Перелом позвоночника в дтп

Перелом позвоночника в дтп thumbnail

Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий, с каждым годом число происшествий продолжает расти. А соответственно, количество пострадавших в авариях также увеличивается. Следует знать, что причинами аварий могут быть тысячи случайных или внезапных факторов. Также и для пассажиров последствием в ДТП могут стать разнообразные травмы опорно-двигательного аппарата. Как известно, большая часть населения не соотносит себя с возможностью попадания в число пострадавших от всевозможных автокатастроф. Однако, участниками несчастного случая могут стать не только автомобилисты, но и люди, которые передвигаются на общественном транспорте или просто переходят улицу.

В случае ДТП можно вызвать реанимационную бригаду Юсуповской больницы. Высококвалифицированные врачи окажут необходимую помощь и, при необходимости, срочную транспортировку в реанимацию.

Травмы после ДТП

Травмы при аварии

Высокая степень смертности и травматизма в результате автокатастроф остаётся признанным фактом во всём мире. Травмами средней тяжести при ДТП считают такие повреждения тканей, для которых характерно нарушение их целостности и функционирования. Виды травм при ДТП могут быть очень разнообразными и варьироваться от легких ушибов до серьёзных переломов или разрывов внутренних органов. Если после ДТП болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Согласно статистике, большая часть травм происходит с опорно-двигательной системой. Современная медицина объединяет их в большую группу под названием травмирование конечностей.

К возможным видам повреждений нижних конечностей относят переломы бедренной кости и вывихи бедренной кости. Для вывихов характерно выпрямленное или согнутое положение бедра с неестественным отведением его в сторону. Попытки совершить любое движение приводят к мучительным болям. При такой симптоматике первым делом необходимо провести обезболивание, затем перенести и транспортировать в больницу человека, который пострадал, на носилках и на спине. Ногу следует оставить в вывихнутом и отведенном положении. Её можно для этого обложить подушками или одеждой. Для переломов бедренной кости характерны повреждения в верхней части нижней конечности. Эти травмы также являются очень тяжелыми и требуют немедленного обезболивания и госпитализации. В случае перелома бедра травмированную ногу следует обязательно уложить в правильное положение и сразу же наложить шину.

Верхние конечности также довольно часто подвергаются травмированию. Чаще всего встречаются ушибы или переломы кистей, а затем идут всевозможные переломы рук.

Травма позвоночника при аварии

Травмы, связанные с позвоночником, являются самыми тяжелыми в плане лечения и всевозможных осложнений. Например, осложнением от переломов позвоночника может стать онемение ног или рук, вплоть до паралича. Самым незащищенным отделом позвоночника является шейный отдел. В результате резкого торможения или резких ударов могут образоваться вывихи или перелом шейных позвонков при ДТП. Уточнить такой диагноз можно только с помощью рентгенографии в Юсуповской больнице. Травма шеи при ДТП является довольно частым событием. Очень важно в такой ситуации осторожно переложить потерпевшего человека на носилки, следить, чтобы шея и голова находились на одном уровне. Перелом шейных позвонков при ДТП последствия может иметь очень плохие для пострадавшего, поэтому первую помощь нужно оказать как можно скорее.

При травмах поясничного и грудного отделов также нужно следить, чтобы не произошли прогибы в спине во время транспортировки пострадавшего в больницу.

При перевороте машины или просто при оказании сильного давления с различных сторон на кости таза они подвержены переломам. Самым опасным является повреждение сочленения позвоночника и таза, оно может вызвать очень сильное внутреннее кровотечение. Как правило, признаками переломов таза считают его деформацию и наружные кровоизлияния. Также повреждения таза могут сопровождаться разрывами мочевого пузыря, почек, сосудов. В такой ситуации пострадавшему необходимы жесткие и не прогибающиеся носилки, а также правильное положение при госпитализации. Пострадавший должен лежать на спине, ноги следует согнуть в коленях и тазобедренных суставах.

Открытые переломы являются характерными травмами при ДТП и одними из тяжелейших травм, которые вообще могут быть при ДТП. От таких травм развивается очень сильный травматический шок, который необходимо в срочном порядке преодолевать обезболивающими. Врачи накладывают на открытые раны стерильные повязки и жгуты для остановки кровотечений, а после этого накладывают шины. Во время перекладывания на носилки кровотечение обычно всегда усиливается. При таких тяжелых травмах после ДТП пациента доставляют сразу в реанимацию. В случае отрывов конечностей принцип оказания первой помощи такой же, а оторванную конечность реанимационная бригада доставляет в реанимацию вместе с пострадавшим.

Травмы после аварии грудной клетки могут быть различные. К ним относят переломы ребер и ушибы. Симптомами переломов являются:

  • резкие боли в груди;
  • внешние деформации;
  • боли при вдыхании и выдыхании;
  • удушье;
  • кровохаркание.

Тяжелыми осложнениями после травм при аварии на мотоцикле считаются следующие ушибы грудной клетки:

  • пневмоторакс закрытый;
  • повреждение обломками ребер легких;
  • гемоторакс;
  • пневмоторакс открытый.

Восстановление после ДТП

Как показывает современная научная практика, ДТП происходят за считанные секунды. Следовательно, сгруппироваться, чтобы как-то обезопасить себя, практически не представляется возможным за такой короткий промежуток времени. Уменьшить степень травматизма могут обычные пристегнутые ремни, так как они сокращают риск травматизма в два раза. Также пристегивание ремней влияет и на степень тяжести полученных травм. Перенесенные травмы могут значительно ухудшить дальнейшее качество жизни. Травмы водителя при ДТП, как правило, самые значительные, поэтому очень важно, садясь за руль, пристёгивать ремень безопасности.

Читайте также:  Рентгенологические признаки перелома позвоночника

Если после аварии болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как полученные травмы при ДТП могут послужить началом серьёзных заболеваний. В клинике реабилитации работают высококвалифицированные специалисты, которые помогут пройти восстановительный этап после ДТП максимально быстро и комфортно для пациента. Записаться на приём к специалисту можно круглосуточно по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Особенности травмы в салоне современного автомобиля требуют изучения, так как эта проблема недостаточно освещена в судебно-медицинской литературе, в которой анализируются данные о повреждениях, полученных при ДТП в салоне автомобилей, лишенных каких-либо средств индивидуальной безопасности водителя и пассажиров.

Вышеизложенное определило цель и задачи настоящего исследования. Целью работы явилось изучение особенностей повреждений позвоночника водителя и пассажиров при ДТП в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности.

Были изучены характер повреждений позвоночника для установления основных различий характера его повреждений, образующихся при ДТП у водителя и пассажиров переднего и заднего сидений в салоне легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности.

Материалом исследования явились архивные данные актов и заключений экспертов (водители – 85, пассажир переднего сиденья – 55, пассажир заднего сиденья слева – 15, пассажир заднего сиденья в центре – 18, пассажир заднего сиденья справа –14).

В работе применялись сравнительный, морфометрический и статистический методы исследования. Морфометрический анализ использован для получения общих сведений о характере травмы и включал определение локализации и вида повреждений (ссадина, кровоподтек, рана, перелом, повреждения спинного мозга).

Проведенное исследование показало, что у водителя современного легкового автомобиля по сравнению с пассажирами наблюдалась наибольшая частота образования повреждений позвоночника. При этом выявлена одинаковая частота повреждений мягких тканей (ссадины, кровоподтеки, раны) и переломов позвоночника.

Мягкие ткани шейного отдела позвоночника травмировались в 75 % случаев, грудного отдела – 60 % наблюдений, пояснично-крестцового отдела – 30 % случаев. Переломы позвонков встречались в 60 % наблюдений, и одинаково часто травмировались все отделы позвоночника. 2/3 случаев травмы шейного отдела спинного мозга отличались наибольшей тяжестью и сопровождались разрывами твердой мозговой оболочки и размозжением спинного мозга. Травма грудного отдела спинного мозга наблюдалась в 60 % всех случаев и во всех наблюдениях сопровождалась тяжелыми повреждениями оболочек и вещества спинного мозга (разрывами твердой мозговой оболочки и размозжением мозга. Травма пояснично-крестцового отдела спинного мозга наблюдалась в 30 % всех случаев и в 1/3 наблюдений сопровождалась разрывами твердой мозговой оболочки и размозжением спинного мозга.

У пассажира переднего сиденья постоянно формировались повреждения мягких тканей шейного отдела позвоночника и в половине случаев повреждались мягкие ткани других его отделов. Переломы позвонков шейного и пояснично-крестцового отделов наблюдалось одинаково часто и встречались в 20 % случаев. В то же время переломы позвонков грудного отдела встречались в два раза чаще (40 %). Травма шейного отдела спинного мозга наблюдалась в 80 % случаев, грудного отдела в 40 % и пояснично-крестцового в 20 % наблюдений (отмечено сочетание повреждений в разных отделах в части наблюдений). При этом тяжелые повреждения спинного мозга (разрывы оболочек и ра змозжения мозга) наблюдались при травме шейного отдела позвоночника в 2/3 наблюдений, грудного – в половине случаев, пояснично-крестцового – в 1/3 наблюдений. Все указанные повреждения чаще локализовались на правой стороне тела.

Для пассажира заднего сиденья слева характерным являлось преобладание повреждений мягких тканей в области шейного и грудного отделов п озвоночного столба с большой частотой образования ушибленных и резаных ран. Типичным было образование переломов в грудном отделе позвоночного столба. Повреждения спинного мозга формировались исключительно в шейном его отделе.

Для пассажиров заднего сиденья в центре оказалось характерным преобладание повреждений в шейном и грудном отделах позвоночного столба, с большей частотой переломов шейных позвонков и повреждений спинного мозга в грудном отделе позвоночника.

Для пассажиров заднего сиденья справа была характерна наименьшая частота образования повреждений. При этом повреждения мягких тканей, переломы и повреждения спинного мозга формировались преимущественно в поясничном и крестцовом отделах позвоночного столба. Причем переломы позвонков характеризовались отсутствием повреждений суставных поверхностей. Тяжелые повреждения шейного и грудного отделов спинного мозга (разрывы оболочек и размозжения мозга) наблюдались в 5 % случаев.

Выводы.

Проведенное исследование характера повреждений позвоночника, образующихся при ДТП у водителя и пассажиров в салоне современного легкового автомобиля, выявило существенные различия частоты, локализации, характера и тяжести образующихся повреждений. Выявленные различия в комплексе могут быть использованы для судебно-медицинской оценки местоположения пострадавших при внутрисалонной травме.

Источник

Неуклонное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) со смертельными исходами, установление механизмов образования повреждений внутри салона легкового транспортного средства (ТС) при использовании средств безопасности и определение места нахождения пострадавших в ДТП экспертным путем до сих пор не получили исчерпывающего научно-практического разрешения. Использование комплекса средств индивидуальной безопасности в современных легковых автомобилях: конструктивные особенности интерьера салона, расположение кресел и в связи с этим посадка водителя и пассажиров – изменило характер повреждений у пострадавших в салоне ТС. Все это делает актуальным исследование данного вида автомобильной травмы [1, 2].

Сравнительный анализ морфологии, локализации и объема причиненных повреждений традиционно используется для судебно-медицинской диагностики места положения участников ДТП в салоне легкового автомобиля на протяжении нескольких последних десятилетий [3-11]. Проведенные многочисленные исследования ряда авторов [12-25] показали и доказали перспективность такого подхода в решении данной проблемы. В то же время работ, в которых приводится подробный анализ повреждений различных отделов позвоночника у пострадавших в ДТП, крайне мало [26].

Читайте также:  Компрессионный перелом позвоночника в спорте

Цель работы – изучить особенности повреждений трех отделов позвоночника у пострадавших при ДТП, находящихся в салоне современного легкового автомобиля, оборудованного средствами безопасности (ремни и подушки безопасности для водителя и пассажира переднего сиденья), в случаях фронтальных столкновений.

Материалом исследования явились архивные данные заключения судебно-медицинских экспертиз и акты судебно-медицинских исследований, проведенные в бюро СМЭ Департамента здравоохранения Москвы в период с 2005 по 2012 г. в отношении пострадавших внутри салона легковых автомобилей при ДТП. Все обстоятельства происшествий и положение погибших были известны из материалов дела.

В работе использовали сравнительный и морфометрический методы исследования, которые учитывали количество и частоту переломов тел, дуг и отростков шейных, грудных и поясничных позвонков, разрывы связочного аппарата позвоночника, степень их выраженности и характер.

Исследовали данные о 187 пострадавших: 85 водителей, 55 пассажиров переднего сиденья (ППС), 15 пассажиров заднего сиденья слева (ПЗС-Л), 18 пассажиров центрального заднего сиденья (ПЗС-Ц) и 14 пассажиров, находившихся на правом заднем сиденье (ПЗС-П). Половая характеристика потерпевших не учитывалась. Все погибшие были в возрасте 20-65 лет.

1. Количественная характеристика повреждений позвонков

У 85 водителей было повреждено 278 позвонков

(в среднем 3,3 на 1 наблюдение), У 55 ППС – 63 ( в среднем 1,1), у 15 ПЗС-Л – 20 (в среднем 1,3), у 18 ПЗС-Ц – 23 (в среднем 1,3), у 14 ПЗС-П – 14 позвонков (в среднем 1). Таким образом, при фронтальных столкновениях легковых ТС наиболее часто переломы позвонков отмечали у водителя, а реже – у ППС и сидящего за ним ПЗС-П (рис. 1Перелом позвоночника в дтп).

2. Сравнительная характеристика частоты травмирования позвонков различных отделов позвоночного столба

Изучали частоту повреждений 3 отделов позвоночника и соответствующее число переломов позвонков (рис. 2Перелом позвоночника в дтп).

У всех 85 (100%) водителей ТС отметили повреждения шейного отдела позвоночника и 142 перелома I-VII шейных позвонков, у 75 (88%) – трвмы грудного отдела и 105 переломов грудных (I-XII) позвонков, у 27 (32%) – травмы поясничного отдела и 31 перелом I-V поясничных позвонков.

У 30 (55%) ППС выявили 38 переломов шейных позвонков, у 20 (36%) – 20 грудных позвонков и у 5 (9%) –

5 поясничных позвонков.

Из 15 ПЗС-Л у 10 (67%) было 13 переломов шейных позвонков, у 2 (13%) – 2 перелома грудных позвонков и у 3 (20%) – 3 перелома поясничных позвонков.

У 7 (39%) из 18 ПЗС-Ц наблюдали 11 переломов шейных позвонков, у 10 (56%) -11 переломов грудных позвонков и у 1 (5%) перелом одного поясничного позвонка.

Переломы шейных и грудных позвонков отсутствовали у ПЗС-П, при этом у всех 14 (100%) было 14 переломов поясничных позвонков.

Таким образом, повреждения различных отделов позвоночника у водителя ТС встречались чаще, чем у ППС, однако этого признака недостаточно для объективного установления места расположения пострадавшего в салоне автомобиля. Для ПЗС-Л характерна меньшая частота травматизации грудного отдела и большая – шейного и поясничного отделов, чем для ПЗС-Ц, у которых значительно чаще травматируется грудной отдел. У ПЗС-П в отличие от других пострадавших возникают травмы преимущественно поясничного отдела позвоночного столба.

3. Сравнительная характеристика особенностей травмирования различных отделов позвоночного столба

Число одиночных и множественных (от 2 до 4) переломов шейных позвонков, формирующихся изолированно только в шейном отделе позвоночника (1-й уровень), а также сочетание их с переломами грудных (2-й уровень) позвонков или одновременно шейных, грудных и поясничных (3-й уровень) позвонков, представлено в таблицеПерелом позвоночника в дтп.

Из данных таблицыПерелом позвоночника в дтп видно, что у водителя ТС при ДТП чаще, чем у пассажиров, формировались множественные переломы шейных позвонков, которые сочетались с переломами других отделов позвоночника. Выявили различия в локализации переломов шейных позвонков у пассажиров: у ППС чаще встречались травмы средних шейных (III-V), а у ПЗС-Л и ПЗС-Ц – верхних шейных (I-II) позвонков.

4. Морфологические особенности переломов позвонков

Для выявления основных морфологических различий в переломах позвонков, исследовали их особенности (локализация, симметричность, множественность), количество и уровень травматизации относительно отдела позвочного столба.

Повреждения у водителя. Особенность повреждения шейного отдела позвоночника у водителей заключалась в формировании множественных сгибательно-разгибательных переломов II-VI шейных позвонков.

Травмы грудного отдела проявлялись преимущественно переломами верхних (I-IV) и средних (V-IX) грудных позвонков. Двойные переломы верхних грудных позвонков (32 случая) формировались несколько чаще одиночных (29); в 1 случае отметили тройной перелом. Переломы средних грудных позвонков в 16 случаях были одиночными и в 22 – двойные. Одиночные травмы X-XII нижних грудных позвонков отметили в 2 случаях, двойные – в 3. Повреждения I-IV верхних грудных позвонков характеризовались компрессионными переломами тел (чаще III и несколько реже II грудного позвонков) с разрывами межпозвоночных дисков, преимущественно между II, III и IV позвонками, а также разрывом передней продольной связки. Повреждения средних грудных позвонков были представлены компрессионными переломами тел TVI и TVII с разрывами межпозвонковых дисков, преимущественно между V, VI и VII грудными позвонками, и разрывом передней продольной связки. Повреждения нижних грудных позвонков характеризовались однотипными переломами тел TIX и TX c разрывами межпозвонковых дисков между IX и X позвонками и разрывом передней продольной связки. Плоскость перелома при этом в телах позвонков располагалось сверху вниз и спереди назад.

Читайте также:  Признаки перелома трещины позвоночника

Морфологические особенности выявленных повреждений верхних и средних грудных позвонков были связаны с вертикальной нагрузкой и сгибанием туловища водителя ТС при ДТП кпереди в сагиттальной плоскости, а характер переломов тел нижних грудных позвонков указывал на сгибательно-разгибательный механизм [26].

Повреждения поясничного отдела позвоночника сопровождались преимущественными переломами тел LII-LIV. В основном это одиночные переломы, которые характеризовались краевыми переломами остистых отростков LII-LIV и поперечных отростков LI-LV. Повреждениям поясничных позвонков сопутствовали переломы костей нижних конечностей, повреждения таза в виде разрыва лобкового симфиза. Эти особенности указывают на условия образования переломов отростков данного отдела позвоночника в результате чрезмерного сгибания или разгибания туловища водителя ТС [26].

Повреждения у пассажира переднего сиденья. Как правило, при травме внутри салона легкового автомобиля у ППС образуются одиночные сгибательно-разгибательные переломы шейного отдела позвоночника, чаще всего тел CIV-CVI.

Повреждения грудного отдела были одноуровневыми, характеризовались компрессионными переломами тел TI и TII (до 50% от всего числа поврежденных грудных позвонков) и тел TIII и TIV (до 25%). Указанные переломы формировались в результате вертикальной компрессии и сгибания туловища кпереди в сагиттальной плоскости. Это подтверждается локализацией поврежденных позвонков, характером перелома и сохранностью передней продольной связки. Интенсивность сгибания позвоночника у ППС менее выраженная, что отражается на формировании одноуровневых и преимущественно одиночных переломов.

Повреждения поясничных позвонков были единичными в виде переломов остистых и чаще поперечных отростков. Эти повреждения сочетались с травмой таза и нижних конечностей, что свидетельствует о чрезмерном сгибании или разгибании поясничного отдела позвоночника [26].

