Появление у предков s образного позвоночника
1. У какого вида появилась способность к изготовлению орудий труда впервые в антропогенезе?
а) у дриопитеков;
б) у австралопитеков;
в) у гиббонов;
г) у питекантропов.+
2. О чем свидетельствует сходство человека и млекопитающих?
а) об их родстве и общем плане строения;+
б) об одинаковом количестве хромосом;
в) об одинаковых условиях существования;
г) об их происхождении от разных предков.
3. Родство человека с какими видами будет подтверждать факт наличия у двухмесячного плода человека и детенышей высших приматов несколько пар сосков, а у взрослого человека только одной пары:
а) с рыбами;
б) с земноводными;
в) с пресмыкающимися;
г) с млекопитающими.+
4. Чему помогло увеличение размеров мозгового отдела черепа человека по сравнению с лицевым отделом?
а) развитию мышления;+
б) развитию наземного образа жизни;
в) редукции волосяного покрова;
г) использованию животной пищи.
5. Что присуще и человеку и человекообразной обезьяне?
а) имеют абстрактное мышление;
б) способны к трудовой деятельности;
в) имеют сходные группы крови;+
г) ведут общественный образ жизни.
6. Какие из представленных факторов помогли сформировать расовые различия у людей?
а) социальные;
б) антропогенные;
в) географические;+
г) ограничивающие.
7. С какой целью произошло приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?
а) усиление обмена веществ;
б) приспособление к жизни в морском климате;
в) предохранение от воздействия ультрафиолетовых лучей; +
г) улучшение дыхательной функции кожи.
8. Примером чего будет являться развитие на теле отдельных людей большого числа сосков в молочных железах?
а) ароморфоза;
б) регенерации;
в) атавизма;+
г) идиоадаптации.
9. Отметьте высказывания, касающиеся человека в системе органического мира:
а) представляет собой особый отряд класса млекопитающих;
б) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа;
в) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных;+
г) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.
10. Часть верхней конечности человека, которая резко изменилась в процессе его эволюции:
а) плечо;
б) предплечье;
в) кисть;+
г) лопатка.
11. Что есть у человека и человекообразной обезьяны?
а) 4 группы крови;+
б) сводчатую стопу;
в) объем головного мозга 1200-1450 см3;
г) S-образный позвоночник.
12. Какие центры появились в головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции?
а) речевые;+
б) обоняния и вкуса;
в) слуха и зрения;
г) координации движения.
13. Что будет свидетельствовать о единстве, родстве человеческих рас?
а) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях;
б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения;+
в) их расселение по всему земному шару;
г) их способность преобразовывать окружающую среду.
14. Куда относят человека умелого? К…
а) древнейшим людям;
б) древним людям;
в) обезьянолюдям;
г) новым людям.+
15. Определите последовательность, которая отражает систематическое положение вида Homo sapiens:
а) класс млекопитающие;
б) тип хордовые;
в) вид Homo sapiens;
г) отряд приматы;
д) подкласс плацентарные;
е) семейство гоминид.
Ответ: БАДГЕВ
16. У кого были найдены начальные этапы развития искусства, обнаруженные в антропогенезе?
а) у синантропов;
б) у кроманьонцев;+
в) у австралопитеков;
г) у питекантропов.
17. Что доказывает наличие у человека выроста слепой кишки — аппендикса?
а) усложнение строения человека по сравнению с животными;
б) его участие в углеводном обмене;
в) его участие в обмене белков;
г) родство человека и млекопитающих животных.+
18. В чем отличие черепа человека от черепа других млекопитающих?
а) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти;
б) наличием швов между костями мозгового черепа;
в) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым;+
г) строением костной ткани.
19. Что будет свидетельством родства человека и человекообразных обезьян?
а) способность к прямохождению;
б) сходство заболеваний;+
в) наличие у них S-образного позвоночника;
г) способность к абстрактному мышлению.
20. Что произошло с человеком в связи с прямохождением?
а) сформировался свод стопы;+
б) когти превратились в ногти;
в) срослись фаланги пальцев;
г) большой палец противопоставлен остальным.
21. О чем свидетельствует, что все расы человека объединены в один вид?
а) о едином уровне физического развития;
б) о генетическом единстве;+
в) о едином социальном уровне;
г) о способности к наземному образу жизни.
22. Признак, проявляющийся у человека как атавизм:
а) удлиненный хвостовой отдел;+
б) расчлененность тела на отделы;
в) дифференциация зубной системы;
г) пятипалый тип конечности.
23. По какому признаку человека относят к классу млекопитающих? Потому что…
а) внутреннее оплодотворение;
б) легочное дыхание;
в) четырехкамерное сердце;
г) есть диафрагма, потовые и млечные железы.+
24. О чем говорит наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития?
а) о возникших мутациях;
б) о проявлении атавизма;
в) о нарушении развития плода в организме;
г) о происхождении человека от животных.+
25. Чем помогло прямохождение предкам человека?
а) освобождению руки;+
б) появлению речи;
в) развитию многокамерного сердца;
г) усилению обмена веществ.
26. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления:
а) к использованию различной пищи;
б) к наземному образу жизни;
в) к жизни в различных природных условиях;+
г) к невосприимчивости к различным заболеваниям.
27. Факторы, к которым относятся все виды деятельности человека:
а) абиотическим;
б) биотическим;
в) антропогенным;+
г) периодическим.
28. Какому человеку присуще прямохождение с опорой на руки?
а) австралопитеку;+
б) питекантропу;
в) синантропу;
г) неандертальцу.
29. Восстановите последовательность стадий эволюции человека и комбинацию, которая получилась, запишите в ответ:
а) австралопитек;
б) древнейшие люди;
в) дриопитек;
г) новые люди;
д) древние люди;
е) человек умелый.
Ответ: ВАБДГЕ
30. Питекантроп относится к … людям
а) древним,
б) древнейшим;+
в) новым.
31. Социальные отношения возникают у…
а) кроманьонцев;
б) неандертальцев;
в) питекантропов.+
32. Признаки, приобретаемые человеком в течение жизни:
а) речь;+
б) дыхание;
в) мышление.
33. Человек умелый к … людям
а) древнейшим;
б) древним;
в) новым;
г) ни к каким+
34. Первые люди, овладевшие членораздельной речью:
а) неандертальцы;
б) кроманьонцы;+
в) питекантропы.
35. Признак, присущий человеку и отличающий его от человекообразных обезьян:
а) труд;+
б) четырехкамерное сердце;
в) 4 группы крови.
36. Социальный фактор эволюции человека:
а) наследственная изменчивость;
б) речь;+
в) борьба за существование.
37. К древнейшим людям относится:
а) австралопитек;
б) неандерталец;
в) питекантроп.+
38. Что давала трудовая деятельность людям?
а) прямохождение;
б) сплочение членов общества;+
в) свод стопы.
39. Выберите суждения, которые являются верными:
а) Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.+
б) Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.
в) Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.+
г) Питекантроп относится к древнейшим людям.+
5) У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.
40. Биологический фактор эволюции человека:
а) труд;
б) мышление;
в) изоляция.+
41. Древние люди:
а) кроманьонцы;
б) неандертальцы; +
в) питекантропы.
42. В чем заключается одно из отличий человека от человекообразных обезьян?
а) 4 групп крови;
б) ногти;
в) S – образный позвоночник.+
43. Первые современные люди
а) кроманьонцы;+
б) питекантропы;
в) неандертальцы.
44. Предок человека, у которого объем мозга был 1600 куб.см. и на нижней челюсти явно проявлялся подбородочный выступ:
а) кроманьонец;+
б) неандерталец;
в) питекантроп.
45. Значение узкого выступающего носа коренных европейцев:
а) для согревания вдыхаемого воздуха; +
б) для красоты;
в) для охлаждения вдыхаемого воздуха.
46. Выберите суждения, которые являются верными:
а) Неандертальцы жили в эпоху великого оледенения.+
б) Австралопитеки были переходным звеном от животных к человеку.
в) Социальные отношения возникли уже у питекантропов.+
г) Неандертальцы – это древние люди..+
д) Речь появилась раньше, чем общество
47.Чему способствовал общественный образ жизни у предков человека?
а) прямохождению;
б) появлению речи; +
в) освобождению рук.
48. К виду Homo sapiens относят:
а) австралопитеков;
б) питекантропов;
в) синантропов;
г) никого из перечисленных групп.+
Источник
10–11.2. Действием только биологических факторов нельзя объяснить появление у человека:
а) S-образного изгиба позвоночника;
б) мышления;
в) извилин головного мозга;
г) прямохождения.
10–11.3. Почему людей всех рас относят к одному виду? Это потому, что:
а) клетки содержат одинаковое число хромосом;
б) они сходны по строению, жизнедеятельности, числу и составу хромосом, вступают в брак и имеют полноценных детей;
в) прямоходящие, обладают речью и мышлением;
г) они имеют одного предка – австралопитека.
10–11.4. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:
а) зрачок;
б) сетчатка;
в) хрусталик;
г) роговица.
10–11.5. Укажите правильную хронологическую последовательность предков современного человека:
а) питекантроп, австралопитек, неандерталец, кроманьонец;
б) австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный;
в) синантроп, питекантроп, кроманьонец, человек разумный;
г) питекантроп, гейдельбергский человек, синантроп, неандерталец.
10–11.6. Каковы доказательства происхождения человека от животных?
а) одинаковая структура клеток животных и человека, палеонтологические исследования;
б) кровь животных и человека практически идентичны, внутренние органы имеют полное сходство в своем функционировании;
в) сходство строения и жизнедеятельности человека и млекопитающих животных и их зародышей, наличие у человека рудиментов и атавизмов, палеонтологические находки древних людей;
г) сходная структура ДНК человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.
10–11.7. Под воздействием в основном биологических факторов эволюции у людей сформировались:
а) развитое мышление;
б) расовые различие;
в) общественный образ жизни;
г) речь.
10–11.8. Все расы входят в один вид – человек разумный, что свидетельствует о(об):
а) одинаковом уровне физического развития людей разных рас;
б) генетическом единстве рас;
в) одинаковом психическом развитии людей разных рас;
г) существенных генетических различиях между расами.
10–11.9. Появление у предков человека S-образного позвоночника произошло под влиянием:
а) абиотических факторов;
б) социальных факторов эволюции;
в) биологических факторов эволюции;
г) антропогенных факторов.
10–11.10. Под воздействием только социальных факторов эволюции у людей сформировались:
а) речь;
б) трудовая деятельность и общество;
в) эмоции;
г) мышление.
10–11.11. Наш непосредственный предок это:
а) рамопитек;
б) синантроп;
в) кроманьонец;
г) неандерталец.
10–11.12. Женский пол у человека является:
а) гетерогаметным по половым хромосомам;
б) гомогаметным по Х-хромосоме;
в) гомогаметным по “У-хромосоме;
г) все ответы неверны.
10–11.13. Численность населения Земли составляет на начало XXI века (в млрд чел.):
а) около 12;
б) более 6;
в) более 9;
г) почти 4;
д) 8; е) 10.
10–11.14. Появление человека на Земле относится к геохронологическому периоду:
а) пермскому;
б) кембрийскому;
в) неогеновому;
г) четвертичному.
10–11.15. Упругие волны, не воспринимаемые человеческим ухом, это:
а) инфразвук;
б) ультразвук;
в) оба верны;
г) оба неверны.
10–11.16. Наше время в истории (геохронологии) Земли называется:
а) юрский период мезозойской эры;
б) неогеновый период кайнозойской эры;
в) четвертичный период кайнозойской эры;
г) палеоген.
10–11.17. Расположите в библейском порядке (из книги Моисея “Бытие”) творения Бога:
а) флора и фауна;
б) человек;
в) небо и земля;
г) твари земные.
10–11.18. Какой человек стал именоваться Человеком разумным (Homo sapiens)?
а) неандерталец;
б) рамопитек;
в) кроманьонец;
г) синантроп.
10–11.19. Перечислите 6 основных химических элементов (так называемых органогенов или биогенов), входящих в состав всякого живого организма.
10–11.20. Какие из признаков человека не наследуются?
а) дыхание;
б) питание;
в) самозащита;
г) речь;
д) цвет глаз.
10–11.21. Мужской пол у человека является:
а) гетерогаметным по половым хромосомам;
б) гомогаметным по Х-хромосоме;
в) гомогаметным по У-хромосоме;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
10–11.22. Обезьяноподобный предок современного человека, живший в Восточной Африке 4–3 млн. лет тому назад – это:
а) дриопитек;
б) афарский австралопитек;
в) рамапитек;
г) синантроп;
д) яванский человек;
е) неандерталец.
10–11.23. Согласно современным представлениям человек разумный появился в период:
а) архей;
б) кайнозой;
в) криптозой;
г) мезозой;
д) докембрий;
е) голоцен;
ж) палеоген.
10–11.24. Установите правильную последовательность эволюции наших предков:
а) прямостоящий – умелый – разумный;
б) разумный – прямостоящий – умелый;
в) умелый – прямостоящий – разумный;
г) прямостоящий – умелый – разумный.
10–11.25. К какому виду человека современная наука относит неандертальца:
а) умелый;
б) разумный;
в) прямостоящий;
г) яванский;
д) синантроп.
10–11.26. Человечество выживет лишь в том случае, если:
а) сохранится озоновый слой;
б) будет поддерживаться биологическое разнообразие;
в) не наступит ни похолодания, ни потепления климата;
г) повышающееся антропогенное воздействие на биосферу не превзойдет некоторого предельного порогового уровня;
д) если удастся победить инфекционные и онкологические заболевания.
Тесты к главе 12
Концепции постнеклассического естествознания и теории самоорганизации
12.1. Жесткий детерминизм (линейная причинно-следственная связь) лежит в основе:
а) неклассического естествознания;
б) классического естествознания;
в) теории самоорганизации;
г) теории катастроф;
д) постнеклассического естествознания.
12.2. Реальные природные процессы лавинообразного роста развиваются, как правило:
а) по экспоненте;
б) в режиме с обострением (неограниченного возрастания за конечное время);
в) в режиме бифуркаций;
г) в режиме странных аттракторов;
д) в режиме динамического хаоса.
12.3. Какие из приведенных ниже характеристик систем наиболее полно и точно соответствуют сущности синергетики:
а) нелинейность, эмерджентность, закрытость, стационарность;
б) нестабильность, открытость, диссипативность, нелинейность;
в) открытость, неравновестность, линейность, катастрофичность;
г) стабильность, стационарность, негэнтропийность, закрытость,
12.4. Создателем концепций синергетики в науке стал:
а) Владимир Вернадский;
б) Никита Моисеев;
в) Герман Хакен;
г) Илья Пригожин;
д) Норберт Винер;
е) Владимир Арнольд.
12.5. Синергетика и теория диссипативных структур относятся к наукам:
а) социально-экономического направления;
б) физического направления;
в) междисциплинарного направления;
г) биологического направления;
д) химического направления.
12.6. Основной чертой (характеристикой) глобального эволюционизма является:
а) разрушение упорядоченности систем и переход к хаосу;
б) направленность развития на структурную упорядоченность;
в) направленность изменений в область странных аттракторов;
г) приобретение системой эмерджентных свойств.
12.7. Кибернетика была создана в основном усилиями:
а) Мандельштама, Витте и Андронова;
б) Винера, Эшби и Шеннона;
в) Кювье, Тома и Арнольда;
г) Пуанкаре, Ляпунова и Гелл-Манна;
д) Колмогорова, Ляпунова, Эшби.
12.8. Наследственная изменчивость, согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, способствует:
а) обострению конкуренции между видами;
б) обострению конкуренции между популяциями;
в) повышению эффективности естественного отбора;
г) колебанию численности популяций.
Источник
Положение человека в системе животного мира
1. Дайте определение понятия.
Антропология – это наука о происхождении человека.
2. Заполните таблицу
Развитие взглядов на происхождение человека
3. Каковы основные доказательства происхождения человека от животных?
Данные сравнительной анатомии и эмбриологии показывают черты сходства в строении тела и развитии человека и животных.
Черты, присущие Хордовым:
У человека на ранних стадиях развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. Далее хорда заменяется позвоночным столбом, формируется череп, пять отделов головного мозга. Сердце на брюшной стороне тела, есть скелет парных свободных конечностей.
Черты, присущие классу Млекопитающие:
Пять отделов позвоночника, кожа покрыта волосами, есть потовые и сальные железы. Вскармливание детей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность, диафрагма.
Черты, присущие Плацентарным:
Вынашивание плода внутри тела, питание плода через плаценту.
Основные черты отряда Приматы:
Строение конечностей, ногти, глаза в одной плоскости, замена молочных зубов на постоянные.
Сходные черты с человекообразными обезьянами. Наличие атавизмов (черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида) – это хвост, многососковость, обильный волосяной покров и др. и рудиментов (органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида) – это аппендикс, зубы «мудрости» и др.
4. Охарактеризуйте положение человека в системе органического мира.
Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные обезьяны, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), Подвид Homo sapiens sapiens.
5. Составьте таблицу.
Черты сходства и черты отличия человека и человекообразных обезьян.
Основные стадии антропогенеза
1. Дайте определение понятия.
Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих; процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
2. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?
В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч. Дарвином в его труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ученые считают, что от какой-то группы дриопитеков (вымершей группы высших обезьян), начинается эволюционная линия гоминид.
3. Какие палеонтологические находки позволяют выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян?
Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. К ним относятся останки австралопитека архантропов (питекантропа, синантропа), палеоантропа (неандертальца), кроманьонца, их орудия труда и наскальные рисунки. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.
4. Почему нельзя утверждать, что человек произошел от человекообразной обезьяны?
Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми в эволюционном плане очень глубокое. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.
5. Заполните таблицу.
Основные стадии антропогенеза
Движущие силы антропогенеза
1. Дайте определение понятия.
Социальная эволюция – процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.
2. Составьте схему.
Факторы антропогенеза.
3. Какова роль биологических и социальных факторов в антропогенезе?
В антропогенезе важная роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей – будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить. Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
4. Какие современные проблемы человеческого общества вы можете назвать?
Люди все больше пользуются суррогатами и имитациями естественной биологической активности, доходящей до «виртуализации» жизни. Для человеческой популяции характерны явления, невозможные для популяций животных. В популяции человека накапливается генетический груз наследственных заболеваний, предрасположенность к болезням, злокачественные новообразования, инфекции, психические и аллергические расстройства, явления дезадаптации и т.д. у жителей больших городов наблюдаются явления стресса перенаселения. Многие люди поддерживают свое существование и дееспособность только при помощи искусственных приспособлений и лекарств.
Быстрый рост населения создает экономические проблемы и усиливает социальное неравенство людей. Все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их доступностью для большинства людей. У разных людей жизненные шансы очень неравны.
Стимулируется и вырабатывается продукция, которая не только не нужна для жизни человека, но и приносит вред (алкоголь, табак, наркотики).
Все эти факторы в целом в итоге могут привести к кризису современной человеческой цивилизации, деградации и исчезновению Человека разумного как вида.
5. Какие факторы способствовали развитию у человека прямохождения?
Насчет развития у человека прямохождения существует ряд гипотез. Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали прямохождению.
Согласно гипотезе Яна Линдблада, обезьяноподобные предки человека вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных преград вброд. Также, предки человека вынуждены были из-за изменений климата и флоры слезать с деревьев на землю. Чтобы искать пищу в высокой траве, им необходимо было привставать с четверенек на задние конечности.
6. Какие преимущества и какие проблемы, в том числе и со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?
Особи, способные передвигаться на задних конечностях, оказались в более выгодном положении. Расширился кругозор, освободились руки, при помощи которых предки человека получили возможность использовать подручные средства – палки и камни, а впоследствии – изготавливать сами орудия труда.
К недостаткам прямохождения можно отнести потерю скорости, большую нагрузку на ноги, позвоночник. Также, произошло неправильное распределение объема крови между нижней и верхней половинами тела. При этом нижние конечности находятся постоянно в состоянии гипертонии, в то время как верхние – гипотонии.
Вертикальное положение тела человека приводит к нарушению пищеварения и болям в спине, варикозным расширениям вен и другим расстройствам его жизненно важных функций. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды.
7. Можно ли утверждать, что биологическая эволюция современного человека полностью остановилась?
Эволюция – непрерывный процесс, поэтому и для вида Человек разумный она не остановилась. Эволюция перешла на другой уровень. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, физический труд становится менее важным и распространенным. В связи с ослаблением биологических факторов и увеличением социальных человек будет подвергаться изменениям как внешним, так и внутренним, каким именно, – это является вопросом времени, ответ на который ученые ищут уже сегодня.
Происхождение человеческих рас
1. Дайте определения понятий.
Человеческие расы – исторически сложившиеся группировки людей внутри вида Homo sapiens sapiens, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт.
Расизм – антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.
2. Рассмотрите рисунок «Расы человека». Подпишите на нем названия известных вам рас.
Австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная.
3. Какие гипотезы расогенеза вам известны?
Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас. Существует несколько гипотез расогенеза.
Первая – моноцентризм. Ученые признают общность происхождения, социально-психического развития, единый уровень умственного развития. Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
• различия во второстепенных признаках;
• генетическая изоляция отсутствует;
• биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас;
• результаты, полученные при изучении ДНК человека: первым было разделение африканской ветви на негроидную и монголоидно- европеоидную около 40-100 тыс. лет назад.
Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах. Их гипотеза менее обоснована научно.
4. Что является основными факторами расогенеза?
• Естественный отбор;
• Мутации;
• Изоляция;
• Смешение популяций.
По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются:
• характером окружающей среды;
• климата;
• пищевых ресурсов;
• количеством солнечного света.
5. Заполните таблицу.
Человеческие расы
6. Какие аргументы можно привести с позиций критики расистских теорий?
Для людей всех рас характерны видовые признаки:
• сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
• физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
• возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
• все едины по происхождению.
По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Расовые отличия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.
Источник