Подвижность позвоночника у детей
Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.
Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.
У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.
Возникшие к концу первого года жизни физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости, свойственные позвоночнику взрослого, продолжают развиваться и индивидуально формируются в процессе роста ребенка к 17-22 годам.
Ортостатическое, т.е. вертикальное положение человека определяет статику и осанку. Большое влияние на формирование осанки имеют внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки при спортивных занятиях, перенесенные заболевания, а так же все, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного «каркаса» и позвоночника. В результате формируется правильная или патологическая осанка.
Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.
Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.
Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.
Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.
Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.
При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.
Сколиоз – наиболее часто встречающийся вид деформации у детей. Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонных к прогрессированию деформации со статико– динамическими нарушениями и функциональными изменениями внутренних органов. По этиологическому фактору различают врожденные и приобретенные сколиозы.
Врожденный сколиоз – основой его происхождения являются аномалии развития позвоночника и ребер (добавочные, клиновидные позвонки и полупозвонки, синостозы остистых отростков, добавочные ребра), дисплазия пояснично-кретцового отдела позвоночника, определяющая понятие «диспластический сколиоз».
Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.
Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.
Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач – специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.
По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.
Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.
Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.
Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.
Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.
Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.
Источник
Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а
показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности
проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17%
дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это
чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением
головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного
синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего
диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не
спровоцировали осложнений.
Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.
Причины нарушений осанки у детей
Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.
Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.
Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются
в:
- недостаточной физической активности;
- несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
- недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
- неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
- сутулости и пр.
В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие
наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что
усугубляет ситуацию.
Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).
Также в роли факторов, способствующего возникновению
нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:
- вальгусная деформация стопы;
- переломы позвоночника;
- рахит;
- туберкулез;
- полиомиелит;
- остеомиелит;
- укорочение одной из ног;
- нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают
вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).
Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.
В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью
исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:
- уменьшению подвижности грудной клетки и
диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может
провоцировать развитие одышки и других нарушений; - снижению амортизационной функции межпозвоночных
дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж; - нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования
центральной нервной системы; - корешковому синдрому при ущемлении
деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к
нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых
сдавленным нервом участках тела и т. д.
Виды и симптомы нарушений осанки у детей
Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет
дальнейшую тактику лечения. Это:
- плоская спина – сглаживание всех естественных
позвоночных изгибов; - плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного
прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе; - сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза)
при уменьшении поясничного лордоза; - круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически
полном отсутствии поясничного лордоза; - кругло-вогнутая спина – увеличение всех
естественных изгибов позвоночника; - сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости,
что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.
Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.
Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению
следующих признаков:
- быстрая утомляемость, потеря интереса к
подвижным играм; - жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
- сложности при длительном нахождении в одной
позе; - возникновение хрустов во время движения;
- голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу,
ягодицы уплощаются; - опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный
тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги; - наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота
и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе; - плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова
часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.
Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у
ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или
вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости
назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет
точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.
Лечение нарушений осанки у детей
После установления точной причины возникновения нарушения
осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом
зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении
позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться,
лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям,
которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления
обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго
придерживаться других рекомендаций врача.
Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.
Основными компонентами лечения являются:
- ЛФК;
- лечебный массаж;
- мануальная терапия;
- гидротерапия;
- физиотерапия.
При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического
корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и
препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут
немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не
позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет
подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из
эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях –
жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.
Также важно разработать и придерживаться правильного режима
дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в
соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для
сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной
физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место
школьника в соответствии с его ростом.
ЛФК
Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных
способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является
укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более
крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном
положении.
Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики
разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид
деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся
сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения
определенных упражнений.
Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для
этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители
научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно
приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не
допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.
У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.
Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении
дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых
ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо
обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.
Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от
регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и
родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия
дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре,
тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.
С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.
Лечебный массаж
Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и
растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и
лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных.
Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного
столба.
Мануальная терапия
Мануальная терапия – один из самых эффективных методов
коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую
подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками
удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные
блоки и добиться стойкого улучшения осанки.
Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная
терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от
специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими
дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к
выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной
терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций
позвоночника.
Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:
- улучшения работы всех внутренних органов;
- устранения астеновегетативного синдрома;
- улучшения памяти, внимания;
- повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
- нормализации мышечного тонуса;
- восстановления нормальной подвижности.
Гидротерапия
Гидротерапия подразумевает проведение различных водных
процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а
также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное
действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с
добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика
и пр.
Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.
Физиотерапия
Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:
- электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
- индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
- электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
- УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
- талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
- пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.
Количество и периодичность процедур, а также их сочетание
определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный
комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.
Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может
столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при
первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры
для ее ликвидации. В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней
диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или
вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет
добиться полной коррекции нарушений осанки. В запущенных же случаях все же
может потребоваться хирургическое вмешательство.
Источник