Школа для детей с проблемами позвоночника

Впервые об этой необычной школе мы услышали в Научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Турнера в Санкт-Петербурге. В этом НИИ вот уже который год реализуется союзная программа помощи детям с деформациями и травмами позвоночника.
Союзную программу “Спинальные системы” совместно выполняют российские и белорусские медики. Суть – новые технологии хирургического лечения с помощью специальных конструкций. Они позволяют лечить детей со сложнейшими формами врожденных сколиозов. Но сделать операцию – это только полдела. Чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, требуется серьезная реабилитация.
Израиль Исаакович Кон, выдающийся ученый в области ортопедии, более 50 лет назад создал в СССР уникальную школу – интернат для больных сколиозом детей. Это московская школа № 76, где впервые можно было получать непрерывное лечение и одновременно обучаться по программе средней школы. Потом появилось более 40 таких школ во всех крупных городах Советского Союза, в том числе в Беларуси.
Как совмещается учение и лечение, мы увидели своими глазами.
Со стороны школа мало похожа на учебное заведение, скорее, на дом отдыха или санаторий. Огромная территория, восемь корпусов, среди них два учебных, два спальных, медицинский корпус, бассейн…
Нас встречает директор школы Елена Сергеевна Гаврилина:
– Сейчас у нас в школе более 400 детей. Уникальность ее в том, что она сочетает на первый взгляд абсолютно несовместимые вещи – лечение, реабилитацию, образование и воспитание. Причем все бесплатно. Дети могут оставаться здесь пять дней в неделю. В школе специальное нелинейное расписание. В него включены уроки, ЛФК, бассейн, есть динамический час, во время которого мы проводим медицинские процедуры. И все это в течение дня…
Идем по коридору: классы такие же, как и в обычной школе.
Отличие, пожалуй, только в том, что в некоторых из них вместо парт стоят кушетки и дети занимаются… лежа. Интересуемся, а как ребята, которые занимаются лежа, например, сдают ЕГЭ, участвуют ли они в олимпиадах?
– Хорошо сдают, – отвечает Елена Сергеевна. – И знаете, получают высокие баллы. Есть даже медалисты. Около 98 процентов наших выпускников поступают в вузы.
По словам директора, ребенок выезжает из школы на мероприятие в сопровождении медицинского работника. Если ему надо сдавать экзамен лежа, то сопровождающий берет с собой кушетку.
Медицинский реабилитационный комплекс – это целый мир: кабинеты с инновационным оборудованием, аппараты последнего поколения от ведущих мировых производителей из Англии, Бельгии, Франции, Германии. При лечении применяются лучшие технологии и методики лечения опорно-двигательного аппарата и сопутствующих ему заболеваний нервной системы, зрения, дыхания. В лечебном арсенале – большой бассейн, тренажерный зал, водолечение, отделение лечебной физкультуры. К слову, врачи здесь работают в две смены.
– Мы не только используем новейшие технологии, но и разрабатываем собственные программы по реабилитации, стараемся уйти от монотонности занятий, – рассказала завотделением реабилитации Ольга Пыжевская. – Ведь дети к нам не на один месяц приходят. Представляете, если весь год одно и то же? Поэтому многие индивидуальные занятия ведутся по так называемой системе биологической обратной связи (БОС). Это новое инновационное оборудование.
Мы посмотрели, как работает БОС. К ножкам ребенка крепятся электроды, и аппарат “считывает” работу его мышц. На мониторе возникает забавный лисенок, который дает ребенку задания, например просит поднять его на горку. Если ребенок мышцы расслабляет, то картинка пропадает. По словам Ольги Пыжевской, вместо лисенка можно “зарядить” мультик, а электроды могут быть прикреплены к спине. Принцип тот же. Есть также специальные аппараты, которые снимают боль.
Больше всего дети любят бассейн. Занятия в нем проходят три раза в неделю. Как рассказала Ольга Пыжевская, раньше ребята не умели плавать, а теперь участвуют в соревнованиях, причем не только школьных, но и городских. Есть свои чемпионы. Например, на городских соревнованиях для детей с ограниченными возможностями и инвалидностью ученик седьмого класса Никита Волков занял первое место брасом. Титул чемпиона завоевал и Никита Архипов, а у мальчика врожденная ампутация верхней конечности и сколиоз.
