Почему позвоночник является основой скелета 3 класс

Почему позвоночник является основой скелета 3 класс thumbnail

Цель урока:

создать условия для усвоения
учащимися учебного материала о функциях,
значении скелета и свойстве костей; выяснить
значение правильной осанки.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся со строением скелета и
    свойствами костей человека;
  • развивать  умения  добывать информацию из
    различных источников;
  • воспитывать потребность в здоровом образе
    жизни.
  • содействовать формированию УУД:
  • познавательные УДД (общеучебные: учить выделять
    и формулировать познавательную цель, учить
    поиску и анализу необходимой информации);
  • регулятивные УУД (учить целеполаганию,
    планированию, самооценке);
  • личностных (осознание и принятие правил),
  • коммуникативные УУД (организация и
    осуществление учебного сотрудничества).

Оборудование. К

омпьютер, мультимедийный
проектор, экран, PowerPoint презентация к уроку,
учебник О.Т. Поглазова и
В.Д. Шилин “Окружающий мир”, О.Т.
Поглазова “Рабочая тетрадь по окружающему
миру” часть 2, макет скелета человека, плакаты
на доске.

Ход урока

1

. Мотивационно-ориентировочный этап.

– Приветствие учащихся.

1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение № 1)

Разбор 1 задания для выявления темы урока.

– Используя слоги этой таблицы, составьте
ответы на мои вопросы (слайд № 1)

ги

ди

ми

я

ске

а

о

лет

фи

ци

зи

е

то

ме

ло

на

  1. Наука, эмблемой которой является изображение
    змеи, которая исследует причины заболеваний и
    методы их лечения (медицина)
  2. Наука, изучающая строение тела человека
    (анатомия)
  3. Наука, изучающая работу организма человека
    (физиология)
  4. Наука о сохранении и укреплении здоровья
    (гигиена)

Карта успеха. Самооценка: – Отметьте в карте
успеха: кто выполнил все задания без ошибок –
колонка зеленого кружка, 1-2 ошибки – жёлтого, 3 и
более ошибок – красного. Подведение итогов в
карте успеха класса. (Приложение
№ 2, 2а)

– Из неиспользованных клеток определите тему
урока.

2) Целеполагание.

Тема нашего урока: Скелет. Надежная опора и
защита. (Слайд № 2)

– Какие учебные задачи поставим на урок, исходя
из наук, которые изучают организм человека.

– для чего нужен скелет; (Эти вопросы
поставили перед нами науки: анатомия и
физиология и гигиена)

– какими свойствами обладают кости;

– как вырасти высокими и стройными? (Слайд №
3)

2. Поисковый этап.

– Ответ на первый вопрос будем искать в
учебнике (*учебник О.Т. Поглазова и
В.Д. Шилин “Окружающий мир”, М., 2011 г.)

1) Работа с учебником. Откройте учебник на
странице 11, рассмотрите схему скелета,
прочитайте материал.

2) Фронтальная работа. Ответьте на вопросы:

  1. Для чего нужен скелет? (он служит опорой тела
    человека и защищает внутренние органы)
  2. Сколько костей в скелете человека? (200)
  3. Что является важной частью скелета?
    (позвоночник)
  4. Сколько в нём позвонков? (33) Между ними находятся
    прослойки упругой хрящевой ткани, которые
    обеспечивают гибкость позвоночнику.
  5. Какой внутренний орган защищает позвоночник?
    (спинной мозг)
  6. Сколько пар рёбер в грудной клетке? (12) К грудным
    позвонкам прикрепляются 12 пар рёбер. Они вместе с
    полоской костью – грудиной – образуют грудную
    клетку. Она может слегка подниматься и немного
    расширяться, что важно при дыхании.
  7. Какие органы защищает грудная клетка? (сердце и
    лёгкие) Пара изогнутых ключиц и пара плоских
    лопаток образуют плечевой пояс.
  8. Какие кости составляют верхнюю конечность?
    (плечо, предплечье, кисть руки) К мощным костям
    таза крепятся кости нижних конечностей.
  9. Какие кости составляют нижнюю конечность?
    (бедро, голень, стопа)

Основные отделы скелета человека. (Слайд № 4)

  • Отдел головы.
  • Отдел туловища.
  • Отдел верхних конечностей.
  • Отдел нижних конечностей.
  1. С помощью чего соединены между собой
    большинство костей? (подвижных суставов).

Карта успеха. Самооценка: – Кто считает, что
ответил на вопросы без ошибок, отмечает в колонке
зеленого кружка, 1-3 ошибки – жёлтого, 4 и более –
красного. (Приложение № 3)

Физминутка “Королевская осанка”

Встаньте прямо, ноги вместе,
Опустите руки вниз.
Расправляйте плечи шире –
Это, дети, не каприз!
Раз – вперед, потом – назад.
Повторим 5 раз
подряд.          (движение
плечами)

Раз, два, три, четыре, пять.
Спинка ровная опять.
А теперь навстречу
руки         (руки сверху и
снизу за спиной, навстречу друг другу)

Протяните не для скуки.                      
Пусть ладошки встретятся –
Спинка лучше держится. 
Все простые упражненья
Вам помогут без сомненья.
Приз – не бублик, не баранка.
Королевская осанка!

3. Практический этап.

– Чтобы лучше запомнить строение скелета,
выполним работу в парах. Дан текст для каждой
пары, вставить слова из рамочки.

1) Работа в парах. В тексте вставить
пропущенные слова, из рамочки. Текст делится
между парами. (Слайд № 5) (Приложение
№ 4)

Правила работы в парах:

  • думаю сам;
  • высказываю своё мнение;
  • выслушиваю соседа;
  • приходим к общему мнению.

Более 200 костей составляет _______________ человека. Он
поддерживает _________ тела, ________________ органы от
повреждений, позволяет человеку двигаться.

Позвоночник состоит из 33 __________________. Внутри
позвоночника находится __________________________________.

Грудная клетка состоит из позвонков, грудины и
________ пар рёбер. Она защищает ___________ и ___________.

Плечо, предплечье и ____________________ составляют
верхнюю ____________________.

Бедро, _________________ и стопа – составные части
___________________ конечностей. Большинство костей
соединены подвижно с помощью _________________.

(слайд № 6)

Карта успеха. Самооценка: – Ребята в паре кто
выполнил без ошибок, отметят в колонке зелёного
кружка, 1 ошибка – жёлтого, 2 ошибки – красного.

Читайте также:  Упражнения для восстановления позвоночника поля брэгга

2) Решим вторую учебную задачу урока: – Какими
свойствами обладают кости, чтобы быть опорой и
защитой?

Я приведу вам примеры и буду задавать вопросы, и
вы сможете назвать свойства костей.

1. Кости прочнее железобетона, например, большая
кость голени может выдержать до 1500 кг. (прочность)

2. Надавите на кость. Меняет ли она свою форму?

– Как называется такое свойство материала?
(упругость)

3. Решите задачу: масса тела взрослого человека
80 кг, а масса его скелета около 8 кг. Что легче и во
сколько раз?

– О каком свойстве скелета идёт речь?

Свойства костей (Слайд № 7)

  • прочность;
  • упругость;
  • лёгкость.

Физминутка. Упражнение для глаз.

  • Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз,
    круговые движения зрачками. Крепко зажмурить
    глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза
    открыть.
  • на кончик носа — вперед и, не переводя взгляда, в
    стороны, на переносицу — вперед и в стороны, на
    точку между бровями, а потом опять вперед и, не
    переводя взгляда, в стороны.

Решим третью учебную задачу: – Как вырасти
высокими и стройными? Разрешите спор двух
мальчиков.

Проблемная ситуация. Один из них утверждает:
“Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда
нагрузка на скелет будет меньше”. Другой
возражает: “Чтобы быть здоровым, надо больше
двигаться, заниматься физическим трудом,
спортом”. Кто прав?

Ответы и рассуждения учащихся. (Слайд № 8)

– Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться,
больше двигаться, заниматься физическим трудом,
спортом.

За посадкою следи
Свои кости береги.
Держи осанку ровно
Спина будет здорова.

– Какое важное слово прозвучало в
стихотворении? (осанка)

– Что такое осанка? (привычное положение тела
во время стояния, сидения, или ходьбы)

Продолжаем решать 3-ю учебную задачу: – Как
вырасти высокими и стройными?

Работа в группах:

1) составить правила, можно воспользоваться
учебником на стр. 15-16;
2) показать наглядно для 1 и 2 группы, 3 группа
показывает упражнения для предотвращения
плоскостопия.

1. Задание 1 группы. Как правильно сидеть? Показать,
как надо сидеть правильно и как ребята нарушают
правила. (Слайд № 9)

Сиди правильно (слайд № 10)

  • Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд.
  • Не упираться грудью о край стола.
  • Ноги под прямым углом упираются на пол всей
    стопой.

2. Задание 2 группы. Как правильно ходить? Показать,
как надо ходить правильно и как ребята нарушают
правила. (Слайд № 11)

Ходи правильно (слайд № 12)

– Прямая спина.
– Расправленные плечи.
– Поднятая голова.

  • Держать тяжесть одновременно в двух руках или
    через определённые промежутки времени
    перекладывать её из одной руки в другую.
  • Лучше ходить в школу с ранцем за спиной.
  • Сидеть и стоять с максимально выпрямленной
    спиной.

3. Задание 3 группы. Как избежать плоскостопия? (слайд
№ 13)

Показать упражнения из учебника на стр. 15

  • Обращать внимание на обувь. (Слайд № 14)
  • Носить обувь с небольшим каблуком.
  • Выполнять физические упражнения, заниматься
    спортом.

Карта успеха. Комментарий учителя о работе
групп.

Критерии оценки работы групп: (слайд № 15)

  • работали сообща;
  • работали все ребята группы;
  • получили общий результат.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

– Давайте проверим, что мы усвоили на уроке. В
карте успеха есть строчка для 4 задания. Если
утверждение верное, ставится +, если нет – .

  1. Скелет человека защищает внутренние органы от
    повреждений (+)
  2. Кости человека прочные, тяжёлые и упругие (-)
  3. Для того, чтобы сохранить скелет человека
    здоровым необходимо много лежать (-)
  4. При правильной осанке хорошо работает сердце,
    дыхание ровное, кровь свободно движется в
    организме (+)
  5. Девочкам, чтобы избежать плоскостопия, надо
    носить обувь на высоком каблуке (-)

Карта успеха. Самооценка: – Если нет ошибок
отметить в колонке зелёного кружка, если 1 ошибка
– жёлтого, 2 и более – красного. (Слайд № 16)

Итоги урока: (слайд № 17)

Какую учебную задачу решали сегодня на уроке?

– для чего нужен скелет;
– какими свойствами обладают кости;
– как вырасти высокими и стройными?
– Что было интересным?
– Что может пригодиться в жизни?

Карта успеха класса. Подведение итогов по
карте, выводы учителя, отметки учителя за урок.
(Слайд № 18)

5. Домашнее задание

(слайд № 19)

Стр.11-16, тетрадь стр. 2-3, изготовить схему
скелета из тетради.

  • 1 группа. Искривление позвоночника.
  • 2 группа. Виды трав и переломов.
  • 3 группа. Первая помощь при травмах и переломах.

Использовать дополнительно энциклопедию
“Хочу всё знать”.

Презентация

Источник

Мотивационный

Практический:

тест по теме предыдущего урока

Актуализация знаний

Практический

5 мин.

5 мин.

Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств. Каждый выполняет самостоятельно на карточке. Как только закончили, поменяйтесь карточкой с соседом. Внимание на экран – правильные ответы. Если задание выполнено правильно рядом вы ставите + У кого три плюса поставьте =) у кого два =/ у кого один только верный ответ =(

1. Соедини  стрелками.                                      

Читайте также:  Как сделать тренажер растяжки позвоночника

глаза                    орган осязания                      

уши                      орган вкуса                            

нос                        орган зрения                        

кожа                      орган обоняния                

 язык                      орган слуха                            

2. Сколько органов чувств ты знаешь? ____

3. Как называется наука, изучающая    строение тела человека?    _________________________                              

А сейчас каждый сможет почувствовать себя врачом. Ведь у нас “Консилиум врачей”.

 – К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.

Посоветуйтесь и скажите, какую первую помощь вы окажите больному.

ПРОВЕРКА:

а) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.

 – Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).

 – А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)

б) к ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную холодной водой).

– Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

– Как нужно беречь глаза, уши и другие органы чувств?

Сейчас все внимание на доску, разгадайте кроссворд и скажите тему нашего урока

  1. Не часы, а тикают (сердце).
  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
  4. Орган зрения (глаз).
  5. Орган дыхания человека (лёгкие).
  6. И говорит, и кушает (рот).

– Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)

– Какая же тема сегодняшнего урока?

Уметь ставить цели на урок.

.

Принимать учебную задачу.

Применять ранее полученные знания на практике.

Уметь оценивать работу других.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: высказывать собственную точку зрения.

К: высказывать собственную точку зрения.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы, работа в группах

Словесный: учебный диалог.

Словесный: рассказ учителя.

Наглядный: иллюстративное сопровождение рассказа

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в группах.

20 мин

Верно. Тема сегодняшнего урока « Опора тела и движение». Мы познакомимся со строением скелета человека, с работой мышц, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искривления позвоночника.

        – Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону. Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет. В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? Посмотрите на доску (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

Так давайте сделаем вывод.

– Какую же роль выполняет скелет?

 Скелет – опора,  защита

 – А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия постоянно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.

Читайте также:  Лечение позвоночника в волгоградской

– Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.

                                                         Позвоночник.

        Головной мозг надёжно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.

      Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).

Провести физ мин.

– Объясните за счет чего мы смогли выполнить эти упражнения? Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).

Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы?        

                                                 Мышцы.

    У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.  

– От скелета и мышц зависит осанка человека. Посмотрите, что будет, если носить ранец на двух плечах? А если на одном? Сделайте вывод как лучше ходить в школу?

Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника, сколиоза)

-От чего зависит осанка? ( От скелета и мышц)

Осанка имеет важнейшее значение для красоты тела и здоровья. Она вырабатывается с детства.    

 – Откройте учебник на странице 135, читаем по предложению по цепочке.

– Какие вы прочитали советы? (Сидеть ровно, низко при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом)) 

-Давайте проверим у кого ровная осанка. 2 желающим мы кладем вам на голову дневник и вам надо пройти от начала класса до конца кабинета. У кого не упадет у того правильная осанка        а теперь нам нужен самый высокий человек в классе и самый низкий. Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

– Можно ли исправить осанку? ( Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем).

Каждая пара заполняет пропущенные слова.

1 группа: Скелет человека служит _______________ тела, _______________ внутренних органов от повреждений.

2 группа: Мышцы прикрепляются к _________________. _______________ и _______________ мышцы приводят в движение кости, а значит и наше тело.

3 группа: Скелет и мышцы образуют ____________ – ____________________ систему.

4 группа: Главная роль опорно-двигательной системы – обеспечение __________ и _________ организма.

Уметь работать с картой, находить нужный объект.

Участвовать в учебном диалоге.

Высказывать свои предположения, аргументируя их.

Воспринимать информацию на слух.

Разгадывать загадки.

Воспринимать информацию на слух.

Умение приготовить краткий пересказ по прочитанному

Уметь работать в группах.

Высказывать свои мысли, аргументируя их.

П: воспринимают информацию на слух.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: воспринимают информацию на слух.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: воспринимают учебный материал на слух

П: стоить речевое высказывание в устной форме

К: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

Л: Определяют конкретный смысл понятий.

П: воспринимают информацию на слух.

Л: Определяют конкретный смысл понятий

Р: умения участвовать в диалоге.

К: работать в большой группе.

К: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Источник