Профилактика искривления позвоночника на уроках физкультуры

Аннотация

Одна из актуальных проблем в мировой практике – это сколиоз или искривление позвоночника.Сколиоз – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, сопровождающееся поражением внутренних органов, нервной системы. При сколиозе развивается физическая неполноценность, возникают глубокие психические страдания вследствие больших косметических дефектов. Болезнь вызывает грубое многоплоскостное искривление позвоночного столба, что в свою очередь, обезображивает туловище больного, нарушает работу сердца и легких, приводит к инвалидности. Установлено, что при сколиозе страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, мочевыделительная системы и желудочно-кишечный тракт, нервная система.

Сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний. В середине XX века он встречался от 1,3 до 9,1%. А в настоящее время по данным сколиоз выявляется у 4 – 13% детей. К сожалению, традиционно проводимое консервативное лечение сколиоза не достаточно эффективно. По данным ряда врачей, после лечения сколиозов первой степени улучшение наступает в 17-18% случаев, стабилизация — в 78-79%, прогрессирование – в 3-4%, второй степени – соответственно в 7-8%, 67-68%, 24-25%, и третей степени – 0%, 35-36%, 64-65%. Исследования доказали, что неуклонное прогрессирование сколиоза возникает у каждого третьего. Первичная инвалидность детства в результате сколиоза составляет 8-9% в общей структуре детской инвалидности. Подобные результаты лечения являются удручающими и побуждают к поиску более эффективных консервативных методов лечения сколиоза.

Однако, раннюю диагностику такой массовой патологии, как сколиоз, можно осуществить только путем создания эффективной системы скрининга. Существующие традиционные методы обследования детей, но они зачастую не позволяют диагностировать сколиоз на самых ранних стадиях развития. Нет объективных методов, позволяющих выявить предвестники возможного возникновения сколиоза. В большинстве случаев внешние признаки сколиоза проявляются уже при выраженной деформации позвоночника. Порой диагноз ставится случайно на основании рентгенограмм, выполненных в процессе обследования органов грудной клетки, почек; а также после флюорографии.

Неясность многих вопросов своевременной диагностики, не отлаженность организации осмотров детского населения не позволяют применять достаточно эффективные методы профилактики и раннего лечения сколиоза. К тому же нет единства взглядов на способы консервативного лечения сколиотической болезни, а сами методики лечения нуждаются в уточнении и доработке. Недостаточно внимания уделяется проблемам рациональной организации в детских садах и школах режима дня у детей, страдающих сколиозом, созданию у них оптимальных условий для обучения, в то же время способствующих лечению сколиоза. Отсутствие патогенетических методов лечения и ряд других факторов обосновывают необходимость новых исследований в данной области.**

Большое количество больных сколиозом, явная нехватка способов диагностики сколиоза на ранних стадиях, отсутствие единой точки зрения в отношении выбора оптимальной лечебной тактики, а также неудовлетворенность результатами лечения данной патологии создают медицинские, научно-практические и организационные проблемы и свидетельствуют об актуальности избранной темы.*

Цели по теоретической части:

  • Познакомится  с заболеванием подросткового сколиоза;
  • Выяснить действительно ли  проблема  сколиоза  стоит остро?
  • Узнать какие плачевные последствия данного заболевания;
  • Какие методы борьбы и предотвращения сколиоза возможны.

Что же такое сколиоз?

Сколиоз   –   это   боковое  искривление  позвоночника  во фронтальной  плоскости.  Реберный  горб,  который  при  этом наблюдается,  образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз.

Сколиоз  встречается  гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им.  Г. И. Турнера,  у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения.  Название   сколиоз  получает  по  уровню  изгиба:  шейный, грудной  или  поясничный  и  соответственно выпуклой стороны искривления.   Таким   образом   можно   встретить  например правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой  искривления,  и  сложным – при наличии нескольких дуг искривления  в  разные  стороны  и, наконец, тотальным, если искривление  захватывает  весь  позвоночник.  Он  может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности.  Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е.  поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются   обращенными  в  выпуклую  сторону,  а  осистые отростки  в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные  явления  сколиоза  могут  быть обнаружены уже в раннем  детстве,  но  в  школьном  возрасте (10 – 15 лет), он проявляется наиболее выражено.

