Позвоночник урок окружающего мира 4 классе
Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знания. На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека. На доске вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже. Формулирование темы урока Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами. -Все готовы к уроку? -Все помнят, как меня зовут? -У всех хорошее настроение? -Все пришли в школу с портфелем? -Сейчас я попробую вас в этом разубедить. Слайд 1 -Как назвать одним словом все предметы? -Тогда как назвать одним слово эти предметы? Слайд 2 -Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста с названиями.(Прил.1) Слайд 3 -Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля? -Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем. -Все знают, где у человека находится позвоночник? -Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться. -Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего. Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя. -Как вам кажется, на что похож позвоночник человека? Слайд 4 -Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует? -Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель) -Продемонстрируйте получившиеся модели. -Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди. Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд) -Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда. -Как вы думаете, какие могут быть причины искривления? -Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления? Слайд 6 -Но причина искривления может быть и другая. Слайд 7 -Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине? -Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций. -Перед вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны. Анализируем результаты. Констатируем факт, что мнения разделились. Значит, не хватает точных знаний о позвоночнике. Сформулируйте тему занятия. Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить) Открытие новых знаний Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению. -Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё раз и, если потребуется, измените знак. Высказывания детей и выводы. Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили. Рефлексия Оцените сегодняшний урок. (Прил.4) Творческое домашнее задание. Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника. | Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы. Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно. -Портфели. -Портфели. Дети читают выданные тексты. -Ранец носят на лямках за спиной. Дети отвечают условным знаком. Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются. Дети «нащупывают» позвоночник. -Ребята называют ассоциации. -Позвоночник состоит из частей. Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток) Дети поднимают вверх свои изделия. Дети встают и выполняют задание. -Ношение тяжестей в одной руке. -Носить учебники в ранцах. Следить за правильностью посадки. Ребята читают и анализируют тексты. Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме. Учащиеся анализируют тексты. Ребята высказываются, опираясь на схему. | Интеллектуальные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Организационные умения |
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
Источник
Березкина Светлана Георгиевна, учитель начальных классов МАОУ г.Владимира «Гимназия №3»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК Система Занкова
Предметная область: Окружающий мир (авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)
Класс: 4 (часть 1)
Тема: «Скелет человека».
Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: монопроект через вовлечение учащихся в деятельность в лабораториях
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития навыков исследовательской деятельности учащихся в ходе изучения учебного материала по теме «Скелет человека».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
развивать навыки сотрудничества;
формировать коммуникативные умения;
формировать уважительное отношение к иному мнению;
развивать способность к самооценке;
воспитывать бережное отношение и любовь к своему здоровью
воспитывать потребность в здоровом образе жизни
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формировать умения принимать и сохранять учебные задачи проектной деятельности;
развивать умения использовать различные способы поиска информации;
развивать способность к самостоятельной аналитической деятельности с полученной информацией, систематизировать учебную информацию в схемах и моделях;
формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
формировать умения работать в статичных группах, распределять роли и функции совместной проектной деятельности
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
познакомить учащихся с понятиями «скелет», «кость»;
создать условия для ознакомления учащихся с составом скелета, функциями;
формировать исследовательские умения в изучении со свойствами костей;
формировать умения оказывать помощь при переломах.
Ключевые вопросы для детей:
(Что такое скелет? Как устроен опорно-двигательный аппарат? Зачем нужны каждая часть скелете? Какие свойства костей? Какие правила сохранения и укрепления здоровья важны? Какую помощь оказать при травмах костей?)
Оборудование урока:
Файлы с информационными листами для групп, листы для самооценки, пазлы, карточки с названиями групп;
Видеофрагменты «Скелет. Его части», «Что такое кость»;.
Карточки для отчета «Части скелета», «Строение кости», Физкультминутка, «Первая помощь при переломах», «Виды костей и их соединение», «Это интересно!»
Создание подготовленной информационно-образовательной развивающей среды для групп:
1 группа «Исследователи»
Пазлы. Карточка с названием группы.
Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки; (Приложение 1)
Простые карандаши, ножницы, клей, картинка со скелетом.
Нетбук с видеофрагментом «Скелет. Его части»
2 группа «Лаборанты»
Пазлы. Карточка с названием группы.
Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
Простые карандаши, 3 пакетика с подготовленными куриными костями: 1) обычная; 2) вымоченная в уксусной кислоте; 3) обугленная; перчатки для опытов.
3 группа «Практики»
Пазлы. Карточка с названием группы.
Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
Модель скелета – Йорик, .
4 группа «Техники»
Пазлы. Карточка с названием группы.
Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
Нетбук с видеофрагментом «Что такое кость».
картон, коктейльные трубочки, клей, книжка
5 группа «Медики»
Пазлы. Карточка с названием группы.
Информационный лист, инструкционная карта, карточка для отчета, листы для самооценки (Приложение 2);
Информационные листы об оказании первой медицинской помощи при переломах различных костей
4 куклы, бинты, палочки, простые карандаши.
Приглашенный гость-учёный
2 куриные кости: 1) светлая, пролежавшая две недели в воде; 2) темная, пролежавшая две недели в Coca-Cola, и отколовшиеся кусочки.
Карточка для отчета.
Эксперты
Карточка для отчета.
ПК учителя, презентация, презентер, корзина идей, информационный бюллетень «Скелет человека»
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
Создаёт эмоциональный настрой, мотивирует на работу:
Здравствуйте! Нежная ласковость слова
Стёрлась на нет
В ежедневном «привете».
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы!
Это же – дольше живите на свете!
Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Личностные: включение учащихся в учебный процесс
2.
Актуализация знаний
Использует рассказ и загадку
отрывок из книги «Ты – человек, я – человек» И.Стременьовой.
Задаёт вопрос:
– Почему кукла не сидит и не может стоять?
Есть у каждого «доспехи»,
Но они не для потехи!
В них хранятся сердце, почки,
Мозг, желудок в одиночку.
Защищает всех от бед
Человеческий…
Слушают отрывок
Объясняют, что нет опоры, скелета.
Отвечают на вопрос учителя.
(скелет)
Познавательные: сравнение, сопоставление фактов связанных с изученным материалом;
Коммуникативные: формулирование грамотных, четких речевых высказываний
3.
Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока.
Постановка учебных задач
Организует перекрёстный диалог с целью побуждения учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока.
– Исходя из содержания нашего взаимодействия, определите тему урока…
– Исходя из темы, определим цель работы. Начнем со слов вспомнить или узнать …
Какие вопросы на уроке предложите решить? Что положим в КОРЗИНУ ИДЕЙ?
Формулируют тему, цель, учебные задачи урока.
Скелет человека
Узнать новую информацию о составе скелета, его частях, функциях
будем учиться работать в группе,
узнавать состав скелета,
делать опыты с костями,
будем учиться оказывать
помощь при травмах костей,
работать с моделью скелета
– Какие животные живут на лугу?
– Как использует луг человек?
– Луга надо охранять.
Регулятивные:
определение темы урока «Скелет человека»,
формулирование цели и учебных задач:
– узнать, что такое скелет, из каких частей он состоит и какие функции он выполняет;
– узнать, какие виды костей существуют, как они соединяются в скелете и для чего они нужны;
– узнать свойства костей;
– рассмотреть разрез кости, смоделировать ее и узнать свойства кости;
– научиться оказывать помощь при травмах костей в разных отделах
Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на вопросы учителя; высказывают свою точку зрения; слушают и понимают других
4.
Открытие нового знания и способов действий
Работа в группах по интересам – лабораториях
Организует деление учащихся на 5 групп по интересам.
– Много задач мы с вами поставили, на многие вопросы хочется получить ответ. Поэтому предлагаю решать эти не все вместе, а по группам, а потом рассказать и поделиться друг с другом.
Найдите друг друга, а как догадайтесь сами. Почему вы разделились именно так?
– Повторим правила работы в группе. Посмотрите, как вы работали слаженно, дружно и у вас у каждого получилась целостная картинка, благодаря тому, что вы договаривались. Если бы не хватило какой-то части, то картинки бы не получилось. Очень важно слушать и слышать мнение каждого, чтобы было целое. Как будем работать в группе?
У нас получилось 5 групп. Каждая группа будет выполнять свои задания и решать свои задачи, но всё будет подчинено теме – всё о скелете человека.
– 1 группа «Исследователи»
Как устроен опорно-двигательный аппарат?
– 2 группа «Лаборанты»
Из чего состоят кости?
– 3 группа «Практики».
Какие кости? Как они соединены?
– 4 группа «Техники»
Что такое кость? Сколько костей у человека?
– 5 группа «Медики»
Какие переломы костей бывают?
Как оказать помощь при переломах?
Организует работу в статичных группах лабораториях: информационные листы по теме урока, инструкционные карты. Выставляет подготовленную предметную среду для каждой группы.
Распределяются в группы по интересам.
игра “СУЕТА”
“ПАЗЛЫ”
(Правила) 1. Уважайте своего товарища.
Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Распределяют роли (дополнительная распечатка для урока приложение). Работают в группах, выполняют задания, используя информационные листы, инструкционные карты. Готовятся к самооценке работы группы.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
умение работать по алгоритму, планирование деятельности;
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений,
умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию;
Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу при работе в группе;
уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные: делегирование полномочий, бесконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь.
5.
Защита проектов групп.
Организует выступление каждой группы и самооценивание групп. Создаёт условия для взаимооценивания групп с помощью +/-
На доске появляются главные слова:
-Какая главная ценность человека?
Какое правило сохранения здоровья мы выведем из выступления группы?
– Что нужно для здоровья?
– Какие правила безопасности важны для человека в работе?
– Какое правило сохранения здоровья?
1 группа «Исследователи»
Как устроен опорно-двигательный аппарат?
Смотрят видеофрагмент «Скелет. Его части» Отгадывают загадку «Состоит он из костей,
Нет в нём внутренних частей.
Череп, зубы, две руки,
Ребра, ноги, позвонки…
Сохраняется сто лет,
Называется …………..(скелет).»
Подписывают и приклеивают части скелета,
Отчитываются и оценивают работу своей группы.
Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Исследователи»
ЗДОРОВЬЕ
2 группа «Лаборанты»
проводят опыты с 3 куриными костями
1косточка. Почему не сломали косточку? (состоят из минеральных и органических веществ, которые придают им твёрдость и упругость.)
2 косточка. Почему согнули? (Кость замочили в кислоте. Кость стала гибкой, потому что удалили минеральные вещества)
3 косточка Почему превратилась в уголь? (Обугленная кость. Из кости удалили органические вещества Кость – это природа)
Отчитываются и оценивают работу своей группы.
Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Лаборанты»
1. Принимать витамины и пищу, богатую питательными веществами
3 группа «Практики» выполняет упражнения на движения разными частями,
с помощью модели скелета Йорик смотрят как соединяются кости.
Отчитываются и оценивают работу своей группы.
Предлагают физкультминутку для всех ребят
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть. Достать до пятки
И плечами покачать.
А затем как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку –
Вот и сделали зарядку!
Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Лаборанты»
2. Вести активный образ жизни и заниматься спортом
4 группа «Техники» смотрят видео фрагмент «Что такое кость?», делают модель кости из картона и коктейльных трубочек, проводят эксперименты: кладут книжку на торец картона, затем на модель кости, делают вывод в ходе эксперимента.
Отчитываются и оценивают работу своей группы.
Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Техники»
5 группа «Медики» изучают виды переломов, перевязываю у кукол разные части тела
Отчитываются и оценивают работу своей группы.
Другие ребята с помощью +/- оценивают работу группы «Медики»
3. Соблюдение правил и техники безопасности в работе
Приглашенный гость. Индивидуальный опыт
В течение двух недель выполнял опыт с 2 куриными костями: 1) в воде; 2) в Coca–Cola
Отчитывается. Другие ребята с помощью +/- оценивают работу ученого.
4. Правильное питание и соблюдение режима дня.
Эксперты
Интересные факты о человеческом скелете
Познавательные: овладение операциями анализа и синтеза учебного материала.
Коммуникативные:
формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога
Регулятивные: координирование своей деятельности, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.
Личностные:
формирование навыков безопасной работы, выявление ценности и значение для сохранения и укрепления здоровья человека.
6.
Рефлексия деятельности.
Итог урока.
Выдает листы самооценки.
+/-
– Настроение каково?
– Все такого мнения?
Отчеты помещены в информационный бюллетень с
целью подведения итога урока и определения достижения цели и степени решения поставленных задач.
Заполняют листы самооценки.
– Во!
– Без сомнения!
Высказывают мнение по самооценке своей деятельности.
Регулятивные: внутренняя рефлексивная самооценка деятельности.
Личностные: формирование готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя
Коммуникативные: формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения, поддержание диалога.
Регулятивные:
оценивать результаты решения поставленных задач;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности.
Познавательные:
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости.
Личностные:
Формирование эстетического восприятия природы, желания участвовать в её сохранении.
7
Домашнее задание.
Творческое домашнее задание по изученной на уроке теме
– Составить кроссворд по теме урока (по желанию).
Выбирают творческие домашние задание
Коммуникативные:
формулирование речевых высказываний, грамотное изложение своей точки зрения.
Прогнозируемый результат:
Предметные
– знать значение опорно – двигательной системы; отделы скелета человека; строение, состав и соединение костей, какую помощь можно оказать при травме костей,
– научатся ценить здоровье и определят главные правила сохранения и укрепления его
Метапредметные
– регулятивные: – самостоятельно определять цельучебной деятельности, поиск пути решения проблемы и средства достижения цели;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
– взаимодействовать в интерактивном режиме на основе сочетательного диалога.
– коммуникативные: – обсуждать в рабочей группе информацию;
– слушать товарища и обосновывать свое мнение;
– выражать свои мысли и идеи.
– познавательные: – работать с информацией;
– находить отличия;
– объяснять значения новых слов;
– сравнивать и выделять признаки;
– работать с инструкциями;
– отбирать необходимую информацию по теме
Личностные
– осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– оценивать собственный вклад в работу группы.
Источник