Шейный отдел позвоночника как и у земноводных представлен одним позвонком

Г. И. ЛернерПубликация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, созданная специально для того, чтобы облегчить Ваш путь вверх по карьерной лестнице. Посетив сайт Профессионалы.ru, Вы найдете информацию о eCOSWAY, и других компаниях, которые позволяют вести сетевой бизнес. Сотрудник требуемой компании ответит на все интересующие Вас вопросы, предоставит прайс-лист и другую документацию. Интернет проект Профессионалы.ru располагается по адресу https://professionali.ru/ Задания части СВ предлагаемой статье даны советы эксперта по подготовке к решению заданий части С экзаменционной работы по биологии. Используются задания, опубликованные в сборниках под грифом Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Авторами-составителями этих заданий являются Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Е.Н. Никишова и др. Именно по этим сборникам желательно готовить учащихся, т.к. учебные материалы в них максимально приближены к экзаменационным по форме и содержанию. Все остальные пособия для подготовки к ЕГЭ можно использовать по усмотрению учителя, но лучше в первой половине учебного года. Задания части С имеют некоторые особенности. Во-первых, это самая сложная часть экзаменационной работы. Во-вторых, решения заданий этой части, с одной стороны, должны отвечать определенным критериям, а с другой – допускают вариации ответов, не искажающих смысл вопроса. В-третьих, эти задания требуют от учащегося: – внимательного чтения вопроса и точного понимания его смысла; – выбора знаний и умений, необходимых для ответа на вопрос; – умения отвечать достаточно лаконично и вместе с тем содержательно и точно. Напомним, что часть С состоит из 6 заданий общей ценностью 17 баллов. Задание С1 оценивается в 2 балла, задания С2-С6 – в 3 балла каждое. На наш взгляд, наиболее трудными являются вопросы С1-С4, в большей мере, чем остальные, требующие нестандартного мышления. Опыт показывает, что задания, требующие от учащихся понимания механизмов эволюции, роли ее движущих сил, механизмов видообразования, выполняются слабо. Учащиеся не владеют такими понятиями, как направления эволюции, дрейф генов, дивергенция, способы видообразования, биологический прогресс и биологический регресс и т.д. Разберем несколько заданий по теме «Эволюционная теория», как правило, на экзамене это задания С2 и С4. 1 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
Комментарий эксперта Ответ на этот вопрос требует от учащихся не только точного знания предмета, но и очень внимательного прочтения задания. Оно составлено вполне правдоподобно и может легко запутать неподготовленного школьника. Следовательно, учитель, готовя учащихся к экзамену, должен акцентировать их внимание на тщательном прочтении вопроса и осознании его смысла. Опыт показывает, что иногда кажущиеся простыми и понятными тексты заданий таковыми являются вовсе не для каждого ученика. 2 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
Комментарий эксперта В ответе на данный вопрос требуется применить знание понятия «популяция» и отметить его основные признаки, найдя ошибки в тексте. Подобные задания учат критическому отношению к текстам, что очень важно не только на экзамене. Ошибки в тексте хорошо замаскированы в одном-двух словах, не искажающих грамматического смысла фразы. Именно поэтому ученик, не имеющий опыта критического осмысления текста, с трудом справляется с такими заданиями. 3 (С4). Какие особенности строения сформировались у хордовых в процессе эволюции? Приведите не менее трех особенностей.
Комментарий эксперта Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут привести и еще один пример эволюционных приобретений большинства хордовых – головной мозг. Важно, чтобы было приведено не менее трех особенностей. Учащиеся, хорошо знающие предмет, могут упомянуть и такие общие признаки хордовых, как вторичная полость тела, вторичный рот, двусторонняя симметрия тела. Однако в этом случае необходимо отметить, что эти признаки были уже у беспозвоночных, но сохранились у хордовых. Даже если не будет приведен один из основных критериев, дополнительные знания могут свидетельствовать в пользу школьника. 4 (С4). Какие ароморфные изменения произошли у предков человека в процессе длительной эволюции? Приведите не менее трех изменений.
Комментарий эксперта Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что в данном случае требуется привести примеры ароморфных изменений. Поэтому не стоит детализировать ответ и приводить в качестве примеров частные изменения. Так как в вопросе не указан характер ароморфных изменений, то не будет ошибкой, если учащийся добавит и пример социального ароморфоза – установление и развитие общественных отношений. 5 (С4). Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?
Комментарий эксперта Отвечая на этот хороший, с точки зрения биологии, вопрос, учащийся должен обратить внимание на слово «непосредственный». Это значит, что нужно вообразить ситуацию боя, борьбы, схватки между противниками и отметить именно те средства, которые помогают выжить в этой ситуации. Поэтому, например, угрожающая поза, хорошее зрение, обоняние или слух не годятся в качестве примеров. Данный вопрос указывает на возможный диапазон заданий, предлагаемых в теме «Эволюционная теория», и ориентирует учителя на поиск соответствующих вопросов для подготовки учащихся. 6 (С4). Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске тела с божьей коровкой.
Комментарий эксперта Ответ на этот вопрос требует от учащихся знания терминов: мутация, популяция, естественный отбор, борьба за существование. Вывод об изменении генофонда в ответе не обязателен, так как в вопросе нет требования указать на изменения генофонда и последствия этих изменений. Можно привести еще множество примеров вопросов по эволюционной теории, однако каждый учитель сможет найти их в сборниках заданий авторов-составителей, указанных выше. Мы же остановимся на спектре терминов и понятий, затрагиваемых экзаменационной работой. Готовясь к экзаменам по данному разделу, учащийся должен знать и уметь применять знания по таким темам, как: • «Эволюционная теория, дарвинизм, ламаркизм»; • «Факторы и движущие силы эволюции»; • «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и регресс»; • «Дивергенция, формы естественного отбора, искусственный отбор»; • «Критерии вида»; • «Приспособленность и ее относительность»; • «Наследственность. Изменчивость и ее виды»; • «Антропогенез». Учащийся должен уметь приводить примеры приспособлений и объяснять механизм их возникновения, прогнозировать события в популяциях при изменениях их генофонда, дифференцировать критерии вида, аргументировать свои ответы. Отдельно стоит сказать о ситуациях, с которыми может столкнуться ученик при ответе на вопрос. Приведем пример. Вопрос Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях. Ответ ученика: 1) степень изолированности от других популяций; 2) ареал, занимаемый популяцией; 3) среда обитания (водная, наземная); 4) температурный, пищевой факторы; 5) наличие конкуренции с другими видами. Теперь посмотрим на критерии ответа, которые должен учесть учащийся: Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от: 1) частоты появления мутаций; 2) сроков наступления половой зрелости; 3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве. Теперь сравните ответ ученика с критериями. Школьник не учел ни одного из предложенных критериев и должен получить 0 баллов. Справедливо ли это? Зависит ли скорость эволюции от степени изолированности от других популяций? Конечно! В изолированной популяции эволюционные процессы идут медленнее, чем в популяции, контактирующей с другими популяциями вида. Играет ли какую-то роль ареал, занимаемый популяцией? Могут играть ограниченность пространства, немногочисленность биотических связей, климатические особенности, рельеф – все это факторы, влияющие на скорость эволюционных процессов. А если учесть, что скорость эволюционных изменений, согласно Дарвину, зависит от темпов изменения среды обитания, от уровня организации организмов и от характера биотических связей, то и остальные факторы, указанные учеником, могут иметь значение. Таким образом, ответ школьника ни в коей мере не заслуживает 0 баллов. Этот пример призван обратить внимание учителей-экспертов на то, что иногда несоответствие ответа критериям не означает, что ответ неудовлетворителен. В заключение хочу обратить внимание преподавателей, готовящих школьников к экзамену, на то, что основную часть работы по подготовке должны проделать сами учащиеся. Помимо систематической работы с теоретическим материалом, они обязательно должны «набить руку» на решении экзаменационных вариантов открытого сегмента заданий. Этот полезный опыт поможет справиться с большинством заданий на экзамене и обнаружит слабые места при подготовке, что позволит ее вовремя скорректировать. Фото с сайтов: www.intensiv.ru; terra-school.ru |
Источник
Контрольная работа по теме «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся»
В -1
Тесты с одним ответом
2. Отделы позвоночника земноводных:
1) шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой
2) шейный, грудной, туловищный
3) шейный, туловищный, хвостовой
4) туловищный и хвостовой
2. У пресмыкающихся шейный отдел позвоночника:
1) отсутствует
2) образован одним позвонком
3) образован семью позвонками
4) образован семью – десятью позвонками
3. Пояс передних конечностей земноводных представлен костями:
1) ключицами и лопатками
2) лопатками и вороньими
3) ключицами, лопатками, вороньими
4) плеча, предплечья, кисти
4.Большой круг кровообращения у пресмыкающихся;
1) начинается в желудочке, заканчивается в правом предсердии
2) начинается в левом предсердии, заканчивается в правом предсердии
3) начинается в желудочке, заканчивается в левом предсердии
4) начинается в желудочке, заканчивается в органах.
5. Функцию дыхания у взрослых земноводных выполняют:
1) жабры и лёгкие
2) жабры и трахеи
3) кожа и плавательный пузырь
4) кожа и лёгкие
6. Земноводные произошли от;
1) ланцетника
2) хрящевых рыб
3) двоякодышащих рыб
4) кистепёрых рыб
7.Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
| |||||||||||||||||||||||||
8.Установите соответствие между признаком животного и классом позвоночных, для которого он характерен. | |||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
9. Какие признаки характеризуют земноводных как наземных животных? | ||||||||||||||||||||
|
10.В чём проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами? К каким последствиям привело это усложнение.
11. Какие особенности дыхательной, выделительной и покровной систем. Позволили пресмыкающимся порвать связь с водой.
12. Назовите кости, образующие пояса передних и задних конечностей и кости свободных конечностей.
13.Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.
1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.
Контрольная работа по теме «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся»
В -2
Тесты с одним ответом
1. Отделы позвоночника пресмыкающихся:
1) шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой
2) шейный, грудной, туловищный
3) шейный, туловищный, хвостовой
4) туловищный и хвостовой
2. У земноводных шейный отдел позвоночника:
1) отсутствует
2) образован одним позвонком
3) образован семью позвонками
4) образован шестью – восемью позвонками
3. Кости передних конечностей пресмыкающихся:
1) ключицы и лопатки
2) лопатки и вороньи кости
3) ключица, лопатки, вороньи кости
4) плечо, предплечье, кисть
4.Малый круг кровообращения у пресмыкающихся:
1) начинается в желудочке, заканчивается в правом предсердии
2) начинается в левом предсердии, заканчивается в правом предсердии
3) начинается в желудочке, заканчивается в левом предсердии
4) начинается в желудочке, заканчивается в легких.
5. Функцию дыхания у пресмыкающихся выполняют:
1) жабры и лёгкие
2) жабры и трахеи
3) легкие
4) кожа и лёгкие
6. Земноводные произошли от;
1) ланцетника
2) земноводных
3) двоякодышащих рыб
4) кистепёрых рыб
7. Установите соответствие между стадиями развития лягушки и особенностями строения организма.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СТАДИИ РАЗВИТИЯ
А. трёхкамерное сердце 1.головастик
Б. двукамерное сердце 2. Лягушка
В. один круг кровообращения
Г. наличие конечностей
Д. отсутствие конечностей
Е. два круга кровообращения
8.Установите соответствие между особенностью кожи и классом позвоночных, для которого эта особенность характерна.
| ||||||||||||||||||
9.Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят. |
|
10. Какие особенности строения головастика доказывают, что земноводные произошли от рыб.
11.В чём проявляется усложнение кровеносной системы пресмыкающихся по сравнению с земноводными? К каким последствиям привело это усложнение.
12.Какие особенности размножения и развития связаны с выходом на сушу.
13.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2)Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3)По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4)Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5)Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6)Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики.
(7)К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.
Источник