Тяжелый ранец и позвоночника

Тяжелый ранец и позвоночника thumbnail

Фото: Imgorthand/iStock

Да, это может плохо влиять на здоровье. Узнайте как и что делать, чтобы избежать этого.

Я решил поднять эту тему, потому что начался новый учебный год, и наши дети пошли в школу. И отправили мы их туда, как всегда, с туго набитыми рюкзаками за плечами.

Кроме того, рюкзаки продолжают оставаться невероятно популярными и у молодежи: я постоянно вижу студентов, предпочитающих именно этот вид вещевого мешка.

Конечно же, сначала и у детей, и у взрослых, в рюкзаках находится только самое необходимое, и первое время мы стараемся следить за порядком в них. Однако потом рюкзаки постепенно превращаются в свалку вещей и становятся невероятно тяжелыми.

Так как утяжеление рюкзака происходит постепенно, мы не замечаем первые признаки возникновения проблем со здоровьем. А проблемы могут быть весьма существенные.

Оказывается, на земле примерно около 80% взрослого населения страдает от постоянной боли в спине, приобретенной в результате поднятия или ношения тяжелых вещей.

Так что, забивать рюкзаки детей кучей учебников и тетрадей – это плохая идея. Со временем аукнется как следует. В одной из научных статей я прочитал, что вес рюкзака у детей должен составлять не более 10-15% от массы их тела!

Итак, какие же проблемы могут возникать при постоянном ношении тяжелых рюкзаков?

Нарушение осанки

Тяжелые рюкзаки – те самые, когда мы даже наклоняемся вперед, чтобы нормально стоять и передвигаться вместе с ними, серьезно нарушают нашу осанку. Они вызывают неестественное давление на позвоночник и нарушают чувство равновесия. В результате, становится намного легче упасть и получить травму… даже без рюкзака.

Искривление позвоночника

Тяжелый рюкзак вполне себе может стать причиной искривления позвоночника. Это страшно тем, что ткани позвоночника начинают стареть быстрее. Кроме того, неправильное положение позвоночного столба приводит к утомлению мышц, которые напрягаются больше чем требуется. Это легко может вызвать их растяжение, спазм или невралгию.

Риск возникновения артроза

Всё может зайти намного дальше постоянных болей в спине. Ношение постоянных тяжестей за спиной постепенно приводит к изнашиванию межпозвоночных дисков, тазобедренных и коленных суставов. Таким образом, увеличивается риск возникновения раннего остеоартроза.

Ослабление ряда мышц тела

Когда вы постоянно наклоняетесь вперед под тяжестью рюкзака, сила мышц живота и спины постепенно ослабевает. Плюс к этому, ваши поясничные мышцы приобретают состояние постоянного стресса, приводящего к ноющей боли.

Появление головных болей

Тяжелый рюкзак, который носится слишком низко на спине, может привести к растяжению мышц шеи, а это, в свою очередь, к частой головной боли. Если у вас или ваших детей ежедневно болит голова, а также, наблюдаются онемение или покалывание в шее и руках, то срочно отдохните от рюкзака хотя бы несколько дней.

Так что, не нагружайте свой рюкзак и, тем более, рюкзаки ваших детей. Помните о цифре 15% – это максимальное отношение веса рюкзака к массе тела вашего ребенка.

А вы любите пользоваться рюкзаком? Наблюдали ли у себя какую-либо из перечисленных проблем? Напишите об этом в комментариях, пожалуйста.

Буду рад вашим «лайкам» и если поделитесь статьей в соцсетях. Подписывайтесь, будет интересно!

Источник

У ребенка — тяжелый рюкзак, а еще он все время горбится, когда делает уроки. Вызовет ли это сколиоз? Вовсе нет. Причины у этого заболевания иные. Но неподъемные сумки с книгами все же опасны, а красивую осанку стоит формировать с детства, считает травматолог-ортопед Вера Качурина.

— Родители первоклассников жалуются, что рюкзаки у детей слишком тяжелые. Это может навредить? Какой вес школьного портфеля оптимален?

Вера Качурина

Вера Качурина

— Медики установили четкую взаимосвязь между весом школьного рюкзака и частотой возникновения периодических болей в спине. Поэтому Американская педиатрическая ассоциация разработала рекомендации по весу рюкзака. 

Вес рюкзака не должен превышать 10–15% от веса ребенка. Если первоклассник, в среднем, весит 20 килограммов, то его школьный портфель со всем содержимым не должен весить больше двух килограммов. 

По гигиеническим нормам, рюкзак для детей 1–2-го класса должен весить 1,5 килограмма, 3–4-го — 2,5 килограмма, 5–6-го — 3 килограмма. У старших школьников рюкзак может весить 5–6 килограммов.

Но ограничиться этим весом непросто. Комплект учебников, еда, спортивная форма — набегает немалый вес уже в первом классе. Как справиться с этой проблемой?

  1. Покупать ребенку в школу второй комплект учебников. Хотя это не для всех подходит: учебники теряются, путаются, дома оказывается два комплекта, а в школе — ни одного, и так далее.
  2. Разделить книги с соседом по парте и носить их по очереди («ты берешь с собой чтение, а я математику»).
  3. Договориться с учителем, чтобы оставлять в школе спортивную форму и сменную обувь.
  4. Использовать вместо рюкзака сумку на колесиках. Но здесь встает проблема лестниц. 

Отмечу, что от тяжелого рюкзака не развивается сколиоз. Это миф! Связь установлена только с мышечными болями в спине. Еще есть закономерность, что ребенок начинает больше сутулится под тяжестью рюкзака. Вывод один: как можно дольше носить рюкзак за ребенка.

— В детстве нас пугали: не будешь сидеть ровно, сколиоз заработаешь. Это тоже миф?

— Да. Сколиоз — это довольно редкая болезнь. Диагноз по международной классификации болезней звучит как идиопатический сколиоз. Первая часть термина означает, что никто не знает причин возникновения этого заболевания.

Сколиоз — не просто нарушение осанки, а деформация позвоночника во всех трех плоскостях: помимо искривления в боковой плоскости возникает поворот позвонков по или против часовой стрелки, так называемая торсия. Почему это происходит, пока неизвестно. И он не возникает из-за того, что ребенок не сидит прямо.

— И все-таки: к чему приводят нарушения осанки?

— Когда мы сидим, для нас естественно согнуться. Осанка — это привычное положение тела сидя или стоя. И ключевое слово здесь «привычное», то есть это привычка — ее можно сформировать. Для этого нужно определенное волевое усилие. Мы сели, мышцам хочется расслабиться и «округлиться», но мы держим спину, напрягая их. 

Тяжелый ранец и позвоночника

Когда ко мне приходят родители и говорят: «Он сутулится, что нам делать?», то у меня, как у ортопеда, специальных назначений быть не может. Здесь требуется волевое усилие ребенка. Он должен свои мышцы напрягать. А врачу следует исключить костную патологию и убедиться, что нарушение осанки не возникает из-за боли или истинной деформации.

Осанка формируется за счет баланса между мышцами-антагонистами на передней поверхности туловища (пресс, бедра) и задней (спина, ягодицы). Они должны быть сбалансированы. Если какая-то из этих групп слабая или перерастянутая, возникают нарушения осанки. Это можно отрегулировать упражнениями — физкультурой и спортом. Здоровый образ жизни поможет.

— Если ребенок в наше отсутствие ложится на стол, когда пишет, это не приведет к неприятным последствиям?

— Проблема не в том, как ребенок сидит, а в том, сколько. Если человек 24 часа сидит, сгорбившись, перед планшетом — это проблема. Если полчаса или 45 минут — нет. Не зря же уроки в школе по 45 минут, и есть перемены, на которых дети меняют положение — бегают, прыгают, разминаются. Должны быть динамические паузы в школах, которые многие перестали делать.

Можно делать уроки хоть лежа на полу. Вопрос в том, сколько человек пребывает в этой позе. Желательно не больше 30-60 минут. 

