Сообщение о позвоночнике 4 класс

Цели:
- закрепить элементарные знания детей о строении
скелета человека, мышцах, осанке; - направлять познавательную активность на поиск,
избирательное использование знаний, действий
для решения конкретной задачи; - учить выполнять и научить других упражнения,
способствующие развитию эластичности и
подвижности скелета; - формировать потребность в физическом и
психическом здоровье.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Настрой на занятие
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
1, 2, 3, 4, 5 –
Урок пора нам начинать.
2. Тема занятия. Цель
– Каждое наша встреча – это разговор о
бережном отношении к своему здоровью.
– Вам, наверное, интересно узнать тему нашего
занятия? Тогда отгадайте загадки:
1. Как говорят о человеке, отличающегося сильной
худобой? (Скелет)
2. Они главные силачи человека. Без них мы бы не
могли даже глазом моргнуть. (Мышцы)
3. Положение тела, когда стоите, сидите,
двигаетесь… Манера держаться, положение
корпуса. (Осанка)
– Тема нашего занятия – «Скелет. Мышцы. Хорошая
осанка». Сегодня на занятии мы поделимся своими
знаниями о строении скелета человека, мышцах,
осанке с гостями, покажем упражнения,
способствующие развитию эластичности и
подвижности скелета, которым мы уже научили
учеников… (дети перечисляют классы начальной
школы). И ответим на главный вопрос нашего
занятия: почему так важно с детства укреплять
мышцы и кости, следить за осанкой.
3. Основная часть
– Ребята, я хочу рассказать вам сказку, а вы
будете мне помогать? Итак, начнём…
Жили-были мальчик Дима и девочка Катя. Приехали
они однажды к бабушке в деревню погостить.
Однажды, вечером, когда на дворе было темно, шёл
дождь, сверкала молния, Дима предложил: «Катя,
полезем на чердак, я тебе покажу, что-то
интересное». Катя согласилась, и дети по
скрипучей лестнице поднялись наверх. Кругом было
темно, дети медленно пробирались по чердаку и
вдруг увидели большую книгу, покрытую толстым
слоем пыли, на ней был нарисован скелет. Кате
стало страшно и она спросила:
– Дима, мне Маша сказала, что во мне такой скелет
сидит, а я не хочу, пусть он из меня выскочит.
– Да если он из тебя выскочит, ты стоять не
сможешь, руки не поднимешь, как мешок лежать
будешь.
– Это почему?
– Да потому, что это наша опора, без него мы были
бы как медузы, головы бы на тонкой шее болтались,
а руки и ноги висели бы как у тряпичной куклы.
– Ну ладно, пусть живёт, раз он такой полезный.
– В нем больше 200 костей и все они прочно
соединены между собой. Скелет наш очень крепкий.
Дети решили посмотреть скелет поближе,
дотронулись до книги, и вдруг их озарила яркая
вспышка, они услышали удар и стали быстро, быстро уменьшаться.
(Открывается скелет и выносятся фигурки детей)
Потом их подбросило, понесло, закувыркало. Дети
вытянули руки и ухватились за какой-то столб. Он
был такой высокий, что и конца его не было видно.
Дети присмотрелись повнимательней и задумались.
Это был…(позвоночник) – ответы детей.
– Дети, почему же позвоночник такой толстый и
неровный?
Дети: В нем находится спинной мозг, а
состоит он из маленьких позвонков с отростками,
поэтому он неровный.
Позвоночнику очень трудно приходится, т.к. ему
надо не только прямо стоять, но и удерживать на
себе большое количество разных костей.
Дети подняли головы и увидели вверху… (Череп).
Но они не знали для чего он нужен, т.к. в школе ещё
не учились. (Он как шлем – защищает головной
мозг). Дети решили подняться наверх и
рассмотреть всё поближе. Подниматься было
трудно, но они занимались спортом и были сильные.
«Ступай сюда, – сказал Дима, – видишь рёбра, из
них состоит грудная клетка, защищающая сердце и
лёгкие». С трудом, выбившись из сил, добрались
дети до мостика. «Что это, – воскликнула Катя и
села на неё отдохнуть. ( Это ключица, которая
соединяет руки с грудной клеткой).
– А сзади находится …? (Лопатка) Как вы
думаете, почему она так называется?
