Почему у шимпанзе 2 изгиба позвоночника а у человека 4

Почему у шимпанзе 2 изгиба позвоночника а у человека 4 thumbnail

Анонимный вопрос

10 сентября 2018  · 1,7 K

Воспитываю детей и животных

Человек прямоходящий, поэтому его позвоночник должен лучше компенсировать нагрузки, позвоночник у человека S-образный. А обезьяны непрямоходящие, их позвоночникам не нужно так много компенсировать, поэтому достаточно двух изгибов.

1) это связанно с тем, что человек прямоходящий, а шимпанзе – нет
2) чтобы держать мощные жевательные мышцы
3) различия в строении (форме) таза связаны тем, что человек прямоходящий. Нагрузка скелета (верхей его части) у человека осуществляется именно на таз, в то время как у шимпанзе в равной степени на таз и грудную клетку ).

Если человек произошёл от обезьяны, то почему современные обезьяны больше не эволюционируют?

доцент кафедры эволюционной биологии биологического факультета МГУ

Для начала уточним: человек не произошел от обезьяны. У человека и обезьяны общие предки, которые достаточно давно разошлись, еще в период миоцена, семь-восемь миллионов лет назад. Мы родственники, но обезьяны пошли в одном направлении, а мы, люди, в другом. Это первое.

Второе – вопрос: почему обезьяны дальше не пошли? Вы знаете, всё время, пока люди шли в своем направлении, обезьяны тоже двигались, но в ином. Они адаптировались к жизни в джунглях, к питанию плодами, лазанию по деревьям в специальных условиях. Совершенно точно мы двигались быстрее, потому что обезьяны сейчас живут примерно в тех же условиях, в которых наши предки разошлись. Обезьяны в них немножко законсервировались, а мы вышли в открытые пространства из джунглей. Это, конечно, много нового собой привнесло в нашу жизнь и много потребовало от нас. Обезьяны же просто не сильно изменили экологическую нишу, в которой жили наши общие с ними предки.

Предположительно, нас обезьяны уже никогда не догонят в своем развитии. Им, конечно, плохо в джунглях, потому что мы их давим и джунглей для жизни не оставляем, но другого выхода у них нет. Есть такая вещь, как необратимость в эволюции. Кто не успел, тот опоздал. Бывает, что на начальных этапах одна группа конкурирует с другой и они выбирают разные решения проблемы. Одна из них в какой-то момент начинает опережать другую, но в последствии оказывается, что она выбрала не то инженерное решение, так скажем. А отступить назад уже нельзя. Нельзя остановиться, разобрать ситуацию и исправить положение. Когда обезьяны выбирали своё решение, ничто не предвещало беды. Это, конечно, фантазии, но не исключено, что когда-то обезьяны выдавили нас из джунглей. А кто ж знал, что это хорошо, что нам плохо? Мы приспособились к жизни в саваннах с их опасностями. И это дало толчок в развитии.

Тем не менее, обезьяны продолжают эволюционировать, но в своем направлении. Они более консервативны, потому что они остались в тех же местах обитания, где всё и началось. Просто потом оказалось, что этих мест все меньше и меньше на планете остается. Для резкого скачка им надо было бы что-то совсем кардинальное изменить в среде обитания и в себе самих.

Прочитать ещё 38 ответов

Почему люди с синдромом Дауна так внешне похожи?

Студентишка медицинского университета,футбольный фанат

Немного утрирую,но все же.У человека есть хромосомы,которые размещены по парам.Всего 23 пары.В каждой хромосоме есть определенное количество генов,которые отвечают за различные характеристики организма.В гомологичной ей хромосоме (хромосоме из той же пары) есть такое же количество генов,которые отвечают ровно за такие же характеристики организма (цвет глаз,цвет волос и т.д.) ,находятся в соответствующих генам из первой хромосомы местах,но несут иную качественную сторону этой характеристики ( например : ген,который отвечает за карий цвет глаз,находится в первой хромосоме.В парной ей хромосоме в соответствующем месте находится такой же ген,только отвечающий за светлый цвет глаз).Пример очень упрощенный,на самом же деле генетическая программа определения цвета глаз гораздо сложнее,но сейчас не об этом.Так вот,как мы видим,из за того,что генов,отвечающих за одну характеристику,но несущих разное качественное проявление этой характеристики множество в гомологических хромосомах,мы можем видеть и разные проявления этого признака.Но синдром Дауна характеризуется тем,что 21 пара превращается в тройку,причем в этой тройке есть 2 гомологичные,обычные хромосомы,а одна особая,лишняя,непохожая на ту пару.Следовательно,гены в ней не имею альтернатив,т.к. пары у этой хромосомы нет,и определенные признаки будут идентичны у каждого из больных.По-этому мы и видим очень схожее строение лица,кисти,короткая шея,монголоидный разрез глаз и так далее.

Прочитать ещё 7 ответов

Великий потоп: когда он произошёл, и что в нём произошло?

Биолог, аквариумист, писатель (а кто сейчас не?)

Великий потоп произошёл в мифологии большинства народов мира, но научных свидетельств его не существует. Самый близкий аналог этого события, известный геологам, это т.н. «оползень Стурегга» (примерно 6100 год до н.э.), вызвавший в Норвежском море грандиозное цунами, которое изменило карту Западной Европы и сделало Англию и Ирландию островами, отделив их от континента; примерно в это же время уровень мирового океана в целом возрос настолько, что возник, например, Торресов пролив (промежуток между Австралией и Новой Гвинеей). Менее подтверждённое событие — т.н. «черноморский прорыв», заполнение Чёрного моря водой через проливы Босфор и Дарданеллы (примерно 5600 год до н.э.). Вероятно, все эти события сопровождались масштабными изменениями климата, отразившимися впоследствии в мифах и легендах большинства народов, населявших долины крупных рек.

Читайте также:  Боли в позвоночнике при раке обезболивающие

Прочитать ещё 3 ответа

Какими бы были люди, если бы произошли не от обезьян, а от котиков?

Специалист по котикам (моральная сторона вопроса, узнавание родственников…

Отличный, кстати, вопрос.

Для этого попробуем отследить эволюцию человека не от общего с котиками предка, а от последней общей экологической ниши.

Как ни забавно, приматы и виверровые (предки кошачьих) одно время занимали сходные экологические ниши, а именно – позицию мелких древесных хищников или всеядных существ. Виверровые пошли по пути хищной специализации, приматы – по пути падальщиков и, как результат развития, всеядности. Многие анатомические особенности наших предков и ближайших родственников (“обезьян”) связаны именно с этой особенностью питания: мощные челюсти, зубы с тупыми концами и пр. Пойди котики по тому же пути, у них были бы те же черты, что и у нас, т.к. дальнейшее развитие было бы полностью аналогичным.

Но в такой постановке вопрос не имеет никакой ценности.

Предположим, что котиков на путь разума толкнула потребность в дифференциации, которая когда-то выгнала предков людей из леса в степи, заставила работать руками, плавать, облысеть и, в конце концов, сгонять в космос.

Предположим, что часть кошачьих лишилась своей природной среды обитания, источников пищи и других ресурсов в ходе конфликта внутри своей популяции и смогла преобразовать свой животный ум в разум цивилизации для преодоления возникших проблем. Некие котики (скорее всего, это были бы представители самого развитого интеллектуально вида среди кошачьих – Дикой лесной кошки или Félis silvéstris), размерами поменьше, послабее, с неэффективными для бега и лазанья по деревьям лапами, но зато с развитыми пальцами, смогли взять в руки палку и начать охотиться не менее эффективно, чем их более совершенные собраться. Эти котики стали бегать на задних ногах, т.к. в передних они стали держать палки. На двух ногах едва ли можно достичь больших скоростей, поэтому ставку эти котики сделали бы, как и человек, на выносливость. При этом котики начнут наступать на пятку, а их ступни сильно укоротятся, так что их ноги будут напоминать человеческие с коленями и ступнями. Когти втягиваться перестанут за ненадобностью и со временем уменьшатся до безопасных размеров или превратятся во что-нибудь декоративное, например, в роговые колпачки на кончиках пальцев. Сами котики станут выше, но навсегда останутся ниже среднего человека. Я думаю, их рост достигал бы 1 – 1,2 м.

С изобретением огня и одежды постепенно отпадёт потребность в шерсти, которая сохранится на гениталиях, шее и голове, как и людей. Хвост может редуцироваться или исчезнет совсем – в настоящий момент нет убедительной теории, почему он исчез у бесхвостых обезьян, но мы договорились, что котики отрастили “разум”, всё ещё имея хвост и хищную специализацию. Руки котиков постепенно крепнут и обрастают мускулатурой для ударов с замахом, пальцы на руках никогда не станут такими ловкими, как у людей, но для своих целей их будет достаточно. Зрачки станут круглыми, ведь сумерек слишком мало для эффективной охоты и хозяйственной деятельности. Котики станут дневными существами, но вряд ли станут бояться ночи также, как и люди. Уши у котиков по-прежнему останутся гибкими и подвижными, а, может быть, прирастут к голове намертво. Тут всё зависит от социальных стереотипов.

Будет создан социум. Хорошо известно, что одомашненные кошки создают сложные социальные структуры и склонны к общению, совместной активности и пр. Так что тезис об “несоциальности” кошачьих не имеет под собой основания.

Создание социума приведёт к подчинению ему цикла репродукции. Возможно, кошечки обзаведутся менструальным циклом вместо эстрального, а может быть, научатся маскировать эстральный. Усилиться половой диморфизм. Элементы внешности, связанные с размножением, гипертрофируются. Возможно даже, что самки котиков будут цениться за крупный бюст с 4-6 грудей, пышный хвост и гордую горбатую осанку, кто знает?

В конечном итоге котики разделились бы на расы (на чернокожих африканских котиков с розовым носом и ладонями, розовокожих котиков средней азии и серокожих северных котиков). Возникли бы государства котиков, в которых бы ценилась охота, но порицалась война и убийства себе подобных, причём чисто из глубинного страха: старые охотничьи инстинкты – для хищника любая рана может быть смертельной. При этом драки бы и войны велись, как и в людском обществе. Власть бы захватили изобретатели оружия, а затем те, кто умеют лучше всего убеждать и заставлять себя любить.

Читайте также:  Йога корректный подход к позвоночнику москва

В итоге почти всё было бы как у нас.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

36) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37) Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

38) Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

Органические вещества придают кости гибкость.
Неорганические вещества придают кости твердость.
Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.

39) Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, комплектное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

Трубчатая кость состоит из средней части тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костно-мозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.

40) Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41) Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69–70 учебника).  На микропрепарате представлен 

поперечный срез кости

Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиднных в микроскоп.

Ответы на вопросы задания №4 лабороторной работы.

Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости

42) Прочитайте §11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

 Кости мозгового черепа№ на рисунке Кости лицевого черепа№ на рисунке
Парные

теменная

височная

2

8

скуловые

верхняя челюсть

5

6

Непарные

лобная

затылочная

3

1

носовая кость

нижняя челюсть

4

7

43) Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

Жевание, речь.

44) Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы. Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?

Это приспособление к прямохождению

Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни

Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

Человек – прямоходящий, голову и спину держит прямо при ходьбе – отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность

Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?

Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах

45) На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

Тело позвонка – 5

Дуга – 2

Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3

Остистый отросток – 1

Поперечные отростки – 4

Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А

Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с ребрами – Б

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков – не все

46) Назовите показанные на рисунки кости.

1 – череп

2 – шейный позвонок

3 – ключица

4 – лопатки

5 – грудина

6 – рёбра

7 – плечевая кость

8 – лучевая кость

9 – логтевая кость

10 – таз

11 – копчик

12 – головка бедренной кости

47) Ответьте на вопросы. Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

10

Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? 

2. 

Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками? 

Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчаются сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48) Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, У какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие организмы расположены в грудной полости?

Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49) Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

 1 – суставная хрящевая поверхность

2 – суставная хрящевая поверхность

3 – связка

4 – таз

50) Сделайте подписи к рисункам.

I. Кости верхней конечности:
1 – ключица

2 – лопатка

3 – плечевая кость

4 – лучевая кость

5 – локтевая кость

6 – запястье

7 – пястье

8 – фаланги пальцев

II. Кости нижней конечности и крестец:

1 – таз

2 – крестец

3 – бедренная кость

4 – большеберцовая кость

5 – малоберцовая кость

6 – предплюсна

7 – плюсна

8 – фаланги пальцев.

51) Допишите утверждения.

Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной ипяточной, короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе.

52) Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани

Многоядерные клетки, состоят из волокон

53) Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы, сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, – хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, – синергистами.

54) Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86–89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

Функции мышцы или мышечной группыНазание мышцы или мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим к коже или только к кожемимические
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюстьвисочные
Мышцы шеи и спины, откидывающая назад головутрапецивидная
Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночкегрудино-ключично-сосцевидные
Мышцы спины, отводящая руки за спинуширочайшая мышца
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, впередбольшая грудная
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клеткимежреберные
Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положении сидя при фиксированных ногахбрюшной пресс
Мышцы, обеспечивающие прямохождениеглубокие и ягодичные
Мышцы руки, отводящая плечо в сторонудельтовидная
 Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулакмышцы предплечья

55) Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

АнтагонистыСинергисты
бицепс-трицепсгрудь-трицепс

56) На рисунке мотонейров. Подпишите его части.

Читайте также:  Американский аппарат для вытяжки позвоночника

1 – тело нейрона

2 – дендриды

3 – аксон

4 – синапс

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

2

57) Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58) Укажите последствия гиподинамии.

Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу.
Изменения в костях: уходят соли кальция.
Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином, образуя бляшки.

59) Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антаганистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

60) Впишите определяемые ниже понятия.

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая.
Работа, связанная с охранением позы или удержанием груза, называется статическая.

61) Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

Фазы утомленияПризнаки утомленияВремя
Начало опыта (отсутствие утомления)Рука с грузом неподвижна 
I фаза утомленияРука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место 
II фаза утомленияДрожание рук, потеря координации, пошатываение корпуса, покраснение лица, потоотделение 
III фаза утомленияРука с грузом опускается: опыт прекращается 

62) Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

Привычка горбиться, сутулиться, неверное положение сидя.

63) Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

Неправильно подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64) Отчёт о лабораторной работ «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

I. Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.

Вывод: нарушений нет

Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь

Вывод: нарушений нет

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).

Вывод: нарушений нет

65) Прочитайте §16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

66) При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Шина не зафиксированна. Она может сместиться, в результате чего сместиться рука. Это может привести к повреждению тканей, сосудов

67) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я смогу оказать первую помощь при травмах другим людям, в том числе и себе.

68) Решите кроссворд №4.

Источник