— Надо ли покупать все ортопедическое?

— Зачастую это слово перед названием товара — просто маркетинговый ход. Что касается ортопедических подушек, их никто не изучал. Есть два исследования относительно матрасов, которые свидетельствуют о том, что на полужестких спать лучше всего. Но у всех разное понимание «жесткости», не совсем понятно, по какой шкале ее оценивать. Известно только, что на мягком спать плохо, поверхность должна быть упругой.

Все остальные рекомендации не имеют серьезных оснований. Что касается ортопедических столов, то эргономичное рабочее место создать для ребенка неплохо. Чтобы ему было комфортно сидеть, ноги стояли на полу, а между суставами было 90 градусов, чтобы стульчик был не на колесах. Если есть возможность, то уделите этому внимание, но не нужно покупать стул и стол по цене крыла от «Боинга». Во всем должен присутствовать разумный подход.

— Какая существует профилактика заболеваний позвоночника? Например, того же остеохондроза, который сейчас диагностируют чуть ли не у всех…

Тяжелый ранец и позвоночника

— Остеохондроз действительно у всех, как и морщины на лице. Дегенеративные изменения в позвоночнике формируются у каждого человека, это не заболевание, а плата за прямохождение. Профилактика — это движение. Всемирная организация здравоохранения рекомендует не менее 60 минут физической активности в день детям и минимум 150 минут в неделю — взрослым.

Ко мне приводят детей на прием, и на вопрос, какая у ребенка физическая активность, какие он секции посещает, я часто слышу — «Никакой. У нас кружок по фото, английский, музыка…» Но ведь для английского и музыки нет норм, а для физической активности — есть. Наши суставы и опорно-двигательный аппарат заточены под то, чтобы мы постоянно двигались. Без движения дегенеративные процессы в организме быстрее. 

— Что делать, если у ребенка обнаружили сколиоз?

— Нужно найти врача, которому родители доверяют. Он будет наблюдать пациента, пока он не вырастет. Сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.

Существует Международное общество по консервативному лечению сколиоза (SOSORT). Оно предлагает несколько вариантов консервативного лечения. Основой являются физиотерапевтические специальные упражнения. Они должны выполняться ежедневно. Это непростая работа. 

Если ребенок упражнениям обучается, стремится контролировать осанку, то ему не противопоказаны другие виды спорта. Раньше в СССР было принято: если у школьника диагностировали сколиоз первой степени, то его освобождают от физкультуры и назначают пятую группу здоровья. Сейчас это устарело, детям со сколиозом разрешают заниматься физкультурой и спортом.

Если сколиоз прогрессирует и достигает определенной величины, то назначают корсет. Ребенок продолжает выполнять упражнения уже в корсете. Если же не удается консервативными способами справиться со сколиозом, то назначают оперативное вмешательство.

Сколиоз — это серьезное заболевание. У него есть эпидемиология, клиническая картина, алгоритм диагностики и лечения. И оно не так распространено, как думают родители. 

Источник

«Из-за тяжелых рюкзаков увеличилась частота неспецифических мышечных болей в спине у детей, это доказано. То, что рюкзак может испортить осанку — миф. Но если постоянно таскать тяжелый рюкзак и не заниматься спортом, сложно будет не сутулиться», — говорит ортопед Вера Качурина. Она рассказала «Правмиру», как избавить школьника от тяжелых учебников, помочь ему сохранить хорошую осанку и оборудовать действительно удобное рабочее место. 

— Какие рюкзаки ортопеды рекомендуют для первоклашек? 

— Главное, рюкзак должен быть легким. Вместе со школьными принадлежностями его вес должен составлять не более 10–15% от веса ребенка. 

Тяжелый ранец и позвоночника

Вера Качурина

Еще он должен быть удобным. Полужесткая спинка, хорошо прилегающая к спине, широкие лямки около 4–5 сантиметров, желательно фиксация на поясе с помощью дополнительных лямок. Обязательны светоотражающие элементы — это вопрос безопасности.

