Появление изгибов в позвоночнике человека в отличие от животных

Появление изгибов в позвоночнике человека в отличие от животных thumbnail

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.

Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений.

Типы соединения костей
Типы соединения костей
Скелет человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени) , короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную костным мозгом.

Скелет составляют кости головы (череп) , туловища, верхних и нижних конечностей.

Типы суставов
Типы суставов
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел – черепная коробка – защищает головной мозг от повреждений. Мозговой отдел образован лобной, затылочной, двумя теменными и двумя височными костями. В состав лицевого отдела черепа входят различные крупные и мелкие кости (например, верхняя и нижняя челюсти, скуловые и носовые кости) . Все они неподвижно соединены между собой, кроме нижнечелюстной кости.

Череп человека
Череп человека
Скелет туловища образуют позвоночник и грудная клетка. Позвоночник включает в себя 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4–5 копчиковых позвонков, в соответствии с которыми и различают пять отделов позвоночника – шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, имеет четыре изгиба. Их появление связано с прямохождением и способствует смягчению толчков при ходьбе, беге, прыжках, предохранению внутренних органов и спинного мозга от сотрясений. Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками. Внутри позвоночника проходит позвоночный канал, окружающий спинной мозг.

Грудные позвонки, ребра и грудная кость (грудина) образуют грудную клетку, которая находится в верхней части туловища. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и лёгкие. У человека 12 пар плоских дугообразно изогнутых рёбер. Рёбра подвижно сочленены с позвонками сзади, а спереди они (кроме двух пар нижних рёбер) при помощи гибких хрящей соединяются с грудной

Источник

Контрольная работа по теме «Антропогенез» 11 класс

Вариант 1.

1. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе эволюции его вида? плечо  2) предплечье 3) кисть  4) лопатка

2. В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян увеличен

мозговой отдел черепа  3) шейный отдел позвоночника

 2) 

лицевой отдел черепа 4) размер костей конечностей

3. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

эмбриологических  3) сравнительно-анатомических

 2) 

палеонтологических  4) биогеографических

4. Наличие S-образного изгиба позвоночника и свода стопы у человека –

результат трудовой деятельности

 2) 

доказательство биогенетического закона

 3) 

приспособленность к прямохождению

 4) 

свидетельство родства человека и млекопитающих животных

5. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

социальным 3) антропогенным

 2) 

биологическим  4) биотическим

6. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование

морфологических признаков 3) трудовой деятельности

 2) 

членораздельной речи  4) мышления, развитого сознания

7. Появление изгибов в позвоночнике человека, в отличие от животных,

делает позвоночник более жестким

 2) 

ослабляет толчки и удары при движении

 3) 

делает позвоночник более массивным

 4) 

делает более болезненными последствия травм при движении

8. У человека в связи с прямохождением

сформировался свод стопы  3) срослись фаланги пальцев

 2) 

когти превратились в ногти 4) большой палец противопоставляется остальным

9. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

движущий  3) массовый

 2) 

стабилизирующий 4) методический

10. Социальная природа человека проявляется в

создании письменности

 2) 

формировании пятипалых конечностей

 3) 

наличии коры больших полушарий

 4) 

образовании условных рефлексов

11. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались

речь и сознание 3) трудовая деятельность и обряды

 2) 

абстрактное мышление и эмоции 4) изгибы позвоночника

12. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди

Читайте также:  Асаны на растяжку позвоночника

неандертальцев 3) австралопитеков

 2) 

кроманьонцев 4) питекантропов

13. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

использованию различной пищи

 2) 

трудовой деятельности

 3) 

жизни в различных природных условиях

 4) 

невосприимчивости к различным заболеваниям

14. К древним людям относят

неандертальца 3) синантропа

 2) 

питекантропа  4) кроманьонца

15. Что служит доказательством видового единства всех рас людей?

воспроизведение себе подобных внутри расы

 2) 

плодовитое потомство от браков людей разных рас

 3) 

адаптация к жизни в различных условиях

 4) 

свободная миграция людей

16. Фенотипические признаки людей монголоидной расы формировались как приспособления к жизни в условиях

таёжной зоны 3) открытых ландшафтов

 2) 

тундровой зоны 4) тропических лесов

17. Установите хронологическую последовательность антропогенеза.

человек умелый В) дриопитек

Б) 

человек прямоходящий Г) человек разумный

18. В связи с прямохождением у человека

освобождаются верхние конечности

 2) 

стопа приобретает сводчатую форму

 3) 

большой палец верхних конечностей противостоит остальным

 4) 

таз расширяется, его кости срастаются

 5) 

мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

 6) 

уменьшается волосяной покров

19. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

вторая сигнальная система

Б) 

проявление мутаций

В) 

борьба за существование

Г) 

передача накопленного опыта

Д) 

традиции и ритуалы

Е) 

изоляция

биологический

2) 

социальный

20. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

преобладание лицевого отдела черепа над мозговым

Б) 

пояс нижних конечностей в виде чаши

В) 

наличие подбородочного выступа

Г) 

сжатая с боков грудная клетка

Д) 

сводчатая стопа

Е) 

развитые надбровные дуги

человек разумный

2) 

шимпанзе обыкновенный

Контрольная работа по теме «Антропогенез» 11 класс

Вариант 2.

1. Наличие у человека аппендикса – одно из доказательств усложнения строения человека по сравнению с животными

 2) 

его участия в углеводном обмене

 3) 

его участия в обмене белков

 4) 

родства человека и млекопитающих животных

2. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры

речевые  3) слуха и зрения

 2) 

обоняния и вкуса 4) координации движения

3. В отличие от человекообразных обезьян у человека

имеется резус фактор 3) имеется четырехкамерное сердце

 2) 

появилась рассудочная деятельность  4) развито абстрактное мышление

4. Укажите признак, подтверждающий общность в организации человека и человекообразных обезьян.

прямохождение  3) мышление

 2) 

способность к трудовой деятельности  4) структура зубной системы

5. Биологическим фактором, обеспечившим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают

прогрессивное развитие мозга 3) появление четырёхкамерного сердца

 2) 

заботу о потомстве 4) усиление лёгочного дыхания

6. Прямохождение у предков человека способствовало

освобождению руки 3) развитию многокамерного сердца

 2) 

появлению речи 4) усилению обмена веществ

7. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти

 2) 

наличием швов между костями мозгового отдела

 3) 

более развитым мозговым отделом

 4) 

строением костной ткани

8. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование

потребности в трудовой деятельности 3) речи

 2) 

развитого сознания 4) сводчатой стопы

9. Какая из движущих сил эволюции человека отсутствовала на ранних этапах его становления?

изменчивость 3) естественный отбор

 2) 

наследственность  4) общественный характер труда

10. Социальные факторы эволюции человека – это

наследственность и изменчивость 3) борьба за существование

 2) 

письменность и искусство 4) способность к самовоспроизведению

11. Биологическую природу человека доказывает

высокоразвитый интеллект 3) членораздельная речь

 2) 

общий план строения с млекопитающими  4) способность к трудовой деятельности

12. К движущим силам антропогенеза относят

сезонные изменения климата Земли  3) высокую плодовитость

 2) 

общественный образ жизни 4) модификационную изменчивость

13. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует

их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

 2) 

одинаковый набор хромосом, сходство их строения

 3) 

их расселение по всему земному шару

 4) 

их способность преобразовывать окружающую среду

14. Какая из ископаемых форм человека принадлежит к современным людям?

кроманьонец 3) австралопитек

 2) 

питекантроп  4) синантроп

15. Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?

предохранение от ультрафиолетовых лучей

 2) 

усиление обмена веществ

 3) 

приспособление к морскому климату

 4) 

улучшение дыхательной функции кожи

16. Человек, в отличие от человекообразных обезьян,

создаёт сложные орудия труда  3) обладает рассудочной деятельностью

 2) 

имеет четырёхкамерное сердце  4) имеет объёмное зрение

Читайте также:  Введение костного цемента в позвоночник

17. Установите последовательность включения орудийной деятельности человека на разных этапах эволюции его предков.

изготовление примитивных механизмов из металла

2) 

создание каменных наконечников для стрел

3) 

использование естественных предметов природы

4) 

изготовление примитивных орудий из камня

18. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?

сводчатая стопа

 2) 

развитие ключиц в плечевом поясе

 3) 

чашеобразная форма таза

 4) 

усложнение коры больших полушарий головного мозга

 5) 

противопоставление большого пальца руки всем остальным

 6) 

речь и мышление

19. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

трудовая деятельность

Б) 

абстрактное мышление

В) 

изоляция

Г) 

мутационная изменчивость

Д) 

популяционные волны

Е) 

вторая сигнальная система

биологический

2) 

социальный

20. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

преобладание лицевого отдела черепа над мозговым

Б) 

пояс нижних конечностей в виде чаши

В) 

наличие подбородочного выступа

Г) 

сжатая с боков грудная клетка

Д) 

сводчатая стопа

Е) 

развитые надбровные дуги

человек разумный

2) 

шимпанзе обыкновенный

Контрольная работа по теме «Антропогенез» 11 класс

Вариант 3.

1. Что подтверждает родство человека и млекопитающих животных? общий план строения и размножение 3) изгибы позвоночника

 2) 

прямохождение и сводчатая стопа  4) строение передней конечности

2. Человек в отличие от других живых существ

обладает возбудимостью  3) мыслит абстрактно

 2) 

размножается 4) обладает раздражимостью

3. Человека сближает с человекообразными обезьянами

абстрактное мышление 3) сходство групп крови

 2) 

способность к трудовой деятельности 4) стадный образ жизни

4. В черепе человека, в отличие от черепа человекообразных обезьян,

мозговой отдел преобладает над лицевым

 2) 

срастаются теменные и лобная кости

 3) 

имеется затылочное отверстие

 4) 

нижняя челюсть подвижно соединяется с остальной частью черепа

5. Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим?

общественный образ жизни 3) устную и письменную речь

 2) 

естественный отбор  4) способность к постройке жилища

6. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека

диафрагмального дыхания 3) свода стопы

 2) 

второй сигнальной системы 4) S-образного изгиба позвоночника

7. Изгибы позвоночника человека связаны с

пpямохождением 3) формированием грудной клетки

 2) 

трудовой деятельностью 4) развитием большого пальца кисти

8. В процессе антропогенеза предков человека прямохождение способствовало формированию

сводчатой стопы 3) мозгового отдела черепа

 2) 

пятипалой конечности 4) плечевого пояса

9. Какая из движущих сил эволюции человека имеет социальную природу?

членораздельная речь 3) естественный отбор

 2) 

изменчивость 4) наследственность

10. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

способности различать запахи 3) членораздельной речи

 2) 

прямохождения  4) особенностей строения позвоночника

11. Палеонтологическими доказательствами антропогенеза служат

признаки сходства человека и позвоночных животных

 2) 

атавизмы и рудименты у современных людей

 3) 

признаки сходства эмбрионов человека и животных

 4) 

ископаемые останки предков человека

12. В формировании каких функциональных способностей человека как биологического вида имели значение социальные факторы?

создание орудий труда  3) улавливание звуков разной частоты

 2) 

восприятие объемности пространства  4) поддержание равновесия тела

13. Доказательством единства человеческих рас является

одинаковый набор хромосом

 2) 

приспособленность к жизни в различных климатических условиях

 3) 

наличие атавизмов

 4) 

наличие рудиментов

14. Древнейшие люди овладели умениями

добывать огонь и строить жилища

 2) 

писать и рисовать, приручать животных

 3) 

членораздельно говорить и жить семьями

 4) 

изготавливать орудия труда, общаться с помощью жестов

15. Какой критерий вида служит главным доказательством родства человеческих рас?

морфологический 3) генетический

 2) 

физиологический  4) географический

16. Для монголоидной расы людей характерны

карие глаза, волнистые волосы 3) тёмная кожа, высокий рост

 2) 

чёрные прямые волосы, выступающие скулы 4) тёмные глаза, толстые губы

17. Установите хронологическую последовательность антропогенеза.

человек умелый

Б) 

человек прямоходящий

В) 

дриопитек

Г) 

человек разумный

18. В связи с прямохождением у человека освобождаются верхние конечности

 2) 

стопа приобретает сводчатую форму

 3) 

большой палец верхних конечностей противостоит остальным

 4) 

таз расширяется, его кости срастаются

 5) 

мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

 6) 

уменьшается волосяной покров

19. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует. 

пространственная изоляция

Б) 

дрейф генов

В) 

речь

Г) 

абстрактное мышление

Д) 

сознательная трудовая деятельность

Е) 

популяционные волны

биологический

2) 

социальный

20. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Читайте также:  Позвоночник мифы и реальность читать

преобладание лицевого отдела черепа над мозговым

Б) 

пояс нижних конечностей в виде чаши

В) 

наличие подбородочного выступа

Г) 

сжатая с боков грудная клетка

Д) 

сводчатая стопа

Е) 

развитые надбровные дуги

человек разумный

2) 

шимпанзе обыкновенный

Источник

Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшими различиями между человеком и животным.

Чарльз Дарвин

Несмотря на общее прошлое человека и обезьяны, люди в своем развитии далеко ушли от мохнатых сородичей. Ученые связывают ключевые отличия человека от обезьяны со способностью к прямохождению, то есть передвижению на двух задних конечностях, ногах.

Плавный переход человеческих пращуров к прямохождению начался от 4 до 7 миллионов лет назад. Из-за этого скелет человека перетерпел значительные видоизменения: изменились размер, расположение костей стопы, размер и форма тазобедренного и коленного суставов, длина и форма ног, а также форма позвоночника.

Прямохождение человека: особенности эволюционного развития

Зачем же приматам потребовалось прилагать столько физиологических усилий для того, чтобы стать прямоходящими? Оказывается, прямохождение человека на 75% более экономично, по сравнению с передвижением шимпанзе как на четырех, так и на двух конечностях. Некоторые гипотезы утверждают, что именно энергосбережение сыграло главную роль в переходе к прямохождению.

Давайте посмотрим, какие изменения, связанные с прямохождением, перетерпела обезьяна, чтобы стать человеком:

  • Стопа. Переход к прямохождению увеличил пятку, необходимую для поддержания равновесия и увеличившейся массы тела. Изменилась и форма стопы. Большой палец на ногах, располагавшийся у ранних приматов так же, как на руках, встал на одну линию с другими пальцами — больше не нужно цепляться им за ветви деревьев. Эти изменения — залог экономии энергии во время передвижения.
  • Тазобедренный сустав. У человека этот сустав крупнее, чем у обезьян, что обеспечивает поддержку большего веса тела. Увеличение таза дало человеку устойчивость при прямохождении и сократило расход энергии на поддержание равновесия. Крестец также увеличился в ширину, а значит, увеличился и родовой канал. Это облегчило роды.
  • Колено. Коленные суставы увеличились. Угол разгибания колена уменьшился. Это позволило уменьшить потерю энергии на вертикальное перемещение центра тяжести при передвижении.
  • Конечности. Верхние (передние) конечности превратились в руки и перестали участвовать в процессе передвижения. Они немного ослабли, зато ловко освоили мелкую моторику. Увеличилась роль ягодичных мышц. Теперь это — одни из самых крупных мышц в организме. У шимпанзе эти мышцы гораздо мельче. Ягодицы препятствуют опрокидыванию корпуса вперед во время бега.
  • Череп. Человеческий череп уравновешен на позвоночнике: большое затылочное отверстие находится в нижней части черепа, что переносит значительную часть веса головы назад. Плоская форма человеческого лица помогает поддерживать голову без дополнительных мышц, наблюдаемых у человекообразных обезьян. А мышцы лба у человека используются исключительно для мимики.
  • Позвоночник. С переходом к прямохождению позвоночник человека получил двойной изгиб: верхний (грудной) отдел выгнут назад, а нижний (поясничный) — вперед. Без поясничного изгиба позвоночник постоянно наклонялся бы вперед, что требовало бы мышечных усилий для поддержания равновесия. Наличие двойного изгиба помещает проекцию центра тяжести тела прямо между ступнями. А это существенно экономит энергию при ходьбе.

Прямохождение человека: особенности эволюционного развития

ФИНТ УШАМИ

85% современных людей не умеют шевелить ушами. Ученые считают, что 15%, которые могут это делать, унаследовали способность от приматов. Наши древние предки шевелили ушными раковинами в целях выживания. После того как они начали жить группами, двигать ушами для определения звука стало уже необязательно.

Помимо скелета существуют и другие яркие отличия человека от его ближайшего сородича — шимпанзе:

  • Объем человеческого мозга — 1300-1400 см3, у обезьян — примерно в 2 раза меньше.
  • Площадь коры мозга у человека в 3,5 раза больше, чем у обезьян.
  • Человек имеет вывернутые губы, слизистая оболочка его губ видна при открывании рта. У наших родственников — нет.
  • У человека есть подбородок.
  • Клыки у человека не выступают из ряда остальных зубов. У обезьян, наоборот, выступают.
  • В середине верхней губы у человека есть ямка.
  • Грудная клетка человека плоская, а не бочковидная, как у обезьян.
  • Туловище у человека короче, а у обезьян длиннее нижних конечностей.
  • Ноги человека длиннее рук, у обезьян — наоборот.
  •  Стопа человека не плоская, а куполообразная, пружинистая, не приспособленная для хватания.
  • Тело человека имеет волосяной покров в отдельных местах. У обезьян шерсть покрывает практически все тело.
  • Человек имеет языковую форму общения.
  • Человек обладает не только конкретным, но и отвлеченным мышлением.
  • Человек способен обобщать. И абстрагировать.
  • Человек обладает сознанием.
  • Основу жизни человека составляет труд в коллективе.
  • Обезьяны не могут изготавливать орудия. А человек может.
  • Человек подчиняется общественным законам.
  • Человек развивает науку и искусство.

Прямохождение человека: особенности эволюционного развития

НА ДВУХ ИЛИ НА ЧЕТЫРЕХ?

Большинство человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и горилла, отчасти способны ходить на двух конечностях, однако во время передвижения они все же время от времени опираются на так называемые ладони. Человек же сумел полностью оторваться от земли и продолжил свой путь на двух ногах.

Тесты. Проверь свои знания!

Источник