Позвоночник у детей особенности
Детский
позвоночник очень мягок и гибок, поэтому
при рождении ребенка стоит предельно
внимательно обращаться с ним. Матрас
для малыша должен быть жестким для
предотвращения деформации позвоночника.
Когда ребенок сможет самостоятельно
знакомиться с миром и передвигаться,
замените детскую кроватку на более
мягкую и комфортную. Бережно
носите на руках ребенка,
обязательно фиксируя положение головы
при транспортировке. Стоит обратить
внимание на правильный уход за
позвоночником, так как любые травмы
могут привести к потере двигательной
активности, и даже смерти.
Позвоночник
составляют 24 свободных позвонка (7
шейных, 12 грудных и 5 поясничных) и 9-10
несвободных (5 крестцовых и 4–5 копчиковых).
Свободные позвонки, сочленяемые между
собой, соединены связками, между которыми
находятся эластичные межпозвоночные
диски из волокнистого хряща. Крестцовые
и копчиковые позвонки сращены и образуют
крестец и копчик. Позвонки развиваются
из хрящевой ткани, толщина которой с
возрастом уменьшается.
Различают
четыре этапа развития эпифизов позвонков:
до 8 лет – хрящевой эпифиз; от 9 до 13 лет
– обызвествление эпифиза; от 14 до 17 лет
– костный эпифиз; после 17 лет – слияние
эпифиза с телом позвонка.
С 3
до 15 лет размеры нижних поясничных
позвонков увеличиваются больше, чем
верхних грудных. Это обусловлено
увеличением веса тела, его давлением
на нижерасположенные позвонки.
С
3 лет позвонки одинаково растут и в
высоту, и в ширину; с 5–7 лет – больше
в высоту.
В
6–8 лет образуются центры окостенения
в верхней и нижней поверхностях тел
позвонков и в концах остистых и поперечных
отростков. До 5 лет спинно-мозговой канал
развивается особенно быстро. Так как
тела позвонков растут быстрее дужек,
то емкость канала относительно
уменьшается, что соответствует уменьшению
относительных размеров спинного мозга.
К
10 годам завершается развитие
спинно-мозгового канала, однако структура
тела позвонков продолжает развиваться
и у детей старшего школьного возраста.
Длина
позвоночника особенно резко увеличивается
в течение первого и второго годов жизни,
затем рост позвоночника замедляется и
снова ускоряется с 7 до 9 лет (у девочек
больше, чем у мальчиков).
С
9 до 14 лет прирост длины позвоночника
у мальчиков и девочек замедляется в
несколько раз, а с 14 до 20 лет еще больше.
У
юношей рост позвоночника заканчивается
после 20 лет, у девушек он растет до 18
лет, т. е. рост позвоночника у женщин
прекращается раньше, чем у мужчин.
К
17–25 годам в результате замещения
межпозвоночных дисков костной тканью
позвоночник становится неподвижным в
крестцовом отделе.
Подвижность
позвоночника у детей, особенно 7–9 лет,
гораздо больше, чем у взрослых. Это
зависит от относительно большей величины
межпозвоночных дисков и их большей
упругости. Развитие межпозвоночных
дисков происходит долго и заканчивается
к 17–20 годам.
К
25 годам заканчивается окостенение
шейных, грудных и поясничных позвонков,
к 20 годам – крестцовых, к 30 годам –
копчиковых позвонков.
Осанка
— это умение человека держать свое тело
в различных положениях, привычная поза
непринужденно стоящего человека.
При
правильной осанке туловище выпрямлено,
плечи расправлены, живот подобран,
голова поднята, взгляд устремлен вперед.
Наиболее
частой причиной нарушений осанки
является либо слабость мышц туловища,
либо неравномерность их развития. А у
детей школьного возраста в силу возрастных
особенностей мышцы туловища развиты
еще недостаточно, у них отсутствует
крепкий естественный «мышечный корсет».
При неблагоприятных условиях, о которых
речь пойдет ниже, это становится причиной
нарушения осанки. К тому же в школьном
возрасте развитие скелета еще не
завершено, позвоночник гибок и податлив.
Первоначально возникающее нарушение
осанки может перейти в искривление
позвоночника.
Как
же выявить проблему осанки у ребенка?
Неверно
думать, что при идеальной осанке человек
ровный, как струна. В любом случае у
человека должны соблюдаться естественные
изгибы позвоночника. С возрастом меняются
пропорции тела: уменьшается относительный
размер головы, увеличивается длина
конечностей – и, как следствие, правильная
осанка у детей, юношей и взрослых будет
разная.
Например,
для дошкольника важна симметричность
грудной клетки, отведенные назад плечи,
выступающие назад лопатки и слегка
выступающий живот. У школьника же,
лопатки должны быть прижаты к спине, а
плечи расположены горизонтально.
Выступающий живот почти полностью
исчезает, и появляются основные изгибы
позвоночника. Кроме этого, левая и правая
части тела должны быть симметричны. У
взрослых юношей и девушек плечи
опускаются, лопатки также прижаты к
спине. Живот полностью втянут, а
физиологические изгибы позвоночника
ярко выражены.
При
малейшем подозрении на проблемы с
осанкой у малыша необходимо обратиться
к врачу. Даже
если вам кажется, что у ребенка «всего
лишь» немного неправильная осанка, вы
можете глубоко заблуждаться, ведь на
первых этапах сколиоз почти неотличим
от простой сутулости. Если же у вас нет
возможности обратиться к врачу, вы
можете провести тест самостоятельно.
Попросите
малыша лечь на живот на ровную поверхность.
Идеально для этого подойдет пол или
кровать высокой жесткости. Если после
того, как ребенок полностью расслабился,
позвоночник принял нормальное положение
и вся ассиметрия пропала – у малыша
проблема с осанкой. Если же искривления
остались – на лицо первая (а может и
большая) степень сколиоза. В этом случае
без консультации хирурга-ортопеда не
обойтись.
Вывод
Несмотря
на то, что проблемы осанки сами по себе
не являются болезнью, но могут стать
причиной развития заболеваний позвоночника
и многих внутренних органов. Сгибаясь,
ребенок пережимает сосуды, органы,
провоцирует нытье в спине, пояснице,
головные боли. Главная
опасность в нарушении осанки заключается
в том, что на первых этапах эта «болезнь»
не болит. Но если вы вовремя не обратите
внимание на проблемы с осанкой у ребенка
– может оказаться поздно.
Источник
Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.
Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.
У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.
Возникшие к концу первого года жизни физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости, свойственные позвоночнику взрослого, продолжают развиваться и индивидуально формируются в процессе роста ребенка к 17-22 годам.
Ортостатическое, т.е. вертикальное положение человека определяет статику и осанку. Большое влияние на формирование осанки имеют внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки при спортивных занятиях, перенесенные заболевания, а так же все, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного «каркаса» и позвоночника. В результате формируется правильная или патологическая осанка.
Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.
Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.
Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.
Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.
Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.
При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.
Сколиоз – наиболее часто встречающийся вид деформации у детей. Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонных к прогрессированию деформации со статико– динамическими нарушениями и функциональными изменениями внутренних органов. По этиологическому фактору различают врожденные и приобретенные сколиозы.
Врожденный сколиоз – основой его происхождения являются аномалии развития позвоночника и ребер (добавочные, клиновидные позвонки и полупозвонки, синостозы остистых отростков, добавочные ребра), дисплазия пояснично-кретцового отдела позвоночника, определяющая понятие «диспластический сколиоз».
Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.
Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.
Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач – специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.
По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.
Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.
Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.
Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.
Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.
Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.
Источник
Возрастные особенности позвоночника
В процессе роста и взросления ребенка происходят изменения и в его позвоночнике. Они заключаются не только в простом механическом увеличении его размеров и массы. Преобразованиям подвергается форма как самих позвонков, так и позвоночного столба в целом, происходит образование его физиологических изгибов. Развивается позвоночник ребенка настолько динамично, что даже при небольшой разнице в возрасте могут наблюдаться весьма выраженные различия в строении позвоночника.
Темпы роста позвоночного столба в разном возрасте различаются. Так, у ребенка в возрасте от рождения до 5 лет он ежегодно удлиняется в среднем на 2,2 см. Во второй половине первого десятилетия жизни (от 6 до 10 лет) позвоночник прибавляет в длине значительно медленнее — ежегодно примерно на 0,9 см. А потом опять начинает быстро расти, увеличиваясь с каждым годом на 1,8 см, до 16 лет.
В процессе роста у детей происходит также равномерное увеличение размеров тел позвонков и межпозвоночных дисков по направлению от грудного отдела к крестцу. Таким образом, чем ниже расположены позвонки, тем более массивными они становятся.
Кроме того, происходит и физиологическое созревание позвонков. При этом появляются видимые при рентгенологическом исследовании ядра окостенения и закрываются промежуточные зоны роста. Например, закрытие зон роста в позвонках грудного и поясничного отделов происходит в возрасте 5–7 лет, срастание тел крестцовых позвонков с образованием единой крестцовой кости — к 10–12 годам, слияние копчиковых позвонков — после 12 лет, а срастание крестца и копчика — к 15–25 годам.
Изгибы позвоночника также формируются постепенно. Ведь при рождении позвоночный столб имеет форму дуги и он очень мягкий из-за большого количества хрящевой ткани. Первые изгибы позвоночника начинают образовываться уже в грудном возрасте.
В первые месяцы жизни, когда ребенок пытается поднимать и самостоятельно удерживать голову, формируется шейный изгиб. Ведь голова новорожденного большей своей частью находится впереди позвоночника, если смотреть на малыша в профиль. Поэтому для удержания ее в приподнятом положении нужно изогнуть позвоночник в шейном отделе дугой вперед, формируя шейный лордоз.
В 4–6 месяцев, когда ребенок учится садиться вначале с посторонней помощью, а затем и самостоятельно, происходит формирование грудного изгиба позвоночника. Ведь в таком положении позвоночнику необходимо удерживать на себе тяжесть головы и рук, в то время как внутренности всей своей массой тянут вперед и вниз. Поэтому для удержания равновесия в сидячем положении позвоночник необходимо выгнуть дугой назад, образуя грудной кифоз.
К году ребенок учится вставать и ходить — тоже вначале с посторонней помощью, затем держась за опору и в дальнейшем самостоятельно. При этом для удержания тела в вертикальном положении позвоночник необходимо изогнуть в области поясницы дугой вперед. Таким образом формируется главный изгиб — поясничный лордоз.
В итоге у малыша в течение первого года жизни образуются два изгиба позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы) и компенсирующие их два изгиба назад (грудной и крестцовый кифозы). Но эти изгибы еще изменчивы и очень нестойки. Они существуют пока только в вертикальном положении. Четко выраженными они станут лишь к 5–7 годам жизни, постоянными — только к 14-17-летнему возрасту, а окончательно сформируются уже к 20–25 годам, когда закончатся процессы роста и формирования костной ткани. Поэтому-то именно в детском возрасте нужно заниматься профилактикой нарушений осанки и искривлений позвоночника.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей
IV. Особенности строения шейного отдела позвоночника у детей
Знание особенностей строения и биомеханики шейного отдела позвоночника у детей – ключ к пониманию лучевой картины и, соответственно, уменьшению диагностических ошибок.Идея о «слабости» и «незрелости» шейного
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов
Возрастные особенности анатомии и физиологии женских половых органов
Функция половой системы женщины наиболее подвержена возрастным изменениям. Периоды жизни женщины зависят от состояния ее репродуктивной системы. Выделяют следующие возрастные периоды:
Возрастные особенности строения черепа
Возрастные особенности строения черепа
Череп претерпевает существенные изменения в онтогенезе. У новорожденного ребенка между костями черепа не существует швов, пространства заполнены соединительной тканью. В участках, где сходятся несколько костей, имеется шесть
Возрастные особенности формирования правильной осанки
Возрастные особенности формирования правильной осанки
Осанка в детском возрасте очень неустойчива в силу особенностей растущего организма. Поэтому довольно часто развиваются ее нарушения. Дефекты осанки у детей опасны еще и тем, что при них происходит расстройство
Возрастные ограничения в гирудотерапии
Возрастные ограничения в гирудотерапии
Возможно, вы уже окончательно увлеклись гирудотерапией и готовы решать любые физиологические и психологические проблемы всех членов семьи с помощью пиявки.Не торопитесь. Не всем и не всегда показана медицинская пиявка. Кроме тех
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела
Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела
Как известно, всю жизнь человека можно разбить на три больших периода: период «Слизи» – от рождения до 25 лет; период «Желчи» – от 25 лет до 60; период «Ветра» – от 60 лет до конца жизни. Таким образом, в каждый
Возрастные изменения
Возрастные изменения
Возрастные изменения оказывают воздействие на весь организм и соответственно на половую функцию. В каждой возрастной группе присутствуют определенные факторы, становящиеся причинами нарушений сексуальной сферы. Так, например, молодым более
6.8. Возрастные особенности
6.8. Возрастные особенности
Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Задача преподавателя — выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный или неосознанный интерес у детей,
ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА
ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА
Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений развиваются и изгибы позвоночника:1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать
Возрастные особенности развития гибкости
Возрастные особенности развития гибкости
Специфика развития гибкости в значительной мере определяется возрастными особенностями формирования организма. Эластичность мышц и суставно-связочного аппарата находится в прямой зависимости от структурных особенностей
Возрастные изменения
Возрастные изменения
Период расцвета женской красоты длится, к сожалению, не так долго. Казалось бы, наконец-то вы избавились от ненавистных прыщей, в совершенстве освоили технику нанесения макияжа, способного скрыть немногочисленные недостатки и подчеркнуть
Возрастные нарушения зрения
Возрастные нарушения зрения
При глаукоме, снижении остроты зрения, нарушении сумеречного зрения, конъюнктивите. тай-чун – цзин-мин – хэ-гу – гуан-минТочка цзин-мин («просветление глаза») расположена на 0,1 цуня к носу от внутреннего угла глаза (рис. 75). Точка относится к
Возрастные проблемы кожи
Возрастные проблемы кожи
Годы, несомненно, прибавляют нам мудрость, но не красоту. А потому неплохо бы научиться беречь себя, не ухудшая внешний вид небрежным отношением к своему лицу и телу. Об уходе за кожей в соответствии с ее типами и о секретах красоты мы расскажем в
Как предупредить возрастные ухудшения зрения
Как предупредить возрастные ухудшения зрения
Новорожденный ребенок воспринимает окружающий мир одинаково всеми пятью органами чувств: зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием. Наше воспитание построено таким образом, что из этих пяти чувств предпочтение отдается
Возрастные изменения тела
Возрастные изменения тела
Однозначно, возраст женщины накладывает отпечаток на ее фигуру. Но дело тут не столько в самом возрасте, сколько в образе жизни. Чем человек старше, тем меньше он старается двигаться, порой даже не осознавая этого. В ответ на такое поведение мышцы
Источник