Презентация искривление позвоночника у ребенка

Презентация искривление позвоночника у ребенка thumbnail

Слайд 1

Проектная работа на тему: « Сколиоз у детей и подростков» Автор: Глазунова Александра, ученица 11«А» Руководитель: Щеколдина Маргарита Анатольевна ЗАТО г. Фокино 2012 г.

Слайд 2

Актуальность исследовательской работы Большое количество больных сколиозом, явная нехватка неинвазивных способов диагностики сколиоза на ранних стадиях, отсутствие единой точки зрения в отношении выбора оптимальной лечебной тактики, а также неудовлетворенность результатами лечения данной патологии создают медицинские, научно-практические и организационные проблемы и свидетельствуют об актуальности избранной темы.

Слайд 3

Цель работы Познакомится с заболеванием подросткового сколиоза; Выяснить действительно ли проблема сколиоза стоит остро? Узнать какие плачевные последствия данного заболевания; Какие методы борьбы и предотвращения сколиоза возможны.

Слайд 4

Теоретическая часть Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и сзади – кифосколиоз . Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны Сколиоз I степени Сколиоз II степени Сколиоз III степени Сколиоз IV степени

Слайд 5

Причины возникновения сколиоза : а)врожденные отклонения в развитии позвоночника ревматические , возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита; рахитические , которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. паралитические , чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях; привычные , на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и т.д .

Слайд 6

Причины возникновения : б) приобретенные Нарушение осанки Привычное положение тела при стоянии и ходьбе называется осанкой. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. Естественные изгибы позвоночника возникают за счет роста межпозвоночных дисков. Неправильное положение костей может привести к смещению и сдавливанию внутренних органов, нарушению их кровоснабжения. Привычка горбиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерной нагрузке на отдельные позвонки, деформации и смещению межпозвоночных дисков. Нерв, выходящий из спинного мозга, может быть защемлен позвонками. Это очень болезненное состояние, которое может привести к нарушению работы спинного мозга и сколиозу. Положение позвоночника при правильной осанке и при ее нарушении

Слайд 7

Примеры лечения сколиоза пластинчатыми конструкциями №1 Пациентка 13 лет. Сколиоз 106 градусов Тяжёлая степень деформации грудной клетки Огромный рёберный горб Высота горба более 10см

Слайд 8

После операции через 6 дней . Имплантирована раздвижная конструкция РосСПАК – 2. Косметический результат удовлетворительный. Элементы позвоночника не повреждались. Рост увеличился на 8 см. Через год после операции. Деформация грудной клетки значительно уменьшилась. Несмотря на наличие конструкции, сгибание вперёд возможно практически полностью. Из-за запущенности болезни заживление было длительным. Рубец планируется сделать незаметным после коррекции.

Слайд 9

Пример лечения сколиоза пластинчатыми конструкциями №2 Пациент 11 лет. Сколиоз 4 степени (61 гр.) Через 5 дней после операции Через 3 года после операции. Пациент вырос на 27 см. Физическое развитие хорошее. Без операции искривление могло быть более 120 градусов.

Слайд 10

Задержка с оперативным лечением может привести к необратимым последствиям Пациент 13 лет до операции Пример лечения сколиоза пластинчатыми конструкциями №3 Пациент 13 лет после операции

Слайд 11

Коррекция сколиоза лечебную гимнастику; упражнения в воде; массаж; коррекцию положением; элементы спорта. Пластинчатые конструкции позволяют начать хирургическое лечение сколиоза у детей до или во время бурного роста ребёнка и избежать развития трудно исправимых деформаций.

Слайд 12

Практическая часть исследования . Цели к практической части: 1.Выяснить информированность людей о сколиозе; 2.Разработать и подобрать рекомендации по сохранению своей осанки; 3.Провести разъяснительную работу среди учащихся старших классов МКОУ СОШ №251.