Бороться с недугом и болью ребятам помогают психологи. Ходить в корсете целый день – тяжкий труд. Кроме того, дети стесняются своих физических особенностей, боятся процедур, новой обстановки, того, что их будут дразнить. Чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение, в школе есть сенсорная комната, где ребята могут расслабиться, поделиться самым сокровенным.
Слаженная работа всего коллектива дает потрясающие результаты. Идешь по школе, и у тебя нет ощущения, что рядом с тобой находятся дети с тяжелейшими заболеваниями. Напротив – жизнь кипит. Тут и всевозможные кружки, и театральная студия, и свой хор… Мы оценили, как поют ребята. Это удивительно, а ведь большинство из них в корсетах, и петь им просто физически тяжело. Хор выступает с концертами, участвует в городских конкурсах, а на все большие праздники ездит к своим друзьям в онкологическую больницу имени Герцена.
Школьная столовая – проект детей. В дизайнерском конкурсе победили сестры Ксения и Кьяра Ионовы и Софья Маржина. Девочки участвовали в росписи стен и делали лепнину. У Николая Шеховцова иной талант: здорово играет на балалайке. А еще он отличный звонарь, стал победителем конкурса звонарей “История и культура храмов столицы и городов России”.
Анжелина Кожемякина перенесла четыре операции. Отличница, сейчас оканчивает 11-й класс, играет на гитаре и фортепиано. Пишет музыку и песни. С успехом играет в школьной театральной студии.
– Школа дает мне возможность чувствовать себя полноценным участником жизни, – поделилась с нами Анжелина. – Конечно, бывает тяжело, но здесь все помогают.
Лиза Кайсина попала в школу в 12-летнем возрасте с тяжелейшей формой сколиоза. Сейчас оканчивает 11-й класс, идет на золотую медаль. Собирается поступать в медицинский институт, хочет стать ортопедом и помогать детям, которые попали в такую же ситуацию, как и она…
И таких историй о победах над болезнью здесь немало. Каждый год на встречу одноклассников приходит не одно поколение бывших учеников. Каждый из них когда-то получил в этой школе надежду.
Почти 100 процентов выпускников этой уникальной школы поступают в ведущие вузы России. Фото: Роман Щербенков
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.
Источник
Реабилитационно-образовательный центр №76 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является особым типом лечебно-учебного учреждения, в котором может быть обеспечено наиболее эффективное консервативное лечение этих детей с одновременным обучением их по программе общеобразовательных школ.
Содержание образования в центре соответствует современным государственным программам. Обучение детей по программам общеобразовательных школ обеспечивает безболезненное возвращение их по окончании лечения в прежние школьные коллективы. Основной формой учебно – воспитательной работы остаётся урок.
У истоков создания нашего центра стоял крупный ученый Ортопедии России – Израиль Исаакович Кон. Он остался в истории отечественной медицины как основоположник комплексного консервативного лечения сколиоза.
Особенностью этой болезни является ухудшение здоровья в течение всего периода роста ребёнка, что требует многолетнего лечения. А система здравоохранения может обеспечить лечение только короткими курсами в стационаре или в санаториях, где дети будут полностью оторваны от дома и школы. Так родилась блестящая идея соединения учебно – воспитательного процесса и круглосуточного лечения. Огромная любовь к детям, энтузиазм, подвижничество, организаторский талант двух замечательных людей – первого директора школы Израиля Давыдовича Немцова и профессора Израиля Исааковича Кона привлекли к ним единомышленников. Их активно поддерживали Институт Травматологии и Ортопедии СССР, Министерство Просвещения СССР и Министерство Здравоохранения СССР.
Приказ об открытии специального школы – интерната номер 76 для детей больных сколиозом был подписан в июле 1964 года. Первыми пациентами были дети из ортопедической больницы им. Шумской. Первыми помощниками – энтузиастами стали завуч З.П.Бобровникова, старшая медсестра Э. В. Каплан, врач М. Ф. Турчкова, инструктор лечебной физкультуры Р. Н. Белозёрова, учителя В. Ф. Алёхина и Н. В. Болховская.
На первом этапе существования интерната внедрялась методика консервативного лечения сколиоза, разработанная И. И. Коном, модифицировалась методика школьного обучения в положении детей в классах лёжа по программе общеобразовательных школ, но в условиях круглосуточного и непрерывного лечения, создавалась методика психологической работы с детьми и их родителями с целью их вовлечения в лечебный процесс и привития веры в успех лечения. В последующие годы творческая работа коллектива под руководством возглавлявшего тогда школу директора Б. М. Супоницкого и профессора И.И. Кона, постоянный научный поиск способствовали совершенствованию учебного и лечебного процессов, достижению высоких результатов.
В разное время здесь работали замечательные врачи-интузиасты Н. Г. Гаценко, кандидаты медицинских наук З.Д. Иткина, Р.Д. Назарова, Г.И.Аксенова, много лет медчасть возглавляла Г.П. Дмитриева. Огромной любовью детей пользовались талантливые педагоги Куницына Б.М., Федорова Е.В., Докина С.М., Баулова З.С., тренеры лечебного плавания Л.А. Бородич, Л.В. Пояркова, Зиновьева А.Г. Крючкова Г.С.
Защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций, регулярно проводятся научные конференции, печатаются научные работы. За опытом приезжают врачи и учителя из городов России и Зарубежья.
По образцу нашего интерната в бывшем СССР было создано 50 таких школ – интернатов, и в них профессор И. И. Кон с врачами интерната проводил выездные семинары и консультации.
Среди сотрудников коллектива есть «Заслуженные учителя», «Отличники Просвещения», «Почетные работники общего образования РФ», «Отличники Здравоохранения», все ортопеды имеют высшую врачебную категорию, высшую квалификационную категорию имеют 53 педагога.
Пребывание детей в центре, включая учёбу, лечение и пятиразовое питание – бесплатное.
Усилиями всего коллектива создан дом, тёплый и уютный, который с любовью вспоминают тысячи лечившихся здесь учеников и с радостью приходят в традиционный «День рождения Центра» 19 мая.
Источник
Эти не совсем обычные учебные заведения созданы для детей, страдающих сколиозом. Деятельность санаторных школ-интернатов направлена на выявление и коррекцию тяжёлых деформаций позвоночника, а также обучение пациентов новому образу жизни, который позволит контролировать течение заболевания.
Обучение в санаторном учреждении позволяет ребёнку понять, как жить со сколиозом, бороться с заболеванием и не допускать его развития
К сожалению, не во всех городах страны имеются подобные учреждения. В основном, школы для детей больных сколиозом, располагаются в мегаполисах и областных центрах:
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Екатеринбург;
- Челябинск;
- Новосибирск;
- Ростов-на-дону;
- Красноярск;
- Владимир и др.
Где находятся специальные учреждения?
Один из наиболее известных специализированных интернатов Санкт-Петербурга работает по адресу: Санкт-Петербургское шоссе, 77 (Стрельна). В Москве Реабилитационно-образовательный центр располагается по адресу: Кронштадтский б-р, 20А. А также по адресу: Московская область, г. Щёлково, ул. Рудакова, 1а.
В Красноярске специализированный интернат расположен по ул. Пастеровская, дом 25. В Новосибирске подобное учреждение можно найти по адресу: ул.Халтурина, 30/1; в Челябинске по ул. Новороссийской, 130.
Условия приёма в специализированные интернаты
В интернаты направляются дети, состоящие на диспансерном учёте у врачей-ортопедов. Также рассчитывать на лечение и проживание в стационаре может любой ребёнок, у которого диагностировали запущенную степень сколиоза. Если же деформация не ярко выражена, то, чаще всего, пациент ставится на очередь до появления свободных мест. Чтобы стать учеником специализированной школы для больных сколиозом, потребуется:
- заключение специалиста о характере заболевания и степени деформации;
- заявление от родителей (законных попечителей);
- свидетельство психолого-медико-педагогической комиссии.
Ряд учреждений предоставляет полное среднее образование (11 классов), другие – неполное (9 классов). Бюджетные заведения обычно принимают детей от 6-8 лет. Некоторые частные стационары работают и с пациентами младшего возраста (от 4 лет).
В заведениях 5-ти дневная учебная неделя, выходные дни дети проводят дома.
Программа интерната: чем он отличается от других школ?
В специализированных интернатах школьники находятся под круглосуточным наблюдением специалистов. Учебная деятельность осуществляется с учетом психофизических особенностей пациентов, страдающих сколиозом:
- во время уроков обязательно проводятся разминки;
- учащиеся могут находиться в лежачем положении во время урока;
- в программу обучения включены занятия по ЛФК, формирующие правильную двигательную активность.
Дети, находящиеся на стационаре в санаторных учреждениях, получают комплексное лечение:
- массаж;
- занятия в плавательном бассейне;
- физиотерапию;
- биостимуляцию;
- рефлексотерапию;
- для каждого пациента изготавливается корсет.
В остальном специализированные интернаты ничем не отличается от обыкновенной школы: детей обучают тем же дисциплинам, организована внеурочная деятельность. Однако обучение в санаторном учреждении позволяет ребёнку понять, как жить со сколиозом, бороться с заболеванием и не допускать его развития.
Сколиоз, сколиоз у детей, лечение
Источник
- Главная
- Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
ГБОУ Школа № 1454 «Тимирязевская» продолжает набор в действующие 1-11 классы школьной образовательной площадки «Лиственничная аллея» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся по адаптированным образовательным программам (варианты 6.1., 6.2.) Образовательные программы соответствуют ФГОС.
Наполняемость классов составляет 8 -12 человек.
Возможно обучение по очно-заочной форме. Учебный план очно-заочного обучения предусматривает 40% очных занятий и 60% заочных занятий с дистанционной поддержкой, что позволяет организовать индивидуальную траекторию развития ребенка, наполняя не занятое учебой время дополнительными коррекционно-развивающими занятиями.
В школе работает команда профессиональных учителей, психологов, логопедов, дефектологов, педагогов дополнительного образования. По окончании уровней основного и среднего общего образования выпускники получают аттестаты государственного образца.
В образовательной организации созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Возможно круглосуточное пребывание в режиме пятидневной учебной недели и шестиразовое питание на бюджетной основе.
Местоположение: Лиственничная аллея, д. 8 (станция метро Петровско-Разумовская).
Контакты для получения дополнительной информации :
Руководитель ШОП «Лиственничная аллея» Елена Петровна Махонина
Тел: 8-916-483-69-08
E-mail: makhonina@1454.ru
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Цель работы: создание условий для всестороннего развития личности обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи работы:
- Формирование общей культуры, духовнонравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья;
- Осуществление коррекционной работы, оптимизация социальной адаптации и интеграции;
- Выявление и развития способностей у обучающихся с НОДА, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- Организации интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;
- Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися с НОДА социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- Предоставление обучающимся с НОДА возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;
- Включения обучающихся с НОДА в поликультурное пространство города Москвы.
Ссылка на страницу службы психолого-педагогического и социального сопровождения
Источник
Сколиозом называют распространенную патологию позвоночника,
при которой наблюдается разной степени выраженности его искривление в боковой
плоскости, что называют сколиотической дугой. Чаще всего он начинает формироваться
именно у детей в раннем или подростковом возрасте, тем самым создавая
предпосылки для развития ряда осложнений. К счастью, детский позвоночник довольно
пластичен, что позволяет при своевременном обнаружении признаков сколиоза принять
меры и исправить ситуацию вплоть до полного излечения.
Практически 30% заболеваний позвоночника у детей приходится на сколиоз.
Причины
Сколиоз у детей в основном начинает формироваться в период между 5 и 14 годами, а особенно в возрасте 4—6 лет и 10—14 лет, так как именно в это время наблюдается активный рост ребенка. Поскольку позвоночник остается довольно пластичным неправильное распределение нагрузки на него, а также ряд других факторов провоцирует отклонение отдельных позвонков от основной оси в ту или иную сторону, тем самым формируя сколиотическую дугу. Это может происходить только в одном отделе позвоночника, например, в пояснично-крестцовом, или одновременно в нескольких.
Также выделяют врожденную форму заболевания. В таких случаях
деформация позвоночного столба обусловлена нарушениями развития и наличием
сращений ребер, позвонков между собой, присутствием добавочных позвонков и пр. Но
подобное встречается значительно реже, чем приобретенный сколиоз.
При отсутствии врожденных деформаций причинами развития
сколиоза у детей могут выступать:
- несоблюдение осанки при сидении за столом,
работе за компьютером или ходьбе; - неравномерное распределение нагрузки на
позвоночник (ношение рюкзака на одном плече, тяжелых сумок, пакетов); - преждевременное начало занятиями тяжелыми видами
спорта; - слабость мышечного корсета, обусловленная ведением
малоподвижного образа жизни; - травмы позвоночника, включая компрессионные
переломы, тяжелые ушибы, переломы костей таза, значительно реже нижних
конечностей; - несбалансированное питание, не обеспечивающее поступление
должного количества витаминов и минералов в растущий организм ребенка; - заболевания позвоночника, в том числе рахит, ДЦП
и пр.
Сколиоз чаще диагностируется у девочек, хотя медицина пока не может предоставить убедительных объяснений, почему мальчики реже страдают от него.
Предпосылками для развития заболевания являются:
- лишний вес;
- неврологические патологии (нейрофиброматоз,
спастический паралич, полиомиелит, сирингомиелия); - незаращение дуг позвонков;
- сакрализация или люмбализация.
Но в действительности точно установить, что именно послужило
причиной развития сколиоза, удается не всегда.
Виды
Уже ясно, что сколиоз у детей может быть врожденным или приобретенным. Для более подробного описания патологии пользуются более точной классификацией форм заболевания на основании периода его возникновения:
- инфантильный (младенческий) – обнаруживается у
детей младше 3 лет; - ювенильный – развивается в 3—10 лет;
- подростковый – возникает в пубертатный период,
т. е. в 10—17 лет.
Все эти формы болезни хорошо поддаются лечению, чего нельзя
сказать про взрослый сколиоз. Поэтому очень важно вовремя диагностировать
патологию и направить максимальное количество усилий на ее устранение, пока не
стало поздно.
При взрослом сколиозе, диагностируемом у людей старше 17 лет, особенно запущенном, добиться абсолютного выздоровления практически невозможно даже с помощью хирургического вмешательства.
Также различают следующие виды сколиоза у детей в
зависимости от характера искривления:
- С-образный – позвоночник выгнут в левую или правую сторону с образованием 1 дуги;
- S-образный – одновременно формируются 2 разнонаправленные сколиотические дуги в двух разных отделах позвоночника, например, в пояснично-крестцовом и грудном;
- Z-образный – самая тяжелая форма сколиоза, при которой образуется сразу же 3 сколиотические дуги.
Степени сколиоза у детей
Сколиоз любого из вышеперечисленных видов развивается
постепенно. На основании этого выделяют 4 степени его развития. Определение, на
какой стадии развития находится болезнь, очень важно для разработки наиболее правильной
стратегии ее лечения.
Для оценки степени искривления позвоночника с помощью
специальных методик измеряется угол деформации. Первоначально можно с
достаточной точностью определить степень сколиоза по визуальным признакам, но
после этого обязательно требуется подтверждение с помощью инструментальных
методов диагностики сколиоза.
Сколиоз 1 степени у детей
Эта степень диагностируется при возникновении первых признаков деформации позвоночника, т. е. она является начальной и наиболее легкой стадией развития сколиоза. В таких случаях угол искривления позвоночного столба не превышает 10°. Тем не менее именно сколиоз 1 степени проще всего поддается лечению консервативными методами (без операции). Поэтому важно чтобы родители самостоятельно смогли своевременно заметить первые признаки развития сколиоза и обратиться к врачу на этом этапе.
В подобных ситуациях нарушение симметрии тела практически
незаметно. Но заподозрить искривление позвоночника можно по:
- отличиям в положении лопаток и плеч;
- незначительному перекосу таза;
- слабо выраженной сутулости и приближению лопаток
к позвоночнику.
Оценку этих параметров осуществляют, когда ребенок стоит
ровно и спокойно. При этом для 1 степени сколиоза у детей нехарактерно наличие
каких-либо болей, повышенной утомляемости или других нарушений. Но изменения
при 1-й степени сколиоза настолько незначительны, что диагностировать их часто
удается только с помощью рентгена.
Сколиоз 2 степени у детей
Если деформация хребта на начальной стадии развития не была
диагностирована, патология прогрессирует, а угол искривления позвоночного
столба увеличивается до 11—25°. Именно на этом этапе заболевание
диагностируется чаще всего, поскольку изменения заметны не только, когда
ребенок стоит, но и когда он лежит.
Если изначально сколиоз С-образный, то при второй степени уже
прослеживается образование компенсаторной дуги, т. е. позвоночник приобретает S-образный изгиб. Поскольку нагрузка на него
распределяется неравномерно, в месте изначального искривления образуется
реберный горб и мышечный валик, а также усиливаются визуальные признаки
деформации:
- асимметричное положение плеч заметно даже в
одежде; - сутулость усугубляется;
- наблюдается ротация позвонков вокруг собственной
оси.
Именно детский сколиоз 2-й степени диагностируется примерно в 80% случаев.
Сколиоз 3 степени у детей
Такая деформация позвоночника считается уже серьезной,
поскольку угол искривления достигает 26—50°. Это сопровождается сильными
нарушениями осанки, яркими признаками асимметрии лопаток, плеч, а также таза,
причем эти признаки просматриваются как в стоячем или лежачем положении, так и
когда ребенок сидит.
На 3-й стадии сколиоза уже:
- начинает деформироваться грудная клетка;
- увеличивается реберный горб;
- суставы серьезно смещаются;
- возникают выраженные боли;
- ребра западают;
- мышцы передней брюшной стенки ослабевают.
Все это создает предпосылки для смещения внутренних органов
с естественных положений и, следовательно, возникновению нарушений разной
степени тяжести в их работе.
Сколиоз 4 степени у детей
4 степень – самая тяжелая стадия искривления позвоночника, в
результате чего он теряет способность обеспечивать надежную опору телу, ведь
угол искривления превышает 50°. Выраженные сколиотические дуги приводят к сильным
деформациям в других костях, растяжению одних мышц спины и спазмированию
других.
4 степень сколиоза у детей приводит к возникновению тяжелых
нарушений в работе внутренних органов, ущемляются спинномозговые корешки, что
может приводить к возникновению неврологических расстройств разной степени
выраженности. Также при такой сильной деформации позвоночника существует серьезный
риск возникновения травм спинного мозга.
Симптомы
Как проявляется сколиоз у ребенка, напрямую зависит от
локализации сколиотической дуги, выраженности кривизны, причин развития
заболевания и возраста ребенка. У каждого больного при одинаковом диагнозе
могут наблюдаться разные симптомы. Для сколиоза у детей характерно:
- появление признаков асимметрии, нарушений
осанки, сутулости; - опущение головы, что уже присутствует при 1 и 2
степени сколиоза; - периодическое возникновение болевых ощущений,
причем изначально они обычно локализованы в области шеи, плеч, поясницы
(зачастую возникает при прогрессировании искривления до 3-й степени, хотя может
проявляться и раньше); - нарушение дыхания с эпизодами одышки, способной
появляться даже при небольших нагрузках; - учащение сердцебиения;
- повышенная утомляемость;
- нарушение координации движений;
- рассеянностью;
- головные боли;
- нарушения сна;
- ухудшение общего состояния.
Боли разной интенсивности могут присутствовать даже на самых ранних стадиях развития сколиоза у детей.
Нередко при сколиозе ущемляются спинномозговые корешки, что
приводит к нарушениям иннервации внутренних органов, а впоследствии и к
органическим изменениям. Какие именно из них будут страдать, зависит от
локализации сколиотической дуги. В целом заболевание может провоцировать
нарушения функционирования бронхов, легких, печени, половых органов,
поджелудочной железы и пр.
Сколиоз у детей опасен еще и возникновением психологических
проблем, так как при появлении эстетического недостатка у ребенка отношение сверстников
к нему резко меняется. Это может вылиться в длительные депрессии, замкнутость,
резкое снижение самооценки и трудности в общении.
Возможные последствия
Сколиоз чреват не только появлением выраженного эстетического недостатка, но и серьезными осложнениями, которые способны сильно снижать качество жизни и иногда даже провоцировать развитие угрожающих жизни состояний. Среди вероятных последствий тяжелых деформаций позвоночника у детей:
- формирование заметного горба;
- неправильное развитие костей и скелетных мышц;
- мышечная дистрофия;
- нарушения работы сердца, легких, органов ЖКТ и
почек.
Диагностика
Чаще всего признаки сколиоза у детей обнаруживаются на профилактических
осмотрах, поскольку даже очень заботливому и внимательному родителю не всегда
удается заметить начальные проявления деформации позвоночного столба у ребенка.
Врач оценивает положение позвоночника, лопаток и таза следующими способами:
- Ребенок размещается на кушетке лицом вниз и
кладет руки вдоль туловища. Врач пальпирует позвоночник с легким нажимом,
определяя положение позвонков. - Ребенок стоит спиной к специалисту и
наклоняется, согнув спину дугой и опустив руки. Врач оценивает положение
лопаток и позвоночника в таком положении тела. Также он обращает внимание, не
выпирают ли ребра в той или иной стороны тела.
Если в ходе визуального осмотра у доктора закрались
подозрения на наличие искривления позвоночника, он назначает рентген
позвоночник в прямой оси. Этого простого и доступного для каждого исследования
зачастую достаточно для точного диагностирования сколиоза и определения степени
его развития.
Лечение сколиоза без операции в клинке
Если у ребенка диагностирован сколиоз, лечение начинают
немедленно. Но оно может осуществляться консервативными методами, т. е. безоперационным
путем, только при деформациях менее 40°. В остальных случаях и тем более при
сколиозе 4-й степени показано хирургическое лечение сколиоза.
Итак, если заболевание диагностировано на ранних стадиях развития и еще возможно восстановить нормальную ось позвоночника без прямого вмешательства в него, больному назначается комплексная терапия. Ее характер напрямую зависит от степени сколиоза и самочувствия ребенка. В целом консервативное лечение сколиоза может включать:
- ЛФК;
- мануальную терапию;
- массаж;
- физиотерапию;
- ношение ортопедического корсета;
- кинезиотейпирование.
При 1 и 2 степени сколиоза (чаще всего наблюдается у детей до 5 лет) зачастую достаточно только ЛФК, массаж и мануальной терапии. Но остальные методы также могут применяться с целью повышения эффективности лечения. В более сложных случаях медики обязательно рекомендуют задействовать все возможные способы выравнивания оси позвоночника. В противном случае деформация будет прогрессировать и рано или поздно приведет к тяжелым осложнениям, сильнейшим болям и возникновению острой необходимости в проведении операции.
Сколиоз в подростковом возрасте значительно сложнее поддается лечению, чем в более ранний период. Это обусловлено уже не такой податливостью позвоночника, как у более младших детей. Причем зачастую у подростков диагностируется 2—3 степень искривления позвоночника, что сопровождается более выраженными изменениями его оси и требует решительных действий для устранения патологии.
ЛФК (Лечебная физкультура)
Лечебной физкультуре отводится большая роль в исправлении
деформации позвоночника. Для каждого пациента комплекс упражнений
разрабатывается индивидуально на основании локализации, стадии, вида сколиоза. Также
во внимание обязательно принимается возраст ребенка и уровень его физического
развития.
Заниматься ЛФК требуется регулярно. Первые занятия проводятся
под руководством специалиста и только впоследствии, когда и ребенок, и его
родители полностью освоят правильную методику выполнения каждого упражнения,
разрешается заниматься дома самостоятельно.
Регулярные занятия лечебной физкультурой способствуют
укреплению мышечного корсета, что позволяет создать надежную опору позвоночнику
и уменьшить вероятность его дальнейшего искривления. Также правильно
подобранные упражнения позволяют уменьшить болевые ощущения и добиться увеличения
возможной амплитуды движений.
Мануальная терапия
Огромная роль в лечение сколиоза у детей отводится
мануальной терапии. Именно этот метод позволяет непосредственно воздействовать
на позвоночник, нормализуя положение позвонков и высвобождая ущемленные
спинномозговые корешки. Но подобные манипуляции требуют высокого уровня квалификации
от мануального терапевта, поэтому доверять здоровье ребенка можно только
опытному специалисту.
Дополнительно мануальная терапия дает возможность устранить
функ