Виды сколиоза

Этиологически    различают    сколиозы    врожденные   (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:

  • недоразвитие;
  • клиновидная их форма;
  • добавочные позвонки и.т.д.

К приобретенным сколиозам относятся:

  1. ревматические,   возникающие   обычно   внезапно   и обуславливающиеся  мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
  2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями  опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и  слабость  мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на  левой),  длительное сидение, особенно в школе, – все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
  3. паралитические,   чаще   возникающие  после  детского паралича, при одностороннем  мышечном  поражении,  но  могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;
  4. привычные,  на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”,  так как в этом возрасте они получают наибольшее  выражение). Непосредственной  причиной их могут быть  неправильно  устроенные парты, рассаживание школьников без  учета  их  роста  и  номеров  парт, ношение портфелей с первых  классов,  держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

Этим  перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов  .Принято  считать,  что  причиной  травмы поясницы являются тренировочные  перегрузки.  Между  тем, боли в нижнем отделе позвоночника   куда   чаще   вызваны   обычной  повседневной деятельностью   человека.   В  этом  и  кроется  объяснение, казалось   бы,  странного  противоречия,  когда  на  боль  в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта.   Самое  вредное  –  это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник  нагружен  сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная  нагрузка  – это еще пол дела. По многу часов нам приходиться  сидеть  в  самой  вредной  позе  – наклонившись вперед.  В  таком  положении  края  позвонков  сближаются  и защемляют  межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно  сопротивляться  компрессии.  Однако надо учитывать, что   при  сидении  сила  давления  на  внешний  край  диска возрастает  в  11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть?   Причина  в  том,  что  боль  в  пояснице  не всегда бывает следствием  перегрузки  межпозвоночных  дисков.  Часто  боль провоцирует   мышцы   низа   спины,   которые   при  стоянии оказываются   в  состоянии  статического  напряжения.  Стоит сесть,  как  мышцы  расслабляются,  и  боль утихает. Кстати, напряжение  дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая  возникла  давно  и  теперь  дает  себя знать. Когда человек  садится,  травмированная  область меняет положение.  Отсюда иллюзия облегчения.

Интересно  разобраться,  почему  все-таки  сидение сильнее нагружает  позвоночник,  чем стоячее положение. Объяснение в том,  что  вертикально  тело поддерживает как скелет в целом, так   и   большой   массив  мускулатуры.  В  итоге  нагрузка “распыляется”   по   всему  телу,  и  позвоночнику  делается “легче”.

Когда  человек  садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища  расслабляется,  и  вся  тяжесть  тела  ложится  на позвоночный   столб.   Отсюда   и  травмы,  возникающие  при длительном сидении.

Читайте также:  Сытин настрой исцеление позвоночника

Надо  подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал  само-коррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится,  если  вы  сумеете исключить травмирующее его воздействие.

Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения стоя) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Лежа на спине…………………………………………………..25%

Лежа на боку……………………………………………………75%

Стоя ………………………………………………………………………….. 100%

Стоя, с наклоном вперед …………………………………………….. 150%

Стоя, с наклоном вперед, в руках вес……………………… 220%

Сидя …………………………..…………………………………….140%

Сидя с наклоном вперед ……………………………………………… 185%

Сидя с наклоном вперед, в руках вес ……………………… 275%

Лечение  зависит  от  возраста  больного,  типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

Детский   сколиоз   при   I   и  II  степенях  искривления позвоночника  лечат консервативно. Важным условием успешного лечения  является  полноценное и богатое витаминами питание, регулярное  пребывание  на  свежем  воздухе, подвижные игры.  Постель  должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный   щит.  Стул  и  стол  на  рабочем  месте  должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом  прямо,  а  ноги  его  при этом достигали пола. Важна также  правильная  установка  света,  а при нарушении зрения обязательна  его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

  Консервативное   лечение   проводят  также  в  специальных школах-интернатах   для   детей   со  сколиозом,  в  которых одновременно   с   обучением  по  обычной  программе  создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Одним  из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является   лечебная   физкультура.   Физические   упражнения оказывают  стабилизирующее  влияние на позвоночник, укрепляя мышцы    туловища,    позволяют    добиться   корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания,  дают  общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах  развития  сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

Коррекция  сколиоза

  Противопоказаны   физические   упражнения,   увеличивающие гибкость  позвоночника  и  приводящие  его к пере растяжению.  Комплекс средств ЛФК,  применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:

  • лечебную гимнастику;
  • упражнения в воде;
  • массаж;
  • коррекцию положением;
  • элементы спорта.

ЛФК  сочетается  с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник.   ЛФК   проводят  в  форме  групповых  занятий, индивидуальных  процедур  (преимущественно  показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.  Методика  ЛФК  определяется  также  степенью сколиоза: при сколиозе  I,  III,  IV  степени  она направлена на повышение устойчивости   позвоночника   (стабилизацию  патологического процесса),  а в то время как при сколиозе II степени – также на коррекцию деформации.

Коррекция  сколиоза  при  выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища  больного.  Упражнения  должны  быть  направлены на коррекцию    искривления    позвоночника    во   фронтальной плоскости.   С  большой  осторожностью  с  целью  коррекции применяют  упражнения,  вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки.

Упражнения  лечебной  гимнастики должны служить укреплению основных  мышечных групп, поддерживающих позвоночник – мышц, выпрямляющих  позвоночник,  косых  мышц  живота,  квадратные мышцы  поясницы,  подвздошно-поясничных  мышц и др. Из числа упражнений,   способствующих  выработке  правильной  осанки, используются  упражнения  на  равновесие,  балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Одним  из средств ЛФК является применение элементов спорта:

  • плавание  стилем  “БРАСС”  после  предварительного  курса обучения.    Элементы    волейбола    показаны    детям    с компенсированным течением сколиоза.

  Профилактика     сколиоза    предусматривает    соблюдение правильной   осанки. При   длительном   сидении  необходимо соблюдать следующие правила:

  • сиди неподвижно не дольше 20 минут;
  • старайся     вставать   как  можно  чаще.  Минимальная продолжительность такого “перерыва” – 10 секунд
  • сидя,  как   можно  чаще  меняй  положение ног: ступни вперед,  назад,  поставь  их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.
  • старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину  и,  если  можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;
  • периодически   делай   специальные   компенсаторные упражнения:
  1. повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз
  2. прими  на полу стойку на коленях и вытянутых руках.

Старайся  максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя  гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых  – необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается  он  из  ходьбы,  бега,  гимнастики и плавания.

Помимо    упражнений    общеукрепляющего,    оздоровительного характера,   есть   и   немало  специальных,  например,  для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки…  Эти  упражнения  позволяют  в  какой-то степени исправлять недостатки  фигуры,  позволяют  лучше  владеть  своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время:

  • вместе   с   комплексом    утренней  зарядки  и  в  ходе оздоровительной тренировки;
  • во время обеденного перерыва;
  • во время воскресной прогулки за город.

Успех  будет  зависеть  от  продолжительности и регулярности занятий.

Правильная    осанка    делает   нас   не   только   более привлекательными,  но  и  во многом способствует нормальному функционированию  всех  органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.

Следующие  упражнения  значительно  укрепят  мышцы спины, и удержать тело в правильном положении:

1)        И.п.  – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и,  подняв  руки  вверх,  прогнитесь.  Замрите на 2-4 секунды  и  вернитесь  в  и.п.  Повторите  6-10 раз. Дыхание произвольное.

2)        И.п.  –  стоя  и  держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь  в  и.п.  Наклонитесь  вперед, вернитесь в и.п. и, наконец,  наклонитесь  вправо,  затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3)        И.п.  – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер  от  пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

4)        И.п.  – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь  назад,  подняв  руки  вверх,  и вернитесь в и.п.  Повторить 5-8 раз. Стоя   у  стены  прижмитесь  к  ней  затылком,  лопатками, ягодицами  и  пятками.  Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.   Если  вы  работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей  в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

  И  в  заключение:  где  бы  вы не находились, не забывайте контролировать   свою   осанку.  Это  поможет  вам  избежать сколиоза.*3

*3 см. список использованных сайтов и литературы №3

Операция:

При оперативном лечении позвоночник выпрямляется до определенного угла при помощи металлических стержней, что ведет к обездвиживанию этих отделов позвоночника. В случае большой деформации, как подготовка к основной операции- установки корректора, используется мобилизующая дисэктомия (удаление дисков позвоночника через боковой разрез) и предоперационное вытяжение – галотракция “корона”. Под общим наркозом к костям черепа в нескольких местах шурупами крепится галоаппарат – такой венец вокруг головы, с помощью которого происходит постепенное вытяжение позвоночника.

Пластинчатые конструкции позволяют начать хирургическое лечение сколиоза у детей до или во время бурного роста ребёнка и избежать развития трудно исправимых деформаций.

Нельзя допускать развитие даже небольших деформаций у детей, потому что обратного хода нет и быть не может, что видно из приведённой схемы:

Читайте также:  За что антипов сломал позвоночник щукину

Схема развития анатомических деформаций позвоночника при сколиозе. На рисунке видно, что масса костной ткани уменьшается на вогнутой стороне и увеличивается на выпуклой, поэтому искривление позвоночника фиксируется. Позвонки приобретают клиновидную форму.

На схеме показано, что при постоянном и длительном искривлении позвоночника постепенно образуется избыточная костная ткань (закрашена розовым цветом) на выпуклой стороне искривления и уменьшается (рассасывается) на вогнутой стороне. Позвонки и межпозвонковые промежутки перестраиваются с образованием дополнительной кости и мощных связок (закрашены чёрным цветом). Совершенно очевидно, что просто выпрямить такой позвоночник уже не удастся, потому что вновь образованная кость – не резина, и сжатию не поддаётся. Остаётся только одно – удалить эту избыточную массу кости и рассечь связки.

Преимущества нашей методики хирургического лечения сколиоза у детей и взрослых

  • Сохраняет позвоночник в неприкосновенности
  • Используется физиологическая способность тканей к растяжению
  • Возможность начинать лечение на ранних стадиях заболевания, не дожидаясь окончания роста ребёнка
  • Конструкция растёт синхронно вместе с ребёнком, производит постоянную коррекцию, в результате ребенок вырастает прямым и здоровым
  • Операция не сопровождается большой кровопотерей, благодаря чему удаётся избежать переливания крови
  • Послеоперационный период не сопровождается сильными болями
  • Ранняя реабилитация, нахождение в постели не более 4-х дней после операции
  • Эффективность коррекции грудной клетки и позвоночника у детей и взрослых значительно превосходит традиционные методы лечения сколиоза.
  • Фото прилагаются в презентации к исследовательской работе

Источник

Статья

«Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников»

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 335

Никифорова Н.А.

Тема статьи «Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников» выбрана не случайно, т. к. в настоящее время она очень актуальна.

В процессе морфологического развития период жизни человека от 6 до 25 лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей 6 и подростков 12–14 лет могут появиться дефекты осанки. Они обусловлены недостаточной двигательной активностью, слабым и негармоничным развитием мышечного корсета, длительным пребыванием в неудобных позах в привычных положениях лежа, сидя, при ходьбе, а также приобретенными или врожденными недостатками опорно-двигательного аппарата.

Распространенные дефекты осанки – выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система.

Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Главным средством предупреждений нарушений осанки в школьном возрасте являются физические упражнения, которые, вызывают активную работу мышц – разгибателей спины и мышц живота. Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели.

Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Осанка – это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника.

Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития. Своевременное воздействие на формирующуюся осанку очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. В лечебно-оздоровительной работе важное место занимает соответствующий комплекс мероприятий: подбор физических упражнений, количество их повторений, дозирование нагрузки, продолжительность занятий.

Осанка определяется:

1. положением головы

2. формой позвоночного столба и грудной клетки, состоянием плечевого пояса, верхних и нижних конечностей

3. работой мышц, участвующих в сохранении равновесия тела

Позвоночник играет ключевую роль в здоровье.

Боковые искривления позвоночника называются сколиозами. Они вызываются неправильным положением или держанием тела. Частой причиной сколиоза является мышечная слабость.

Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту.

Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника.

Нарушается осанка и при недостаточном освещении, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.

Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1 года) на ножки и обучение его ходьбе, когда и еще не окреп физически.

Уменьшение высоты сводов стопы носит название «плоскостопие». При плоскостопии одновременно с уменьшением высоты сводов происходит скручивание стоп, поэтому осевая нагрузка приходится на уплощённый внутренний свод. Рессорность стопы при этом резко снижается. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает боли при ходьбе.

Основными причинами его считаются:

а) слабость мышечного тонуса

б) несоразмерность обуви

В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться. Причинять много неприятностей (усталость, боли) и даже привести к искривлению позвоночника. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно появилось, своевременно его лечить.

В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

В младшем школьном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Читайте также:  Как отличить перелом позвоночника от ушиба

Причинами плоскостопия обычно бывают слабость мышечных стоп и чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, поэтому необходимо включить в занятия специальные упражнения и чередовать их пребывание ребенка на ногах с отдыхом. А также причиной плоскостопия может служить плохой выбор обуви.

Большое значение в формировании стопы у детей младшего школьного возраста имеет обувь. Обувь не должна стеснять движений и затруднять кровообращение.

Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью мышц и к стойкому упущению сводов.

Исходя из вышесказанного, основными задачами формирования свода стопы являются: нормализация двигательных функций, повышение общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей, физической работоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку; в комплексы гимнастических упражнений включаются корригирующие (исправляющие) упражнения. Особенно полезны для выработки хорошей осанки плавание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых – необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки… Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.

Приложение 1

Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками

«Поднимаемся на носки». И.п. — о.с: ноги вместе. 1 — подняться на носки, руки вверх с палкой, посмотреть на палку; 2 — и.п.

«Повороты». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, палка лежит на плечах. 1 — повернуть туловище вправо, ноги стоят на месте; 2 — и.п.

«Прогибание спины». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, палка стоит на полу. 1 — прогнуть спину, голова выглядывает из-за палки; 2 — и.п.

«Скольжение по палке». И.п. — о.с: ноги вместе. На счет 1—2—3—4 — спускаемся по палке вниз, на счет 5—6—7— 8 — поднимаемся по палке вверх.

«Палка под ногами». И.п.: сесть на пол, палка лежит на коленях. Махом рук продеть палку под ногами на счет 1—2, на счет 3—4 вернуться в и.п.

«Качка». И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, палка под коленями. 1 — перекатом перевернуться на спину; 2 — и.п.

«Тянемся за палкой». И.п.: лежа на животе, палка на полу.

  1. — поднять голову и плечи от пола, потянуться за палкой;
  2. — и.п.

«Катаем палку ногами». И.п. — о.с: руки на поясе. Катание палки поочередно правой, левой ногой на счет 4.

«Ходьба по дорожке». И.п. — о.с: руки на поясе. Встать на палку обеими ногами, переступать ногами по палке вправо-влево и обратно.

«Насос». Упражнение на дыхание.

Игра-эстафета «Пожарные на учении». Лазание по гимнастической лестнице вверх (до колокольчика, подвешенного на рейке гимнастической лестнице) и спуск с нее. Повторить 2—3 раза.

Игра «Крабы». Ходьба на руках и ногах, перешагивая через обруч, стараясь не задеть его, следить, чтобы у детей были подняты ягодицы над полом.

Игра на внимание «Ель, елка, елочка». Имитация деревьев по величине. Следить, чтобы во время смены положений у детей была правильная осанка.

                  Релаксация «Осанка»

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки. ,  

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Все присели, потянулись,

Потянулись, улыбнулись!

Вот пора нам и вставать,

Бодрый день наш продолжать!

Комплекс упражнений  для профилактики и лечения плоскостопия:

Общеразвивающие упражнения при плоскостопии

И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, кисти на предплечьях, кисти сжаты в кулак. 1 — руки вверх, подняться на носки; 2 — и.п. (Повторить 5— 6 раз.)

И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, кисти на коленных суставах. В положении полуприседания, не ниже 90° делать вращательные движения в коленных и голеностопных суставах. (Движения в одну и в другую сторону, в медленном темпе.)

И.п. — о.с: руки на затылке в «замке». Поднять руки вверх, развернув ладони от себя, ногу отвести назад максимально, упор пружинистый на носок — вдох, прогнуться, вернуться в и.п. — выдох. ( Повторить 6 раз.)

И.п. — о.с: руки на шее в «замке», ноги на ширине плеч. Наклон вперед с разведением локтей и максимальным разгибанием шеи. При наклоне голова и локти на одном уровне, ноги прямые, носки внутрь на 15°, выполнять медленно. (Повторить 6—8 раз.)

И.п. — о.с: руки опущены, ноги на ширине плеч, носки внутрь на 15°. Наклон вперед на прямых ногах, руки развести в стороны, сжав в кулак. Голову не опускать, смотреть перед собой, хорошо прогнуться в пояснице.  (Повторить 6—8 раз.)

И.п.: сидя, упор руками сзади. Ноги согнуты в коленях. 1 — левую вперед, носок тянуть; 2 — и.п.; 3—4 то же правой ногой. (Повторить 8 раз.)

      И.п. — о.с: стоя на наружных сводах стоп. Подниматься на носки.(Повторить 6—8 раз.

      И.п. — о.с: стоя на носках. Поворачивать пятки наружу. (Повторить 8 раз).

И.п. — о.с: стопы параллельны на расстоянии ширины ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы. ( Повторить 6—8 раз.)

И.п.: лежа на спине, руки в «замке» на шее, ноги вытянуты. Скользящие движения стопой правой по голени левой ноги (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень). Движения ног чередовать. ( Повторить 8— 10 раз.)

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах с упором на стопы, локти и кисти. Поочередное отрывание пяток от пола, начиная с более ослабленной стопы. (Повторить 10 раз.)

И.п.: сидя. Подошвенное сгибание с поворотом стопы внутрь.(Повторить 8—10 раз).

И.п. — о.с: руки на поясе. Ходьба на носках с полусогнутыми коленными суставами в течения 1 мин.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех // Теория и практика физической культуры, 1993, №4

2. Бирюков А.А. Самомассаж. Москва, 1983 г.

3. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. Уфа.1999.

4. Большая медицинская энциклопедия.

5. Брыкин А.Т. Гимнастика. М., 1971.

6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М. 1986.

7. Васичкин В.И. Справочник по массажу. – Л.: Медицина, 1991.

8. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: ФиС, 1989.

9. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, №1.

10. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект). Учебное пособие – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988.

11. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. – 2 из п. – М.: ФиС, 1990.

12. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. – Л.: ВДКИФК, 1985.

13. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. – М.: Медицина, 1969.

14. Котешева И.К. Оздоровительная методика при Сколиозе.

15. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – Л.: Медицина, 1979.

Источник