Сообщение о позвоночнике человека для 4 класса

Сообщение о позвоночнике человека для 4 класса thumbnail

Позвоночник является важной конструкцией в теле человека, выполняющей роль каркаса, благодаря которому человек может совершать различные движения – наклоняться, ходить, сидеть, стоять, поворачиваться. Амортизирующую функцию позвоночнику помогает выполнять его S-образная форма. И еще он защищает внутренние органы от излишних нагрузок и повреждений. Как устроен позвоночник человека, и какая принята у медицинских специалистов нумерация позвонков и межпозвонковых дисков, расскажем далее.

Строение позвоночника человека, нумерация дисков

Основные составляющие позвоночника

Позвоночный столб представляет собой сложную систему. Он состоит из 32-34 позвонков и 23 межпозвонковых дисков. Позвонки идут последовательно, соединяясь друг с другом связками. Между соседними позвонками располагается хрящевая прокладка, имеющая форму диска, также соединяющая каждую пару соседних позвонков. Эту прокладку называют межпозвоночным или межпозвонковым диском.

В центре каждого позвонка есть отверстие. Так как позвонки соединяясь между собой, образуют позвоночный столб, отверстия, располагаясь друг над другом, создают своеобразный сосуд для спинного мозга, состоящего из нервных волокон и клеток.

Отделы позвоночного столба у человека

Позвоночный столб состоит из пяти отделов. Как расположены отделы позвоночника, видно на рисунке.

Отделы позвоночника

Шейный (цервикальный) отдел

Включает в себя семь позвонков. Своей формой он напоминает букву «С» с выпуклым вперед изгибом, который называется шейным лордозом. Подобного рода лордоз есть и в поясничном отделе.

Каждый позвонок имеет свое название. В шейном отделе им присвоены имена С1-С7 по первой букве латинского названия этого отдела.

Особого внимания заслуживают позвонки С1 и С2 – атлант и эпистрофей (или аксис) соответственно. Их особенность – в отличном от других позвонков строении. Атлант представляет собой две дужки, соединенные боковыми утолщениями кости. Он вращается вокруг зубовидного отростка, расположенного в передней части эпистрофея. Благодаря этому человек может совершать различные движения головой.

Грудной (торакальный) отдел

Самый малоподвижный из отделов позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, которым присвоены номера от Т1 до Т12. Иногда их обозначают буквами Th или D.

Позвонки грудного отдела расположены в форме буквы С, выпуклой назад. Такой физиологический изгиб позвоночника носит название «кифоз».

Этот отдел позвоночника участвует в формировании задней стенки грудной клетки. К поперечным отросткам позвонков грудного отдела с помощью суставов крепятся ребра, а в передней части они присоединяются к грудине, образуя жесткий каркас.

Поясничный отдел

Имеет небольшой изгиб вперед. Выполняет соединительную функцию между грудным отделом и крестцом. Позвонки этого отдела самые крупные, поскольку они испытывают большие нагрузки из-за давления, оказываемого верхней частью тела.

В норме поясничный отдел состоит из 5 позвонков. Этим позвонкам присвоены имена L1-L5.

    Но существуют два вида аномального развития поясничного отдела:

  1. Явление, когда первый крестцовый позвонок отделяется от крестца и принимает форму поясничного позвонка, называется люмбализация. В этом случае в поясничном отделе насчитывается 6 позвонков.
  2. Встречается и такая аномалия, как сакрализация, когда пятый поясничный позвонок уподобляется по форме первому крестцовому и частично или полностью срастается с крестцом, при этом в поясничном отделе остается только четыре позвонка. В такой ситуации страдает подвижность позвоночника в поясничной области, а на позвонки, межпозвоночные диски и суставы ложатся повышенные нагрузки, что способствует их скорейшему износу.

Крестцовый отдел (крестец)

Опора верхней части позвоночника. Состоит из 5 сросшихся позвонков S1-S5, имеющих одно общее название – крестец. Крестец неподвижен, тела его позвонков более выражены по сравнению с остальными, а отростки – менее. Мощность и размеры позвонков уменьшается от первого к пятому.

Форма крестцового отдела похожа на треугольник. Расположенный в основании позвоночника, крестец, подобно клину, соединяет его с костями таза.

Копчиковый отдел (копчик)

Сросшаяся кость из 4-5 позвонков (Со1-Со5). Особенность позвонков копчика в том, что они не имеют боковых отростков. В женском скелете позвонки отличаются некоторой подвижностью, что облегчает процесс деторождения.

Форма копчика напоминает пирамиду, повернутую основание вверх. По сути, копчик – это остаток исчезнувшего в процессе эволюции хвоста.

Строение позвоночника человека, нумерация дисков, позвонков, ПДС

Межпозвоночные диски

Диски состоят из фиброзного кольца и студенистого ядра. От костной ткани тел позвонков межпозвоночные диски отделены тонким гиалиновым хрящом. Вместе со связками межпозвонковые диски связывают позвоночник в единое целое. В совокупности они составляют 1/4 высоты всего позвоночного столба.

Основные их функции – опорная и амортизирующая. При движениях позвоночника диски под давлением позвонков меняют свою форму, позволяя позвонкам безопасно сближаться или отдаляться друг от друга. Так межпозвонковые диски гасят толчки и сотрясения, приходящиеся не только на позвоночник, но и на спинной, и головной мозг.

Высота межпозвоночных дисков – 7-10 мм
при среднем диаметре 4 см.

    Значение высоты колеблется в зависимости от места расположения диска:

  • в шейном отдела она достигает 5-6 мм,
  • в грудном – 3-5 мм,
  • а в поясничном – 10 мм.

Как уже говорилось в начале, в организме насчитывается 23 межпозвоночных диска. Они соединяют между собой каждый позвонок, кроме первых двух шейного отдела (атланта и эпистрофея), сросшихся позвонков крестцового отдела и копчика.

Это значит, что первый позвоночный диск находится между вторым и третьим шейным позвонками, а последний – между пятым поясничным и первым крестцовым.

Позвоночно-двигательные сегменты

Поскольку болезни в позвоночнике способны поражать не только костные структуры – позвонки, но и межпозвоночные диски, сосуды, связки, нервные корешки, отходящие от спинного мозга через межпозвозвонковые (фораминальные) отверстия, околопозвоночные мышцы, у специалистов и пациентов появилась необходимость для четкого описания локализации патологии спинномозговых структур ввести такое понятие как позвоночно-двигательный сегмент (ПДС).
 
Позвоночно-двигательный сегмент
Позвоночно-двигательный сегмент включает в себя 2 смежных позвонка и 1 межпозвоночный диск, расположенный между ними.

    Наш позвоночный столб состоит из 24 позвоночно-двигательных сегментов:

  1. 7 шейных;
  2. 12 грудных;
  3. 5 поясничных.
Читайте также:  Картинки при травме позвоночника

Как происходит нумерация?

Нумерация позвоночно-двигательных сегментов и, соответственно, входящих в них межпозвонковых дисков, начинается с самой верхней точки шейного отдела и заканчивается на границе перехода поясничного отдела в крестцовый.

Обозначение позвоночно-двигательных сегментов формируется из названий смежных позвонков, составляющих данный сегмент. Сначала указывается верхний позвонок, затем через дефис пишется номер нижнего позвонка.

    Так, например:

  • позвоночно-двигательный сегмент, включающий первый и второй позвонок шейного отдела обозначается как C1-C2,
  • позвоночно-двигательный сегмент, включающий третий и четвертый грудные позвонки, обозначается как T3-T4 (Th3-Th4 или D3-D4),
  • самый нижний позвоночно-двигательный сегмент, включающий пятый поясничный и первый крестцовый позвонки, обозначается как L5-S1.

 
Таким образом, чтобы обозначить локализацию патологического процесса, развивающегося в позвоночнике, будь то остеохондроз, либо его осложнения – протрузия или грыжа позвоночного диска, врачи используют нумерацию, принятую для ПДС. Это имеет большое значение как для практикующих специалистов: вертебрологов, неврологов, травматологов и мануальных терапевтов, так и для их пациентов.

Нумерация дисков позвоночника

Если при описании снимка, полученного при диагностическом исследовании поясничного отдела позвоночника с помощью магнитно-резонансной томографии, врач указывает «межпозвонковая грыжа L4-L5», следует понимать, что обнаружена грыжа диска, находящегося между четверым и пятым поясничными позвонками.

Источник

Для того, чтобы вполне представлять себе, как работает позвоночник человека, откуда берутся все его недуги, и как с ними бороться, давайте разберемся в его анатомии. Строение позвоночника обусловлено его физиологическими особенностями – это защитная роль в отношении спинного мозга, а также двигательная и опорная функции для всего человеческого тела. Без него невозможны движения ни головой, ни туловищем.

