Позвоночник в младшем школьном возрасте

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Формирование правильной осанки важный аспект укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Осанка привычное, непринужденное положение тела человека во время стояния, сидения и в движении. При хорошей осанке тела мышц, которые удерживают позвоночник в правильном положении, умеренно напряженные, голова и туловище держатся ровно, плечи на одном уровне и несколько отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые. У детей младщего школьного возраста осанка еще не сформирована окончательно.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до семи -восьми лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен. Поэтому при неблагоприятных условиях внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются следующими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи выдвинуты вперед и т.д., что в будущем может привести к искривлению позвоночника. По этим причинам выявления начальных форм нарушений осанки и их профилактика эффективные именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей младшего школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, лордоза. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Виды неправильной осанки:

1. Кифотическая (кифоз) – усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.

2. Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.

3. Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.

Признаки правильной осанки:

-Плечи развёрнуты и отведены назад;

-Лопатки не выпирают;

-Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

-Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

-Голова держится прямо;

-Спина ровная;

-Походка лёгкая;

-Фигура стройная.

Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека.

На формирование правильной осанки влияют множественные факторы.

К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, ” калачиком “, и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у младших школьников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

Профилактика мер предупреждения нарушения осанки в школьном учреждении должна проводиться в двух направлениях: создание необходимых гигиенических условий (систематическое проветривание помещения, оптимальное освещение, удобная мебель, соответствующие росту детей, строгое соблюдение режима дня и т.д.) и проведение целенаправленной воспитательной работы, в этом случае является решающим фактором. Проведение на высоком методическом уровне занятий физкультурой, утренней зарядки, подвижных игр, прогулок, во время которых школьники активно двигаются, физкультурных минуток во время уроков,позволяет успешно решить эту задачу. На протяжении всего школьного возраста детей надо учить правильно сидеть на стуле за партой, стоять и ходить, соблюдая хорошей осанки, спать в надлежащей позе т.д.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно школьное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Источник

Формирование правильной осанки

у воспитанников младшего школьного возраста

Моу «Детский дом-школа № 95»

Берестова Н.А., воспитатель

Здоровье человека – это не все,

Но все без здоровья – ничто.

Сократ

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие.

Все мы понимаем, как важно заниматься физкультурой и двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С учетом социальной сущности человека здоровье определяется и как “жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды”. К этому еще следует добавить, что максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не дает. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Здоровье, так же как любовь и дружбу, за деньги не купишь. Его можно и нужно заслужить. Сегодня в нашей жизни наполненной быстротой темпа города и полнейшей нехватки времени, мы очень часто забываем о своём здоровье. Конечно, пока организм молодой, он выдерживает большие нагрузки, и мы начинаем этим злоупотреблять. А с возрастом, как правило, все плохие привычки молодости дают о себе знать. Итак, из этого следует одна очень простая истина: беречь здоровье нужно смолоду.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Опорно-двигательный аппарат укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети в этом возрасте очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия за столом или партой в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Поэтому в младшем школьном возрасте должно осуществляться мягкое планомерное формирование навыка правильной осанки.

Процесс формирования осанки начинается в младшем школьном возрасте и продолжается до 21 года. Возраст 7-17 лет – наиболее важный для формирования осанки период жизни, именно в это время «закладываются» болезни позвоночника и суставов, которые могут проявиться в более старшем возрасте. И этот период приходится как раз на школьные годы, когда большое количество времени ребенок проводит, сидя за письменным столом.

Читайте также:  Лечебная гимнастика для кифосколиоза позвоночника

Неправильная осанка – это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только.

Осанка – это превратившаяся в привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку. Осанка зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса, грудной клетки. При неправильной осанке голова слегка наклоняется вперед, спина сутуловата, грудь впалая, живот выпячен вперед. Форма позвоночного столба (лордоз и кифоз), положение плеч и лопаток имеют решающее значение для оценки осанки, на что необходимо обращать особое внимание. При нормальной осанке физиологические изгибы позвоночного столба выражены хорошо и равномерно, но нередко встречаются случаи, когда изгибы чрезмерно увеличены (патологические кифоз и лордоз) или сглажены (плоская спина). Привычку правильно держать свое тело нужно воспитывать с раннего детства. Педагог как никто другой должен помочь воспитанникам выработать навык правильной осанки. Для этого необходимо приобщать детей к занятиям физической культурой. Ребенок обязательно должен делать утреннюю зарядку, играть в подвижные игры, научиться плавать, играть в футбол, ходить на лыжах, кататься на коньках, прыгать со скакалкой, играть с мячом, как можно больше гулять на свежем воздухе. Одним словом, достаточная двигательная активность – залог здоровья и основа профилактики нарушений осанки.

Формирование правильной осанки нужно вести в двух направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки хорошей осанки. Улучшение общего физического развития невозможно без укрепления основных мышечных групп: туловища, плечевого пояса, живота и ног. Под развитием навыка хорошей осанки подразумевается закрепление рефлекса на правильное взаиморасположение частей тела. Закрепление любого нового рефлекса требует усилий и времени. Чем хуже осанка, тем труднее ее исправить, поскольку нужно сначала сломать прежний стереотип, а затем уже прививать и закреплять новый.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.

Важно помнить, что воспитание правильной осанки зависит от рациональной организации режима: правильного чередования труда и отдыха, разумного распорядка дня, полноценного питания и двигательной активности.

Мебель должна быть подобрана так, чтобы обеспечить правильную и неутомительную позу. Письменный стол должен быть таким, чтобы во время работы за ним оба локтя лежали на столе, плечи и голова удерживались ровно и свободно, спина прямая, расстояние от глаз до книги 30-35 см, ноги свободно касаются опоры.

Освещение рабочих мест и помещений должно быть достаточным, чтобы не вызывать быстрого утомления. Источник света должен быть расположен так, чтобы на рабочее место не падало резких теней. Следует помнить, что загрязненные или замерзшие стекла поглощают большое количество света и биологически ценных ультрафиолетовых лучей.

Одежда не должна стеснять движений, затруднять дыхание и кровообращение. Для формирования осанки и стоп еще большее значение, чем одежда, имеет правильно подобранная обувь.

Формирование правильной осанки зависит также от условий сна и отдыха. Каждый школьник должен иметь отдельную постель, достаточно длинную и широкую (чтобы она не стесняла движений), не очень мягкую, с низким изголовьем. Матрац необходим жесткий и обязательно ровный.

Одним из основных факторов формирования неустойчивой осанки являются частые болезни. Нарушения осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь, влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.

Многое для изменения выше описанной ситуации может сделать зарядка по утрам, вечерние прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если не воспитать в себе привычку быть душевно и физически здоровым.

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н.Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках.

Еще один из методов коррекции осанки это плавание. Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.

При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Наиболее эффективными на наш взгляд упражнениями для формирования навыка правильной осанки считаем:

  • упражнения у вертикальной плоскости (стена, шведская стенка);
  • упражнения с мешочком на голове;
  • специальные физические упражнения.

Выполняя упражнения у вертикальной плоскости, необходимо стоя у стены, соприкасаться с ней пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить ладонь. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при таком положении ребенок должен почувствовать и запомнить.

Не меняя этого положения сделать несколько шагов вперед, в сторону, опять вернуться к стене и принять исходное положение. Затем необходимо присесть с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены и повторить приседание, сделав шаг вперед, вернуться в исходное положение.

Стоя у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны. Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.

Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи. Можно использовать деревянный кружок, а лучше мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью.

Выполняя упражнения с мешочком на голове, необходимо стоя у стены, положить мешочек на голову, руки опустить. Пройти по комнате и вернуться обратно к стене. Обойти какие – либо предметы, перешагнуть через препятствия. Отойдя от стены на 1-2 шага присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение. Встать на скамейку и сойти с нее.

На занятиях по формированию правильной осанки предлагаем также использовать специальные физические упражнения с “волшебной” гимнастической палочкой. Стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, держа гимнастическую палку за концы внизу перед собой, предложите ребенку прямыми руками поднять палку вверх над головой, сгибая руки опустить ее на лопатки, поднять палку над головой, вернуться в исходное положение, проделать повороты с палкой за спиной, наклоны в стороны, ходьбу по палке приставным шагом и “елочкой” и другие.

Формирование правильной осанки – процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Заниматься нужно не реже двух раз в неделю по 30-40 минут, а лучше ежедневно по 20 минут. Необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья детей. Для занятия выбирают 1-2 упражнения для укрепления различных мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Объем и интенсивность нагрузки следует увеличивать постепенно. По мере освоения простых упражнений переходите к более сложным.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кто не хочет видеть своих детей здоровыми и красивыми? Но не все знают, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения и дефекты осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, ухудшают обмен веществ, приводят к тяжелым моральным переживаниям.

Читайте также:  Где лечить позвоночник и цены

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в младшем школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у младших школьников еще не закончено, кости гибки и податливы. Неправильная посадка за партой, перенос тяжести в одной руке могут вызвать эти нарушения. Так же может способствовать возникновению различных нарушения и дефектов осанки неправильная организация ночного сна детей: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушению кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состояние осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами. Неправильная осанка часто возникает при использовании мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту.

Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника [1, 2].

Причины возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект физические упражнения нужно выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее эффективные из них.

Я как учитель физической культуры в начальных классах с первых дней преподавания стала обращать внимание на осанку детей, их здоровье. Сначала это направление моей деятельности носило лишь профилактический характер и большее внимание формированию осанки уделялось на уроках гимнастики. Серьезно изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что необходимо заняться этой проблемой более серьезно.

Уроки и комплексы упражнений по профилактике и исправлению осанки, отобранные мною из учебной и методической литературы, были систематизированы, усовершенствованы, подобраны на каждый раздел учебной программы: легкая атлетика, кроссовая подготовка, подвижные и спортивные игры, гимнастика. Формированию, сохранению правильной осанки уделяю внимание на каждом уроке физической культуры. Решение этой проблемы тесно связанно со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям, не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.

В вводной части урока в виде беседы обращаю внимание учащихся на сохранение правильной осанки. В подготовительной части урока использую строевые упражнения, комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без для профилактики осанки и развития корсетных мышц. Данные комплексы упражнений привожу ниже:

Общеразвивающие и специальные упражнения на формирование правильной осанки и исправление ее дефектов:

  1. Упражнения для формирования и закрепления

навыка правильной осанки:

1. Принять правильную осанку стоя у стены, касание затылком, лопатками, ягодичными мышцами, икроножными мышцами и пятками.

2. И.п. − принять правильную осанку у стены. Отойти от стены на 1 – 2 шага, сохраняя и.п.

3. И.п. − принять правильную осанку у стены. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Принять и.п.

4. И.п. − принять правильную осанку у стены. Сделать 1 − 2 шага вперед. Расслабить последовательно мышцы шеи, рук и туловища. Принять и.п.

5. И.п. − принять правильную осанку у гимнастической стенки. Встать на носки, удерживаясь в этом положении 3 − 4 секунды. Вернуться в и.п.

6. То же упражнение, но без гимнастической стенки.

7. Принять правильную осанку. Ходьба с остановками.

8. Ходьба с предметом (книгой, мешочком) на голове с сохранением правильной осанки, перешагивая через препятствия. Остановка с проверкой правильной осанки.

II. Упражнения с гимнастической палкой:

1. И. п. – прямой хват снизу за конец палки прямой рукой. На счет «раз» палка горизонтально вперед. На счет «два» палка внизу.

2. И. п. – ноги вместе, палка внизу. На счет «раз» палка горизонтально вперед. На счет «два» палка горизонтально вверх. На счет «три» палка на грудь. На счет «четыре» палка горизонтально вперед. На счет «пять» вернуться в и. п.

3. И. п. – ноги врозь, палка за спиной. На счет «раз» палка поднята резко вверх (вдох). На счет «два» палка отводится назад-вверх (выдох). На счет «три» опустить палку за спину (вдох). На счет «четыре» вернуться в и. п. (выдох).

4. И. п. – ноги врозь, палка за плечами. На счет «раз», не отрывая ноги от пола, повернуться вправо (вдох). На счет «два» вернуться в и. п. (выдох). На счет «три» повернуться налево (вдох), ноги от пола не отрывать. На счет «четыре» вернуться в и. п. (выдох).

5. И. п. – ноги на ширине плеч, палка горизонтально вперед. На счет «раз» наклониться вперед, палка вперед, прогнуться в спине, это положение задержать до счета «четыре» (вдох). На счет «два» наклониться вниз, сесть на пол, согнув одну ногу, палка горизонтально вперед (выдох), выделить тех, кто не сгибает ноги. На счет «три» принять и. п. На счет «четыре» встать, палку наверх (вдох). На счет «пять» прогнуться с палкой в руках, зафиксировать это положение (выдох). На счет «шесть» вернуться в и. п.

6. И. п. – руки на пояс. Подняться на носки, переступить через палку.

III. Общеразвивающие упражнения с короткой скакалкой:

1. И. п. – основная стойка, скакалка, сложенная вдвое, внизу. Правую ногу поставить назад на носок, руки поднять вверх; левую ногу поставить назад на носок, руки поднять вверх, вернуться в и. п.; темп медленный.

2. И. п. – основная стойка, сложенная вчетверо скакалка за головой, руки согнуты. Левую ногу поставить в сторону на носок, туловище наклонить влево, руки поднять вверх, вернуться в и. п.; то же в другую сторону.

3. И. п. – стойка: ноги широко расставить, правой рукой держать один конец скакалки; на другой конец скакалки наступить левой ногой. Наклон вперед, растягивая скакалку, левой рукой (ладонью) коснуться носка правой ноги, правой рукой коснуться носка левой ноги, вернуться в и. п.; темп медленный.

4. И. п. – ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка сзади внизу. Туловище повернуть вправо, слегка прогнуться, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный.

5. И. п. – сидя на полу, ноги прямые, сложенная вчетверо скакалка вверху. Туловище наклонить вперед, вернуться в и. п.; темп медленный, помочь слабым учащимся.

6. И. п. – основная стойка, сложенная вдвое скакалка внизу. Присесть на носках, руки вперед, вернуться в и. п.; темп медленный, ппомочь слабым учащимся.

7. И. п. – скакалкой обозначить круг (диаметр 40-50 см). Стоя в круге, руки на пояс. Прыжки на обеих ногах из круга и в круг (назад, вперед, влево, вправо. Ходьба на месте.

IV. Общеразвивающие упражнения с обручем:

1. И. п. – основная стойка, обруч вертикально за спиной. Обруч назад, подняться на носки, вернуться в и. п.; темп медленный.

2. И. п. – упор сидя, ноги согнуты, обруч на полу перед носками. Ноги врозь на полу, вернуться в и. п.

3. И. п. – основная стойка, обруч держать впереди хватом сверху. Левую ногу отставить в сторону, вернуться в и. п.; то же правой ногой.

4. И. п. – основная стойка в центре обруча. Присесть, взять обруч, встать, обруч вверх горизонтально, вернуться в и. п.

Читайте также:  Как восстановить искривленный позвоночник

5. И. п. – лежа на спине, обруч горизонтально на груди. Приподнимая обруч и сгибая ноги, продеть их в обруч, вернуться в и. п.

6. И. п. – основная стойка, обруч держать впереди вертикально прямыми руками хватом снизу. Обруч вверх, левую ногу отставить назад, вернуться в и. п.; то же правой ногой.

7. И. п. – обруч держать перед собой хватом снизу. Вращая обруч вниз и назад, выполнить прыжки на обеих ногах. Ходьба на месте [5].

В основной части урока (особенно в разделе гимнастика) многие упражнения оказывают положительное влияние на формирование правильной осанки (упражнения в равновесии, смешанные висы и упоры, акробатика и т.д.).

В заключительной части урока использую подвижные игры, рассчитанные на профилактику нарушений осанки. Данные игры не только помогут закрепить навык правильной осанки, но и повысят интерес ребёнка к занятиям. Игры можно проводить как в зале, так и во время прогулки. Игры помогают детям общаться друг с другом, а так же развивают физические качества.

Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. В задачи игр входят:

– укрепление опорно – двигательного аппарата;

– усиление мышечного «корсета» позвоночника;

– улучшение функций дыхания и сердечно – сосудистой системы.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. Приобретение правильной осанки – очень длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» – это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки (иди прямо, выше подбородок) и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение [6, 7].

Чаще всего принято использовать подвижные игры с мячом. Занятия с мячом зрелищны, интересны для детей – а это очень важно для усиления мотивации при необходимости заниматься здоровьем. Можно использовать следующие игры:

«Кто быстрее донесёт мяч»

Цель: укрепление опорно – двигательного аппарата; формирование правильной осанки.

МТО: волейбольные мячи.

Ход игры: Дети стоят парами лицом друг к другу (или спиной друг к другу). Между ними на уровне груди – волейбольный мяч, который они поддерживают своим телом без помощи рук. Каждая пара старается дойти до финиша, не уронив мяч.

«Самый меткий»

Цель: развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование навыков при разнообразном метании мяча; формирование правильной осанки.

МТО: мячи, обручи, кегли.

Ход игры: На расстоянии, до которого ребёнок может добросить мяч, кладется обруч. Пусть ребёнок сделает несколько попыток попасть в цель – в обруч.

Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. Выигрывает тот, кто собьет кегли за меньшее количество попыток.

«Мастер мяча»

Цель: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

МТО: волейбольные мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры: Учитель раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч [3].

Основные требования к упражнениям

по формированию правильной осанки школьника.

Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки.

Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки – регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии – то есть система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка [4].

На основании выше сказанного можно утвердительно сказать, что учебный предмет «физическая культура» – это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к состоянию своего здоровья, содействует воспитанию физических и моральных качеств, укрепляет здоровье и способствует самосовершенствованию. Именно на уроках физической культуры я использую все возможные и доступные здоровьесберегающие технологии, которые сохраняют, стимулируют здоровье учащихся и формируют правильную осанку. Основными из этих технологий являются комплексы физических упражнений, которые могут включать не только общеразвивающие упражнения, но дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.

Вопросам формирования правильной осанки и исправлению ее дефектов я уделяю большое внимание не только на уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности. Здоровьесберегающие технологии прочно вошли в занятия моего кружка «Общая физическая подготовка». В программу кружка входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения.

Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой. В этой связи не вызывает сомнения эффективность использования специальных корригирующих упражнений, особенно такой как система хатха-йога. Эта индийская система отрабатывалась на протяжении многих веков и на деле доказала свою эффективность. На занятиях моего кружка «Общая физическая подготовка» дети выполняют специальные комплексы упражнений из системы хатха-йога в виде игрового стретчинга, подобранные для учащихся младшего школьного возраста. Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними – период отдыха от 30 до 40 с.

Игровой стретчинг − это система статистических растяжек, опирается на хатха-йогу.

Для выполнения упражнений игрового стретчинга существуют определенные правила. Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило – достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы [8, 9].

Систематическое использование перечисленных мною упражнений и игр приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если одновременно с выполнением разнообразных физических упражнения учащиеся изучают общеукрепляющие организм оздоровительные мероприятия (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) и правильно используют их в своей жизни.

Деятельность любого педагога, в какой школе бы он не трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть таковы:

-своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового