Позвоночник шея у ребенка

Позвоночник шея у ребенка thumbnail

Остеохондроз – это заболевание, которое поражает опорно-двигательный аппарат человека, влияет на кости и мягкие ткани и чаще всего диагностируется в позвоночнике. Несмотря на то, что основная группа риска – это люди от 50 лет, патология часто обнаруживается и у более молодых. Детский остеохондроз встречается чуть реже, но может появиться и в любом возрасте.

Особенности остеохондроза у детей

У детей остеохондроз так же, как и у взрослых, делится на три вида: шейный, грудной и поясничный, – и каждый обладает особенностями появления, развития и лечения.Заболевание за последние годы настолько «помолодело», что сегодня диагноз могут поставить даже детям школьного возраста. Однако особую опасность патология представляет для подростков, когда рост и развитие могут быть такими быстрыми, что опорно-двигательный аппарат «не успевает», а это приводит к дистрофическим изменениям в костной системе. Для патологии у школьников даже было введено специальное определение «ювенильный остеохондроз шейного отдела позвоночника» («шейный» заменяется на любой другой отдел, где диагностируется проблема).

Причины детского остеохондроза

Существуют разные факторы, которые приводят к появлению детского остеохондроза, и они учитываются при определении степени болезни и назначении лечения.

Наследственная предрасположенность

Хрупкость позвонков и соединительных тканей может быть наследственной и передаваться на генетическом уровне. Если у родителей были или есть проблемы со спиной и костным аппаратом в целом, то рекомендуется регулярно приводить ребенка на осмотры к специалисту и следить за его ростом и развитием. Если своевременно не обратить внимания на даже небольшое и будто незначительное отклонение, то шейная патология может привести к нарушению не только роста, но и общего развития.

Ушибы и травмы в области позвоночника

Дети часто травмируются и получают ушибы во время игр, при занятиях спортом и т.д., травму шейного отдела малыш может получить и во время родов. В любом случае крайне важно вовремя взять проблему под контроль. Если ребенок получил травму, немедленно обратитесь к врачу.

Частое питье газированных напитков

Сладкие и газированные напитки лучше ограничить или вообще исключить из рациона растущего и развивающегося ребенка. Употребление газировки приводит к вымыванию кальция и других полезных и нужных веществ из организма, что приводит к ослаблению костной системы. Кроме того, сахар, содержащийся в этих продуктах, уже при наличии остеохондроза может усугубить ситуацию.

Плохое питание

Несбалансированное питание, когда ребенок не получает в полной мере необходимых для его растущего организма витаминов и минеральных веществ, приводит к ухудшению работы всех систем, нарушению обмена веществ и снижению защитных функций организма. При таком положении дел риски развития остеохондроза и любого другого заболевания возрастают в разы, а лечение будет проходить сложнее и дольше. Частые инфекционные болезни, различные врожденные и приобретенные патологии, гормональные проблемы, отсутствие умеренной физической нагрузки также влияют на состояние позвоночника в целом и его отделов в частности.

Как проявляется заболевание?

Остеохондроз шейного отдела у детей и подростков развивается по-разному и во многом зависит от общего состояния здоровья, условий развития и роста. Поражение шейного отдела – наиболее распространенная форма болезни. Симптоматически остеохондроз у детей в шее проявляется следующими признаками:

  • головные боли;
  • быстрая утомляемость и слабость;
  • снижение активности и подвижности;
  • изменение осанки;
  • и пр.

Ребенок может часто терять сознание или находиться в состоянии, близком к обморочному, также может наблюдаться потеря координации. На начальной стадии недуг развивается практически бессимптомно. Иногда ребенок может настолько привыкнуть к появившимся изменениям, что будет считать их нормой. На более поздних стадиях он может жаловаться на частые и интенсивные головные боли. Если не обращать внимания или не придавать значения признакам остеохондроза шейного отдела у детей и подростков, это может привести к сдвигу позвоночных дисков, образованию межпозвоночных грыж, замедлению роста, нарушению работы внутренних органов и т.д.

Диагностика заболевания у детей

Первый этап диагностики – консультация у специалиста. Однако, поскольку у детского остеохондроза такая нечеткая симптоматика, лучше сначала обратиться к педиатру, который уже даст направления к другим специалистам. Проблемами позвоночника занимаются невропатологи, детские ортопеды и хирурги. Для постановки диагноза шейного остеохондроза у ребенка необходимы:

  • сбор анамнеза и жалоб пациента;
  • осмотр и проверка осанки;
  • проведение рентгенографии;
  • КТ, МРТ и ядерно-магнитная РТ (при необходимости).
Читайте также:  Народные средства при метастазах позвоночника

Чтобы исключить патологии сердца, нервной, пищеварительной и сосудистой систем, могут быть назначены ЭКГ, УЗИ, диагностика органов малого таза, а также общие и биохимические анализы.

Способы лечения

Несмотря на то, что позвоночник ребенка – это хрупкая структура, которая под воздействием различных факторов может претерпевать сильные деформации, в детском и подростковом возрасте лечение при грамотном и правильном подходе проходит легче. Если у ребенка остеохондроз шейного отдела выявлен на ранней стадии, то его можно полностью вылечить. Если стадия уже запущенная, то процесс можно приостановить и держать под контролем в будущем.

Лечебная гимнастика, плавание

В лечении детского шейного остеохондроза предпочтение все-таки отдается консервативным и немедикаментозным методам. Врачами рекомендуется укреплять мышцы спины и позвоночник, и лучше всего с этим справляется плавание и лечебная гимнастика, когда ребенку подбирается удобный и необходимый комплекс упражнений. Лечебной гимнастикой желательно заниматься под контролем специалиста.

Массаж, иглорефлексотерапия

Массаж, иглоукалывание и другие физиотерапевтические процедуры позволяются снять мышечное напряжение и спазм в шее, убрать или снизить болевой синдром, а также укрепить иммунитет и повысить выносливость и сопротивляемость детского организма внешним факторам. Массаж назначается только в тех случаях, когда была сделана рентгенография и исключены смещения и нестабильность позвонков.

Медикаментозные препараты

Если прием медикаментов неизбежен, то ребенку могут быть назначены таблетки, снимающие болевой синдром и воспаления, а также подкожные, внутривенные или внутримышечные инъекции, гели и мази.

Профилактика

Для профилактики ювенильного остеохондроза шейного отдела позвоночника рекомендуется:

  • следить за осанкой ребенка и помогать ему поддерживать ее, чтобы сохранялась и грамотно распределялась нагрузка между позвоночными дисками;
  • укреплять иммунитет и мышечный корсет через спорт, активные и развивающие силу и выносливость мышц игры;
  • обеспечивать ребенку сбалансированное питание;
  • приводить ребенка на профилактические осмотры к специалистам.

При возникновении проблем необходимо немедленно обращаться к врачу.

Источник

На это раз речь пойдет о самом распространенном варианте угнетения нервной системы у малышей – о последствиях родовых перегрузок шейного отдела позвоночника. Не секрет, что даже при нормальных, физиологических родах шея плода подвергается значительным родовым нагрузкам. Профессор А.Ю.Ратнер, проанализировав всевозможные варианты родов, показал, что в большинстве из них имеют место предпосылки к травматизации шейного отдела позвоночника. Значительно выше риск подобных повреждений при осложненных родах. Перечислим лишь некоторые из распространенных вариантов:

  1. Максимальное сгибание головки плода акушеркой при одновременном сокращении матки у роженицы.

  2. Разгибание головки плода затылком к лону.

  3. Насильственный поворот головки плода практически на 180º вокруг собственной оси.

  4. Слабая родовая деятельность роженицы.

  5. Потягивание плода за головку (именно в этот момент чаще всего и раздается треск и хруст травмируемых позвоночных образований).

  6. Выдавливание плода со дна матки.

  7. Интенсивная защита промежности роженицы с противодействием движению головки плода.

  8. Роды в нетипичном предлежании плода: поперечном, косом, тазовом.

  9. Роды путем кесарева сечения.

10. Применение акушерских щипцов и вакуум-экстракции.

11. Роды крупного плода (3600 г и более).

12. Стремительные роды (часто – после соответствующей стимуляции).

13. Подавление потужной деятельности.

14. Узкий малый таз у роженицы (узкие родовые пути).

Точной статистики травматизации шейного отдела позвоночника при родах сегодня в Украине не существует, но по собственному многолетнему опыту диагностирования детей дошкольного и младшего школьного возраста, могу предположить, что число таких детей находится в диапазоне 60-85%! Таким образом, комплекс проблем в шейном отделе позвоночника у детей раннего и дошкольного (а в дальнейшем и школьного) возраста выдвигается в число актуальнейших медико-педагогических проблем современности.

