Позвоночник строение для детей

Позвоночник строение для детей thumbnail

Анатомо-физиологические особенности функционирования позвоночника у детей

Позвоночник – часть скелета, служащая органом движения и опоры.

Подвижность позвоночника, в зависимости от его структуры и функции, неодинакова в различных отделах. Самым подвижным является шейный, затем поясничный отдел, наименее подвижен грудной отдел позвоночника

Основные движения позвоночника производятся в 3 плоскостях

1) фронтальная

2) сагиттальная

3) горизонтальная

Наиболее подвижными звеньями позвоночника являются переходные зоны от шейного к грудному позвонку (7 шейный – 1 грудной), от грудного к поясничному (11-12 грудной – 1 поясничный) и от поясничного к крестцовому (5 поясничный – 1 крестцовый). Вследствие своей подвижности, эти отделы наиболее подвержены деформациям, травмам, аномалиям и дегенеративно-дистрофическим изменениям.

В процессе развития позвоночного столба различают три стадии перепончатую, хрящевую и костную. Формирование перепончатой части начинается в раннем периоде эмбриональной жизни. На втором месяце развития перепончатый скелет превращается в хрящевой. Процесс окостенения начинается в начале 3 месяца в направлении от шейного отдела позвоночника к копчику

Рост позвоночника в различные периоды происходит с неодинаковой быстротой. Особенно интенсивен рост на первом году жизни, в дальнейшем отмечается некоторое замедление роста позвоночника. После 7 лет девочки растут медленнее мальчиков, но к моменту наступления половой зрелости (11-13 лет) обгоняют их. После 14-15 лет юноши растут быстрее девушек Рост у девушек прекращается к 1 8-ти годам, а у юношей к

20-21 году

В процессе формирования позвоночника образуются 4 физиологических изгиба – 2 изгиба кпереди – шейный и поясничный лордозы и два кзади – грудной и крестцово-копчиковый кифозы. К 2 месяцам жизни, когда ребенок начинает удерживать голову, появляется шейный лордоз, к 6-7 месяцам. когда он сидит – грудной кифоз и к году, когда он ходит -поясничный лордоз.

Организм ребенка постоянно перестраивается как в морфологическом, так и в функциональном отношении. В связи с этим неумеренная и нерациональная нагрузка, гиподинамия, слабость мышечного корсета, травмы, различные заболевания (т. н. рахит, частые простудные заболевания) вызывают патологические изменения и искривления позвоночника в разных плоскостях.

С биомеханической точки зрения, правильная осанка является результатом такого соотношения всех действующих между собой сил, когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имея волнообразный вид, что по законам биомеханики придает позвоночнику большую устойчивость. сопротивляемость, рессору и равновесие.

Если искривление позвоночника происходит в грудном отделе, то оно принимает фиксированную форму, т к. грудной отдел позвоночника сочленен с ребрами, которые, в свою очередь, соединены с грудиной, поэтому при развитии деформации позвоночника в этот процесс вовлекается вся грудная клетка.

Крестцовый отдел – фундамент позвоночника, он совершает движения вместе с тазом, поэтому положение таза играет большую роль в образование поясничного лордоза Таз, также как и позвоночник, может искривляться во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях

С биомеханической точки зрения, необходимо следующее расположение различных звеньев тела в вертикальном положении:

– голова должна располагаться прямо (лоб и подбородок в одной плоскости), центр равновесия проходит через слуховое отверстие.

– грудная клетка должна быть развернута (плечи назад), чтобы центр равновесия проходил впереди позвоночного столба. При этом важна сба лансированная работа грудных мышц и разгибателей спины.

– поясничная часть позвоночника должна находиться в умеренном лор

дозе, живот подтянут, центр равновесия проходит сзади тел поясничных

позвонков, при этом важна сбалансированная работа мышц передней

брюшной стенки, поясничных и ягодичных мышц. ‘

– тазобедренный сустав должен быть разогнут, центр равновесия про

ходит через ось тазобедренного сустава, правильное положение таза удер

живают сбалансированные сгибатели и разгибатели бедра. ‘

– коленный сустав также должен быть разогнут, центр равновесия проходит впереди коленного сустава, при этом важна сбалансированная работа сгибателей бедра и трехглавой мышцы голени.

– голеностопный сустав поддерживается работой трехглавой мышцы голени, а также группой большеберцовых и малоберцовых мышц, центр равновесия проходит через ладьевидную кость предплюсны.

Пропорции тела ребенка в разные возрастные периоды изменяются, поэтом меняются и биомеханические факторы, определяющие осанку.

Виды нарушения осанки

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения как линейные размеры, объем и соотношение длины и массы тела. Однако осанка представляет собой не только антропометрическую часть физического развития ребенка, но и биомеханическую, энергетическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятием гармонии тела, а также педагогическую, обеспечивающую формирование поведения и самоконтроля.

