Сообщение про позвоночник для 3 класса
Влияние осанки на здоровье ученика
Ученики 3А класса СОШ № 6
«Согласие»
Оразалина Сабина, Серяков Никита, Миронова Анастасия
2011-2012 учебный год
Слайд 2
ОСАНКА – стан, строй, склад живого тела и общность приемов и всех его движений; хотя и можно сказать: у него дурная осанка. Но вообще под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту, посему осанистый – стройный телом и приятно величавый в движениях своих.
Осаниться – принимать осанку; прибодрится, стараясь придать себе осанистый вид.
Русская пословица гласит «Без осанки конь – корова»
из словаря русского языка О.И.Даля
3 слайд
Гипотеза:
Существует прямая связь между осанкой и здоровьем,
правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
4 слайд
Проблема:
Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.
У значительной части детей из года в год выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке и сколиоз обнаруживаются примерно у 30% всех обследованных,
а плоскостопие и уплощение стоп – у 48 % детей.
5слайд
Цель и объект исследования
цель работы – выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья школьников, поиск и применение конкретных рекомендаций для сохранения и улучшения осанки;
-объектом исследования стали учащиеся 3 «а» класса школы № 6 «Согласие», у которых определяли медицинские аспекты осанки.
6 слайд
Методы исследования:
сбор данных о состоянии осанки и здоровья детей у школьных врачей,
проведение тестов на правильную осанку,
анализ полученных результатов,
выведение закономерностей,
поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся 3 «а» класса.
7 слайд
ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Признаки правильной осанки:
голова и туловище держатся прямо;
– голова слегка приподнята;
– плечи несколько отведены назад, грудная клетка развернута;
– плечи находятся на одном уровне;
– голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль;
– живот подобран;
– в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед;
– при взгляде сбоку позвоночник имеет углубление в шейном и
поясничном отделах (лордоз) и выпуклость в грудном отделе
(кифоз);
– ноги прямые, смыкаются без особого напряжения мышц;
– внутренние части стоп не касаются пола.
Нарушение любого из этих признаков говорит о том, что осанка неправильная.
8 слайд
ПОЗВОНОЧНИК И ЕГО ФУНКЦИИ
Наш позвоночник состоит из 33 костей, которые называются позвонками.
Позвонки твердые и соединены друг с другом эластичными межпозвоночными дисками. Это основа туловища человека – позвоночный столб.
Позвоночник выполняет в организме следующие важные функции:
Несущая функция.
Двигательная функция.
Функция поддержки.
Защитная функция.
9 слайд
У детей проблемы с неправильной осанкой возникают обычно из-за следующих причин, вызывающих искривление позвоночника:
портфель или сумка через плечо
вместо ранца или рюкзака
(часто переносимая тяжесть, которая
перегружает одну половину туловища и
этим нарушает состояние позвоночника);
– привычка сутулиться;
– недостаток двигательной активности.
10 слайд
Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов
Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает различные боли. Как это происходит? Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности.
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.
11слайд – фото
12 слайд
Исследование состояния осанки у учащихся 3 «а» класса
Одним из методов выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа.
Искривление позвоночника называется сколиозом, и врачи различают разные его формы. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Среди приобретенных форм сколиоза выделим школьный сколиоз
13 слайд
Тесты на правильную осанку
Контрольные тесты в положении стоя:
1. Необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки маленькое зеркало и посмотреть в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди, коснется плеча и закончится на мочке уха.
2. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной, как показано на рисунке. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках: – затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.
3. Нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная
14слайд
Контрольный тест в положении сидя
Нужно сесть за парту в привычной позе, так как вы обычно сидите на уроке. Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев
должны касаться угла глаза. Если угол глаза находится выше или ниже кончиков пальцев – осанка не правильная
Стопы при работе сидя должны опираться о пол.
Если стандартный стул не соответствует росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола, надо добиться того, чтобы локти находились в плоскости крышки стола.
15 слайд
Динамика физического развития учащихся 3 «а» класса
2010/2011 учебный год | % | 2011/2012 учебный год | % |
Нормальная осанка | 7 уч-ся | 46,67 | 6 уч-ся | 40,00 |
Круглая фигура или сутулость | 5 уч-ся | 33,33 | 6 уч-ся | 40,00 |
Сколиоз в грудном или поясничном отделах позвоночника | 3 уч-ся | 20,00 | 3 уч-ся | 20,00 |
Плоскостопие | 2 уч-ся | 13,33 | 2 уч-ся | 13,33 |
16 слайд
Результаты исследования
У 57% в 2010/2011 и у 60% детей в 2011/2012 г в обследуемой группе выявлены отклонения по некоторым параметрам развития.
Следовательно, их можно отнести в группу подверженную факторам риска возникновения нарушений здоровья, а у некоторых хронических заболеваний.
Анализ полученных результатов позволил нам выделить у обследованных школьников следующие факторы риска:
– ожирение у 5 детей (26,67 %);
– нарушения осанки и сколиоз у 3 детей (20,00%);
плоскостопие и уплощение стоп у 2 детей (13,33 %);
повышенное артериальное давление и увеличение частоты
сердечных сокращений (ЧСС) у 2 детей (13,3 %);
– низкая физическая работоспособность 5 (33,33 %).
17слайд
Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки
Стоя необходимо держать голову прямо и высоко, чтобы воображаемая черта соединяла мочку уха и плечо. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос.
При ходьбе стопа становится прямо, сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту.
В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула, стараясь сохранять поясничный изгиб; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед; высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедра.
Для позвоночника важное значение имеет кровать, на которой вы спите и подушка. Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой. Идеальными можно считать ортопедические матрас и подушку, которые разработаны с учетом всех требований врачей и ученых.
18 слайд
Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки
Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии – это гимнастика, плавание и массаж.
Во всех трех случаях главное –
регулярность нагрузок!
19 слайд
ВЫВОДЫ
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Позвоночник это осевой орган, который влияет на осанку.
Все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
С 20 по 23 слайд – фото
Источник
Цели:
- закрепить элементарные знания детей о строении
скелета человека, мышцах, осанке; - направлять познавательную активность на поиск,
избирательное использование знаний, действий
для решения конкретной задачи; - учить выполнять и научить других упражнения,
способствующие развитию эластичности и
подвижности скелета; - формировать потребность в физическом и
психическом здоровье.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Настрой на занятие
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
1, 2, 3, 4, 5 –
Урок пора нам начинать.
2. Тема занятия. Цель
– Каждое наша встреча – это разговор о
бережном отношении к своему здоровью.
– Вам, наверное, интересно узнать тему нашего
занятия? Тогда отгадайте загадки:
1. Как говорят о человеке, отличающегося сильной
худобой? (Скелет)
2. Они главные силачи человека. Без них мы бы не
могли даже глазом моргнуть. (Мышцы)
3. Положение тела, когда стоите, сидите,
двигаетесь… Манера держаться, положение
корпуса. (Осанка)
– Тема нашего занятия – «Скелет. Мышцы. Хорошая
осанка». Сегодня на занятии мы поделимся своими
знаниями о строении скелета человека, мышцах,
осанке с гостями, покажем упражнения,
способствующие развитию эластичности и
подвижности скелета, которым мы уже научили
учеников… (дети перечисляют классы начальной
школы). И ответим на главный вопрос нашего
занятия: почему так важно с детства укреплять
мышцы и кости, следить за осанкой.
3. Основная часть
– Ребята, я хочу рассказать вам сказку, а вы
будете мне помогать? Итак, начнём…
Жили-были мальчик Дима и девочка Катя. Приехали
они однажды к бабушке в деревню погостить.
Однажды, вечером, когда на дворе было темно, шёл
дождь, сверкала молния, Дима предложил: «Катя,
полезем на чердак, я тебе покажу, что-то
интересное». Катя согласилась, и дети по
скрипучей лестнице поднялись наверх. Кругом было
темно, дети медленно пробирались по чердаку и
вдруг увидели большую книгу, покрытую толстым
слоем пыли, на ней был нарисован скелет. Кате
стало страшно и она спросила:
– Дима, мне Маша сказала, что во мне такой скелет
сидит, а я не хочу, пусть он из меня выскочит.
– Да если он из тебя выскочит, ты стоять не
сможешь, руки не поднимешь, как мешок лежать
будешь.
– Это почему?
– Да потому, что это наша опора, без него мы были
бы как медузы, головы бы на тонкой шее болтались,
а руки и ноги висели бы как у тряпичной куклы.
– Ну ладно, пусть живёт, раз он такой полезный.
– В нем больше 200 костей и все они прочно
соединены между собой. Скелет наш очень крепкий.
Дети решили посмотреть скелет поближе,
дотронулись до книги, и вдруг их озарила яркая
вспышка, они услышали удар и стали быстро, быстро уменьшаться.
(Открывается скелет и выносятся фигурки детей)
Потом их подбросило, понесло, закувыркало. Дети
вытянули руки и ухватились за какой-то столб. Он
был такой высокий, что и конца его не было видно.
Дети присмотрелись повнимательней и задумались.
Это был…(позвоночник) – ответы детей.
– Дети, почему же позвоночник такой толстый и
неровный?
Дети: В нем находится спинной мозг, а
состоит он из маленьких позвонков с отростками,
поэтому он неровный.
Позвоночнику очень трудно приходится, т.к. ему
надо не только прямо стоять, но и удерживать на
себе большое количество разных костей.
Дети подняли головы и увидели вверху… (Череп).
Но они не знали для чего он нужен, т.к. в школе ещё
не учились. (Он как шлем – защищает головной
мозг). Дети решили подняться наверх и
рассмотреть всё поближе. Подниматься было
трудно, но они занимались спортом и были сильные.
«Ступай сюда, – сказал Дима, – видишь рёбра, из
них состоит грудная клетка, защищающая сердце и
лёгкие». С трудом, выбившись из сил, добрались
дети до мостика. «Что это, – воскликнула Катя и
села на неё отдохнуть. ( Это ключица, которая
соединяет руки с грудной клеткой).
– А сзади находится …? (Лопатка) Как вы
думаете, почему она так называется?
Дети перебрались, как по мостику, по ключице и
вдруг споткнулись обо что-то скользкое и упали.
Катя уже хотела заплакать, но Дима её успокоил.
«Не плачь, Катя, ведь это же плечевой сустав.
Здесь кости двигаются, они гладкие и скользкие. В
одной кости – ямка, а в другой головка.
И дети стали быстро спускаться по… (плечевой
кости). Отдохнули… (локтевом суставе),
пробежали по предплечью и оказались на… (кисти).
Посмотрели вниз и там они увидели… (кости таза,
бедро и голень, стопы)
И тут какая-то сила подняла их вверх, подбросила,
они стали быстро увеличиваться и превратились в
обычных детей.
Вывод. Скелет – это наша опора, защита.
– Может ли самостоятельно двигаться скелет? Что
помогает нам поднять руку, ногу, моргнуть,
зевнуть? (Мышцы) Как они прикреплены к
костям? (Спомощью связок и сухожилий).
– Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий
приводит в движение кости и соответственно
различные части тела.
– Давайте покажем, как работают наши мышцы:
Мышцы есть у всех у нас –
Это класс!
Руки можно разгибать,
Руки можно поднимать.
Никогда не устаём,
Приседаем и встаём.
4. Правила для укрепления костей и мышц
– Предлагаю вниманию детей иллюстрации
спортсмена и полного, толстого человека.
– Почему люди бывают такие разные?
– Кости и мышцы необходимо укреплять. Вспомним
правила.
- Каждый день выпивать стакан молока, есть
нежирное мясо, свежие овощи и фрукты. - Не есть слишком много сладостей, можно
растолстеть. - В любую погоду находиться на свежем воздухе,
играть в подвижные игры. - Помогать своим родителям.
- Танцевать.
- Регулярно заниматься физкультурой и спортом.
5. Практическая часть
– А сейчас, ребята, мы будем выполнять
упражнения, которые помогут сделать наш
позвоночник гибким, подвижным, а вместе с ним
укрепить суставы, связки и мышцы. Эти упражнения
могут пригодиться и нашим гостям.
Упражнение 1
Принять правильную осанку. Ноги на ширине плеч,
мышцы расслаблены. Сомкнуть руки за головой,
наклонить голову вперед, удерживая ее руками,
попытаться вернуть ее в исходное положение в
течение 6 с. Повторить упражнение, держа голову
прямо, затем запрокинуть ее максимально назад.
Шею в каждом направлении надо растягивать как
можно сильнее.
Это упражнение рассчитано на растяжение шеи
и усиление верхней части спины.
Упражнение 2
Вращение головой для усиления верхней части
спины. Свободно встать прямо. Опустить
подбородок на грудь и поворачивать голову так,
чтобы ухо коснулось плеча, затылок — спины,
другое ухо второго плеча, подбородок — груди.
