Спортзал при боли грудного отдела позвоночника

Спортзал при боли грудного отдела позвоночника thumbnail

  • 1 Августа, 2018
  • Тренировки в зале

  • Валиева Ольга

Остеохондроз любого отдела позвоночника (шейного, грудного или поясничного) может стать источником боли и дискомфорта. Если заболевание было диагностировано, оно останется с пациентом навсегда. Со временем остеохондроз может привести к развитию сколиоза, лордоза или грыжи. Эти недуги не исключают друг друга. Вместе с тем и эти заболевания могут спровоцировать развитие остеохондроза. Пациенту остается только одно – скорректировать свой образ жизни таким образом, чтобы он не вызывал осложнений с позвоночником. Упражнения в тренажерном зале при остеохондрозе могут как усугубить течение болезни, так и облегчить ее.

Симптомы заболеваний позвоночника

Перед тем как отправляться в тренажерный зал строить красивое тело, стоит пройти обследование у врача. Один из первых вопросов, которые он задаст, будет касаться наличия болей в спине. У каждого второго человека старше 15 лет есть та или иная патология позвоночника. Причем это не зависит от пола или образа жизни. Чаще всего заболевания позвоночника возникают еще на этапе обучения в начальных классах средней школы.

Постоянное сидение за партой, голова наклонена вниз – для человеческого тела это положение неестественно, отсюда и многочисленные патологии позвоночного столба.

Следует задуматься о выборе особых упражнений в тренажерном зале при остеохондрозе шейного и грудного отделов, если время от времени беспокоят следующие симптомы:

  • потемнение в глазах;
  • головокружение;
  • потеря сознания и обмороки;
  • стреляющие боли от позвоночника к внутренним органам;
  • проблемы со зрением и слухом;
  • невозможность глубоко вдохнуть воздух;
  • частые проблемы с дыханием;
  • хруст в костях при попытке повернуть голову или наклонить корпус в стороны;
  • грыжи межпозвонковых дисков.

фитнес при остеохондрозе

Диагностика остеохондроза

В зависимости от дисклокации заболевания ортопедия выделяет следующие разновидности остеохондроза:

  • шейного отдела позвоночника;
  • грудного отдела;
  • поясничного отдела;
  • распространенный остеохондроз – тот, который дислоцируется сразу в нескольких областях.

Обычно опытному ортопеду достаточно визуального осмотра и пальпации, чтобы определить, что именно явилось причиной боли и дискомфорта у пациента. Он же может дать точные рекомендации относительно выбора упражнений в тренажерном зале при остеохондрозе. В некоторых случаях для уточнения клинической картины может потребоваться выполнение МРТ, рентгенографии или компьютерной томографии. Иногда надо убедиться в отсутствии грыжи межпозвонковой ткани и оценить состояние мышечного корсета.

Если состояние покажется ортопеду удовлетворительным, он позволит выбрать щадящие упражнения в тренажерном зале при остеохондрозе и сколиозе. Рекомендации относительно интенсивности и продолжительности, а также рабочего веса даются каждому пациенту отдельно исходя из индивидуальной клинической картины.

упражнения при шейном остеохондрозе

Стадии развития остеохондроза

В зависимости от стадии заболевания следует выбрать упражнения в тренажерном зале при остеохондрозе позвоночника:

  • стадия первая, для которой характерно разрушение фиброзного кольца – пациент еще не ощущает выраженной боли и дискомфорта, появление трещинок в дисках только начинается;
  • стадия вторая характеризуется появлением протрузии (выпячивание диска в позвоночный канал);
  • стадия третья может сопровождаться разрывом фиброзного кольца и вытеканием ядра – в связи с этим очень опасно давать серьезную осевую нагрузку на позвоночник;
  • стадия четвертая характеризуется появлением на телах позвонков окостенелых наростов, или, как они называются на медицинском языке – остеофитов.

На каждой из этих стадий может произойти защемление позвонками нервов и окончаний, в связи с чем может начать ухудшаться зрение, слух, может ухудшиться работа вестибулярного аппарата, развиться симптомы вегето-сосудистой дистонии, нарушиться мозговое кровообращение, возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Отличие остеохондроза от сколиоза

Развитие остеохондроза диагностируют чаще у взрослых пациентов, а сколиоз — у детей и подростков, у которых слабый мышечный каркас, неправильная поза при сидении за компьютером или партой.

Но в любом случае недуги взаимосвязаны, потому что на фоне сколиотических изменений формируется остеохондроз. Важно найти отличия болезни от других патологий. Например, при лордозе наблюдается дугообразный изгиб вперед, а при кифозе дуга смещается назад.

