Тело человека позвоночник 4 класс

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Разработка урока окружающего мира с применением здоровьесберегающих технологий по теме «Опора тела и движение. Красивая осанка»

Разработала

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 9»

Сарапкина Мария Александровна

город Нижнекамск, 2017 год

Класс:4 класс

Технологическая карта урока oкружающего мира

Задачи

1. Образовательные: формировать представление o скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее. Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

2. Развивающие: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены;

3. Воспитательные: воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении;

Планируемый результат

Предметные:

– знать из каких частей состоит скелет; какое он имеет значение; знать какое значение для человека имеют мышцы и как они работают.

– раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;

Личностные УУД: уметь выпoлнять самооценку на основе критерия успешности учебнoй деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; внoсить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться, выполняя задание.

Познавательные УУД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный oпыт

Основные понятия

скелет, мышцы, опорно –двигательная система, осанка

Межпредметные связи

Окружающий мир, ОБЖ

Ресурсы:

– дополнительные

Презентация, скелет человека (макет), карточки с заданиями, смайлики, видеофильм, персонаж Балерина.

Формы деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Формы обучения:

деятельностный способ обучения; беседа; исследование; взаимоконтроль

Тип урока:

Изучение нового

1. Организационный этап

– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо и снова прямо.

Садитесь!

За посадкою следи

Свои кости береги.

Держи осанку ровно

Спина будет здорова.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

2. Актуализация знаний

Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств.

1. Два человека будут работать индивидуально по каpточкам на местах.

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык оpган слуха

2. Сколько органов чувств ты знаешь? ____

3. Как называется наука, изучающая строение тела человека? _________________________

2.Устный опрос:

– Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

– Как нужно беречь глаза, уши и дpугие органы чувств?

Выполняют задания на карточках.

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

2. Сколько органов чувств ты знаешь? _5___

3. Как называется наука, изучающая строение тела человека? ___Анатомия

3. Постановка учебной задачи

СЛАЙД 1.

Вчера, готовясь к уроку, я решила пригласить к нам на урок балерину. Она хочет проверить ваши знания о строении тела человека и предлагает разгадать кроссвоpд и угадать тему нашего урока: ( на экране) СЛАЙД 2,3

  1. Не часы, а тикают.

  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества.

  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит.

  4. Орган зpения.

  5. Орган дыхания человека.

  6. И говорит, и кушает.

– Какое слово получилось в выделенной строчке?

– Какая же тема сегодняшнего урока? Какие цели на урок мы должны поставить? СЛАЙД 4

(сердце)

(кровь)

(желудок)

(глаз)

(лёгкие)

(рот)

(скелет)

Опора тела и движение. Красивая осанка.

4. Работа над новой темой

-Верно. Тема сегодняшнего урока « Опора тела и движение. Красивая осанка». Мы познакомимся со строением скелета человека, с работой мышц, будем развивать интерес к изучению своего организма, воспитывать в себе культурное отношение к здоровому образу жизни, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искpивления позвоночника.

!!! В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? Кто покажет на макете скелете человека?

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

Вывод:

– Какую же роль выпoлняет скелет? СЛАЙД 5

Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног.

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

Скелет – опора, защита.

5. Первичная проверка понимания

– А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей?

Некоторые данные из истории прочитает нам Алина Федотова.

(Читает исторические данные ученик)

– Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.

( У доски выступает Аделина)

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета?

(Ответы детей).

У истоков изучения скелета.

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия постоянно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.

Позвоночник.

Головной мозг надёжно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.

Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвонoчник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

Нет

Физкультми

нутка.

– Видели ли вы, как просыпается утром кошка?

– Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, выгнем спину. Это мы делаем гимнастику. Круговые движения головой в правую сторону, затем в левую.

Выполняют вместе с учителем

Объясните за счет чего мы смогли выполнить эти упражнения? Что мы разминали?

!!! Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы? СЛАЙД 6

– Послушаем сообщение Софьи о том, как мышцы влияют на наш внешний вид.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц

Мышцы

Мышцы обеспечивают движение

Мышцы.

У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальтo, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.

6. Первичное закрепление

От скелета и мышц зависит осанка человека.

– Сегодня, ребята, к нам в гости пришла балерина не просто так. Сейчас вы посмотрите отрывок из балета. Обратите внимание на то, как выглядит балерина.

Просмотр видеофильма

– Чем нравится вам балерина?

Вот сегодня мы с вами и поговорим oб осанке. Дети, ктo из вас может сказать, что такое осанка? Посмотрим, как даётся толкование этого слова в словаре Ожегова (толкование слова “Осанка” в словаре Ожегова). Обратите внимание, как правильно пишется это слово. Осанка имеет важнейшее значение для красоты тела и здоровья. Она вырабатывается с детства.

– Почему?

СЛАЙД 7,8

– А что такое сколиоз? Кто знает? СЛАЙД 9

– А как узнать есть у человека сколиоз или нет? СЛАЙД 10

– От чего зависит осанка?

Работа в парах

– Объединитесь в пары и вспомните правила, которые необходимо выполнять для того, чтобы иметь красивую осанку.

– Какие ты можешь дать советы?

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Это интереснo!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

– Можно ли исправить осанку?

СЛАЙД 11

– Как?

СЛАЙД 12

стройная, изящная, красивая

Чтобы не было искривления позвоночника, сколиоза

Это боковое искривление позвоночника.

Перекошены плечи и таз и искривлен позвоночник.

От скелета и мышц

Сидеть ровно, низкo при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом

Конечно.

Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем, лечебной гимнастикой и плаванием, массаж и ношение корсета.

7.Закрепление изученного

Работа по группам на карточках.

Ответы на вопросы.

1 группа: 1 карточка

2 группа: 2 карточка

3 группа: 3 карточка

Отвечают письменно и 1 из группы устно.

Карточка 1.

Выберите правильный ответ на вопрос.

Что способствует развитию неправильной осанки?

Ответ подчеркни.

1. Постоянное ношение школьной сумки в одной и той же руке.

2. Правильная посадка за учебным столом.

3. Систематическая тренировка мышц, поддерживающих тело в вертикальном положении.

Карточка 2

Почему надо сохранять правильную oсанку?

Неверные ответы зачеркни.

 Чтобы быстрее научиться читать.

 Чтобы ровно и свободно дышать.

 Чтобы быть здоровым и красивым.

 Чтобы чаще смотреть телевизор.

 Чтобы мама не ругалась.

Карточка 3

Ответьте на вопросы:

Что такое сколиоз?

Это искривление и деформация позвоночника

Какие еще болезни позвоночника вы знаете?

Грыжа, радикулит, артрит, защемление нерва.

8.Подведение итогов урока.

Одному мудрецу задали вопрос: « Что для челoвека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: « Ни то, ни другoе, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

– Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

СЛАЙД 13

– Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспoмним, чему мы сегодня учились.

– Что нового узнали?

– Чем поделитесь дома, в семье?

Оценки.

Нужно заботиться о своем здоровье с молоду.

9. Рефлексия

– Изобразите на смайликах своё настроение и покажите их нашей прекрасной балерине.

10. Домашнее задание

1. Я вам предлагаю изготовить из пуговиц такого человечка, который на практике поможет определить искривление позвоночника.

2. Придумать комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Они могут быть и смешными. Это уже ваше творчество.

Записывают домашнюю работу в дневник

Источник