Предупреждение травм позвоночника важно заниматься

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 1

1. Уровень поверхностей при перемещении пациента должен иметь:

а) одинаковую высоту

б) наклон 2,5 – 3,0 см

в) наклон 4,0 – 5,5 см

2. Предупреждением травм позвоночника важно заниматься

а) при перемещении грузов

б) дома и на работе

в) 12 часов в сутки

г) 24 часа в сутки

3. К механическим причинам травм позвоночника относятся

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неадекватное оборудование

4. К физиологическим причинам травм позвоночника относятся:

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неподходящее оборудование

5. К психическим причинам, вызывающим травмы позвоночника, относятся

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неподходящее оборудование

6. К организационным причинам, приводящим к травмам позвоночника, относятся

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неподходящее оборудование

7. Оптимальный угол наклона спинки кресла или стула для отдыха должен составлять:

а) 900                                           б) 1050

в) 1150                                       г) 1300

8. При работе за столом высота сиденья регулируется так, чтобы локти относительно поверхности стола были под углом:

а) 450                                             б) 900

в) 1050                                          г) 1200

9. Факторы, позволяющие оценить риск травм позвоночника:

а) вид работы (перемещение)

б) рабочая среда

в) габариты груза

г) индивидуальные возможности медсестры

д) возраст медсестры

Установить соответствие:

10. Виды травмы:                                       Причина травмы:

1) механическая                         а) скелетно-мышечные нарушения

2) физиологическая                   б) неправильные позы

                                                   в) окружающие условия

                                                   г) физическое состояние

11. Причина травмы:                 Вид травмы:

1) тревога, стресс                                а) организационная

2) нехватка персонала               б) психологическая

                                                   в) биомеханическая

                                                   г) физиологическая

12. Типы болей в спине:                      Причины:

1) механические                                  а) ревматоидный артрит

2) психологические                             б) травма позвоночника

3) непозвоночные (иррадирующие)        в) сколиоз

                                                             г) язва желудка

                                                             д) панкреатит

                                                             е) эмоциональный стресс

13. Типы болей в спине:                        Причины:

1) непозвоночные                               а) эмоциональный стресс

2) позвоночные                                   б) сколиоз

                                                             в) плеврит

                                                             г) болезни почек

                                                             д) травма позвоночника

                                                             е) остеоартрит

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 2

1. Чаще всего позвоночник травмируется в:

а) шейном отделе

б) грудном отделе

в) поясничном отделе

г) крестцово-копичиковом отделе

2. Функции межпозвонкового диска:

а) поглощение ударов

б) прокладка между позвонками

в) снижение трения при движении

г) удержание позвонков в вертикальном положении

3. Принципы безопасного перемещения груза вручную:

а) сохранять спину прямой

б) создать устойчивую опору

в) использовать мышцы ягодиц и ног

г) использовать мышцы рук и спины

4. К оборудованию для перемещения пациента из положения сидя в положение стоя относятся:

а) ходунки

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

5. К оборудованию для перемещения пациента в кровати относятся

а) ходунки

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

6. Оборудование, помогающее пациенту ходить:

а) ходунки

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

7. К оборудованию, которое помогает пациенту переместиться с кровати на стул, относятся:

а) ходунки

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

8. К оборудованию, которое помогает медсестре переместить лежачего пациента с кровати на каталку, относятся

а) ходунки

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

9. Метод пересаживания пациента через вставание при помощи медсестры выполняется в:

а) 2 этапа (встали-сели)

б) 3 этапа (встали-повернулись-сели)

в) 4 этапа (повернулись-встали-повернулись-сели)

Установите соответствие:

10. Степень повреждения          Частота повреждений:

позвоночника медсестры:

1) 3 – высокая                             а) очень редко

3) 2 – средняя                             б) редко

3) 1 – низкая                               в) часто

                                                   г) очень часто

                                                   д) всегда

11. Оценка риска травмы:         Действия медперсонала:

1) допустимая                            а) свести риск к минимуму

2) недопустимая                        б) не принимать никаких действий

12. Причины болей в спине:     Факторы риска:

1) перегрузка                             а) наклоны вперед во время подъема

2) нарушение методики пере-        б) груз держать слишком долго

мещения                            в) разворот тела во время подъема

                                                   г) груз передвинули слишком быстро

13. Причины болей в спине:     Факторы риска:

1) неправильные позы               а) ослабление мышцы

2) плохое самочувствие            б) дегенерация суставов

                                                   в) развороты тела (стоя на месте)

Читайте также:  Что значит боль в нижней части позвоночника

                                                   г) длительные наклоны

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 3

1. Удерживая пациента при падении, медсестра травмирует себя

а) всегда

б) иногда

в) никогда

2. Предметы, используемые часто, необходимо хранить на высоте:

а) удобной для всех

б) индивидуальной для каждого

в) любой доступной

3. Эргономика изучает трудовые процессы для:

а) оптимизации условий и орудий труда

б) повышения эффективности труда

в) сохранения здоровья

г) уменьшения койко-дней

4. Главные требования для организации практической работы медперсонала:

а) обучение (знание)

б) обучение + тренировка

в) обучение + эргономика

г) обучение + тренировка + эргономика

5. Центр тяжести у человека при “стойке смирно” находится на уровне:

а) 12 грудного позвонка

б) 2 поясничного позвонка

в) 2 крестцового позвонка

г) 4 поясничного позвонка

6. Постоянная длина рычага от позвоночника до мышц спины составляет:

а) 1 см

б) 10 см

в) 6 см

г) 3 см

7. Имея короткое плечо рычага силы, человек при подъеме тяжести вынужден затрачивать усилия:

а) большие

б) умеренные

в) малые

8. Для уменьшения усилий, прикладываемых при подъеме тяжести, предмет необходимо приблизить к себе на:

а) 40 см

б) 20 см

в) 10 см

г) вплотную

9. При подъеме тяжести необходимо максимально использовать мышцы

а) рук

б) ног

в) спины

г) плечевого пояса

10. Спина при подъеме и перемещении должна быть:

а) прямой

б) с наклоном вперед

в) с наклоном назад

г) резко наклоненной в сторону перемещения

Установите соответствие:

11. Вид травмирования               Факторы, способствующие

      пациента:                                  травмированию:

1) трение (ссадины)                   а) состояние здоровья пациента

2) падение                                  б) состояние кожных покровов

3) повреждение суставов           в) недостаточность общения

4) сопротивление пациента       г) большая нагрузка на ноги

12. Оборудование:                    Вид перемещения пациента:

1) поручни (опорные перила)            а) по кровати

2) скользящие доски                  б) из положения сидя в положение стоя

3) ходунки                                 в) с кровати на кресло

4) скользящие простыни           г) из палаты в коридор

13. Оксфордская шкала                  Сила бедренных мышц:

оценки движения:

1) 0                                             а) движение с исключением силы

2) 1                                             тяжести

3) 2                                             б) есть признаки движения

4) 3                                             в) движение в полном объеме

5) 4                                             г) движение, противодействующее

6) 5                                             силе тяжести

                                                   д) движения нет

                                                   е) движение против силы тяжести

                                                   (с сопротивлением)

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 1

1 – а, б

2 – г

3 – г

4 – а

5 – б

6 – в

7 – б

8 – б

9 – а, б, в, г

10 – 1 – б, в

    2 – а, г

11 – 1 – б

    2 – а

12 – 1 – б

    2 – е

    3 – г, д

13 – 1 – в, г

    2 – б, е

Вариант № 2

1 – а, в

2 – а, б, в

3 – а, б, в

4 – а

5 – в, г

6 – а

7 – б

8 – б, г

9 – б

10 – 1 – б

    2 – в

    3 – г

11 – 1 – б

    2 – а

12 – 1 – в, г

    2 – а, б

13 – 1 – в, г

    2 – а, б

Вариант № 3

1 – а

2 – б

3 – а, б, в

4 – г

5 – в

6 – г

7 – а

8 – г

9 – б

10 – а

11 – 1 – б

    2 – а

    3 – г

    4 – в

12 – 1 – б

    2 – в

    3 – г

    4 – а

13 – 1 – д

    2 – б

    3 – а

    4 – е

    5 – г

    6 – в

Источник

Профилактика болезней позвоночника

Е.С. Анисимов, вpaч травматолог-ортопед из Центрального института травматологии и ортопедии им. И. И. Приорова рассказывает о факторах риска и профилактике заболеваний позвоночника у детей и взрослых.

Строение позвоночника

Факторы риска болезней позвоночника

Профилактика заболеваний позвоночника у детей

Профилактика заболеваний позвоночника у взрослых

Строение позвоночника

Позвоночник состоит из 33-35 позвонков. Между позвонками расположены мягкие прочные прослойки – межпозвоночные диски. Связочно-мышечный аппарат, межпозвонковые диски, суставы соединяют позвонки между собой, позволяя удерживать его в вертикальном положении и обеспечивая необходимую свободу движения. Благодаря эластичным свойствам межпозвонковых дисков, значительно смягчаются толчки и сотрясения, передаваемые как на позвоночник, так и на спинной и головной мозг при ходьбе, беге, прыжках. Физиологические изгибы (два лордоза и один кифоз) тела создают позвоночнику дополнительную упругость и помогают смягчать нагрузку на позвоночный столб.

Читайте также:  Массаж рук и позвоночника

При всем многообразии движений позвоночник выполняет еще одну важнейшую функцию – защищает от повреждений расположенный в позвоночном канале спинной мозг и спинномозговые нервы. Они крайне чувствительны к сдавлениям, поэтому сохранность позвоночника является главным требованием, при котором будет возможна нормальная функция спинного мозга и нервов, обеспечивающих связь всех исполнительных органов с ЦНС.

Факторы риска болезней позвоночника

Долгое время существовало мнение, что именно вертикальное положение тела является основной причиной преждевременного износа структур позвоночника. Однако, как показывают исследования последних лет, причина вовсе не в прямохождении, а в невнимательном отношении к возможностям позвоночника. В частности, дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника развиваются не только у человека. Они описаны у кошек, собак, овец и других млекопитающих.

К основным заболеваниям позвоночника относятся остеохондроз, межпозвоночная грыжа, деформирующий спондилез, сколиоз, остеоартроз и др. В настоящее время доказано, что чаще всего хронические заболевания позвоночника развиваются на фоне нарушения его функции. Соответственно, эффективное лечение позвоночника подразумевает восстановление этой функции, а не только снятие боли.

В современном мире человек выполняет меньше физических действий. Вследствие этого замедляется кровоснабжение тканей, ослабевает мышечный корсет, нарушается питание межпозвоночных дисков (дистрофические изменения), что приводит к развитию дистрофических изменений. Процесс можно остановить, если скомпенсировать дефицит движения. Поэтому для профилактики и при лечении заболеваний позвоночника обязательным компонентом должны быть физические упражнения.

Первичная профилактика заболеваний позвоночника, в первую очередь, сводится к устранению модифицируемых (изменяемых) факторов риска, таких как:

  • плохое питание;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя);
  • неправильная осанка;
  • малоподвижный образ жизни;
  • нерациональные и неравномерные физические нагрузки и вынужденные позы, особенно в нефизиологичном положении (ротация, переразгибание, избыточное сгибание);
  • стереотипные, многократно повторяемые движения;
  • недостаточно координированные движения (падения, неудачные прыжки и др.);
  • значительное общее и локальное переохлаждение.

Профилактика заболеваний позвоночника у детей

Начинать заботиться о состоянии позвоночника ребенка нужно еще до его появления на свет. Для этого перед рождением ребенка матери необходимо хорошо питаться и по возможности вести активный образ жизни.

Правильное питание и физическая активность ребенка являются главным способом профилактики заболеваний позвоночника.

Для того чтобы у ребенка не было искривления позвоночника и других его заболеваний, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • стол должен соответствовать росту ребенка;
  • свет при занятиях должен падать с левой стороны;
  • чтобы ребенок не сутулился во время чтения, книги должны стоять на подставке;
  • учебники желательно носить в ранце;
  • матрац на постели ребенка должен быть не слишком мягким и не слишком жестким, достаточным для того, чтобы во время сна мышцы могли хорошо расслабиться и по-настоящему отдохнуть.

Все свободное время ребенок должен посвящать активным и пассивным видам отдыха. После прихода из школы ребенку неплохо полежать, расслабить мышцы. Ночной сон должен быть не менее 10 часов. Желательно, чтобы ребенок большую часть свободного времени проводил на свежем воздухе в активном двигательном режиме. Динамичные игры на воздухе способствуют развитию и укреплению основных групп мышц, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям, укрепляют естественный иммунитет.

Посещение секций различных видов борьбы, бокса, тяжелой атлетики и спортивной гимнастики до 10-12 лет нежелательно, т. к. при отсутствии развитого мышечного “корсета” можно раньше времени перегрузить позвоночник и вызвать раннее развитие остеохондроза. Следует отдавать предпочтение занятиям плаванием и легкой атлетикой.

В период функционального развития позвоночника (до 16 лет) не рекомендуются занятия на тренажерах, т. к. они могут вызвать развитие сколиоза и способствовать остановке роста.

Кроме того, для нормального развития мышц, связок, межпозвоночных дисков, костной ткани и других компонентов, поддерживающих и образующих позвоночник, большое значение имеет правильное, полноценное питание. Надо в достаточном количестве потреблять белковую пищу для роста мышц, а также жиры и углеводы – источники энергии для них. Укрепление позвоночника невозможно без молочной пищи – основного поставщика кальция. Очень важны витамины группы В. Плохое питание в школьном возрасте может стать одной из причин развития сколиоза и других заболеваний позвоночника.

Все перечисленные рекомендации относятся к детям со здоровым позвоночником. При выявлении признаков заболеваний позвоночника необходимо выполнять специальные комплексы лечебной гимнастики по указанию врача.

Профилактика заболеваний позвоночника у взрослых

Для профилактики заболеваний позвоночника у взрослых также важны правильное питание (полноценное и сбалансированное) и рациональная физическая нагрузка.

Читайте также:  Мануальная терапия позвоночника и массаж тела

Немаловажно соблюдение простых правил.

Если на работе вы вынуждены долго стоять – старайтесь стоять прямо, чаще меняйте позу и опорную ногу.

Даже удобное положение тела может вызвать нежелательные изменения в позвоночнике, если поза долго остается неизменной. Поэтому необходимо периодическое изменение положения тела во время работы. Например, в положении стоя периодическая смена опоры одной ноги на скамеечку не только дает отдых ногам, но и способствует кифозированию (выгибанию) поясничного отдела позвоночника в облегченных условиях.

Если приходится носить тяжелые предметы – распределяйте нагрузку равномерно. При переноске тяжестей рекомендуется выпрямленное положение туловища. Груз при этом нужно держать как можно ближе к туловищу. При поднятии тяжестей с земли нельзя наклоняться вперед и поднимать груз, выпрямляя туловище. Надо согнуть колени, присесть, оставляя спину прямой, и поднимать груз за счет выпрямления ног в коленях.

Если работа “сидячая”, необходимо организовать свое рабочее место так, чтобы спина была ровной. Оптимальным является стул или кресло со спинкой и подлокотниками такой высоты, при которой стопы стоят на полу при согнутых под прямым углом коленях. В том случае, если вам приходится часто читать за столом, приобретите подставку для книг, это позволит держать шею прямо. И главное, как можно чаще вставайте из-за стола, делайте какие-либо движения и т. д.

Долгие часы за рулем тоже могут стать причиной проблем с позвоночником. Наиболее опасна “поза банана”, когда шофер сидит, наклонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги к педалям. При этом создается максимальное давление на межпозвоночные диски поясничного отдела позвоночника, которое усиливается из-за тряски во время езды. Сиденье должно быть удобным и желательно жестким.

При езде в автомобиле под поясничный отдел позвоночника надо подкладывать валик. И обязателен подголовник для избежания травматизации шейного отдела позвоночника при резких рывках автомобиля.

При выполнении бытовых работ, связанных с наклоном туловища вперед (стирка белья, полоскание, подметание и мытье полов), желательно разгружать позвоночник, имея под свободной рукой какую-либо опору. Для уборки квартиры при помощи пылесоса желательно трубку пылесоса нарастить с таким расчетом, чтобы туловище не сгибалось вперед, т.к. в противном случае ритмичные движения в полунаклоне вперед вызывают перенагрузку позвоночника. Следует особо остерегаться работ, связанных с напряженными однотипными движениями (особенно в полунаклоне вперед), например: пилка и колка дров, садовые работы с лопатой и тяпкой, рывковые движения при перебрасывании тяжелых предметов, ручная стирка, т. к. нагрузки на позвонки, связки и мышцы резко возрастают.

Зашнуровывая обувь, нужно встать на одно колено, коснуться туловищем бедра и только после этого зашнуровывать обувь.

При езде в лифте целесообразно принять облегчающую позу для снижения вертикальной нагрузки на дегенерированные диски при ускорениях и замедлениях лифта. Эту позу рекомендуется принимать в течение дня насколько раз с выдержкой 10-60 секунд и как физическое упражнение.

Занятия спортом должны соответствовать уровню подготовки и возрасту. Надо помнить, что неправильно выполненные упражнения или чрезмерная нагрузка могут навредить спине.

Для того чтобы контролировать работу позвоночника, нужно периодически проверять силовую выносливость мышц – разгибателей спины. Для этого существует ряд упражнений: удерживать на весу половину туловища и голову в позе “ласточка” или “рыбка” на животе. Для взрослых норма удержания такого положения – 3 минуты.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством подъемов туловища из положения «лежа на спине» в положение «сидя». Средний темп выполнения подъемов – 15-16 раз в минуту. При нормальном развитии брюшного пресса взрослые люди без особого напряжения в состоянии сделать 25-30 подъемов за один раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняют в статическом режиме, т. е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 секунд, затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 с и повторить упражнение 3-5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц.

Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить, используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи), увеличивая число повторений до 10-12.

Общая жизнеспособность человека в огромной степени зависит от состояния позвоночника, ведь именно позвоночник определяет силу и выносливость человека, здоровье внутренних органов и всего организма в целом.

Источник