Читайте также:  Методы для лечения суставов и позвоночника

На формировании осанки сказываются как эндогенные факторы (внутренние), так и экзогенные (внешние). К эндогенным факторам можно отнести наследственность, тип конституции, состояние скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, темпы роста. К экзогенным факторам относится характер питания, заболевания, физическое воспитание, гигиена труда и учебы, нерациональные занятия спортом, гиподинамия.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды, поэтому особенно важно обращать внимание на формирование правильной осанки именно в этом возрасте.

Большое значение имеет образование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы. При этом главную роль играет не столько сила мышц, сколько согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп, сбалансированная работа мышц синергистов, антагонистов, стабилизаторов и нейтрализаторов (сильно, но односторонне развитая мускулатура также весьма часто приводит к различным отклонениям).

Основное значение в вертикализации, сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника от повреждений имеет так называемый мышечный корсет и две мощные гидродинамические опоры – грудная клетка и брюшной пресс ( Дидур М. Д., 2001).

Классификация видов нарушения осанки (1962):

1. Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости:

– сутулая спина;

– круглая спина;

– кругловогнутая спина;

– плоская спина;

– плосковогнутая спина.

При нарушениях осанки во фронтальной плоскости происходит отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево.

При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости происходят следующие изменения:

1- сутулая спина – увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника при одновременном сглаживании поясничного лордоза;

2. круглая спина – увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника, плечи сведены, сглажен поясничный лордоз;

3. кругловогнутая спина – увеличены все физиологические изгибы позвоночника, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер, увеличен угол наклона таза;

4. плоская спина – сглажены все физиологические изгибы позвоночника угол наклона таза уменьшен, спина ребенка производит впечатление доски;

5.плосковогнутая спина – грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, мышцы живота ослаблены, увеличен угол наклона таза.

Нарушений в горизонтальной плоскости не выделяют, т.к. при деформации позвоночника в горизонтальной плоскости, т.е. при скручивании, вращении его по или против часовой стрелки выявляется не нарушение осанки, а сколиотическая деформация;

Одной из основных задач коррекции осанки является создание мышеч

ного корсета, которая решается целенаправленным, систематическим выполнением специализированных комплексов упражнений и заданий.

Критерии оценивания функционального состояния мышечного корсета

Для оценки функционального состояния мышечного корсе

та применяют следующие тесты (Фонарев М. И.. 1983):

1. Силовая выносливость мышц спины – в исходном положении лежа на животе, ребенок разгибает и удерживает верхнюю часть туловища. Туловище находится на весу, ноги фиксируются, руки на поясе. Время удержания туловища определяется по секундомеру и равно для детей 7-11 лет- 1-1,5 минуты, а для детей старше 11 лет- 1.5-2 минуты.

2. Силовая выносливость мышц брюшного пресса:

– Динамический тест- лежа на спине ноги фиксированы, руки на поясе – определяется количество переходов из положения лежа на спине в положении сидя в темпе 16-20 раз в минуту. Норматив для детей 7-11 лет – 15-20 раз, старше 11 лет – 25-30 раз.

– Статический тест – из исходного положения лежа на полу, ноги в тазобедренном и коленном суставах выпрямлены. По команде педагога ребенок поднимает прямые ноги вверх над полом на 45 градусов. Определяют время удержания туловища в этом положении до появления покачивания или самостоятельного прерывания теста. Норматив для детей 7-11 лет- 1-1,5 минуты, старше 11 лет- 1, 5-2 минуты.

Источник

Детский позвоночник очень мягок и гибок, поэтому при рождении ребенка стоит предельно внимательно обращаться с ним. Матрас для малыша должен быть жестким для предотвращения деформации позвоночника. Когда ребенок сможет самостоятельно знакомиться с миром и передвигаться, замените детскую кроватку на более мягкую и комфортную. Бережно носите на руках ребенка, обязательно фиксируя положение головы при транспортировке. Стоит обратить внимание на правильный уход за позвоночником, так как любые травмы могут привести к потере двигательной активности, и даже смерти.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на рак позвоночника

Позвоночник составляют 24 свободных позвонка (7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных) и 9-10 несвободных (5 крестцовых и 4-5 копчиковых). Свободные позвонки, сочленяемые между собой, соединены связками, между которыми находятся эластичные межпозвоночные диски из волокнистого хряща. Крестцовые и копчиковые позвонки сращены и образуют крестец и копчик. Позвонки развиваются из хрящевой ткани, толщина которой с возрастом уменьшается.

Различают четыре этапа развития эпифизов позвонков: до 8 лет – хрящевой эпифиз; от 9 до 13 лет – обызвествление эпифиза; от 14 до 17 лет – костный эпифиз; после 17 лет – слияние эпифиза с телом позвонка.

С 3 до 15 лет размеры нижних поясничных позвонков увеличиваются больше, чем верхних грудных. Это обусловлено увеличением веса тела, его давлением на нижерасположенные позвонки.

С 3 лет позвонки одинаково растут и в высоту, и в ширину; с 5-7 лет – больше в высоту.

В 6-8 лет образуются центры окостенения в верхней и нижней поверхностях тел позвонков и в концах остистых и поперечных отростков. До 5 лет спинно-мозговой канал развивается особенно быстро. Так как тела позвонков растут быстрее дужек, то емкость канала относительно уменьшается, что соответствует уменьшению относительных размеров спинного мозга.

К 10 годам завершается развитие спинно-мозгового канала, однако структура тела позвонков продолжает развиваться и у детей старшего школьного возраста.

Длина позвоночника особенно резко увеличивается в течение первого и второго годов жизни, затем рост позвоночника замедляется и снова ускоряется с 7 до 9 лет (у девочек больше, чем у мальчиков).

С 9 до 14 лет прирост длины позвоночника у мальчиков и девочек замедляется в несколько раз, а с 14 до 20 лет еще больше.

У юношей рост позвоночника заканчивается после 20 лет, у девушек он растет до 18 лет, т. е. рост позвоночника у женщин прекращается раньше, чем у мужчин.

К 17-25 годам в результате замещения межпозвоночных дисков костной тканью позвоночник становится неподвижным в крестцовом отделе.

Подвижность позвоночника у детей, особенно 7-9 лет, гораздо больше, чем у взрослых. Это зависит от относительно большей величины межпозвоночных дисков и их большей упругости. Развитие межпозвоночных дисков происходит долго и заканчивается к 17-20 годам.

К 25 годам заканчивается окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков, к 20 годам – крестцовых, к 30 годам – копчиковых позвонков.

Осанка – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

Наиболее частой причиной нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста в силу возрастных особенностей мышцы туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствует крепкий естественный «мышечный корсет». При неблагоприятных условиях, о которых речь пойдет ниже, это становится причиной нарушения осанки. К тому же в школьном возрасте развитие скелета еще не завершено, позвоночник гибок и податлив. Первоначально возникающее нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника.

Как же выявить проблему осанки у ребенка?

Неверно думать, что при идеальной осанке человек ровный, как струна. В любом случае у человека должны соблюдаться естественные изгибы позвоночника. С возрастом меняются пропорции тела: уменьшается относительный размер головы, увеличивается длина конечностей – и, как следствие, правильная осанка у детей, юношей и взрослых будет разная.

Например, для дошкольника важна симметричность грудной клетки, отведенные назад плечи, выступающие назад лопатки и слегка выступающий живот. У школьника же, лопатки должны быть прижаты к спине, а плечи расположены горизонтально. Выступающий живот почти полностью исчезает, и появляются основные изгибы позвоночника. Кроме этого, левая и правая части тела должны быть симметричны. У взрослых юношей и девушек плечи опускаются, лопатки также прижаты к спине. Живот полностью втянут, а физиологические изгибы позвоночника ярко выражены.

Читайте также:  Спондилоартроз позвоночника мкб 10

При малейшем подозрении на проблемы с осанкой у малыша необходимо обратиться к врачу. Даже если вам кажется, что у ребенка «всего лишь» немного неправильная осанка, вы можете глубоко заблуждаться, ведь на первых этапах сколиоз почти неотличим от простой сутулости. Если же у вас нет возможности обратиться к врачу, вы можете провести тест самостоятельно.

Попросите малыша лечь на живот на ровную поверхность. Идеально для этого подойдет пол или кровать высокой жесткости. Если после того, как ребенок полностью расслабился, позвоночник принял нормальное положение и вся ассиметрия пропала – у малыша проблема с осанкой. Если же искривления остались – на лицо первая (а может и большая) степень сколиоза. В этом случае без консультации хирурга-ортопеда не обойтись.

Вывод

Несмотря на то, что проблемы осанки сами по себе не являются болезнью, но могут стать причиной развития заболеваний позвоночника и многих внутренних органов. Сгибаясь, ребенок пережимает сосуды, органы, провоцирует нытье в спине, пояснице, головные боли. Главная опасность в нарушении осанки заключается в том, что на первых этапах эта «болезнь» не болит. Но если вы вовремя не обратите внимание на проблемы с осанкой у ребенка – может оказаться поздно.

Источник

Позвоночник строение для детей19.07.2017

.

. . , , ThXI ThXII . , 1520, ( , ). – , , . (- ) 1/7 – 1/6, 1/6 1/5 1/5 1/4. . , , , 3540.

, . . 1/3.

, ( ), .

( ). 2040 ( Cobba), . , : , , , , ; ; . , , ( Th6). 0,5 2 . .

. , , . , , , . . . , . , , -, – , , -, – . ( ) 1520.

, , , . : .

. , 7 S1

: , , , , ; , . . , . , , , , . , , .

( 45 ). , , – .

, , .

3 2

, . . : 1/2 , ; ; 1/2 ( ), 1/2 ; ( ); .

( ) .

. . (. 7, ). , . . Th10, Th12, L1, L5 (. . 7, ) .

, . , . . Th11 . L3 , , c.

, , L4 . , .

. ( ) , . , .

1/2 . , , -. ( Th12 L1 L2 . . 7, ), (Th11 Th12), , , ( L3 L4 L4 L5 Th10 Tn11 ).

, , . , , . , 1:2. . 0,1 .

(. . 7, ). , – , . , . . . . . , . (1/2 ), . , , . ( ) , , .

, . : ; ( ); . , (- ).

– ; , , , , ; ; , . .

. . , , ( ) .

, , . , . , , . , . , , . .

3 5

. 10 L1 . 2/3 .

. , . . 1/3 ; ( ); ( ); ; .

. . , , . , . . 8, , , .

. . . – , . , . , , , , . – , – 1/3 ( 1/4), 1/2.

, , . , .

-, . , . 1,5: 1, 1:1. – , 0,20,25 .

(. 9, , ). .

(. . 9, ), (. . 9, ). . , . . (. . 9, ), – (. . 9, ). ( ) – , (. . 9, 7, ), (. . 9, ), L1. , . (.10). , , , . – , , . (. . 10), , , .

, . . . . , , , ; ; . , . , , – (. . 8, ). , .

. 10. (, ) . .

. : ; , , , ; ; .

1/24 , 5 , L5.

. spinae bifidae posterioris. spinae bifidae posterioris, , . , 6 (. . ) 1 1,5 .

. , . spinae bifidae posterioris : – ( ) ; ; 2 .

, . . 9, spinae bifidae posterioris. . 9, C6 C7. 1 , C6 , . , . C7 , . . . 9, L5. , 7 , . . .

, , . , , , . . . . . . , , .

67

. .

. 8- , ( ) – ( ), .

. . – (. 11, , ). , , .

. 11. (, , ) () . 67 .

. 7- , , .

, , . , . .

, . , L5 ( L4), 11 12 . (. . 11, , ). .

, , , . – .

, – , , , , . , .

. . . (. 12, ), L5, , . – , – – .

. 12. 6 – 7 (, , ); (, ) ( ).

. , . , – . . , 7 .

– , ( , ).

, . (. . 12, ), , . , , (. 13, , ).

, , 1/5 . .

, .

. , . , .

.

, .

. 13. (, ) 67 ; (), (, ).

6 – .

. – – ( ) . , – L5 . . , , .

, (. . 8, ). . . , , . . . 9, , , L5 ( ) . . – ( ) , .

. – . . , , , . ( ) – , , , .

, , , – , , . .

. , Th4 Th5, , , , ( ). , , . ( ) .

. 12 ( . 12, , , . 12, , ). (2- 3- ). . 4 . (. . 12, , ) . . 12, , 1 , 2 , 1 , . , , 1 . . 12, 1,5 , 2- 4 , 3- 2-, 4-1,5 , 4 , , – . , , .

, , .

. , , , . . ( , ).

(. . 13, ) – , , . . . , , , , – , , .

, , , (. . 13, , , ).

, , . . , . , , 0,5 .

.

( , – ). , – . , .

, , .

812

. , , . , 1 11/2 , .

, , – 12 . , ( 11 12 ) L5. 13 ( ) ( ).

. . ; ; . , .

1 . – . , , (. 14, , ,). , , , . -. ( ) , .

. spina bifida posteri-or L5 (. . 14, ). . . 11, .

, , – . ( ) , , (. . 14, ). -, , . , -, (0,51 ). – .

2 . ( ) (. . 14, ). , – – . , , – , . – .

14 I II (, , ); spina bifida posterior L5 .

(. 15, ), ( ) – , .

3 . – , (. . 15, -, . 15, ). , , -, .

, . , , 1520. . : , , , – . , .

. , I 89 , II 10 III 11 12 . . – .

. I – , , – , ( -) . – (- 813 ).

. 15. 11 111 (, ); ().

II , May. II . , , . , , . . (. . 15, ), , . , – , .

1316

. ( ).

. , . , . . . , . ( ) .

. 16. .

. ( ) . . – ( IV ) – ( ), ( ).

(V ) – . . 16 . . 16, . – , (IV ).

. 17. .

(V ). . 16, . – (1). , -, (2). , , (. 17, ), , – .

. , .

. , , – . . , , . , . , , . , ( ) .

: , , , , , ,

234567 (): 19.07.2017 14:21:00

234567 (ID): 645

234567 : , , , , ,

12354567899

Источник