Широкий таз и 8 образный позвоночник сформировались

Широкий таз и 8 образный позвоночник сформировались thumbnail

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система»

Вариант 1

Часть А

Выберите один верный ответ

1. Костная ткань представляет собой разновидность ткани

    1)        эпителиальной

    2)        соединительной

    3)        мышечной гладкой

    4)        мышечной поперечнополосатой

2. Соединения костей, при которых многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой, относят к типу

    1)        подвижных

    2)        малоподвижных

    3)        полуподвижных

    4)        неподвижных

3. Какой буквой на рисунке обозначена бедренная кость?

    1)    А

    2)    Б

    3)    В

    4)    Г

4. Рост кости в толщину происходит за счет деления клеток

   1)        желтого костного мозга

   2)        надкостницы, сросшейся с костью

   3)        наружного плотного вещества

   4)        внутреннего губчатого вещества

5. Увеличение в процессе эволюции у человека размеров мозгового отдела черепа по сравнению с лицевым способствовало

   1)        развитию у него мышления

   2)        надземному образу жизни

   3)        редукции волосяного покрова

   4)        использованию животной пищи

6. У здорового человека, в отличие от человека, страдающего плоскостопием,

   1)        своды стопы опущены

   2)        мышцы ног быстро утомляются

   3)        кости плюсны распластаны

   4)        стопа пружинящая

7. В каком отделе позвоночника у человека в связи с прямохождением располагаются самые мелкие позвонки?

   1)        поясничном

   2)        грудном

   3)        крестцовом

   4)        шейном

8. При вывихе, оказывая первую доврачебную помощь, необходимо

   1)        вправить вывих

   2)        согреть поврежденный сустав

   3)        приложить к суставу пузырь со льдом или холодной водой и обездвижить его

   4)        стремиться делать в поврежденном суставе как можно больше движений

9. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа

1)        височная, теменная

2)        лобная, теменная

3)        затылочная, теменная

4)        затылочная, лобная

10. Какие мышцы приводят в движение кожу лица, придают лицу определенное выражение?

   1)        гладкие

   2)        жевательные

   3)        мимические

   4)        шейные

Часть В

1. Укажите верные ответы на вопрос.

Какие кости в скелете образуют сустав?

А) голени и бедра

Б) лобная и теменная

В) тазовые

Г) стопы и голени

Д) височная и затылочная

Е) плечевая, лучевая и локтевая

Буквы, соответствующие выбранным ответам на вопрос, запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.

Ответ: ___________

2. Установите соответствие между костью верхних конечностей и отделом, к которому она относится.

КОСТИ КОНЕЧНОСТИ

1)        плечевая кость

2)        лопатка

3)        ключица

4)        локтевая кость

5)        лучевая кость

6)        кость кисти

ОТДЕЛЫ КОНЕЧНОСТИ

А) собственно конечность

Б) пояс конечностей

Буквы, соответствующие выбранным элементам ответа, запишите в таблицу.

Часть С

Почему нужно соблюдать правильную осанку?

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система»

Вариант 2

Часть А

Выберите один верный ответ

1. В костной ткани межклеточное вещество

1)        жидкое

2)        твердое

3)        отсутствует

4)        содержит запасы жира

2. Какие вещества придают кости твердость?

1)        аминокислоты и белки

2)        глюкоза и крахмал

3)        нуклеиновые кислоты

4)        минеральные соли

3. Какой буквой на рисунке обозначен скелет предплечья верхней конечности?

1)   А

2)        Б

3)        В

4)        Г

4. Кости растут в толщину за счет надкостницы, так как

1)        она расположена снаружи

2)        ее поверхность гладкая

3)        она образована соединительной тканью

4)        в ней есть клетки, способные к делению

5. В черепе человека в процессе эволюции в связи с прогрессивным развитием головного мозга

1)        в мозговом отделе уменьшилось число костей

2)        лицевой отдел стал преобладать над мозговым

3)        мозговой отдел значительно увеличился

4)        соотношение лицевой и мозговой частей не изменилось

6. Скелет ребенка легко деформируется и искривляется при длительной нагрузке, так как в его костях органических веществ

1)        нет или очень мало

2)        больше, чем минеральных

3)        меньше, чем минеральных

4)        столько же, сколько минеральных

7. Широкий таз и 8-образный позвоночник сформировались у человека в процессе эволюции в связи с

1)        родством с приматами

2)        прямохождением

3)        происхождением от древних млекопитающих

4)        трудовой деятельностью

8. При растяжении связок, оказывая первую помощь, следует

1)        опустить поврежденную конечность в теплую воду

2)        наложить широкую повязку из воздухонепроницаемого материала

3)        наложить на поврежденную конечность шину

4)        туго забинтовать и охладить поврежденный сустав

9. Сколько пар ребер образуют грудную клетку человека?

1)        10 пар

2)        12 пар

3)   14 пар

4)   16 пар

10. Утомление мышц наступает медленнее при

1)        большой нагрузке и высоком ритме работы

2)        средней нагрузке и среднем ритме работы

3)        большой нагрузке и среднем ритме работы

4)        малой нагрузке, но высоком ритме работы

Часть В

1. Укажите верные ответы на вопрос.

Какие кости скелета человека соединены неподвижно?

А) таза

Б) голени и бедра

В) позвонки

Г) лобная и теменная

Д) височная и затылочная

Е) плечевая, локтевая и лучевая

Буквы, соответствующие выбранным ответам на вопрос, запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.

Ответ: _________

2. Установите соответствие между костью черепа и его частью.

КОСТИ ЧЕРЕПА

1)        лобная

2)        затылочная

3)        височная

4)        скуловая

5)        носовая

6)        нижнечелюстная

ЧАСТИ ЧЕРЕПА

А) лицевая

Б) мозговая

Читайте также:  Может быть давление при защемления позвоночника

Буквы, соответствующие выбранным элементам ответа, запишите в таблицу.

Часть С

Что приводит к нарушению осанки?

Источник

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система человека»

8 класс

Вариант 1

Часть А

1. Костная ткань представляет собой разновидность ткани

1) эпителиальной 2) соединительной 3) мышечной гладкой 4) мышечной поперечнополосатой

2. Соединения костей, при которых многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой, относят к типу

1) подвижных 2) малоподвижных 3) полуподвижных 4) неподвижныхhello_html_m389e17da.png

3. Какой буквой на рисунке обозначена бедренная кость?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

4. Рост кости в толщину происходит за счет деления клеток

1) желтого костного мозга 2) надкостницы, сросшейся с костью 3) наружного плотного вещества 4) внутреннего губчатого вещества

5. Увеличение в процессе эволюции у человека размеров мозгового отдела черепа по сравнению с лицевым способствовало

1) развитию у него мышления 2) надземному образу жизни 3) редукции волосяного покрова

4) использованию животной пищи

6. У здорового человека, в отличие от человека, страдающего плоскостопием,

1) своды стопы опущены 2) мышцы ног быстро утомляются 3) кости плюсны распластаны

4) стопа пружинящая

7. В каком отделе позвоночника у человека, в связи с прямохождением, располагаются самые мелкие позвонки?

1) поясничном 2) грудном 3) крестцовом 4) шейном

8. При вывихе, оказывая первую доврачебную помощь, необходимо

1) вправить вывих 2) согреть поврежденный сустав 3) приложить к суставу пузырь со льдом или холодной водой и обездвижить его 4) стремиться делать в поврежденном суставе как можно больше движений

9. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа

1) височная, теменная 2) лобная, теменная 3) затылочная, теменная 4) затылочная, лобная

10. Какие мышцы приводят в движение кожу лица, придают лицу определенное выражение?

1) гладкие 2) жевательные 3) мимические 4) шейные

Часть В

1. Какие кости в скелете образуют сустав? Буквы, соответствующие выбранным ответам на вопрос, запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.

А) голени и бедра Б) лобная и теменная В) тазовые Г) стопы и голени Д) височная и затылочная

Е) плечевая, лучевая и локтевая

Ответ: ___________

2. Установите соответствие между костью верхних конечностей и отделом, к которому она относится.

КОСТИ КОНЕЧНОСТИ ОТДЕЛЫ КОНЕЧНОСТИ

1) плечевая кость

2) лопатка А) собственно конечность

3) ключица

4) локтевая кость Б) пояс конечностей

5) лучевая кость

6) кость кисти

Буквы, соответствующие выбранным элементам ответа, запишите в таблицу.