Значимость рассматриваемой проблемы возрастает еще и потому, что шейный отдел позвоночника играет в жизни человека огромное значение:

а) позвоночные артерии, располагающиеся в поперечных отростках шейных позвонков, кровоснабжают не только шейный и верхнегрудной отделы спинного мозга, но и обеспечивают черепно-мозговое кровообращение;

б) на уровне четвертого шейного сегмента (С 4) располагается спинальный дыхательный центр, управляющий функцией дыхания;

Читайте также:  Может ли опухоль позвоночника показать

в) из шейного утолщения спинного мозга иннервируются плечевой пояс и руки ребенка;

г) через шейный отдел позвоночника проходят центральные двигательные нейроны, идущие к нижним конечностям;

д) верхнегрудные сегменты Д1 и Д2 входят в состав шейного утолщения спинного мозга и именно на этом уровне производится иннервация сердечной деятельности;

е) отметим также, что щитовидная железа иннервируется из седьмого шейного сегмента!

К сожалению, в существующих государственных тестовых программах по физическому развитию и двигательной подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста, шейному отделу позвоночника почему-то не уделяется должного внимания – шейные тесты просто отсутствуют!

Таким образом, обозначенную выше проблему имеет смысл укрупнить и назватьшейным (цервикальным) типом угнетения нервной системы (от лат. Cerviсalis- шейный). Соответственно, дети с наличием таких проблем будут называтьсяцервикаликами.В качестве игрового образа можно избрать символ маленькой лошадки (пони), изображенный в кружочке, но не на красном фоне, как у детей-церебраликов, а на красно-синем. Нижняя половинка кружка должна быть красной, а верхняя − синей. Это важно, поскольку цвет в данном случае несет смысловую нагрузку: синий – это значит мышечный тонус вялый, а красный – напряженный. Получается смешанный тип, но об этом в следующей статье о двигательных нарушениях. А пока необходимо заострить внимание руководителей дошкольных учреждений, что данная проблема практически не рассматривается в детском саду и тем более не преодолевается. А ведь здесь есть над чем подумать и поработать многим специалистам: невропатологам, ортопедам, мануальным терапевтам, массажистам, физиотерапевтам, медсестрам, инструкторам по физической культуре, методистам ЛФК, плаврукам, воспитателям и родителям. Меня очень удивляет тот факт, что во многих регионах Украины местные органы власти по тем или иным причинам ликвидируют ставки инструкторов по физической культуре в дошкольных учреждениях. И это при существующем положении дел, когда именно эти специалисты с утра и до вечера должны охватывать детей физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение многих месяцев и лет! Это воспитателю не под силу – такую работу по коррекции должен возглавить отдельный специалист-физкультурник. Очень хочется, чтобы этой проблемой прониклись как в министерстве образования и науки в Киеве, так и руководители городских и районных отделов образования. Разве кто-нибудь усомнится в справедливости лозунга: «Здоровый, успешный ребенок – здоровая, успешная нация!» Нация, у которой может быть будущее.

КАК ЖЕ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ В ШЕЙНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА?

Родители, педагоги и медики должны знать самые типичные проявления последствий травмирования шейного отдела позвоночника ребенка при родах или вследствие падения, удара в раннем детстве. К их числу относятся:

  1. Дискомфорт или боль в шее – может проявляться как в ученической позе сидения, так и сразу после сна, а также при резких движениях головой.

  2. Тугоподвижность, заблокированность шейно-воротниковой зоны – когда за счет защитного напряжения шейно-затылочных мышц снижается естественная подвижность шейных позвонков.

  3. Наоборот, нестабильность, слабость шеи, ее неустойчивость.

  4. Кривошея различной формы и степени выраженности – когда голова ребенка в разных исходных положениях тела часто наклоняется в одну из сторон (т.е. уши находятся на разной высоте).

  5. Беспокойный дневной и ночной сон – видимо, связан с болевыми ощущениями в шее при неудобном положении головы на подушке.

  6. Периодические или постоянные головные боли – чаще возникают в возрасте 8-14 лет.

  7. Повышенная утомляемость, сонливость, вялость в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности.

  8. Мнительность, тревожность, раздражительность, пугливость.

  9. Ишемия черепно-мозговых и спинальных структур – когда из-за пережатия сдвинутым позвонком позвоночной артерии возникает недостаточность кровоснабжения нервных клеток.

  10. Иногда возникают даже головокружение, пошатывание при ходьбе, тошнота, боль в глазах и светобоязнь.

11. Часто прогрессируют нарушения зрения и слуха.

12. На лице ребенка заметны явные асимметрии в размерах и расположении парных органов: ушей, бровей, глаз, щек, губ и т.д.

13. Возможны проблемы в сердечной деятельности и функции дыхания.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ ШЕИ

Прежде всего, необходимо включить в стандартную систему тестирования осмотр шеи и выполнение тестов для шеи. Осмотр необходимо делать в положении ребенка стоя или сидя с легким наклоном головы вперед. Сначала шея ребенка осматривается сзади на предмет наличия шейного рельефа. Особо должны настораживать мышечные «канатики», которые тянутся от затылка к надлопаточной области.

Читайте также:  Протрузия позвоночника лечить народными средствами

В норме шея имеет гладкий вид – в ней отсутствует напряжение и заметный мышечный рельеф. Если же при осмотре сзади на шее наблюдается симптом «канатиков», следует насторожиться – имеет место защитное напряжение шейно-затылочных мышц, что почти всегда говорит о перенесенных родовых перегрузках в шейном отделе позвоночника (фото 1).

Причем, чем сильнее это напряжение и отчетливее шейные канатики – тем сильнее были родовые перегрузки шейного отдела позвоночника. В этом случае между затылочными мышцами образуется углубление, своеобразная ложбинка. Я назвал этот признак симптомом «ложбинки» − к таким детям нужно относиться особенно внимательно, брать их на учет и строго следовать противопоказаниям, которые будут представлены в одной из следующих статей. Эта ложбинка бывает настолько выраженная, что диагност может погрузить в нее одну треть своего мизинца, т.е. ногтевую фалангу (фото 2).

Часто у детей-цервикаликов левый и правый шейные канатики выражены по-разному, что говорит о формирующейся кривошее, когда ребенок постоянно наклоняет голову в одну сторону (фото 3). Причин развития кривошеи может быть множество, но сейчас имеет смысл обозначить одну из самых распространенных – недоразвитие, напряжение или спазм грудино-ключично-сосцевидной мышцы с одной из сторон

Эта красивая шейная мышца находится сбоку-спереди и особенно хорошо видна при повороте головы в противоположную сторону (фото 4). Имеет смысл протестировать обе эти мышцы (левую и правую).

Для этого я предлагаю условный тест«Струна», когда диагност слегка постукивает (как бы играет на струне) кончиками своих пальцев по грудино-ключично-сосцевидной мышце при крайнем повороте головы ребенка в сторону. Уже даже на ощупь чувствуется, какая из мышц напряжена больше (фото 5). Чаще всего голова наклонена именно в эту сторону. На задней поверхности шеи все происходит с точностью наоборот. Рассмотрим пример. Допустим, левая грудино-ключично-сосцевидная мышца напряжена больше.

При этом голова наклоняется влево. Но на шее сзади, из-за возникшего натяжения, более твердой будет ощущаться именно правая шейно-затылочная мышца. Это можно довольно просто определить методом пальпации, т.е. прощупывания, подушечками двух пальцев шеи сзади (фото 6). При этом важно, чтобы ребенок сказал, где у него ощущается дискомфорт или боль и в какой степени. В тех местах, которые испытуемый назвал самыми неблагополучными, можно черным маркером поставить прямо на коже аккуратные точки

А еще можно провести игровой тест «Башня танка», когда ребенку в положении сидя или стоя предлагается повернуть голову максимально сначала вправо, а затем влево, изображая движущуюся башню танка. Голову при этом следует держать вертикально и не наклонять (фото 7). Поворот выполнить в каждую сторону по 3-4 раза. Диагносту нужно зрительно заметить степень поворота головы. Первое, что здесь может вызвать тревогу – это разный угол самостоятельного поворота головы в сторону.

Например, поворот вправо был легким и удобным для ребенка и его угол составил 80º. Движение же головы влево давалось испытуемому с большим трудом и вызывало дискомфорт. При этом угол поворота составил всего 70º, тогда как в норме он должен находиться диапазоне 80-85º.

Если испытуемый ребенок еще мал и не может самостоятельно повернуть голову максимально в сторону, это движение может выполнить взрослый, осторожно поворачивая голову малыша своими руками и внимательно следя за реакциями ребенка (фото 8). Здесь надо быть предельно осторожным, чтобы не усугубить уже имеющиеся в шее проблемы. Ограничивать естественный поворот головы в стороны может как мышечное напряжение в шее, так и стопорящее действие сдвинутого при родах позвонка – такое его смещение называется травматической дислокацией.Более подробно диагностика шейного отдела позвоночника описана в авторском учебном пособии «Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии» (2004).

Ефименко Николай Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент,независимый эксперт по физическому воспитанию и оздоровлению детей и взрослых руководитель авторского педагогического Центра (АПЦ)

Источник