Расстояние от угла лопаток до позвоночника

Методом выявления неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр должен производиться при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр нужно производить медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа [38].
Не следует высказывать вслух суждения о различных отклонениях со стороны осанки, отмеченных у ребенка. Услышав такие замечания, ребенок старается исправить неправильную позу, тем самым дезориентирует и затрудняет диагностику начальных форм сколиоза.
При осмотре ребенка спереди обращается внимание на положение головы, уровень надплечий и сосков, форму грудной клетки и живота, положение корпуса, симметричность треугольников талии (расстояние между опущенной рукой и выемкой талии), форму ног [46].
При осмотре ребенка со стороны спины необходимо обращать внимание на положение головы, уровень надплечий, положение лопаток (их уровень, расстояние от позвоночника, плотность прилегания их к грудной клетке), симметричность треугольников талии, симметричность линии остистых отростков, уровень подвздошных костей [7].
При наклоненном корпусе (подбородок должен быть прижат к груди, а руки свободно опущены) обращается внимание на линию остистых отростков, на симметричность рельефа грудной клетки, на наличие мышечного валика в поясничной области и реберного горба [1].
При осмотре сбоку определяется положение головы, сглаженность или усиление физиологических изгибов позвоночника в грудном и поясничном отделах. Резко выраженный реберный горб справа и мышечный валик в поясничной области слева. Линия остистых отростков искривлена. Пунктирной линией обозначен вид при правильной осанке [26].
При правильной осанке и отсутствии искривления позвоночника при обследовании детей обнаруживается прямое держание головы симметричное расположение лопаток, шейноплечевых линий, подмышечных складок, подвздошных костей с обеих сторон, а при наличии сколиоза и нарушении осанки симметричность их нарушается в разной мере, в зависимости от степени сколиоза и дефектов осанки. Важно определить длину нижних конечностей (расстояние от передне-верхней ости подвздошной кости до конца наружной лодыжки). В норме длина конечностей должна быть одинаковая. Наши наблюдения показывают, что большинство детей, направляемых на консультацию во врачебно-физкультурный диспансер, имеют дефекты осанки и искривления позвоночника именно за счет укорочения одной конечности (около 35%). Измерение длины конечности проводят лежа на спине, ноги вместе; при этом надо иметь в виду, чтобы кончик носа, пупок и линия соединения стоп находились на одной прямой линии. При соблюдении этого условия укорочение конечностей иногда можно заметить и на глаз. При выявлении нарушения осанки и искривления позвоночника необходимо сразу же приступить к лечению, ибо нарушение осанки и сколиоз могут быстро прогрессировать и привести к тяжелым последствиям (реберно-позвоночный горб, инвалидность) [4].
Раннее выявление дефектов осанки, начальных форм сколиоза и раннее начало лечения при длительном применении корригирующей гимнастики дает более благоприятный эффект. Сколиоз начальной степени и нарушение осанки исправляются с помощью физических упражнений специального характера, способствующих выведению позвоночника из порочного круга и укрепляющих определенные мышечные группы [41].
Искривление позвоночника, связанное с укорочением нижней конечности, исправляется компенсацией длины конечности. Для этого достаточно подбить каблук или вложить под пятку стельку на величину укорочения. Нужно помнить, что каблук надо подбивать на уличной и домашней обуви ребенка. При позднем выявлении сколиоза часто не удается исправить порочное положение позвоночника и даже остановить прогрессирование искривления позвоночника физическими упражнениями. В таких случаях приходится прибегать к тяжелой операции для фиксации позвоночника [49].
Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта (таблица 1.1) [16].
Таблица 1.1 – Тестовая карта для выявления нарушений осанки [16]
№ | Содержание вопроса | Ответы | |
1 | Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью | Да | Нет |
2 | Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично | Да | Нет |
3 | Выраженная деформация грудной клетки — грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед) | Да | Нет |
4 | Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника | Да | Нет |
5 | Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) | Да | Нет |
6 | Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) | Да | Нет |
7 | Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные) | Да | Нет |
8 | Неравенство треугольников талии | Да | Нет |
9 | Вальгусное положение пяток | Да | Нет |
10 | Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная» | Да | Нет |
Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: 1) нормальная осанка – все отрицательные ответы; 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении; 3) выраженное нарушение осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда [16].
Оценка показателей проводится по следующим критериям.
1. Разница в расстоянии от 7-го шейного позвонка до углов лопаток справа и слева: норма от 0 до 0,3 см (зеленая зона); умеренное отклонение от 0,4 до 0,7 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 0,8 см (красная зона);
2. Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника: норма от 0 до 0,3 см (зеленая зона); умеренное отклонение от 0,4 до 0,7 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 0,8 см (красная зона);
3. Разница в расстоянии от яремной вырезки до передних верхних подвздошных остей: норма – 0 см (зеленая зона); умеренное отклонение – 0,5 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 1 см (красная зона);
4. Разница в длине нижних конечностей от передних верхних подвздошных остей до внутренней лодыжки: норма – 0 см (зеленая зона); умеренное отклонение – 0,5 см (желтая зона); выраженные отклонения больше 1 см (красная зона) [38].
Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность ребенка к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет – 1-1,5 минуты, 12-16 лет – от 1,5 до 2,5 минуты. Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников – 10-15 раз, для детей 7-11 лет – от 15 до 20 раз, в 16-18 лет – от 20 до 30 раз [22].
Источник
У большинства людей осанка портится еще со школьных лет. Во взрослом состоянии труднее поддерживать спину прямой, поскольку уже выработалась привычка. Осанка страдает не только во время сидения, но и в процессе ходьбы, особенно, если человек носит жесткую обувь или неправильно ставит стопу.
Правильное положение рук
Многие не замечают, что у них в неправильном положении находится не только осанка, но и руки. Изменяя положение рук, можно повлиять на всю осанку в целом.
Когда человек страдает сутулостью, то локти рук повернуты в сторону, а ладони выдвинуты вперед и направлены внутрь, кисти развернуты к бедрам. В итоге плечи уходят вперед, и спина округляется.
Правильное положение рук: локти направлены назад, кисти рук расположены сбоку от тела, а ладони направлены к телу. В результате лопатки приближаются одна к другой, и шея также принимает правильное положение в пространстве. Как только тело привыкнет к правильному положению рук, станет проще держать здоровую осанку в любом положении.
Как правильно сидеть за столом?
В первую очередь следует выбрать мебель, которая не будет портить положение тела в пространстве:
- Стол должен быть такой высоты, чтобы расстояние от глаз до столешницы составляло 25–30 см.
- Ширина рабочей поверхности стола – 0,5–0,4 м.
- Сиденье стула должно обеспечивать положение колен чуть ниже уровня ягодиц. Стопы должны полностью упираться в пол, а не висеть. Угол между бедром и голенью – 100 градусов.
- Идеальная спинка стула должна полностью повторять изгибы позвоночника и иметь дополнительную опору в области поясницы.
Внимание! Спина должна быть ровной, а руки – расположены горизонтально на рабочей поверхности. Чтобы не перенапрягать спину, рекомендуется каждые полчаса вставать и делать несложные упражнения.
Как правильно сидеть за компьютером?
Отличие в посадке за столом и работе за компьютером только в наличии монитора, в который необходимо подолгу смотреть. Располагаться монитор должен на уровне глаз или немного ниже. Это снижает нагрузку на шейный отдел позвоночника. Расстояние до монитора – 25 см. Руки расположены горизонтально.
Правильная походка
Лучше всего можно заметить красивую осанку во время походки. Максимальная нагрузка осуществляется на мышцы поясницы. Классическая правильная поза спины, которую необходимо держать во время ходьбы, такая, как при положении тела у стенки. Необходимо стать к стенке так, чтобы касаться ее затылком, полностью лопатками, ягодицами и пятками. Это положение тела должно сохраняться при ходьбе. Идти нужно мягко, сначала ступая на пятку. Наступать следует на центр стопы, а не на ее края.
Правильное положение тела во время сна
За осанкой необходимо следить не только днем, но и ночью. Основные условия здорового сна для позвоночника:
- ортопедический матрас;
- мышцы спины должны быть расслаблены, особенно шейный и поясничный отделы.
Что касается позы, то лучше не спать на животе, поскольку это негативно сказывается на спине и шее, но избавиться от такой привычки очень сложно.
Оптимальная поза для сна – на боку, ноги согнуты в коленях, а спина выпрямлена. На каком боку спать – не важно, все зависит от личных предпочтений. Между коленями следует положить подушку.
Для сна на спине есть совет, помогающий сделать это положение полезным: под колени или под поясничный отдел нужно положить подушку.
Держать осанку необходимо постоянно. Это не разовые упражнения, а постоянный контроль ситуации. Неправильная посадка во время работы может привести к большим проблемам: боль в спине, нарушение мозгового кровообращения, головные боли.
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Эксперт: Елагина Мария Business Profi компании Siberian Wellness и нутрициолог по косметике
Источник
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. – Р. Эмерсон
Главная » 2014 » Декабрь » 19 » Внимание! Как определить правильность осанки?
21:08 Внимание! Как определить правильность осанки? | |
“Без осанки – конь – корова”. Осанка — это привычная поза в покое и при движении. Правильная осанка позволяет нормально располагать внутренние органы относительно друг друга, создает на них правильные инерционные усилия при движении, что обеспечивает их нормальную работу. Одно это позволяет избежать взаимного передавливания органов, различных застоев и других последствий, отрицательно сказывающихся на работе организма. А у Вас правильная осанка? Как определить есть ли нарушение осанки или сколиоз? Можно следовать следующей методике. Определите и поделитесь своими результатами. | |
Просмотров: 727 | | Рейтинг: 1.0/1 |
Источник
Нами было проведено исследование функционального состояния позвоночного столба медицинскими и педагогическими методами у детей 7-8 лет до и после эксперимента. Симметричность осанки, до начала педагогического эксперимента показала умеренное нарушение осанки по расстоянию от 7-го шейного позвонка до углов лопаток справа и слева у детей 7-8 лет в обеих группах (рис. 2).
Рис.2. Расстояние от 7-го шейного позвонка до углов лопаток в экспериментальной
(а) и контрольной (б) группах до начала педагогического эксперимента
Разница по расстоянию от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника до начала педагогического эксперимента показывала умеренные нарушения осанки в обеих группах (рис. 3).
Рис.3 Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника в экспериментальной
Разница расстояния от яремной вырезки до передних верхних подвздошных костей до начала педагогического эксперимента также умеренные нарушения осанки у детей 7-8 лет (рис. 4).
Рис.4 Разница в расстоянии от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости справа и слева в экспериментальной
(а) и контрольной (б) группах до начала педагогического эксперимента
Данные проведенного тестирования педагогическими методами до начала педагогического эксперимента показали отсутствие достоверных различий как между мальчиками так и между девочками экспериментальной и контрольной групп (табл.2,3).
Таблица 2 Результаты педагогического тестирования мальчиков 7-8 лет до начала педагогического эксперимента
№ | Контрольные упражнения | Испытуемые | р | |
ЭГ | КГ | |||
1 | Подъём туловища из положения лежа, кол-во | 9±1,24 | 7±2,01 | p>0,05 |
2 | Наклон вперёд из положения сидя, см | -4±0,24 | -2±0,31 | p>0,05 |
3 | Вис на перекладине, с | 6±12,40 | 5±11,41 | р>0,05 |
Таблица 3 Результаты педагогического тестирования девочек 7-8 лет до начала педагогического эксперимента
№ | Контрольные упражнения | Испытуемые | р | |
ЭГ | КГ | |||
1 | Подъём туловища из положения лежа, кол-во | 7±1,81 | 5±1,89 | p>0,05 |
2 | Наклон вперёд из положения сидя, см | -5,21±3,21 | -4,22±2,58 | p>0,05 |
3 | Вис на перекладине, с | 5 ±3,30 | 4±3,25 | р>0,05 |
Нами был проведен педагогический эксперимент, он состоял в том, что применялись 2 комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки у детей 7-8 лет.
После проведения этого эксперимента мы снова проверили полученные показатели. Симметричность осанки, после педагогического эксперимента показала улучшение функционального состояния позвоночного столба у детей 7-8 лет обеих исследованных группах (рис. 5).
После педагогического эксперимента, по разнице в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника также можно увидеть, что у детей экспериментальной группы показателей соответствующих норме больше, чем в контрольной (рис. 6).
Рис.6. Разница в расстоянии от углов лопаток по горизонтали до средней линии позвоночника в экспериментальной (а) и контрольной группах (б) после педагогического эксперимента
Результаты разницы, показывающей расстояние от яремной вырезки до передне-верхней ости подвздошной кости справа и слева туловища после педагогического эксперимента, показывает о снижении умеренных отклонений и повышение соответствия норме в обеих группах.
Рис. 7. Разница в расстоянии от яремной вырезки до переднее-верхней ости подвздошной кости справа и слева в экспериментальной (а) и контрольной группах (б) после педагогического эксперимента
В обеих группах отмечалось улучшение результатов функционального состояния позвоночника, так в рисунках можно заметить снижение умеренных нарушений и повышение данных соответствующих норме.
По полученным результатам можно заметить, что в экспериментальной группе детей с показателями стветствующими норме больше, чем в контрольной группе.
После проведения педагогического эксперимента мы снова провели педагогическое тестирование.
После проведения педагогического эксперимента в результатах показывающих функциональное состояние позвоночника были установлены достоверно значимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп (p<0,05) (табл. 4,5).
Таблица 4 Результаты педагогического тестирования мальчиков 7-8 лет после проведения педагогического эксперимента
№ | Контрольные упражнения | Испытуемые | р | |
ЭГ | КГ | |||
1 | Подъём туловища из положения лежа, кол-во | 12±3,62 | 9±1,8 | p<0,05 |
2 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 5,4±5,28 | 3,21±2,33 | p<0,05 |
3 | Вис на перекладине, с | 8,22±9,30 | 5,12±4,25 | р>0,05 |
Таблица 5 Результаты педагогического тестирования девочек 7-8 лет после проведения педагогического эксперимента
№ | Контрольные упражнения | Испытуемые | р | |
ЭГ | КГ | |||
1 | Подъём туловища из положения лежа, кол-во | 9±2,02 | 7±1,09 | p<0,05 |
2 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 7,21±3,24 | 3,21±1,57 | p<0,05 |
3 | Вис на перекладине, с | 8,56±8,551 | 5,25±6,29 | р>0,05 |
Таким образом, результаты исследования в обеих группах указывают на то, что комплекс упражнений, применяемый в экспериментальной группе для профилактики нарушений эффективнее, чем в контрольной группе.
Все полученные результаты достоверно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной (p<0,05).
Результаты исследования показывают, что комплекс упражнений, применяемый в экспериментальной группе можно рекомендовать для профилактики нарушений осанки у школьников 7-8 лет.
Источник