Рюкзак не должен доставлять какой-либо дискомфорт ребенку, когда тот его носит, желательно, чтобы он не был шире плеч ребенка. Это вопрос эргономики и здравого смысла.

Из-за тяжелых рюкзаков увеличилась частота неспецифических мышечных болей в спине у детей, и это доказано. То, что рюкзак может испортить осанку — миф, в целом. Но если постоянно таскать тяжелый рюкзак и не заниматься спортом, сложно будет не сутулиться.

Что делать, если рюкзак вместе с учебниками слишком тяжел для ребенка? 

— Покупать ребенку в школу второй комплект учебников. Хотя это не для всех подходит: учебники теряются, путаются, дома оказывается два комплекта, а в школе — ни одного, и так далее.

Можно разделить книги с соседом по парте и носить их по очереди («ты берешь с собой “Чтение”, а я — “Окружающий мир”»). Или договориться с учителем, чтобы ученикам позволили оставлять в школе спортивную форму и сменную обувь.

Тяжелый ранец и позвоночника

Можно использовать вместо рюкзака сумку на колесиках, но здесь встает проблема лестниц. Или другой вариант — отксерокопировать параграфы в учебниках и носить с собой страницы нужного параграфа, для того чтобы облегчить вес. 

Бывают и рюкзаки на колесах. Сейчас, когда дети сидят в одном классе в условиях сложной эпидемиологической обстановки, это может быть вполне реальный вариант. Ребенку нужно только доехать с таким рюкзаком до школы. Когда же дети переходят из класса в класс, им приходится носить этот рюкзак по ступенькам, это неудобно. Поэтому я за стандартные рюкзаки. 

Но в целом это вопрос не столько истинной ортопедии, сколько комфорта ребенка и семьи. Каждая семья будет решать проблему по-своему.

— Много внимания родители первоклассников уделяют организации рабочего места. Что лучше — растущая парта и растущий стул или обычный офисный или компьютерный стол и стул? 

— Это вопрос в основном маркетинга. Всякие балансирующие, растущие стулья — это очередной способ отъема денег у населения. 

Есть основные требования к эргономичному рабочему месту. Ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов в тазобедренных и коленных суставах, а стопы — полностью стоять на полу. Желательно, чтобы спина опиралась на спинку стула и ребенок не сидел на краю. Источник света располагается слева. Локти должны находиться на столешнице, расстояние от края столешницы до живота порядка 8–10 сантиметров. 

Нет ни одного исследования, которое бы говорило, что какой-то определенный тип мебели имеет преимущества перед другими. Это опять же вопрос удобства и здравого смысла. 

Вообще проблема не в том, на чем ребенок сидит, а в том, сколько он это делает.

Если он сидит по три часа в день без перерыва за уроками или еще дольше — с телефоном или планшетом, то это проблема. Если он сидит полчаса, а потом делает динамическую паузу, разминку или даже просто идет в магазин за хлебом, то это не проблема. 

Если у ребенка достаточный уровень физической активности, он посещает спортивную секцию, которая ему нравится, у него нормальный мышечный корсет спины, пусть он хоть лежа делает уроки, если ему это удобно и не продолжается дольше 40 минут. 

Считается, что стулья на колесиках — это не самый лучший вариант. Но можно и на колесиках. Достаточно купить обычный офисный компьютерный стул и стол, если физической нагрузки достаточно и ребенку удобно. 

Когда ребенок сидит, у него ничего не должно болеть, ничего не должно ему мешать. Ему должно быть комфортно. Как и нам с вами. Испортить осанку неправильной партой и неправильным стулом невозможно.

— А как ее можно испортить?

— Осанка не портится сама по себе, должны быть серьезные причины. Либо у ребенка есть какое-то ортопедическое заболевание — сколиоз, кифоз, то есть предрасполагающая костная деформация, либо — выраженная мышечная дисфункция. 

Такое понятие, как нарушение осанки, в целом странное, ведь осанка — это привычное положение тела в пространстве, то есть мы говорим о каком-то нарушенном привычном положении? Раньше действительно такой термин был принят в детской ортопедии, выделяли множество типов нарушений по Штаффелю, но в настоящее время мы отошли от этого. Сам по себе тип нарушения и его название ничего нам не говорит — нужно искать конкретную причину и конкретную дисфункцию. 

Тяжелый ранец и позвоночника

Ко мне очень часто приходят родители с жалобами: «Вот, у него кривая спина, плохая осанка, он сутулится». Моя задача — исключить костную, истинную ортопедическую патологию, которую надо лечить. 

К сожалению, у меня нет волшебной таблетки от плохой осанки. Я могу только показать, какие мышцы нужно тренировать, чтобы осанка была хорошая. Ребенка можно научить контролировать свою осанку. Да, для этого действительно приходится часто его поправлять. Но главное, он должен сам понимать, какие мышцы нужно напрячь. Для развития хорошей мышечной функции и контроля нужна регулярная физическая активность. 

— Какие упражнения полезны для осанки?

— Можно придумывать какие угодно экзотические упражнения, но суть состоит в том, что нужно укреплять основные мышечные группы. Потому что осанка поддерживается не только мышцами спины, но и мышцами брюшного пресса, сгибателями бедра, ягодичной группой. 

Откройте комплекс ГТО, например, и вы увидите основные базовые упражнения. Начните отжиматься, подтягиваться, качать пресс, стоять в планке и делать «лодочку» — для начала уже этого будет достаточно. 

Запишите ребенка в спортивную секцию, которая ему нравится. Если там адекватный тренер, все эти упражнения будут включены в занятие. Дома делайте все то же с ребенком, дети учатся на примере родителей. Если мама с папой все выходные лежат на диване или проводят досуг в торговом центре, откуда у ребенка возьмется привычка к физической активности? 

— Какую обувь выбрать для первоклассника?

— Понятие «детская ортопедическая обувь» давно уже пора забыть. Потому что ортопедическая обувь — это обувь, которая делается на заказ при ортопедической патологии. 

Мы говорим просто об удобной обуви. Конечно, в целях маркетинга мы можем ее назвать анатомической и сделать так, чтобы родители за нее побольше заплатили. Но, по сути, ребенку в ней должно быть просто удобно. 

Обувь должна хорошо сидеть на ноге, не спадать, у нее должен быть невысокий задник на уровне лодыжек и мягкая гибкая подошва.

При поддержке Фонда президентских грантов

Источник

Тема моего проекта «Портфель и здоровье школьника»

Введение 

Однажды на уроке математики мы выяснили, что школьные принадлежности могут превышать по массе санитарные нормы. И я задумалась: «А мы пять раз в неделю носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым, может, поэтому у меня болит и устает спина?»  И я решила провести исследование.

 Гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника.

Цель: Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью. 

Задачи: 

  1. Познакомиться с санитарными нормами для обучающихся.
  2. Узнать, как тяжелый  ранец влияет на осанку школьника.
  3. Провести анкетирование.
  4. Предложить свои способы решения проблемы.

 Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.

Актуальность исследования: Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.

Проблема: Тяжёлый, неправильно подобранный школьный рюкзак оказывает губительное воздействие на наш позвоночник.

Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель.

Субъект (предмет) исследования: учащиеся 4Вкласса.

Методы и приемы исследования: анкетирование, опрос, наблюдение, сбор информации из бесед, книг, журналов, газет и электронных ресурсов.

Своё исследование я начала с ответа на вопрос «Когда появился портфель?» Я предположила, наверное, вместе с тетрадками и книжками.

Портфель – слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками.

В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.

В странах Европы и Америки дети начальных классов также ходят в школу с портфелями и ранцами.

В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.

Затем я отправилась в детскую поликлинику №3.  Там я встретилась с врачом-ортопедом, Кузнецовой М. И. Вот что я узнала.  Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм.

Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника,  конечностей и даже остановку роста. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30».

Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

 Из рассказа врача-ортопеда меня очень заинтересовало слово осанка, я заглянула в медицинский словарь. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.

Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность.

Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто. 

В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.

И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!»

 У своей мамы я узнала, она у меня медработник школы №29, что согласно новым санитарным нормам, вес каждой книги для начальных классов не должен превышать 300 г, вес школьного ранца не должен превышать 700 граммов, а вес ранца с книгами  не должен превышать 2кг 700г.

На практике школьный портфель часто бывает вдвое тяжелее. Чтобы уменьшить нагрузку, врачи советуют родителям ежедневно проверять портфель ребенка и вынимать оттуда ненужные предметы. Так же выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.

.

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику.
 

Получив эту информацию, я решила провести исследование  в своем классе.

Сначала я провела анкетирование.

                               АНКЕТА.

Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.

1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет)

2. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама
б) Мама/папа
в) С родителями вместе
г) Родственники

3. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет
б) Форма
в) Размер, вес
г) Цена
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки

4. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
(Напишите) _______________________________________________________

5. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? __________________________________________________________________

6. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да б) Нет

7. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?

====================

Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты.

    Из 29 опрошенных ребят все выбирали портфель со своими родителями, но  9 человек поменяли бы свой портфель на более легкий и удобный. Все дети класса желают иметь портфель, что называется «на все случаи жизни», т.е. электронный, легкий и небольшой.
    У медицинского работника нашей школы я узнала информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Оказалось, что из 31 человека нарушение осанки имеют 3 человека. У остальных 28 человек осанка соответствует норме.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности, осанки. Но таких, к сожалению всего лишь 6 человек.

В течение недели я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами.

Понедельник-3кг 050г

Вторник-3кг 250г

Среда-2кг 700г

Четверг-3кг 416г

Пятница-2кг 907г

   

 В результате наблюдений я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг –3кг 416г. Самым лёгким ранец оказался в среду-2кг700г. И то в этот день он чуть не перешёл границы нормы.

И так проведя исследование можно сказать, что в группе риска находятся 25 детей нашего класса из 31.

Поэтому я разработала рекомендации, которые помогут избежать вредного влияния школьного рюкзака на здоровье ученика.

Рекомендации

Необходимо:
1) при покупке рюкзака учитывать его вес (он не должен быть тяжелее 700 г);
2) убирать из него все лишнее (например, игрушки или ненужные в данный день учебники и принадлежности);
3) поискать возможность использовать два комплекта учебников: один пусть хранится и используется в школе, а другой – дома;
4) учитывать вес ежедневного комплекта учебников и принадлежностей при составлении расписания уроков;
5) носить рюкзак на спине, используя обе лямки,

6)правильно укладывать учебные принадлежности в ранец

Ну, конечно же, школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток.

Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.

          КАК УЛОЖИТЬ УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В РАНЕЦ

 Стандартный школьный ранец обязательно имеет несколько отделений.

Наиболее тяжелые предметы – учебники и альбом для рисования – должны складываться в первое отделение (которое ближе всего к спине ребенка);

папка с тетрадями и дневник – укладываются в среднее отделение;

остальным школьным принадлежностям – пеналу, карандашам, линейкам, набору фломастеров и т.д. – место в крайнем отделении или в кармашках ранца.

Такое распределение предметов в школьном ранце наиболее удобно, поскольку центр тяжести ранца становится более всего приближенным к оси тела ребенка, и ребенку, несущему ранец за спиной, нет необходимости слишком сильно наклоняться вперед                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человек. Я думаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в моей работе, так как неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям.

ПОМНИТЕ – НАШЕ ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ!

Список используемой литературы

1.Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей / Вестник образования Росси № 17// М., – 2004. – сентябрь. – с.5

2. Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда. Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 34 25/08/2011

3.Большая медицинская энциклопедия / Акад. мед. наук СССР ; гл. ред. акад. Б. В. Петровский. – 3-е изд. – Москва : Советская энциклопедия, 1974 – 1989.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М -«Русский язык» 1990г.;

5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Д. Н. Ушаков. – М.: Альта – Принт [и др.], 2008.

Источник