Особенности проведения тренировок при остеохондрозе

Ни в коем случае нельзя игнорировать недуг и заниматься так же, как полностью здоровый человек. Занятия в тренажерном зале при остеохондрозе должны быть согласованы с ортопедом или хотя бы спортивным врачом. Категорически запрещены следующие моменты:

  • работа с экстремально высокими рабочими весами;
  • работа в кардиозоне с частотой пульса выше 140 ударов в минуту;
  • акробатические и плиометрические упражнения, в которых возможны травмы;
  • статические упражнения, в которых пациент вынужден находиться в положении вниз головой и прочих не физиологичных позах;
  • неправильное выполнение базовых упражнений;
  • в зависимости от стадии болезни могут быть запрещены любые виды приседаний и становая тяга;
  • перед каждой тренировкой в тренажерном зале при остеохондрозе поясничного отдела следует выполнять суставную разминку;
  • растяжку в конце каждого занятия следует выполнять осторожно и плавно – никаких резких рывков.

тренировки при остеохондрозе

Остеохондроз и бодибилдинг

Бодибилдинг – это регулярные тренировки с серьезным весом. Занятия предусматривают обязательное выполнение базовых силовых упражнений – это приседания, становая тяга и жим лежа.

Увы, большинство упражнений в тренажерном зале при остеохондрозе запрещены. Только на начальной стадии развития болезни может идти речь о выполнении базовых упражнений. Все они дают слишком серьезную осевую нагрузку на позвоночник.

Упражнения со штангой при остеохондрозе

Любимые всеми атлетами приседания со штангой на плечах – крайне сложное и травмоопасное упражнение. Даже опытные бодибилдеры часто выполняют его неправильно – что уж говорить о новичках в силовом спорте. Это одно из самых опасных упражнений в тренажерном зале при остеохондрозе.

Чтобы прокачать мышцы ног, можно заменить приседания со штангой на плечах жимом ног лежа. Становую тягу со штангой для мышц спины можно заменить упражнениями с гантелями или работой в гребном тренажере. Жим лежа со штангой выполнять можно, но ни в коем случае не с экстремальными весами. Нужно внимательно следить за техникой и при малейшем ухудшении самочувствия отказаться от выполнения упражнения. Жим лежа со штангой можно заменить сведением гантелей или классическими отжиманиями от пола.

Упражнения с гантелями при остеохондрозе

Занятия в тренажерном зале при остеохондрозе гораздо менее травмоопасны, чем с грифом или со штангой. Однако при неправильной технике выполнения также могут принести вред.

Использование гантелей требует от атлета гораздо большего чувства равновесия. При работе со штангой осевая нагрузка не вызывает подобных сложностей. А вот при выполнении упражнений в тренажерном зале при остеохондрозе поясничного отдела с гантелями могут развиться проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.

Если пациент после тренировок чувствует покалывание или боль в пояснице, походка становится неловкой и шаткой, ноги подкашиваются, следует прекратить тренировки. Если в поясничном отделе позвоночника будет защемлен нерв, могут развиться заболевания органов желудочно-кишечного тракта, но чаще пациента просто начинают преследовать боли неясного генеза. Поэтому лучше не рисковать – при любой стадии остеохондроза лучше занимать только лечебной физкультурой. Идти на риск и заниматься силовыми упражнениями – иногда это неоправданная роскошь. Пожертвовать своим здоровьем ради мышечного рельефа – сомнительное удовольствие.

упражнения при остеохондрозе с гантелями

Кардиотренировки при заболеваниях позвоночника

Прыжки, бег, плиометрически и акробатические упражнения в тренажерном зале при остеохондрозе шейного отдела позвоночника запрещены. Если пациент с таким диагнозом попробует хотя бы в течение десяти минут подвергнуть себя такой нагрузке, почти гарантированно он почувствует головокружение, у него потемнеет в глазах. Это естественная реакция на встряску позвоночника у больного человека. Путь избежать ее только один – отказаться от такой физической нагрузки.

Кардиотренировки при хондрозе поясничного и грудного отдела проходят в основном без проблем. В некоторых случаях, в зависимости от клинической картины заболевания, лечащий ортопед может даже допустить пациента к занятиям на эллипсоиде и беговой дорожке.

нагрузка при сколиозе

Растяжка при заболеваниях позвоночника

Растягивающие упражнения в тренажерном зале при остеохондрозе шейного отдела – это одна из немногих нагрузок, которая не только не запрещена, но и всячески поощряется. Грамотно проведенная растяжка улучшает кровообращение, не сотрясает позвонки и не провоцирует появления осевой нагрузки на позвоночник. Чтобы не спровоцировать головокружение и потерю сознания, растяжку следует выполнять максимально медленно, плавными движениями. Обычно в тренажерных залах тренеры устраивают часы стретчинга – в этот период всем желающим проводится ликбез по выполнению растяжки на каждую группу мышц. Если регулярно выполнять эти упражнения, тело становится гибким и красивым.