Слайд 13

Беспокоят ли Вас болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника? Вывод: Из всех опрошенных 32% опрошенных испытывают болезненные ощущения, а большинство 68% таких ощущений не наблюдают в поясничном отделе позвоночника, что говорит о правильном положении за партой большинства из ребят. Анкетирование Всего проанкетировано : 78 учеников МКОУ СОШ №251

Слайд 14

Опишите периодичность появления боли в позвоночнике. Вывод: У большинства учеников не болит спина, но у не малого количества детей эпизодическая боль в позвоночнике, а у двоих человек постоянная.

Слайд 15

Каким словом лучше охарактеризовать интенсивность Вашей боли в позвоночнике? Вывод: У 58%ребят нет боли в позвоночнике, 23% все же испытывают дискомфорт, 10% испытывают умеренную боль, 9% терзающую боль, и только 1 человек страшную боль.

Слайд 16

Каким словом лучше описать характер Вашей боли в позвоночнике? Вывод: У 50% учеников нет боли в позвоночнике, у остальных боль в спине самая разнообразная.

Читайте также:  Будет ли температура при заболевании позвоночника

Слайд 17

Насколько сильна Ваша боль в позвоночнике в данный момент по 10-бальной шкале? Вывод: У большинства учеников нет боли в позвоночнике, у остальных у большинства не более чем на 3 балла.

Слайд 18

Имеется ли у Вас чувство напряжения, скованности в спине? Вывод: У68%учеников нет чувства напряжения или скованности в спине, но и не у малого количества детей есть чувство скованности, напряжения в спине.

Слайд 19

Имеется ли у Вас чувство скованности, боли в спине по утрам, которые уменьшаются после разминки? Вывод: У 26% детей есть боль в позвоночнике по утрам. Боль в позвоночнике по утрам может быть вызвана тем, что Вы спали в неудобной позе или Ваша кровать слишком мягкая.

Слайд 20

Опишите периодичность появления боли в ногах (ноге). Вывод: У большинства учеников нет боли в ногах (ноге), но и у не малого количества (36%) эпизодическая боль в ногах (ноге), а у 4 человек постоянная боль в ногах (ноге). Боль в ногах может быть вызвана долгим хождением на каблуках, отсутствием физических нагрузок.

Слайд 21

Каким словом лучше охарактеризовать интенсивность Вашей боли в ногах (ноге)? Вывод: большинство учащихся не испытывают боль а 23% испытывают дискомфорт, умеренную и терзающие боли ощущают 19% учеников.

Слайд 22

Просыпаетесь ли Вы из-за боли в позвоночнике, ноге? Вывод: У большинства учеников не болят ноги или позвоночник, 17% просыпаются от болей в ногах или спине, остальным 2% учеников суставные боли часто не дают спать .

Слайд 23

Нуждаетесь ли Вы в приеме обезболивающих препаратов? Вывод: Большинство учеников не нуждаются в приеме обезболивающих препаратов, 10% иногда используют обезболивающие, а 1% постоянно используют обезболивающие препараты.

Слайд 24

Имеется ли у Вас в анамнезе сопутствующая патология со стороны ЖКТ, сердечно-сосудистой , дыхательной, эндокринной систем, онкопатология , травмы позвоночника, операции на позвоночнике? Вывод: У большинства учеников в анамнезе не имеется сопутствующей патологии, но у 10% есть патологии из которых у 1 человека патология со стороны ЖКТ, у 1 со стороны сердечно-сосудистой системы, у 3 сколиоз, и у 1 проблемы с почками. 1 Человек из 9 «А» класса прооперирован из-за серьезных изменений в позвоночнике.

Слайд 25

Результаты статистических данных полученных у заместителя начальника по детству и родовспоможению Вронской Светланы Борисовны в ФГУЗ МСЧ №100 ФМБА России 2009 2010 2011 Темп изменения показателя Абсолют-ный ‰ Абсолют-ный ‰ Абсолют-ный ‰ Нарушение осанки 84 38,3 45 21,9 17 8,9 -76,8 % Сколиоз 7 3,2 2 0,9 11 5,8 +81,25% Сколиоз III – IV степени. Оперирован-ные 0 0 0 0 2 1,1 Таблица 2: «Выявляемость патологии опорно-двигательного аппарата на медицинских осмотрах за период 2009-2011 года»

Слайд 26

Вывод: Из представленной таблицы видно, что показатель выявляемости нарушения осанки за период 2009-2011 гг. изменился. Темп изменения показателя составил – -76,8 %, в 2009 г выявляемость составила 38,3 на 1000 осмотренных детей и подростков, а в 2011 г. 8,9 ‰. Аналогично выявляемость детей и подростков со сколиозом за период 2009-2011 г увеличилась на 81,25 %. В 2009 г. выявляемость составила 3,2 на 1000 осмотренных детей и подростков, а в 2011 г 5,8 ‰. Таблицей представлена III и IV степень сколиоза, пролеченная оперативным методом. Данный показатель составил 1,1 %. Данный вывод подтвержден графически:

Слайд 27

Таблица 3: «Результаты выявляемости сколиоза у детей и подростков за период 2009-2011 г» Контингент 2009 2010 2011 Осмотренно Абсолютный ‰ Осмотренно Абсолютный ‰ Осмотренно Абсолютный ‰ Выявлено Выявлено Выявлено Всего Из них: 2192 7 3,2 2059 2 0,9 1894 11 5,8 До 14 1523 1 0,6 1503 1 0,7 1326 4 3,01 Перед поступлением в дошкольное учреждение 327 – – 289 – – 220 1 4,5 За 1 год до поступления в школу 288 1 3,4 288 – – 229 1 4,4 Перед поступлением в школу 283 – – 335 – – 347 1 2,9 В конце первого года обучения 332 – – 318 – – 308 – – 4-5 классы 293 – – 273 1 3,7 222 1 4,5 9 классы 309 5 16,2 327 – – 308 7 22,7 Перед окончанием школы 360 1 2,8 229 1 4,4 260 – –

Слайд 28

Вывод: В таблице представлены показатели выявляемости патологии, в нашем случае – сколиоза, в разных возрастных группах детей и подростков. Как следует из таблицы, показатель выявляемости сколиоза увеличивается по мере взросления детей, настоящий показатель в возрастной группе 15 лет (9-10 классы) и варьируется в разные годы от 16,2 ‰ до 22,7 ‰. Наименьшей возраст выявляемости сколиоза – 3-4 года, при оформлении детей в дошкольное учреждение. Данный вывод наглядно представляют круговые диаграммы:

Слайд 29

Выводы по практической части Из приведенного анкетирования и представленных таблиц можно сделать такие выводы: Большинство учеников не беспокоят боли в позвоночнике У большинства учеников не болят ноги Выявляемость детей дошкольного возраста с нарушением осанки становится меньше, но при этом детей в подростковом возрасте со сколиозом становится больше. Причины : приобретение сколиоза во время школьного периода жизни . Чем старше дети, тем выше показатель выявляемости сколиоза

Читайте также:  Позвоночник пресмыкающихся состоит из

Слайд 30

Предупреждение искривления позвоночника Чтобы избежать нарушения осанки, необходимо : Равномерно упражнять и гармонически развивать все мышечные группы своего организма. Очень полезно выполнять ежедневно комплекс упражнений утренней гимнастики. Важно также подобрать правильную мебель, чтобы обеспечить правильную осанку во время занятий. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать обе руки. Рекомендации по профилактике развития нарушения осанки и сколиоза вы можете прочитать в моем реферате.

Слайд 31

Заключение Изучив данные медиков и результаты своего анкетирования, можно сделать вывод : Детей с нарушением осанки, а затем и со сколиозом, становится с каждым годом все больше. Это все зависит от того, как дети сидят за партой. Ведь не зря в начальной школе этому детей обучают. Это как раз и есть начальная профилактика нарушения осанки и, впоследствии, сколиоза. Ведь одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз и лордоз . Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед. А – нормальное положение позвоночника (вид сзади); Б – сколиоз; В – нормальное положение позвоночника (вид сбоку); Г – поясничный лордоз; Д – грудной кифоз.

Слайд 32

Тем не менее, можно отметить, что учеников с больной спиной или ногами намного меньше, чем здоровых. Но это можно объяснить тем, что они еще молоды.Но если запустить эти болезни, то это приведет ко многим осложнениям, таким как : варикозное расширение вен, деформация ребер, грудины, ключиц, таза и плечевого пояса, при лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный объем легких, затрудняется работа сердца, ухудшаются амортизационные свойства позвоночника. Поэтому, чаще занимайтесь спортом, Вы сидите, ходите – держите спину прямо, спите на жесткой кровати – и у вас не будет сколиоза!

Слайд 33

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Источник

Источник

Слайд 1

Нарушение осанки у детей. Подготовила: Веселова Ольга Борисовна ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»

Слайд 2

Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.

Читайте также:  Как уменьшить нагрузку на позвоночник при сидении

Слайд 3

Статистика. Общее число детей, страдающих нарушениями осанки – 30-60% Дети раннего возраста – 2,1% Дошкольники – 15-17% Учащиеся средней школы- 33% Старшеклассники- 67%

Слайд 4

Самыми опасными возрастными периодами в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

Слайд 5

Осанка Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб –появляется после начала держания головы Грудной изгиб (кифоз) – после 6-7 месяцев Поясничный лордоз 9-12 месяцев

Слайд 6

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах.

Слайд 7

Позвонки Позвонков 32 или 34: 7 – шейные, 12 – грудные, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и от 3-5 – копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем выше – тем они меньше.

Слайд 8

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом.

Слайд 9

Причины нарушений осанки у детей. Врожденные нарушения осанки у детей Приобретенные нарушения осанки

Слайд 10

Врожденные нарушения осанки у детей связаны: – с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), – дисплазией соединительной ткани, – миотоническим синдромом, – родовые травмы (подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея).

Слайд 11

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев: – дети, имеющие астеническое телосложение, – неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. – постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, – попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, – ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку. – рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др.

Слайд 13

Группы сколиозов: Дискогенный Статический сколиоз Структурный сколиоз Функциональный сколиоз

Слайд 14

Сколиоз I степени можно определить по следующим признакам : Косой (скошенный) таз. Сведенные плечи. Опущенное положение головы. Сутулость. На стороне искривления одно надплечье выше другого. Намечается поворот позвонков вокруг вертикальной оси. Асимметрия талии.

Слайд 15

Сколиоз II степени характеризуется наличием таких признаков: Торсия (поворот позвонков вокруг вертикальной оси). Асимметрия контуров шеи и треугольника талии. Косой (скошенный) таз. На стороне искривления в поясничном отделе имеется мышечный валик, а в грудном – выпячивание.

Слайд 16

Сколиоз III степени определяется по признакам: Наличие всех признаков сколиоза II степени. Западание ребра. Сильно выраженная торсия. Хорошо очерченный реберный горб. Мышечные контрактуры. Ослабленные мышцы живота. Выпирание передних реберных дуг.

Слайд 17

Сколиоз IV степени Отличается сильной деформацией позвоночника. Вышеописанные симптомы сколиоза усиливаются. Мышцы в области искривления значительно растянуты. Отмечается западание ребер в области вогнутости грудного сколиоза, наличие реберного горба.

Слайд 18

Диагностика нарушений осанки Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Выступающие назад и расположенные на разных уровнях лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др.

Слайд 19

Тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Слайд 20

. Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Слайд 21

Профилактика нарушений осанки. Организовать для ребенка правильную постель; Детский массаж; Тренировки в игровой форме; Стол и стул должны соответствовать росту ребенка.

Слайд 22

Лечение нарушения осанки. Ношение специальных ортопедических приспособлений – корригирующих и поддерживающих корсетов; ЛФК – лечебные упражнения – это самый важный и эффективный метод исправления осанки; физиотерапевтические процедуры;

Слайд 23

Благодарю за внимание!

Источник