Повреждения у пассажира левого заднего сиденья. Анализ полученных данных показал, что у ПЗС-Л преобладали одиночные повреждения шейного отдела позвоночника с фрагментарными переломами тела CI (3 случая), оскольчатыми переломами тел CII (6) и CIII (2) c разрывами передней продольной связки и межпозвонкового диска между II и III шейными позвонками, а также компрессионными переломами CVII (2). Излом обоих тел CVII проходил в горизонтальной плоскости от задней поверхности позвонков к их передней поверхности.

У 2 ПЗС-Л отметили компрессионные переломы тел TIV и TXI, в которых плоскость излома проходила в направлении спереди назад и сверху вниз.

Повреждения поясничных позвонков (3 случая) сопровождались переломами остистых отростков LII-LIV. Эти особенности свидетельствуют о чрезмерном сгибании позвоночника ПЗС-Л в сагиттальной плоскости [26].

Повреждения у пассажиров центрального заднего сиденья. У ПЗС-Ц чаще формировались двойные повреждения смежных позвонков шейного отдела. У 5 из 7 ПЗС-Ц они имели вид многооскольчатых переломов всех дужек и отростков CI-CIII с разрывом антлантозатылочной мембраны и отрывом всех связок, прикрепляющихся к затылочной кости, за исключением передней продольной связки. В 1 наблюдении осколки затылочной кости располагались в виде лепестков вокруг большого затылочного отверстия, открываясь в глубину полости черепа, пропуская в него шейный отдел позвоночника до уровня сочленения между телами CIII-CIV. У 2 ПЗС-Ц компрессионные переломы CVI и CVII были с разрывом межпозвонкового диска и передней продольной связки на этом уровне.

При повреждениях грудных позвонков наблюдали компрессионные переломы тел верхних и нижних грудных позвонков. На уровне TI-TIV отметили истончение межпозвонковых дисков с понижением высоты тел позвоночников и незначительным искривлением позвоночного столба в виде дуги в направлении вправо и немного кзади. Наблюдали переломы тел позвонков в верхней трети со смещением верхней замыкательной пластинки кпереди и вправо на уровне TIX-TXII. Плоскости изломов проходили в направлении спереди назад и сверху вниз.

Перелом остистого отростка LII обнаружили у 1 ПЗС-Ц.

Выявленные морфологические особенности переломов у ПЗС-Ц указывали на значительную вертикальную нагрузку, сочетающуюся с чрезмерным сгибанием позвоночника в сагиттальной плоскости [26].

Повреждения у пассажиров правого заднего сиденья.

У ПЗС-П повреждения поясничных позвонков были одноуровневыми и одиночными. Характерны переломы остистых отростков чаще всего LIII (36% от всех поврежденных поясничных позвонков), реже LII и LV (по 21%). Как правило, этим переломам сопутствовали тяжелые травмы таза и нижних конечностей. Перечисленные признаки указывают на образование данных переломов в результате чрезмерного сгибания или разгибания поясничного отдела позвоночника [26].

Анализ архивных актов и заключений за период с 2005 по 2012 г. показал, что в случаях смертельных травм внутри салона легкового автомобиля у водителя ТС преобладает частота переломов шейных, грудных и поясничных позвонков. У пассажиров переднего и заднего правого сидений такие повреждения выражены в минимальной степени.

Многоуровневость и множественность переломов различных отделов позвоночника у водителя ТС связана с более интенсивным сгибанием и разгибанием позвоночника при данном виде травмы.

У ППС чаще встречались переломы нижних шейных позвонков, а у ПЗС-Л чаще травмировались верхние шейные позвонки.

Для пассажиров ПЗС-Л характерна меньшая частота травматизации грудного отдела и большая частота травм шейного и поясничного отделов позвоночника.

У ПЗС-Ц при внутрисалонной травме значительно чаще травмируется грудной, а у ПЗС-П – поясничный отдел позвоночника.

Конфликт интересов отсутствует.

Источник