Упражнение делается медленно, растягивая мышцы
шеи и шейные позвонки. Вращать головой 20 раз в
одну сторону и столько же в другую.
Упражнение 3
Встать прямо, ноги на ширину плеч, руки опущены
и расслаблены. Тело поворачивать то в одну, то в
другую сторону. Руки вялые и следуют за поворотом
туловища.
Упражнение 4
Развитие гибкости позвоночника. Встать
прямо, ноги вместе. Поднять прямые руки над
головой. Нагнуться вперед и коснуться пальцами
рук пальцев ног. Принять исходное положение.
Затем с поднятыми руками прогнуться назад как
можно больше, руки и голова также откинуты назад.
Исходное положение. Повторить 10 раз.
Упражнение 5
Вращение позвоночника. Встать прямо, ноги на
ширине плеч. Руки в стороны на высоту плеч.
Вращение туловища вправо и влево. Всего должно
быть 30 вращений.
Упражнение 6
Растяжение позвоночника. Повиснуть на
перекладине, свободно, расслабив тело.
Растягивается позвоночник. Висеть сколько
возможно.
Упражнение 7
Усиление верхней части позвоночника.
Встать прямо, ноги слегка расставлены. Поднять
плечи максимально и отвести их назад, затем
вперед. Упражнение повторить 15 раз, через 10-15 дней
— 30 раз.
Значение позвоночника…
6. Но ведь есть самый главный начальник
над всеми нашими мышцами – это … ( мозг)
Сейчас мы дадим и ему работу. Проведём викторину.
1) Какая мышца нашего тела самая гибкая и
подвижная? (Язык)
2) Как называется кость, имеющая форму детской
игрушки? (Лопатка).
3) Какие кости самые крепкие? (Черепа)
4) Как называется главная мышца в организме,
которая работает, как насос?
5) Только сильная рука
Этой мышцею играет,
Развивается она,
Если тяжесть поднимает. (Бицепс)
6) В скелете много сочленений:
В плече, бедре, стопе, колене.
Скажи, как место называется
Там. Где концы костей смыкаются? (Cустав)
7) Быть сутулой не должна
Наших школьников … (спина).
8) Чем нужно регулярно заниматься, чтобы кости и
мышцы были в полном порядке?
7. Итог занятия
– Давайте вместе подведем итог нашего занятия
и ответим на главный вопрос: почему так важно с
детства укреплять мышцы и кости, следить за
осанкой?
– Что вам запомнилось на занятии?
– Понравилась ли вам сказка? Можно показать её
ребятам вашей школы, детям детского сада.
– Что хотели бы ещё узнать о скелете, мышцах?
Источник
Презентация на тему: ” Позвоночник человека Биль Маргарита. Позвоночник это основа скелета, которая выполняет в организме человека две важнейшие функции: 1) опорно- двигательная;” — Транскрипт:
1
Позвоночник человека Биль Маргарита
2
Позвоночник это основа скелета, которая выполняет в организме человека две важнейшие функции: 1) опорно- двигательная; 2) защитная
3
Опорная функция Позвоночник можно назвать не только осью, но и фундаментом всего тела: на нем держатся голова, плечевой пояс (лопатки и ключицы), руки, ребра, органы брюшной и грудной полостей.
4
И как от крепости фундамента зависит прочность здания, так и от состояния позвоночника зависит здоровье человека. Еще Гиппократ в древние времена учил, что все болезни человека связаны с позвоночником..
5
Защитная функция. Одной из главных функций позвоночника является защита спинного мозга – наиболее важного управляющего центра, без которого скелетная и мускульная системы, а также основные жизненные органы не смогли бы работать. Соединение всех позвонков формирует позвоночный канал, в полости которого расположен спинной мозг.
6
Двигательная функция. Движения позвоночника осуществляются в межпозвонковых суставах. Большое количество этих суставов (их около пятидесяти) дает возможность позвоночному столбу совершать движения.
7
Строение позвоночника Позвоночник состоит из 24 маленьких костей, которые называются позвонками. Позвонки расположены один над другим, образуя позвоночный столб.
8
Между двумя соседними позвонками расположен межпозвонковый диск. Кроме того, позвонки соединяются друг с другом при помощи связок. Между позвонками есть также суставы.
9
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
10
Берегите свой позвоночник !
11
Используемая литература
Источник