Проблемы позвоночника у музыкантов

Проблемы позвоночника у музыкантов thumbnail

БАСОТЕРАПИЯ ПОЗВОНОЧНИКА. К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ БАС-ГИТАРУ!

Я уже много лет занимаюсь репетиционной базой, и в её стенах за это время побывало и бывает достаточно много музыкантов абсолютно разного уровня. К моему огромному сожалению, практически каждый, на мой взгляд, независимо от возраста, уровня и стажа игры, имеет явные проблемы с постановкой рук и всего постановочного аппарата в целом.

Сейчас я занимаюсь этим вопросом, и выясняется, что профессиональные заболевания позвоночника и конечностей у музыкантов – это на сегодняшний день норма. Как оказалось, есть даже специальные врачи, которые помогают музыкантам устранить образовавшиеся со временем патологии в теле. Однако, если быть честными, то исправить, к примеру, сколиоз позвоночника, наработанный годами, довольно сложно без определённых знаний и регулярных специальных упражнений. И недостаточно только лишь избавиться от проблемы, желательно научиться не допускать её вновь в свою жизнь, что требует особых знаний и навыков.
Чаще всего приобретённые болезни -это результат неправильной постановки рук и плечевого пояса, а также полное отсутствие организации в работе мышц, связок, суставов. Если неправильно пользоваться собственным телом, чрезмерно изнашивая его и иррационально расходуя его ресурсы, то естественно длительные занятия на музыкальном инструменте могут спровоцировать болезненные ощущения и ограничения двигательной способности в суставах. И наоборот, если изначально верно, как природой задумано, настроить всё тело, и следовать принципам разумной биомеханики, то показатели и КПД, и устойчивости к нагрузкам, и выносливости, и скорости, и многих других факторов в разы, а то и в десятки раз увеличиваются и улучшаются.
Другой вопрос, что длительные занятия при условии разумного и осознанного подхода просто излишни.

Глубокое заблуждение о том, что удел музыканта – это тяжёлый и изнуряющий физический труд, забирающий здоровье, укоренилось в сознании многих как общее правило-аксиома. Я с твёрдой уверенностью и взрослой ответственностью заявляю, что можно играть на любом инструменте без особого ущерба для собственного здоровья и при этом быть расслабленным, спокойным, скоростным, динамичным, медитирующим и получающим максимальное удовольствие и радость от игры на любимом инструменте. Для этого необходимо, как минимум, научиться чувствовать своё собственное тело и управлять им по правилам, которые природой в него заложены. Необходимы элементарные знания анатомии и биомеханики тела, а именно: как правильно должны работать суставы, связки, мышцы; когда, как и какие мышцы необходимо включать, а какие исключать и т.д. Нужно научиться верно распределять как на отдельные группы мышц, так и на всё тело в целом нагрузку разного рода ( собственный вес, вес рук и отдельные их участки, вес инструмента, если его необходимо держать, приводящие и отводящие движения рук и т.д.). Овладевая этими знаниями и приобретая определённые физиологические навыки, ученик достаточно легко может овладеть техникой игры на музыкальном инструменте и при этом легко и безболезненно достигать, например, высоких скоростей при игре, перешагивая физиологические пределы музыканта, неподготовленного в этом направлении.