Также хороши занятия пилатесом и калланетикой – эти два вида нагрузки не предполагают резких движений и использования силового спортивного инвентаря. Благодаря этому можно прокачать все мышцы и не создать риск травмирования позвоночника.

спортивная нагрузка при остеохондрозе

Плавание и упражнения в воде

Это именно тот вид нагрузки, который ортопеды рекомендуют выполнять регулярно людям с заболеваниями позвоночника. В воде невозможно выполнить настолько резкое движение, которое привело бы к травме. Спортсмены-пловцы имеют атлетично сложенные тела с развитой мускулатурой. Так что пациентам ортопеда рано огорчаться, что они не смогут построить мышечный корсет. Регулярные занятия плаванием помогут нарастить мышечную массу на руках, спине и животе.

Для того чтобы заниматься плаванием в бассейне, надо будет взять справку у дерматолога об отсутствии кожных заболеваний. Чтобы не было трудностей с первыми тренировками – можно воспользоваться услугами тренера. В бассейне также есть люди, как и в тренажерном зале, которые помогут поставить правильную технику различных стилей плавания.

занятия спортом с больной спиной

Виды спорта, которые рекомендованы людям с остеохондрозом

Упражнения в тренажерном зале при остеохондрозе грудного отдела и поясничного отдела можно выполнять с гантелями и штангой. Если диагностирован шейный хондроз, следует отказаться от выполнения любых упражнений с весом. В крайнем случае можно использовать легкие гантели.

Пациентов ортопеда очень расстраивает тот факт, что силовой фитнес под запретом. Не стоит огорчаться, ведь травмоопасным упражнениям можно найти сравнительно безопасную альтернативу. Спину все равно можно качественно нагрузить используя:

  • подтягивания на перекладине (различные виды хвата);
  • тяга верхнего блока к груди/за голову;
  • тяга нижнего блока к поясу;
  • тяга гантели одной рукой;
  • тяга на спину у нижнего блока с одноручной рукоятью;
  • гиперэкстензия;
  • обратная гиперэкстензия.

Ноги и ягодичные мышцы можно нагрузить упражнениями в гакк-тренажере, а также выполнением жима ногами лежа на спине. Работа на эллипсоиде также практически всегда безопасна. Исключение – поздние стадии остеохондроза, когда любое движение провоцирует возникновение боли.

Источник

×àñòî ïðè÷èíîé ïðèõîäà â ñïîðòèâíûé çàë, èëè íàîáîðîò, ïîëíîãî îòêàçà îò òðåíèðîâîê, ÿâëÿåòñÿ áîëü â îáëàñòè ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà. Èíîãäà îíà òóïàÿ è íîþùàÿ, õî÷åòñÿ âûïðÿìèòüñÿ, ïîäâèãàòü ïëå÷àìè, ÷òîáû “òàì” ÷òî-òî ñòàëî íà ìåñòî. Èíîãäà ýòà áîëü áîëåå îñòðàÿ è âûçûâàåò íå øóòî÷íóþ òðåâîãó. Äàâàéòå ðàçáåðåìñÿ, ìîæíî ëè òðåíèðîâàòüñÿ ñ áîëüþ â ãðóäíîì îòäåëå è íóæíî ëè…

Áóäåì èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî ÷åëîâåê, ïîñâÿùàþùèé êàêóþ-òî ÷àñòü ñâîåãî âðåìåíè ôèòíåñó, ïîáûâàë ó êàðäèîëîãà è ïðåäñòàâëÿåò ôóíêöèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè ñâîåãî ñåðäöà. Ýòî âàæíûé ìîìåíò, îò êîòîðîãî çàâèñèò äîñòóïíàÿ èíòåíñèâíîñòü òðåíèðîâêè è ñîîòâåòñòâåííî âåëè÷èíà àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, êîòîðóþ âû ìîæåòå ñåáå ïîçâîëèòü, áåç âðåäà äëÿ çäîðîâüÿ.

Åñëè ýòî óñëîâèå ñîáëþäåíî, òî òîãäà äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ ñ òåì, ÷òî æå òàì ìîæåò áîëåòü.

×òî áîëèò?

Ñïåøó îáðàäîâàòü, ýòî ñêîðåå âñåãî íå ãðûæà. Òàê êàê â ãðóäíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà î÷åíü ðåäêî âñòðå÷àþòñÿ ãðûæè òàêîãî ðàçìåðà, ÷òîáû îíè ìîãëè óùåìëÿòü íåðâíûé êîðåøîê, è âûçûâàòü ýòèì áîëåâûå îùóùåíèÿ. Ïîäîáíûå ïðè÷èíû áîëè ñêîðåå àêòóàëüíû äëÿ øåéíîãî è ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà.

Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî áîëåé â ãðóäíîì îòäåëå ñâÿçàíà ñ íàðóøåíèåì äâèãàòåëüíîãî ñòåðåîòèïà.  ìåäèöèíå ñóùåñòâóåò ÷åòêîå ïîíÿòèå, ÷òî ëþáàÿ âåðòåáðîãåííàÿ (îò “âåðòåêñ” – ïîçâîíî÷íèê) áîëü ñâÿçàíà ñ íàðóøåííûì äâèãàòåëüíûì ñòåðåîòèïîì (åñëè ýòî íå òðàâìà, àíàòîìè÷åñêàÿ àíîìàëèÿ, ìåòàñòàçû â ïîçâîíî÷íèê, èíôåêöèîííûå èëè äðóãèå ôîðìû åãî ïîðàæåíèÿ). Ïîýòîìó, ÷òîáû îò íèõ èçáàâèòüñÿ, íóæíî ýòîò ñòåðåîòèï âîññòàíîâèòü. ×òîáû ëó÷øå ïîíÿòü, êàê ýòî ñäåëàòü, ïîñìîòðèì íà àíàòîìèþ.

Íåìíîãî çàíèìàòåëüíîé àíàòîìèè. Èëè î òîì êàê áîëè â ïîçâîíî÷íèêå ñâÿçàíû ñ èíôàðêòîì.

Ïîçâîíêè êðåïÿòñÿ äðóã ê äðóãó ñ ïîìîùüþ äóãîîòðîñ÷àòûõ ñóñòàâîâ è äèñêà, êîòîðûå, â ñâîþ î÷åðåäü, óêðåïëåíû ñâÿçêàìè è ìûøöàìè.  ãðóäíîì îòäåëå ê ïîçâîíêó êðåïÿòñÿ ðåáðà äâóìÿ ñóñòàâàìè: â îáëàñòè ïîïåðå÷íûõ îòðîñòêîâ è òåë ïîçâîíêîâ, êîòîðûå òàê æå ñîåäèíåíû î÷åíü ïðî÷íûìè ëó÷èñòûìè ñâÿçêàìè è ìûøöàìè.

Âî âñåõ ýòèõ ñîåäèíåíèÿõ ïðèñóòñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî áîëåâûõ ðåöåïòîðîâ è ðåöåïòîðîâ äàâëåíèÿ, êîòîðûå ïîñûëàþò íàì ñèãíàëû, êàê äâèãàåòñÿ ñóñòàâ. Áîëü, êîòîðóþ ìû îùóùàåì, ÷àùå âñåãî, ñâÿçàíà ñ íàðóøåíèåì ïîäâèæíîñòè ñóñòàâà (äâèãàòåëüíûé ñòåðåîòèï) èëè ñ òðàâìîé ìÿãêèõ òêàíåé. Ýòè ñóñòàâû è ñîñóäû, êîòîðûå èõ ïèòàþò, èííåðâèðóþòñÿ(ñâÿçàíû è óïðàâëÿþòñÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìîé) ÷àñòè÷íî îò êîðåøêà, à â áîëüøåé ñòåïåíè, îò óçëà ñèíîâåðòåáðàëüíîãî íåðâà, èäóùåãî âäîëü ïîçâîíî÷íèêà ñ äâóõ ñòîðîí.

Òàê âîò, ìåõàíè÷åñêîå óùåìëåíèå ìÿãêèìè òêàíÿìè ýòîãî íåðâà íàðóøàåò èííåðâàöèþ äóãîîòðîñ÷àòîãî ñóñòàâà è ñîñóäîâ, ïèòàþùèõ åãî è ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê. Ýòî ñ÷èòàåòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ îñòåîõîíäðîçà (îñòåîñêëåðîçà), òàê êàê ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ìèíåðàëüíîãî îáìåíà (îòëîæåíèå ñîëåé). Êðîìå òîãî, ýòîò íåðâ èííåðâèðóåò êîðåøêè, èäóùèå ê ñåðäå÷íîé ñóìêå, â ðåçóëüòàòå ÷åãî èçìåíÿåòñÿ ìåõàíèçì ïðÿìîé è îáðàòíîé ñâÿçè ìåæäó ñåðäöåì è ìîçãîì.

 ïðîøëîì ãîäó áûëà îïóáëèêîâàíà ïîðàçèòåëüíàÿ ñòàòèñòèêà: 58% ïàöèåíòîâ, ëåæàùèõ â êàðäèî ðåàíèìàöèè ïîñëå ïåðåíåñåííîãî èíôàðêòà, èìåþò ÷åòêèå ïðèçíàêè óùåìëåíèÿ ñèíîâåðòåáðàëüíîãî íåðâà. Âîò òàêàÿ ñâÿçü ìåæäó èíôàðêòîì è îñòåîõîíäðîçîì.

Îñíîâíàÿ ïðè÷èíà âñåõ áåä – ïåðåíàïðÿæåíèå äèàôðàãìû.

Âûøå ÿ îïèñàë, ÷òî ñèíîâåðòåáðàëüíûé íåðâ óùåìëÿåòñÿ ìÿãêèìè òêàíÿìè. Çíà÷èò ñóììàðíûì íàïðÿæåíèåì ìûøö, ñâÿçîê è ôàñöèé. Îäíîé èç ìûøö, ìîùíî ó÷àñòâóþùèõ â ýòîì ïðîöåññå, ÿâëÿåòñÿ äèàôðàãìà. Åñòü óñòîé÷èâîå ìíåíèå, ÷òî íà ìûøå÷íîì óðîâíå, ñòðåññ æèâåò òîëüêî â äèàôðàãìàõ è óæå îòòóäà, ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íà äðóãèå ìûøå÷íûå ãðóïïû. Òàê âîò, ïîñòîÿííî íàïðÿæåííàÿ îò ñòðåññà äèàôðàãìà íå òîëüêî íàðóøàåò ðàáîòó êèøå÷íèêà, íî è ïàãóáíî âëèÿåò íà ðàáîòó ñåðäöà.  ýòîì êðîåòñÿ ñâÿçü ìåæäó ñòðåññîì è èíôàðêòîì.

×òî äåëàòü?

Ïîëó÷àåòñÿ, áîëüøàÿ ÷àñòü áîëåé â ãðóäíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà (â ñïèíå), ñâÿçàíà ñ íåïðàâèëüíûì ìûøå÷íûì òîíóñîì â ýòîì îòäåëå. Ïîýòîìó íàì åãî íóæíî âîññòàíîâèòü, è âû óæå, íàâåðíîå, äîãàäàëèñü ÷òî âîññòàíàâëèâàòü åãî ìû áóäåì òðåíèðîâêàìè. À òî÷íåå îäíèì èç áàçîâûõ óïðàæíåíèé. Âñòðå÷àéòå:

Ëó÷øåå óïðàæíåíèå ïðè áîëÿõ â ãðóäíîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà – æèì ëåæà.

Îáúÿñíÿþ ïî÷åìó:

  • Ïðè ôèçèîëîãè÷åñêîì ñòðåññå ìûøöû “çàêèñëÿþòñÿ” è èõ ìåìáðàíû ñòàíîâÿòñÿ ïðîíèöàåìû äëÿ áåëêîâ. Êðîìå òîãî, çàêèñëåííàÿ ìèøåíü (ìûøöà) ñïîñîáñòâóåò âûáðîñó ãèïîôèçîì ñîìàòîòðîïíîãî ãîðìîíà (ãîðìîíà ðîñòà), êîòîðûé óñòðåìëÿåòñÿ â ýòó ìèøåíü.  êðîâè ýòîò ãîðìîí ìîæåò íàõîäèòüñÿ â òå÷åíèè ÷àñà, à âîò, åñëè îí ïîïàë â êëåòêó, òî äî íåäåëè.
  • Æèì ëåæà âêëþ÷àåò â ðàáîòó ìíîãî ìûøå÷íûõ ãðóïï, çíà÷èò áîëüøå ôèçèîëîãè÷åñêèé ñòðåññ è áîëüøå ãîðìîíà ðîñòà. Êñòàòè, òîëüêî ãîðìîí ðîñòà êàòàëèçèðóåò ðàñùåïëåíèå â ñîñóäàõ õîëåñòåðèíîâûõ áëÿøåê. Ïîýòîìó, ëþäÿì â âîçðàñòå, íåîáõîäèìû ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, íå ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ðåëüåôà ìûøö, à ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëà òåëà è ïðîäëåíèÿ æèçíè.
  • Ïðè æèìå ëåæà àêòèâíî âêëþ÷àþòñÿ âñïîìîãàòåëüíûå ìûøöû ñòàáèëèçàòîðû, ÷òî óëó÷øàåò ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè è óëó÷øàåò ïîäâèæíîñòü ñêëåðîçèðîâàííûõ (îñòåîõîíäðîç) ñóñòàâîâ.
  • Æèì äàåò ìèíèìàëüíóþ îñåâóþ íàãðóçêó íà ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê, à âîò óñèëåíèå òðîôèêè è òóðãîðà, çíà÷èòåëüíîå è ñèììåòðè÷íîå. Ýòî õîðîøî, îñîáåííî, ïðè íàëè÷èè ìåæïîçâîíî÷íûõ ãðûæ â ãðóäíîì îòäåëå.
  • Ïðè âûïîëíåíèè ýòîãî áàçîâîãî óïðàæíåíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ îòðèöàòåëüíîå äàâëåíèå â ãðóäíîé êëåòêå. Ïðè ýòîì äèàôðàãìà ïîñëå ñòàòè÷åñêîé èëè ñòàòîäèíàìè÷åñêîé íàãðóçêè ðåôëåêòîðíî ðàññëàáèòñÿ, à å¸ íîæêè ñòàíóò áîëåå ýëàñòè÷íûìè.
  • Ïðè æèìå ëåæà ïðîèñõîäèò ñèíõðîííîå âîçáóæäåíèå ìûøöû ñòàáèëèçàòîðîâ ïîçâîíî÷íèêà. Ýòî î÷åíü âàæíûé è íóæíûé ìîìåíò äëÿ çäîðîâüÿ ïîçâîíî÷íèêà.
  • Âîññòàíàâëèâàåòñÿ ñèììåòðè÷íîñòü ìûøå÷íûõ âîëîêîí ïî äëèíå. Îíè íå ó âñåõ îäèíàêîâûå. Îñîáåííî ó òåõ, êòî íå çàíèìàåòñÿ ñïîðòîì. Òå, ÷òî êîðî÷å, òðàâìèðóþòñÿ áîëüøå, îòñþäà è áîëü â ìûøöàõ ïîñëå òðåíèðîâêè. Íà 50% îíè âîññòàíîâÿòñÿ çà 3-4 äíÿ, íà 80% çà 7, à íà 90-95% íà 15 äåíü. À âìåñòå ñ ñóõîæèëüÿìè äî 90 äíåé. Òàê ðåãåíåðèðóåò ëþáàÿ ìûøå÷íàÿ êëåòêà. (Ïîýòîìó åñëè ó âàñ çàáîëåëè ïîñëå æèìà ìûøöû, ïðîñòî îò÷èòàéòå ïîñëå òðåíèðîâêè íåñêîëüêî äíåé)

Êàê ïîñòðîèòü òðåíèðîâî÷íûé ïðîöåññ, ÷óòü-÷óòü î ñòàòîäèíàìèêå.

Åñëè âû ìîëîäîé è çäîðîâûé ÷åëîâåê, âû ìîæåòå èñïîëüçîâàòü âåñà áëèçêèå ê ìàêñèìàëüíûì. 90-95% íà 2-3 ïîâòîðåíèÿ.  ýòîì ñëó÷àå â äèàôðàãìå âîçíèêàåò òîæå áëèçêîå ê ìàêñèìóìó ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå, è îíà ÷åðåç 7-15 ñåêóíä ðåôëåêòîðíî ðàññëàáèòñÿ.

Åñëè âû ïðåñëåäóåòå ïðîôèëàêòè÷åñêèå è ëå÷åáíûå öåëè, òî ìûøå÷íûé îòêàç â ýòîì óïðàæíåíèè íå îáÿçàòåëåí, à âàæíî âðåìÿ ïîä íàãðóçêîé. Íî åñëè âû õîòèòå óâåëè÷èòü â îáúåìå ãëèêåìè÷åñêèå âîëîêíà, êîòîðûå äâèãàþò ýòîò âåñ, è ñòàòü ñèëüíåå, îòêàç íåîáõîäèì.

Íî ïðè îòêàçå äàâëåíèå ïîäíèìåòñÿ ïîä 200 èëè âûøå. Ïîýòîìó äëÿ ãèïåðòîíèêîâ è ïîæèëûõ ëþäåé ñ âîçìîæíûìè òðîìáàìè â ñîñóäàõ, â òàêîì ïîäõîäå êðîåòñÿ îïàñíîñòü äëÿ çäîðîâüÿ. Èì ëó÷øå âçÿòü âåñ 50-60% îò ìàêñèìóìà. Ñ íèì âû ñìîæåòå âûïîëíèòü 14-16 ïîâòîðåíèé, ïîñëåäíèå äâèæåíèÿ äåëàþòñÿ ñ óñèëèåì, íî íå äî îòêàçà ìûøå÷íûõ ãðóïï. Çà ýòèì íóæíî îáÿçàòåëüíî ñëåäèòü, îïÿòü æå èç-çà äàâëåíèÿ.

Ðóêè â êîíöå äâèæåíèÿ ëó÷øå íå âûïðÿìëÿòü äî êîíöà. Ñîõðàíèòå íàïðÿæåíèå è ïîáåðåãèòå ëîêòè. Âàæíî äåðæàòü ìûøöû ïîä íàãðóçêîé â ñðåäíåì 30-40 ñåêóíä. Íå èìååò çíà÷åíèÿ, ñäåëàåòå ëè âû ïðè ýòîì ñâîè 10-12-14 ïîâòîðåíèé.

Åñëè âû íàñòðîèëèñü óâåëè÷èòü ìûøöû èõ íóæíî çàêèñëèòü. Êðèòåðèåì ýòîãî ÿâëÿåòñÿ îòêàç ìûøöû (âû áîëüøå íå ìîæåòå ïîäíÿòü âåñ) èëè å¸ ñèëüíîå ææåíèå.  çàâèñèìîñòè îò òîãî ñ êàêîé àìïëèòóäîé âû äåëàåòå äâèæåíèå.

Åñëè âû îïóñêàåòå øòàíãó íà ãðóäü äî êàñàíèÿ è ïî÷òè âûïðÿìëÿåòå ëîêòè â âåðõíåé òî÷êå, îòêàç äàåò ðîñò ìûøö.

Åñëè âû ÷óòü-÷óòü íå êàñàåòåñü øòàíãîé ãðóäè è íå âûïðÿìëÿåòå ëîêòè çíà÷èòåëüíî, ìûøöà íå ìîæåò ðàññëàáèòüñÿ, ñèëüíî çàêèñëÿåòñÿ è âîçíèêàåò îò÷åòëèâîå ææåíèå, â èäåàëå ÷åðåç 30-40 ñåê. Ýòî ñòàòîäèíàìè÷åñêîå óñèëèå è îíî òîæå äàñò ðîñò ìûøö.

Ðàáîòà äî ææåíèÿ ñàìûé óíèâåðñàëüíûé âàðèàíò ðàáîòû ñî øòàíãîé äëÿ âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï. Àáñîëþòíî áåçâðåäíûé! (ò.ê. ðàáîòàÿ ñ òàêèì âåñîì, âû ñâîáîäíî äûøèòå è íå ñèëüíî ïîäíèìàåòå äàâëåíèå). Ïîçâîëÿþùèé çíà÷èòåëüíî óêðåïèòü ñïèíó è ñäåëàòü å¸ ìàêñèìàëüíî çäîðîâîé è êðåïêîé.

×òî òàêîå îòêàç è ææåíèå ñ òî÷êè çðåíèÿ öèòîëîãèè ìûøöû:

Ìûøå÷íîå âîëîêíî ñîñòîèò èç ìèîôèáðèë, êîòîðûå â ñâîþ î÷åðåäü ñîñòîÿò èç íèòåé àêòèíà è ìèîçèíà. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ìûøöà ñîêðàòèëàñü, ýòè íèòè äîëæíû çàêðóòèòüñÿ âîêðóã äðóã äðóãà. Ìûøå÷íûå èîíû Ñà, ïðèñîåäèíÿÿñü ê ðåöåïòîðó, êàòàëèçèðóåò ýòîò ïðîöåññ. Ïðè ðàáîòå ìûøöû îáðàçóåòñÿ ìîëî÷íàÿ êèñëîòà, îíà ðàñïàäàåòñÿ â êëåòêå íà ëàêòàò è èîíû Í+.

Ýòè èîíû Í+, è çàêèñëÿþò êëåòêó. Îíè âûòåñíÿþò èîíû Ñà, è ìûøöà íå ìîæåò ñîêðàòèòüñÿ. Ýòî è åñòü îòêàç. Çàêèñëåííàÿ ìåìáðàíà î÷åíü ïðîíèöàåìû äëÿ ãîðìîíà ðîñòà, à çàêèñëåííàÿ ìûøöà ñòèìóëèðóåò åãî âûïëåñê ãèïîôèçîì. Íî ïðè ýòîì íóæíî ó÷èòûâàòü, ÷òî, åñëè âû òðåíèðóåòå ìûøöó ÷ðåçìåðíî, è íå äàåòå åé äîñòàòî÷íîãî îòäûõà è ïèòàíèÿ(áåëêà), âû å¸ óáèâàåòå ñèëüíûì çàêèñëåíèåì. Ìûøöà äîëæíà îòäûõàòü.