2

3

4

5

6

Часть С

Почему нужно соблюдать правильную осанку?

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система человека»

8 класс

Вариант 2

Часть А

1. В костной ткани межклеточное вещество

1) жидкое 2) твердое 3) отсутствует 4) содержит запасы жира

2. Какие вещества придают кости твердость? 1) аминокислоты и белки 2) глюкоза и крахмал

3) нуклеиновые кислоты 4) минеральные соли

3. Какой буквой на рисунке обозначен скелет предплечья верхней конечности?

hello_html_m21bae95d.png

1) А 2) Б 3) В 4) Г

4. Кости растут в толщину за счет надкостницы, так как

1) она расположена снаружи 2) ее поверхность гладкая 3) она образована соединительной тканью

4) в ней есть клетки, способные к делению

5. В черепе человека в процессе эволюции в связи с прогрессивным развитием головного мозга

1) в мозговом отделе уменьшилось число костей 2) лицевой отдел стал преобладать над мозговым

3) мозговой отдел значительно увеличился 4) соотношение лицевой и мозговой частей не изменилось

6. Скелет ребенка легко деформируется и искривляется при длительной нагрузке, так как в его костях органических веществ

1) нет или очень мало 2) больше, чем минеральных 3) меньше, чем минеральных 4) столько же, сколько минеральных

7. Широкий таз и 8-образный позвоночник сформировались у человека в процессе эволюции в связи с

1) родством с приматами 2) прямохождением 3) происхождением от древних млекопитающих

4) трудовой деятельностью

8. При растяжении связок, оказывая первую помощь, следует

1) опустить поврежденную конечность в теплую воду 2) наложить широкую повязку из воздухонепроницаемого материала 3) наложить на поврежденную конечность шину 4) туго забинтовать и охладить поврежденный сустав

9. Сколько пар ребер образуют грудную клетку человека?

1) 10 пар 2) 12 пар 3) 14 пар 4) 16 пар

10. Утомление мышц наступает медленнее при

1) большой нагрузке и высоком ритме работы 2) средней нагрузке и среднем ритме работы

3) большой нагрузке и среднем ритме работы 4) малой нагрузке, но высоком ритме работы

Часть В

1. Укажите какие кости скелета человека соединены неподвижно? Буквы, соответствующие выбранным ответам на вопрос, запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.

А) таза Б) голени и бедра В) позвонки Г) лобная и теменная Д) височная и затылочная Е) плечевая, локтевая и лучевая

Читайте также:  Мат для вытягивания позвоночника

Ответ: _________

2. Установите соответствие между костью черепа и его частью.

КОСТИ ЧЕРЕПА ЧАСТИ ЧЕРЕПА

1) лобная

2) затылочная А) лицевая

3) височная

4) скуловая Б) мозговая

5) носовая

6) нижнечелюстная

Буквы, соответствующие выбранным элементам ответа, запишите в таблицу.

2

3

4

5

6

Часть С

Что приводит к нарушению осанки?

Источник

Зубр

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

 видовое названиеназвание конкретной находкичто умели делать
Дриопитек   
Австралопитекчеловек умелый  
Древнейший человекчеловек прямоходящийпитекантроп, синантроп, гейдельбергский человек 
Древний человекчеловек неандертальскийнеандерталецнаучились добывать огонь
Современный человекчеловек разумныйкроманьонецпоявилась членораздельная речь

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Речь, подбородочный выступ.

Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Этапы эволюции человека, Факторы эволюции человека, Сходства и отличия
человека и человекообразных обезьян

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят
1) условные рефлексы
2) безусловные рефлексы
3) речь
4) инстинкты

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

СОЦИАЛЬНЫЕ
Выберите три варианта. Какие из перечисленных признаков характеризуют социальные факторы эволюции человека?

1) общественный образ жизни
2) способность передавать приобретенные признаки по наследству
3) абстрактное мышление и речь
4) совместная трудовая деятельность
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор и забота о потомстве

БИОЛОГИЧЕСКИЕ – СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный

А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся

1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных

1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Читайте также:  На узи позвоночник цел

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА
Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается

1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК – ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку

1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Таблица
Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник