Позвоночник человека конспект урока

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знания. На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека. На доске вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже. Формулирование темы урока Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами. -Все готовы к уроку? -Все помнят, как меня зовут? -У всех хорошее настроение? -Все пришли в школу с портфелем? -Сейчас я попробую вас в этом разубедить. Слайд 1 -Как назвать одним словом все предметы? -Тогда как назвать одним слово эти предметы? Слайд 2 -Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста с названиями.(Прил.1) Слайд 3 -Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля? -Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем. -Все знают, где у человека находится позвоночник? -Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться. -Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего. Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя. -Как вам кажется, на что похож позвоночник человека? Слайд 4 -Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует? -Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель) -Продемонстрируйте получившиеся модели. -Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди. Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд) -Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда. -Как вы думаете, какие могут быть причины искривления? -Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления? Слайд 6 -Но причина искривления может быть и другая. Слайд 7 -Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине? -Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций. -Перед вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны. Анализируем результаты. Констатируем факт, что мнения разделились. Значит, не хватает точных знаний о позвоночнике. Сформулируйте тему занятия. Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить) Открытие новых знаний Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению. -Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё раз и, если потребуется, измените знак. Высказывания детей и выводы. Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили. Рефлексия Оцените сегодняшний урок. (Прил.4) Творческое домашнее задание. Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника. | Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы. Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно. -Портфели. -Портфели. Дети читают выданные тексты. -Ранец носят на лямках за спиной. Дети отвечают условным знаком. Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются. Дети «нащупывают» позвоночник. -Ребята называют ассоциации. -Позвоночник состоит из частей. Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток) Дети поднимают вверх свои изделия. Дети встают и выполняют задание. -Ношение тяжестей в одной руке. -Носить учебники в ранцах. Следить за правильностью посадки. Ребята читают и анализируют тексты. Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме. Учащиеся анализируют тексты. Ребята высказываются, опираясь на схему. | Интеллектуальные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Организационные умения |
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
Источник
Ширина блока
px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Актуализация знания.
На прошлом занятии мы пытались ответить
на вопрос урока «Как человек двигается?» и
предметом нашего разговора стала опорно-
двигательная система человека.
На доске вертикально записано слово
скелет. Учитель предлагает учащимся на
каждую букву этого слова назвать
ключевые, важные слова по пройденной
Дети называют слова, учитель записывает на
доске напротив соответствующей буквы.
теме.
Сегодня на уроке мы подробнее поговорим
об одной из самых важных частей скелета.
О какой именно вы догадаетесь чуть позже.
Формулирование темы урока
Учитель задаёт детям вопросы, на которые
они должны отвечать определёнными
жестами.
-Все готовы к уроку?
-Все помнят, как меня зовут?
-У всех хорошее настроение?
-Все пришли в школу с портфелем?
-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.
Слайд 1
-Как назвать одним словом все предметы?
-Тогда как назвать одним слово эти предметы?
Слайд 2
-Вам не кажется, что предметы эти разные,
наверное и называться они должны по-
разному. Разберитесь с помощью текста с
названиями.(Прил.1)
Слайд 3
-Назовите вещи правильно. В чём главное
отличие ранца от портфеля?
-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы
сейчас и побеседуем.
-Все знают, где у человека находится
позвоночник?
-Это очень хорошо, что вы всё знаете.
Предлагаю отдохнуть и потянуться.
-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так,
чтобы была возможность дотянуться руками до
впередистоящего. Найдите позвоночник у
Предположительно, на все вопросы дети
отвечают положительно.
-Портфели.
-Портфели.
Дети читают выданные тексты.
-Ранец носят на лямках за спиной.
Дети отвечают условным знаком.
Ребята встают из-за парт и потягиваются,
расслабляются.
соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте
позвоночник у себя.
-Как вам кажется, на что похож позвоночник
человека?
Слайд 4
-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство
строения позвоночника она лучше всего
иллюстрирует?
-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника
в своих моделях, которые я предлагаю вам
прямо сейчас изготовить.( Учитель
демонстрирует свою модель)
-Продемонстрируйте получившиеся модели.
-Именно вот так выглядит здоровый
позвоночник, если смотреть на него спереди.
Но так как позвоночник состоит из частей, он
может принять другое положение .Слайд5
(учитель показывает на модели искривления
вправо, влево, вперёд)
-Покажите, как выглядит человек, если с его
позвоночником случилась такая беда.
-Как вы думаете, какие могут быть причины
искривления?
-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же
вам избежать искривления?
Слайд 6
-Но причина искривления может быть и другая.
Слайд 7
-Неправильная посадка за партой. Как избежать
искривления по этой причине?
-Мы изготовили простейшую модель
Дети «нащупывают» позвоночник.
-Ребята называют ассоциации.
-Позвоночник состоит из частей.
Дети изготавливают модели. (из пластилина и
зубочисток)
Дети поднимают вверх свои изделия.
Дети встают и выполняют задание.
-Ношение тяжестей в одной руке.
-Носить учебники в ранцах.
Следить за правильностью посадки.
позвоночника. На самом деле его структура
гораздо сложнее и он выполняет много
жизненно важных функций.
-Перед вами список утверждений(Прил.2)
Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+»
если согласны и «- » ,если не согласны.
Анализируем результаты. Констатируем факт,
что мнения разделились. Значит, не хватает
точных знаний о позвоночнике.
Сформулируйте тему занятия.
Составьте план(вопросы,на которые нам нужно
будет ответить)
Открытие новых знаний
Дети делятся на группы. Каждая группа читает
текст( Прил.3 )и готовиться к публичному
выступлению.
-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-»,
проанализируйте их ещё раз и, если
потребуется, измените знак.
Высказывания детей и выводы.
Вернитесь к плану и проверьте, на все ли
вопросы мы ответили.
Рефлексия
Оцените сегодняшний урок.
(Прил.4)
Ребята читают и анализируют тексты.
Дети докладывают классу по теме своего текста
в выбранной группе форме.
Учащиеся анализируют тексты.
Ребята высказываются, опираясь на схему.
Оценочные умения.
Интеллектуальные умения
Организационные умения
Интеллектуальные умения
Коммуникативные умения
Интеллектуальные умения
Коммуникативные умения
Оценочные умения.
Интеллектуальные умения
Организационные умения
Организационные умения
Творческое домашнее задание.
Написать историю жизни от лица
искривленного позвоночника.
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника
состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части
поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся
между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину,
нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она
придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя
сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и
мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те
движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные
связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника
состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части
поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся
между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной
мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике
способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное
функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков,
кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в
области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько
таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной
структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать
«информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое
называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в
позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм!
Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления
полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и
работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает
болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ:
«Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг
зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль.
Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́ НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения
деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Источник
Тема урока «Позвоночник – ключ к здоровью».
Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть условия формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель биологии: В этом году дорога познаний привела вас к воротам совсем неизвестной науки. Науки великой. Вы – на пороге Анатомии. Она будет открываться не сразу, шаг за шагом. Вы познаете устройство человека, его макро- и микростроение, физиологию его систем. Когда-то А.П.Чехов сказал: “Анатомия – это так же просто и так же сложно, как жизнь. Если вы готовы постичь эту замечательную мудрость, врата открыты для вас.
Сегодня мы с вами проведем урок, где вы, опираясь на свои знания и свой опыт, продолжите закладывать фундамент своего здоровья.
Эпиграфом к уроку стали слова известного врача-кардиохирурга Николая Михайловича Амосова из его книги «Мысли и сердце»: «Добыть здоровье сможет только сам человек».
Мифология древних греков рассказывает о боге Асклепии. У него было две дочери. Одну из них звали Панацеей, другую – Гигиеей. Первая умела лечить болезни, а Гигиея, по преданию, должна была охранять людей от этих болезней.
Уже много веков назад люди начали понимать, какое значение для здоровья имеют меры, направленные на предупреждение болезни. В конце XIX века в медицине были заложены основы нового направления по охране здоровья человека. В честь древнегреческой богини Гигиеи эту область науки назвали гигиена.
Поэтому в рамках нашего урока мы заострим внимание как раз на данной науке, т.к. каждый из нас знает, что любое заболевание легче предупредить, нежели лечить.
3. Актуализация знаний, умений и навыков Повторение ранее изученного материала.
Учитель физкультуры: Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений.
Насколько вы владеете навыками выполнения физических упражнений мы сейчас и проверим.
Учитель физкультуры: Руки в стороны, на носках руки за голову, на пятках, руки на пояс, на внешней стороне стопы, приставными шагами правым боком, тоже самое левым боком, с захлестыванием голеней, с высоким подниманием бедра, спиной вперед.
Учитель биологии: Объектом нашего изучения является скелет человека, модель которого вы не раз уже видели, и сегодня вам в ходе выполнения небольшой физической разминки предстоит ответить на вопросы. На модели скелета наклеены вопросы, но прежде чем его взять, и обсудит в команде, вы должны назвать ту часть скелета, где этот вопрос расположен.
ØЧем образован скелет черепа?
ØЧто входит в скелет туловища?
ØСколько ребер в скелете человека?
ØЧто лишнее: лопатка, ключица, бедро, плечо, предплечье, кисть…
ØИз каких отделов состоит позвоночник…
ØВ результате чего формируются изгибы позвоночника?
ØНазовите три типа соединения костей?
ØЧто входит в состав скелета пояса нижних конечностей?
ØЧто означают слова: мышцы – антогонисты (противоположного действия); мышцы – синергисы (в одном направлении)?
ØСколько позвонков в позвоночнике человека, перечислите по отделам
Учащиеся выполняют физические упражнения с вопросами
Учитель биологии: И так выполняя комплекс упражнений…
ØКакая система вашего организма в большей степени выполняла работу (опорно – двигательная);
ØЧто составляет основу опорно – двигательной системы (позвоночник)
ØКак вы понимаете фразу «Позвоночник ключ к здоровью» (любые нарушения связанные с позвоночником могут привести к развитию целого комплекса заболевание от нарушения осанка до остеохондроза).
ØТаким образом, в период роста и развития в рамках учебно-воспитательного процесса, дома при чтении книг, письме и т.д. каждый должен обязательно следить за чем? (за осанкой)
4. Изучение нового материала.
Учитель биологии: Т.О. мы подошли с вами к теме нашего урока «Позвоночник – ключ к здоровью», где мы с вами должны будемосознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
Человек! В. Шекспир восславил его так, как мог один лишь он: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличьях и движении – как выразителен и чудесен! В действии – как сходен с Богом! Краса Вселенной! Венец всего живущего!» Сегодня на уроке мы обсудим то, что необходимо делать для того, чтобы оправдать высказывание В. Шекспира: «…в обличьях и движении – как выразителен и чудесен!», т.е. в рамках урока мы попытаемся доказать что двигательная активность, правильная осанка и ЗОЖ, это и есть три составляющих ключа к нашему здоровью.
Сегодня вы поделены на три группы не случайно, так как рассмотреть данный вопрос нам надо с трех позиций и результат своей работы представить в виде кластера:
Учащиеся работают в группах по изучению нового материала.
Задания для групп:
1 группа. «Влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы».
Ответьте на вопросы:
Øкаково влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы?
Øдокажите на примерах важность физических упражнений для здоровья человека.
2 группа. «Хорошая осанка – необходимое условие нормального функционирования организма».
Ответьте на вопросы:
Øчто такое хорошая осанка;
Øкакие могут быть нарушения осанки и каковы их причины;
Øкакой вред причиняет неправильная осанка внутренним органам;
Øкак формировать правильную осанку?
ØПродемонстрируйте упражнения для выработки правильной осанки.
3 группа. «Плоскостопие и его профилактика».
Ответьте на вопросы:
Øкакое значение имеет сводчатость стопы;
Øкак изменяется стопа при плоскостопии;
Øчем вызывается плоскостопие;
Ø что нужно делать, чтобы избежать плоскостопия?
ØПокажите упражнения для коррекции плоскостопия.
Обсуждение результатов работы в группах и демонстрация упражнений.
Учитель физкультуры: Я думаю, что каждому из вас наверняка интересно, имеются ли у вас физиологические отклонения в нарушении скелета туловища, для этого сейчас мы выполним несколько действий и определим правильная ли у вас осанка или уже есть отклонения:
1. Встаньте спинной к стене, так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены, между стеной и поясницей попробуйте просунуть кулак, если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Если кто-то из вас выявил незначительные нарушения осанки, я хотел бы вам дать некоторые рекомендации:
Рекомендации:
1. Важно избегать неудобных поз.
2. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
3. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
4. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
5. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
6. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
7. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
8. Не следует носить груз в одной руке.
9. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.
Учитель биологии: Изучив совместно материал по вопросам нарушения осанки, думаю, что каждый из вас сделает определенные выводы.
Но не маловажным звеном, ведущим к развитию комплекса заболеваний, как мы уже отметили, является – плоскостопие.
Учитель физкультуры: Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной карточкой
Инструктивная карта:
1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
2. Встать на него мокрой ногой.
3. Контуры следа обвести простым карандашом.
4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Рекомендация:
1. При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
5. Закрепление изученного материала:ходьба по залу (релаксирующая музыка) – комплекс упражнений на формирование правильной осанки.
Учитель физкультуры:
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
ØВстать спиной к стене так, чтобы ее касались: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд.
ØСтоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
ØСтоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.
ØСтоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону назад.
ØВ положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.д. Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
Ø“Каток” – катание, вперед назад мяча, скалки или бутылки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
Ø“Разбойник” – поза – сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрывают от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараются подтащить под пятк
Источник