Профилактика позвоночника у детей

Правильное функционирование позвоночника – это одно из самых важных условий здоровья человека. От его состояния зависит правильная работа многих жизненно важных систем организма: нервной, иммунной, сердечно-сосудистой и прочих.
Защемление того или иного нерва или нервного пучка может привести к тому, что какой-либо орган начнет работать неправильно.
Особенно важно правильное развитие и функционирование позвоночника у маленьких детей. Основа их будущего здоровья на всю жизнь закладывается еще в детстве. Малейшие нарушения в детском позвоночнике чреваты опасными болезнями, излечить которые в зрелом возрасте будет очень трудно или невозможно.
Проблема дисфункций детского позвоночника остро встает в школьном возрасте, в период интенсивного роста и развития, когда возникают специфические нагрузки на него. В это время родителям необходимо особенно пристально следить за правильной осанкой ребенка, проводить раннюю профилактику искривлений позвоночника.
Существует несколько простых советов, как предотвратить искривление позвоночника у детей с самого рождения:
- Новорожденного нужно регулярно показывать детскому хирургу, чтобы проверить, нет ли у него вывиха бедра или других нарушений в работе тазобедренных суставов.
- Нельзя носить младенца все время на одной руке, чтобы избежать искривления слабого детского позвоночника в одну сторону.
- Нельзя учить и стимулировать ребенка сидеть, стоять и ходить раньше, чем он сам захочет это делать.
- Первая задача родителей – следить, чтобы ребенок был физически активным и побольше двигался, гулял на свежем воздухе, занимался в спортивных секциях.
- Первая детская обувь – очень важный момент в правильном формировании позвоночника. Нужно выбирать обувь, специально предназначенную для начинающих ходить детей из натуральных материалов. У нее жесткие задники, поддерживающие пятку в нужном положении, валики на подошве, формирующие правильный свод стопы, предотвращающие плоскостопие.
- Ребенка нужно регулярно водить на профилактические осмотры к врачу-ортопеду.
- В школьном возрасте нужно следить, чтобы портфель ребенка не был слишком тяжелым для него, лучше выбирать специальные рюкзаки, которые правильно распределяют нагрузку на спину и ни в коем случае не ручные портфели или модные рюкзаки или сумки с одной лямкой через плечо.
- Рабочее место у ребенка (стол для школьных занятий, для настольных игр и еды) должно быть удобным и правильно подобранным по высоте.
- Лучше всего приучить ребенка заниматься плаванием: зимой в бассейне, а летом в естественных водоемах. Этот вид спорта обеспечивает гармоничное развитие костей и мышечного каркаса, формирует правильную осанку.
- Научите ребенка правильно и осторожно поднимать тяжести: приседая и сгибая колени.
Автор: К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь
Читайте так же
Елена
2014-09-25 23:18:27
Столько всего хорошего хочется написать про замечательного доктора Халили Рамазана Нусретовича. Будучи беременной на 6-м месяце меня постоянно мучил копчик, не могла сидеть на одном месте более 5 минут, боль была невыносимая. По совету моей знакомой беременной подруги решилась на столь не очень… Читать дальше
Лариса
2018-07-09 23:01:31
Хочу выразить благодарность замечательному доктору Золотареву Евгению Юрьевичу. Я познакомилась с ним больше года назад, обратившись с проблемами шеи и позвоночника, связанными с травмой в младенчестве. После курса сеансов почувствовала настоящее облегчение. Кроме того, трое моих детей получили… Читать дальше
Сайдулла
2018-01-18 03:30:55
Сорокин Сергей Дмитриевич своими золотыми руками избавил меня от страшных болей в пояснице! Мучали целый год боли.Где только и каких только процедур не принял-ничего не помогало! К счастью попал к этому замечательному человеку!!!Низкий поклон таким специалистам!!!Вот три года забыл о тех страшных… Читать дальше
Юлия С.
2017-02-13 21:29:25
Обратилась в эту клинику по рекомендации моей подруги, вашей бывшей клиентки 🙂 Беспокоили боли в поясничной, грудной и шейной зонах. На первичной консультации у врача-волшебника Сорокина Сергея Дмитриевича были выявлены предварительные заключения, которые подтвердились при прохождения УЗИ…. Читать дальше
Врачи клиники Бобыря стаж работы от 10 лет
Источник
Роль родителей в формировании и развитии ребенка трудно переоценить. От них, особенно в первые 3- 4 года, зависит его здоровье и будущее. С рождения ребенка они должны быть предельно внимательными к его поведению и физическому состоянию, принимать срочные меры при выявлении признаков того или иного заболевания. С первого года жизни ребенка родителям необходимо развивать у него навыки здорового образа жизни и, в первую очередь, формировать правильную осанку. Правильная осанкаС физиологической точки зрения правильная осанка выражается в естественной форме позвоночника, необходимой для его функционирования. Для нее характерны изгиб выпуклостью вперед в грудном отделе, выпуклостью назад – в поясничном отделе и вертикальное расположение позвонков в шейном отделе с небольшим плавным изгибом выпуклостью вперед. При правильной осанке нагрузка, на позвоночник при учебе или работе распределяется равномерно и не происходит перегрузки отдельных участков. Это позволяет сохранить позвоночник здоровым до преклонного возраста. Но правильная осанка имеет не только физиологическое, но и эстетическое и даже социальное значение. Гордая посадка головы, прямая спина, расправленные плечи всегда ассоциируются с представлением о человеке, уверенном в себе, способном на решительные действия и умеющем добиваться успеха в жизни. Не случайно при воспитании детей правящих классов во все времена важнейшее значение придавали развитию правильной осанки, считая, что она позволяет формировать не только здорового, но и энергичного, волевого человека. Как часто мы видим детей, не способных длительно сидеть на одном месте, сохраняя прямую спину. Они все время ищут различные положения: вскакивают, ложатся, садятся. Для них характерна эмоциональная неустойчивость, они не способны к длительному волевому напряжению, легко поддаются постороннему влиянию. Чаще всего в дальнейшем из них вырастают, как они выражаются, неудачники, не сумевшие найти себя в жизни. Не случайно у таких людей встречаются различные заболевания позвоночника. Этого могло бы не произойти, если бы родители с первых лет жизни ребенка занимались его физическим и психическим воспитанием. Формирование правильной осанкиВ формировании правильной осанки большое значение имеет регулярный, ежедневный контроль за тем, как ребенок выполняет намеченные цели, правильно ли он сидит или стоит. Очень важно, чтобы независимо от самочувствия ребенок всегда правильно держал голову и спину, не сутулился. Для развития этих навыков необходимо, особенно в первые годы, регулярно проводить с ним корригирующие упражнения для осанки, позволяющие сохранять ее в любой обстановке, на занятиях физкультурой и за партой, дома и на улице. Для того чтобы помочь ребенку в его усилиях, необходимо выполнять старые проверенные рекомендации: – стол должен соответствовать росту ребенка; – свет при занятиях должен падать с левой стороны; – чтобы ребенок не сутулился во время чтения, необходимо сделать подставку для книг; – во избежание искривления позвоночника ребенку нельзя носить тяжелый портфель в одной руке; купите ему рюкзак или ранец; – при записи ребенка в музыкальную школу предпочтение отдавайте классам, в которые не нужно носить тяжелые инструменты (аккордеон, контрабас и др.); – по этой же причине до 12 лет не отдавайте ребенка в секцию тяжелой атлетики; ношение и подъем тяжестей в юном возрасте при несформировавшемся позвоночнике и отсутствии развитого мышечного «корсета» могут раньше времени перегрузить позвоночник, вызвать его искривление, раннее развитие остеохондроза и другие заболевания; – матрац на постели ребенка должен быть не слишком мягким и не слишком жестким, достаточным для того, чтобы во время сна мышцы могли хорошо расслабиться и по-настоящему отдохнуть. Как отмечают специалисты, за последние годы в школах резко увеличилась учебная нагрузка, в результате которой ребенок много времени проводит в положении сидя – за партой в школе, за рабочим столом дома. Слабые мышцы, неумение держать осанку приводят к сутулости и искривлению позвоночника. Поэтому все свободное время ребенок должен посвящать активным и пассивным видам отдыха. После прихода из школы ребенку неплохо полежать, расслабить мышцы. Ночной сон должен быть не менее 10 ч. Желательно, чтобы ребенок, особенно если у него существуют какие-либо отклонения от нормы, большую часть свободного времени проводил на свежем воздухе в активном двигательном режиме. Динамичные игры на воздухе способствуют развитию и укреплению основных групп мышц, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям, укрепляют естественный иммунитет, значительно улучшают кровоснабжение мышц и кислородное обеспечение нервных клеток. К сожалению, часто можно видеть детей в положении полулежа, все свободное время проводящих перед экраном телевизора или за компьютерными играми, тем самым заранее обрекающих себя в будущем на различные болезни, в том числе и позвоночника. Физкультура для ребенкаСреди мер, ограждающих ребенка от такой перспективы, важнейшее место занимают занятия физической культурой. Еще в дошкольном возрасте необходимо «подружить» ребенка с физкультурой, позднее, уже в школе, следует отдавать предпочтение занятиям плаванием и легкой атлетикой. Посещение секций различных видов борьбы, бокса, тяжелой атлетики и спортивной гимнастики до 10-12 лет нежелательно, так как при отсутствии развитого мышечного «корсета» можно раньше времени перегрузить позвоночник и вызвать раннее развитие остеохондроза. В период функционального развития позвоночника до 16 лет не рекомендуются занятия на тренажерах, так как они могут вызвать развитие сколиоза и способствовать остановке роста. Все перечисленные рекомендации относятся к детям со здоровым позвоночником. При выявлении признаков каких-либо отклонений в форме и развитии позвоночника назначают специальные комплексы лечебной гимнастики для позвоночника. Питание ребенкаДля нормального развития мышечной массы, а также дисков, связок, костной ткани и других компонентов, поддерживающих и образующих позвоночник, большое значение в школьные годы имеет правильное, полноценное питание. Необходимо достаточное потребление белковой пищи, нужное для роста мышц, а также жиров и углеводов – источников энергии для них. Укрепление позвоночника невозможно без молочной пищи – основного источника кальция. Пища должна содержать витамины группы В и все другие, необходимые для нормального развития детского организма витамины, минералы и микроэлементы. Плохое питание в школьном возрасте может стать одной из причин развития сколиоза и других заболеваний позвоночника. Учеба должна чередоваться с физкультурой, а та, в свою очередь, с занятиями в секциях и кружках. Это хорошо способствует развитию характера и волевых качеств. Источник: Ю.Мажарцев, И.Сагитов Позвоночник. Популярная энциклопедия. – СПб.: «Издательский Дом “Нева”, М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. – 319 с. – (Серия «Домашний доктор»). |
Источник
Профилактика и коррекция нарушений осанки и искривления позвоночника у школьников
Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений
Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.
Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них – шейный и поясничный отделы – обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других – грудной и крестцовый отделы – обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.
Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым – период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.
Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди – патологический лордоз, кзади – патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.
Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.
Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.
Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача – ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.
Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.
Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.
Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины
позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет
1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)
1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.
1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.
1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).
2.Упражнения в позиции, лежа на животе
2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.
2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.
2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.
3. Упражнения для шейного отдела
3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.
3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.
4. Упражнения на четвереньках
4.1. Кошечка. Прогнуть – выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.
4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.
5. Отжимания
5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.
5.2. Отжимания от стола, стула, пола.
6. Упражнения для дыхания
6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.
6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха – живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха – живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).
Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.
Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.
Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук
Источник