Перемещение груза в лпу должно быть физиологичным для позвоночника

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Цели занятия: Образовательная: · обеспечить усвоение теоретических знаний.и практическими по перемещению пациента к боковым краям, изголовью и ножному концу кровати. Воспитательная: · Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, чувства ответственного отношения к своим обязанностям, чувства ответственности за свою работу, любви к избранной профессии. · Воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развивающая цель: · Развитие у студентов клинического мышления, памяти, умению сравнивать, сопоставить, находить оптимальное решение. Развитие профессионального проблемного мышления, наблюдательности, самостоятельности. Вид урока: традиционный Тип урока: Урок сообщения новых знаний Формы проведения урока: индивидуальная, парная, групповая. Методы: объяснение, дискуссия, беседа, самоконтроль, взаимоконтроль. Оборудование урока : компьтер, презентации, графы логических структур Методическое оснащение: методическая разработка урока · Оснащение занятия: ситуационные задачи, алгоритмы, фотографии, раздаточный материал, препараты для дез. средств, функциональная кровать, муляжи, валики, подкладные круги, подушки, простыни, журнал движения больных, кресло-каталка, носилки, жесткое ложе, каталка. Межпредметные связи: анатомия, физиология, клинические дисциплины. Внутрипредметные связи: «Этика, деонтология, коммуникация», «Дезинфекция» «Стерилизация», «Меры контроля и профилактики ВБИ» ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА.
БЛОК ИНФОРМАЦИИ. Перемещение пациента к боковым краям, изголовью и ножному концу кровати необходимо при различных видах размещения в постели, для придания удобного положения, смены постельного белья и т.п. Задания на СРС. 1. Знать транспортировку тяжелобольных. 2. Знать положения в постели тяжелобольных и неподвижных. 4. Уметь размещать тяжелобольного пациента в различные положения. 5. Уметь перемещать тяжелобольного пациента в постели. 5. Уметь использовать дополнительные средства подъема. 6. Нарисовать схемы положения тяжелобольного пациента в постели с расположением подкладных поролоновых кругов и валиков. 7. Создать глоссарий по теме «Лечебно-охранительный режим отделения» Использованная литература. Основная литература: 1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, 2 издание, изд. «ГЭОТАР – Медиа», 2012. 2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:- 2 издание М., ГЭОТАР – Медиа, 2010 г. 3. Кулешова Л. И. «Основы сестринского дела» : курс лекций, сестринские технологии (издание 2-ое), Ростов-на-Дону, Феникс, 2011 г. 4. Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела» Практикум. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 (издание 10-ое, стереотипное) под редакцией К.М.Н. Б.В Кабарухина. 5. Широкова Н.В. и др. «Основы сестринского дела»: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие М. ГЭОТАР – Медиа, 2009 г. 6. Яромич И.В. «Сестринское дело и манипуляционная техника», Минск, 2010 г. 7. Сборник стандартов сестринских технологий по дисциплине «Основы сестринского дела». Нурманова М.Ш., Матакова Ж.Т., Бейскулова Э.Т., г. Алматы «Sunnur» ТОО, 2011 г. 8. Мейірбикелік іс негіздері. С. Қ. Муратбекова – Астана, 2007 г. 9. Мейірбике ісі негіздері пәне бойынша мейірбикелік технологиялар стандарттарының жинағы М.Ш. Нурманова, Ж.Т. Матакова, Э.Т. Бейскулова, Қарағанды: ЖК «Ақ Нұр баспасы», 2012 ж. 6.1. Дополнительная литература: 1. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция»: учебное пособие М. ГЭОТАР – Медиа, 2012 г. 2. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: практикум. Морозова Г.И.- М., 2009 г. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Задание 1 Ролевая игра Закрепление новой темы в виде ролевой игры. Студенты делятся по два. Каждая пара вытягивает по жребию технику укладывания пациента в заданное положение. Одна студентка укладывает пациента в заданное положение, а вторая находит ошибки и оценивает. Вся группа замечает ошибки студентов, записывают и оценивают и получают дополнительные баллы. . По окончании игры студенты говорят баллы и преподаватель записывает их в журнал. Задание 2. Дописать предложения по смыслу. 1 вариант 1. Показания к размещению пациента в положение Фаулера : неподвижность пациента, риск развития пролежней, вынужденное положение, …………., необходимость в постели физиологических отправлений в постели. 2.