Проблемы позвоночника у студентов

Областной заочный конкурс мультимедийных продуктов

«Мы выбираем здоровый образ жизни».

Номинация: «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ».

Тема: «Профилактика нарушения осанки у студентов

ГБПОУ СО «КПЛ»

Автор: Семенченко Виктория Юрьевна

Руководитель: Стеблева Ирина Борисовна

I ВВЕДЕНИЕ:

Позвоночник является основой, на которую крепится весь организм, внутри которого находится спинной мозг, от которого отходят нервы, управляющие всем организмом. Поэтому позвоночник играет важную, ключевую роль в здоровье человека.

Общая жизнеспособность зависит от состояния позвоночника, именно позвоночник определяет силу и выносливость человека, здоровье внутренних органов и всего организма в целом. Когда тело здорово, когда каждый мускул и орган работают в нормальном режиме, человек становится выносливым, сильным и жизнестойким.

Сутулость, резкие толчки и длительная компрессионная нагрузка (например, от долгого нахождения в статичной неудобной позе) могут вызвать сдвиг позвонков и защемление нервов, отходящих от спинного мозга. Все это приводит к нарушению работы того органа, который управляется тем или иным нервом.

Когда позвоночник искривляется в результате неправильной осанки или болезни, это самым пагубным образом воздействует на кости скелета. Мускулы и связки позвоночного столба удлиняются или укорачиваются, а внутренние органы смещаются, что приводит к заболеванию всего организма. Поэтому, оздоравливая позвоночник, его мышцы и связки, необходимо помнить о здоровье внутренних органов.

II АКТУАЛЬНОСТЬ:

Заболевания опорно-двигательного аппарата стоит на одном из первых мест по частоте и сложности патологических изменений, последствиями которых являются различные виды нарушения осанки. Таким образом, исправления осанки – актуальная проблема детского здоровья, так как осанка – это способ построения биомеханической схемы тела человека, характеризующий определенное положение в пространстве, являющийся существенным показателем формирования состояния здоровья человека.

Сенситивным периодом для формирования сколиоза, является второе детство (8-12 лет) и подростковый возраст (13-16 лет).

Одним из основных факторов формирования сколиоза в подростковом возрасте являются высокие нагрузки на еще неокрепший опорно-двигательный аппарат. Ребенок вынужден в процессе обучения в школе не только с первого класса носить достаточно тяжелый портфель, но и сидеть в статичной позе на протяжении нескольких учебных часов.

Кроме того, если учесть, что в современном мире все больше детей увлекается играми за компьютером, то эта цифра возрастает еще больше.

В настоящее время, по статистике среди детей школьного возраста от 40% до 95% случаев отмечены патологией осанки.

Объект исследования – учебный процесс в гимнастике у студентов среднего учебного заведения.

Предмет исследования – содержание учебного процесса с учетом профилактики формирования боковой деформации позвоночника и патологической ассиметрии тела.

Цель исследования – профилактика нарушений осанки у студентов, основанная на специальных упражнениях ЛФК.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить особенности детского телосложения;
  • рассмотреть виды сколиоза, их классификацию;
  • Разработать и апробировать экспериментальную методику специальных упражнениий ЛФК, направленную на профилактику формирования боковой деформации позвоночника.

III ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ:

Конституционные особенности телосложения становятся очевидными с ранних этапов развития ребенка: одни дети обладают хрупким, изящным (так называемым гранильным) телосложеним, другие – крепкими мышцами и относительно короткими конечностями, третьи отличаются преобладанием жировой ткани над мышечной.

Тип конституции можно определить уже в 7-8 лет и довольно точно – в 11-12 лет.

Схемы В. Г. Штефко – А. Д. Островского, выделяющей четыре основных типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный и несколько дополнительных. В данной схеме учитываются степень развития мускулатуры и жироотложения, форма грудной клетки, которая может быть плоской, узкой и длинной, цилиндрической (бочкообразной), конической (иметь вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу), форма живота (впалая, прямая, выпуклая), форма спины (сутулая, прямая, уплощенная). Все эти признаки определяются визуально (“на глаз”), характерный вид фигуры определяется их комбинацией. Использование данной схемы позволяет выделить следующие типы телосложения (рис. 2.3).

IV СКОЛИОЗ: виды, последствия.

У здорового позвоночника два вида изгиба: лордоз и кифоз. Лордоз – это те части позвоночника, которые выгнуты вентрально (вперед) – шейный и поясничный. Кифоз – это те части позвоночника, которые выгнуты дорсально (назад) – грудной и крестцовый. Изгибы позвоночника способствуют сохранению человеком равновесия. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки, испытываемые телом.

В зависимости от истории азвития различают следующие виды сколиоза:

  • врожденный сколиоз (диспластический) – развивается в следствие аномалий развития или недоразвития позвонков, ребер;
  • приобретенный сколиоз – развивается в следствие перенесенных заболеваний и травм спины;
  • идиопатический – причина болезни не установлена и остается неизвестной.

По характеру искривления различают:

  • С-образный – это искривление в одном отделе в одну сторону;
  • S-образный сколиоз – в двух отделах, как правило, в разные стороны;
  • Z- (или Е-) образный – три дуги деформации, в трёх позвоночных отделах;
  • Кифосколиотический – с дополнительным искривлением позвоночника в плоскости вперёд-назад. При таком заболевании к изгибу позвонков добавляется деформация грудной клетки, сутулость и появление рёберного горба.

Последствия сколиоза очень серьезны. Они снижают качество жизни человека, а в некоторых случаях приводят даже к инвалидности. Вот почему так важно при первых же признаках искривления позвоночника обратиться к врачу. На ранних стадиях он поддается консервативному лечению.

V КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, – тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Основные цели ЛФК:

Существует пять основных целей, которые преследует лечебная физкультура при сколиозе:

•Устранить дисбаланс мышц и связок.

•Снять излишнюю нагрузку на позвоночник.

•Исправить осанку. Укрепить мышечный корсет спины.

•Оказать общеоздоровительное воздействие на организм.

Следующие правила необходимо знать каждому, кто всерьёз решил начать заниматься лечебными упражнениями: Перед началом занятий выполните разминку, чтобы разогреть и растянуть мышцы и связки. Упражнения должны выполняться в медленном темпе. Не нужно делать резких движений, выполнять прыжки и различные элементы акробатики. Следует исключить повышенную физическую нагрузку, поэтому не допустимо использование штанги и гантелей. Каждое упражнение необходимо выполнить 5-10 раз. В брошюрке, которые находятся перед вами, приведен ряд упражнения. Мы уверены, что этот комплекс упражнений полезен для каждого и призываем не откладывать, а уже сегодня приступить к изучению данного комплекса.

Читайте также:  Как делают ркт позвоночника

VI ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ:

Существенным дополнением к ЛФК будут профилактические меры, помогающие остановить дальнейшее прогрессирование болезни. В первую очередь стоит постараться вести активный образ жизни, заняться не травмоопасными видами спорта. Идеальным выбором будет плавание, которое используется для профилактики и лечения множества заболеваний позвоночника. Занятия плаванием позволяют расслабиться, укрепить мышечный корсет спины и улучшить координацию движений. Полезны также будут катание на велосипеде и лыжах, но только с умеренной активностью. В профилактике имеется ряд рекомендаций, позволяющих избегать асимметричной нагрузки на мышцы спины, что поможет поддерживать позвоночник в анатомически правильном положении. Выделим наиболее важные из них: Всегда сидите прямо, при этом излишне не сгибайте туловище и как можно меньше наклоняйте голову вперёд. Высота стульев и кресел должна подбираться по длине голени, поэтому при сидении ваша нога должна не висеть, а упираться в пол. Если вы много времени проводите в сидячем положении, рекомендуется каждые 20 минут вставать с места и при возможности немного разминаться. В течение дня периодически делайте медленные прогибы назад, это позволит снять напряжённость с мышц спины. Когда необходимо долго стоять, попробуйте поочерёдно опираться сначала на одну, а затем на другую ногу. Меняйте положение каждые 10 минут, это снизит нагрузку на позвоночник. Не носите тяжести в одной руке, всегда равномерно распределяйте нагрузку на обе руки. Для отдыха пользуйтесь кроватью с матрасом средней жёсткости, подушку подберите маленького размера, для того чтобы шея находилась на одной линии с остальными отделами позвоночника.

И помните: «Правильная осанка – это залог здоровья!». «Осанка -это внешность, манера держать себя».

Источник

Иванова Галина Дмитриевна,старший преподаватель кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Лениногорскогофилиала ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им А. Н. Туполева», г. Лениногорск galinadiv@yandex.ru

Патологические состояния опорнодвигательного аппарата у студентов и их профилактика

Аннотация.В статье рассмотрены проблемы нарушения осанки, костномышечной системы студентов высших учебных заведений. Проанализированы характерные особенности формирования патологии опорнодвигательного аппарата студентов. Выявленаи обоснована необходимость совместного использования методов физического воспитания и лечебной физкультуры для коррекции осанки. На основе проведенного эксперимента автором предлагаются доступные для всех студентов физические упражнения, необходимые для коррекции осанки.Ключевые слова:остеохондроз, сколиоз, физическое воспитание, лечебная физкультура, правильная осанка, мышечный корсет. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Целью работы является исследование патологических состояний опорнодвигательного аппарата у студентов и разработка рекомендаций по профилактике нарушений осанки и сколиоза у студентов высших учебных заведений.

Сколиоз,остеохондроз, радикулит, грыжа -частые гости в современной жизни, говорящие о начинающейся или прогрессирующей патологии опорнодвигательного аппарата. Заболевания опорнодвигательной системы занимают третье место по частоте встречаемости после заболеваний сердечнососудистой системы и автокатастроф. Среди заболеваний опорнодвигательной системы более всего распространены деформации позвоночника. 95% деформаций позвоночника составляет сколиоз. «Заболевание растущего позвоночника» -это проблема детей от 6 до 21 года. Считается, что наиболее частой причиной болей в спине и шее являются скелетномышечные боли, связанные с растяжением, микротравматизацией, избыточной перегрузкой мышц, связок или суставов позвоночника. Чтобы студентам было легче понять распространенные формы заболевания позвоночника, им объясняют так:позвоночникукоротился, имеет меньшее, а иногда и разное расстояние между позвонками.По этой причине позвонки сдавливают нервы, выходящие через отверстия позвонковых дуг. Частые головные боли -сдавливание нервных волокон в верхней части шеи или у основания головы. Плохое зрение -сдавливание нервных волокон, расположенных несколько ниже. Больной желудок, органы пищеварения -сдавливание в грудной области, давление на нервы. Поражение почек -сдавливание позвонков еще ниже. Патологическое состояниеопорнодвигательного аппарата -процесс медленный, начинается практически с рождения. Предрасполагающие факторы развития этого заболевания:1)наследственность;2)перегрузки, особенно частое пребывание в неудобных позах,нарушение правилгигиены;3)отсутствие регулярных занятий физкультурой, малоподвижный образ жизни;частые простудные заболевания, ожирение, истощение, болезни желудочнокишечного тракта.По статистике за 2010 г.,примерно в 80% всех случаевзаболевания позвоночника причина возникновения искривлений неизвестна. 20% сколиозов возникают вследствие врожденных и приобретенных деформаций позвонков. Самое распространенное нарушение осанки -сутулость -очень легко распознается: у сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.Причиныпатологическихсостоянийопорнодвигательного аппарата сложны, поэтому лечение должно быть комплексным. Анализ показал, у современных студентов всё чаще встречается проблема дисбаланса мышц, мышечных гипертонусов, что приводит к усталости мышц, мышечным болям, нарушениям осанки, гиподинамии.

Итак, темой моейработы является сколиоз позвоночника. Для проведения исследования были организованы три группыстудентов, обучающихся на разных курсах,по десять человек в каждой с функциональными нарушениями осанки для занятий корригирующей гимнастикой. Исследования начинались в сентябре с наблюдения за положением туловища и произвольными движениями. В октябре сформировались группы, были даны рекомендации по профилактике и лечению недуга. В течение года студенты и педагог следили за изменениями, записывая их в дневник здоровья.Занятия проводились в спортивном зале на уроках, самостоятельно дома. Студентам были показаны наглядностепенинарушения осанки, выражающаяся в неправильном положении головы, т. е. асимметрия плеч, лопаток, грудной клетки. Приглашены все студенты, имеющие справки от врачей с патологией.При изучении патологического состояния опорнодвигательного аппарата у студентов в нашемуниверситете было выявлено:9% студентов имеют специальную медицинскую группу, с низким уровнем физического здоровья, 11% студентов -подготовительную медицинскую группу по проблеме изменения осанки и сколиоза,у 50% студентов выявлены незначительные отклонения.

Разрабатываемаяметодика реабилитации нарушения осанки и сколиозов преследовала созданиерекомендаций поуменьшению нагрузки или разгрузке позвоночника методом лечебной физкультуры, укреплению мышечносвязочного аппарата организма и созданию естественного мышечного корсета, препятствующего дальнейшему развитию деформации позвоночника.

Читайте также:  Где лучше делать операцию на позвоночник

Во время обследования каждой группе давалсяряд рекомендаций, например:исключить длительное непрерывное сидение дома, на лекциях вуниверситете, длительную сидячую работу целесообразно прерывать разминкой;правильное питание и тренировка мышц; исключить любые неправильные позы, которые могут быть закреплены в виде рефлекса;в течение дня рекомендовались занятия лечебной физкультурой, физкультминутки, упражнения для мышц спины и брюшного пресса, обеспечивающие правильную осанку;предложены комплексы упражнений для самостоятельной работы. Было замечено, что студентки на уроках и самостоятельно делаютупражнения на пресс, ягодицы и бедра, както забывая про мышцы спины. На уроках студентам с патологическим искривлением позвоночника, усердно занимающимся качанием мышц пресса, бедер,привожу пример.Идет девушка супругой попкой, стройными ножками, плоским прессом, но сутулая. А еще со сведенными плечами и,естественно, отвисшей грудью. И сразу задаю вопрос: при такой спине вы будете привлекательны? У вас слабые мышцы спины, вы сутулитесь, какая у вас походка? Подвожу к зеркалу, приглашаю пройтись. Объясняю:после ног спина -самая большая мышечная группа тела. Ей следует уделять много внимания, чтобы быть красивой. Будет сильная спина-не будет остеохондроза, сколиоза. Даю рекомендации. Разбираем комплексы упражнений, доводя их до автоматизма. Начинайте упражнения с двухтрех подходов по пятьсемь раз. Затем, по мере укрепления мышц,доведите число повторов до 10. Затем увеличьте количество повторов. Без сильных мышц спины невозможно иметь крепкие мышцы живота и стройную талию. Для эффективного тренинга рекомендуем чередовать один день упражнений на мышцы живота, другой -на мышцы спины.Профилактику сколиозов нужно начинать с азов:спать на ортопедическом матраце;спать на небольшой подушке; большие подушки очень вредны. Небольшая мягкая пухоперовая подушка универсальна, она легко трансформируется («поправляется») и веками испытана многими народами в качестве наилучшей подкладки одновременно под голову и шею во время сна и на спине, и на боку;необходимо тренировать короткие мышцы спины и шеи.

Внимание на практических занятиях физической культурой в течение года уделялось укреплению мышечного корсета, изучению упражнений,направленных на улучшение и поддержание правильной осанки. При этом использовался специально подобранный комплекс.

Упражнения для укрепления мышц спины1.Скручивание корпуса, руки вперед-15 раз по 2 подхода. И. п.:лежа на спине. Вытяните руки вперед перед собой. Начинайте поочередно отрывать лопатки от пола. 2.Полулодочка. 10 раз по 2 подхода. И. п.:лежа на животе лицом вниз. Отрывайте от земли грудь, стараясь, чтобы ноги оставались на полу. Голову задирать вверх не нужно. Смотреть в пол.3.Планка -35 секунд. И. п.:обопритесь на локти и носочки. Выпрямите тело так, чтобы оно максимально походило на планку, старайтесь не оттопыривать таз и не провисать животом вниз.4.Боковая планка-30 секунд. И. п.:лежа на боку с упором на локоть. Оторвите корпус от пола и старайтесьдержать тело максимально ровно.5.Нырок. И. п.:сидя на пятках, грудь прижата к полу, руки вперед. Нырните, какбудто вам предстоит пролезть через низкую дверцу. Вылезая из дверцы, выпрямите руки и прогнитесь в спине. Затем выполните движения в обратную сторону.6.Наклоны вперед сидя. И. п.:сидя на коврике. Скруглив спину и опустив подбородок на грудь, начинайте тянуться к носкам, делаякороткие и мягкие движения. 30раз.7.Разведениерук стоя. И. п.:руки перед собой. Плавными маховыми движениями разводите руки назад, растягивая мышцы груди. 8.Скручивания корпуса, руки вперед -20 раз по2 подхода. И. п.:лежа на коврике, ноги согнуты в коленях, руки приподняты на 45%. Прижимая подбородок к груди, начинаем отрывать лопатки. При этом поясница прижата к полу. 9.Лодочка с задержкой-15 раз. И. п.:лежа на полу, лицом вниз. Одновременно оторвите ноги и грудь от коврика, задержитесь в верхней точке. Время задержки от 2-3 секунд.Кошка -15 раз. И. п.:стоя на коленях, на прямых руках. 1. Согните спину, опустив голову вниз. 2. Прогнитесь в спине как можно сильнее, как при движении вверх, так и при движении вниз вы должны чувствовать, как растягивается ваш позвоночник.11.Растяжка груди с полотенцем-10 раз. И. п.:с любым предметом, палочкой, полотенцем. Возьмите предмет на вытянутые руки и двигайте его через голову за спину и обратно.12.Растяжка спины-по 10 раз на каждую руку. И. п.:встаньте ровно, вытяните одну руку перед собой, а второй рукой потяните себя за плечо или под локоть. Старайтесь скруглить верхнюю часть спины.13.Полумостик -20 раз. И. п.:лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой. Поднимайте, оторвите от пола лопатки, прижав голову к подбородку. Обратите внимание, что поясница остается на полу.Комплекс упражненийдля укрепления брюшного пресса1.Скручивания (руки за головой, ноги прямые)-30 раз.И. п.:такое же, как при обычных скручиваниях. Ноги выпрямить и направить вверх. Это создает дополнительную нагрузку на пресс. Для усложнения упражнения можно опустить ноги, сделав угол наклона 45 градусов.2.Лодочка-20 раз.И. п.:лежа на коврике руки и ноги вытянуты. Одновременно отрывайте бедра и грудь. Обратите внимание, что лицо смотрит строго вниз, шея прямая. 3.Боковые подъемы ног-20 раз. И. п.:лежа на спине. Поднимите ноги вверх, а затем плавно опустите их в стороны. По очереди, в левую и правую стороны.4.Нырок-15 раз.И. п.:сидя на пятках, грудь прижата к полу, руки вперед. Нырните, какбудто вам предстоит пролезть через низкую дверцу. Вылезая из дверцы, выпрямите руки и прогнитесь в спине. Затем выполните движения в обратную сторону.5.Наклоны вперед спрямой спиной-15 раз. И. п.:сидя на коврике. Вытяните руки вперед, начинайте медленно наклоняться, сохраняя прямую спину. Во время упражнения смотрите вперед.6.Замок-12 раз.И. п.:встаньте ровно, с опущенными руками. Затем соедините их за спиной. Тянитесь. 7.Растяжка шеи-20 раз.И. п.:сидя в удобной позе. Наклоняйте голову влево и вправо. Делайте это мягко и плавно. Затем вперед, назад. Круговые движения.В процессе эксперимента при обучении навыкам сохранения и поддержания правильной осанки и укрепления мышечного корсета у 40% студентов первого курса уменьшилось отклонение позвоночника отвертикали. У студентов второго, третьего курсовэтот показатель был меньше-28%. Полностью исправить отклонения осанки смогли 7 человек, что составило 23% от числа занимающихся.К концу учебного года значительно снизилось количество студентов с асимметричной осанкой. У 15 студентов, то есть у 50% от общего числа принимавших участие в эксперименте, разница в уровне надплечий уменьшилась. У 5 студентов, то есть у16% от общего числапринимавших участие в эксперименте, осталась без изменений. За время проведения эксперимента асимметрия углов лопаток снизилась,хотя и незначительно.Те студенты, которые самостоятельно занимались лечебными упражнениями, имели лучшие результаты, чем те, которые не придали значения занятиям физической культурой вне спортивного зала учебного заведения. Были выработаны условные рефлексы, обеспечивающие правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы.

Читайте также:  Неправильное положение позвоночника во время сна

Упражнения для самостоятельных занятийУпражнения у стены:

стоя у стены, поднимите руки вверх, разведите в стороны;сделайте два, три шага в стороны, вперед, вернитесь к стене;не отрывая затылка и спины от стены, присядьте два раза и выпрямитесь.Упражнения для выпрямления позвоночника

Для этих упражнений понадобятся гимнастическая палка, мешочек с солью или крупой, тяжелая книга. Встаньте на палку, перенесите тяжесть тела на носки, затем на пятки;постойте ровно, удерживая на голове мешочек с солью или крупой;выполните также, но на возвышенности, например на табуретке, маленьком стульчике;

возьмите тяжелую книгу, встаньте у стены, расправьте плечи, лопатки, голову прижмите к стене, медленно шагайте по комнате, удерживая равновесие.

Упражнения,выполняемыележа на полу: Мостик-30 раз, 2 подхода.Боковые подъемы ног-20 раз, 2 подхода.Полулодочка с задержкой-25 раз.Планка боковая с подъемами-25 в каждую сторону.Кошка-15 раз.Замок-10 раз.Растяжка бедер лёжа-10 раз на каждую ногу. И.п.лёжа на животе. Возьмите ладонью за носок ноги. Потяните ногу к ягодице, стараясь, чтобы пятка не уходила в сторону. Выполните мягкие движения. Растяжка ягодиц-10 раз. И.п.лёжа на спине с ногами,согнутыми в коленях. Закиньте правую ногу на левое колено. Оторвите левую ногу от пола, потянув обе ноги к себе. Для того чтобы сделать это упражнение более эффективным, упритесь правой рукой в правое колено, а левой рукой потяните ногу за носок. В течениеэксперимента были сделаны выводы и даны рекомендации:а)усиление кровоснабжения работающих мышц. Нарастает мышечная сила. Увеличивается объем движений в суставах. Повышается эмоциональный тонус студента;б)залог успеха-выполнение упражнений непрерывно, постепенно. Физические упражнения на протяжении всей жизни окажутлечебное действие, если вы будете их правильно выполнять. Поэтому со студентами ведется систематическая работа на протяжении всего обучения;в)для того чтобы занятия были более эффективными, они должны бытьежедневными. Занятия помогают создать сильный мышечный корсет, который позволит постоянно сохранять правильную осанку с разгрузкой наиболее уязвимых задних отделов позвоночника при стоянии, сидении, подъеме груза, работе в саду, дома;г)процесс формирования навыка правильной осанки проходит по этапам, в определенной последовательности:обучение отдельным элементам;овладение осанкой;устранение мышечного напряжения;автоматизация правильной осанки;появление «чувства осанки».Методическиерекомендации к занятиям по профилактике патологических состояний опорнодвигательного аппарата у студентов:1.Правильная осанка вырабатывается человеком. Рекомендуются такие виды спорта,как плавание. Но в данном случае заниматься в бассейне нужно только под руководством грамотного специалиста, который подберет особый стиль плавания.2.Медленный бег рекомендуется тем, кто начал бегать до проявления сколиоза. Беговая дорожка должна быть мягкой и ровной, покрыта травой или песком. Бег по асфальту травмирует межпозвоночные диски. 3.Обязательно и ежедневно.После ночного отдыха утренняя гимнастика поможет организму настроиться на работу. Упражнения выполняйте лежа, в спокойном темпе. При этом необязательно выполнять все упражнения, которые вы знаете. Их можно чередовать, выбирать. Соблюдать следующую последовательность утренней гимнастики: потягивание, массаж ушных раковин, лица, гимнастика для глаз, упражнения лежа на спине, упражнения лежа на животе. 4.Для тех, кто длительное время проводит сидя, в моем случае студенты, преподаватели, очень важно знать и уметь пользоваться теми упражнениями, которые разгружают позвоночник и мышцы спины. После каждого упражнения необходимо расслабление. Кроме укрепления прямых мышц животаукреплять косые мышцы, выполняя упражнения с наклонами и поворотами туловища.5.

Физкультурные паузы -неотъемлемая частьпрофилактических мероприятий при всех проявлениях остеохондроза позвоночника. Анализ проведенных мероприятий свидетельствует о том, что в процессе занятий физическими упражнениями происходит существенная коррекция осанки. 6.

Работая за письменным столом, опираемся на два локтя. Ноги, спина должнывплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб.Кулак руки между грудью и столом.7.

Спать на жесткой постели.Желательно в положениина спине, идеальныортопедические подушки и матрасы. 8.Ничего не поднимаем из наклонного положения туловища. Присядьте и поднимите груз с прямой спиной. При этом должны работать мышцы ног, а не позвоночник. При опускании груза подъем осуществляется за счет мышц спины, сгибая ноги, приседая. 9.

Девушкамнежелательно носить обувь на высоком каблуке. 10.

Постоянно работаем над осанкой. Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. Неправильное положение позвоночника приводит к ухудшению здоровья.11.

С помощью ежедневных занятий мышцы спины поддерживаютпозвоночник в нормальном положении. Формируем мышечныйкорсет измышц живота, поясницы, спины.

12.

Непридумывайте комплексы упражненийсамостоятельно, есть упражнения, запрещенные присколиозе, напримерпрыжки, поднятие тяжестей.Ответить коротко на вопрос о патологическом состоянии опорнодвигательного аппарата у студентовпросто невозможно. Выработанный навык правильной осанки остается ненадолго и требует постоянных усилий, постепенности, доведения до автоматизма. И. П. Павлов указывал, что прочные условные рефлексы без подкрепления могут угаснуть. Поэтому самостоятельные упражнения на осанку не должны прекращаться ни в образовательных учреждениях, ни дома. Рекомендуемая подборка упражненийзатрагивает не только осанку. Их регулярное выполнение поможет студентам всегда оставаться в форме, снизить вред от сидячего образа жизни и лучше себя чувствовать.

Galina Ivanova,Senior lecturer at the chair of humanities, Leninogorskybranch of Kazan National Re Technical University AN TupolevKAI, LeninogorskPathological conditions of muscularskeletal system of the students and their preventionAbstract.The considers the problems of posture violation and muscularskeletal system of university students, analyzes the characteristic features of pathological formations of the muscularskeletal system of students, spots and proves the sharing methods of physical training and physical therapy for posture correction. Based on the experiment, the offers exercises for posture correction, affordable for all students.Key words:low back pain, scoliosis, physical education, physiotherapy, proper posture, muscular corset.

Рекомендовано к публикации:Даниловой О.Л., кандидатом филологических наук;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Источник