Позвоночник человека, строение, функции

Функции позвоночника человека

Позвоночник служит организму остовом, к которому крепятся кости и мышцы рук и ног. Кроме этого, к позвоночнику прикреплены стенки грудной, брюшной и тазовой полостей.

    Позвоночник – это гибкая, но прочная цепочка позвонков. Его функции:

  1. Опорная.
    Он принимает на себя вес туловища, головы и рук (а это составляет 2/3 веса всего тела) и переносит этот вес на ноги и таз. Можно сказать, что это фундамент всего тела. На позвоночнике держатся и им как бы объединяются в одно целое: голова, руки, весь плечевой пояс, внутренние органы грудной клетки и брюшной полости.
  2. Защитная.
    Спинной мозг, управляющий костно-мышечной и другими важнейшими системами тела, «спрятан» в вертикальном канале внутри позвоночного столба. Это лучшая защита от ударов, внешних повреждений не только для спинного мозга, но и для корешков спинномозговых нервов.
  3. Функции позвоночного столба

  4. Амортизационная.
    Позвоночник амортизирует толчки и сотрясения от опоры. Амортизационная функция особенно важна при беге, бросках, прыжках – гибкий позвоночный столб смягчает резкие толчки и удары при различных движениях тела. Мышцы спины и брюшного также играют важную роль в этом процессе: чем лучше состояние мускулатуры (особенно, околопозвоночных мышц), тем меньше нагрузка на позвоночник.
  5. Двигательная.
    Двигательную функцию обеспечивают межпозвоночные суставы. Их около пятидесяти, и они дают возможность телу поворачиваться, сгибаться и совершать другие движения. Эластичность связок и дисков позвоночного столба увеличивает его подвижность.

Из каких отделов состоит позвоночник человека – схема

Отделы позвоночника человека, особенности их строения и функционированияОтделов насчитывается пять: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчик. На рисунке представлена схема строения позвоночника человека.

    Нумерация позвонков начинается сверху:

  • Первые семь образуют шейный отдел (vertebra cervicalis). Позвонки этого отдела обозначаются С1, С2, …С7.
  • Следующий отдел позвоночника – грудной (vertebra thoracica). Он включает 12 позвонков, которые в разных источниках обозначаются буквами T, Th или D и нумеруются D1, D2, …D12.
  • Ниже грудного расположен поясничный отдел (vertebra lumbalis). Поясничных позвонков пять. Они обозначаются L1, L2, …L5.
  • Крестец (os sacrum) – состоит из 5 позвонков с нумерацией S1, S2, …S5 – у взрослого человека они срастаются между собой в крестцовую кость.
  • Копчиковый отдел (или копчиковая часть) – также состоит из 3 или 5 сросшихся позвонков с нумерацией Co1, Co2, …Co5.

Поэтому, общее количество позвонков у разных людей может быть различным — от 32 до 34.

Строение позвоночника человека

Анатомия позвонков

Каждый позвонок состоит тела и дужек. Тела позвонков соединены друг с другом упругими прокладками из хрящевой ткани – межпозвонковыми дисками. Вместе они отвечают за опорную функцию позвоночника.

Тела позвонков принимают силовую нагрузку при движении и в неподвижном состоянии. Эту нагрузку они передают на кости таза и ноги.

Также тела позвонков вместе с межпозвоночными дисками обеспечивают амортизацию. У дужек позвонков – другая задача. Они соединены друг с другом подвижно, с помощью суставов и обеспечивают подвижность позвоночнику.

Позвонки шейного отдела гораздо меньшие по размеру, чем всех других отделов. Это и понятно: грудной и поясничный отделы принимают на себя гораздо больший вес. Но шейные позвонки имеют развитые дужки. Ведь шея – самая подвижная часть позвоночника, ответственная за движения и кровоснабжение головы.

Эти различия в строении отделов позвоночника человека – причина, по которой в шейном отделе болезненные процессы развиваются реже, чем в поясничном.

Остеохондроз или грыжа чаще поражают поясничный отдел с его постоянным напряжением и крупными межпозвоночными дисками.

Межпозвонковые диски

Что представляет собой межпозвонковый диск? Это хрящевая сумка, наполненная жидкостью желеобразной консистенции. При ходьбе или других движениях за счет подвижности этих хрящей позвонки могут амортизировать, то есть немного смещаться по вертикали.

В середине межпозвонкового диска находится студенистое пульпозное ядро. Его вещество состоит из пролина, гиалуроновой кислоты, гликозаминогликанов, коллагеновых волокон, фибробластов, хондроцитов. Ядро окружено многослойным плотным фиброзным кольцом.

Строение позвонков и межпозвоночных дисков

Хрящевая ткань межпозвонкового диска сосудов не имеет. Ее питание и получение кислорода происходит за счет диффузии питательных веществ из тел смежных позвонков.

Важной способностью межпозвонкового диска является адсорбция воды для поддержания нужного внутридискового давления. Количество воды важно для сохранения амортизирующих свойств позвоночника.

Все же с возрастом количество воды в межпозвоночных дисках уменьшается. У новорожденных ее 88% от общей массы диска, в подростковом возрасте – 80%, а в пожилом возрасте около 70%. Именно потеря влаги межпозвонковыми дисками, приводящая к снижение их упругости, вызывает травматизацию нервов и сосудов сближающимися телами позвонков и является основной причиной возникновения остеохондроза и его осложнений.

Читайте также:  Медицинские центры россии по лечению позвоночника

Фасеточные суставы

От позвоночной пластинки отходят так называемые фасетки (дугоотросчатые суставы). Два находящихся рядом позвонка соединяются этими суставами с двух сторон от дужки, симметрично относительно вертикальной оси позвоночника.

Отростки позвонков покрыты хрящевой тканью и направлены к отросткам соседних позвонков. Хрящевая ткань нужна для того, чтобы уменьшать трение между костными отростками. Концы фасеток заключены в суставную капсулу, защищающую сустав. В ней продуцируется синовиальная жидкость, нужная для смазки соприкасающихся поверхностей.

Фасеточные суставы дают подвижность позвоночнику, а туловищу человека – возможность разнообразных движений.

Позвоночно-двигательные сегменты

Всего насчитывается 23 позвоночно-двигательных сегмента. Каждый такой сегмент включает два смежных позвонка, соединяющий их хрящевой диск, связки, мышцы и дугоотросчатые суставы, которые с одной стороны фиксируют позвоночно-двигательный сегмент, а с другой стороны придают ему необходимую подвижность.

Строение позвоночно-двигательного сегмента

Деятельность каждого сегмента, как и всего позвоночника, регулируется нервной системой, ее частями, отвечающими за координацию и прогнозирование.

Для чего было введено деление на сегменты? Чаще всего межпозвоночные диски, а вовсе не кости позвонков, страдают от разнообразных болезней. Для того чтобы обозначить место патологии, вертебрологам и травматологам удобно представлять его в виде аббревиатуры. Например: L2 – L3 или T4 – T5.

Здоровье позвоночника

Позвоночник – важнейшая часть нашего организма. Древние врачи считали его вместилищем жизненных сил человека. Современная медицина не может с этим не согласиться. Ведь спинной мозг, расположенный в позвоночном канале, посылает нервные импульсы буквально в каждый орган тела. А значит, благополучие всего тела напрямую зависит от здоровья позвоночника.

Посмотрите видео о строении и функциях позвоночного столба в теле человека.

Источник

Цели:

  • закрепить элементарные знания детей о строении
    скелета человека, мышцах, осанке;
  • направлять познавательную активность на поиск,
    избирательное использование знаний, действий
    для решения конкретной задачи;
  • учить выполнять и научить других упражнения,
    способствующие развитию эластичности и
    подвижности скелета;
  • формировать потребность в физическом и
    психическом здоровье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Настрой на занятие

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
1, 2, 3, 4, 5 –
Урок пора нам начинать.

2. Тема занятия. Цель

– Каждое наша встреча – это разговор о
бережном отношении к своему здоровью.
– Вам, наверное, интересно узнать тему нашего
занятия? Тогда отгадайте загадки:

1. Как говорят о человеке, отличающегося сильной
худобой? (Скелет)
2. Они главные силачи человека. Без них мы бы не
могли даже глазом моргнуть. (Мышцы)
3. Положение тела, когда стоите, сидите,
двигаетесь… Манера держаться, положение
корпуса. (Осанка)

– Тема нашего занятия – «Скелет. Мышцы. Хорошая
осанка». Сегодня на занятии мы поделимся своими
знаниями о строении скелета человека, мышцах,
осанке с гостями, покажем упражнения,
способствующие развитию эластичности и
подвижности скелета, которым мы уже научили
учеников… (дети перечисляют классы начальной
школы
). И ответим на главный вопрос нашего
занятия: почему так важно с детства укреплять
мышцы и кости, следить за осанкой.

3. Основная часть

– Ребята, я хочу рассказать вам сказку, а вы
будете мне помогать? Итак, начнём…

Жили-были мальчик Дима и девочка Катя. Приехали
они однажды к бабушке в деревню погостить.
Однажды, вечером, когда на дворе было темно, шёл
дождь, сверкала молния, Дима предложил: «Катя,
полезем на чердак, я тебе покажу, что-то
интересное». Катя согласилась, и дети по
скрипучей лестнице поднялись наверх. Кругом было
темно, дети медленно пробирались по чердаку и
вдруг увидели большую книгу, покрытую толстым
слоем пыли, на ней был нарисован скелет. Кате
стало страшно и она спросила:
– Дима, мне Маша сказала, что во мне такой скелет
сидит, а я не хочу, пусть он из меня выскочит.
– Да если он из тебя выскочит, ты стоять не
сможешь, руки не поднимешь, как мешок лежать
будешь.
– Это почему?
– Да потому, что это наша опора, без него мы были
бы как медузы, головы бы на тонкой шее болтались,
а руки и ноги висели бы как у тряпичной куклы.
– Ну ладно, пусть живёт, раз он такой полезный.
– В нем больше 200 костей и все они прочно
соединены между собой. Скелет наш очень крепкий.
Дети решили посмотреть скелет поближе,
дотронулись до книги, и вдруг их озарила яркая
вспышка, они услышали удар и стали быстро, быстро уменьшаться.
(Открывается скелет и выносятся фигурки детей)

Потом их подбросило, понесло, закувыркало. Дети
вытянули руки и ухватились за какой-то столб. Он
был такой высокий, что и конца его не было видно.
Дети присмотрелись повнимательней и задумались.
Это был…(позвоночник) – ответы детей.
– Дети, почему же позвоночник такой толстый и
неровный?
Дети: В нем находится спинной мозг, а
состоит он из маленьких позвонков с отростками,
поэтому он неровный.
Позвоночнику очень трудно приходится, т.к. ему
надо не только прямо стоять, но и удерживать на
себе большое количество разных костей.
Дети подняли головы и увидели вверху… (Череп).
Но они не знали для чего он нужен, т.к. в школе ещё
не учились. (Он как шлем – защищает головной
мозг)
. Дети решили подняться наверх и
рассмотреть всё поближе. Подниматься было
трудно, но они занимались спортом и были сильные.
«Ступай сюда, – сказал Дима, – видишь рёбра, из
них состоит грудная клетка, защищающая сердце и
лёгкие». С трудом, выбившись из сил, добрались
дети до мостика. «Что это, – воскликнула Катя и
села на неё отдохнуть. ( Это ключица, которая
соединяет руки с грудной клеткой).

– А сзади находится …? (Лопатка) Как вы
думаете, почему она так называется?
Дети перебрались, как по мостику, по ключице и
вдруг споткнулись обо что-то скользкое и упали.
Катя уже хотела заплакать, но Дима её успокоил.
«Не плачь, Катя, ведь это же плечевой сустав.
Здесь кости двигаются, они гладкие и скользкие. В
одной кости – ямка, а в другой головка.
И дети стали быстро спускаться по… (плечевой
кости)
. Отдохнули… (локтевом суставе),
пробежали по предплечью и оказались на… (кисти).
Посмотрели вниз и там они увидели… (кости таза,
бедро и голень, стопы)

И тут какая-то сила подняла их вверх, подбросила,
они стали быстро увеличиваться и превратились в
обычных детей.

Читайте также:  Боль в позвоночнике при раке легкого

Вывод. Скелет – это наша опора, защита.
– Может ли самостоятельно двигаться скелет? Что
помогает нам поднять руку, ногу, моргнуть,
зевнуть? (Мышцы) Как они прикреплены к
костям? (Спомощью связок и сухожилий).
– Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий
приводит в движение кости и соответственно
различные части тела.
– Давайте покажем, как работают наши мышцы:

Мышцы есть у всех у нас –
Это класс!
Руки можно разгибать,
Руки можно поднимать.
Никогда не устаём,
Приседаем и встаём.

