Школ для детей с заболеваниями позвоночника

Школ для детей с заболеваниями позвоночника thumbnail

Впервые об этой необычной школе мы услышали в Научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Турнера в Санкт-Петербурге. В этом НИИ вот уже который год реализуется союзная программа помощи детям с деформациями и травмами позвоночника.

Союзную программу “Спинальные системы” совместно выполняют российские и белорусские медики. Суть – новые технологии хирургического лечения с помощью специальных конструкций. Они позволяют лечить детей со сложнейшими формами врожденных сколиозов. Но сделать операцию – это только полдела. Чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни, требуется серьезная реабилитация.

Израиль Исаакович Кон, выдающийся ученый в области ортопедии, более 50 лет назад создал в СССР уникальную школу – интернат для больных сколиозом детей. Это московская школа № 76, где впервые можно было получать непрерывное лечение и одновременно обучаться по программе средней школы. Потом появилось более 40 таких школ во всех крупных городах Советского Союза, в том числе в Беларуси.

Как совмещается учение и лечение, мы увидели своими глазами.

Со стороны школа мало похожа на учебное заведение, скорее, на дом отдыха или санаторий. Огромная территория, восемь корпусов, среди них два учебных, два спальных, медицинский корпус, бассейн…

Нас встречает директор школы Елена Сергеевна Гаврилина:

– Сейчас у нас в школе более 400 детей. Уникальность ее в том, что она сочетает на первый взгляд абсолютно несовместимые вещи – лечение, реабилитацию, образование и воспитание. Причем все бесплатно. Дети могут оставаться здесь пять дней в неделю. В школе специальное нелинейное расписание. В него включены уроки, ЛФК, бассейн, есть динамический час, во время которого мы проводим медицинские процедуры. И все это в течение дня…

Идем по коридору: классы такие же, как и в обычной школе.

Отличие, пожалуй, только в том, что в некоторых из них вместо парт стоят кушетки и дети занимаются… лежа. Интересуемся, а как ребята, которые занимаются лежа, например, сдают ЕГЭ, участвуют ли они в олимпиадах?

– Хорошо сдают, – отвечает Елена Сергеевна. – И знаете, получают высокие баллы. Есть даже медалисты. Около 98 процентов наших выпускников поступают в вузы.

По словам директора, ребенок выезжает из школы на мероприятие в сопровождении медицинского работника. Если ему надо сдавать экзамен лежа, то сопровождающий берет с собой кушетку.

Медицинский реабилитационный комплекс – это целый мир: кабинеты с инновационным оборудованием, аппараты последнего поколения от ведущих мировых производителей из Англии, Бельгии, Франции, Германии. При лечении применяются лучшие технологии и методики лечения опорно-двигательного аппарата и сопутствующих ему заболеваний нервной системы, зрения, дыхания. В лечебном арсенале – большой бассейн, тренажерный зал, водолечение, отделение лечебной физкультуры. К слову, врачи здесь работают в две смены.

– Мы не только используем новейшие технологии, но и разрабатываем собственные программы по реабилитации, стараемся уйти от монотонности занятий, – рассказала завотделением реабилитации Ольга Пыжевская. – Ведь дети к нам не на один месяц приходят. Представляете, если весь год одно и то же? Поэтому многие индивидуальные занятия ведутся по так называемой системе биологической обратной связи (БОС). Это новое инновационное оборудование.

Мы посмотрели, как работает БОС. К ножкам ребенка крепятся электроды, и аппарат “считывает” работу его мышц. На мониторе возникает забавный лисенок, который дает ребенку задания, например просит поднять его на горку. Если ребенок мышцы расслабляет, то картинка пропадает. По словам Ольги Пыжевской, вместо лисенка можно “зарядить” мультик, а электроды могут быть прикреплены к спине. Принцип тот же. Есть также специальные аппараты, которые снимают боль.

Больше всего дети любят бассейн. Занятия в нем проходят три раза в неделю. Как рассказала Ольга Пыжевская, раньше ребята не умели плавать, а теперь участвуют в соревнованиях, причем не только школьных, но и городских. Есть свои чемпионы. Например, на городских соревнованиях для детей с ограниченными возможностями и инвалидностью ученик седьмого класса Никита Волков занял первое место брасом. Титул чемпиона завоевал и Никита Архипов, а у мальчика врожденная ампутация верхней конечности и сколиоз.

Бороться с недугом и болью ребятам помогают психологи. Ходить в корсете целый день – тяжкий труд. Кроме того, дети стесняются своих физических особенностей, боятся процедур, новой обстановки, того, что их будут дразнить. Чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение, в школе есть сенсорная комната, где ребята могут расслабиться, поделиться самым сокровенным.

Слаженная работа всего коллектива дает потрясающие результаты. Идешь по школе, и у тебя нет ощущения, что рядом с тобой находятся дети с тяжелейшими заболеваниями. Напротив – жизнь кипит. Тут и всевозможные кружки, и театральная студия, и свой хор… Мы оценили, как поют ребята. Это удивительно, а ведь большинство из них в корсетах, и петь им просто физически тяжело. Хор выступает с концертами, участвует в городских конкурсах, а на все большие праздники ездит к своим друзьям в онкологическую больницу имени Герцена.

Читайте также:  Как сделать доску для вытяжки позвоночника

Школьная столовая – проект детей. В дизайнерском конкурсе победили сестры Ксения и Кьяра Ионовы и Софья Маржина. Девочки участвовали в росписи стен и делали лепнину. У Николая Шеховцова иной талант: здорово играет на балалайке. А еще он отличный звонарь, стал победителем конкурса звонарей “История и культура храмов столицы и городов России”.

Анжелина Кожемякина перенесла четыре операции. Отличница, сейчас оканчивает 11-й класс, играет на гитаре и фортепиано. Пишет музыку и песни. С успехом играет в школьной театральной студии.

– Школа дает мне возможность чувствовать себя полноценным участником жизни, – поделилась с нами Анжелина. – Конечно, бывает тяжело, но здесь все помогают.

Лиза Кайсина попала в школу в 12-летнем возрасте с тяжелейшей формой сколиоза. Сейчас оканчивает 11-й класс, идет на золотую медаль. Собирается поступать в медицинский институт, хочет стать ортопедом и помогать детям, которые попали в такую же ситуацию, как и она…

И таких историй о победах над болезнью здесь немало. Каждый год на встречу одноклассников приходит не одно поколение бывших учеников. Каждый из них когда-то получил в этой школе надежду.

Школ для детей с заболеваниями позвоночника

Почти 100 процентов выпускников этой уникальной школы поступают в ведущие вузы России. Фото: Роман Щербенков

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Источник

Реабилитационно-образовательный центр №76 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является особым типом лечебно-учебного учреждения, в котором может быть обеспечено наиболее эффективное консервативное лечение этих детей с одновременным обучением их по программе общеобразовательных школ.

Содержание образования в центре соответствует современным государственным программам. Обучение детей по программам общеобразовательных школ обеспечивает безболезненное возвращение их по окончании лечения в прежние школьные коллективы. Основной формой учебно – воспитательной работы остаётся урок.

У истоков создания нашего центра стоял крупный ученый Ортопедии России – Израиль Исаакович Кон. Он остался в истории отечественной медицины как основоположник комплексного консервативного лечения сколиоза.

Особенностью этой болезни является ухудшение здоровья в течение всего периода роста ребёнка, что требует многолетнего лечения. А система здравоохранения может обеспечить лечение только короткими курсами в стационаре или в санаториях, где дети будут полностью оторваны от дома и школы. Так родилась блестящая идея соединения учебно – воспитательного процесса и круглосуточного лечения. Огромная любовь к детям, энтузиазм, подвижничество, организаторский талант двух замечательных людей – первого директора школы Израиля Давыдовича Немцова и профессора Израиля Исааковича Кона привлекли к ним единомышленников. Их активно поддерживали Институт Травматологии и Ортопедии СССР, Министерство Просвещения СССР и Министерство Здравоохранения СССР.

Приказ об открытии специального школы – интерната номер 76 для детей больных сколиозом был подписан в июле 1964 года. Первыми пациентами были дети из ортопедической больницы им. Шумской. Первыми помощниками – энтузиастами стали завуч З.П.Бобровникова, старшая медсестра Э. В. Каплан, врач М. Ф. Турчкова, инструктор лечебной физкультуры Р. Н. Белозёрова, учителя В. Ф. Алёхина и Н. В. Болховская.

На первом этапе существования интерната внедрялась методика консервативного лечения сколиоза, разработанная И. И. Коном, модифицировалась методика школьного обучения в положении детей в классах лёжа по программе общеобразовательных школ, но в условиях круглосуточного и непрерывного лечения, создавалась методика психологической работы с детьми и их родителями с целью их вовлечения в лечебный процесс и привития веры в успех лечения. В последующие годы творческая работа коллектива под руководством возглавлявшего тогда школу директора Б. М. Супоницкого и профессора И.И. Кона, постоянный научный поиск способствовали совершенствованию учебного и лечебного процессов, достижению высоких результатов.

В разное время здесь работали замечательные врачи-интузиасты Н. Г. Гаценко, кандидаты медицинских наук З.Д. Иткина, Р.Д. Назарова, Г.И.Аксенова, много лет медчасть возглавляла Г.П. Дмитриева. Огромной любовью детей пользовались талантливые педагоги Куницына Б.М., Федорова Е.В., Докина С.М., Баулова З.С., тренеры лечебного плавания Л.А. Бородич, Л.В. Пояркова, Зиновьева А.Г. Крючкова Г.С.

Защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций, регулярно проводятся научные конференции, печатаются научные работы. За опытом приезжают врачи и учителя из городов России и Зарубежья.

По образцу нашего интерната в бывшем СССР было создано 50 таких школ – интернатов, и в них профессор И. И. Кон с врачами интерната проводил выездные семинары и консультации.

Среди сотрудников коллектива есть «Заслуженные учителя», «Отличники Просвещения», «Почетные работники общего образования РФ», «Отличники Здравоохранения», все ортопеды имеют высшую врачебную категорию, высшую квалификационную категорию имеют 53 педагога.

Пребывание детей в центре, включая учёбу, лечение и пятиразовое питание – бесплатное.

Усилиями всего коллектива создан дом, тёплый и уютный, который с любовью вспоминают тысячи лечившихся здесь учеников и с радостью приходят в традиционный «День рождения Центра» 19 мая.

Читайте также:  Мрт позвоночника это облучение

Источник

Информационные материалы по профилактике инфекционных болезней и необходимости имунодиагностики туберкулеза

Советы врача

О сколиозе и не только

Консервативное лечение сколиоза в школе

Сколиоз и факторы сердечно – сосудистого риска!

У детей, страдающих сколиозом, как правило, имеют место сопутствующие заболевания, связанные с нарушением легочной вентиляции, снижением жизненной емкости легких, гипоксией тканей, что требует строжайшего соблюдения режима аэрации – максимально длительного пребывания детей на свежем воздухе. поэтому, когда ребенок находится в домашних условиях, мы рекомендуем дневной и ночной сон проводить с открытыми фрамугами. Опыт показывает, что даже температура в комнатах 120с при открытых фрамугах не ведет к переохлаждению детей. Рациональный воздушный режим является необходимым фоном для всего комплексного лечения больных сколиозом, он способствует десенсибилизации организма ребенка, повышению сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Пребывание детей на свежем воздухе для начальных классов составляет 3,5 часа, для старшеклассников не менее 3-х часов в день.

В питании детей, страдающих сколиозом различной степени тяжести, должно быть достаточное количество полноценных белков, в том числе молока и творога, являющихся важными стимуляторами энергетических процессов. минеральные соли, витамины должны поставляться за счет натуральных пищевых продуктов, фруктов, овощей.

В школе в рамках национального календаря профилактических прививок, учащимся ежегодно проводится вакцинация против гриппа, с целью раннего выявления туберкулеза ставится реакция манту, проводится вакцинация против клещевого энцефалита, гепатита а, дифтерии, столбняка.

Уважаемые родители!

Пожалуйста, не отказывайтесь без серьезных оснований от вакцинации детей. По сведениям роспотребнадзора дети, привитые против гриппа, болели орви в 4,6 раза реже, чем их не привитые сверстники. Это происходит благодаря тому, что вакцина гриппол содержит иммуномодулятор полиоксидоний, обладающий широким спектром иммунофармакологического действия, который позволяет повысить устойчивость организма к другим инфекциям за счет коррекции иммунного статуса.

Вакцины против вируса гриппа, приготовленные из актуальных для данного эпидемического сезона штаммов, способны защитить от заболевания гриппом около 80% детей и взрослых. вакцинация снижает смертность от гриппа на 41%, при этом защитный эффект вакцинации, проводимой в течение 2 и более лет, был намного выше, чем однократной непосредственно перед эпидемией.

Если вы обнаружили у своего ребенка такие симптомы, как:

– повышенная температура;

– головная боль; мышечные боли

– боль в горле; насморк

посещение школы недопустимо! не подвергайте жизнь и здоровье своих и окружающих детей опасности! при проявлении вышеперечисленных симптомов необходимо сразу же обратится в районную поликлинику или вызвать врача на дом.

Ортопедический режим в школе-интернат №28

Ортопедический режим – это комплекс мероприятий, создающих оптимальные условия для нормального развития опорно-двигательного аппарата, призванных предупредить прогрессирование сколиоза, кифоза, плоскостопия. Он предполагает создание и соблюдение правильных двигательных стереотипов, позволяется сохранить и восстановить функциональную способность ребенка, что ведет к формированию правильного физиологического положения тела, уменьшению нагрузки на позвоночник.

Ортопедический режим включает в себя следующие моменты:

1. 1. Режим разгрузки позвоночника: во время учебных занятий и самоподготовки все учащиеся занимаются лежа на клиновидной подставке или за партой по рекомендации врача ортопеда. Учитель контролирует правильность положения детей на кушетке и за партой.

2. 2. Во время тихого часа, положение лежа на спине на ортопедическом матрасе или на деревянном щите, в корсете Шено (по назначению).

3. 3. Щадящий двигательный режим исключает движения, которые приводят к увеличению нагрузки на позвоночник, запрещается его подвижности

На переменах, прогулках, во время культурного отдых запрещается:

– быстрый бег, прыжки;

– игры со скакалкой;

– ношение тяжести (не более 3-5 кг.);

– катание с крутых горок, на коньках, роликах, велосипедах;

– висы на турнике.

  1. Корсетный режим.

Корсет – это не пассивное, а активное вспомогательное средство, которое надевается на футболку с коротким рукавом.

Корсет Шено носится 22-23 часа в сутки и снимается на гигиенические процедуры.

Корректоры осанки носят по 4-6 часов в день.

Учителя, воспитатели и родители должны контролировать ношение корсетов. Врач-ортопед осматривает детей в корсетах 1 раз в день в две недели или появлении каких-либо жалоб.

  1. Обувь должны быть удобная, плотно охватывать стопу, каблучок не превышает 2-3 см. Запрещается высококаблучная обувь. Ортопедическая обувь, ортопедические стельки-суппинаторы, коски назначаются врачом-ортопедом.
  2. Прохождение всех лечебных процедур: посещение уроков ЛФК, массажа, физиопроцедур – обеспечивающих повышение мышечного тонуса, снятия мышечных спазмов, улучшения кровообращения в мышечно-связочном аппарате.
  3. Лечебное плавание предполагает максимальную разгрузку позвоночника и укрепления мышечного корсета

Источник

В городе работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений для детей с инвалидностью и ОВЗ: здесь ребята не только получают среднее образование, но и проходят реабилитационные курсы, посещают художественные кружки, учатся социально-бытовой адаптации. С 1 апреля начинается прием заявок в учебные заведения, и перед родителями стоит непростой выбор, куда же отдать свое чадо. Рассказываем о центрах и правилах поступления.

Читайте также:  Сколько в позвоночнике косточек

Прежде всего, стоит отметить, что зачисление во все реабилитационно-образовательные центры происходит на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), которое необходимо предоставить в школу. Кроме того, во все учреждения зачисляются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеющие постоянную регистрацию по месту проживания в городе Москве. Обучение и реабилитация предоставляются на бесплатной основе.

Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых

Ученики школы-интерната – дети с нарушениями зрения или тотально незрячие ребята. Все обучение проходит на шрифте Брайля. Кроме того, используются специальные программы для компьютеров, брайлевские дисплеи и другие инновационные технологии. Более 80% выпускников поступают в высшие учебные заведения столицы. По желанию родителей дети могут оставаться в школе на пятидневке.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 687-55-01.

Центр реабилитации и образования № 4

Центр реабилитации и образования № 4 (ЦРО № 4) – одно из старейших учреждений столицы. Оно основано в 1898 году и находится в 35 км от Москвы, в Раменском районе, г/п Быково.

На данный момент ЦРО № 4 – единственное в Москве и в России реабилитационно-образовательное учреждение, имеющее основной кардиологический профиль. В школе учатся дети преимущественно с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также сопутствующими заболеваниями эндокринной системы. Срок обучения – с 1-го по 9-й классы. В школе также возможно пятидневное пребывание.

Психолого-медико-педагогический консилиум центра составляет индивидуальную программу реабилитации для каждого ребенка.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (496) 469-13-71.

Реабилитационная школа-интернат № 32

В школе юные москвичи осваивают основные общеобразовательные и адаптированные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ученики – дети преимущественно с заболеваниями крови и нарушениями эндокринной системы.

Кроме учителей-предметников в учреждении работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по адаптивной физической культуре и лечебной физической культуре.

Социокультурная реабилитация включает: оздоровительное плавание, аквааэробику, антигравитационную йогу, шахматы, танцы, ручное творчество, лепку, валяние из шерсти, иппотерапию, скандинавскую ходьбу, робототехнику.

Для детей, требующих постоянного медицинского контроля за состоянием здоровья, предусмотрено стационарное пребывание.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 793-27-36.

Реабилитационно-образовательный центр № 76

В этой школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиозом). Главная особенность центра – обучение происходит в положении лежа. Одна из основных задач центра – дать ученикам качественное образование, которое позволит поступить в выбранный университет и реализоваться в учебе и профессии.

Для уроков отведена первая половина дня. Во второй ученики проходят реабилитационные курсы, включающие занятия с инструкторами ЛФК, физиотерапию, массаж и другие процедуры. Не менее важна и культурная программа: для воспитанников доступны многочисленные художественные и спортивные кружки и секции.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 450-17-66.

Реабилитационно-образовательный центр № 105

Воспитанники этой школы – дети с ментальными нарушениями разной степени выраженности. Обучение проводится по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными нарушениями по первому или второму вариантам.

Приоритетное направление центра – трудовое обучение. После 9-го класса ребята проходят итоговую аттестацию по профилям трудового обучения. Потом они могут пойти в 10-11-й классы для углубленного изучения отдельных предметов. Основным предметом в этот период является профильный труд, направленный на профессиональную ориентацию. В 10-м классе проводится тестирование по углубленной трудовой подготовке и основам социальной жизни для выявления социально-бытовой и жизненной компетенции у выпускников.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 173-76-51.

Комплексный реабилитационно-образовательный центр

Учреждение для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП, в том числе с тяжелыми полиорганными нарушениями. Основные направления центра – социализация ребенка, его приобщение к труду и развитие бытовых навыков. Для этого в центре функционируют отделения трудовой занятости, где ребята приобретают профессиональные навыки.

В 2021-2022 учебном году в Комплексном реабилитационно-образовательном центре планируется открыть пять первых классов (по 5 человек в каждой группе) – с обучением по адаптированным основным общеобразовательным программам начального образования. По окончании обучения ребята получают как аттестаты об основном общем образовании, так и свидетельства об обучении – в зависимости от образовательной программы.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (499) 737-99-58.

Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко»

Центр принимает детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ученики проходят комплексную реабилитацию и приобретают навыки общения и поведения со сверстниками и взрослыми.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 850-18-03.

Центр реабилитации и образования № 7

В этом учреждении дети и подростки проходят краткосрочные курсы реабилитации. При этом, чтобы ребята не отставали от своих школьных программ, для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная реабилитационно-образовательная программа. Каждое занятие уникально благодаря как профессионализму педагогов, так и применению различных инновационных гаджетов – например, VR-шлемов и роботов.

Подать документы можно, обратившись по телефону 8 (495) 994-51-37.

Школ для детей с заболеваниями позвоночника

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник