Положение пострадавшего на носилках при травме позвоночника

Положение пострадавшего на носилках при травме позвоночника thumbnail

Человеку важно знать не только, как оказать первую помощь при переломе позвоночника, но и как подготовить пострадавшего к отправке в больницу. Давайте разберем саму суть травмы и специфику перевозки пациента в разных состояниях.

Как устроен позвоночник человека

Позвоночник человека – это одна из основных частей опорно-двигательного аппарата. В нем заключен спинной мозг, сосредоточено большое количество нервных волокон. Кроме того, состояние позвоночного столба во многом влияет на осанку человека, а повреждение одного из сегментов может стать причиной паралича или других серьезных изменений в организме человека.

Строение позвоночника сложное, многосоставное. В него входят:

  • Позвонки. Являются основной составной частью позвоночного столба. Состоят из нескольких частей – желтая и задняя позвоночная связка, тело, отростки. Такое строение позволяет добиться высокого уровня защиты спинного мозга от растяжения или случайных повреждений.
  • Межпозвоночные диски. В нормальном состоянии они отвечают за амортизацию нагрузки и удерживают кости от трения и повреждения в результате ударов друг об друга.
  • Связки. Приспособлены для того, чтобы соединять позвонки между собой.
  • Сухожилия. Главное предназначение такого элемента – это крепление к позвоночнику многочисленных мышц, расположенных поблизости.
  • Фасеточные суставы. Им позвонки обязаны своей подвижностью.

Любая из частей в результате сильных нагрузок может быть повреждена. Если это случилось, важно, чтобы транспортировка пострадавшего с переломом позвоночника была выполнена осторожно и со знанием дела.

Все позвонки в теле человека разделены на несколько отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Травма может быть сконцентрирована в каждом из этих отделов.

Основные причины травмы

В списке основных причин травмирования:

  1. Сильное сдавливание. Происходит в том случае, если человек неловко падает или случайно приземляется на ягодицы или голову. В этом случае возникает большое давление и два типа переломов – компрессионный и оскольчатый. Компрессионный характеризуется существенным уменьшением высоты позвонка. При сокращении длины более чем на 50% часто единственным выходом лечения оказывается хирургическое вмешательство. Осколочный перелом намного опаснее, потому что в таком случае позвонок начинает дробиться на множество осколков – они могут повредить не только спинной мозг, но и мышцы и связки. Именно по причине появления осколков кости необходима иммобилизация пострадавшего с переломом позвоночника.
  2. Сильное растяжение. В этом случае больше страдают связки и нервы, а также межпозвоночные диски. Подобные переломы называют декомпрессионными. В особой зоне риска находятся люди, много работающие с тяжестями, занимающиеся спортом, а также пожилые и дети. Кроме того, провоцировать частое появление переломов может и остеопороз, а также другие болезни, способствующие истончению костной ткани.

Транспортировка при переломе позвоночника

Транспортировка с переломом позвоночника производится исключительно опытными медиками. Если не оказать должное внимание положению тела человека, травма может усугубиться. Рассмотрим основные требования по транспортировке больного.

Базовые транспортные положения пострадавшего

Существует несколько важных требований, определяющих, каким образом осуществляется транспортировка с переломом позвоночника. К ним относятся:

  • Полная иммобилизация человека. Тело должно быть прочно закреплено на носилках или на том, что их заменяет. Лучше всего привязать человека за руки и ноги. Если носилки недоступны, можно связать между собой несколько досок, учитывая, что голова должна оставаться в правильном положении.
  • Транспортировка при подозрении на перелом позвоночника должна проводиться не менее чем тремя специалистами. Опытные медики говорят, что помощь должна оказываться пятью сотрудниками «скорой».
  • Если у вас нет под рукой ничего жестокого для переноски, больной принимает положение на мягких носилках, а его переворачивают на живот.
  • Иммобилизация при переломе позвоночника важна при проблемах с любым отделом позвоночника. Важно не допустить смещения, а также не задеть спинной мозг пострадавшего.

Если у вас есть подозрение, что может пострадать шейный отдел, нужно сконструировать специальный корсет, сохраняющий неподвижность.

Транспортировка при отсутствии сознания

В этом случае важно наклонить голову пострадавшего и убедиться в том, что у него во рту нет рвотных масс. Обратите внимание на то, что человек никак не может сообщить вам о своем состоянии, потому стоит перевозить его с собой осторожностью.

Транспортировка при нарушениях кровообращения

В этом случае стоит зафиксировать повреждение и стараться всеми силами изолировать возникающую на поврежденном месте гематому.

Транспортировка при нарушении дыхания

В этом случае в процессе транспортировки человеку нужно делать искусственное дыхание. Убедитесь в том, что голова слегка наклонена. Не давайте человеку обезболивающие в форме таблеток.

Зачем нужна правильная транспортировка

Когда мы говорим о том, каким образом производится иммобилизация при переломе позвоночника, нужно четко понимать, для чего нужны такие правила. Это позволяет не допустить смещения позвонка или отделившихся от него в результате полученного повреждения осколков.

Если несчастный случай уже произошел, правильно подобранный транспортный механизм позволяет не допустить осложнения ситуации. Это позволяет спасти человека от паралича и тяжелых повреждений нервной системы.

Какие возможны ошибки при иммобилизации

Из-за того, что многие не представляют, как провести иммобилизацию при переломе позвоночника, появляются распространенные ошибки:

  • Неверная фиксация головы и шеи пострадавшего – это усиливает давление на первый шейный позвонок и другие составные части такого отдела.
  • Отсутствие специального поддерживающего валика из одежды под спиной больного – это травмирует грудной отдел.
  • Транспортировка при переломе поясничного отдела позвоночника без скрученной одежды под тазом и грудью человека при перемещении его на животе.
Читайте также:  Ударился и шишка на позвоночнике

Чтобы несчастный случай не закончился серьезными осложнениями, четко следуйте инструкциям, следите за состоянием больного и правильно передайте все детали ситуации приехавшим на место происшествия медикам.

Источник

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.

Признаки повреждения головы

Ранения и повреждения головы – черепно-мозговые травмы (ЧМТ) – встречаются в 40% случаев всех повреждений. ЧМТ приводят к большим осложнениям и смертности среди наиболее активных и трудоспособных групп населения, преимущественно мужчин в возрасте 17-50 лет.

Вам также будет интересно ознакомиться со статьей: “Травмы головы. Виды. Доврачебная помощь”.

Основные причины ЧМТ: травматизм (бытовой, уличный (в том числе и транспортный), спортивный, производственный); стихийные бедствия; боевые действия.

Наибольшую опасность при ушибах головы представляют повреждения мозга. Выделяют следующие повреждения мозга:

– сотрясение;

– ушиб (контузия);

– сдавливание.

Признаки черепно-мозговых травм

Для травмы мозга характерны общемозговые симптомы:

– головокружение;

– головная боль;

– тошнота и рвота.

Наиболее часто встречаются сотрясения головного мозга. Основные симптомы: потеря сознания (от нескольких минут до суток и более) и ретроградная амнезия – пострадавший не может вспомнить событий, которые предшествовали травме.

При ушибе и сдавливании мозга появляются симптомы очагового поражения: нарушения речи, чувствительности, движений конечностей, мимики и т.д.

Первая помощь при повреждении головы

Первая медицинская помощь при различных видах ЧМТ сводится к выполнению следующих основных принципов:

– обеспечение покоя пострадавшему (желательно лёжа);

– голова должна быть зафиксирована (особенно на период транспортировки) при помощи импровизированного валика из одежды, либо фиксацией перевязочным материалом к носилкам;

– обеспечение холода к месту травмы (или ко всей голове) при помощи пакетов со льдом, снегом, холодной водой;

– при наличии ран – произвести обработку по общим принципам;

– если в ране застрял какой-либо предмет – не извлекать его! – необходимо прикрыть края раны чистым, а лучше – стерильным материалом, не накрывая сам предмет; после чего, положив с обеих сторон от предмета прокладки, произвести бинтование вокруг предмета по типу «креста»;

– если из уха вытекает кровь или ликвор – прикрыть чистым материалом и уложить пострадавшего на сторону истечения;

– перемещение пострадавшего, если необходимо, следует осуществлять с предельной осторожностью и обязательно с фиксацией шейного отдела позвоночника;

– при бессознательном состоянии пострадавшего – осуществлять постоянный контроль за проходимостью дыхательных путей и дыханием, очистить полость рта от слизи, рвотных масс, уложить его в фиксированно-стабили­зированное («безопасное») положение – это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотными массами;

– при угрозе жизни – начать выполнение комплекса сердечно-лёгочной реанимации (СЛР);

– если имеются признаки повреждения головного мозга (см. частные признаки ЧМТ), а также рвота – ни в коем случае при оказании помощи не обезболивать!

К ЧМТ также относятся переломы челюстей, возникающие, как правило, в результате прямой травмы.

В этих случаях могут иметь место следующие признаки:

– резкая боль в месте травмы;

– гематома (подкожное кровоизлияние);

– отёк;

– затруднение открывания рта;

– невнятная речь;

– слюнотечение;

при ощупывании места травмы – возникает резкое усиление болезненности и может определяться подвижность костных отломков с характерным похрустывающим звуком – крепитацией;

– нарушение прикуса.

Первая помощь при травме челюстей

– обезболивание;

– наложить фиксирующую повязку по типу «пращевидной» или «уздечки»;

– холод к месту травмы;

– перед транспортировкой пострадавших с повреждением челюстей следует произвести иммобилизацию челюстей:

при переломах нижней челюсти – путем наложения «пращевидной» повязки;

при переломах верхней – введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

пращевидная повязка

фиксация верхней челюсти

При всех видах ЧМТ пострадавшего необходимо срочно госпитализировать, постоянно осуществляя контроль за его состоянием.

фиксированно-стабилизированное («безопасное»)

положение пострадавшего

Транспортировку пострадавших в сознании с ранениями головы, повреждением костей черепа и головного мозга следует осуществлять на носилках в положении лёжа на спине. Транспортировку пострадавших в бессознательном состоянии следует осуществлять в положении на боку.

Повреждение позвоночника

Травма позвоночника считается одной из наиболее тяжелых, почти в половине случаев она сопровождается повреждением спинного мозга.

Признаки травм позвоночника

Травма позвоночника должна предполагаться, пока не доказано обратное. Вот главные симптомы такой травмы:

– сильнейшая боль в спине при малейшем движении;

– потеря функций (например, пострадавший не может двигать ногами);

– потеря или изменение чувствительности (например, покалывание) в теле;

– если пострадавший находится без сознания могут быть следующие симптомы: медленный пульс и низкое давление, общая вялость всех конечностей, выпрямленность конечностей, потеря контроля над кало- и мочевыделением;

– имеются существенные травмы выше уровня ключицы (шейная кость);

Также травмы позвоночника следует предполагать, если пострадавший упал с высоты более трех метров (или с высоты выше двух ростов).

Травмы скелета: виды и характеристикаВам также будет интересно ознакомиться со статьей: “”.

Читайте также:  Лечение шейного отдела позвоночника видео

Первая помощь при травме позвоночника

При оказании помощи пострадавшему с подозрением на повреждение позвоночника следует соблюдать особую осторожность. Категорически запрещается его сажать, ставить на ноги, давать само­стоятельно переворачиваться.

Пострадавшему необходимо создать покой для этого необходимо уложить его на ровную твердую поверхность (доску, щит, дверь и др.), эти же предметы используют для транспортной иммобилизации.

Спасатели осторожно, втроем, действуя одновременно, перекладывают пострадавшего на спину на жёсткие носилки, (на твёрдый щит), голову укладывают на плотный валик, сделанный из одежды, или на резиновый круг и фиксируют широким бинтом к щиту. Перекладывать и перемещать так чтобы удерживать туловище все время на одном уровне, не допуская сгибания поврежденного позвоночника.

Шея должна удерживаться абсолютно неподвижной и лучший способ сделать это – попросить кого-нибудь удерживать голову с обеих сторон. При отсутствии жёсткого щита и в бессознательном состоянии транспортировка пострадавшего осуществляется на носилках в положении лёжа на животе.

При оказании помощи:

– при необходимости проводят искусственное дыхание;

– поддерживать проходимость дыхательных путей;

– следить за уровнем сознания и дыханием;

– при необходимости остановить наружное кровотечение;

– поддерживать нормальную температуру тела пострадавшего (накрыть одеялом);

– если на пострадавшем надет защитный шлем, снимать его только в том случае, если пострадавший не дышит.

При повреждении шейного отдела позвоночника пострадавшего перевозят в положении лежа на спине, придерживая или зафиксировав голову на одном уровне с туловищем. Зафиксировать голову можно, уложив ее на импровизированное кольцо, свернутое из одежды или другого подручного материала.

При открытых травмах позвоночника на рану накладывают стерильную повязку. При кровотечении рану тампонируют и затем накладывают давящую повязку.

Повреждения грудных и поясничных позвонков наблюдаются при падениях на спину, с высоты, автомобильных авариях, реже – при прямом ударе. Характерны боль и деформация в области сломанного позвонка, определяемая при ощупывании позвоночника

Первая помощь.

Для того, чтобы переложить пострадавшего, потребуется не менее трех человек: первый должен находиться на уровне головы и шеи, второй -туловища, третий – ног. Подложив руки, повернуть постра­давшего на спину по команде “повернули”, после укладывания на спину связать руки на груди за запястья, а ноги – в области коленных суставов и лодыжек. У головы пострадавшего установить носилки, на которые на уровне поясницы положить валик из полотенца или одежды. Приподнять пострадавшего по команде “подняли”, обратив внимание на то, чтобы не было прогиба в области спины. Еще одному человеку передвинуть но­силки под пострадавшего, которого опустить на них по команде “поло­жили”.

Переломы костей таза наблюдаются при травмировании тазового кольца. Множественные переломы костей таза являются тяжелыми травмами, с массивной внутренней кровопотерей. – Часто с повреждениями уретры и мочевого пузыря, развитием травматического шока. Пострадавший жалуется на боль в области крестца и промежности. Надавливание на лонное сочленение и подвздошные кости болезненно. Пострадавший не может поднять прямую ногу и, сгибая ее в коленном суставе, волочит стопу. При тяжелом шоке, бессознательном состоянии определить пере­лом костей таза можно по наличию дефекта в области лона, смещения кверху какой-либо половины таза. деформаций костей таза, укорочения бедра.

Первая помощь. Пострадавшего уложить на носилки на спину с вали­ком под коленями. Колени развести в стороны (положение “лягушки”). Дать любое обезболивающее средство.

Если есть подозрение на травму позвоночника, не двигайте, не перекладывайте и не поворачивайте пострадавшего, если место происшествия безопасно и помощь рядом. Категорически запрещается сажать и ставить на ноги пострадавшего с подозрением на перелом позвоночника.

литература:

  • Учебное пособие «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» В.В. Шаховец, А.В. Виноградов;
  • Е.Г. Мачулин «Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами»;
  • Подготовка спасателей пожарных Медицинская подготовка; Е-г Калан 2012 Дутов В.И. и др.

Источник

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Признаками тяжелых повреждений шейного отдела позвоночника являются:

  • невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении;
  • искривление шеи;
  • полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга;
  • кровотечение;
  • свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рисунке (рис. 15). Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14 – 16см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.

 Транспортная иммобилизация шиной Башмакова Рис. 15. Транспортная иммобилизация шиной Башмакова: а – моделирование шины; б – обертывание шин ватой и бинтами; в – прибинтовывание шины к туловищу и голове пострадавшего; г – общий вид наложенной шины Картонный воротник типа Шанса Рис. 16. Картонный воротник типа Шанса: а – выкройка из картона; б – выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в – общий вид иммобилизации воротником

Читайте также:  Обезболивающее для собак позвоночник

Иммобилизация картонно – марлевым воротником (типа Шанца) (рис. 16).

Воротник может быть заготовлен заранее. Он успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника.

Из картона делают фигурную заготовку размерами 430х140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки.

Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Иммобилизация ватно-марлевым воротником (рис. 17).

Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14 – 16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях шейного отдела позвоночника:

  1. Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.
  2. Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.
  3. Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.
  4. Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.

Транспортировка пострадавших с повреждениями шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.

Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника. Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения.

Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником Рис. 17. Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником

Признаки повреждения позвоночника:

  • боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях;
  • онемение участков кожи на туловище или конечностях;
  • больной не может самостоятельно двигать руками или ногами.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные или лестничные шины и др.).

Иммобилизация с помощью лестничных и фанерных шин. Четыре лестничные шины длиной 120 см, обернутые ватой и бинтами, укладывают на носилки в продольном направлении. Под них в поперечном направлении укладывают три – четыре шины длиной 80 см. Шины связывают между собой бинтами, которые с помощью кровоостанавливающего зажима продергивают между просветами проволоки. Аналогичным порядком могут быть уложены фанерные шины. Сформированный таким образом щит из шин сверху укрывают сложенным в несколько раз одеялом или ватно-марлевыми подстилками. Затем на носилки осторожно перекладывают больного.

Иммобилизация подручными средствами. Деревянные рейки, узкие доски и др. укладывают как показано на рисунке (рис. 18) и прочно связывают между собой. Затем накрывают их подстилкой достаточной толщины, перекладывают пострадавшего и фиксируют его. При наличии широкой доски допустимо уложить и привязать пострадавшего на ней (рис.19).

Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью узких досок Рис. 18. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью узких досок: а – вид спереди; б – вид сзади

Для транспортировки и переноски раненого можно приспособить снятую с петель дверь. Вместо досок можно использовать лыжи, лыжные палки, жерди, уложив их на носилки. Однако следует очень тщательно обезопасить от давления те участки тела с которыми эти предметы будут соприкасаться, чтобы предупредить образование пролежней.

При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание (рис. 20). Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.

В крайних случаях, при отсутствии стандартных шин и подручных средств, пострадавший с повреждением позвоночника укладывается на носилки в положении на животе (рис. 21).

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника:

  1. Отсутствие какой-либо иммобилизации – это наиболее частая и грубая ошибка.
  2. Отсутствие фиксации пострадавшего на носилках со щитом или шине из подручных средств.
  3. Отсутствие валика под поясничным отделом позвоночника.

Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью широкой доски Рис. 19. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника с помощью широкой доски Положение пострадавшего на щите при повреждении позвоночника Рис. 20. Положение пострадавшего на щите при повреждении позвоночника  Положение пострадавшего с повреждением позвоночника при транспортировке на носилках без щита Рис. 21. Положение пострадавшего с повреждением позвоночника при транспортировке на носилках без щита

Эвакуация больного должна осуществляться санитарным транспортом. При транспортировке обычным транспортом, под носилки необходимо подстелить солому и т. д., чтобы свести до минимума возможность дополнительной травматизации. Повреждения позвоночника часто сопровождаются задержкой мочеиспускания, поэтому во время длительной транспортировки необходимо своевременно опорожнять мочевой пузырь больного.

Читать полный конспект Первая медицинская помощь при переломах костей конечностей

Источник