Ñõåìà òðåíèðîâêè âûãëÿäèò òàê: 

Åñëè âû äåëàåòå 2 ïîäõîäà, ìîæåòå òðåíèðîâàòüñÿ êàæäûé äåíü. Ýòî ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ òðåíèðîâêà. Åñëè ýòè ïîäõîäû äî îòêàçà, îòäûõ ìåæäó óïðàæíåíèÿìè 5 ìèí. Åñëè â ñòàòîäèíàìè÷åñêîì ðåæèìå, äî ææåíèÿ, 1 ìèí îòäûõà, ýòè ìûøå÷íûå âîëîêíà áûñòðî èçáàâëÿþòñÿ îò èîíîâ Í+. 

4-5 ïîäõîäîâ 2-3 ðàçà â íåäåëþ. 

8-9 ïîäõîäîâ 1 ðàç â íåäåëþ.

Åñëè ýòî ñòàòîäèíàìèêà, íàïðàâëåííàÿ íà äîñòèæåíèå ìàêñèìàëüíîé äëÿ âàñ ìûøå÷íîé ãèïåðòðîôèè, òî ïåðâûå 3 ïîäõîäà íóæíî âûïîëíÿòü äî ææåíèÿ ñ ïåðåðûâîì â 1 ìèí, çàòåì 5 ìèíóòíûé îòäûõ è îïÿòü òðè ïîäõîäà ñ ïåðåðûâîì íå áîëüøå 1 ìèí.

Åñëè âû äîñòàòî÷íî îòäûõàåòå ìåæäó ïîäõîäàìè, òî ðåçêîå ïàäåíèå ñèëû, ãîâîðèò î òîì, ÷òî ïîðà çàêàí÷èâàòü óïðàæíåíèå. Íàïðèìåð, â ïåðâûõ 5 ïîäõîäàõ âû ñäåëàëè 10-9-9-8-7 ïîâòîðåíèé, à â 6-îì óæå 4. Çíà÷èò, ýòî è áûë äëÿ âàñ ïîñëåäíèé ïîäõîä. Âî âðåìÿ îòäûõà ìîæíî ïîõîäèòü, ïîêà÷àòü ïðåññ èëè ïîêà÷àòü ìàÿòíèê ïåðåä çåðêàëîì è ò.ä. Òîãäà ðàáî÷àÿ ìûøöà áûñòðåå èçáàâèòñÿ îò ìîëî÷íîé êèñëîòû.

Åñëè âû íà÷àëè æàòü øòàíãó ëåæà, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò áîëè â ñïèíå, æìèòå å¸ òîëüêî â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè, áåç óãëîâ. Òàê âû òî÷íî âûâîäèòå âåêòîð, â áîëüøóþ ÷àñòü êóïîëà äèàôðàãìû. Äàéòå ñåáå 2 ìåñÿöà. Ñòîëüêî âðåìåíè íóæíî íà âîññòàíîâëåíèå ìûøå÷íûõ ãðóïï. Ïîòîì, âêëþ÷àéòå óãëû, ïî âàøåìó óñìîòðåíèþ.

 çàêëþ÷åíèå ïðèâåäó âàì íåáîëüøóþ Àíãëèéñêóþ ñòàòèñòèêó.  òå÷åíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè, 150000 èñïûòóåìûõ, çàíèìàëèñü ëþáûì âèäîì ñïîðòà 1 ðàç â íåäåëþ äî çàêèñëåíèÿ ìûøö. Òàê âîò, âåðîÿòíîñòü çàáîëåòü ðàêîì â öåëåâîé ãðóïïå ñíèçèëàñü íà 60%! À âîò óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà çàíÿòèé íà 2 ðàçà è áîëüøå, ïðàêòè÷åñêè, íè÷åãî íå ìåíÿëî. Ïîýòîìó çàíèìàéòåñü ôèòíåñîì õîòÿ áû ðàç â íåäåëþ – è áóäüòå çäîðîâû.

Style Èòîã.

Ëè÷íî ìû óçíàëè ìíîãî íîâîãî è ïîëåçíîãî î ïðîöåññàõ, ïðîèñõîäÿùèõ â íàøåì îðãàíèçìå. È åùå ðàç óáåäèëèñü â òîì, ÷òî áàçîâûå óïðàæíåíèÿ – ýòî íå òîëüêî îñíîâà ôèòíåñà, íî è îñíîâà çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà â öåëîì. À òðåíèðîâêè äî “çàêèñëåíèÿ” ñî ñðåäíèìè âåñàìè, ìû îáÿçàòåëüíî îïðîáóåì íà òðåíèðîâêàõ. È åñòåñòâåííî ðàññêàæåì âàì î ðåçóëüòàòàõ.

Источник