятий определяются давностью, степенью, характером повреждения и неврологических расстройств…
Неотложная патология полости носа и синусит
2. ТРАВМА НОСА
Перелом
Кости носа составляют верхнюю треть носовой пирамиды, тогда как нижние две трети представлены хрящом. Спинка носа по средней линии имеет хрящевую перегородку, а латеральный свод поддерживается верхним и нижним латеральными хрящами…
Неотложные состояния в отологии
5. Травма
Разрывы
Разрывы ушной раковины часто могут быть обработаны и устранены в ОНП при использовании местной инфильтрационной анестезии 1 % или 2 % раствором лидокаина без адреналина. Следует избегать обширного иссечения мягких тканей и хряша…
Неотложные состояния в офтальмологии
3. Травма
Разрывы век
Раны, при которых нарушается целостность только кожного покрова век, имеют благоприятный прогноз. Для ушивания раны может использоваться очень тонкий шовный материал (6-0 или 7-0). Обычно применяется нерассасывающийся материал…
Общая характеристика современной транспортной травмы
Мотоциклетная травма
Мотоциклетная травма наблюдается реже автомобильной и от-мечается рядом особенностей.
Прежде всего — при мототранспортных происшествиях кроме пешеходов очень часто страдают водители, пассажиры мотоцикла…
Общая характеристика современной транспортной травмы
Железнодорожная травма
Железнодорожная травма по числу жертв занимает второе ме-сто после автотравмы. Первой жертвой железнодорожной травмы стал сам создатель железной дороги, англичанин, инженер Гукинсон, который случайно попал под колесо паровоза…
Остеохондроз позвоночника
4. Остеохондроз грудного отдела позвоночника. Клинические синдромы поражения грудного отдела позвоночника
Вертеброгенные мышечно-тонические, нейродистрофические и вазомоторные синдромы связаны с функционально-анатомической спецификой грудного отдела позвоночника…
Терапия жидкостью и электролитами у детей
Травма
Больные дети, как правило, компенсируют острую потерю объема, составляющего менее 25 % их объем крови. Клинически у них отмечаются тахикардия, уменьшение наполняемости капилляров после надавливания, влажно-липкая кожа…
Травма голени
I. Травма голени
Хотя переломы большеберцовой кости являются наиболее часто наблюдаемыми переломами длинных трубчатых костей, методы их лечения вариабельны и порой противоречивы…
Физическая реабилитация детей при сочетанной травме позвоночника и спинного мозга
1.3 Травмы позвоночника и спинного мозга
Повреждения позвоночника и спинного мозга подразделяются на закрытые – без нарушения целости кожных покровов и подлежащих мягких тканей, открытые – с нарушением целости последних (огнестрельные и колото-резаные ранения)…
Физическая реабилитация детей при сочетанной травме позвоночника и спинного мозга
Глава 2. Общие положения физической реабилитации пациентов, перенесшие травмы позвоночника и спинного мозга
…
Физическая реабилитация детей при сочетанной травме позвоночника и спинного мозга
2.1 Цели и задачи реабилитации пациентов, перенесших травмы позвоночника и спинного мозга
Цель реабилитации детей, перенесших травмы позвоночника и спинного мозга, – целенаправленное восстановление и постепенное наращивание двигательной активности…
Источник
Позвоночный столб представляет собой основную ось тела и состоит из 32-34 позвонков. В шейном отделе-7 позвонков, грудном-12, поясничном-5, крестцовом 4-5 и копчике 4-5 позвонков. Каждый позвонок имеет тело, дугу и отростки – суставные, поперечные и остистые.
Позвоночный столб образует четыре кривизны – шейную с выпуклостью вперёд( шейный лордоз) , грудную с выпуклостью кзади (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью кпереди (поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую с выпуклость кзади на уровне 4го крестцового позвонка.
Большое значение для функции позвоночного столба имеет химический состав межпозвоночного дисках. С возрастом содержание воды в нём уменьшается и вследствие этого снижаются его эластические свойства, развиваются дегенеративные изменения, уменьшается рост человека.
Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию устойчивости (апломба) артиста балета в большом разнообразии поз и движений. Эта подвижность развивается у будущих артистов балета ещё в залах хореографического училища. Следует отметить, что движение позвоночного столба у артистов балета тесно связаны с положениями и движениями верхних и нижних конечностей, таза, головы. Благодаря взаимодействию всех частей тела создаётся красота и выразительность поз во время танца.
Профессия артиста балета накладывает свой отпечаток на строение позвоночного столба и у танцовщиков. В следствие поддержек партнёрш во время танца мышцы туловища у них распределяются так, чтобы с минимальным напряжением производить тяжёлую физическую работу – поднимать балерину. У танцовщиков от кривизны поясничного лордоза. У них рано появляются признаки дегенеративных изменений межпозвоночных дисков, т. е. рано развивается остеохондроз и деформирующий спондилез и снижение роста.
Повреждения и заболевания позвоночного столба
Прямой механизм травмы, при котором возможно повреждение позвоночного столба – это удар по спине или спиной о твёрдый предмет. В этом случае возможны переломы отдельных элементов позвонков.
Балет, как и спорт, оказывает самое благоприятное воздействие на развитие организма человека. Однако большие физические нагрузки, современный танец могут явиться причиной как повреждений, так и заболеваний позвоночного столба. В силу особенностей строения позвоночного столба повреждения и заболевания его наиболее часты в области поясничного отдела, как костной основы, так и связочного аппарата и межпозвоночных дисков.
Перелом тел позвонков. Непрямая травма в этом случае является наиболее частой причиной возникновения компрессионных переломов тел позвонков.
Повреждение связочного аппарата включают травмы надостистых, межостистых и жёлтых связок, которые имеют большое значение в стабилизации позвоночного столба. Связочный аппарат травмируется чаще в момент резкой остановки движения и удержания партнёрши над головой, когда поясничный отдел находится в состоянии экстензии, а в некоторых случаях и гиперэкстензии.
Перелом отростковых позвонков. Переломы поперечных отростков у артистов балета встречаются редко, но приносят много неприятностей в отношении профессиональной деятельности. Возникают эти переломы в результате резкого сокращения мышц спины и локализуются чаще в области поясничного отдела позвоночного столба.
Перелом дуги позвоночника может возникнуть при исполнении танца – модерн в результате резкого переразгибания позвоночного столба. Могут быть переломы со смещением и без смещения или костных фрагментов…
Заболевания позвоночного столба
Позвоночный столб окружён большим количеством мышц, большинство из которых прикрепляются сухожильными продолжениями к различным его отделам. При перегрузках этих отделов у артистов балета возникают боли в позвоночном столбе, мышцах спины и поясницы, которые уплотнены и напряженны; возникает скованность в движениях.
Врождённые аномалии развития позвоночного столба. Наиболее часто встречаются люмбализация 1го крестцового позвонка, сакрализация 5го поясничного позвонка, спондилолиз, незаращение душек позвонков, т. е. проявление диспластичного синдрома развития.
Сакрализация 5го поясничного позвонка заключается в сращении 5го поясничного позвонка с 1м крестцовым!
Люмбализация- это аномалия развития нижнепоясничного отдела позвоночного столба, когда 1й крестцовый позвонок отделён частично или полностью от крестца и является последним добавочным (6м) поясничным позвонком.
Спондилолиз- это нарушение процесса слияния ядер окостенения, которое заключается в разъединении межсуставного отдела дуги позвонков.
Остеохондроз и деформирующий спондилез. Дистрофичное заболевание позвоночного столба, ведущее к нарушению функции и структуре тел позвонков и межпозвоночных дисков.
