Про позвоночник для детей

Про позвоночник для детей thumbnail

Цели:

  • закрепить элементарные знания детей о строении скелета человека, мышцах, осанке;
  • направлять познавательную активность на поиск, избирательное использование знаний, действий для решения конкретной задачи;
  • учить выполнять и научить других упражнения, способствующие развитию эластичности и подвижности скелета;
  • формировать потребность в физическом и психическом здоровье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Настрой на занятие

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись

1, 2, 3, 4, 5 –

Урок пора нам начинать.

2. Тема занятия. Цель

– Каждое наша встреча – это разговор о бережном отношении к своему здоровью.

– Вам, наверное, интересно узнать тему нашего занятия? Тогда отгадайте загадки:

1. Как говорят о человеке, отличающегося сильной худобой? (Скелет)

2. Они главные силачи человека. Без них мы бы не могли даже глазом моргнуть. (Мышцы)

3. Положение тела, когда стоите, сидите, двигаетесь… Манера держаться, положение корпуса. (Осанка)

– Тема нашего занятия – «Скелет. Мышцы. Хорошая осанка». Сегодня на занятии мы поделимся своими знаниями о строении скелета человека, мышцах, осанке с гостями, покажем упражнения, способствующие развитию эластичности и подвижности скелета, которым мы уже научили учеников… (дети перечисляют классы начальной школы). И ответим на главный вопрос нашего занятия: почему так важно с детства укреплять мышцы и кости, следить за осанкой.

3. Основная часть

– Ребята, я хочу рассказать вам сказку, а вы будете мне помогать? Итак, начнём…

Жили-были мальчик Дима и девочка Катя. Приехали они однажды к бабушке в деревню погостить. Однажды, вечером, когда на дворе было темно, шёл дождь, сверкала молния, Дима предложил: «Катя, полезем на чердак, я тебе покажу, что-то интересное». Катя согласилась, и дети по скрипучей лестнице поднялись наверх. Кругом было темно, дети медленно пробирались по чердаку и вдруг увидели большую книгу, покрытую толстым слоем пыли, на ней был нарисован скелет. Кате стало страшно и она спросила:

– Дима, мне Маша сказала, что во мне такой скелет сидит, а я не хочу, пусть он из меня выскочит.

– Да если он из тебя выскочит, ты стоять не сможешь, руки не поднимешь, как мешок лежать будешь.

– Это почему?

– Да потому, что это наша опора, без него мы были бы как медузы, головы бы на тонкой шее болтались, а руки и ноги висели бы как у тряпичной куклы.

– Ну ладно, пусть живёт, раз он такой полезный.

– В нем больше 200 костей и все они прочно соединены между собой. Скелет наш очень крепкий.

Дети решили посмотреть скелет поближе, дотронулись до книги, и вдруг их озарила яркая вспышка, они услышали удар и стали быстро, быстро уменьшаться. (Открывается скелет и выносятся фигурки детей)

Потом их подбросило, понесло, закувыркало. Дети вытянули руки и ухватились за какой-то столб. Он был такой высокий, что и конца его не было видно. Дети присмотрелись повнимательней и задумались. Это был…(позвоночник) – ответы детей.

– Дети, почему же позвоночник такой толстый и неровный?

Дети: В нем находится спинной мозг, а состоит он из маленьких позвонков с отростками, поэтому он неровный.

Позвоночнику очень трудно приходится, т.к. ему надо не только прямо стоять, но и удерживать на себе большое количество разных костей.

Дети подняли головы и увидели вверху… (Череп). Но они не знали для чего он нужен, т.к. в школе ещё не учились. (Он как шлем – защищает головной мозг). Дети решили подняться наверх и рассмотреть всё поближе. Подниматься было трудно, но они занимались спортом и были сильные. «Ступай сюда, – сказал Дима, – видишь рёбра, из них состоит грудная клетка, защищающая сердце и лёгкие». С трудом, выбившись из сил, добрались дети до мостика. «Что это, – воскликнула Катя и села на неё отдохнуть. ( Это ключица, которая соединяет руки с грудной клеткой).

– А сзади находится …? (Лопатка) Как вы думаете, почему она так называется?

Дети перебрались, как по мостику, по ключице и вдруг споткнулись обо что-то скользкое и упали. Катя уже хотела заплакать, но Дима её успокоил. «Не плачь, Катя, ведь это же плечевой сустав. Здесь кости двигаются, они гладкие и скользкие. В одной кости – ямка, а в другой головка.

И дети стали быстро спускаться по… (плечевой кости). Отдохнули… (локтевом суставе), пробежали по предплечью и оказались на… (кисти).

Посмотрели вниз и там они увидели… (кости таза, бедро и голень, стопы)

И тут какая-то сила подняла их вверх, подбросила, они стали быстро увеличиваться и превратились в обычных детей.

Вывод. Скелет – это наша опора, защита.

– Может ли самостоятельно двигаться скелет? Что помогает нам поднять руку, ногу, моргнуть, зевнуть? (Мышцы) Как они прикреплены к костям? (Спомощью связок и сухожилий).

Читайте также:  Мрт позвоночника в госпитале вишневского

– Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводит в движение кости и соответственно различные части тела.

– Давайте покажем, как работают наши мышцы:

Мышцы есть у всех у нас –

Это класс!

Руки можно разгибать,

Руки можно поднимать.

Никогда не устаём,

Приседаем и встаём.

4. Правила для укрепления костей и мышц

– Предлагаю вниманию детей иллюстрации спортсмена и полного, толстого человека.

– Почему люди бывают такие разные?

– Кости и мышцы необходимо укреплять. Вспомним правила.

  • Каждый день выпивать стакан молока, есть нежирное мясо, свежие овощи и фрукты.
  • Не есть слишком много сладостей, можно растолстеть.
  • В любую погоду находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
  • Помогать своим родителям.
  • Танцевать.
  • Регулярно заниматься физкультурой и спортом.

5. Практическая часть

– А сейчас, ребята, мы будем выполнять упражнения, которые помогут сделать наш позвоночник гибким, подвижным, а вместе с ним укрепить суставы, связки и мышцы. Эти упражнения могут пригодиться и нашим гостям.

Упражнение 1

Принять правильную осанку. Ноги на ширине плеч, мышцы расслаблены. Сомкнуть руки за головой, наклонить голову вперед, удерживая ее руками, попытаться вернуть ее в исходное положение в течение 6 с. Повторить упражнение, держа голову прямо, затем запрокинуть ее максимально назад.

Шею в каждом направлении надо растягивать как можно сильнее.

Это упражнение рассчитано на растяжение шеи и усиление верхней части спины.

Упражнение 2

Вращение головой для усиления верхней части спины. Свободно встать прямо. Опустить подбородок на грудь и поворачивать голову так, чтобы ухо коснулось плеча, затылок – спины, другое ухо второго плеча, подбородок – груди. Упражнение делается медленно, растягивая мышцы шеи и шейные позвонки. Вращать головой 20 раз в одну сторону и столько же в другую.

Упражнение 3

Встать прямо, ноги на ширину плеч, руки опущены и расслаблены. Тело поворачивать то в одну, то в другую сторону. Руки вялые и следуют за поворотом туловища.

Упражнение 4

Развитие гибкости позвоночника. Встать прямо, ноги вместе. Поднять прямые руки над головой. Нагнуться вперед и коснуться пальцами рук пальцев ног. Принять исходное положение. Затем с поднятыми руками прогнуться назад как можно больше, руки и голова также откинуты назад. Исходное положение. Повторить 10 раз.

Упражнение 5

Вращение позвоночника. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки в стороны на высоту плеч. Вращение туловища вправо и влево. Всего должно быть 30 вращений.

Упражнение 6

Растяжение позвоночника. Повиснуть на перекладине, свободно, расслабив тело. Растягивается позвоночник. Висеть сколько возможно.

Упражнение 7

Усиление верхней части позвоночника. Встать прямо, ноги слегка расставлены. Поднять плечи максимально и отвести их назад, затем вперед. Упражнение повторить 15 раз, через 10-15 дней – 30 раз.

Значение позвоночника…

6. Но ведь есть самый главный начальник над всеми нашими мышцами – это … ( мозг) Сейчас мы дадим и ему работу. Проведём викторину.

1) Какая мышца нашего тела самая гибкая и подвижная? (Язык)

2) Как называется кость, имеющая форму детской игрушки? (Лопатка).

3) Какие кости самые крепкие? (Черепа)

4) Как называется главная мышца в организме, которая работает, как насос?

5) Только сильная рука

Этой мышцею играет,

Развивается она,

Если тяжесть поднимает. (Бицепс)

6) В скелете много сочленений:

В плече, бедре, стопе, колене.

Скажи, как место называется

Там. Где концы костей смыкаются? (Cустав)

7) Быть сутулой не должна

Наших школьников … (спина).

8) Чем нужно регулярно заниматься, чтобы кости и мышцы были в полном порядке?

7. Итог занятия

– Давайте вместе подведем итог нашего занятия и ответим на главный вопрос: почему так важно с детства укреплять мышцы и кости, следить за осанкой?

– Что вам запомнилось на занятии?

– Понравилась ли вам сказка? Можно показать её ребятам вашей школы, детям детского сада.

– Что хотели бы ещё узнать о скелете, мышцах?

Источник

Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились. И привязывали им к спинам доски. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Об этом мы спросили человека, который всю жизнь изучает возможности лечебной физкультуры, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Сергея Васильевича ХРУЩЕВА.

Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения, как думают многие, это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить немалые усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел, ссутулившись, не стоял, перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Читайте также:  Корсет для позвоночника как снять мерки

Приятно посмотреть на подростка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне, живот подтянут, сбоку видно, что позвоночник образует красивую волнообразную линию, с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Между прочим, правильная осанка не только красива, она еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные. Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей. К нему так и начинают относиться окружающие и этим своим отношением вполне могут ребенку внушить, что он и на самом деле не сможет достичь успеха в жизни. Да, в общем, что тут объяснять, какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ХОРОШЕЙ ОСАНКИ

1. Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется кней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрасик должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Адетям, уже имеющим искривление позвоночника, матрас придется класть на щит из досок или лист толстой фанеры. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

КРИВИЗНА БЫВАЕТ РАЗНОЙ

На рис 1. показана правильная осанка. Нарушения осанки врачи подразделяют на такие типы:

Плоская спина (рис 2) – при которой физиологические изгибы позвоночника едва заметны. От этого грудная клетка тоже уплощается, лопатки торчат, мышцы спины ослаблены, живот выдается вперед… Плоская спина – результат неполноценной мускулатуры. Именно недостаточная мышечная тяга не может обеспечить нормальный наклон таза и появление красивого правильного изгиба позвоночника. Плоская спина снижает рессорную функцию позвоночника, поэтому при беге, прыжках и других физических упражнениях, связанных с тряской, спинной и головной мозг испытывают дискомфорт. Дети с плоской спиной предрасположены еще и к боковым искривлениям позвоночника.

Круглая (рис 3) спина в начальной стадии называется сутулостью. Поясничный и шейный изгибы сглажены, зато в области груди позвоночник дугой выгибается назад. Голова при этом наклонена вперед, плечи опущены, живот выпячен, грудная клетка запавшая, ягодицы плоские. При круглой спине можно сохранять устойчивое положение тела, лишь согнув ноги в коленях, а иногда и руки в локтях. В общем, вид у ребеночка получается совершенно не радующий родительский глаз. А так как у такого «горбатенького» мышцы спины растянуты, а груди, напротив, укорочены, движения в плечевом суставе получаются ограниченными, и поднять руки вверх до отказа он не может.

Читайте также:  Реабилитационные центры после операции на позвоночнике спб

Кругло-вогнутая спина (рис 4)получается при чрезмерном увеличении всех изгибов позвоночника. Таз сильно выпирает, поясница прогнута вперед, брюшная стенка живота настолько вялая и растянутая, что внутренние органы могут опуститься. Голова, шея, плечи наклонены, колени так сильно разогнуты, что может возникнуть избыточное разгибание коленных суставов.

При боковом искривлении нарушается симметричное расположение рук и ног относительно позвоночника. Голова все время наклонена вбок, одно плечо выше другого, лопатки на разных уровнях… Мышцы туловища развиваются слабо, ребенок становится малоподвижным.

ШАГИ РАЗУМНОЙ МАМЫ

О красивой осанке вашего ребенка стоит задуматься, когда он еще лежит в коляске. Предусмотрительная мама не будет долго носить малыша на одной и той же руке – его спинке это неполезно. В полтора-два месяца начнет делать малышу общеукрепляющий массаж и не забросит это занятие до года. Не станет усаживать ребенка в подушки, когда он к сидению еще не готов. Не будет часами держать его в складной прогулочной коляске с провисшим дном. Не начнет раньше времени учить ходить, да еще держа за одну ручку. Зато станет побуждать его как можно больше ползать – это очень укрепляет мышцы шеи и спины.

Предусмотрительная мама приучит малыша спать на правом боку, но не свернувшись «калачиком». Такая поза позволит мышцам расслабиться и обеспечит им отдых. Она не разрешит подросшему дитятке читать, лежа на боку или на спине, подложив под голову большую подушку. Для школы она ему купит ранец, а не портфель и будет стойко отбивать все его поползновения сменить этот ранец на сумку через плечо хотя бы класса до 6-7-го. А также объяснит, что тяжести надо носить не в одной руке, а распределять их между двумя руками: для спины полезнее, когда ты несешь два ведра с водой, а не одно. Когда ее сынок решит подражать суперменам и выберет себе походку с широко расставленными ногами и носками, вывернутыми наружу, крепко сжатыми челюстями и приподнятыми плечами, она найдет слова, чтобы убедить его не ходить, как киношный громила. Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15-16 лет еще можно исправить спинку так, что в одежде искривления позвоночника не будет заметно. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?

ЭТО НАДО ЗНАТЬ

Для правильной осанки полезно

• Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем.

• Плавать. При сутулости – на спине вольным стилем, а на груди брассом. При кругло-вогнутой спине – любыми стилями, при боковом искривлении – брассом.

• Стрелять из лука – особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник.

• Ездить верхом (только не при плоской спине, потому что при ней нарушены рессорные функции позвоночника). Во время верховой езды позвоночник самовытягивается, создается надежный «мышечный корсет», закрепляется правильная посадка.

• Делать упражнения у вертикальной плоскости: вставать у стенки правильно, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать…

• Носить на голове различные предметы: кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке…

• Тренировать координацию движений: делать «ласточку», стойку на одной ноге, ходить по бревну…

Для правильной осанки НЕ полезно

• Кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.

• Ездить на самокате.

• Заниматься некоторыми видами спорта, например такими, где приходится делать асимметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. А также боксом (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатикой, художественной и спортивной гимнастикой и борьбой в младшем школьном возрасте – эти виды спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке.

• Подолгу стоять или прыгать на одной ноге.

• Поднимать тяжести, согнувшись, а не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.

Использовалась литература

«Предупреждение» № 10, 2008 г.

Источник