Дети перебрались, как по мостику, по ключице и
вдруг споткнулись обо что-то скользкое и упали.
Катя уже хотела заплакать, но Дима её успокоил.
«Не плачь, Катя, ведь это же плечевой сустав.
Здесь кости двигаются, они гладкие и скользкие. В
одной кости – ямка, а в другой головка.
И дети стали быстро спускаться по… (плечевой
кости). Отдохнули… (локтевом суставе),
пробежали по предплечью и оказались на… (кисти).
Посмотрели вниз и там они увидели… (кости таза,
бедро и голень, стопы)
И тут какая-то сила подняла их вверх, подбросила,
они стали быстро увеличиваться и превратились в
обычных детей.
Вывод. Скелет – это наша опора, защита.
– Может ли самостоятельно двигаться скелет? Что
помогает нам поднять руку, ногу, моргнуть,
зевнуть? (Мышцы) Как они прикреплены к
костям? (Спомощью связок и сухожилий).
– Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий
приводит в движение кости и соответственно
различные части тела.
– Давайте покажем, как работают наши мышцы:
Мышцы есть у всех у нас –
Это класс!
Руки можно разгибать,
Руки можно поднимать.
Никогда не устаём,
Приседаем и встаём.
4. Правила для укрепления костей и мышц
– Предлагаю вниманию детей иллюстрации
спортсмена и полного, толстого человека.
– Почему люди бывают такие разные?
– Кости и мышцы необходимо укреплять. Вспомним
правила.
- Каждый день выпивать стакан молока, есть
нежирное мясо, свежие овощи и фрукты. - Не есть слишком много сладостей, можно
растолстеть. - В любую погоду находиться на свежем воздухе,
играть в подвижные игры. - Помогать своим родителям.
- Танцевать.
- Регулярно заниматься физкультурой и спортом.
5. Практическая часть
– А сейчас, ребята, мы будем выполнять
упражнения, которые помогут сделать наш
позвоночник гибким, подвижным, а вместе с ним
укрепить суставы, связки и мышцы. Эти упражнения
могут пригодиться и нашим гостям.
Упражнение 1
Принять правильную осанку. Ноги на ширине плеч,
мышцы расслаблены. Сомкнуть руки за головой,
наклонить голову вперед, удерживая ее руками,
попытаться вернуть ее в исходное положение в
течение 6 с. Повторить упражнение, держа голову
прямо, затем запрокинуть ее максимально назад.
Шею в каждом направлении надо растягивать как
можно сильнее.
Это упражнение рассчитано на растяжение шеи
и усиление верхней части спины.
Упражнение 2
Вращение головой для усиления верхней части
спины. Свободно встать прямо. Опустить
подбородок на грудь и поворачивать голову так,
чтобы ухо коснулось плеча, затылок — спины,
другое ухо второго плеча, подбородок — груди.
Упражнение делается медленно, растягивая мышцы
шеи и шейные позвонки. Вращать головой 20 раз в
одну сторону и столько же в другую.
Упражнение 3
Встать прямо, ноги на ширину плеч, руки опущены
и расслаблены. Тело поворачивать то в одну, то в
другую сторону. Руки вялые и следуют за поворотом
туловища.
Упражнение 4
Развитие гибкости позвоночника. Встать
прямо, ноги вместе. Поднять прямые руки над
головой. Нагнуться вперед и коснуться пальцами
рук пальцев ног. Принять исходное положение.
Затем с поднятыми руками прогнуться назад как
можно больше, руки и голова также откинуты назад.
Исходное положение. Повторить 10 раз.
Упражнение 5
Вращение позвоночника. Встать прямо, ноги на
ширине плеч. Руки в стороны на высоту плеч.
Вращение туловища вправо и влево. Всего должно
быть 30 вращений.
Упражнение 6
Растяжение позвоночника. Повиснуть на
перекладине, свободно, расслабив тело.
Растягивается позвоночник. Висеть сколько
возможно.
Упражнение 7
Усиление верхней части позвоночника.
Встать прямо, ноги слегка расставлены. Поднять
плечи максимально и отвести их назад, затем
вперед. Упражнение повторить 15 раз, через 10-15 дней
— 30 раз.
Значение позвоночника…
6. Но ведь есть самый главный начальник
над всеми нашими мышцами – это … ( мозг)
Сейчас мы дадим и ему работу. Проведём викторину.
1) Какая мышца нашего тела самая гибкая и
подвижная? (Язык)
2) Как называется кость, имеющая форму детской
игрушки? (Лопатка).
3) Какие кости самые крепкие? (Черепа)
4) Как называется главная мышца в организме,
которая работает, как насос?
5) Только сильная рука
Этой мышцею играет,
Развивается она,
Если тяжесть поднимает. (Бицепс)
6) В скелете много сочленений:
В плече, бедре, стопе, колене.
Скажи, как место называется
Там. Где концы костей смыкаются? (Cустав)
7) Быть сутулой не должна
Наших школьников … (спина).
8) Чем нужно регулярно заниматься, чтобы кости и
мышцы были в полном порядке?
7. Итог занятия
– Давайте вместе подведем итог нашего занятия
и ответим на главный вопрос: почему так важно с
детства укреплять мышцы и кости, следить за
осанкой?
– Что вам запомнилось на занятии?
– Понравилась ли вам сказка? Можно показать её
ребятам вашей школы, детям детского сада.
– Что хотели бы ещё узнать о скелете, мышцах?
Источник
Позвоночник считается основанием человеческого тела. Он выполняет важную роль в жизнедеятельности. Благодаря данной костной системе человек способен передвигаться и моментально реагировать на происходящие события. Однако далеко не все знают, интересные факты о позвоночнике человека.
- Количество позвонков неодинаково.Позвоночник представляет собой суставное соединение, которое состоит из множества костей. У каждого человека определенное количество частей в этом отделе: 33 – 35. Это объясняется тем, что копчик состоит из 4,5 – 6 костей. Из-за этого варьируется и количество позвонков. Подобное явления не считается патологией.
- У новорожденного ребенка количество костей в позвоночнике больше, чем у взрослого человека. Этому имеется логическое объяснение. По мере роста малыша количество костей сокращается. Это происходит за счет срастания отдельных частей с тазом. В итоге создается крепкая и надежная костная система.
- Позвоночник взрослого человека способен выдержать большие нагрузки. И это было научно доказано. В вертикальном положении эта костная система здорового человека способна выдержать нагрузку примерно в 400 килограмм. Поверить в это сложно. Вся тайна кроется в тканевой жидкости. Она придает соединениям прочность. Это вещество заполняет межпозвонковые диски. Они и фиксируют мышцы при напряжении. В результате взаимодействия костной системы и соединительной жидкости образуется прочная биоструктура.
- Тренированные артисты и спортсмены обладают уникальными способностями позвоночника. Вспомните выступление акробатов в китайском цирке. Гимнастки выполняют совершенно необычайные трюки. При этом было отмечено, что их позвоночник сильно изгибается. Если измерить все в градусной мере, то получиться более 360°.
- Человек способен развернуть основание своего тела на 180° влево и вправо. Правда, сделать это можно только в вертикальном положении. Возраст человека при этом не имеет значения. Объяснить подобное явления можно, обратив внимание на биомеханику костной системы. Организм способен восстановить сосуды, связки, межпозвонковые диски и мышцы, а также отдельные функции.
- Правильно подобранный комплекс упражнений способен избавить полностью от остеохондроза. На это указывает опыт специалистов и педагогов. Что касается медикаментозной терапии, то она дает положительный результат только у каждого второго больного.
- Возраст костной системы определяется не по количеству прожитых человеком лет. Этот показатель определяется гибкостью. У тех, кто занимается гимнастикой и йогой возраст позвоночника в 65 лет равен возрасту позвоночника 15-летнего подростка.
- Ученые доказали, что человек может развивать гибкость позвоночника в всей своей жизни. Главное, регулярно и правильно заниматься. Подобные упражнения способны укрепить костную систему, а также обновить наш организм.
- Многие хотя бы раз в жизни ощущали боль в области позвоночника. Однако такие неприятные ощущения могут указывать на другие заболевания, которые локализуются во внутренних органах. Например, после приема пищи может возникнуть боль непосредственно в грудном отделе. Стоит пройти обследование на наличие язвы. Если же болевые ощущения возникают в спине и отдают в пах, то желательно проверить почки.