Шейный остеохондроз чаще встречается у балерин, а пояснично – крестцовый остеохондроз преимущественно у танцовщиков, у которых основная нагрузка приходится на эти отделы позвоночного столба.
Остеохондроз пояснично-крестцового отдела у артистов балета часто поражает диски 4 и 5 поясничных и 1 крестцовых позвонков. Частота поражения этих дисков обусловлена профессиональным гиперлордозом поясничного отдела, явлениями дисплазии этого и тем, что здесь находится центр тяжести человеческого тела.
Теги:
Особенности строения и заболеваний позвоночника у артистов балета
Другое
Литература
Источник
Позвоночник танцора. Грудная клетка и мышцы туловища у артистов балетТела позвонков соединены между собой хрящевыми межпозвоночными дисками. Толщина дисков в грудном отделе меньше (до 2 мм) по сравнению с другими отделами. В поясничном отделе толщина диска достигает 10 мм. Межпозвоночный диск состоит из двух частей, постепенно переходящих одна в другую: снаружи располагается волокнистое кольцо (фиброзное), которое окружает центрально расположенное студенистое ядро. Это ядро обладает эластичными свойствами и является своего рода амортизатором, снижающим силу вертикального удара и сотрясения. Между дугами позвонков натянуты желтые связки, между остистыми отростками располагаются межостистые связки. По всей длине позвоночника между верхушками остистых отростков тянется надостистая связка. Соединения между позвонками крепкие, но в то же время допускают движения позвоночного столба в различных плоскостях — сгибание, разгибание, ротацию, боковые движения. Изгибы позвоночника улучшают его рессорные свойства, что для артистов балета имеет большое значение, так как прыжки, вращения, танцы с быстрой сменой положения туловища предъявляют большие функциональные требования к позвоночному столбу. Наблюдения показали, что у большинства балерин наблюдается сглаженность грудного кифоза и поясничного лордоза, в связи с чем спина у них ровная, с красивыми прямыми линиями. Но если произвести рентгенограмму спины балерины, то можно увидеть нерезко выраженное боковое искривление позвоночного столба (сколиоз). Следует это расценивать как приспособительную компенсаторную деформацию позвоночного столба в ответ на большие асимметричные нагрузки. Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночного столба, к позвонкам которого прикрепляется 12 пар ребер, 10 пар из которых соединяются спереди с грудиной, а XI и XII ребро остаются свободными. У ребер передний отдел хрящевой, задний отдел их имеет суставные поверхности, соединяющиеся с грудными позвонками. Грудная клетка делится на правую и левую половины, в каждой из которых находится плевральная полость с легкими. По передней поверхности расположено сердце, покрытое оболочкой. Между ребрами прикрепляются мышцы, которые активно и пассивно участвуют в акте вдоха и выдоха, т. е. экскурсии грудной клетки, тем самым способствуя дыханию. По задней поверхности спины расположены поверхностные и глубокие мышцы спины, участвующие в движениях плечевого пояса, рук, в удержании позвоночного столба в равновесии. На передней поверхности расположены поверхностные и глубокие мышцы груди. Они участвуют в акте дыхания, поднимая и опуская ребра, а также обеспечивают движения верхней конечности. Мышцы живота играют большую роль в акте дыхания и способствуют движению туловища — наклону, повороту. К этим мышцам относятся: прямая, наружная косая, внутренняя косая и поперечная мышцы живота. В процессе учебной и сценической деятельности необходимо особое внимание уделять укреплению этих мышц, а также мышц спины. Современный танец (танец-модерн) требует значительной силы и выносливости этих мышц. Классический тренаж не предусматривает их развитие, поэтому необходимо заниматься гигиенической гимнастикой для укрепления мышц живота и спины, имеющих также большое значение и в дуэтном танце. – Вернуться в оглавление раздела “Профилактика заболеваний” Оглавление темы “Опорно-двигательный аппарат танцоров и артистов балета”:
|
Источник