При размещении пациента в положение Фаулера необходимо – ….. валика (подушек) 3. При размещении пациента в положении на спине необходимо ……. валика и …………. ватно- марлевых круга. 4. В положение Фаулера тяжелобольного пациента размещают при кормлении (да, нет) 5. Положение Симса – это положение «лежа на боку» и частично «на животе». (да, нет) 6. Положение «полусидя, полулежа на спине» – называется положением ……….. . 7. В положении лежа на животе упор для ног нужен ? (да, нет) 8. Сколько ватно-марлевых кругов необходимо при укладывании пациента в положении на животе? 2 вариант 1.Показания к размещению пациента в положение Симса : ………. , риск развития пролежней, вынужденное положение при …………, 2. При размещении пациента в положение Симса необходимо ……. валика; 3. При размещении пациента в положении на животе необходимо ……. валика и …………. ватно- марлевых круга 4.В положение Фаулера тяжелобольного пациента размещают при кормлении (да, нет) 5. Положение Фаулера – это положение «полусидя, полулежа на спине» (да, нет) 6. Положение «лежа на боку» и частично «на животе» – называется положением ……… 7. В положении лежа на боку упор для ног нужен? (да, нет) 8. Сколько ватно-марлевых кругов необходимо при укладывании пациента в положении на спине? Укажите верный ответ Правильный ответ обозначьте «да», неправильный «нет». 1. Сестринский персонал подвержен большим физическим нагрузкам в лечебном процессе. 2. Биомеханика тела медсестры обеспечивает правильное перемещение и транспортировку пациента. 3. Организация рабочего места медсестры – профилактика травм позвоночника. 4. Перемещение груза в ЛПУ должно быть физиологичным для позвоночника. 5. Кресло, на котором сидит медсестра, должно быть вращающимся. 6. Правильная биомеханика в положении сидя предполагает позицию коленей ниже бедер. 7. При правильном положении тела спина выпрямлена, исключительно чувство дискомфорта. 8. Находясь в положении сидя, достаточно повернуться грудью или плечами. 9. Спинка стула должна быть перпендикулярна сидению. 10. Эргономичность рабочего места сестры обеспечивает вращающееся кресло, на колесах, с подлокотниками. 11. В положении сидя на стуле, только пальцы стоп касаются пола. 12. Правильная биомеханика в положении сидя обеспечена симметричностью плеч и бедра. 13. Стул постовой сестры физиологичен, если на сидении ⅓ длины бедра сидящего. 14. Подставка для ног, валики, в случае необходимости, корректируют физиологичность стула. 15. Положение ног шире плеч в позиции стоя обеспечивает опору туловища. 16. Перед поднятием тяжести стопы располагают на расстоянии 10 – 15 см друг от друга для устойчивости. 17. Ежедневное изменение положения тела тяжелобольного исключает риск развития пролежней. 18. Упор для стоп в положении Фаулера обеспечивает их тыльное разгибание. 19. Упор для стоп ставят под углом 90⁰. 20. Правильная биомеханика тела на рабочем месте сохраняет здоровье сестры. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ 1 вариант 1. При кормлении 2. 3 валика 3. 5 валиков и 6 ватно-марлевых кругов 4. нет 5. да 6. Положением Фаулера 7. нет 8. 6 ватно-марлевых кругов 2 вариант 1. неподвижность пациента 2. два валика 3. 3 валика и 3 ватно-марлевых круга 4. да 5. да 6. Положением Симса 7. нет 8. 6 ватно-марлевых кругов Укажите ответ
Цели занятия: Образовательная: · обеспечить усвоение теоретических знаний.и практическими по перемещению пациента к боковым краям, изголовью и ножному концу кровати. Воспитательная: · Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, чувства ответственного отношения к своим обязанностям, чувства ответственности за свою работу, любви к избранной профессии. · Воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развивающая цель: · Развитие у студентов клинического мышления, памяти, умению сравнивать, сопоставить, находить оптимальное решение. Развитие профессионального проблемного мышления, наблюдательности, самостоятельности. Вид урока: традиционный Тип урока: Урок сообщения новых знаний Формы проведения урока: индивидуальная, парная, групповая. Методы: объяснение, дискуссия, беседа, самоконтроль, взаимоконтроль. |
Источник
ТЕМА 2.4.1. КРИТЕРИИ ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В деятельности среднего медицинского работника подъем и перемещение тяжестей (пациентов и грузов) служит одной из причин травматизма и риска развития хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата. Неправильное перемещение пациента опасно возникновением травм и у самого больного, и у его родственников. Для сохранения здоровья необходимо разумно рассчитывать физические нагрузки.
В руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» даны нормативы для оценки характера и условий труда, в том числе нормативы по подъему и перемещению тяжестей за рабочую смену (табл. 2.12).
Таблица 2.12. Показатели тяжести трудового процесса
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | ||
оптимальный | допустимый | вредный | |
Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную | |||
Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) | Женщины – до 5 кг | Женщины – до 10 кг | Женщины – свыше 10 кг |
Мужчины – до 15 кг | Мужчины – до 30 кг | Мужчины – свыше 35 кг | |
Подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение смены | Женщины – до 3 кг | Женщины – до 7 кг | Женщины – свыше 7 кг |
Мужчины – до 5 кг | Мужчины – до 15 кг | Мужчины – свыше 20 кг | |
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены | |||
С рабочей поверхности | Женщины – до 100 кг | Женщины – до 350 кг | Женщины – свыше 350 кг |
Мужчины – до 250 кг | Мужчины – до 870 кг | Мужчины – свыше 870 кг | |
С пола | Женщины – до 50 кг | Женщины – до 175 кг | Женщины – свыше 175 кг |
Мужчины – до 100 кг | Мужчины – до 435 кг | Мужчины – свыше 435 кг | |
Рабочая поза | |||
Рабочая поза | Свободная удобная поза. Возможность смены рабочего положения тела (сидя, стоя). Нахождение в позе стоя – до 40% времени смены | Периодическое, до 25% времени смены, нахождение в неудобной (работа с поворотом туловища, неудобным размещением конечностей и др.) и/или фиксированной (невозможность изменения взаиморасположения различных частей тела относительно друг друга) позе. Нахождение в позе стоя – до 60% времени смены | Периодическое, более 25% времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, корточках и др.) до 25% времени смены. Нахождение в позе стоя – до 80% времени смены |
class=”tbl”>
Окончание табл. 2.12
Показатели тяжести трудового процесса | Классы условий труда | ||
оптимальный | допустимый | вредный | |
Наклоны корпуса | |||
Наклоны корпуса (вынужденные, более 30°), количество за смену | <50 | 51-100 | >100 |
class=”tbl”>
При массе груза свыше допустимых значений рекомендуют использование средств механизации.
Подъем и перемещение тяжестей в работе медицинского персонала связаны прежде всего с перемещением пациента в постели, передвижением носилок, каталок, переносом лекарственных препаратов, аппаратуры. При подъеме тяжестей, помимо мышц спины, задействованы другие группы; основная нагрузка должна осуществляться за счет сокращения мышц бедер, ягодичных и икроножных мышц, а также брюшного пресса. Именно взаимодействие этих мышц снижает нагрузку на позвоночник, которая в несколько раз превышает массу груза. Так, при подъеме груза массой 40 кг на позвоночник действует сила в 360 кг. Между тем при сжатии примерно в 950 кг наступает деформация межпозвоночного диска. При простом выпрямлении согнутого туловища на диск оказывается давление до 127 кг/см2; при выпрямлении в сочетании с подъемом тяжести нагрузка увеличивается в 10 раз; при подъеме груза на выпрямленных руках нагрузка возрастает в 22 раза относительно массы поднимаемого груза (нагрузка возрастает до 1500 кг).
В практику поднятия и перемещения тяжестей широко внедряют лифтинг-технологии (от англ. lift – «поднимать»), обеспечивающие безопасность и сохранение здоровья пациентов и персонала. Лифтинг-технологии требуют обучения медицинских работников правилам (алгоритмам) безопасного перемещения пациентов и грузов, а также использования эргономического оборудования.
Источник
Понятие о биомеханике тела
Биомеханика – наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть:
- целостная система – человек;
- его органы и ткани;
- совершающая совместные действия группа людей.
В медицине биомеханика изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на поддержание равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: при ходьбе, подъеме тяжести, наклоне, в положении сидя, стоя, лежа. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.
Сохранить вертикальное положение тела в пространстве возможно только сохранив равновесие. Это позволит избежать падений, травм, уменьшит нагрузку на позвоночник. Сохранить устойчивое положение возможно при определенном соотношении центра тяжести тела к площади опоры. В положении стоя площадь опоры ограничивается ступнями ног. Центр тяжести находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. При изменении позы центр тяжести может выйти за пределы площади опоры, что нарушит равновесие и может привести к падению.
Медсестра должна знать правила биомеханики и обучать пациента и его родственников для эффективного удовлетворения потребности двигаться, избегая падения и травмы.
Правила биомеханики
В положении стоя:
- Равновесие более устойчиво, если увеличить площадь опоры. В положении стоя расстояние между стопами должно быть 30см, одну стопу необходимо немного выдвинуть вперед.
- Более устойчивым равновесие будет при смещении центра тяжести ближе к площади опоры.Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях.
- Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка – изгибы позвоночника, положение плечевого пояса, состояние суставов нижних конечностей:
- плечи и бедра в одной плоскости;
- спина прямая;
- суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник.
- Поворачиваться всем телом, что предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника.
В положении сидя:
- Колени должны быть чуть выше бедер, что позволит перераспределить массу тела и уменьшит нагрузку на поясничный отдел позвоночника.
- Спина должна быть прямой, а мышцы живота напряженными.
- Плечи должны располагаться симметрично бедрам.
- Поворачиваться, находясь в положении сидя, следует всем корпусом.
Выполняя правила биомеханики необходимо помнить. Что резкое изменение положения тела в пространстве может вызвать неадекватные физиологические реакции в организме:
- постуральный рефлекс – появление головокружения, шума в ушах, сердцебиения, иногда потеря сознания при перемене положения тела;
- эффект Вальсальвы – нарушение сердечного ритма и коронарного кровотока в результате натуживания на высоте вдоха.
- травма в результате падения.
Сестринский персонал подвергается значительным физическим нагрузкам при уходе за тяжелобольными пациентами – перемещая их в постели, подкладывая судно, передвигая каталки и тяжелую аппаратуру. Безопасность на рабочем месте должна обеспечить профилактику повреждений опорно-двигательного аппарата (остеопороз, остеохондроз, заболевания связок и суставов), а также опущение внутренних органов.
Остеопороз – системное заболевание, повреждающее кости, снижая их плотность и прочность. Связан с потерей организмом минералов, особенно кальция. Физические нагрузки на позвоночник и суставы вызывают их компрессию, появление боли. Прогрессирование заболевания приводит к переломам, деформациям.
Остеохондроз – дистрофический процесс в костной и хрящевой тканях. Остеохондроз позвончника обусловлен истончением и дистрофией межпозвоночных дисков.Постоянные физические нагрузки приводят к их уплотнению и истончению, к образованию костных разрастаний и, как следствие, к сдавливанию кровеносных сосудов и корешков спинного мозга.
Медсестра должна знать правила биомеханики и эргономики и использовать их в работе.
Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда.
При выборе стула необходимо учитывать:
- спинка стула должна располагаться под углом 3-50по отношению к сидению;
- уровень верхней планки спинки расположен под лопатками;
- 2/бедра должны располагаться на сидении;
- ноги должны доставать до пола, стопы свободны, при необходимости использовать подставку.
При поднятии тяжести следует:
- располагать ноги на ширине плеч, одну ногу выдвинуть вперед;
- сгибать ноги в коленях;
- держать спину прямо;
- при повороте сначала поднять груз, затем плавно повернуться, не сгибая туловище;
- поворачиваться всем телом;
- не делать резких движений;
- использовать эргономические приспособления;
- по возможности подъем тяжести заменять перекатыванием, поворотом – это уменьшит мышечную работу и нагрузку на позвоночник.
При поднятии (перемещении) пациента следует:
- убедиться каково состояние и масса тела пациента, сможет ли он помочь, имеются ли у пациента дренажи или капельницы, нужен ли помощник;
- создать безопасную обстановку – убрать лишние предметы, поставить кровать или каталку на тормоз, поднять или опустить кровать;
- выбрать самый лучший способ удерживания пациента;
- выбрать вспомогательные средства поднятия;
- подойти к пациенту как можно ближе;
- держать спину прямо;
- убедиться, что бригада и пациент выполняют движения в одном ритме.
Одежда и обувь медицинской сестры должны быть удобными и не ограничивать движения.
Виды и правила транспортировки пациента
Вид транспортировки пациента определяет врач, учитывая клиническую ситуацию.
- На каталке – самый оптимальный вариант – сестра испытывает минимальные физические нагрузки, пациент – максимальное расслабление мускулатуры. Необходимо, установив тормоз, осторожно уложить пациента на каталку, застеленную простыней. Пациента без сознания уложить на бок и зафиксировать или придерживать при перемещении.
- На кресле-каталке – необходимо следить, чтобы руки и ноги пациента не свисали при перемещении.
- На носилках – необходимо идти не в ногу, короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях и удерживая носилки на одном уровне.
- На руках.
- Пешком с сопровождением – необходимо придерживать пациента под руку, контролировать его самочувствие.
Источник