- Сильная половина человечества чаще женщин получает различные травмы позвоночника. Это связано, в первую очередь, с их трудовой деятельности. Как показывает статистика, примерно 80% всех пациентов, обратившихся с различными повреждениями костной системы – мужчины.
- В воде все мышцы человека работают в полную силу. Это позволяет укрепить позвоночник. Помимо этого, вода действует на человека, как успокоительное, снимает раздражительность и стресс, положительно влияет на нервную систему. Потребуется несколько часов подобных процедур в течение 7 дней.
- Костную систему можно не только повредить. Как показывает практика, существуют опасные заболевания. Стоит беречь позвоночник от остеопороза – хрупкости тканей, а также от остеохондроза – смещения отдельных частей.
- Многие специалисты утверждают, что снизить нагрузку на костную систему можно, сбросив лишние килограммы. Они оказывают давление и провоцируют болевые ощущения в его области.
- Боль в районе позвоночника способны вызвать не только заболевания и лишний вес. Неприятные ощущения возникнут, если пронести пакет с продуктами, вес которого превышает 3 килограмма.
- Позвоночник постепенно растет. Начинается данный процесс не с самого рождения. Рост системы отмечается только после того, как ребенок встал на ножки. К 20 годам этот процесс прекращается.
Источник
Описание слайда:
1 группа Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу. 1) Строение позвоночника. 2) В чём особенность строения позвоночника? 2 группа Рассмотрите рисунки. 1) Запишите в таблицу названия заболеваний у детей связанных с нарушением осанки. Укажите признаки нарушения осанки. 2) Выявите причины нарушения осанки. Позвоночник является основой скелета. Он участвует в каждом нашем движении. Он вынужден приспосабливаться к различным условиям жизни: неудобной мебели, подушке, матрасу, тяжёлым портфелям. У детей встречаются заболевания связанные с нарушением осанки: сколиоз и кифоз. 3 группа Прочитайте текст. Запишите в таблицу ответы на вопросы. 1) Какое влияние на состояние здоровья оказывает нарушение осанки? 2) Что нужно делать, чтобы исправить осанку? Формирование осанки начинается с младенческого возраста и продолжается в процессе роста. У школьников часто встречается нарушение осанки. Это является результатом отсутствия навыка правильной осанки, постоянная неравномерная нагрузка на позвоночник, слабое развитие скелетной мускулатуры, гиподинамия, неправильная организация рабочего места. Всё это ведёт к изменению в строении позвоночника. Искривление позвоночника приводит к заболеваниям: сколиоз, кифоз. Нарушение осанки создаёт условия для заболеваний внутренних органов. Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьётся в тесной грудной клетке, впалая грудь и повёрнутые вперёд плечи не дают расправится лёгким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Плоская спина приводит к постоянным микротравмам головного мозга, повышается утомляемость, возникают головные боли, ухудшается память. Плохое зрение, привычка сутулится, часто становится причиной плохой осанки. Нарушение осанки затрудняет работу сердца, лёгких, вызывает смещение желудка и кишечника. Основная часть скелета туловища – позвоночник. Он состоит из 33 позвонков. В шейном отделе позвоночника находятся 7 позвонков, в грудном отделе 12 позвонков, в поясничном и крестцовом по 5 позвонков, в копчиковом 4 позвонка. Нижние позвонки более массивные, шейные меньше и легче. К грудным позвонкам прикрепляются рёбра (12 пар), которые вместе с грудиной образуют грудную клетку. Между позвоночниками находятся упругие межпозвоночные диски, построенные из хрящевой ткани. Особенность позвоночника заключается в том, что он имеет физиологические изгибы, внутри позвоночного столба находится спинной мозг. КИФОЗ Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Сколиоз приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта. Кифоз – изменение физиологических изгибов позвоночника. При грудном кифозе формируется круглая или сутулая спина. Развитие этого заболевания связано с тем, что у человека слабая мышечная система. Кифоз чаще встречается у мальчиков: сутулость, круглая спина, вогнутая спина, плоская спина. Дефекты осанки ухудшают работу сердца, лёгких, желудка, кишечника. Нарушение осанки связано с рядом причин. Современные дети ведут сидячий образ жизни. Уровень гиподинамии составляет 80%. Ребята не следят за правильным положением тела во время работы за столом, партой. Часто мебель в доме не соответствует росту ребёнка. Часть детей не занимаются спортом, имеют избыточный вес. У таких ребят слабо развита скелетная мускулатура. Влияет на позвоночник постоянная неравномерная нагрузка при ношении сумок или портфеля в одной руке или на плече. Негативные эмоции, тревога, страх «заставляют» втягивать голову в плечи, «сгибать» спину, «опускать» руки. Хронический стресс способствует закреплению этих поз.