4. Правила для укрепления костей и мышц

– Предлагаю вниманию детей иллюстрации
спортсмена и полного, толстого человека.
– Почему люди бывают такие разные?
– Кости и мышцы необходимо укреплять. Вспомним
правила.

  • Каждый день выпивать стакан молока, есть
    нежирное мясо, свежие овощи и фрукты.
  • Не есть слишком много сладостей, можно
    растолстеть.
  • В любую погоду находиться на свежем воздухе,
    играть в подвижные игры.
  • Помогать своим родителям.
  • Танцевать.
  • Регулярно заниматься физкультурой и спортом.

5. Практическая часть

– А сейчас, ребята, мы будем выполнять
упражнения, которые помогут сделать наш
позвоночник гибким, подвижным, а вместе с ним
укрепить суставы, связки и мышцы. Эти упражнения
могут пригодиться и нашим гостям.

Упражнение 1

Принять правильную осанку. Ноги на ширине плеч,
мышцы расслаблены. Сомкнуть руки за головой,
наклонить голову вперед, удерживая ее руками,
попытаться вернуть ее в исходное положение в
течение 6 с. Повторить упражнение, держа голову
прямо, затем запрокинуть ее максимально назад.
Шею в каждом направлении надо растягивать как
можно сильнее.

Это упражнение рассчитано на растяжение шеи
и усиление верхней части спины.

Упражнение 2

Вращение головой для усиления верхней части
спины
. Свободно встать прямо. Опустить
подбородок на грудь и поворачивать голову так,
чтобы ухо коснулось плеча, затылок — спины,
другое ухо второго плеча, подбородок — груди.
Упражнение делается медленно, растягивая мышцы
шеи и шейные позвонки. Вращать головой 20 раз в
одну сторону и столько же в другую.

Упражнение 3

Встать прямо, ноги на ширину плеч, руки опущены
и расслаблены. Тело поворачивать то в одну, то в
другую сторону. Руки вялые и следуют за поворотом
туловища.

Упражнение 4

Развитие гибкости позвоночника. Встать
прямо, ноги вместе. Поднять прямые руки над
головой. Нагнуться вперед и коснуться пальцами
рук пальцев ног. Принять исходное положение.
Затем с поднятыми руками прогнуться назад как
можно больше, руки и голова также откинуты назад.
Исходное положение. Повторить 10 раз.

Упражнение 5

Вращение позвоночника. Встать прямо, ноги на
ширине плеч. Руки в стороны на высоту плеч.
Вращение туловища вправо и влево. Всего должно
быть 30 вращений.

Упражнение 6

Растяжение позвоночника. Повиснуть на
перекладине, свободно, расслабив тело.
Растягивается позвоночник. Висеть сколько
возможно.

Упражнение 7

Усиление верхней части позвоночника.
Встать прямо, ноги слегка расставлены. Поднять
плечи максимально и отвести их назад, затем
вперед. Упражнение повторить 15 раз, через 10-15 дней
— 30 раз.

Значение позвоночника…

6. Но ведь есть самый главный начальник
над всеми нашими мышцами – это … ( мозг)
Сейчас мы дадим и ему работу. Проведём викторину.

1) Какая мышца нашего тела самая гибкая и
подвижная? (Язык)

2) Как называется кость, имеющая форму детской
игрушки? (Лопатка).

3) Какие кости самые крепкие? (Черепа)

4) Как называется главная мышца в организме,
которая работает, как насос?

5) Только сильная рука
Этой мышцею играет,
Развивается она,
Если тяжесть поднимает. (Бицепс)

6) В скелете много сочленений:
В плече, бедре, стопе, колене.
Скажи, как место называется
Там. Где концы костей смыкаются? (Cустав)

7) Быть сутулой не должна
Наших школьников … (спина).

8) Чем нужно регулярно заниматься, чтобы кости и
мышцы были в полном порядке?

7. Итог занятия

– Давайте вместе подведем итог нашего занятия
и ответим на главный вопрос: почему так важно с
детства укреплять мышцы и кости, следить за
осанкой?
– Что вам запомнилось на занятии?
– Понравилась ли вам сказка? Можно показать её
ребятам вашей школы, детям детского сада.
– Что хотели бы ещё узнать о скелете, мышцах?

Источник