Не стану обобщать, но скажу по своему опыту, что мало кто из преподавателей, мне знакомых лично и заочно, уделяет особое и первостепенное внимание предпостановочным и постановочным моментам в ходе обучения, делая основной упор только на музыкальную теорию и приёмы игры ( которые на мой взгляд , тоже вредны без специальной постановочной подготовки). Вопросы анатомического строения человека, физиологии, биомеханики, биохимии, психоэмоциональные аспекты и многое другое к сожалению не учитываются, что в целом пагубно может сказываться на исполнительских качествах музыканта, на его технике игры и на его развитии. И что самое печальное, именно отсутствие у обучаемых навыков чувствовать собственное тело ( мышечные зажимы, боль, усталость, отёки, онемение и т.д.) постепенно ведёт музыкантов к нарушениям в суставах, мышцах, нервной системе, в здоровье организма в целом. Этот факт совершенно не умаляет всех достижений и профессиональных качеств уважаемых педагогов профессионалов и музыкантов высокого уровня, также практикующих обучение. На мой взгляд, этими вопросами интересовались, но достаточно мало. К сожалению на сегодняшний день популяризируют в музыке и педагогике, в частности, нечто иное. Возможно, это ещё связано с отсутствием культуры здоровья или ещё с рядом причин. Имеем то, что имеем. Я намеренно выкладываю статьи именитых и авторитетных музыкантов и специалистов, чтобы была возможность реально оценить проблему и возможно задуматься о своём здоровье, если хотите.

Я сам проделал довольно трудный и болезненный, но интересный и продуктивный путь через врачей, лечебную физкультуру, мануального терапевта, «закачку» гантелями, всяческие силовые упражнения на турнике, через йога-терапию позвоночника. Положительные результаты и здоровье я получил и получаю через йогу. Не стану вдаваться в подробности несостоятельности всех моих других попыток решить проблему, так как это может занять много времени. Скажу лишь, что йогатерапия – это пока единственный, оправдавший себя, оздоравливающий способ-дисциплина, дающий мне обширные возможности, для безболезненной и безвредной игры на бас-гитаре – тяжёлом и асимметричном инструменте.

В 2005 году, благодаря неправильной постановке рук и при отсутствии соответствующих знаний, пальцы на моей левой руке перестали работать так, как должны были работать у гитариста; часто немели. Постоянные боли в шее и в грудном отделе позвоночника давали о себе знать постоянно. В поясничном отделе тоже было не без проблем из-за неправильного распределения собственного веса и веса гитары на ноги. В общем, целый букет. А играть на басу ОЧЕНЬ хотел…. но не мог уже на тот момент физически. Самое забавное, что бас-гитара меня нагнула, и в прямом, и в переносном смысле, но и она же дала мне возможность через хоть и болезненный, но бесценный многолетний опыт обрести здоровье и обрести себя нового в музыке.

Обучаясь по моей методике, можно избежать целый ряд болезней , характерных для профессии музыканта , которые могут привести к ранней профнепригодности и к отказу от любимого занятия.

Йогатерапия позвоночника играет немаловажную роль в моём методическом подходе к подготовке и настройке постановочного аппарата у обучающихся. Но это вовсе не означает, что нужно начинать заниматься йогой. Всё индивидуально и по собственному пожеланию. Также я применяю некоторые техники и приёмы , взятые у таких мастеров как Владимир Мазель, Моше Фельденкрайз , Томас Ханна и др.

Я к своим умениям и знаниям шёл около 10 лет. Со своими учениками я делюсь уже готовыми результатами и практическими наработками. Это авторская эффективная методика постановки рук ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ ЛЮБОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ, которая помогает избавиться от боли и дискомфорта в теле навсегда . При условии регулярных занятий и выполнении моих рекомендаций, результаты положительные есть и есть развитие.
При желании вы избавляетесь не только от боли в спине и руках, но улучшаете кровообращение и подвижность в суставах, устраняете мышечные зажимы и блоки, что позволяет легко и без боли переносить концертные и репетиционные нагрузки!
В процессе обучения вы значительно улучшаете свои технические показатели, приобретая лёгкость и виртуозность в исполнении сложных высокоскоростных партий!

С Огромной Радостью делюсь своим практическим и теоретическим опытом и с начинающими, и с уже состоявшимися музыкантами!

✒ Записывайтесь на консультации и занятия
☎ по тел.: (096) 303 22 08 , (095) 678 56 25
✉ в ЛС: https://vk.com/basoterapia

Будьте Здоровы!

Источник

Все музыканты, вне зависимости от жанра, в котором работают, люди творческие, упорные и трудолюбивые. Они выкладываются на всю катушку на выступлениях, могут подолгу пропадать в звукозаписывающей студии и репетируют практически круглыми сутками.

Именно из-за своей огромной трудоспособности эти люди подвержены тяжёлым профессиональным заболеваниям. Причём болеют все – и рокеры, и поп-исполнители, и классические музыканты, выступающие в оркестрах или сольно. Тяжёлые травмы и болезни могут привести к тому, что музыкант больше не сможет выступать.

Профессиональные риски музыкантов

Главная причина, почему возникают профессиональные заболевания музыкантов – колоссальная перегрузка. Особенно опасно, когда она носит эпизодический характер. Многие исполнители резко увеличивают длительность репетиций перед записью или выступлениями, что сильно сказывается на неподготовленном организме. Игра на инструменте в течение долгих часов становится причиной не только травм и болезней опорно-двигательного аппарата, но и психических недугов.

Не менее опасны технические ошибки во время игры на инструменте. Многие профессиональные музыканты – самоучки, и отсутствие грамотного учителя может стать причиной ошибок при исполнении. Плохо обученные музыканты неправильно держат инструмент, играют в неудобной позе, прилагают слишком много силы, зажимая струны или клавиши. Всё это заставляет мышцы перенапрягаться и быстро изнашивает их.

Ещё один фактор риска – недостаточная подготовка. Игра на инструменте требует больших физических усилий, поэтому музыкант должен хотя бы иногда заниматься спортом и выполнять разминку перед репетицией. Большинство этим пренебрегает.

Распространённые болезни музыкантов

Конкретный диагноз во многом зависит от инструмента, но в целом в профессии распространены такие недуги:

  • Зажимы нервов, которые провоцируются длительным нахождением в неудобном и неестественном положении. Особенно часто встречается синдром туннельного канала, распространённый среди офисных рабочих и геймеров;
  • Спазмы и судороги мышц. К ним приводят часто повторяющиеся сгибающие и разгибающие движения рук, игра без перерывов или неправильная постановка рук, заставляющая перенапрягать мышцы;
  • Боли в спине, вызванные неудобным положением во время игры. Боль может быть симптомом искривления позвоночника, остеохондроза и более тяжёлых патологий;
  • Тендиниты встречаются у всех музыкантов, но их локализация зависит от используемого инструмента. Например, локтевой тендинит – типичная болезнь гитаристов, в то время как пианисты больше подвержены воспалениям и травмам запястья.

Ещё одна характерная проблема для музыкантов – потеря слуха. Поп- и рок-музыканты страдают от этого сильнее, чем классические исполнители, ведь во время их выступлений уровень шума значительно выше. Снижение слуха происходит постепенно, и сами музыканты могут часто его не замечать.

Профилактика болезней и травм музыкантов

Чтобы избежать проблем со здоровьем во время игры и не поставить под угрозу свою музыкальную карьеру, нужно соблюдать несколько простых предосторожностей.

Во-первых, нагрузку важно наращивать постепенно. Нельзя резко начинать играть по восемь часов в день, если совсем недавно вы репетировали через день по паре часов. Это не принесёт ничего, кроме травмирования мышц, сухожилий и связок.

Во-вторых, разминайтесь перед каждой репетицией и выступлением. И речь не о распевке, наигрывании гаммы или повторении репертуара – разминка должна быть физической. Разогрейте свои мышцы перед нагрузкой, и тогда повредить их будет намного сложнее.

В-третьих, убедитесь, что вы не совершаете технических ошибок во время игры. Такое сложно заметить самостоятельно, так что если есть возможность, проведите занятие с преподавателем. Он подскажет, нужно ли поправить стойку и положение рук.

И в-четвёртых, не пренебрегайте физическими упражнениями. Для полноценных занятий спортом у музыканта вряд ли найдётся время, но можно хотя бы делать гимнастику и побольше ходить пешком, когда представляется возможность. Хорошая физическая форма и выносливость не только предотвратят болезни и травмы, но и помогут выступать без усталости и дискомфорта.

Также для музыкантов будут очень полезны массажные процедуры. Они помогают избавиться от мышечных болей и напряжения, эффективно снимают судороги и предотвращают зажимы нервов. Также регулярный массаж нормализует кровообращение и лимфоотток, которые у музыкантов замедляются из-за постоянного нахождения в одной позе. Это позволяет предотвратить сердечно-сосудистые болезни, улучшить обмен веществ и иммунитет.

Массаж предотвращает многие заболевания музыкантов, эффективно разминает мышцы перед репетицией, а также полезен в период лечения и реабилитации.

Для регулярных массажных процедур в салоне у музыкантов вряд ли найдётся время, ведь они постоянно в разъездах и на репетициях. Можно возить с собой личного массажиста, но это не слишком удобно и к тому же затратно. Можно попробовать аппаратный массаж – он выполняется при помощи специальной техники и ничуть не уступает ручному по эффективности.

WelbuTech Zam Luxury – домашний массажёр из Южной Кореи, который может полностью заменить ручные процедуры. Он оснащён 4 режимами работы: массаж полезен для разогрева, лимфодренаж ускоряет восстановление после нагрузки, прессотерапия повышает выносливость и укрепляет мышцы, а авто-режим совмещает все варианты в одном.

Главное преимущество Seven Liner Luxury Zam – удобство использования. Этот аппарат лёгкий, компактный и спокойно помещается в обычный рюкзак. Для его работы достаточно обычной розетки или даже автомобильного прикуривателя. Его можно использовать в любое время: дома, перед репетицией, в разъездах и сразу после выступления.

Манжеты аппарата содержат в себе пять камер и прорабатывают все части тела, подвергаемые у музыкантов большим нагрузкам: руки, поясницу, ноги. А благодаря антибактериальному материалу, из которого они изготовлены, пользоваться массажёром можно поочерёдно с другими людьми – например, с музыкантами из Вашей группы или оркестра.

Статья носит ознакомительный характер. Перед использованием массажёров проконсулитируйтесь со специалистом.

Источник

Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме. Не рекомендуется проводить сделки.

Профессиональные заболевания музыкантов

Музыкант должен умело пользоваться мышцами, нервами и костями (костно-мышечная и нервная система). Игра на музыкальном инструменте требует контролируемых повторяющихся движений и часто предполагает работу в неестественной позе в течение долгих часов репетиций и спектаклей .. Подобные нагрузки на организм могут привести к специфическим нарушениям здоровья. Кроме того, плохие условия работы: повышенный уровень шума, длительный период игры без перерывов и неадекватная подготовка к новому трудному репертуару или инструментам может повлиять на здоровье музыкантов всех возрастных групп и уровней мастерства. Признание этих опасностей, точное диагностирование и своевременное лечение предотвращает профессиональную инвалидность, которая может прервать карьеру на время или полностью.

Неврологические и костно-мышечные заболевания
Исследования, проведенные в США, Австралии и Канаде, выявили, что в течение своей профессиональной деятельности около 60% музыкантов получают травмы, которые могут оказаться губительными для их карьеры. Клинические междисциплинарные исследования изучили травмы мышц и сухожилий, синдромы защемления периферийного нерва и заболевания сенсорно-моторного характера. Исследования выявили некоторые наиболее распространенные заболевания: различные синдромы переигрывания, включая растяжение мускулов и связывающих тканей, которые контролируют сгибающие и вытягивающие движения кистей рук. Эти синдромы появляются в результате повторяющихся сильных движений мускулов и сухожилий. Другое распространенное явление среди музыкантов – боли в спине в результате неудобного положения или позы во время игры на музыкальном инструменте. При игре на музыкальных инструментах, описанных ниже, нагрузка ложится на нервы запястья и предплечья, плечах, руке и шее. Мускульные спазмы (фокальная дистония) тоже являются распространенным профессиональным заболеванием музыкантов, которое может поразить в самом расцвете карьеры.

Смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа, классическая гитара и электрическая гитара
Нарушения здоровья у музыкантов струнников часто сопряжены с тем, как музыкант держит инструмент и позой, в которой он сидит или стоит во время игры. Например, большинство скрипачей или альтистов держат свой инструмент между левым плечом и подбородком. Часто музыкант поднимает левое плечо и опускает левую часть подбородка и челюсти, чтобы левая рука могла свободно двигаться по грифу. Одновременное поднятие одной части тела и наклон другой ведет к состоянию статической контрактуры мышцы, вызывая боль в шее или плече, нарушения височно-нижнечелюстного отдела и синдром торакального выхода, при котором наблюдаются боли и онемение шеи, плеча и верхней части грудной клетки. Долгое статичное сидение, особенно в согнутой позе, порождает боль в группах поддерживающих мышц. Игра на контрабасе, арфе или классической гитаре часто требует статического вращения позвоночника. Тяжелые электрогитары обычно держатся на ленте, перекинутой через плечо с левой стороны шеи, что тоже давит на нервы плеча и верхнего предплечья и может вызывать боль. Проблемы, связанные с поддержанием позы, тоже являются одной из причин перенапряжения нервов и мышц запястья и пальцев так, как возникает явление их ложного выпрямления. Например, левое запястье может использоваться для многочисленных повторяющихся сгибаний, в результате чего возникает напряжение разгибающихся мышц запястья и пальцев и развивается синдром торакального выхода. Давления на нервы плеча и предплечья могут усугубить нарушения, связанные с локтем, такие, как синдром двойного раздавливания и невропатологии локтевой кости.

Клавишные инструменты: пианино, орган, клавесин, синтезаторы и пианола
Игра на клавишном инструменте требует принятия позы, схожей с позой машинистки. Часто ориентация головы вперед и вниз, чтобы смотреть на клавиатуру и руки, и повторяющиеся движения вверх, чтобы смотреть в ноты, становятся причиной неврологической и мышечной боли в шее и спине. Часто музыкант округляет плечи и тянет голову вверх, что происходит на фоне мелкого дыхания. От постоянного сжатия нервов и кровеносных сосудов в мышцах шеи, плеч и ребер может развиться синдром кистевого туннеля. Кроме того, тенденция сгибать запястья и выгибать пальцы, сохраняя суставы пальцев/кисти в плоском состоянии, дает чрезмерную нагрузку на мышцы запястья и пальцев. Плюс к тому, из-за постоянного использования большого пальца в позиции ниже кисти, мускулы перенапрягаются, растягивая и связывая разгибающие мышцы пальцев. В результате усилий, прилагаемых для взятия больших аккордов и октавы, можно перенапрячь капсулу сустава запястья и вызвать образование ганглия. Эта группа музыкантов часто страдает мышечными спазмами и фокальной дистонией. В этих случаях иногда требуются долгие периоды нервно-мускульного обучения правильной постановке рук во избежание дальнейших неприятностей.

Духовые и медные инструменты: флейта, кларнет, гобой, саксофон, фагот, труба, французский рожок, тромбон, туба и волынка
Музыкант, играющий на одном из этих инструментов, изменяет позу в соответствии с необходимостью контролировать поток воздуха, так как поза создает зону выдувания диафрагмного и межреберного выдоха. Звучание этих инструментов зависит от того, как держится мундштук (амбушур), который контролируется лицевыми и горловыми мышцами. От этого же зависит и производство звуков вибрирующих трубок или мундштука. Поза также влияет на то, как музыкант поддерживает инструмент, когда он сидит или стоит и нажимает на клапаны и кнопки инструмента, которые контролируют высоту ноты. Например, традиционная открытая французская флейта требует устойчивого приведения и изгиба (сгибания вперед) левого плеча, устойчивого приведения (позиция назад) правого плеча и легкий поворот головы и шеи влево. Левое запястье часто держится в экстремально согнутом положении, а рука вытянута для того, чтобы поддерживать инструмент изогнутым указательным пальцем и двумя большими, равновесие поддерживается правым мизинцем. Это усиливает напряжение мускулов кисти руки и мускулов, которые осуществляют сгибание и разгибание пальцев. Привычка вытягивать голову и мелко дышать увеличивает риск получить синдром торакального выхода.

Ударные инструменты: барабаны, тимпаны, цимбалы, маримба, табла и таико
Использование палочек, молоточков и голых рук для ударов по различным инструментам быстро ведет к травмам кистей рук и пальцев. Импульсная вибрация, вызванная ударами по инструменту, передается вверх по руке и может вызвать повреждения сухожилий и периферийных нервов. Такие биомеханические факторы, как количество используемой силы, повторяющиеся игровые и статические нагрузки на мускулы тоже может стать причиной травматизма. У этой группы музыкантов часто встречается синдром кистевого туннеля и узелки на сухожильях.

Потеря слуха
Риск потерять слух от воздействия музыкального шума зависит от интенсивности и длительности воздействия. Довольно часто уровень воздействия доходит до 100 дб. во время тихих пассажей оркестровой музыки, при пиковых значениях 126 дб. в середине оркестровой ямы у плеча музыканта. Для места дирижера оркестра или инструментальной группы уровень шума 110 дб. довольно типичен. Уровень шума для поп и рок-музыкантов бывает значительно выше в зависимости от акустики сцены или оркестровой ямы, усилителей и месторасположения микрофонов или другого оборудования. Средняя продолжительность воздействия может быть примерно 40 часов в неделю, но многие профессиональные музыканты могут выступать и от 60 до 80 часов в неделю. Потеря слуха гораздо более распространена среди музыкантов, чем этого можно было бы ожидать. 89% профессиональных музыкантов, у которых были обнаружены травмы костно-мышечного характера, также показали плохие результаты проверки слуха. Было обнаружено снижение уровня слуха в диапазоне от 3 до 6 кгц.

Можно использовать средства индивидуальной защиты ушей, но они должны быть адаптированы для каждого вида инструментов (Chasin и Chong 1922). При использовании в наушниках акустических аттенуаторов или фильтров интенсивность высоко частотных звуков снижается до плоской атенуации. Замеры делались у барабанной перепонки, что не так вредно для слуха. Использование снимаемого винта настройки в обычных наушниках позволяет низким частотам и некоторому количеству музыкальной энергии проходить без затухания. Наушники могут быть сделаны с небольшим усиливающим эффектом, который меняет восприятие голоса певца. Это позволяет артисту сократить риск вокального напряжения. В зависимости от психо-акустической природы инструмента и окружающего музыкального воздействия можно достигнуть значительного сокращения риска потери слуха. Изменения в восприятии интенсивности своего выступления может сократить риск травм от повторяющегося напряжения у музыканта так, как будет сокращена сила повторяющихся движений.

Существуют практические стратегии сокращения воздействия шума на музыканта, которые не нарушают самого исполнения (Chasin и Chong 1995). Усилители можно приподнять над уровнем пола, что дает минимальную потерю низко частотной энергии звука и сохраняет достаточную громкость, чтобы музыкант мог исполнять с меньшей интенсивностью. Музыканты, которые играют интенсивные партии на трубе и тромбоне, должны находиться на возвышении, чтобы звук шел над другими музыкантами, сокращая свое воздействие. Перед оркестром должно быть два метра пустого пространства. Над небольшими струнными инструментами всегда должно быть пространство, по меньшей мере, в 2 метра.

Нужные ссылки:

https://www.chestnut.ru/info-1.html
https://www.nashisrael.ru/lib/print.php?i=77

Источник