Источник
Важность позвоночника переоценить сложно.Он позволяет нам двигаться, является основным шоссе, по которому с молниеносной скоростью перемещается информация. Больше того, позвоночник ещё и удобный индикатор нашего самочувствия.
У малышей больше позвонков
В спинном мозге человека около 13,5 миллионов нейронов. Важно то, что ребенок может потерять половину из них еще до своего рождения, поэтому матерям необходимо со всей старательностью изолировать себя от стресса и отрешиться от бытовых раздражителей.
С детьми связан и еще один любопытный факт, касающийся позвоночника: у новорожденных позвонков в позвоночнике больше.Позвонки с возрастом, конечно, никуда не исчезают – они просто срастаются. Пять из них превращаются в большой крестцовый отдел, оставшиеся – в копчик. Причем копчик у разных людей может состоять из разного количества позвонков, и это вовсе не является отклонением.
Растет и уменьшается
Есть у позвоночника и такое свойство как уменьшение и увеличение роста в течение дня. Банальная сила притяжения прибивает нас к земле. И позвоночник, который может выносить давление сотен килограммов, от этой силы тяжести начинает сокращаться. Вот почему космонавты успевают за время своего пребывания в космосе подрасти – иногда на целых 5 см. По этой же причине после 40 лет люди становятся ниже. Это не миф, это суровая реальность. Особенно, если не занимаются спортом и не поддерживают гибкость позвоночника, что, в свою очередь, обеспечивает здоровье всему организму.
Согласно статистике, мужчины получают травмы позвоночника чаще женщин: из всех травмировавших позвоночный столб – 82% представители сильного пола. Оно и понятно: мужчины больше любят риск, чаще попадают в автомобильные аварии и получают спортивные травмы .
Диагностика по позвоночнику
Вообще к своему позвоночнику следует относиться не только бережно, но и внимательно. Иногда он может сигнализировать хозяину о проблемах в других органах. Так, ученые выяснили, что если после еды у человека болит позвоночник где-то в середине грудного отдела, это может означать наличие язвы желудка. Прерывистая боль в спине, которая отдаёт в пах извещает о необходимости проверить почки – там могут быть камни. Опытные мануальщики способны продиагностировать состояние внутренних органов, просто прощупав позвоночник пациента: о заболеваниях и болезненных зонах могут рассказать остистые отростки, отходящие от позвоночника по всей его длине.
“Умная спина”
Спинной мозг, расположенный в позвоночном канале, умеет даже самостоятельно думать. Под «самостоятельно» имеется в виду – не консультируясь с мозгом головным, который управляет всеми процессами в нашем организме. Конечно, справиться с теоремой Коши спинному мозгу будет не под силу, но в определённых случаях он может отправлять сигналы органам в обход старшего брата.
Позвоночник и волосы
Перелом позвоночника может привести и к такому неожиданному последствию, как исчезновение волос на теле. Это уникальный феномен, в котором ученые пока сами не очень хорошо разобрались. Волосы на теле человека активно растут, когда делают запрос в головной мозг и получают обратную связь. Если эта связь нарушена – а именно так и произойдет, если спинной мозг получит серьезные повреждения, – волосы на теле постепенно начинают исчезать.
Язык о позвоночнике
Чтобы понять, в каком отделе позвоночника у человека искривление, достаточно попросить его высунуть язык. Этот орган может рассказать опытному доктору очень много о внутреннем состоянии пациента. Посередине языка имеется ложбинка, которая и передает информацию о здоровье позвоночника. Если складка искривляется на кончике языка – значит, проблема в шейном отделе, если посередине – искривление в грудном и, соответственно, кривизна ложбинки ближе к корню языка говорит о кривой пояснице.
Источник